А.В. РАВНЮШКИН,
адъюнкт* кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка
(Академия управления МВД России)
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
л
<
и н S
1
<
а
X о о
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
58
О компетенции полиции по защите прав и законных интересов граждан в сфере семейно-бытовых отношений
В статье обосновывается установление административной ответственности за нарушение прав членов семьи и совместно проживающих лиц посредством раскрытия понятий законных интересов и компетенции в теории права, а также рассматривается проблема повышения уровня самоорганизации каждого сотрудника полиции.
Семейно-бытовые отношения, жилой сектор, права и законные интересы, теория компетенции, самоорганизация.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [1].
Указанные положения должны распространяться также и на сферу семейно-быто-вых отношений. Вместе с тем в последние годы наблюдается рост «бытовых» преступлений и административных правонарушений, и эта тенденция не осталась без внимания со стороны руководства МВД России. В мае 2012 г. в Москве состоялась коллегия МВД России, по результатам которой 29 мая 2012 г. было принято решение № 3км «Об организации и мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений и административных правонарушений в жилом секторе» (далее — Решение), где было указано, что «... в жилом секторе совершается половина всех зарегистрированных убийств или покушений на убийство (2007 г. - 50,8 %, 2011 г. - 51,8 %), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (2007 г. —
48.5 %, 2011 г. — 54,8 %, изнасилований (2007 г. —
43.6 %, 2011 г. — 49,2 %). Отмечается недостаточная результативность предупреждения тяжких бытовых преступлений путем докумен-
Начальник цикла Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Кемеровской области.
тирования их превентивных составов. Меньше выявлено фактов причинения легкого вреда здоровью (на 43,6 %), побоев (на 34,2 %), истязаний (на 5,4 %) и угроз убийством (на 21,9 %). Остается актуальной проблема предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями, иными законными представителями, а также другими лицами, фактически проживающими совместно со своими жертвами» [4]. Также на заседании коллегии было установлено, что «сложившаяся ситуация обусловлена, с одной стороны, снижением эффективности профилактической работы органов внутренних дел, с другой — наличием пробелов в правовом регулировании» [4].
Таким образом, проблемы совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения полицией правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений обусловлены в основном нормотворческими и организационными аспектами механизма административно-правового регулирования.
В п. 3.9.2 решения коллегии указывается, что в целях совершенствования мер по обеспечению правопорядка в жилом секторе необходимо проработать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части установления административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок в жилом секторе. Отметим, что эта проблема уже активно обсуждалась в научной среде и обществе [9, с. 173—176], в частности, выдвигалось и обосновывалось предложение включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статью 5.611 «Нарушение прав в сфере семейно-бытовых отношений».
Полагаем, вопрос о включении такой статьи может вызвать дискуссию в нашем обществе и даже некоторое противодействие. Для более глубокого его понимания следует обратиться к истории развития отечественной научной мысли и законодательства, регламентирующего порядок реализации гражданами субъективных прав и законных интересов в сфере семейно-бытовых отношений, а также подробно рассмотреть функцию полиции защищать и оказывать содействие гражданам в реализации своих прав.
Необходимость установления административной ответственности за нарушения прав членов семьи и совместно проживающих лиц от действий правонарушителя обусловливается двусторонне. С одной стороны, у граждан нашей страны выработалась потребность в дополнительных гарантиях защиты их прав и законных интересов в сфере семейно-бытовых отношений, с другой — возникает необходимость определения компетенции полиции в указанной сфере деятельности.
Согласно классификации мер административного пресечения, предложенной в диссертационном исследовании В.В. Йонашем, на семейно-бытовые отношения можно воздействовать только мерами, применение которых связано с непосредственным воздействием на личность нарушителя, а именно:
— психологическое воздействие;
— физическое воздействие;
— ограничение свободы действий и передвижения физического лица [7, с. 14].
Кроме того, необходимо применять меры, направленные на обнаружение и орудия совершения или предмета правонарушения.
К мерам психического воздействия относится требование сотрудника полиции о прекращении неправомерного поведения, а также предупреждение о намерении использовать специальные меры (физическую силу и специальные средства) в случае неповиновения законным требованиям. К мерам физического воздействия в отношении правонарушителя мы можем отнести применение специальных мер (физической силы, специальных средств, и в крайнем случае — оружия) в случае невыполнения законного требования о прекращении противоправных действий; удаление правонарушителя от заявителя (потерпевшего); наружный досмотр (в качестве меры обеспечения личной безопасности сотрудника полиции); задержание правонарушителя.
В теории права установлено, что личность наделена не только определенными субъективными правами, но обладает еще и правом на признание и защиту со стороны государства своих законных интересов.
Человек стремится добиваться благ, выражать свои законные интересы, в частности, в сфере семейно-бытовых отношений. Законный интерес — это важная дополнительная гарантия социально-правового статуса индивида, стимул для его активной деятельности. По нашему мнению, законные интересы — это те интересы, законность которых вытекает из общих положений законодательства. Законный интерес в сравнении с субъективным правом имеет менее богатое содержание и состоит из двух элементов (правомочий) — дозволенности совершения действий, на-
правленных на пользование социальным благом, и возможности обращения за защитой к компетентным государственным органам и органам местного самоуправления [11].
Законные интересы, как и субъективные права, выражают важные стороны взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, принципиальную особенность демократического строя и действующей в нем правовой системы.
Проблеме соотношения частного и публичного в семейных отношениях посвятила свою научную работу О.Ю. Ильина и пришла к выводу, что «в семейных правоотношениях иерархия интересов основана на публичных началах, поскольку интересы каждого из членов семьи подчинены интересам семьи, общества и государства ... Публичные интересы в семейных правоотношениях представлены тремя разновидностями: непосредственно государственный интерес; общественный интерес; интересы семьи как социальной группы (института). Законный частный интерес в семейном праве — это признанная правовыми нормами потребность члена семьи (группы членов семьи) в получении определенных благ, как прямо предусмотренных законом, так и не запрещенных им.
Законный публичный интерес в семейном праве — это признанное правовыми нормами стремление общества и государства к созданию определённой, одобряемой ими модели семейных отношений» [6, с. 10—11]. Права и обязанности членов семьи, взаимоотношения отдельных членов семьи и государства могут определяться нормами различных отраслей права — административного, гражданского, семейного, трудового, уголовного, права социального обеспечения и др.
В диссертационном исследовании О.Ю. Ильиной подчеркивается, что семья в целом не подвергается и не может быть подвергнута правовому воздействию норм только семейного законодательства: «Государство не может безразлично относиться к семье, выполнению ею своих функций, своего предназначения. Осуществляя правовое регулирование семейных отношений, государство устанавливает определенную модель одобряемого им поведения членов семьи или тех лиц, которые намерены ее создать» [6, с. 20].
Реальная жизнь показывает, что многие жалобы, просьбы, ходатайства граждан, поступающие в государственные органы (в том числе органы внутренних дел), затрагивающие сферу семейно-бытовых отношений, в большинстве случаев связаны не с прямым нарушением их юридических прав, а с тем, что были недостаточно учтены или в чем-то ущемлены их законные интересы.
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
59
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
60
Среди недостатков можно отметить неполную, недостаточно эффективную деятельность полиции по защите лиц, проживающих в неблагополучных семьях, где происходят се-мейно-бытовые конфликты. Эти и другие негативные явления часто умаляют либо мешают осуществлению прав, которые предоставлены гражданам Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами. Именно поэтому человек порой не может реализовать те возможности, которыми он располагает по закону, что отражается на его социально-правовом статусе. Как верно отметил Н.И. Матузов, «Законные интересы — это своего рода предправа, они могут трансформироваться в права, когда для этого созревают необходимые условия. Они служат как бы переходным этапом на пути формирования новых прав» [8, с. 122].
Следовательно, права и законные интересы в семье признаются и гарантируются российским государством. Настало время, когда законные интересы граждан, страдающих от умаления их правового и социального статуса со стороны других лиц — членов семьи, или совместно проживающих, должны перейти в разряд субъективных прав и защищаться посредством законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем основным субъектом профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений остается полиция. В ст. 7 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» отмечено, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств [2].
Термин «законные интересы» в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность полиции, употребляется широко. Если следовать теории компетенции, разработанной Ю.А. Тихомировым, то защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина являются такими ее элементами, как предмет и функция [12, с. 56]. Несмотря на то, что в Федеральном законе «О полиции» функции полиции прямо не названы, практические работники и ученые, принимавшие непосредственное участие в его разработке, называют их таковыми. «Основные направления деятельности полиции — это, по сути, функции, необходимые и вместе с тем достаточные для реализации ее социального значения» [10, с. 22].
Остается актуальным и вопрос об организации деятельности полиции в указанной сфере деятельности. Это также обусловлено еще и незавершенностью реформы органов внутренних дел, начатой в 2010 г. Ненадлежащее реагирование на семейно-бытовые конфликты со стороны правоохранительных органов и общественных
организаций отмечается как одна из причин совершения тяжких преступлений [5, с. 197].
В ряде пунктов решения коллегии МВД России от 2012 г. в отношении проблемы предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений ставятся задачи и организационного характера: подготовить методические рекомендации об организации работы по линии предупреждения насилия; выработать методические рекомендации, определяющие порядок осуществления взаимодействия органов внутренних дел с пунктами охраны общественного порядка; разработать типовое положение о порядке проведения межведомственного профилактического мероприятия «Жилой сектор»; провести апробацию временных нормативов численности деятельности по направлениям деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних и др.
Но все указанные направления совершенствования деятельности не могут успешно реализовываться, если не учитывать такой личностный критерий, как самоорганизация отдельного сотрудника полиции. Огромная роль в выработке этого делового качества возложена на непосредственных руководителей, и, прежде всего, на начальника ОДУУП и ПДН. Он осуществляет повседневное руководство участковыми уполномоченными и инспекторами по делам несовершеннолетних, направляя и координируя их деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, профилактике преступлений и административных правонарушений, подводит итоги работы, контролирует своевременное и качественное рассмотрение сообщений и заявлений граждан, должностных лиц и т. п. Планирование работы и учет проводимых мероприятий являются одним из основных элементов как организации, так и самоорганизации. Вместе с тем руководитель должен не только накапливать разнообразную информацию о состоянии дел на административном участке, но и анализировать ее для последующего практического применения. Выполнение административной деятельности в сфере семейно-бытовых отношений следует отделять от другой работы и готовить к ней сотрудников полиции по четко разработанной программе.
Не стоит забывать и об институте наставничества молодых сотрудников, особенно это важно для лиц, вновь принятых на службу и проходящих стажировку по должности участкового уполномоченного полиции. УУП должен уметь тщательно анализировать и планировать свою работу, проводить подробный анализ оперативной обстановки не только по итогам деятель-
ности за квартал, полугодие, девять месяцев и год. Необходимо осуществлять текущий анализ на основе суточной, декадной и месячной информации, что обеспечит своевременное реагирование на изменения оперативной обстановки на административном участке. В связи с этим УУП как никакой другой сотрудник полиции должен конкретно планировать свою работу, умело распределять служебное время, т. е. обладать высочайшей степенью самоорганизации. Поэтому при подготовке и отборе кадров в данную службу помимо всего прочего не-
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Об организации и мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений и административных правонарушений в жилом секторе: решение коллегии МВД России от 29 мая 2012 г. № 3км: приказ МВД России от 9 июня 2012 г. № 580.
5. Антонян Ю.М. Множественные убийства: природа и причины (памяти детей — жертв чудовищных убийств 4 ноября 2010 г. в станице Кущевская Краснодарского края): монография. М., 2012.
6. Ильина О.Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: автореф. ... докт. юрид. наук. М., 2006.
7. Йонаш В.В. Меры административного пресечения как вид административного при-
обходимо осуществлять проверку кандидата на умение в зависимости от различных факторов анализировать складывающуюся оперативную обстановку, планировать свою деятельность.
Рост эффективности деятельности полиции возможно обеспечить посредством эффективных нормативных правовых актов, но ведь проводимая реформа органов внутренних дел МВД России должна осуществляться не только «сверху», но и «снизу», т. е., на наш взгляд, прежде всего нужно повысить уровень самоорганизации каждого сотрудника.
нуждения: автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
9. Медведева В.В. Действия органов внутренних дел при поступлении заявлений и сообщений о бытовых хулиганствах: проблемы правовой регламентации и организации деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1(6).
10. О полиции: комментарий к Федеральному закону (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Була-вин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. М., 2011.
11. Сенников И.В. Законный интерес как форма выражения правовых возможностей (дозволений) и объект судебно-правовой защиты // Право: теория и практика. URL: http:// www.yurclub.ru/docs/pravo/1403/13.html (дата обращения: 14.05.2013).
12. Теория компетенции / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2001.
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
¡Ü
<
а С
к S а
О и н
61