© К.Б. Ховрина, 2003
"АК 622.37:002.3
К.Б. Ховрина
О КЛЮЧЕВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ И ОСОБЕННОСТЯХ РЫНКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ АРАГОЦЕННЫМИ ЦВЕТНЫМИ КАМНЯМИ И КАМНЕСАМОНВЕТНЫМ СЫРЬЕМ
1. Понятие драгоценных камней
Исходя из современных представлений, драгоценными камнями называются, как правило, камни красивой цветовой окраски, с высокой физико-химической устойчивостью, редкие в природе, с повышенными значениями коэффициентов преломления и дисперсии, а также пользующиеся спросом на рынке.
Деление самоцветных камней на: на драгоценные, полудрагоценные и поделочные одобряется не всеми специалистами. Драгоценный камень - это понятие не минералогическое, а рыночное, зависящее от моды, добычи, колебаний на рынке и спроса. Так, цена одного и того же драгоценного камня высшей категории качества и низшей категории качества может отличаться до 1000 раз. Т.е. отсортировать драгоценные камни по их стоимости не удастся. Поэтому, когда идет сравнение драгоценных камней, то сопоставляются по стоимости исключительные по характеристикам камни. Объем таких камней не превышает
0,1-0,5 % общей добычи в мире, но только они на мировом рынке не покрывают спроса, остальные по предложению превышают спрос и иногда значительно.
Таким образом, основным мерилом драгоценного камня является его стоимость. Стоимость драгкамней высока, что обусловлено объективными причинами — небольшими запасами в недрах, истощением известных месторождений и невозобновляемостью сырья; высокой трудоемкостью добычи, сортировки и обработки.
2. Состояние мирового рынка драгоценных камней
Прежде всего, сферу внешней торговли драгоценными камнями необходимо поделить на две об-
ласти: необработанное сырье и ограненные вставки (в изделиях или отдельно).
Говоря о рынке драгоценных камней, необходимо разделить два понятия: рынок алмазов и бриллиантов, а также рынок цветных камней.
Рынок алмазов и бриллиантов хорошо сформирован и упорядочен благодаря "Де Бирс". А соответственно требования к качеству данной продукции и цены на нее более или менее определены.
Что касается рынка цветных камней, то он практически отсутствует. То есть рынка в цивилизованном виде нет. Едва ли процесс движения товара может считаться рынком, если в мировом масштабе отсутствуют единые и сбалансированные цены на относительно идентичные товары.
Драгоценные камни — товар не биржевой. Некое подобие единоразовых биржевых сессий периодически устраивается в ряде мировых центров по обработке камней в виде аукционов по сапфиру и рубину. Но это локальные аукционы, и хотя их посещают представители ряда гранильных и ювелирных фирм, реальных котировок аукционы не дают. Однако без биржевых котировок товара нет и его рынка.
Вместо биржевых котировок появились индексы маркетинговых центров. Однако, индексы от разных маркетинговых центров на камни одних и тех же наименований обычно существенно разнятся. Отчасти из-за неточности и некорректности перевода характеристик камней, записанных по системам одних геммологических школ в другие.
В табл. 1 приведено соответствие характеристик драгоценных цветных камней различных гемологических школ.
Сложностей в формировании единых стандартов и цен на драгоценные камни много, и большинство носят объективный характер. Вот некоторые из них:
1. многообразие индивидуальных характеристик драгоценных камней, влияющих на ценообразование;
2. технологические проблемы оценки качественных характеристик драгоценных камней (отсутствие средств объективной оценки дефектности камней и идентификации их цвета);
3. незначительность объемов оборота всех наименований драгоценных цветных камней на рынке цветных камней;
4. нестабильность и часто непредсказуемость объемов поставки материала соответствующего качества на рынок;
5. отсутствие хороших рекламных компаний;
6. отсутствие высокотехнологичной добычи;
7. отсутствие монополии на рынке цветных камней, наличие на нем тысяч мелких фирм, которые ведут острую борьбу за рынки сбыта;
8. резко разнящийся уровень популярности камней одного и того же наименования на различных региональных торговых площадках. Причины этого в различие культурных и религиозных традиций; наличие или отсутствие месторождений различных цветных камней; экономическое положение людей. А соответственно ювелирные изделия со вставками из камнесамоцветного сырья имеют аналоги в виде ювелирных изделий со вставками из бриллиантов, искусственных камней, а также ювелирных изделий без вставок, так называемая «бескаменка» (рисунок).
9. высокий уровень оборота нелегального;
10. высокий уровень цен на все ювелирные камни, неадекватный их реальным потребительским свойствам и определяемый предпочтениями стихийного или спровоцированного рекламой спроса;
11. низкая и нестабильная ликвидность драгоценных камней.
Таблица 1
СООТВЕТСТВИЕ ХАРАКТЕРИСТИК АРАГОЦЕННЫХ ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ГЕМОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
характеристики драгоценных цветных камней ТУ России GIA и Gemstone Price Report «Rapa-port Diamond Report» GIBJO Michelsen Gemstone Index
Мельчайшие включения: трудно видимые при 10-кратном увеличении (могут выглядеть лишенными включений). Нельзя увидеть невооруженным глазом. Блеск и "игра" максимальные l Top- Gem EX V V S Very Good
Камни, имеющие включения, два различимые невооруженным глазом через коронку, но легко различимые при 10-кратном увеличении, расположенные в отдельных зонах, не уменьшающие блеска и "игры" 2 Gem VG VS
Good
Камни, имеющие включения, расположенные по всему объему, легко различимые невооруженным глазом, частично уменьшающие блеск и "игру". 3 Gоm+ G Sl
Камни, имеющие включения, расположенные по всему объему довольно различимые невооруженным глазом, частично уменьшающие блеск и "игру". S2
Камни, имеющие умеренные и многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, значительно уменьшающие блеск и "игру" 4 Gem F Il
Камни, имеющие сильные и многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, значительно уменьшающие блеск и "игру". I2 Poor
Камни, имеющие сильные и многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, значительно уменьшающие блеск и "игру" и влияющие на внешний вид и потенциальную долговечность. I3
Камни, полностью заполненные включениями влияющими на внешний вид и долговечность; утратили прозрачность З GQm- P Dcl
Последнее особенно важно, дорогому товару всегда свойственна меньшая ликвидность хотя бы в силу того, что не у всех, кто хотел бы иметь такой товар, есть большие деньги. Но одно дело — ликвидность, скажем, элитных марок автомобилей, здесь потребительские свойства товара более-менее отвечают их уровню цены. Другое дело — драгоценные камни. Сложно говорить о соответствии цены потребительским свойствам, так как, например, рубин с характеристиками 1/1 стоит в 10 раз дороже рубина 5/5, а далеко не каждый человек способен найти между ними разницу. А рубин с массой менее 0.01 карата не все даже способны увидеть.
То есть ликвидность форми-
Соотношение спроса на ювелирные изделия со вставками из драгоценных цветных камней с другими ювелирными изделиями в различных частях мира
руется в результате деятельности рекламы, а также на основе традиций данного общества.
Справочные цены на обработанные цветные ювелирные камни публикуются в бюллетене "Gemstone Price Reports", который выпускает в Брюсселе компания INTEROSA. Это издание пользуется доверием у специали-
стов и расходится практически по всему миру.
Решением вопросов, связанных с оценкой драгоценных цветных камней в таких странах как США, Великобритания, ФРГ, Франция и ряде других стран, занимаются геммологическими институты и лаборатории. Эти геммологические организации
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
^ Z Z
I
A
Россия
США Китай
□ Ювелирные изделия без вставок "бескаменка"
□ Ювелирные изделия со вставками из искуственных камней
□ Ювелирные изделия с бриллиантами
□ Ювелирные изделия со вставками из драгоценных цветных камней
Таблица 2
ЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНЫ НА АРАГОЦЕННЫЕ ЦВЕТНЫЕ КАМНИ С ОАИНАКОВЫМИ КАЧЕСТВЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОТ ИХ МЕСТОРОЖАЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ САПФИРА
5000 < 4500 =3 4000 О 3500 с 3000 о 2500
и 2000
ш 1500 55 1000 * 500 0
=гїГтІ~гГ
НТГ г^ТІІ нтГІІ
ж
г
разновидности сапфиров
□ >1 кар
□ 1,0 кар
□ 1,5 кар
□ 2,5 кар
□ 4 кар
□ 5 кар
проводят международные геммологические конференции.
3. Особенности ценообразование драгкамней на мировом рынке
Цены на драгоценные камни варьируют от нескольких долларов до нескольких тысяч долларов за карат.
Во многом это объясняется особенностями ценообразования на рынке цветных камней. В большинстве случаев за основу цены камня берется стоимость, определяемая его качественными характеристиками. Поскольку каждое месторождение отличается специфическими геологическими особенностями образования минералов, качество добываемых камней на разных месторождениях неодинаково. Отсюда отличие в ценах на одни и те же самоцветы из разных месторождений (табл. 2).
Еще одной особенностью ценообразования является исключительно большой разрыв в ценах на различных торговых уровнях. Наличие целой цени продавцов по пути следования камня от производителя к потребителю, значительная доля риска, в том числе коммерческого, в торговле цветными камнями приводят к тому, что разница между оптовой и розничной ценой таких камней, как розовый кварц и агат, в некоторые годы доходила до 250 процентов, а на более ценные
камни (сапфир, изумруд) — до 300 и 400 процентов. То есть конечная выручка от продажи цветного камня делилась между оптовыми и розничными торговцами в среднем в соотношении 1:3.
Эти характеристики определяют первоначальную стоимость цветных камней. Окончательная рыночная стоимость зависит от конъюнктуры международного рынка. И более подробнее о некоторых характеристиках.
Масса. В международной практике применяется два вида классификации массы: количественный (количество камней на один карат); весовой (количество карат в объекте).
Масса и размеры сильно влияют на ценообразование драгоценного камня. Причем цены изменяются скачкообразно. Допустим, изумруд в один карат стоит 500 долларов, а весящий
0,99 карата пойдет примерно на 40% дешевле. Все потому, что первый относится к категории крупных изумрудам (от карата и выше), а второй - к средним (от
0,30 до 0,99). То есть резкое повышение происходит при переходе от одной весовой группы к другой.
Обычно чем больше масса драгоценного камня, тем выше цена за карат. Ювелирные камни массой более 14 карат оцениваются индивидуально.
Но если камень очень крупный — более 50 каратов, — то цена может быть снижена, потому что продать такой камень сложнее из-за очень высокой стоимости, если только это не редкий драгоценный камень. Нужно учитывать тот факт, что камни одной массы имеют разные размеры, так как удельный вес у них разный. Некоторые драгоценные камни чаще имеют крупные размеры (сапфир), для других драгоценных камней масса более 5 каратов чрезвычайно редка, поэтому они оцениваются дороже (рубин).
Оценка огранки. Камнесамоцветное сырье обрабатывается либо в добывающих странах, либо направляется в страны с развитым гранильным производством.
Например изумруды среднего и невысокого качества, пригодные для кабошонной огранки, через сеть посредников поступают в Индию. Относительно крупные камни ювелирного качества, пригодные для фасетной огранки, обрабатываются в Идар-Оберштейне (Германия), Ра-мат Гане (Израиль) иногда — в Лондоне, Женеве и Нью-Йорке. Некоторое количество изумрудов, которое гранится в добывающих странах, чаще подвергается пе-реогранке в гранильных центрах Запада.
Выбор типа огранки изумруда зависит от размеров, качества сырья и рыночного спроса. Наиболее распространена ступенчатая огранка. Мелкие кристаллы изумруда гранятся в форме "багета", а камни с большим количеством дефектов — в форме кабошона. Круглая бриллиантовая огранка и огранки фантазийных форм для изумрудов используются редко, так как считается, что при такой обработке теряется цветовая красота камня.
При оценке качества огранки ювелирного камня большое значение имеет полировка поверхности. Хорошая полировка, с одной стороны, обеспечивает вхождение в камень максимального количества света, а с другой — способствует максимальному попаданию света в глаза после его отражения от задних граней, что
создает впечатление сверкания камня.
Форма и вид огранки драгоценного камня должны обеспечивать его внешнюю красоту, высокую степень «игры» и блеска. Хорошая огранка наилучшим образом может представить цвет камня, в то время как плохая — привести к тому, что драгоценный камень будет выглядеть слишком темным или слишком светлым.
Цвет. Что касается цвета при определении цены, то здесь большое значение имеет то, насколько часто встречается тот или иной цвет камня.
Оценка цвета должна производиться на фоне белого листа бумаги при дневном свете с северной стороны либо при освещении лампой дневного света.
Прозрачность. Прозрачность характеризует влияние тех или иных дефектов на проходимость света через драгоценный камень.
Для светлых камней прозрачность имеет большее значение, так как включения или дефекты
в них более заметны, чем в густо окрашенных камнях. Расположение и тип дефекта влияют на оценку камня. Например, если трещина находится близко от поверхности, она может стать опасной, так как снижает прочность камня, поэтому и его цена будет ниже. Если трещина маленькая и находится в периферийной зоне, снижение в цене будет также менее заметным.
Ряд гемологических лабораторий на ряду с традиционными параметрами оценки: цвет и дефектность используют специальную шкалу, характеризующую прозрачность. Такие сведения, например, публикуются в еженедельнике: “Rapaport Diamond Report” издаваемом в США и бюллетене “Michelsen Gemstone Index”.
Облагораживание драгоценных камней. Цена обработанного камня ниже, чем сравнимого с ним по качеству необлагорожен-ного. Но насколько ниже, зависит от рыночного спроса, стоимости обработки и цены сырья.
Сложно установить единый порядок цен на обработанную продукцию. Лишь для наиболее дорогих из цветных камней — рубина, изумруда и сапфира — сделана такая попытка в ежегодном справочнике цен (The Guide), издаваемом R.Drucker из Gemworld International, рекомендовано соотношение цен.
Причины расхождений между внутренними и мировыми ценами.
1. Наличие тарифных и нетарифных барьеров (таможенные пошлины; налоговые, кредитные и прочие льготы и т.д.). Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового рынка с помощью подобных барьеров, тем глубже разрыв между ними, чем меньше эти барьеры, тем больше сближаются их уровни.
2. Поставки на мировой рынок осуществляются наиболее конкурентоспособными производителями стран-экспортеров.
3. Наличие острой ценовой конкуренции на мировом рынке по сравнению с национальными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия./Справочник-энциклопедия: Классификация. Описание.-М.: Издательский дом «Ювелир».-1996.-352 с.
2. Киевленко Е.Я., Сенкевич Н.Н., Гаврилов А.П. Геология месторождений драгоценных камней. 2-е изд., перераб.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------
и доп, М., Недра, l982, 279 с.
3. http://scripts.online.ru/company/eurasia/index.htm.
4. http://www.jewellernet.ru/info/news/wps-news.html.
З. http://www.krasota.ru.
Ховрина Ксения Борисовна - аспирантка, Московский государственный горный университет.
ДИССЕРТАЦИИ \
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ
V ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ИНСТИТУТ УГЛЯ И УГЛЕХИМИИ СО РАН
ПЕСТРИКОВ Василий Геннадьевич Разработка метода расчета остаточных ресурсов метана в отработанных горных отводах шахт 2b.00.20 к.т.н.
НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ВЕНЕДИКТОВ Александр Александрович Оптимизация основных параметров действующих шахт, разрабатывающих пласты разной мощности и с разным качеством энергетических углей 2b.00.2l к.т.н.
«НЕДЕЛЯ Г0PНЯКЛ-2ЦЦ3» CEMИН'P № їв
Файл: ХОВРИНА
Каталог: G:\По работе в универе\2003г\Папки 2003\GIAB7_03
Шаблон:
C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.do
Ш
Заголовок: О ключевых составляющих и особенностях рынка внешней
торговли драгоценных цветных камней и камнесамоцветного сырья Содержание:
Автор: Ксюша
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания: 02.06.2003 15:53:00
Число сохранений: 6
Дата сохранения: 19.06.2003 11:36:00
Сохранил: Гитис Л.Х.
Полное время правки: 10 мин.
Дата печати: 09.11.2008 0:06:00
При последней печати страниц: 5
слов: 2 306 (прибл.)
знаков: 13 147 (прибл.)