Махмудова Гюнель Бахрам кызы
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ..
УДК 371.72
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В 1941-1945-е ГОДЫ (НА ОСНОВЕ РАССКАЗОВ МИР ДЖАЛАЛА ПАШАЕВА)
© 2016
Махмудова Гюнель Бахрам кызы, диссертант кафедры истории азербайджанской литературы Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. Вторая мировая война, охватившая 1939-1945-е годы, не могла не отразиться на художественной прозе. Как и все народы, охваченные войной, азербайджанский народ также жил надеждой на скорейшее окончание войны, настойчиво приближая ее победу. В первые годы войны в азербайджанской литературе превалировала тематика защиты родины, патриотизм, как основные линии сюжетов и сценариев произведений. Прогрессивными образцами художественной прозы указанной поры следует указать произведения Мир Джалала «Восстание матерей», «Шербет», «До бала», «Кровь брата», «Дороги родины», «Снайпер», «Сорочка матери», «Бабушка Марджан», «Дядюшка Хилал», «Пути-дороги», «Непрошибаемый человек», «Всадник», «Огненные песни», «Шахин и Сона», «Письмо на Кавказ», «Раны Родины», «Легкомысленный человек», «Солдаты тыла», «Вечерний поход» и т.д. Во всех этих произведениях ярко раскрываются будни тыла, по дням и пережитым военным действиям. Выдающийся писатель, литературовед, ученый и педагог Мир Джалал начал свое художественное творчество в 20-30-е годы ХХ века.
Ключевые слова: художественная проза Азербайджана, вторая мировая война, писатель Мир Джалал, повести и рассказы военной поры Мир Джалала.
ARTISTIC PROSE IN AZERBAIJAN IN 1941-1945 (BASED ON THE STORIES
OF MIR JALAL PASHAYEV)
© 2016
Makhmudova Gunel Bahram gizi, candidate for a degree of the department of History
of Azerbaijani Literature Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. The Second World War, covering 1939-1945's, could not but affect the prose. Like all the nations covered by the war, the Azerbaijani people also lived in hope for an end to the war, persistently bringing closer the victory. In the early years of war, the defence of homeland and patriotism were prevailing in Azerbaijani literature. "Mothers' Rebellion", "Sherbet", "Prior to the Ball", "Brother's Blood", "Homeland's paths", "Sniper", "Mother's shirt", "Grandma Marjan", "Uncle Khilal", "Ways and roads", "Resistant Man", "Ridef', "Fire Songs", "Shahin and Sona", "Letter to Caucasus", "Homeland's Wounds", "Easy-minded Man", "Rear Soldiers", "Evening Hike", etc. are progressive examples of artistic prose of the above-shown period. All these stories vividly describe everyday life of the rear and military actions. A prominent writer, literary critic, scholar and teacher Mir Jalal began his artistic creativity in the 20-30-ies of XX century.
Keywords: Azerbaijan's artistic prose, World War II, Mir Jalal the writer, Mir Jalal's military novels and stories.
Актуальность темы. Пашаев Мир Джалал Али оглу родился в Южном Азербайджане 26 апреля 1908 года, в живописном селе Ардебиль. Но судьба с детских лет привела его в древний азербайджанский город Гянджа.
Мир Джалал известен как автор многих популярных романов. В своем первом романе «Воскресший человек» (1934-1935), и позже написанных произведениях: «Манифест молодого человека» (1939), «Открытая книга» (1941-1944), «Ровесники» (1946-1952), «Новый город» (1948 -1950), «Куда ведет путь» (1952-1957) он создал широкий эпический спектр современной ему жизни. Мир Джалала писал рассказы о войне - «Рассказы о Родине» (1942), «Родина» (1944), которые также были опубликованы.
Включение имени Мир Джалала Пашаева в 20082009-е годы в список всемирно известных событий и личностей ЮНЕСКО есть выдающееся событие в истории литературы и культуры Азербайджана. Тем самым была дана возможность и для дальнейшего сотрудничества Азербайджана с данной международной организацией. Празднование 100-летия со дня рождения Мир Джалала Пашаева, как выдающегося писателя ХХ столетия, на уровне ЮНЕСКО есть, прежде всего, та высокая оценка, которая была дана азербайджанской науке и культуре, ее духовному наследию.
Мир Джалал, как мастер художественного слова, занял подобающее себе место в литературном процессе в 30-40-е годы ХХ столетия своим научно-художественным творчеством, став образцом новаторского подхода в синтезе традиции и современности. Так же, как и все классики, Мир Джалал и сегодня современен. Его весомые произведения, написанные одно вслед за другим, уже в первые годы его творчества, привлекли внимание литературных критиков. Это, с одной стороны, связано с многогранностью и полнотой творческого самовыражения, с другой - актуальностью и современностью тем,
которые им раскрывались в своих произведениях.
Вместе с тем наиболее всего раскрытие его таланта можно проследить в его рассказах. Актуальность данного исследования связано с оценкой его военных рассказов.
Степень разработанности проблемы. Произведения, а точнее, рассказы, написанные Мир Джалалом в 19411945-е годы, и сегодня являются предметом исследования литературной критики. В данной же статье мы конкретно рассмотрим оценку, которую дали рассказам Мир Джалала такие писатели, как Мамед Ариф, Азиз Мамедов, Мирза Ибрагимов, Джаханбахш, Насир Эфендиев, Азиз Шариф и другие критики.
Цели и задачи: основной целью рассмотрения является художественное творчество Мир Джалала в годы войны, рассмотрение мнения некоторых литературных критиков относительно рассказов военной поры.
Научно-методологическая база исследования. В статье используются принципы анализа художественной литературы, написанной в 40-50-е годы прошлого столетия, в том числе богатый опыт азербайджанского литературоведения в указанном направлении.
Содержание статьи. Любое событие общественной жизни является предметом внимания и анализа, прежде всего, представителей пера. Вторая мировая война, охватившая 1941-1945-е годы, изменила судьбу многих миллионов людей, в том числе и наших соотечественников, она оказала свое влияние также и на мастеров пера. Все, от мала до велика, жили духом и событиями войны. Азербайджанский народ прожил эти годы с достоинством.
Азербайджан, обладающий богатыми природными ресурсами и выгодными географическими условиями, занимал важное место в стратегических планах супердержав. Германия, претендовавшая на мировое господство, проявляла к Азербайджану большой интерес.
Махмудова Гюнель Бахрам кызы О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ...
Основной целью ее было прибрать к рукам бакинскую нефть и тем самым найти выход к Персидскому заливу и Индийскому океану. По поручению Гитлера даже была составлена подробная карта бакинских объектов промышленного и военного назначения.
Советский Азербайджан, будучи в составе СССР, был вовлечен в войну еще с 1939 года. Мужественные сыны и дочери Азербайджана воевали на советско-финской границе. После того, как в 1941 году началась Великая Отечественная война, Азербайджан также был вовлечен в борьбу с фашизмом. Была объявлена всеобщая мобилизация. В годы войны на фронт из Азербайджана ушло около 600 тысяч человек. 40 тысяч из них были добровольцами. Сыны и дочери Азербайджана мужественно сражались на всех фронтах против врага. Они показывали пример личного и массового мужества.
Сына Азербайджана активно участвовали также и в партизанской войне. Они принимали участие в деятельности партизанских бригад в Крыму, Украине, Белоруссии, на Северном Кавказе, в прибалтийских странах, Польше, Чехословакии, Венгрии, Югославии и Италии. Азербайджанские воины сражались во Франции, принимая активное участие в антифашистском сопротивлении.
В годы войны вся экономика Азербайджана также служила целям войны. Рабочий день для рабочих и служащих был доведен до 10-12 часов в сутки. Отпуска были отменены. На места тех работников, которые были мобилизованы в армию, ставили женщин и подростков.
Азербайджанские сельскохозяйственные труженики также прилагали все усилия, чтобы приблизить победу. Ими было выращено для страны 500 тысяч тонн хлопка и много другого стратегического сырья.
Азербайджанские трудящиеся передали безвозмездно в Фонд обороны украшений и денег на многие миллиарды рублей. Творчество интеллигенции, в том числе и творческой интеллигенции, также было направлено на борьбу с фашизмом.
Вера в победу была основным лозунгом для трудящихся. Те, кто были в тылу, несли такую же ответственность за победу, что и те, кто сражался на фронтах войны. В такой ответственный период самый большой груз несли мастера пера: «Литература является мощным средством по возрождению или, напротив, угасанию духа народа. Литература низкого пошиба, узкого и безнравственного содержания может служить не лечению ран, полученных народов в процессе войны, а, напротив, еще большему углублению и загниванию ран. Рана, полученная от сабли, может быстро зажить, а может - и нет» [4].
Можно сказать, что ежедневно на страницах прессы печатались стихи, рассказы, посвященные мужеству и героизму фронтовиков, они поднимали дух народа, закаливали их для дальнейшей борьбы с врагом. Их сердца горели надеждой скорейшей победы. Основной задачей, стоявшей перед литературой, было разоблачение агрессивных намерений немецких захватчиков, воспитание у читателей чувства патриотизма. Для победы, как известно, недостаточно лишь высокого экономического развития, богатых ресурсов, бесчисленного числа вооружений, крепкой армии. Наряду с этим необходима также крепкая связь между интеллигенцией и народом.
В первые годы войны тема защиты родины, патриотизм были основной темой. Со временем мастера художественного слова стали обращаться к тематике матерей, потерявших своих сыновей, женщин, оставшихся в семье без кормильца, стремясь изобразить их боль и переживания. Наиболее активно в этом деле участвовали такие писатели и поэты, как Сулейман Рагимов, Мирза Ибрагимов, Самед Вургун, Сулейман Рустам, Мехти Гусейн, Мамед Рагим, Расул Рза, Ахмед Джамиль, Осман Сарывелли, Мирвари Дильбази, Зейнал Халил и др.
Самыми яркими произведениями были «Назидание
матери», «Сестра милосердия» Самеда Вургуна, «Мать и почтальон» Сулеймана Рустама, «Любовь к отчизне», «И эта рана заживет», «Одинокая могила» Мамеда Рагима, «Говорит Баку» Расула Рзы, «Неси, мой сын, неси» Османа Сарывелли. Здесь раскрывалась тема любви к родине, формировалось чувство патриотизма, горечь войны и т.д. В прозаических произведениях эти мотивы также нашли свое отражение. Это произведения: повесть Сулеймана Рагимова «Медальон», рассказы Анвера Мамедханлы «Когда уходят сыновья», «Звезды», «Ты откуда, брат солдат?», «Ледяная статуя», Мехди Гусейна «Обручальное кольцо», «Огненный меч», «Счастливый», Абульгасана Алекперзаде «Раненые», «Место встречи», Али Велиева «Гвоздики в подарок»,»Рейхан Мадади», Мир Джалала «Восстание матерей», «Сироп», «До меда», «Братья по крови», «Родные пути», «Снайпер», «Рубашка твоей матери», «Бабушка Мерджан», «Дядя Хилал», «Дороги», «Серый человек», «Всадники», «Огненные песни», «Сокол и Сона», «Письмо на Кавказ», «Раны Родины», «Воздушный человек», «Назад, солдат», «Вечерний визит «и так далее. Это - примеры прозаических рассказов военных лет. Во всех этих историях можно ознакомиться с каждодневной ситуацией в тылу во время войны. Кроме того, здесь приводятся интересные эпизоды тесной связи между фронтом и тылом. Матери, девушки-невесты, получившие «черную бумагу», т.е. похоронку, находились в печали и горе, испытывая одновременно ненависть по отношению к немецким захватчикам; кроме этого, здесь изображались трудовые будни трудящихся, которые продолжали упорно трудиться для того, чтобы приблизить победу на фронтах. Все это в деталях изображалось в указанных и других произведениях.
Считалось, что в древности и греческие писатели свою основную задачу видели в воспитании мужественных и порядочных граждан. Мирза Ибрагимов в своей статье «Война и литература» привел следующий диалог из комедии Аристофана «Лягушки»:
«Эврипид: что ты сделал для того, чтобы люди стали сострадательными и достойными гражданами?
Эсхил: Я создал драму, которая полна духа войны.
Дионис: Это какая драма?
Эсхил: Это драма «Семь полководцев». Каждый, кто смог посмотреть эту драму, становился мужественным, как лев, с храбрым сердцем».
Прямо с первых песен следует в поэтической мысли поэтов следовать идее о том, чтобы приносить пользу, сеять среди граждан семена мышления и совести!" [4].
В рассказах Мир Джалала по истории войны мы также видим эту позицию. Писатель был духовным мостом между воспитанием наших читателей, как достойных граждан, и самим обществом.
Одной из главных тем художественной прозы был беспрецедентный героизм народа в Великой Отечественной войне, выносливость и воля к победе. В творчестве Мир Джалала, связанного с военной прозой, все больше усиливается способность реагировать на запросы дня. В рассказах, опубликованных в прессе, рассказывается о героической борьбе азербайджанского народа с фашизмом в тылу врага и на линии фронта. Лейтмотивом этих произведений является мужество, терпимость, верность Родине азербайджанского народа, вера в победу.
Среди рассказов о войне Мир Джалала, написанных в 1942 году, выделяются те, которые опубликованы в книге «Рассказы о Родине». Писатель не ограничился, однако, этим: до конца войны он продолжал писать рассказы о войне, пока не услышал весть о победе. Следующий сборник, в котором были опубликованы его военные рассказы, озаглавлен «Родина-мать» (1944). Следует отметить, что за эти годы его работа шла не только в указанном направлении; его занимали также и другие проблемы, которые он привнес в литературу. На этот раз писатель назвал свой сборник рассказов «Истории из
Махмудова Гюнель Бахрам кызы филологические
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ... науки
жизни» (1945). Ясно, что слова война и жизнь совершенно разные, несовместимые друг с другом, но даже если слова стоят на разных полюсах, каждое из них связано с человеческим фактором. На каждом из двух противоположных полюсов люди стоят лицом к лицу, но один из них строит, создает, а другой разрушает и уничтожает.
Мир Джалал несет в своей внутренней духовности гуманизм, идею человечности, и в своих художественных произведениях, которые он создает, успешно передает эти идеи. Есть еще в литературном наследии Мир Джалала рассказы, написанные для детей младшего возраста в 1940-1945 годах. У писателя, по мере продвижения вперед, появляются все более и более масштабные произведения искусства, эссе, научные статьи, монографии, книги.
Что касается изучения наследия Мир Джалала в 1940-45 годы, мы можем сказать, что первым, кто написал рецензию на опубликованные его рассказы о войне, был Мамед Ариф Дадашзаде, его статья озаглавлена «Гневные рассказы: о антифашистских рассказах Мир Джалала». Статья была опубликована в газете «Литература» 11 декабря 1941 года. Особый интерес представляет оценка Мамедом Арифом рассказа Мир Джалала «Бабушка Мерджан»: Бабушка Мерджан не может практически сделать ничего для помощи фронту, ей остается лишь проклинать фашистских палачей. «Вспоминая, как люди живут в тихом и красивом городе, где счастье приходит в семью каждый день, живут хорошие люди, матери, дети, она представляет, как нацисты врываются в дома в темноте ночи, говорила в душе: пусть сократятся ваши дороги, которыми вы идете, чтобы ваши летающие крылья были сломаны, глаза стали слепыми, почему не оставите людей в покое?» [1].
Статья Джаханбахша «Наша армия и наши писатели» была опубликована в газете «Адабият» («Литература») 22 февраля 1942 года. Здесь анализировались рассказы Мир Джалала о войне. В статье анализируются общественно-политические процессы 40-х годов ХХ века, социальная и политическая жизнь советского народа, его решимость, сила, мужество, единство, дружба между народами. Джаханбахш анализирует блестящие работы художников слова - Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама, Расула Рзы, Мамеда Рагима, Ахмеда Джамиля, Зейнала Халила, Сулеймана Рагимова, Мир Джалала, Мехди Гусейна и других писателей и поэтов. В статье дается общий обзор периодической литературы, автор ограничивается перечислением имен мастеров слова. В основном дается анализ содержания переживаемого периода, раскрывается содержание понятия дружбы народов, его крепости, формирование веры в скорейшую победу.
К сожалению, автор не подкрепил своих рассуждений анализом произведений упомянутых мастеров слова. Несмотря на это, Джаханбахш смог уловить общий смысл и дух произведений упомянутых им писателей. В самом деле, писатели и поэты, жившие и творившие в указанный период, создали прекрасные, интересные произведения, и автор статьи мог бы еще продолжить список.
Джаханбахш упоминает в статье произведения Мир Джалала о войне, в частности, пишет, что «следует отметить, что наши поэты работают очень выразительно и эффективно. В их антифашистских стихах, произведениях, которые являются продуктом последнего времени, есть горячее пламя, прекрасная патриотическая страсть. Читатели всегда их будут читать, любить их и проявлять интерес к этим работам. Был опубликован ряд очень интересных рассказов Сулеймана Рагимова, Мир Джалала, Гусейна Мехди, Юсифа Ширвана. Среди этих историй следует отметить прозу, наполненную гневом Мир Джалала и Сулеймана Рагимова» [2].
В 1943 году в газете «За Родину» № 3 была опубликована статья Мирзы Ибрагимова «Война и литература»; автор статьи, подробно говоря о литературном творчестве во время войны, особый акцент делал на 56
рассказе Мир Джалала «Всадник», высоко оценив его: «Свободный рассказ в мягкой и приятной манере кажется простым, но вместе с тем сопряженным с высоким уровнем художественной выразительности. Рассказы Мир Джалала вдохновлены народным духом. Рассказ «Всадник» Мир Джалала, напоминающий классический короткий рассказ, описывает историю простого человека, чье сердце бьется за родину, описывает, на какой героизм он способен. Он отстал от группы, вместе с раненой лошадью остался наедине с врагом в лесу, но не растерялся.
Он, не зная страха, вызывает панику в лесу, используя темноту ночи, банды противника перебивают друг друга. Остроте его ума, сердцу придает силу только одно чувство: страна находится в опасности. Следует отметить, что в этой статья Мирза Ибрагимов дает успешный анализ произведений, написанных во время войны М. Рагимом, Сулейманом Рустамом, Расулом Рзой, М.С.Ордубади, Сулейманом Рагимовым, Абулгасаном Алекперзаде, Самедом Вургуном, Али Велиевым. Автор на хорошем научном языке объяснил, на основе примеров о военных буднях работ этих художников, те проблемы и переживания, которыми жил народ и армия в военное время. Нам кажется, что, с точки зрения высокого уровня анализа, эта статья отличается высоким уровнем анализа и исследования произведений искусства военной поры.
Произведения Мир Джалала читали не только в пределах страны, но и далеко за ними. Так, в 1944 году, в самый разгар войны, с польского фронта было получено письмо одного из фронтовиков, нашего соотечественника, капитана Насиба Эфендиева, который написал письмо в редакцию газеты «Адабият». Письмо было озаглавлено «Уважаемому писателю Мир Джалалу»: «Вот уже во второй раз, когда я иду на передовую, я получил новый номер газеты «За родину». Там встретился мне отрывок из произведения под названием «Открытая книга». Отрывок этот я прочитал в пути, под стук колес поезда, звуки выстрелов из пушек и взрывы бомб. Мне захотелось написать о своем впечатлении об этом художественном отрывке.
<...> возвышенные чувства и творческий темперамент писателя исходили из того, что большая часть образов, воспроизводимых им, находили свое воплощение в жизни. В этом отношении «Оживший человек», «Открытая книга» и другие произведения достойны внимания читателей [3]. Такое горячее отношение читателя, который под грохот пушек, стук колес и взрывы бомб был способен штудировать отрывки произведений в печати, говорит о популярности Мир Джалала в читательской среде.
Последний абзац этого письма еще более впечатляет. Капитан, отправляющийся на фронт, просит Мир Джалала выслать ему еще свои новые произведения: «Товарищ Мир Джалал! Это письмо я пишу издалека, из Польши. Очень прошу прислать мне продолжение этого произведения» [3].
Г.Оруджали в газете «Адабият» от 15 марта 1944 года пишет в своей статье «Творчество Мир Джалала во время войны» о произведениях писателя, в частности, таких, как «Дороги», «Бунт матерей», «Бабушка Мерджан», «Легкомысленный человек», «Чубчик» «Сапоги», «Проблема кирпича» истории, о комедии «Мирза Хеял». Г.Оруджали подчеркивал, что красота и выразительность языка характерна для всего периода военного творчества писателя. Он справедливо подчеркивал, что Мир Джалал следовал по стопам Дж.Мамедкулизаде и А.Ахвердиева, их литературной школе. Автор статьи в дополнение к сказанному подчеркивал, что Мир Джалал имеет опыт работы в области сатиры и юмора. Кроме того, Г.Оруджали обосновал причины неудачи в постановке комедии Мир Джалала «Мирза Хеял».
Одним словом, Г.Оруджали высоко оценил творчество Мир Джалала, раскрыв особенности его своеобраз-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)
Махмудова Гюнель Бахрам кызы
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ...
ного стиля.
В выпуске газеты «Адабият» от 5 мая 1945 была опубликована статья Азиза Шарифа « Наша художественная проза». В статье говорится в работах Мир Джалала «Воскресший человек», «Открытая книга», « Манифест молодого человека». В общем, Азиз Шариф высоко оценивает образцы художественной литературы, написанной в 40-е годы ХХ века - романы Абульгасана «Мир взрывается» и «Спады», Мехти Гусейна «Потоп» и «Орел», Али Велиева «Герой», Мир Джалала «Воскресший человек», «Манифест молодого человека» и «Открытая книга», Сулейман Рагимова «Шамо», «Волосы» и «Мехман»: «За двадцать пять лет мы получили самые совершенные типы прозы и стиха, как следствие, можно говорить не только об общем влиянии литературы; нам удалось создать тип романа, который сам по себе является чрезвычайно важным историческим событием для нашей литературы» [6].
Вслед за Азизом Шарифом и мы признаем эту реальность. Сфера литературы обогатилась указанными новыми для того периода произведениями. Ознакомление с этими работами оживляет перед читателями картины страдания, боли войны, читатель узнает характерные черты советского народа, и т.д.
С другой стороны, Азиз Шариф высоко оценил создание новых человеческих образов в рассматриваемых романах. Он писал, что «эти образы совсем не похожи на персонажи из романов классической литературы -Сарраджа, Фархад и подвыпившего Искендера. Это создание прозы нового качества, что, конечно же, следует считать большим успехом» [6].
С последним утверждением можно и не согласиться. Не совсем верно сравнивать образы Сарраджа, Фархад и подвыпившего Искендера с такими художественными образами из романов Абульгасана «Мир взрывается» и «Спады», Мехти Гусейна «Потоп» и «Орел», Али Велиева «Герой», Мир Джалала «Воскресший человек», «Манифест молодого человека» и «Открытая книга», Сулейман Рагимова «Шамо» (Бюлент, Сархан, Гадир, Шамо, Гейбет). Это разные времена и нравы. Азиз Шариф высоко оценил советскую прозу, видел новые линии развития человеческих характеров, отмечая, что в этом смысле образы таких корифеев азербайджанской прозы, как М.Ф.Ахундов, Дж.Мамедкулизаде несколько «устарели». С этим мы не можем согласиться.
Образы в произведениях М.Ф.Ахундова, Дж.Мамедкулизаде связаны с характерными чертами национальных характеров, представляя из себя живые картины прошлого. Верно то, что в романах Абульгасана «Мир взрывается» и «Спады», Мехти Гусейна «Потоп» и «Орел», Али Велиева «Герой», Мир Джалала «Воскресший человек», «Манифест молодого человека» и «Открытая книга», Сулейман Рагимова «Шамо» созданы новые художественные черты советского человека. В советском литературоведении и литературной критике эти образы воспринимались как положительное явление. Однако, наряду с этим, национальные образы Юсифа Сарраджа, Фархада и «веселого» Искендера никогда не утратят своей актуальности. В персонажах романов в последующие годы, в частности, у Исмаила Шихлы, Юсифа Самедоглу, Азизы Джафарзаде, Исы Муганны, Чингиза Гусейнова, Анара, Алисы Ниджата, Рустама Ибрагимбекова, Эльчина, Мовлуда Сулейманлы и других авторов встречаем творческие образцы, которые по своему духу перекликаются с художественными достижениями классиков азербайджанской литературы.
Новые рассказы о войне, написанные писателем Мир Джалалом, были также оценены литературным критиком Азизом Мирахмедовым. Его статья «Новые рассказы Мир Джалала» была опубликована в газете»Адабият» 13 февраля 1943 года. Автор высоко оценил рассказы Мир Джалала о войне [5].
Выводы. Отношение критики к рассказам Мир Джалала, как к тем, которые были написаны в военные
годы, так и тем, что были созданы впоследствии, было всегда доброжелательным. Изображение тыла в период войны было у Мир Джалала в естественных красках и соответствовало реальной жизни. Образы людей, изображенных в данных рассказах, привлекали внимание как читателей, так и критиков, своей жизненностью, оптимизмом и правдивостью. Разнообразие образов также свидетельствовало о наблюдательности писателя, его богатом творческом воображении и прекрасном владении художественными средствами изображения действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ариф Мамед. Гневные рассказы. // Газета «Адабият», 1941, 11 декабря, № 42
2. Джаханбахш. Наша армия и писатели // Газета «Адабият», 1942, 22 февраля
3. Эфендиев Насиб. Наш уважаемый писатель Мир Джалал. // Газета «Адабият», 1944, 7 ноября
4. Ибрагимов Мирза. Война и литература // Журнал «За родину», 1943, № 3
5. Мирахмедов Азиз. Новые рассказы Мир Джалала. // Газета «Адабият», 1943, 13 февраля
6. Шариф Азиз. Наша художественная проза. // Газета «Адабият», 1945, 5 мая
7. http://anl.az/el/m7mc_se.pdf
8. http://anl.az/down/mircalal.pdf
9. http://www.heydar-aliyev-foundation.org/az/