О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Людмила Александровна СЕВЕРОВА,
старший преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук e-mail: mila.234@mail.ru
В статье автором представлено описание модели компетенций специалистов-менеджеров социально-культурной деятельности в ВУЗах культуры и искусств, осуществлена проработка ее базовых положений, раскрыты основные элементы ее функционирования. Автор проводит анализ успешности молодых специалистов - выпускников кафедр вузов культуры и искусств. Рассматриваются психолого-педагогические и социальные факторы, влияющие на модель компетенций выпускника и содержание учебного процесса. Охарактеризованы важнейшие ценности и мотивы профессиональной деятельности менеджера, дано описание практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение профессиональной компетентности обучающихся и формирование навыков успешного решения проблемных ситуаций творческо-производственной деятельности.
Ключевые слова: менеджер социально-культурной деятельности, государственный образовательный стандарт, личностно-ориентированная направленность, практикоориентиро-ванный подход, профессиональная компетентность, профессиональная адаптация, организационно-управленческая деятельность.
In the article the author presents the model description of the competencies of specialistsmanagers socio-cultural activities in higher education Institutions of culture and arts, carried out a study of its fundamental provisions, basic elements of its functioning. The author analyses the success of young specialists - graduates of departments of the universities of culture and arts. Examines the psychological and social factors influencing the model of competences of the graduate and content of the educational process. Characterized most important values and motives of professional activity of a Manager, describes the practice-oriented educational process, aimed at improving the professional competence of students and the formation of skills for successful solution of problematic situations creative and production activities.
Key words: manager of socio-cultural activities, the state educational standard, personality-oriented, practical-oriented approach, professional competence, professional adaptation, organizational and administrative activity.
Современные глобальные изменения в мире позволяют выделить сферу образования в приоритетное направление социально-экономического развития общества. Развитие систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. В России сегодня определяется стратегия её развития до 2020 года. В рамках модернизации системы образования и
принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 базовые постулаты формулируются в следующем: «доступность - качество - эффективность». Освещаются вопросы становления системы образования в следующих условиях: формирование учебных программ и методов обучения на основе компе-тентностного подхода и обоснования объективно необходимых компетенций.
Фундамент образования - формирование содержания учебных планов и программ. Инновационный вектор развития страны направлен на обновление к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Освоение новых знаний и навыков становится для россиян самостоятельной потребностью, для экономики страны - растущим сектором услуг и ресурсом ее развития. Учебно-методические комплексы призваны рассматривать передовые знания и умения, содержащие мастерство и инновации, умение решать сложные управленческие задачи в режиме реального времени и принимать ответственность на себя. Компетентностный подход предполагает, что ФГОс ВПО выступает по преимуществу как образовательный стандарт результата образования. При этом сам компетентностный подход является методом моделирования и проектирования результатов образования и их отображения в стандарте. (2;4)
Государственный образовательный стандарт, с точки зрения компетенций, является:
• высказыванием о предметных и универсальных компетенциях, установленных в сотрудничестве разработчиков стандартов с представителями различных специальных групп (с использованием корректных методов анализа рынков труда, мнений и запросов работодателей, выпускников и профессорско-преподавательского состава);
• обоснованием результатов образования, сформулированных в форме активных глаголов действия;
• содержанием образования, необходимым и достаточным для достижения результатов и формирования компетенций;
• оценивающим средством;
• положением о признании личных достижений студентов/выпускников.
• Компетентностный подход объединяет значение обоих терминов: «компетентность» и «компетенция».
Широкий набор компетенций - от фундаментальных знаний и методов исследований до прикладных умений - позволит выпускникам вузов быть конкурентоспособными на рынке труда. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы. Компетент-ностный подход акцентирует внимание на результате образования и рассматривает в качестве результата образования сумму усвоенной информации, а способность человека - продуктивно действовать в различных проблемных ситуациях, включая профессиональные (10).
Важнейшим условием профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности сегодня становится компетентностный подход, который определяет содержание, формы и методы вузовской подготовки менеджеров социально-культурной деятельности. Он обеспечивает соответствие подготовки запросам рынка труда, следовательно, повышает конкурентоспособность выпускников и эффективность профессиональной адаптации и деятельности (7).
Принятие компетенции как основы для формирования учебного плана образовательного учреждения и определения содержания учебных программ вызывает глобальную проблему обоснования перечня объективно необходимых компетенций. Они выступают необходимой составной частью процесса интеграции науки, образования и организаций или учреждений социально-культурной направленности. При этом решается задача объективной оценки результатов обучения - информирование будущих работодателей о реальных компетенциях выпускников (оценка успешности трудоустройства выпускников). Участие в научных семинарах ведущих исследователей кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, специалистов-практиков и работодателей необходимо для формирования условий развития профессиональных компетенций на уровне учреждений культуры, в которых будут работать выпускники. Особое внимание сейчас уделяется оценке влияния результатов международной стажировки на повышение компетенции профессорско-преподавательского состава.
Реальное воплощение интеграции образования и науки видится в инновационных структурах, научных лабораториях и центрах, подготовке научных и педагогических кадров высшей квалификации. Польский ученый и государственный деятель профессор Гж. В. Колодко отметил, что «знание - воспроизведение, а наука - произведение, творение, акт добавления ценности к существующему запасу знания» (6;497).
На сегодняшний день на первое место встаёт качество подготовки менеджеров социально-культурной деятельности как саморазвивающихся творчески мыслящих людей, имеющих высокий культурный уровень, развитые организаторские и творческие способности. При обучении формируется эффективная модель, основанная на инновационной системе, образующая сеть управления знаниями, поддерживающая производство и трансферт новых знаний и технологий, мотивацию инновационного поведения. Интерактивные учебные и научно-производственные комплексы, инжиниринговые и технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры повышения квалификации способствуют эффективной реализации такой модели.
Современная практика подтверждает целесообразность использования компе-тентностного подхода, поскольку определяет факторы и качества, связанные с успехом в конкретной деятельности. С одной стороны, профессиональные компетенции, являясь базовыми в определенной специальности, формируются и развиваются в ходе образовательного процесса. С другой стороны, модели профессиональных компетенций рассматриваются работодателями как личностные, управленческие и др. Безусловно, созданные вузами культуры и искусств для подготовки высококлассных специалистов бизнес-инкубаторы дадут бесценный опыт в использовании базовых компетенций, востребованных на рынке труда, создадут атмосферу свободного профессионального общения, взаимодействия и обмена мнениями между специалистами разных учреждений.
Сегодня в Российской Федерации подготовка кадров высшей квалификации по направлению подготовки Социально-культурная деятельность осуществляется по ФГОС ВПО третьего поколения. В предшествующие десятилетия были созданы предпосылки для существенного обновления организации и содержания подготовки, для реализации компетентностного подхода и обеспечения высокого качества образования. Именно компетентностный подход в его современном понимании определяет содержание принципов индивидуального освоения программ профессиональной подготовки.
Можно выделить следующие принципы индивидуального освоения программ профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода:
• гибкость и разнообразие методов практического обучения;
• поддержка индивидуальности и развитие творческих способностей личности, формирование субъектной позиции студента;
• позитивная перспектива и самоуправление, самореализация и самосовершенствование.
Видный отечественный специалист в области теории высшего профессионального образования, профессор В.И. Байденко предлагает понимать под компетентност-ным подходом «метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования» (2;4). Он исходит из того, что в рамках компетентностного подхода охватываются все три составляющие российского образовательного стандарта: минимум содержания, требования к выпускникам и максимум учебной нагрузки. Более того, именно в логике компетентностного подхода названные три параметра образовательного стандарта получают свое адекватное воплощение.
Профессором В.И. Байденко также верно отмечено, что «компетентностный подход в России - это инновация, возникающая в русле отечественной культурно-образовательной традиции: деятельностный и компетентностный характер образования, отраслевая направленность профессионального образования, органическая включенность практик различного рода в образовательный процесс, квалификационные характеристики, фонды комплексных оценочных заданий» (2;89).
В этом высказывании особенно важно указание на практико ориентированную составляющую вузовского образования - практика сегодня становится важнейшим компонентом учебного процесса, что требует всестороннего её осмысления как условия формирования важнейших профессиональных качеств личности.
Следует согласиться с ведущими российскими специалистами в области социокультурного менеджмента В.М. и В.В. Чижиковыми в том, что «адаптация к условиям внешней среды учреждений культуры, особенно тех, чья деятельность охватывает широкий круг культурологических, культурно-транслирующих и культурно-творческих задач и распространяется на все группы и слои населения, требует специальных профессиональных знаний, умений и навыков персонала в области менеджмента и маркетинга» (12;542).
Бакалавр по направлению подготовки Социально-культурная деятельность будет готовиться к следующим видам профессиональной деятельности: творческо-производственная; организационно-управленческая; художественное руководство деятельностью учреждения культуры; научно-методическая; проектная; педагогическая. Органичное сочетание этих видов деятельности обеспечивает полноту и целостность всего образовательного процесса подготовки бакалавров - будущих менеджеров социально-культурной деятельности.
В ФГОС ВПО третьего поколения указывается, что бакалавр по направлению подготовки Социально-культурная деятельность должен решать различные профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности. В области организационно-управленческой деятельности такими задачами становятся:
• руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы, индустрии досуга и рекреации;
• осуществление менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной де-
ятельности, руководство деятельностью учреждений культуры;
• продюсирование культурно-досуговых программ, организация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки.
В рамках компетентностной модели выпускника реализация специальной формирующей работы может найти место как в ходе освоения студентами отдельных дисциплин профессионального цикла, предусмотренных ФГОС ВПО, так и в процессе организации ознакомительной, производственной и преддипломной практик бакалавра. На уровне магистратуры эта задача может быть решена также в процессе организации различных практик. Для повышения эффективности развития компетенций слушателям магистратуры необходима практика выполнения консалтинговых проектов и опыт педагогической работы на программах бакалавриата. Магистратура призвана формировать у слушателей три основные ключевые профессиональные компетенции. Аналитическая - способность и навыки научно-исследовательской и консалтинговой деятельности. Коммуникативная - способность и навыки трансляции аналитической и практической информации, в том числе в международной среде. Управленческая - способность и навыки разработки стратегии развития организации, обеспечения адекватной реализации. В магистратуре особого внимания заслуживают научные семинары и мини-лекции (8). Они важны для обзора сложных научных и теоретических вопросов изучаемых процессов и проблем, практических ситуаций в режиме реального времени.
Практическая апробация тренинговых методов в ходе профессиональной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности - это перспективный путь повышения адаптационного потенциала личности молодого специалиста сферы культуры и искусства.
В научных подходах профессора Л.С. Жарковой к разработке методологических вопросов профессионализации социально-культурной деятельности в большей степени рассматривается не только сам «процесс включения студента в сферу профессиональной жизни, но и изучение тех последствий, которые возникают у студентов при овладении профессией, обогащении общественной практики разновидностями профессионального труда» (4;9).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка в вузе менеджеров социально-культурной деятельности в содержательном аспекте сегодня обусловлена целым рядом факторов, среди которых, на наш взгляд, наиболее важными являются следующие:
• во-первых, изменение форм организации деятельности учреждений культуры, которое определяется переходом на новые принципы административно-территориального управления, новые механизмы организационно-правовой и финансово-экономической деятельности учреждений культуры;
• во-вторых, изменение отношений между учреждениями культуры и потребителями их услуг, что вызвано общей тенденцией гуманизации социально-культурной деятельности, расширением её культурно-воспитательного, творческого, рекреативно-оздоровительного потенциала;
• в-третьих, неуклонное вхождение всей социально-культурной сферы в новые экономические отношения и постепенная адаптация учреждений культуры к
рыночным условиям, определившая перераспределение доли платных и бесплатных культурных услуг в сфере культуры;
• в-четвертых, усложнение технологии подготовки и проведения программ и реализации проектов социально-культурной деятельности, что вызвано повышением требований потребителей к качеству культурных услуг и появлением конкуренции в сфере культурного обслуживания;
• в-пятых, потребность в расширении социальной базы учреждений культуры, выражающаяся в необходимости вовлечения в социально-культурную деятельность максимально большого числа участников, использовании неформальных механизмов социального управления в работе учреждений культуры.
Итак, в комплекс организационно-управленческой деятельности будущего специалиста вошли основные виды деятельности менеджера - организация, управление, маркетинг, соотнесённые со спецификой деятельности в социально-культурной сфере. Это полностью соответствует пониманию «менеджмента» как эффективного и производительного достижения целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.
Такой подход нашёл отражение в особой группе компетенций в ФГОС ВПО третьего поколения, которые должны формироваться у менеджера социально-культурной деятельности в области организационно-управленческой деятельности:
• быть готовым к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);
• быть способным осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);
• быть готовым использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);
• быть готовым к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);
• быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, всех форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13).
Более полно содержание подготовки менеджера социально-культурной деятельности нашло отражение в одноименном Профиле 1. «Менеджмент социально-культурной деятельности».
В результате изучения дисциплин базовой части этого профиля студент должен:
• знать: основные технологии менеджмента в учреждениях культуры; планирование деятельности учреждений социокультурной сферы, механизмы финансирования и ценообразования в культуре; технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: спонсорство (фандрайзинг), благотворительность, меценатство; принципы и методы организации, нормирования труда; ресурсную базу социально-культурной деятельности (нормативный ресурс, кадровый ресурс, финансовый ресурс, материально-техническая база, социально-демографический и морально-психологический ресурсы); основные маркетинговые коммуникации в соци-
ально-культурной сфере, принципы, задачи и функции маркетинговых исследований социально- культурной деятельности;
• уметь: разрабатывать цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные), осуществлять художественное руководство деятельностью учреждений культуры, осуществлять управление этой деятельностью; проводить маркетинг культурных услуг;
• владеть: навыками управления деятельностью учреждений клубного типа (дома культуры; культурные центры; информационно-методические центры); технологией подготовки и разработки управленческих решений в деятельности учреждений культуры; технологиями управления ресурсным обеспечением социально-культурной деятельности.
Важно подчеркнуть, что квалификация выпускника вуза культуры и искусств, в данном случае - будущего менеджера социально-культурной деятельности, должна быть подтверждена его способностью работать самостоятельно, без сторонней помощи. Поэтому следует указать на то, что успешность его профессиональной деятельности зависит в первую очередь от того, подготовлен ли он в ходе вузовского образования к этому процессу.
В соответствии с фГоС ВПО третьего поколения вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Присоединение к Болонской конвенции ставит перед вузами культуры и искусств задачу максимально хорошо адаптироваться к ней, не потерять то лучшее, что всегда было в российском образовании. Ведь в результате всё решается не количеством уровней, а качеством образовательных программ, теми компетенциями, которые получают выпускники, их способностью выдержать конкуренцию на рынке труда.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Анализ принципов формирования профессиональной адаптации менеджеров социально-культурной деятельности показывает, что ведущим среди них является личностно-ориентированная направленность учебного процесса, что проявляется в поддержке индивидуальности и развития творческих способностей личности. Этот принцип в полной мере демонстрирует возможность такой организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которой внутренний потенциал студентов становится основой мотивации к профессии менеджера социально-культурной деятельности и побудителем активности поиска способов существования в ней.
Но самое важное для студента вуза культуры и искусств - это быть духовно богатой, креативной личностью, способной генерировать разнообразные идеи, находящие воплощение в арт-продуктах, быть идеологом арт-проектов, обладать художественным вкусом, разбираться в тонкостях творческого/инновационного процесса по созданию проекта, уметь подбирать людей, иметь талант и коммерческую «жилку».
Современное профессиональное образование не ограничивается лишь усвоением системы знаний, умений, а рассматривается как «системообразующее ядро личности будущего профессионала, предполагающее развитие ценностных ори-ентаций, формирование познавательных, рефлексивных, коммуникативно-организаторских способностей» (12;10).
Особое место в процессе поддержки индивидуальности и развития творческих способностей личности, формирования субъектной позиции студента следует отвести деловым качествам специалиста социально-культурной деятельности, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность в рыночных условиях. Среди таких качеств можно выделить: инновационность мышления; умение видеть перспективу; стремление к цели; способность к риску; умение объединить людей вокруг цели; способность к социальному партнерству и др.
Коммуникативная мобильность менеджера социально-культурной деятельности при внешних и внутренних контактах является предпосылкой успешного проявления его организаторских данных. Основой названных способностей является высокий уровень волевых и интеллектуальных свойств. Наиболее соответствует рассматриваемой деятельности гетерономно-автономное содержание волевых усилий и практический характер мышления. К ведущим нравственным свойствам следует отнести: принципиальность, гуманизм, честность, к характерологическим: самостоятельность, требовательность, общительность, активность, инициативность (11;67).
Большое значение для будущего менеджера социально-культурной деятельности имеют организаторские способности, вытекающие из характера и содержания его деятельности. Огромную роль в деятельности будущего менеджера социально-культурной деятельности играют аналитико-практическое мышление, память, наблюдательность, репродуцирующее и творческое воображение. Гармония перечисленных интеллектуальных свойств с автономно проявляющимися волевыми качествами наиболее соответствует характеру и функциям рассматриваемой деятельности.
В условиях современного рынка наиболее востребованной и успешной может быть та личность, которая обладает высокой личностной, профессиональной и деловой культурой. Для специалиста необходимо постоянно самосовершенствоваться, учиться быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства, находить нестандартные пути решения проблем. Главным фактором успеха становится отличие: если ты ничем не отличаешься, тебя не заметят. Одним из средств обретения ролевой идентификации, помогающим утвердиться молодому поколению в современных рыночных условиях, является технология создания личного бренда.
Одной из эффективных для формирования профессиональной компетенции специалиста является технология личностного маркетинга (брендинга). Часто мы не добиваемся желаемого, потому что не знаем, чего на самом деле хотим. Применение технологии личностного брендинга будет эффективным в том случае, если создатель имеет четкое представление о том, каким он должен быть (1).
Многие руководители предпочитают формировать компетенции специалистов в соответствии со своими корпоративными представлениями и требованиями, что осуществимо с выпускниками вузов, нежели с уже сложившимися специалистами. Для работодателей учреждений культуры привлекательны выпускники, заинтересованные в получении реального опыта работы, совмещающие учебу и прак-
тическую деятельность. Сегодня для российских студентов, знакомых с основным требованием работодателей, стало нормой совмещение работы и учебы, особенно на старших курсах. Эффективное сотрудничество: и обмен идеями студентов и работодателей приводит к развитию образовательных программ и методик, к переходу их на более высокий уровень и к появлению новых креативных идей и путей развития.
Литература
1. Акунина Ю.А. Технология личностного брендинга в процессе подготовки современных специалистов социально-культурной сферы//Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: Сб. научн. статей по материалам научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета социально-культурной деятельности (28 октября 2009 г., Москва) - М.: МГУКИ, 2009. - С.91.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - Изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
3. Голубева Н.М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности: на примере подготовки будущих менеджеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Нижний Новгород, 2004.
4. Жаркова Л.С. Профессионализм в подготовке кадров для учреждений культуры: монография. - М.: МГУКИ, 2007.
5. Казакова А.Г. Основы педагогики высшей школы. - М.: Профиздат, 2000.
6. Колодко Гж. В. Мир в движении; Пер с пол. Ю. Чайникова. - М.: Магистр, 2009.
7. О проекте национальной рамочной структуры квалификации Российской Федерации, сопряженной с европейской «рамкой квалификации» /В.И. Блинов, Б.А. Сазонов, О.Ф. Батрова и др. // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: ФИРО, 2007. - Вып.7.
8. Сиднева В.Л., Гришкина С.Н. Применение активных и интерактивных методов в преподавании учебных дисциплин // Материалы межвузовской методической конференции, Москва, декабрь 2009 г. / Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Альфа-М, 2010.
9. Суминова Т.Н. Продюсер социально-культурной деятельности: сущность и специфика деятельности // Инновационные технологии социокультурного менеджмента: Сб. научных статей. Вып. 3. - М.: МГУКИ, 2008.
10. Тарасова Н.В., Смирнов С.А. Теоретические и методологические основы мо-дульно-компетентностной технологии обучения // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: Фира, 2007. - Вып. 3.
11. Чернов А.С. Маркетинговые технологии как фактор профессиональной адаптации молодого специалиста социально-культурной сферы: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. - Омск, 2008.
12. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. - М.: МГУКИ, 2008.