теллектуальный фон которого можно охарактеризовать как состояние критической дискуссии, столкновение различных точек зрения на основе переосмысления традиции древних греков и претерпевания собственного наличного социокультурного бытия.
В настоящее время скептические учения развивают также идеи Монтеня, Бейля, Юма и ряда других крупных мыслителей, однако современная критическая традиция в значительно большей степени представлена как критические философско-методологические учения, общая направленность которых имеет свои корни в учении Ф. Бэкона об очищении человеческого разума, в декартовом принципе «методического сомнения» и в критической философии И. Канта.
В 30-е г XX в. благодаря работам К. Поппера, который подчёркивал, что «чужой концептуальный каркас, так же как чужой язык, не является абсолютным барьером» [5, 592], критицизм оформился как эпистемологическое направление - критический рационализм.
Усилиями критических рационалистов критицизм как-то незаметно был вытеснен из области анализа социокультурных реалий в сферу исследований научного знания, приобретя точно выраженные технологические черты и утратив своё культурное содержание. В результате вотчиной критицизма стала эпистемология.
Такой поворот дела неблагоприятно отразился на раскрытии эвристического потенциала критической традиции. Сведённая к утилитарному эта традиция оказалась обречена на частные успехи и крупные неудачи, особенно в области социальных проектов и в сфере выдвижения концептуальных идей.
После всплеска экзистенциальных учений, эволюционировавших «от...» классических систем, и становления психоаналитического направления западная философия оказалась ни с чем, и её нынешнее состояние (может быть, за исключением судьбоаналитического подхода) вызывает удручающее впечатление.
Тем не менее, дело далеко не так безнадёжно, как это могло бы показаться на первый взгляд. Обращение к критической традиции с культурной точки зрения могло бы придать развитию западной философии новые мощные импульсы.
Список литературы.
1 Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
2 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
3 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. IX.
4 Эразм Роттердамский. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М., 1968.
5 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
УДК 342.9
А.С. Сарсембаев Омская юридическая академия
о кардинальном реформировании и консолидации государственного наградного механизма в российской федерации
Аннотация. Статья посвящена не столь широко обсуждаемым в доктрине проблемам отечественного государственного наградного механизма. Обосновывается необходимость изменения действующей системы государственных наград РФ; формулируются концептуальные основы понимания природы государственных и иных наград, их классификации и значения, построения наградного механизма и наградного процесса, переосмысливается правовая природа наградной системы, выдвигается идея создания национальной наградной системы, предлагается ее модель.
Ключевые слова: награда, наградная политика, наградной механизм, официальные поощрения, наградная система, наградной процесс.
A.S. Sarsembaev Omsk Law Academy
on the fundamental reform AND consolidation OF THE sTATE award mechanism in the Russian federation
Abstract. The article is devoted to the national state award mechanism. The paper proves the necessity to change the current system of state awards of the Russian Federation, formulates conceptual framework for understanding the nature of the state and other awards, classifies and evaluates these systems. The legal nature of the award system is redefined. The idea of creating a national award system and its model are suggested.
Keywords: award, award policy, award mechanism, official awards, the awards system, the award process.
Одним из важнейших направлений в деятельности любого государства является его наградная политика, во многом определяющая и стимулирующая развитие
государственности, всех отраслей национальной экономики и культуры. Сегодня глава Российского государства, как основной субъект проведения государственной наградной политики на федеральном уровне, в полной мере определяет государственную наградную систему РФ, в частности правомочен утверждать Положение о государственных наградах РФ, учреждать и упразднять государственные награды РФ, регулировать порядок награждения ими, утверждать регламентирующий акт о каждой государственной награде РФ (положение, статут), определять их внешний вид (утверждать их рисунки и эскизы) [27].
Ныне существующая государственная наградная система РФ представляет собой упорядоченную совокупность учреждаемых РФ в форме федерального закона или президентского указа государственных наград РФ, различных по правовой природе, старшинству, а также по правовым последствиям награждения, в том числе по возникновению прав на предоставление социальных льгот и преимуществ. В ее состав входят высшие степени отличия РФ, ордена РФ, знаки отличия РФ, медали РФ и почетные звания РФ [27, п. 2]. Являясь по сути высшей формой официального публичного поощрения не только граждан РФ, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, воинских частей, соединений и кораблей, каждая государственная награда РФ имеет определенное основание награждения ею. Такими основаниями выступают различного рода и степени заслуги в области государственного строительства, социально-экономического, научно-образовательного и культурного развития, укреплении законности, обороноспособности и безопасности государства, защите прав и свобод граждан, благотворительности, а также иные заслуги перед государством [27, п. 1 прил.].
Но при всей своей значимости в укреплении национального единства и общественных отношений система государственных наград РФ в действующем виде не может признаваться стабильной, поскольку из года в год приобретает новшества, которые не всегда можно считать целесообразными и обоснованными. Только с осени 2010 г в Положение о государственных наградах РФ было внесено 15 основательных изменений [37], что уже свидетельствует о гипердинамичности ее развития. Стало быть, остается на повестке дня обсуждение вопроса дальнейшего реформирования отечественной наградной системы. В этой связи было бы несправедливым не рассматривать иную модель ее организации. Однако первоочередной задачей, по нашему мнению, следует считать определение перечня исчерпывающих признаков наградной системы, способных служить подспорьем ее поступательного функционирования.
Бесспорно то, что ей, как и любой иной системе правовых средств, должна быть присуща стабильность, о которой уже упоминалось в доктрине [38]. Стабильность как признак и свойство призвана избавить институт государственных наград от необоснованной корректировки, поднять уровень его значимости в развитии общественных отношений и обеспечить наибольшую осведомленность населения о существовании высшей государственной формы поощрения как таковой. Надежным способом обретения наградной системой свойства стабильности представляется законодательное урегулирование наградных правоотношений. Е.В. Трофимов, В.А. Винокуров и В.М. Дуэль однажды уже констатировали необходимость принятия федерального закона о государственных наградах, вполне способного заменить ныне действующее положение, которое обладает юридической силой лишь под-
законного акта [2; 5; 38]. В дополнение стоит обратить внимание и на упоминание в Конституции РФ о государственных наградах РФ как об отдельном предмете исключительного ведения федерации, что оказывается достаточным основанием для принятия специального федерального закона [7, ст. 71].
К удивлению, абсолютно все государства постсоветского пространства, кроме России, имеют законы о государственных наградах, а 19 республик из 22 в составе РФ упорядочили собственные системы государственных наград посредством единого республиканского закона [9-26; 28], и только 3 республики урегулировали эти отношения на подзаконном уровне (Адыгея, Карачаево-Черкесская и Чеченская) [29; 30; 35]. Большинство остальных субъектов РФ имеют комплексное законодательное регулирование своих наградных систем (одним актом упорядочили не только системы государственных, но и ведомственных наград) [8]. Подобная картина дает основания видеть законодательное регулирование наградных правоотношений наиболее рациональным способом, позволяющим увеличить степень участия Федерального Собрания РФ в проведении федеральной наградной политики и распределяющим таким образом бремя ее «маховика» между главой государства и федеральным парламентом.
Значительной проблемой остается отсутствие должной систематизации государственных наград и критеризации оснований награждения ими, где первое находится в прямой зависимости от второго. Сама по себе критеризация оснований награждения теми или иными наградами, будучи сугубо деликатным с точки зрения формальной определенности элементом механизма реализации субъективного конституционного права лица на награждение, была и остается основной проблемой государственной наградной политики. Целесообразно максимально конкретизировать основания награждения во избежание их расширительного толкования и, как следствие, ошибочного награждения конкретной наградой лица, в действительности не имеющего основания для награждения ею. Принятие подобных мер предупредит практику поощрения государственными наградами лиц, по общественной оценке не отличающихся заслугами, а также тех, характер и степень заслуг которых не отвечает действительным критериям награждения государственными наградами. Установление отдельными федеральными законами звания Героя РФ [34] и почетного звания РФ «Город воинской славы» [31], отнесение Президенту РФ функции урегулирования условий и порядка присвоения последнего [33], а также невключение его в едино урегулированную Указом Президента РФ №1099 [27, п. 2] систему государственных наград РФ дополнительно отражает отсутствие надлежащего системообразного построения государственного наградного механизма.
Между тем полноценная система обязана отличаться строгой иерархией своих единичных элементов - наград, где роль высшей государственной награды не просто уместна, а даже необходима. Тотальная иерархичность системы наград создаст условия для эффективного их упорядочения, более точного определения статуса каждой награды во всей системе. Иерархическое построение наградной системы через призму оснований награждения конкретными наградами породит и последовательность поощрения ими. Сегодня в практике награждения не находит своего места реализация принципа последовательности награждения, несоблюдение которого вносит беспорядок в механизм реализации задач, стоящих перед россий-
ской наградной системой. Предположительно существующий принцип последовательности награждения преодолевается в большинстве случаев усмотрением Президента РФ, который вправе наградить лицо государственной наградой до истечения установленного срока, дающего право на награждение [27, п. 7 прил.]. Подобные случаи имели место не раз [1]. При таких условиях нормативное закрепление принципа последовательности награждения с обозначением лишь небольшого круга исключительных случаев применения главой государства права усмотрения обусловлено острой необходимостью. Иерархическое устройство наградной системы разумно опосредовать многоуров-невостью конкретных видов государственных наград. В этой связи существенной опорой иерархичности сможет выступить разновидовое старшинство государственных наград РФ. Под наградным старшинством следует понимать приоритетность, степень значимости награды в системе наград в зависимости от характера (масштаба) оснований награждения ею и ее правового статуса, определяющую последовательность награждения, а также наличие либо отсутствие права на награждение определенной наградой при предусмотренных соответствующим нормативным правовым актом условиях. На сегодня присутствует только степенное старшинство (среди одноименных наград), иного вида старшинства не устанавливается, что частично подрывает системный признак наградной системы. Представляется, что введение новых правил об общем, межвидовом, внутривидовом, простом (непосредственном) и степенном старшинстве среди наград станет надежным скелетом формирования абсолютно новой, модернизированной наградной системы.
На наш взгляд, ошибочно представлять государственную наградную систему РФ как совокупность всех учрежденных в стране официальных правовых поощрений, имеющих государственно-правовую природу (в том числе президентских, парламентских, правительственных и ведомственных наград). Данный подход существенно искажает телеологию функций разновидо-вых правовых поощрений, не позволяет разграничить сферы их реализации. Распространен научный взгляд, согласно которому федеральными государственными наградами признаются не только награды общефедеральные (государственные награды РФ), но и ведомственные [5]. С такой позицией согласиться категорически нельзя. Представляется, что государственной наградой РФ является официальное правовое поощрение, установленное только РФ (посредством принятия федерального закона или издания указа Президента РФ) в качестве общегосударственного (не в территориальном, а публично-правовом смысле) и в соотношении с иными официальными наградами обладающее абсолютным (общим) старшинством. Иные же награды, учрежденные на федеральном уровне, должны признаваться соответственно президентскими, правительственными, парламентскими, судебными, ведомственными поощрениями, не имеющими статус учрежденной РФ (государственной) награды. В развитие этой позиции совокупность всех наград, учрежденных РФ, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), субъектами РФ и их органами государственной власти (государственными органами), логично обозначить, по нашему мнению, национальной наградной системой.
Учитывая концептуальное расхождение в понимании природы учрежденных на разном уровне наград, следует задуматься над системно-организационным
подходом в правовом регулировании комплекса наградных правоотношений. Вполне рациональным видится организационное объединение в национальную наградную систему в виде ее самостоятельных подсистем федеральной наградной системы (включающей в качестве родов федеральных наград систему государственных наград РФ, систему президентских наград РФ, систему парламентских наград РФ, систему правительственных наград РФ, систему судебных наград РФ и систему ведомственных наград РФ, в свою очередь подразделяющихся на виды федеральных наград) и региональных наградных систем (сосредоточивающих системы государственных наград субъектов РФ, системы наград высших должностных лиц субъектов РФ и системы наград органов государственной власти (государственных органов) субъектов РФ - рода региональных наград, в свою очередь делящихся на соответствующие виды региональных наград).
В связи с этим возникает вопрос о возможности объединенной регламентации национальной наградной системы в условиях конституционного обособления государственных наград РФ как предмета исключительного ведения РФ и неупоминания в Конституции РФ о государственных наградах субъектов РФ как об исключительном предмете ведения субъектов РФ, несмотря на полноту государственной власти субъектов РФ вне пределов федеральной и совместной компетенции. Представляется, что конституционное упоминание государственных наград РФ как отдельного предмета ведения федерации носит лишь выделительный характер (характер «частного случая»), при этом являясь в большей степени объектом административно-правового, а не конституционно-правового регулирования, несмотря на тонкость грани конституционно-правовой и административно-правовой природы государственной награды. Аналогичная ситуация прослеживается и с правовым регулированием государственной службы, где также имеется конституционное выделение федеральной государственной службы в отдельный предмет федерального ведения, и отсутствует упоминание исключительности института государственной службы субъекта РФ как предмета исключительного ведения субъекта РФ. Последний, несмотря на свое предполагаемое аналогичное формальное предметное обособление в структуре предметов ведения субъектов федерации, вошел в состав предмета совместного ведения, предусмотренного п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ (административное законодательство), и регулируется с учетом общих начал, установленных федеральным законодательством [32]. К тому же существует научное мнение о том, что наградное право является институтом административного права ввиду административно-правовой сущности его предмета и метода, признания наградных правоотношений как разновидности поощрительных управленческих правоотношений [39]. Приведенное позволяет предположить, что регулирование федеральной наградной системы и установление общих начал и принципов организации региональных наградных систем единым комплексным актом федерального законодательства будет вполне отвечать конституционным требованиям в силу своей относимости к такому предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, как административное законодательство.
Регулятор национальной наградной системы целесообразно представить кодифицированным федеральным законом, осуществляющим полную регламентацию федеральной наградной системы (в том числе системы государственных наград РФ), устанавливающим общие
положения и принципы организации региональных наградных систем, и венчающим таким образом в целом подотрасль российского административного законодательства - наградное законодательство. Особое значение при этом имеет установление правил разновидово-го старшинства между наградами всех видов и уровней, которое должно лечь в основу механизма регулирования национальной наградной системы. Данный регла-ментационный механизм по своим признакам будет методически подобен системе отечественного законодательства об административных правонарушениях [6].
Практически развивать нормы наградного законодательства призван процесс награждения относящимися к национальной наградной системе наградами, который Е.В. Трофимовым обозначен как наградное производство [38]. Принимая во внимание целесообразность детальной регламентации процесса награждения и неизбежное его в этой связи осложнение (в том числе выделение в нем специальных производств), в качестве перспективы видится преобразование наградного производства в единый унифицированный «наградной процесс», функцию всестороннего упорядочивания которого надлежит отнести вышеупомянутому кодифицированному акту. Предварительно в качестве стадий «наградного процесса» можно выделить обязательную стадию представления лица к награждению (возбуждения ходатайства о награждении), стадию рассмотрения и согласования ходатайства уполномоченными субъектами (количество которых неминуемо должно варьироваться в зависимости от уровня награды), стадию принятия решения о награждении (собственно награждения) и стадию вручения награды.
Обсуждая концепцию построения наградного механизма, справедливо коснуться и отдельных принципов этого построения. Практика показала, что действия межотраслевого принципа гласности в конституционном контексте в сфере наградных отношений недостаточно, и «наградной процесс» нуждается в специально провозглашенном принципе широкой гласности применительно к награждению государственными наградами. Эта категория в нашем понимании предполагает максимальную информационную открытость «наградного процесса» от начала первой до окончания последней его стадии. Практическими мерами реализации принципа широкой гласности могут выступить публикации в специальном СМИ (к примеру, регулярно обновляемом тематическом интернет-сервере «наградного процесса»), освещающие процессуальные мероприятия по конкретному ходатайству в отношении конкретного лица; обязательные полнометражные телевизионные трансляции церемоний вручения государственных наград, проводимых не только в Московском Кремле, но и на региональном уровне с возможностью их последующего повторного воспроизведения (в настоящее время телевидение транслирует только церемонии вручения государственных наград РФ с участием Президента РФ, однако полнометражного характера эти трансляции не имеют, освещая только вступительное слово и заключительное обращение главы государства [3; 4; 36]). Воплощение этого принципа в жизнь существенно увеличит шансы осуществить через призму широкого чествования достойных граждан российского общества одну из не только сформулированных для государственной наградной политики, но и основных общегосударственных задач - повышение престижа бескорыстного служения интересам Отечества.
Усматривается, что для федеральных и региональных государственных наград как публичных на-
град особого рода и статуса должна быть предельно важна лицевая («именная») сторона. Государственным наградам совместно с выполнением поощрительной функции надлежит реализовывать «памятно-представительскую» функцию путем содержания в своих наименованиях преимущественно имен собственных, принадлежащих великим и выдающимся историческим соотечественникам, широко известным своими общепризнанными достижениями в соответствующей области общественной жизни. Российское государство и общество располагает многочисленной плеядой всемирно признанных людей, имена которых мы обязаны отразить в наименованиях наград в дань их вечной памяти и общенародной гордости за их результаты, при этом избрание награды, отражающей имя личности, по статусу в иерархической лестнице должно определяться общепризнанным масштабом результатов деятельности этой личности (т.е. по степени их общественного признания).
Возвращаясь к идее законодательного урегулирования наградных отношений, необходимо обозначить ряд концептуальных положений, составляющих основу перспективного закона. Под наградой в рамках национальной наградной системы следует обозначить официальное государственное поощрение, учрежденное федеральным законом, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), законом субъекта РФ, органами государственной власти (государственными органами) субъекта РФ и имеющее материальное выражение. В законе надлежит предусмотреть основы государственной наградной политики, принципы национальной наградной системы; структуру наградного законодательства; нормы, характеризующие организационное устройство национальной наградной системы и ее подсистем; общие положения о наградах, наградном старшинстве и правовых последствиях награждения (в том числе о порядке учреждения, упразднения, хранения и ношения наград); основные нормы о наградах, входящих в региональные наградные системы; дефиниции, раскрывающие категории и термины, используемые в наградном законодательстве; общие нормы о системе государственных наград РФ, их исчерпывающий перечень, особенности порядка их учреждения и упразднения, ношения и хранения, особенности процесса награждения отдельными государственными наградами РФ; нормы об основаниях и критериях награждения каждой государственной наградой РФ в отдельности; общие положения о президентских, правительственных, парламентских, судебных и ведомственных наградах РФ; нормы, регулирующие собственно «наградной процесс».
Считаем, что претворение изложенных в настоящей статье предложений позволит консолидировать правовое регулирование наградных правоотношений, построить упорядоченную систему совершенно новой подотрасли - наградного законодательства, создать унифицированный наградной процесс, привести наградной механизм в РФ в состояние способности обеспечить наибольшую вероятность реализации права конкретного лица на награждение определенной наградой при наличии у него объективных заслуг, степень и характер которых соответствует требованиям нормативно закрепленных оснований награждения ею. В настоящее время нами ведется разработка авторского инициативного проекта кодифицированного федерального закона, комплексно регулирующего правоотношения в области национальной наградной системы,
результаты работы над которым будут освещены в последующих публикациях по затронутой теме.
Список литературы
1 Винокуров В. А. Комментарий к Положению о государственных наградах Рос. Федерации 2010 года (постатейный). М. : Экслибрис-Норд, 2012.
2 Винокуров В. А. Наградная система страны и реформа государственных наград Рос. Федерации // Закон и право. 2007. №12.
3 Владимир Путин вручает государственные награды. Онлайн-трансляция. URL: http://ria.ru/ society/20150521/1065700911.html (дата обращения: 29.12.15).
4 Дмитрий Медведев вручает госнаграды. Прямая трансляция. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=342919 (дата обращения: 29.12.15).
5 Дуэль В. М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики : дис. ... канд. юрид. наук. М, 2005.
6 Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7 Конституция Рос. Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8 См., например: О государственных наградах Омской области, наградах высших органов государственной власти Омской области и почетных званиях Омской области : закон Омской области от 1 марта 2004 г. №512-ОЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
9 О государственных наградах Республики Алтай : закон Респ. Алтай от 18 окт. 2005 г. №73-рз // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
10 О государственных наградах и почетных званиях Республики Башкортостан : закон Респ. Башкортостан от 30 дек. 2005 г. №271-з // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
11 О государственных наградах Республики Бурятия : закон Респ. Бурятия от 13 июля 2009 г. №910-IV // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
12 О государственных наградах Республики Дагестан : закон Респ. Дагестан от 2 окт. 1995 г. №6 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
13 О государственных наградах Республики Ингушетия : закон Респ. Ингушетия от 10 дек. 1997 г. №18-РЗ// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
14 О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики : закон Кабардино-Балкарской Респ. от 15 июля 1999 г. №29-РЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
15 О государственных наградах Республики Калмыкия : закон Респ. Калмыкия от 3 нояб. 2011 г. №294-IV-3 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
16 О государственных наградах Республики Карелия : закон Респ. Карелия от 26 июля 1994 г. №3-ЗРК // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
17 О государственных наградах Республики Крым : закон Респ. Крым от 17 июля 2014 г. №34-ЗРК// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
18 О государственных наградах Республики Марий Эл : закон Респ. Марий Эл от 31 мая 1994 г. №96-III // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
19 О государственных наградах Республики Мордовия : закон Респ. Мордовия от 10 сент. 2014 г. №61-З // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
20 О государственных наградах Республики Саха (Якутия) : закон Респ. Саха (Якутия) от 15 июня 2004 г. №135/1-3 №275-III // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
21 О государственных наградах Республики Северная Осетия-Алания : закон Респ. Северная Осетия-Алания от 15 авг. 2007 г. №38-РЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
22 О государственных наградах Республики Татарстан
: закон Респ. Татарстан от 10 окт. 2011 г. №74-3РТ// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
23 О государственных наградах Республики Тыва : закон Респ. Тыва от 24 дек. 1992 г. №388 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
24 О государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики : закон Удмуртской Респ. от 03 мая 2001 г. №22-РЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
25 О государственных наградах Республики Хакасия : закон Респ. Хакасия от 6 июля 2001 г. №37 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
26 О государственных наградах Чувашской Республики : закон Чувашской Респ. от 12 апр. 2005 г. №15 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
27 О государственной наградной системе Рос. Федерации (вместе с Положением о государственных наградах Рос. Федерации) : указ Президента Рос. Федерации от 07 сент. 2010 г. №1099 //Справочная правовая система «Консультант Плюс».
28 О наградах и поощрениях в Республике Коми : закон Респ. Коми от 01 март. 2011 г. №17-Р3 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
29 О Положении о государственных наградах Республики Адыгея : постановление Верховного Совета Респ. Адыгея от 16 сент. 1992 г. №74-1 //Справочная правовая система «Консультант Плюс».
30 О Положении о государственных наградах Карачаево-Черкесской Республики : постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Респ.
от 13 апр. 2001 г. №54 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
31 О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» : федер. закон от 9 мая 2006 г. №68-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
32 О системе государственной службы Рос. Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
33 Об условиях и порядке присвоения почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы» : указ Президента Рос. Федерации от 1 дек. 2006 г. №1340 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
34 Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» : закон Рос. Федерации от 20 мая 1992 г. №2553-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
35 Об утверждении Положения о наградах Чеченской Республики : указ Президента Чеченской Респ. от 29 нояб. 2004 г. №341 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
36 Путин вручает в Кремле почетные награды. Прямая трансляция. URL: http://www.rusdialog.ru/ news/27814_1432206568 (дата обращения: 29.12.15).
37 Справка : к указу Президента Рос. Федерации от 07 сент. 2010 г. №1099 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
38 Трофимов Е. В. Правовое регулирование государственных наград в Рос. Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
39 Трофимов Е. В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование : дис. . д-ра юрид. наук. М., 2013.