Рустам Юрьевич КОХАН,
начальник отдела Управления по контролю за оборотом наркотиков Управление МВД России по Псковской области (г. Псков)
kru2060@mail.ru
О КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ON THE CLASSIFICATION OF TYPES OF MEDICAL EXAMINATION FOR DRUG INTOXICATION: ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECT
В статье автор обосновывает необходимость введения единой классификации существующих видов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения и предлагает критерии подобной классификации. Анализируются: цель, объект, основание, порядок проведения, юридические последствия каждого из видов медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
The author substantiates the necessity of introducing the unified classification of current types of medical examination for drug intoxication and proposes criteria of such classification. The purpose, the object, the basis, the procedure and legal consequences of each type of medical examination for intoxication are analyzed.
УДК 342.9
Ключевые слова: медицинское освидетельствование на состояние опьянения, меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Keywords: medical examination for intoxication, counteraction to illicit trafficking, measures in cases on administrative offences, prevention of non-medical use of narcotic drugs and psychotropic substances.
В соответствии со ст. 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. В среде правоприменителей принято считать, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения - это мера обеспечения, которую должностное лицо вправе применить для своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонару-
шении. [13, с. 159-164; 14, с. 68-75; 16, с. 30-33; 17; 18]
Вместе с тем законодательство предусматривает более 20 правовых ситуаций, когда по направлению властного субъекта производятся процедуры медицинского осмотра и исследований, имеющих цель установить факт опьянения или употребления лицом наркотических средств и психотропных веществ, например медицинское освидетельствование, профилактический медицинский осмотр [2]; медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов [1; 5]; хими-
ко-токсикологическое исследование наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ [4]; обследование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ [12]; предполетный (предсменный) медицинский осмотр, медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивных веществ [10]; предрейсовый медицинский осмотр, контроль трезвости [11] и т.д. Проведение таких медицинских исследований является для лица обязательным, имеет для него юридические последствия и обеспечивается принуждением властного субъекта.
Хотя такие виды вмешательства регламентируются правовыми актами различной юридической силы, различных ведомств и описываются различными терминами, все они почти одинаковы с точки зрения медицинских манипуляций. Это осмотр врачом, определение клинических признаков опьянения, проведение предварительного и подтверждающего химико-токсикологических исследований. Все виды освидетельствования обладают также общими правовыми характеристиками: ограничение права человека на неприкосновенность, обязательность для него, возможность негативных юридических последствий, принуждение властным субъектом. Такая идентичность медицинской и юридической сторон осмотров и исследований позволяет рассматривать их в качестве частных случаев одного акта - медицинского освидетельствования на состояние опьянения. [3]
Для исследования правовой природы и разграничения видов медицинского освидетельствования представляется удобной их группировка по цели проведения и значимости юридических последствий.
I. Медицинское освидетельствование, проводимое для объективного и всестороннего учета всех обстоятельств уже совершенного дисциплинарного проступка, правонарушения или преступления. В эту группу можно включить все виды медицинского освидетельствования, имеющие целью объективный и всесторонний учет обстоятельств уже совершенного дисциплинарно-
го проступка, правонарушения или преступления. Такое освидетельствование обязательно для лица и имеет процессуальный характер назначения и оформления его результатов. Это медицинское освидетельствование, проводимое в порядке ст. 27.12.1 КоАП РФ, 27.12 КоАП РФ, освидетельствование в порядке ст. 179 УПК РФ, освидетельствование лица, которое управляло водным судном и находится в состоянии опьянения [8], освидетельствование военнослужащего, проводимое в порядке обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, предусмотренном ст. 6 приложения 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации [4], а также освидетельствование работника, проводимое для документирования его нахождения на работе в состоянии опьянения.
Предметом регулирования законодательных актов, содержащих нормы о проведении такого рода медицинского освидетельствования, являются общественные отношения в области процесса. Лицо направляется на медицинское освидетельствование уже после совершенного им и выявленного должностным лицом дисциплинарного проступка, правонарушения или преступления.
Факт нахождения в состоянии опьянения по общему правилу является обстоятельством, отягчающим административную или уголовную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, ч. 1.1. ст. 63 УК РФ), либо квалифицирующим признаком (ч. 2 и ч. 4 ст. 264 УК РФ). Соответственно, целью медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке ст. 27.12.1 КоАП РФ и ст. 179 УПК РФ является установление и документирование факта отягчающего обстоятельства - состояния опьянения при совершении правонарушения или преступления.
Медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами или водным судном, или военнослужащего, управляющего транспортным средством, проводится при наличии у водителя признаков опьянения (конкретный исчерпывающий перечень) и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного
20
№ 4 (25) • 2016
опьянения, либо несогласии лица с его результатами, либо при отказе от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения [7]; перед направлением на медицинское освидетельствование имеется фактическое основание для возбуждения дела об административном правонарушении - показания технических средств индикации алкоголя в выдыхаемом воздухе (в документальной форме), присутствие у лица признаков опьянения, соответствующих утвержденным критериям. Виновное лицо, отказываясь от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо не соглашаясь с его результатами, препятствует нормальному ходу юрисдикцион-ного процесса или может такие действия предпринять.
Во всех случаях освидетельствованию подвергается специальный субъект - или лицо, совершившее правонарушение, или лицо, в отношении которого проводится проверка в порядке ст. 144 УПК РФ, подозреваемый, обвиняемый. В этом случае возраст лица ограничивается возрастом, при котором наступает административная (или уголовная) ответственность - в общем случае 16 лет, в отдельных случаях 14 лет.
Условием для направления на медицинское освидетельствование в таком порядке является наличие протокола о применении мер обеспечения либо протокола об административном правонарушении. Для направления лица на медицинское освидетельствование в порядке ст. 179 УПК РФ требуется наличие соответствующего статуса - подозреваемого или обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
Утверждение порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) входит в исключительную компетенцию Минздрава РФ. [9] Сейчас он регулируется приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)".
Юридическими последствиями такого вида освидетельствования являются получение доказательств того, что лицо находилось в состоянии опьянения. Другим вариантом юридических последствий является установление состава правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ, либо состава преступления (ст. 264.1 УК РФ).
Мера государственного принуждения, которая может быть наложена на лицо, лишь косвенно зависит от результатов освидетельствования. В большей степени она определяется тяжестью дисциплинарного проступка, правонарушения или преступления в рамках разбирательства, по которому лицо направлено на освидетельствование.
II. Медицинское освидетельствование, проводимое для выявления систематического или разового потребления наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Медицинское освидетельствование, осуществляемое в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", возникло в процессе совершенствования законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Предмет регулирования - общественные отношения в области противодействия незаконному обороту наркотиков в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В отличие от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимого в соответствии со ст. 27.12, 27.12.1 КоАП РФ, целью данного вида освидетельствования является не только установление состояния опьянения, но и фиксация имевшего место факта потребления наркотического средства, психотропного вещества, нового психоактивного вещества. Такая цель обусловлена наличием в Российской Федерации прямого запрета на потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веще-
ствах"). Административное законодательство содержит санкции за немедицинское потребление наркотиков (ст. 6.9, 20.20, 20.22 КоАП РФ).
На принципиальное отличие медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях указано кафедрой административного права Сибирского юридического института ФСКН России. [15, с. 43]
Медицинскому освидетельствованию подвергается общий субъект - лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство, психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество. Запрет на употребление без назначения врача наркотических средств возникает у лица с момента рождения. В связи с этим возраст лица, которое может быть направлено на медицинское освидетельствование, ничем не ограничивается. В случаях, когда возраст несовершеннолетнего менее 15 лет, требуется информированное добровольное согласие на проведение медицинского освидетельствования одного из родителей или законного представителя.
Перечень признаков, дающих достаточные основания полагать, что лицо употребило наркотическое средство, психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, является открытым.
Порядок данного вида медицинского освидетельствования устанавливается Минздравом России по согласованию с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации. В настоящее время такой нормативный акт отсутствует, 15 июля 2016 г. Минздравом России подготовлен его проект.
Юридическим последствием медицинского освидетельствования является установление факта нарушения запрета на потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. В соответствии со ст. 6.9, 20.20 КоАП РФ лицо должно быть подвергнуто административной ответственности. В соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ к административной ответственности могут привлекаться родители или законные представители лица.
Мера ответственности, которая может быть наложена на лицо, напрямую зависит от результатов освидетельствования. Ее рамки строго предусмотрены ст. 6.9, 20.20, 20.22 КоАП РФ.
III. Медицинское освидетельствование лиц, профессиональная деятельность которых связана с источником повышенной опасности.
В данную группу можно включить все виды медицинского освидетельствования, имеющие целью выявление среди работников, чья профессиональная деятельность связана с источниками повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии опьянения или являющихся больными наркоманией. Статьей 45 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" для больных наркоманией установлены ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности. В развитие этого значительное число нормативных актов, регламентирующих деятельность в ряде отраслей, а также в некоторых видах государственной службы, предусматривают проведение периодических (ежедневных, ежегодных) медицинских осмотров, включающих химико-токсикологические исследования.
Медицинскому освидетельствованию может быть подвергнут только специальный субъект - лицо, в нормативном акте о профессиональной деятельности которого это предусмотрено. В этих случаях направление на медицинское освидетельствование осуществляется работодателем, представителем работодателя - непосредственным началь-
- 22 -
№ 4 (25) • 2016
ником, либо сотрудником кадрового подразделения, либо ведомственным врачом. Порядок проведения такого вида освидетельствования регулируется, как правило, ведомственными нормативными актами.
Юридические последствия медицинского освидетельствования - отстранение от работы, вынесение ведомственной врачебной комиссией медицинского заключения о негодности к работе, расторжение контракта; факт нахождения в состоянии опьянения учитывается при определении категории профессиональной пригодности к конкретной специальности.
Отказ от медицинского освидетельствования влечет юридические последствия, аналогичные выявлению факта нахождения в состоянии опьянения.
Применение иных мер ответственности, за исключением дисциплинарных, в этом случае не предусмотрено.
IV. Медицинское освидетельствование, проводимое для раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств.
Данная группа пока содержит только единственный вид - профилактический медицинский осмотр учащихся. Начиная с 2014 г. такое медицинское освидетельствование проводится в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в соответствии со ст. 53.4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Его порядок регламентируется приказом Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н.
Цель медицинского освидетельствования
- раннее выявление потребителей наркотиков. Правом направления на медицинское освидетельствование (профилактический медицинский осмотр) наделен руководитель образовательной организации.
Медицинскому освидетельствованию может быть подвергнут специальный субъект
- учащийся общеобразовательной или профессиональной организации или высшего учебного заведения, достигший возраста 13 лет. Профилактические осмотры проводят-
ся при наличии информированного добровольного согласия несовершеннолетних либо их законных представителей, отказ от прохождения освидетельствования не несет негативных юридических последствий.
Правовая природа получения добровольного информированного согласия несовершеннолетних либо их законных представителей напрямую связана с нормами Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяющими особо строгие условия для медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего. Вместе с тем исключительная добровольность медицинского вмешательства является условием освидетельствования на состояние опьянения для всех категорий лиц. Эти гарантии не так очевидно прописаны в нормативных документах, однако они должны соблюдаться при проведении любого вида освидетельствования.
Юридическим последствием медицинского освидетельствования является выявление факта потребления учащимся наркотических средств или психотропных веществ. Врач-психиатр-нарколог разъясняет учащемуся либо одному из родителей или иному законному представителю результаты проведенного профилактического медицинского осмотра и направляет учащегося в специализированную медицинскую организацию для оказания наркологической помощи. Применение иных мер ответственности не предусмотрено.
Отсутствие юридических последствий для учащихся в связи с отказом от прохождения медицинского освидетельствования и "мягкие" последствия положительного результата освидетельствования соотносятся между собой. Такая "мягкость" характеризует профилактическое законодательство в отношении несовершеннолетних, говорит о принципиальном отличии данного вида освидетельствования от других видов медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Особенностью данного вида освидетельствования являются юридические последствия, не носящие карательного характера.
V. Медицинское освидетельствование, проводимое при предоставлении лицу специальных прав.
К данной группе относятся медицинское освидетельствование, проводимое в отношении иностранных граждан для получения патента на трудовую деятельность; освидетельствование лиц, претендующих на получение лицензии на приобретение оружия; освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств или водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения; освидетельствование лиц, имеющих статус безработного и явившихся на перерегистрацию в центр занятости.
Медицинское освидетельствование осуществляется на основании добровольного волеизъявления лиц (письменного заявления). Медицинскому освидетельствованию подвергается специальный субъект - лицо старше 18 лет, претендующее на получение специального права.
Целью такого вида освидетельствования является исключение возможности использования лицом своего специального права во вред регулируемым общественным отношениям.
Юридическим последствием медицинского освидетельствования является возможность приобретения (или лишения) специаль-
ного права, не связанного с отдельными видами профессиональной деятельности. Применение иных мер ответственности в данном случае неправомочно.
Приведенная классификация имеет учебно-методическую и научную направленность, является шагом в обобщении нормативных актов, которые в настоящее время предусматривают более 20 подвидов медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Все виды освидетельствования обладают общими медицинскими и правовыми характеристиками, что позволяет рассматривать их в качестве частных случаев медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Несмотря на нормативное разнообразие, представляется возможным определить пять групп медицинского освидетельствования, отличающихся правовой природой: целью, объектом, основанием, порядком проведения и юридическими последствиями и степенью государственного принуждения.
Предложенная классификация помогает понять правовую природу каждого случая медицинского освидетельствования на состояние опьянения, определить основания проведения, границы государственного принуждения и юридической ответственности.
Библиографический список
1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации : Федеральный закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. О статусе военнослужащих : Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. О транспортной безопасности : Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
6. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 // СПС КонсультантПлюс.
- 24 - № 4 (25) • 2016
7. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 // СПС КонсультантПлюс.
8. Об утверждении Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : постановление Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 // СПС КонсультантПлюс.
9. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 // СПС КонсультантПлюс.
10. Об утверждении федеральных авиационных Правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" : приказ Минтранса России от 22.04.2002 № 50 // СПС КонсультантПлюс.
11. Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников объектов электроэнергетики : приказ Минэнерго России от 31.08.2011 № 390 // СПС Консультант-Плюс.
12. Об утверждении Инструкции об организации и проведении в органах Федеральной службы безопасности обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ : приказ ФСБ России от 16.07.2012 № 356 // СПС Кон-сультантПлюс.
13. Дизер, О.А. Отдельные меры принуждения, применяемые полицией за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ / О.А. Дизер, М.Ю. Водяная // Актуальные проблемы административной ответственности : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омская юридическая академия, 2015.
14. Луков, М.Г. Освидетельствование на состояние опьянения в системе мер административного принуждения / М.Г. Луков // Право и практика. - 2014. - № 2.
15. Основания административной ответственности за административные правонарушения, дела о которых вправе возбуждать сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : учебное пособие / под общ. ред. докт. юрид. наук Н.Н. Цуканова. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014.
16. Соколов, А.Ю. К вопросу о правовой природе направления на проведение медицинского освидетельствования в производстве по делу об административном правонарушении. / А.Ю. Соколов // Медицинское право. - 2011. - № 6.
17. Соколов, А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : монография / А.Ю. Соколов. - М.: Норма, 2015.
18. Фокин, С.А. Освидетельствование на состояние опьянения в механизме административно-правового регулирования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.А. Фокин. - СПб., 2012.