УДК 902+745/749 Б01: https://doi.Org/10.24852/pa2017.2.20.157.172
О ХРОНОЛОГИИ ВОСТОЧНОГО ИМПОРТА В ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ В Х-Х1 ВВ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ТОРЕВТИКИ)
© 2017 г. К. А. Руденко
В статье рассматриваются предметы художественного металла, попавшие на Среднюю Волгу из стран Востока в начале II тыс. н.э. Это чаши, изготовленные из специального сплава - белой бронзы. Большинство их найдено в Марийском Поволжье и в Приочье, а одна чаша обнаружена на булгарском селище (I Семеновском) в нижнем течении Камы. В статье исследуются 8 таких изделий. Изучение датирующих предметов из захоронений, в которых были обнаружены чаши, а также стилистический анализ изображений, проведенные автором, позволили предполагать, что чаши могли быть изготовлены в одном центре, который функционировал в последней трети Х - первой четверти XI в. По мнению автора статьи, чаши попали на Среднюю Волгу двумя партиями. Первая партия поступила сюда между 60-ми гг. Х в. и началом XI в. Вторая партия была отправлена в первой половине XI века. Чаши из этого центра импортировались во второй половине Х - первой половине XI века также в Западную Сибирь, но не через Волжскую Булгарию, а другим путем.
Ключевые слова: археология, художественный металл, хронология, Волжская Булгария, Марийское Поволжье, Приочье, Западная Сибирь, Биляр, чаши, ковши.
Волжская Булгария в домонгольский период была одним из центров международной торговли, существенную часть которой составляли связи со странами Востока. Наиболее часто предметом импорта становились художественные изделия из металла. Наибольшее их количество приходится на Х^! вв., причем большая часть изделий Х в. найдена за пределами Волжской Булгарии, а находки, датированные XI в., встречены на булгар-ских памятниках - как городищах, так и селищах.
Появление металлической посуды (железных котлов) у булгар на Средней Волге относится к началу Х в. (Руденко, 2000, с. 38, 104, тип Ж-4, рис. 2), а художественных чаш - не ранее второй половины Х в. (Руденко, 1990, с. 217). Также к Х в. начинают распро-
страняться привозные художественные чаши в Приочье и Марийском Поволжье (Руденко, 2000а, с. 69-81).
Надо сказать, что в Волго-Камский регион изделия художественного металла проникали и раньше - в УП-К вв. Однако на Средней Волге этого периода такие находки не выявлены. В Прикамье встречены серебряные и бронзовые изделия, например, чаша из II Аверинского могильника, расположенного в верховьях Камы в Кировской области. По форме - это полусферическое изделие с утолщением с внутренней стороны венчика; диаметр ее 14,6 см, высота - 3,5 см. Выполнена чаша из высокооловяни-стого сплава, так называемой «белой бронзы» (Черных, 2004, с. 96-97). Подробно исследовавшая это изделие Е.М. Черных датировала его пе-
риодом УН-УШ вв., с возможностью IX в. (Черных, 2004, с. 98-99). Наличие сквозного отверстия у венчика безусловно свидетельствует о культовом использовании этого изделия.
Аналогичны аверинскому изделию чаши из Шокшинского могильника1 (погребение 555) и Перемчалкинского могильника (погребение 4) в Мордовии. Последнее изделие имеет диаметр 14 и высоту 5,2 см. Орнамент -концентрические окружности в центре на внутренней поверхности чаши (одна или две) (Алихова, 1948, с. 186, рис. 1).
К этому кругу изделий относятся фрагменты бронзовых чаш из Верх-Саинского городища на р. Сылве, культурный слой которого датирован У1-Х вв. (Черных, 2004, с. 98). В погребении 21 Концовского могильника конца У1-У11 в., расположенного в Кировской области, Е.М. Черных были выявлены две подвески, изготовленные из стенки бронзовой чаши (Черных, 2004, с. 97).
Серебряная чаша хорезмийского производства, по версии И.Ю. Пасту-шенко, происходит из погребения 164 Верх-Саинского могильника неволин-ской культуры эпохи раннего средневековья, расположенного на р. Шакве, правом притоке р. Сылвы, в Березовском районе Пермского края. Она имеет декор - ложчатый орнамент и розетку в медальоне на дне. Наиболее вероятная дата этого артефакта - вторая половина У11 - начало У111 в. (Па-стушенко, 2011, с. 98-102).
К У11-У111 вв. отнес НА. Мажи-тов миниатюрный круглодонный не орнаментированный сосуд из погр. 2,
1 Фонды Морд НИИЯЛ Ш.м.-86. П.555, № 2627.
кургана 10 Бирского могильника (Ма-житов, 1964, с. 108, рис. 1). В Муромском могильнике на Оке была обнаружена миниатюрная чаша с объемным рисунком в виде выдавленных ямок и лунок, датированная У11-Х1 вв. (Го -рюнова, 1953, с. 34, 40). К вышеупомянутым изделиям эти две находки имеют только косвенное отношение.
Чаши из бронзы, близкие по размерам и форме прикамским, встречены в Васюганском кладе (Томская область) У11 века (Могильников, 1964, с. 227-231, рис. 1), а также в могильнике Релка У 11-УIII вв. на Средней Оби (Чиндина, 1977, с. 27, рис. 3: 31; 44). Бронзовые чаши обнаружены в погребениях 3 и 5 могильника у Архиерейской заимки в Томском При-обье (Известия, 1897, с. 285; Анучин, 1899, с. 128; Беликова, Плетнева, 1983, с. 86). Одна из них была найдена при раскопках С.К. Кузнецова в 1896 г. - круглая в плане, полусферической формы, диаметром 13,5 см и высотой 8 см. Стенки ее толстые, снаружи украшены выпуклыми валиками, идущими по высоте стенок. Цвет бронзы золотистый, поверхность блестящая (Известия, 1897, с. 285). Данные чаши сопоставимы с сосудами, отнесенными Б.И. Маршаком к школе «С» согдийской торевтики первой половины УШ в. (Маршак, 1971, с. 27; Маршак, 1976, с. 234; Чиндина, 1977, с. 27). К этому же кругу изделий относится чаша из золотистой бронзы диаметром 12,2 и высотой 3,5 см с селища Остяцкий живец ГУ в Приобье, датированная УП-ТХ вв. Внешняя поверхность ее отполирована. Изнутри имеется изображение шестилепест-ковой розетки, выполненной круглыми вдавлениями (Зыков и др., 1994, с. 155, № 302, с. 123, табл. 302).
Таким образом, поступление серебряных, но в большей степени бронзовых, чаще всего выполненных из сплава с высоким содержанием олова, чаш восточного происхождения в Прикамье происходило не позднее конца VII - первой половины VIII в. н.э., а использование их в культовых целях, начавшееся в этот период, продолжалось в IX в. и в последующем. Похожие артефакты в УП-УШ вв. попадали в Западную Сибирь.
В Среднем Поволжье известна находка только одной чаши такого типа. Она обнаружена при раскопках Крю-ково-Кужновского могильника в Тамбовской области, в погребении № 523 (трупосожжение) (Материалы, 1952, с. 165). Чаша была полусферической формы без орнамента. Датирующих находок в погребальном инвентаре не было. Особняком стоит чаша диаметром 17 см, высотой 5 см из погр.13 Чулковского могильника в Нижегородской области (рис. 1-2). Она фигурной формы, с приостренным дном, четко выраженным ребром в средней части тулова и подчеркнутым венчиком; на дне, с наружной стороны, заметны две гравированные окружности (Гришаков, 1988, с. 100, табл. МУ-5). По инвентарю погребение датируется второй половиной X-началом XI в, однако по стилю оформления этот сосуд ближе к изделиям VIII в., видимо, он и изготовлен в это время, учитывая тот факт, что весь могильник функционировал со второй половины VIII в. (Гришаков, 1988, с. 78).
Все вышеотмеченные артефакты отнесены нами (за исключением верх-саинской находки) к одному виду (рис. 1: 1), который включает в себя чаши с уплощенным дном и чуть отогнутыми наружу стенками; диаметр
их 14,7-15 см., высота - 4,5-5,2 см. Толщина стенок у венчика этих поделок различна. На двух изделиях имеются небольшие сквозные отверстия. Орнамент состоит из концентрических окружностей в центре на внутренней поверхности чаши (одна или две). Источником поступления таких чаш была, скорее всего, Средняя Азия или Иран, где известны подобные изделия, датированные третьей четвертью VIII в. (Древности, 1985, с. 208, № 530).
С момента возникновения государства булгар на Волге сюда стали регулярно поступать предметы художественного металла, среди которых заметное место заняли металлические художественные чаши. Большинство из них найдено в Марийском Поволжье, а также в Приочье. Более чем вероятно, что попали они туда транзитом через Волжскую Булгарию, о чем свидетельствует находка одной такой чаши на булгарской территории - на I Семеновском селище в приустьевой части Камы (Спасский район РТ) (Ру-денко, 1990, с. 211-217). Практически все они были изготовлены из высо-кооловянистой «белой» бронзы. Две чаши из Дубовского и Веселовского могильников имеют золотистый оттенок, явившийся результатом добавления в сплав металла цинка от 0,5 до 1% (Никитина, Руденко, 1992, табл. 1, №№ 6, 7).
Вышеупомянутые чаши, несмотря на похожесть, имеют ряд особенностей (вес, технологии изготовления), позволяющих сгруппировать их в несколько отделов. Первый (рис. 1: 5, 6, 7) отдел включает 3 чаши из Веселов-ского (ЖПК2>№ 17, 20) и Дубовского
2 ЖПК - жертвенно-поминальный комплекс.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЧАШИ ПОВОЛЖЬЯ X - XI ВВ.
Рис. 1. Хронологическая схема бытования бронзовых чаш в Поволжье в VIII-XI вв. Могильники: 1 - Перемчалкинский; 2 - Чулковский; 3 - Малышевский; 5 - Дубовский; 6, 7 - Веселовский; 8-11 - Нижняя Стрелка; 12-14 - Западная Сибирь;4 - I Семеновское селище. Fig. 1. Chronological diagram of the availability of bronze chalices in the Volga region in 8th -11th centuries. Burial grounds: 1 - Peremchalkino; 2 - Chulkovo; 3 - Malyshevo; 5 - Dubovskii; 6, 7 - Veselovo; 8-11 - Nizhniaia Strelka; 12-14 - West Siberia; 4 - Semenovo I settlement.
могильников (погребение 51)3. Это глубокие полусферической формы сосуды, иногда с чуть отогнутым наружу внешним краем. Высота 6,8-7 см. Диаметр 14-14,5 см. По цвету две чаши (Дубовский могильник и ЖПК № 17 Веселовского могильника) имеют золотистый оттенок. Орнамент - геометрический.
Второй отдел представлен 4 чашами (рис. 1: 3, 4) из Малышевско-го (погребение 72), Максимовского (погребение 7), Русенихинского могильников; I Семеновского селища. Погребение 72 Малышевского могильника (рис. 1: 3), датировано по дирхему ибн-Ахмеда, чеканенному в аш-Шаше в начале X в. (Гришаков, Зеленеев, 1990, с. 50). Они также полусферические по форме, но менее высокие: диаметр 13-14,5 см, высота 4-4,5 см. В захоронениях с этими чашами встречены монеты, что позволяет уточнить время их попадания в погребальный комплекс. В погребении 7 Максимовского могильника найдено подражание саманидскому дирхему X в. (Гришаков, Зеленеев, 1990, с. 50). Русенихинский могильник на Ветлу-ге, по мнению Т.Б. Никитиной, датируется второй половиной X-XI в., при этом наибольшая часть объектов -второй половиной XI в. (Никитина, 2013, с. 229). В целом чаши этого отдела по материалам могильников датируются второй половиной Х - началом XI в.
К этому отделу можно отнести несколько чаш из Приобья. Одна чаша из Сайгатинского III могильника на Оби, полусферической формы диа-
3 Фонды Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева и Мар-НИИЯЛ, инв. № Дуб-215. Веселовский могильник ЖПК № 17, 20.
метром 16 и высотой 4,5 см, сделанная из золотистой бронзы. Орнамент на ней выполнен в виде концентрических окружностей со штриховкой косой сеткой. От крайней окружности в четыре стороны отходят по 5 вертикальных линий-лучей. Атрибутирована она как иранская IX-XI вв. (Зыков и др., 1994, с. 155, № 303, с. 123, табл. 303).
Вторая чаша из Сайгатинского I могильника на Оби также определена как иранская и датирована IX-XI вв. (рис. 1: 13). Диаметр ее 12,8, высота 5,3 см. Бортик поделки изнутри украшен гравированными арочка-ми, заключенными между поясками, заполненными концентрическими окружностями, как на чаше из Ду-бовского могильника (рис. 1: 5). На дне ее - стилизованное изображение пальметты (Зыков и др., 1994, с. 155, № 304, с. 123, табл. 304).
Еще одна чаша найдена на полуострове Ямал4. Она полусферической формы, диаметром 14 см, высотой 4,9 см. Украшена чаша геометрическим орнаментом с использованием кружочков с точкой в центре (Сокровища, 2003, с. 34, кат. №4). Также на полуострове Ямал при раскопках могильника Зеленый Яр в составе поминального комплекса обнаружена аналогичная чаша с циркульным орнаментом и рисунком из крупных окружностей (Зеленый, 2005, с. 141, цв. вклейка). Комплекс относится к могильнику XIII в., что хорошо определяется по серебряным украшениям, обнаруженным вместе с чашей. Однако чаша, очевидно, изготовлена раньше.
4 Хранится в Ямало-Ненецком окружном краеведческом музее им. И.С. Шиш-мановского. Инв. № ОФ 1120/27
На всех этих чашах геометрический орнамент, как правило, состоит из расположенного в центре медальона и ленточного бордюра, в одном случае (рис. 1: 7) он отсутствует. Пространство между ними (до 5 см) в ряде случаев заполнено концентрическими окружностями. В центральном медальоне находится изображение розетки (рис. 1: 3, 4, 6, 12) или более простого орнамента (рис. 1: 5, 6). Наиболее распространены розетки шестилепестко-вые с узкими «острыми» лепестками (рис. 1: 3, 4, 12). На одной чаше имеется оригинальное изображение че-тырехлепестковой розетки (рис. 1: 6), в каждый из лепестков которой вписаны два маленьких лепестка. Промежуточное положение занимает чаша из Сайгатинского I могильника на Оби (рис. 1: 13).
Третий отдел включает в себя 3 чаши (рис. 1:8, 9, 10) из могильника Нижняя Стрелка (погребение 23, межмогильное пространство).5 По форме они аналогичны изделиям отдела 2. Орнамент зооморфный (фантастические существа и птицы). Датированы эти чаши первой половиной XI в., с вероятностью и более позднего бытования (Никитина, Руденко, 1992, с. 59).
Чаши всех трех отделов имеют много схожего по оформлению рисунков, особенно в деталях. Это касается украшения фона и самого изображения. Можно отметить случаи, когда фон полностью заполнен мелкими кружочками с точкой в центре (диаметр 1,5 мм) (рис. 1: 3, 12, 13, 10) или свободно сгруппированными крупными кружочками с точкой в центре
5 Фонды ИА АН РТ, фонды Мар НИ-ИЯЛ, инв.№ Н.С.-87/ 320 (погр.23), 554, 555 (межмогильное пространство).
(диаметр 4 мм). На этом фоне четко выделяется рисунок. У чаш третье -го отдела рисунок заполнен мелкими кружочками такого же диаметра (рис. 1: 8, 9, 10). Своеобразна чаша с изображением фантастического существа из Нижней Стрелки, совмещающей в себе оба элемента. Кроме того, чаши из этого могильника отличаются применением в орнаменте как гравированных линий, так и выемок (кольцевой бордюр, рис. 1: 8), а также детали изображения в центральном медальоне (рис. 1: 8, 9, 10).
По нескольким элементам орнамента - ленточному бордюру и центральному медальону - совпадают чаши из Дубовского и Веселовского (ЖПК № 20) могильников (рис. 1: 5, 6), а также чаша из Малышевского, Веселовского (ЖПК № 17) могильников и I Семеновского селища (рис. 1: 3, 4, 7). По оформлению центрального медальона чаша из Малышево аналогична чаше из Западной Сибири (рис. 1: 3, 12), а по оформлению свободного поля чаша из Дубовского могильника сближается с чашами из Малышево и Веселово (рис. 1: 5, 3, 7).
Таким образом, в оформлении всех этих чаш, безусловно, имеются черты родства и одной художественной традиции. Это позволяет провести сопоставление данных по датировке этих изделий и установить период поступления их на Среднюю Волгу. Погребение Малышевского могильника (монета, чеканенная в 914-943 гг.) не могло быть совершено ранее 914-943 гг., и чаша соответственно изготовлена не позднее этой даты, то есть первой трети Х в. По тем же причинам чаша из Нижней Стрелки (рис. 1: 8) была изготовлена до 1017-1023 гг. По материалу, встреченному в жертвен-
но-поминальном комплексе, чаши из Веселово (ЖПК № 20) и Дубовского могильников были использованы в культовых ритуалах не ранее второй половины Х в. (Никитина, Руденко, 1992, с. 58-59) и изготовлены не позднее этого рубежа. Если исходить из нашего предположения о интерпретации рисунка на чаше из Веселово (ЖПК № 20), то рисунок на обратной ее стороне был нанесен в 1006 г. (Руденко, 2000, с. 91-92).
Для подтверждения этих тезисов проанализируем состав находок из ЖПК №20 (Никитина, 2012, с. 161163, рис. 55-57). В ЖПК № 20 было достаточно много предметов, из которых датирующей выступала только нагрудная пластинчатая подвеска, которая позволяла предполагать дату этого комплекса вв. Однако, как показала Т.Б. Никитина, такие изделия встречаются и в Х в. (Никитина, 2012, с. 62-63, рис. 56-4). Этому не противоречит находка здесь литого дротового граненого браслета с циркульным орнаментом, кресала с бронзовой рукоятью из двух симметрично расположенных конских протом (Никитина, 2012, рис. 56-3). Можно согласиться с мнением Т.Б. Никитиной о датировке вещевого материала из данного комплекса в пределах Х в. Эта дата подтверждается и аналогиями в Танкеевском могильнике, подобные изделия (кресало, накладки арочной формы с прорезью) Е.П. Казаков отнес к первой половине Х в. (Казаков, 1992, с. 288, рис. 95-34, 26). Вместе с тем, если предположить, что наша гипотеза о времени украшения обратной стороны чаши верна, то этот ЖПК из предметов, бытовавших в Х в. был зарыт в самом начале XI в., в чем нет ничего исключительного, поскольку
комплекс жертвенно-поминальный и в нем могли находиться изделия разные, по времени изготовления и бытования, и в этом случае чаша была самым поздним изделием из всех помещенных в ЖПК предметов.
ЖПК № 17, в котором обнаружена чаша, был также достаточно разнообразен по находкам, которые были датированы Х в. (Никитина, 2012, с. 61, рис. 51, 52). Погребение 51 Дубовского могильника отличалось интересными предметами в составе погребального инвентаря, в числе которых бронзовая подвеска-всадница, кресало с бронзовой рукоятью в виде дракона, проушный топорик с оттянутым вниз лезвием с вытянутым стержневидным обушком и круглыми щековицами (Никитина, 2012, с. 361, рис. 255-2, 3, 7). Аналогии подвеске-всаднице обнаружены в Тан-кеевском могильнике в комплексах первой половины Х в. (Казаков, 1992, с. 288, рис. 95-35). Кресло с рукоятью с драконом найдено на булгарском I Семеновском селище (коллекция Е.А. Беговатова), большая часть подъемного материала с которого относится ко второй-третьей четверти Х в.
Таким образом, во второй половине Х-начале XI в. изготовлены чаши из Дубовского и Веселовского (ЖПК № 20) могильников. Ранее мы предполагали более позднюю дату их производства - первое десятилетие XI в. (Руденко, 2000, с. 93), однако предпочтительна пока более широкая датировка, поскольку доказать, что рисунки на обеих сторонах чаши из ЖПК № 20 (с которой мы связываем и чашу из Дубовского могильника) синхронны, достаточно сложно. Однако, без сомнения, обе эти чаши обозначают новое композиционное решение де-
Рис. 2. Чаша из могильника Нижняя Стрелка (1) и аналогии изображению на ней в керамике Тохаристана и Ирана (2-5) (по Дж.Я. Ильясову, 2013). Fig. 2. A chalice from Nizhniaia Strelka burial ground (1) and counterparts of its image in Tokharistan and Iran ceramics (2-5) (after G.Ya. Iliasov, 2013).
кора: появляется ленточный бордюр и исчезает шестилепестковая розетка из центрального медальона. Сплошное заполнение фона мелкими кружочками вытесняется хаотичным заполнением фона более крупными кружочками.
В первой половине (первой четверти (?)) XI в. изготовлены чаши из Нижней Стрелки. Здесь кроме ленточного бордюра используется и технологическое новшество - декоративные выемки, которые становятся популярными в XI в., что нашло отражение, например, в декоре бронзовых ковшей из Нишапура (Руденко, 2000, с. 80), найденных на Билярском городище (из коллекции А.Ф. Лихачева6) (рис. 4: 3). Центральный медальон чаш заполняется изображениями птиц и животных. Эти фигуры декорированы мелкими кружочками, которые выделялись на «чистом» фоне.
В последнем случае позволяет уточнить датировку сопоставление рисунков на нижнестрелкинских сосудах с изображениями на керамике из Тохаристана (Северный Афганистан) (рис. 2: 2, 3; 3) караханидского периода, точнее раннегазневидского времени (ок. 977 - 1040 гг.). Имеются близкие изображения в керамике Ирана (Гурган) XI в. (Ильясов, 2013, с. 80; Классическое, 2013, с. 82-83, 102-103, кат. №№ 13, 14, 19). Изображения птиц, стилистически близких изображениям на нижнестрелкин-ских чашах, встречаются на иранской керамике XI в. (рис. 3: 2, 3), в художественной керамике Средней Азии X-XI вв. (Никитина, Руденко, 1992, с. 55); похожие рисунки имеются на египетских стеклянных изделиях
6 Собрание НМ РТ, инв. № 5427.
1Х в. (рис. 3: 4) (Carboni, Waitehouse, 2002, cat. 105, p. 214).
Небольшую хронологическую лакуну в производстве таких изделий заполняет чаша из Западной Сибири (рис. 1: 12), на которой имеется ленточный бордюр поздней группы чаш и центральный медальон ранней группы. Фон здесь заполнен мелкими кружочками.
Скорее всего, к последней четверти Х в. относится изготовление чаши из ЖПК № 17 Веселовского могильника. Хотя по форме и стилю она соответствует чаше из Дубовского могильника, но в деталях она ближе к Малышевской чаше, что позволяет относить ее к несколько более раннему периоду. Вероятно, во второй трети Х в. изготовлена чаша, найденная на Семеновском селище. При этом мастер, ее изготовивший, явно воспроизвел композицию рисунка более ранних чаш.
Отдельно выделены чаши с объемным орнаментом. Их 2 экземпляра (рис. 1: 11), и оба происходят из могильника Нижняя Стрелка (межмогильное пространство). Это низкие полусферические чаши с уплощенным дном. Диаметр их 16 см, высота около 4 см. Украшены они чеканным и гравированным орнаментом. Чашу из Муромского могильника, орнаментированную двумя поясками вдавленных ямок и пояском из удлиненных лунок, можно было бы отнести к этим чашам, но она очень мала - диаметр ее - 6,5 см (Горюнова, 1953, с. 36).
Позднее XI в. чаши второго и третьего отделов на Средней Волге и в Прикамье не встречаются. Близкая по форме рассматриваемым изделиям чаша из городища Иднакар найдена в слое XII в. (Иванова, 1998, с. 209,
Рис. 3. Чаша из могильника Нижняя Стрелка (1) и аналогии изображению на ней в керамике Тохаристана (2, 3) (по Дж.Я. Ильясову, 2013) и стекле (4) (по Carboni&Waitehouse, 2002). Fig. 3. A chalice from Nizhniaia Strelka burial ground (1) and counterparts of its image in Tokharistan ceramics (2, 3) (after G.Ya. Iliasov, 2013) and glass (4) (after Carboni&Waitehouse, 2002).
Рис. 4. Бронзовые ковши из Билярска. Собрание НМ РТ, инв. № 5427. Fig. 4. Bronze dippers from Bilyarsk. Collection of the National Museum of the Tatarstan Republic, inv. No. № 5427.
рис. 99-2). Орнамента на ней нет. Скорее всего, иднакарская чаша изготовлена раньше и довольно долго использовалась.
В целом отнесение рассмотренных чаш к восточно-иранскому ремеслу не вызывает сомнений. Вместе с тем очевидны и специфические особенности этих сосудов, отличающих их от тех, что найдены собственно в Иране (Никитина, Руденко, 1992, с. 56, 57). Можно добавить, что в рассматриваемом регионе чаши не единственные предметы восточного импорта. Изделия мусульманских торевтов уже встречались здесь ранее, и тоже на могильнике. Это египетский бронзовый котелок с гравированной надписью из Лядинского некрополя, датированный Х^ вв. (Даркевич, 1976, с. 50, № 93; Притула, 2016, с. 60, кат. №1).
Таким образом, чаши на Среднюю Волгу поступали в несколько приемов, по-видимому, небольшими партиями. Первые привезенные чаши, попавшие в ЖПК Веселовского и Дубовского могильников, а также в погребения Малышевского и Макси-мовского могильников были привезены на Волгу между 60-ми гг. Х в и началом XI в. Своего рода маркером этого направления связей и в какой-то степени подтверждением именно булгарских посреднических функций в транзите чаш являются муромские захоронения Булгарского Танкеевско-го могильника (№№ 1101, 1044, 1100), относящиеся ко второй половине -концу Х в. (Казаков, 1992, с. 316, 318). В этот же период близкие по стилю оформления чаши попадают в Западную Сибирь в могильники Арантур 27 и Зеленый Яр (на Ямале), правда
волжские булгары к этому отношение не имели.
Чаша с I Семеновского селища в приустьевой части Камы демонстрирует проявившуюся в этот период новую тенденцию в производстве этих изделий, суть которой сводится к некоторому уменьшению размеров, совершенствованию технологии их изготовления, что привело к экономии металла, вследствие чего чаши стали весить меньше, что давало преимущество при транспортировке их на дальние расстояния. Этот признак, скорее всего, можно считать хронологическим показателем для этих изделий.
Поздняя партия изделий относится к первой половине XI в. Представлена только тонкостенными чашами с изображением птиц и фантастического животного из Нижней Стрелки в Марийском Поволжье.
Не исключено, что тонкостенные чаши изготавливались в одном центре, пик активности работы которого приходится на последнюю треть Х - первую четверть XI в. Замыкает серию таких изделий чаша из Аран-тура 27 Тюменской области уже не с зооморфными мотивами в декоре, а с арабской надписью. Арантурская чаша датирована не ранее первой половиной XI в. (Степанова, 2008, с. 15). Видимо, импорт на Среднюю Волгу художественных чаш белой бронзы, выполненных в геометрическом или зооморфном стиле, во второй половине XI в. прекратился. Он замещается поступлением литых массивных бронзовых изделий с серебряной инкрустацией и арабскими благопожелательными надписями (чернильницы, чаши, подсвечники).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алихова А.Е. Перемчалкинский могильник // Археологический сборник. Т. 1 / Ред. Ю.В. Готье, Н.Ф. Цыганов, Ю.А. Котков. Саранск: Мордовское Гос. изд-во, 1948. С. 173-210.
2. Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у приуральской чуди. Чудские изображения летящих птиц и мифических крылатых существ // Материалы по археологии восточных губерний России. Т. 3. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1899. С. 87-160
3. Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н. э. Томск: Изд-во Томского университета, 1983. 246 с.
4. Горюнова Е.И. Муромский могильник // КСИИМК. 1953. Вып. LII. С. 33-42.
5. Гришаков В.В. К истории населения правобережья Нижней Оки в конце I тысячелетия нашей эры // Материалы по археологии Мордовии / Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 85 / Отв. ред. М.Ф. Жиганов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. С. 71-103.
6. Гришаков В.В., Зеленеев Ю.А. Мурома VII-XI вв. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 1990. 77 с.
7. Даркевич В.П. Художественный металл Востока в VIII-XIII вв. М.: Наука, 1976. 199 с.
8. Древности Таджикистана. Каталог выставки / Отв. ред. В.Е. Зеймаль. Душанбе: Дониш, 1985. 344 с.
9. Зеленый Яр: археологический комплекс эпохи средневековья в Северном При-обье / Ред. Н.В. Федорова. Екатеринбург, Салехард: УрО РАН, 2005. 368 с.
10. Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Терехова Л.М., Федорова Н.В. Угорское наследие (древности Западной Сибири из собраний Уральского университета). Екатеринбург: «Внешторгиздат», 1994. 158 с.
11. Иванова М.Г. Иднакар: Древнеудмуртское городище IX-XIII вв.: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. 294 с.
12. Известия Императорского Томского университета. Кн. 11 / Ред. Н.М. Малиев. Томск: Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1897. 256 с.
13. Ильясов Дж. Я. Глазурованная керамика Тохаристана // Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего / Сост. Г. Ласикова. М.: Издат. дом Марджани, 2013. С. 77-83.
14. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М.: Наука, 1992. 335 с
15. Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего / Сост. Г. Ласикова. М.: Издат. дом Марджани, 2013. 432 с.
16. Мажитов H.A. К изучению археологии Башкирии I тысячелетия нашей эры // АЭБ. Т. II / / Отв. ред. Р.Г. Кузеев. Уфа: БФ АН СССР, 1964. С. 101-110.
17. Маршак Б. И. Материалы по среднеазиатской торевтике // СА. 1976. № 1. С. 227-240.
18. Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1971. 156 с.
19. Материалы по истории мордвы VIII-XI вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П Иванова. Моршанск: Изд-е краеведч. музея, 1952. 232 с.
20. Могильников В.А. Васюганский клад // СА. 1964. № 2. С. 227-230.
21. Никитина Т.Б. Погребальные памятники IX-XI вв. Ветлужско-Вятского междуречья // Археология Евразийских степей. Вып. 14 / Ред. Е.П. Казаков. Казань: Отечество, 2012. 408 с.
22. Никитина Т. Б. Русенихинский могильник древнемарийской культуры IX-XI вв.: междисциплинарный подход к изучению памятника // Археологические открытия 2010-2013 годов / Отв. ред. Н.В. Лопатин. М: ИА РАН, 2015. С. 228-231.
23. Никитина Т.Б., Руденко К.А. Чаши из могильника "Нижняя Стрелка" // Средневековые древности Волго-Камья / АЭМК. Вып. 21 / Научн. ред. Г.А. Архипов,
B.В. Никитин. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1992. С. 51-71.
24. Пастушенко И.Ю. Хорезмийская чаша из Верх-Саинского могильника // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 1 (14). С.98-102.
25. Притула А.Д. Исламский Ближний Восток в эпоху Ибн Фадлана: общая картина // Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего / Сост. Г. Ласикова. М.: Издат. дом Марджани, 2013. С. 57-69.
26. Руденко К.А. Бронзовая чаша из I Семеновского селища // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Тезисы докладов I региональной научной конференции «Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья» / Отв. ред. Ф.В. Васильев. Горький: Изд-во ун-та, Горьк. Обком ВЛКСМ, 1990.
C. 211-217.
27. Руденко К.А. Металлическая посуда Поволжья и Прикамья в VIII-XIV вв. Казань: Репер, 2000. 158 с.
28. Руденко К.А. Металлические чаши VIII-XI вв. из Среднего Поволжья // Древности Окско-Сурского междуречья. Вып. 2 / Отв. ред. В.В. Гришаков. Саранск: МГПИ, 2000а. С. 69-81.
29. Сокровища Приобъя. Западная Сибирь на торговых путях средневековья. Каталог выставки / Вступит. ст. Н.В. Федоровой. Салехард-С-Петербург: Ямало-Ненец. окр. музейно-выст. комплекс, 2003. 96 с.
30. Степанова Г.А. Погребение с бронзовой чашей из могильника Арантур 27 (Тюменская область). Препринт. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2008. 23 с.
31. Черных Е.М. Бронзовая чаша из Аверинского II могильника: К вопросу об использовании привозной посуды населением Прикамья в I тыс. н.э. // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования / Отв. ред. Н.И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 90-100.
32. Чиндина Л. А. Могильник Рёлка на Средней Оби. Томск: изд-во ун-та, 1977. 192 с.
33. Carboni S., Waitehouse D. Glass of the Sultans. N.-Y.: Metropolitan Museum of Art, 2002. 330 p.
Информация об авторе:
Руденко Константин Александрович доктор исторических наук, профессор, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, Россия); murziha@mail.ru
ON THE CHRONOLOGY OF ORIENTAL IMPORT INTO VOLGA BULGARIA IN 10TH-11TH CENTURIES (ACCORDING TO TOREUTICS MATERIALS)
K.A. Rudenko
The article considers art metal items brought to the Middle Volga region from Oriental countries in early 2nd millennium A.D. These are chalices crafted with a special alloy - white bronze. The majority of them have been discovered in the Volga and Oka regions, and a single chalice was found at Bolgar ancient village (Semenovka I) and the lower reaches of the Kama river. A total of 8 items of this type are studied in the article. The studying of dating items from the burials in which the chalices were discovered, as well as a stylistic analysis of images performed by the author have allowed to assume that the chalice could have been crafted in one of the centres which existed in last third of 10th - first quarter of 11th centuries. According to the author of article, they were brought to the Middle Volga region in two sets. The first set arrived in the town between 960s and early 11th century. The second set of items was sent in the first half of 11th century. In second half of 10th - first half of 11th centuries chalices from this centre were also imported into West Siberia, but not through Volga Bolgaria, but using a different route.
Keywords: archaeology, art metal, chronology, Volga Bolgaria, the Mari Volga region, the Oka region, West Siberia, Bilyar, chalices, dippers.
REFERENCES
1. Alikhova, A. E. 1948. In Got'e, Yu. V., Tsyganov, N. F., et al. (eds.). Arkheologicheskii sbornik (Archaeological Collection) 1. Saransk: "Mordovskoe Gosudarstvennoe izdatel'stvo" Publ., 173-210 (in Russian).
2. Anuchin, D. N. 1899. In Materialy po arkheologii vostochnykh gubernii Rossii (Materials on the Archaeology of Eastern Russian Governorates) 3. Moscow: "Tipografiia M.G. Volchaninova" Publ., 87-160 (in Russian).
3. Belikova O.B., Pletneva L.M. 1983. Pamiatniki Tomskogo Priob'ia v V-VIII vv. n.e. (Monuments of the Tobolsk Ob Region in 5th - 8th Centuries). Tomsk: Tomsk State University (in Russian).
4. Goriunova, E. I. 1947. In Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material'noi kul'tury (Brief Communications of the Institute for the History of Material Culture). LII., 33-42 (in Russian).
5. Grishakov, V. V. 1988. In Zhiganov, M. F. (ed.). Materialy po arkheologii Mordovii (Materials for the Archaeology of Mordovia). Series: Proceedings of the Mordovian Research Institute of Language, Literature, History and Ethnography 85. Saransk: "Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo" Publ., 71-103 (in Russian).
6. Grishakov, V. V., Zeleneev, Yu. A. 1990. Muroma VII-XI vv. (Muroma People in 7th - 11th Centuries). Yoshkar-Ola: Mari State University (in Russian).
7. Darkevich, V. P. 1976. Khudozhestvennyi metall Vostoka VIII—XIII vv. (ArtisticMetalwork in the Orient in 8th- 13th Centuries). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).
8. Zeimal', V. E. (ed.). 1985. Drevnosti Tadzhikistana (Antiquities of Tadjikistan). Dyushambe: "Donish" Publ. (in Russian).
9. Fedorov N. V. 2005. Zelenyi Iar: arkheologicheskii kompleks epokhi srednevekov'ia v Severnom Priob'e (Zeleniy Yar: Archaeological Complex of the Medieval Period in the Northern Ob Region). Ekaterinburg; Salekhard: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
10. Zykov, A. P., Koksharov, S. F., et al. 1994. Ugorskoe nasledie (drevnosti Zapadnoi Sibiri iz sobranii Ural'skogo universiteta) (Ugric Heritage (Antiquities of West Siberia from the Collections of Ural State University)). Ekaterinburg: "Vneshtorgizdat" Publ. (in Russian).
11. Ivanova, M. G. 1998. Idnakar: Drevneudmurtskoe gorodishche IX-XIIIvv. (Idnakar: Ancient Udmurt Hillfort of 9th - 13th Centuries). Izhevsk: Udmurtian Institute of History, Language, and Literature, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
12. Maliev, N. M. (ed.). 1897. Izvestiia Imperatorskogo Tomskogo universiteta. Kn. 11 (Bulletin of Emperor Tomsk University), 11. Tomsk: "Parovaia tipo-lit" Publ. (in Russian).
13. Il'iasov, Dzh. Ya. 2013. In Lasikova, G. (comp.). Klassicheskoe iskusstvo islamskogo mira IX-XIX vekov. Devianosto deviat' imen Vsevyshnego (Classic Art of the Muslim World of 9th - 19th Centuries. Ninety-Nine Names of God). Moscow: "Izdatel'skii dom Mardzhani" Publ., 77-83 (in Russian).
14. Kazakov, E. P. 1992. Kul'tura rannei Volzhskoi Bolgarii (etapy etnokul'turnoi istorii) (Culture of the Early Volga Bulgaria: Stages of the Ethnic-Cultural History). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).
15. Lasikova, G. (comp.). 2013. Klassicheskoe iskusstvo islamskogo mira IX-XIX vekov. Devianosto deviat' imen Vsevyshnego (Classic Art of the Muslim World of 9th - 19th Centuries. Ninety-Nine Names of God). Moscow: "Izdatel'skii dom Mardzhani" Publ. (in Russian).
16. Mazhitov, N. A. 1964. In Kuzeev, R. G. (ed.). Arkheologiia i etnografiia Bashkirii (Archaeology and Ethnography of Bashkiria) II . Ufa: Bashkirian Branch of the USSR Academy of Sciences, 101-110 (in Russian).
17. Marshak, B. I. 1976. . In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (1), 227-240 (in Russian).
18. Marshak, B. I. 1971. Sogdiiskoe serebro. Ocherki po vostochnoi torevtike (Sogdian Silver. Essays on Oriental Toreutics). Moscow: "Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury" Publ. (in Russian).
19. Materialy po istorii mordvy VIII—XI vv. Kriukovsko-Kuzhnovskii mogil'nik. Dnevnik arkheologicheskikh raskopok P.P Ivanova (Materials on History of the Mordva of 8th - 11th Centuries. Kryukovo-Kuzhnovskii Burial Ground. P. P. Ivanov's Journal of Archaeological Excavations). 1952. Morshansk: Museum of Local Lore (in Russian).
20. Mogil'nikov V. A. 1964. . In Sovetskaia Arkheologiia (SovietArchaeology) (2), 227-230 (in Russian).
21. Nikitina, T. B. 2012. Pogrebal'nyepamiatnikiIX-XIvv. Vetluzhsko-Viatskogomezhdurech'ia (Funerary Sites of the 9th-11th Centuries in the Vetluga-Vyatka Interfl uvial Area). Series: Arkheologiia Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 14. Kazan: "Otechestvo" Publ. (in Russian).
22. Nikitina, T. B. 2015. In Lopatin, N. V. (ed.). Arkheologicheskie otkrytiia 2010-2013 gg. (Archaeological Discoveries of 2010-2013). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 228-331 (in Russian).
23. Nikitina, T. B., Rudenko, K. A. 1992. In Arkhipov, G. A., Nikitin, V. V. (eds.). Srednevekovye drevnosti Volgo-Kam'ia (Medieval Antiquities of the Volga-Kama Region). Series: Arkheologiia i etnografiia Mariiskogo kraia (Archaeology and Ethnography of Mari Land) 21. Yoshkar-Ola: Mari Research Institute of Language, Literature and History, 51-71 (in Russian).
24. Pastushenko, I. Yu. 2011. In Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii (Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography) 14 (1), 98-102 (in Russian).
25. Pritula, A. D. 2013. In Lasikova, G. (comp.). Klassicheskoe iskusstvo islamskogo mira IX-XIX vekov. Devianosto deviat' imen Vsevyshnego (Classic Art of the Muslim World of 9th - 19th Centuries. Ninety-Nine Names of God). Moscow: "Izdatel'skii dom Mardzhani" Publ., 57-69 (in Russian).
26. Rudenko, K. A. 1990. In Vasil'ev, F. V. (ed.). Pamiatniki istorii ikul'tury VerkhnegoPovolzh'ia (Monuments of History and Culture of the Upper Volga Region). Gorky: Gorky State University, AULYCL Regional Committee, 211-217 (in Russian).
27. Rudenko, K. A. 2000. Metallicheskaiaposuda Povolzh'ia i Prikam'ia v VIII-XIVvv. (Metal Dishware of the Volga and Kama Regions in 8th - 14th Centuries). Kazan: "Reper" Publ. (in Russian).
28. Rudenko, K. A. 2000a. In Grishakov, V. V. (ed.). Drevnosti Oksko-Surskogo mezhdurech'ia (Antiquities of the Oka - Sura Interfl uves Area) 2. Saransk: Mordovian State Pedagogical Institute, 69-81 (in Russian).
29. Fedorova, N. V. (comp.). 2003. Sokrovishcha Priob"ia. Zapadnaia Sibir' na torgovykh putiakh srednevekov'ia (Tmeasures of the Ob Region. West Siberia on the Trade Routes of the Medieval Period). Salekhard; Saint Petersburg: "Iamalo-Nenetskii okruzhnoi muzeino-vystovochnyi kompleks" Publ. (in Russian).
30. Stepanova, G. A. 2008. Pogrebenie s bronzovoi chashei iz mogil'nika Arantur 27 (Tiumenskaia oblast') (Burial with a Bronze Chalice from Arantur 27 Burial Mound (Tyumen Oblast)). Izhevsk: Udmurtian Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, (in Russian).
31. Chernykh, E. M. 2004. In Shutova, N. I. (ed.). Kul'tovye pamiatniki Kamsko-Viatskogo regiona: Materialy i issledovaniia (Cult Monuments of the Kama-Vyatka Region: Materials and Studies). Izhevsk: Udmurtian Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 90-100 (in Russian).
32. Chindina, L. A. 1977. Mogil'nikRelka na Srednei Obi (Relka Burial Ground in the Middle Ob Region). Tomsk: Tomsk State University (in Russian).
33. Carboni, S., Waitehouse, D. 2002. Glass of the Sultans. N.-Y.: Metropolitan Museum of Art.
About the Author:
Rudenko Konstantin A., Doctor of Historical Sciences. Professor, Kazan State Institute of Culture. Orenburgsky Trakt St., 3, Kazan, 420059, Russian Federation; murziha@mail.ru
Статья поступила в номер 03.03.2017 г.