Научная статья на тему 'О коммуникативной компетентности социального работника'

О коммуникативной компетентности социального работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
804
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О коммуникативной компетентности социального работника»

164

Высшее образование в России • № 4, 2007

тор» приносит ощутимую выгоду школе: прежде всего это, конечно, повышение качества знаний учащихся, но немаловажна и материальная заинтересованность: кроме ежемесячных отчислений за амортизацию и уборку помещений, по итогам года каждая школа получает вознаграждение в размере 10% от перечисленных ею средств. Эти деньги обычно тратятся на приобретение необходимой техники или ремонт.

Ключевой фигурой программы является куратор, чью роль может выполнять учитель, завуч или директор. В обязанности

куратора входит формирование групп, контроль оплаты занятий, контроль за проведением занятий, табелирование преподавателей. Обязанности куратора прописаны до мелочей, разработан «Комплект куратора», что значительно упрощает работу, которая, к слову сказать, оплачивается вполне достойно.

Школам и вузам, проявившим интерес к программе, мы можем выслать по электронной почте сметы, формы отчетности, учебные планы и другую документацию. Наш адрес: [email protected], [email protected].

Н. ЕГОВЦЕВА, доцент Курганский государственный университет

Формирование способности к полноценному диалогу с другими людьми, творческому сотрудничеству с ними выступает одной из важнейших задач высшей школы. Если можно выделить сферы профессиональной деятельности с повышенной коммуникативной ответственностью, то к ним прежде всего следует отнести социальную работу.

Данное обстоятельство позволяет говорить об особых требованиях, которые предъявляются к специалисту, решающему социальные проблемы реабилитации, адаптации и интеграции индивида в социум. Его клиенты - люди, как правило, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (бездомные, инвалиды, дети группы риска, безработные и другие категории граждан), с которыми он должен устанавливать контакты, поэтому его деятельность носит коммуникативный характер и во многом состоит из процессов общения [1]. Вместе с тем в практике профессиональной подготовки к социальной работе существует противоречие, связанное с пониманием важности подготовки специалиста к профессиональному общению и недостаточной степенью проработанности его содержания. Представляется необходимым введение дополнительного компонента, ори-

О коммуникативной компетентности социального работника

ентированного на формирование и развитие у студентов коммуникативных умений, в профессиональную подготовку специалистов данного профиля.

На наш взгляд, для формирования подобных умений плодотворен коммуникативно-прагматический подход, базирующийся на принципе деятельности. При этом описывается и объясняется использование языка в деятельности людей как членов определенного социума, выявляются связи между употреблением языковых единиц и теми ситуациями, в которых они используются, а также правила типичного коммуникативно-ориентированного речевого поведения. Важны анализ речевых средств и приемов общения (вербальных и невербальных), позволяющих воздействовать на собеседника, знания, отражающие принятые в данном обществе правила и конвенции коммуникативного поведения человека [2].

В современной дидактике наиболее обоснованной является трехуровневая модель обучения профессиональной коммуникации, в рамках которой выделяются способности: 1) оперировать когнитивными знаниями в области профессиональной деятельности; 2) пользоваться арсеналом разноуровневых средств языка для достиже-

Редакционная почта

165

ния прагматических целей; 3) устанавливать речевой контакт с партнером, поддерживать его или прерывать, соблюдая при этом правила и конвенции общения, принятые в данной профессиональной группе.

Дидактические аспекты формирования коммуникативных умений специалиста по социальной работе включают в себя следующее: учет специфики общения специалиста по социальной работе; описание и комментарий типичных профессионально значимых ситуаций общения; использование в процессе обучения интерактивных методов.

Содержанием общения в социальной работе является адаптация клиента к новым социально-экономическим условиям, что предполагает восстановление основных социальных функций личности, ее социальной роли как субъекта общественных сфер жизни. В то же время, как показывают данные эмпирического исследования, проведенного автором в Курганском институте государственной и муниципальной службы, филиале Уральской академии государственной службы при Президенте России, при организации непосредственного общения с клиентами у специалистов возникают коммуникативные барьеры, которые мешают общению и отрицательно сказываются на результатах труда. Студенту полезно знать технологию профессионального общения в социальной работе, ее алгоритм, включающий этапы планирования, установления контакта, взаимодействия, выхода из контакта, интерпретации результатов общения.

Этап планирования определяется как проектирование процесса общения с учетом условий коммуникативной ситуации и цели. Установление контакта заключается в решении следующих коммуникативных задач: установление доверительных отношений с собеседником; оценка проблемы клиента; переключение внимания на собеседника. Этап взаимодействия является основным в содержательном плане технологии общения, подразумевает реализацию специалистом коммуникативных задач, среди которых: стимулирование коммуникативной активности собеседника; обмен информацией; предупреждение конфликтов; использование системы гибких пристроек в общении. Выход из контакта рассматривается как окончание совместной деятель-

ности и представляет собой совокупность коммуникативных действий, направленных на конструктивное завершение процесса общения. Наконец, интерпретация результатов общения основывается на анализе степени достижения поставленных целей и задач, соотнесении результатов со сделанным при планировании прогнозом, оценке стратегии и тактики речевого поведения специалиста и собеседника и предполагает постановку социального диагноза, проектирование дальнейших действий. Для эффективной реализации технологии профессионального общения необходимо учитывать прагматические компоненты общения (постановку и распознание интенции, ориентацию на социальные роли и межличностные отношения коммуникантов, адресную направленность в общении).

Применительно к социальной работе под коммуникативными умениями понимается совокупность умений, обеспечивающих общение с субъектами профессиональной деятельности и позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Какие коммуникативные умения являются значимыми для специалиста и какие средства формирования следует использовать в процессе профессиональной подготовки студентов? Критерием условной систематизации в данном случае можно выбрать этапы технологии профессионального общения.

На схеме определены несколько блоков коммуникативных умений: доконтактный; контактный, постконтактный. Вместе с тем следует обозначить и интегративный блок, в который входят частные (непрофессиональные) умения.

В социальной работе приходится иметь дело с самыми разными людьми: застенчивыми, агрессивными, замкнутыми, недоверчивыми, словоохотливыми и т.д. Важно к каждому найти подход, устанавливая контакт, располагать человека к диалогу. Знания закономерностей сознательного поведения личности и неосознаваемого, понимание механизмов направленности личности, степени проявления эмоций помогут адекватно оценить и понять человека, оказать ему именно ту помощь, в которой он нуждается. Более того, мимика, пантомимика, экспрессия дополняют это понима-

166

Высшее образование в России • № 4, 2007

ПЛАНИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА

Схема. Коммуникативные умения специалиста по социальной работе

ние и выбор оптимальных вариантов решения проблемы человека, его поддержки. Умение владеть первичной диагностикой коммуникативности своих клиентов, групп лиц - необходимое звено в компетентности специалиста по социальной работе.

На наш взгляд, дидактической единицей процесса формирования указанных умений и вместе с тем средством профессиональной ориентации являются коммуникатив-

ные игры, активизирующие речевое поведение [3]. Игры выступают интерактивным средством обучения, позволяющим оптимизировать учебный процесс, помогают «примерять» разнообразные речевые и социальные роли, учат ориентироваться в коммуникативной ситуации и успешно реали-зовывать в ней свои намерения. Коммуникативно-прагматический подход к использованию игр в процессе профессиональной

Редакционная почта

167

подготовки способствует развитию навыков моделирования общения в соответствии с технологией социальной работы.

Литература

1. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учеб. пособие. - М., 2006.

2. РыжоваЛ.П. Прагмалингвистический аспект

единиц речевого этикетаи лингводидактика // Коммуникативно-функциональный аспект языковьк единиц. - Тверь, 1993.

3. Еговцева Н.Н. Игра в социально-педаго-

гической деятельности: Учеб. пособие. _ Курган, 2004.

В. ИОГОЛЕВИЧ, зам. начальника института по учебной работе Челябинский юридический институт МВД России

Н. ИОГОЛЕВИЧ, доцент Челябинский институт Уральской академии государственной службы

Сегодня подготовка менеджеров в нашей стране осуществляется в двух направлениях: обучение в высшем учебном заведении по специальности 08507.65 «Менеджмент организации» и обучение по отдельным программам бизнес-образования. В рамках первого направления подготовки менеджера разработан государственный образовательный стандарт, выдаются дипломы государственного образца по данной специальности. Кроме того, существует большой спрос на образовательные услуги по получению профессии менеджера как второй специальности. В то же время, как отмечают социологи, деятельность образовательных учреждений в настоящее время больше похожа на разрозненное экспериментирование. В качестве доказательства приводятся весьма серьезные расхождения между государственным пониманием менеджера, которое транслируется с помощью образовательных стандартов, и пониманием содержания профессии менеджера специалистами в области управления и руководителями бизнес-школ [1].

Так, действующий ГОС рассчитан на подготовку менеджера, который будет способен действовать в рациональной организации, работающей в предсказуемом внешнем и внутреннем окружении. Очевиден идеал «менеджера как мыслящего калькулятора», который является порождением технократической идеологии.

Другой подход к описанию задач прак-

Подготовка менеджеров: психологическая составляющая

тикующего менеджера демонстрируют авторы известного учебника по менеджменту О.С. Виханский и А.Н. Наумов. В их трактовке менеджер выполняет внутри организации три ключевые роли: принятие решений (определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, рискует, принимая решения); информационную (собирает информацию о внутренней и внешней среде и доводит ее до членов организации); руководство (формирует отношения внутри организации, координирует усилия сотрудников организации и представляет интересы организации) [2]. Как видим, эти авторы сосредоточиваются на управленческом содержании работы менеджера, предусматривающем концентрацию информации и властных полномочий и реализацию их через принятие решений. Такой подход акцентирует внимание на том, что менеджер действует в рамках социального, а не технологического и производственного пространства организации. На наш взгляд, именно последнее понимание содержания работы менеджера отвечает современным тенденциям меняющегося мира и должно являться основой при проектировании профессиональной подготовки менеджеров.

Объективные требования общества по подготовке современных руководителей привели к тому, что сегодня профессиональное обучение менеджеров не может считаться полноценным, если оно ограни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.