Научная статья на тему 'О ходе реализации указов и поручений Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе'

О ходе реализации указов и поручений Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗЫ И ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МОНИТОРИНГ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / DECREES AND ORDERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / MONITORING / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кунгуров Н. В., Зильберберг Наталья Владимировна

Представлен успешный опыт ФГБУ "Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (УФО) своевременной и адекватной реализации указов и поручений Президента РФ в сфере здравоохранения и социальной политики, основанный на организационно-методической помощи и мониторинге целевых показателей работы кожно-венерологических учреждений, эффективном взаимодействии с органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации, входящих в УФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кунгуров Н. В., Зильберберг Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About process of implementation of decrees and orders of the President of the Russian Federation in the Uralskii federal okrug

The article presents successful experience of the Uralskii research institute of dermatovenerology and immunopathology of Minzdrav of Russia conjointly with the Offi ce of plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Uralskii federal okrug related to timely and appropriate implementation of decrees and orders of the President of the Russian Federation in the sphere of health care and social policy. The experience is based on organizational methodological support and monitoring of target indicators of functioning of dermatovenereological institutions, effective interaction with executive authorities in the sphere of health care of citizen of the subjects of the Russian Federation constituent to the Uralskii federal okrug.

Текст научной работы на тему «О ходе реализации указов и поручений Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе»

Funds, Fiscal Years 2004 Through 2011. United states department of agriculture. Available at: http://www.obpa.usda.gov/ budtab/13budoutlays.pdf. (Accessed 22 December 2014).

11. Domestic Food Assistance: Summary of Programs. Available at: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R42353.pdf. (Accessed 22 December 2014).

12. Statistical Yearbook. 2013: Statistical Yearbook Rosstat. [Ros-siyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2013: Statisticheskiy sbornik Rosstat]. Moscow: FSGS; 2013. (in Russian)

13. The Concept of Development of Domestic Food Aid to the Russian Federation. Approved by the Federal Government on July 3, 2014 № 1215-p. Rossiyskaya Gazeta from 07.03.2014. Available at: http://www.rg.ru/2014/07/08/prod-pomosch-site-dok.html. (Accessed 22 December 2014). (in Russian)

14. Monitoring of School Feeding: the National Monitoring. [Monitoring shkol'nogo pitaniya. Vserossiyskiy monitoring]. Available at: http://www.monpit.ru. (Accessed 22 December 2014). (in Russian)

Поступила 28.10.14

© КУНГУРОВ Н.В., ЗИЛЬБЕРБЕРГ Н.В., 2015 УДК 614.2:6161.5+616.97]-082

КУНГУРОВ Н.В., ЗИЛЬБЕРБЕРГ Н.В.

О ходе реализации указов и поручений Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

ФГБУ "Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России, 620076, Екатеринбург

Представлен успешный опыт ФГБУ "Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России совместно с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (УФО) своевременной и адекватной реализации указов и поручений Президента РФ в сфере здравоохранения и социальной политики, основанный на организационно-методической помощи и мониторинге целевых показателей работы кожно-венероло-гических учреждений, эффективном взаимодействии с органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации, входящих в УФО.

Ключевые слова: указы и поручения Президента Российской Федерации; мониторинг; субъекты Федерации.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 15—20.

Kungurov N.V., Zilberberg N.V. ABOUT PROCESS OF IMPLEMENTATION OF DECREES AND ORDERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE URALSKII FEDERAL OKRUG

The Uralskiy research institute of dermatovenerology and immunopathology of Ministry of Health of

Russia, 620076, Yekaterinburg, Russia

The article presents successful experience of the Uralskii research institute of dermatovenerology and immunopathology of Minzdrav of Russia conjointly with the Office of plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Uralskii federal okrug related to timely and appropriate implementation of decrees and orders of the President of the Russian Federation in the sphere of health care and social policy. The experience is based on organizational methodological support and monitoring of target indicators offunctioning of dermatovenereological institutions, effective interaction with executive authorities in the sphere of health care of citizen of the subjects of the Russian Federation constituent to the Uralskii federal okrug.

Key words: decrees and orders of the President of the Russian Federation; monitoring; subjects of the Russian Federation.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59 (4): 15—20. (In Russ.) For correspondence: Natalya Zil'berberg, MD, PhD, DSc; e-mail:[email protected]

Received 12.01.15

На совещаниях (февраль, март 2014 г.), посвященных вопросам развития здравоохранения и социальной политики, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным поставлены приоритетные задачи дальнейшего повышения доступности и качества медицинской помощи, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [1], Указе Президента Российской Федерации от 07.05.20l2 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" [2] и соответствующих поручениях, и отраженные в Стратегии развития здра-

воохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015—2030 гг. [3].

ФГБУ " Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии" Минздрава России совместно с Департаментом по вопросам экономической и социальной политики Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе (УФО) в марте 2014 г. провели организационно-методическую работу по адаптации нормативно-правовых документов для региональных кожно-венерологических учреждений УФО и согласовали план мероприятий по реализации Указов и поручений Президента РФ на текущий период.

Для корреспонденции: Зильберберг Наталья Владимировна, д-р мед. наук; e-mail: [email protected]

С целью выполнения плана мероприятий в апреле 2014 г. проведено совещание дерматовенерологов УФО "Приоритетные направления развития дерматовенерологической помощи" с участием представителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации, главных специалистов-дерматовенерологов, главных врачей областных кожно-венерологи-ческих диспансеров (КВД), заместителей главных врачей по организационно-методической и лечебной работе, заведующих клинико-диагностическими лабораториями.

По итогам совещания принята резолюция, определяющая приоритетность задач, направленных на повышение доступности и качества специализированной помощи по профилю "дерматовенерология", оптимизацию использования ресурсов региональных КВД и их филиалов, повышение эффективности расходования средств:

1. Разработка и мониторинг региональных "Программ развития специализированной медицинской помощи населению" ("дорожные карты"), в том числе "Программ оптимизации структуры кожно-венерологи-ческих учреждений".

2. Разработка и мониторинг региональных "Целевых показателей эффективности деятельности КВД и их филиалов, результативности деятельности руководителей и сотрудников КВД".

3. Разработка и мониторинг региональных "Программ противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на дальнейшее снижение заболеваемости сифилисом и инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП)".

4. Разработка и мониторинг региональных "Программ диспансеризации больных хроническими дерматозами".

5. Разработка и мониторинг региональных "Программ управления рисками предъявления претензий и исковых заявлений".

6. Разработка и мониторинг региональных "Программ повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала", обеспечивающих непрерывность образовательного процесса (в том числе дистанционного обучения), гармонизацию с лечебной деятельностью, включающих эффективные механизмы мотивации специалистов к профессиональному росту.

С целью своевременной и эффективной реализации 1-й задачи рекомендовано:

— проведение аудита обеспеченности КВД и их филиалов кадрами (врачами, средним медицинским персоналом), уровня их квалификации, а также материально-технической базы на предмет соответствия "Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология"" (приказ Минздрава России от 15.10.2012 № 924н) [4], лицензионным требованиям и условиям (постановление Правительства России от 16.04.2012 № 291) [5];

— проведение аудита перечня и объемов специализированной медицинской помощи (амбулаторно-поли-клинической, стационарной и в условиях дневного стационара), которые возможны в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— обеспечение в течение 2014 г. мониторинга эффективности использования коечного фонда КВД, гарантирующего доступность специализированной медицинской помощи с учетом развития транспортной

инфраструктуры; развития стационарозамещающих технологий и медицинской реабилитации; внедрения в практику телемедицинских и иных технологий дистанционного обслуживания с целью повышения доступности дерматовенерологической помощи;

— определение перечня и объемов специализированной помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, которые в региональных КВД возможны (соответствуют лицензионным требованиям и условиям) с применением инновационных, в том числе высокотехнологичных медицинских технологий;

— обеспечение увеличения в течение 3 лет объемов оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2013 г.; развитие сети центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь исходя из необходимости обеспечения ее доступности;

— проведение аудита соблюдения обязательных требований и условий при предоставлении в региональных КВД и их филиалах платных медицинских услуг при оказании специализированной дерматовенерологической помощи на предмет соответствия ст. 84 № 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [6], ст. 39 № 2300-1-ФЗ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" (с изменениями от 21.12.2013) [7], а также "Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 ) [8];

— обеспечение развития системы информирования населения о порядке и условиях бесплатного оказания медицинской помощи, в том числе об услугах, которые не подлежат оплате за счет личных средств граждан; эффективного контроля за соблюдением обязательных требований и условий при оказании в КВД и их филиалах платных медицинских услуг;

— проведение аудита уровня информатизации в подведомственных КВД и их филиалах на предмет внедрения современных информационных систем; наличия локальных сетей; реализации Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" [9];

— обеспечение функционирования системы видеокон-ференц-связи и электронного документооборота, в том числе электронной медицинской карты; работы информационных терминалов и записи на прием к врачу в электронном виде; персонифицированного учета медицинской помощи и лекарственного обеспечения; создания регистров медицинского оборудования и медицинской техники, медицинского и фармацевтического персонала;

— проведение корректировки территориальных программ обязательного медицинского страхования (ст. 26 326-ФЗ) [10] и территориальных программ государственных гарантий (ст. 81 323-ФЗ) с учетом утвержденных Минздравом России и опубликованных " Порядка" и "Стандартов" оказания медицинской помощи по профилю "дерматовенерология";

— обеспечение постоянного и персонифицированного контроля за соблюдением "Порядка" и "Стандартов" при оказании дерматовенерологической помощи (ст. 37 323-ФЗ); исполнением программ укрепления материально-технической базы КВД и их филиалов; эффективным использованием медицинского оборудования, в том числе установленного в ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения;

— внедрение ориентированной на результат системы оплаты труда врачей и специалистов со средним специальным образованием, устанавливающей зависимость оплаты труда от эффективности выполнения индикативных показателей и мотивирующей к постоянному повышению профессиональной квалификации; обеспечение эффективного контроля за исполнением намеченного уровня оплаты труда и дополнительных стимулирующих выплат врачам и среднему медицинскому персоналу ("дорожные карты") и обеспечения коэффициента совместительства не выше 1,5.

При разработке и реализации территориальных программ оптимизации структуры КВД необходимо учитывать ст. 10 323-ФЗ, в которой указано, что "доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются установлением требований к размещению и мощности медицинских организаций исходя из потребности населения; организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; соблюдением стандартов медицинской помощи; контролем качества медицинской помощи и соблюдением лицензионных требований и условий".

Для реализации 2-й задачи рекомендовано:

— провести корректировку и обеспечить эффективный мониторинг целевых показателей эффективности деятельности КВД и их филиалов; результативности деятельности главных региональных дерматовенерологов и главных врачей КВД (с учетом разработанных Минздравом России "Рекомендаций" от 11.03.2014 № 16-3/10/1-1084) [11];

— актуализировать критерии оценки качества и результативности деятельности сотрудников КВД и их филиалов и обеспечить включение новых индикативных показателей (число обоснованных жалоб на качество медицинской помощи; число и сумма рекламаций страховых компаний; число и сумма штрафов по решению надзорных органов; число удовлетворенных судебных исков); объективизацию оплаты труда сотрудников КВД, в том числе стимулирующих выплат в строгой зависимости от результативности исполнения индикативных показателей;

— разработать и внедрить в КВД и их филиалы систему непрерывного улучшения доступности и качества оказания дерматовенерологической помощи, основанную на внедрении автоматизированной информационной системы, включающей экспертную оценку индикативных показателей в режиме on-line;

— обеспечить мониторинг доступности и качества лабораторной диагностики, соответствия оснащения клинико-диагностических лабораторий требованиям "Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология"", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 924н. Для реализации 3-й задачи рекомендовано:

— актуализировать индикаторы и целевые показатели (оценки эпидемиологической ситуации, результативности противоэпидемических и профилактических мероприятий, оперативного реагирования на эпидси-туацию);

— внедрить функциональную систему управления заболеваемостью сифилисом и ИППП с учетом региональных индикативных показателей;

— внедрить функциональную систему противоэпидемических и профилактических мероприятий по снижению заболеваемости сифилисом в субъекте Федерации;

— внедрить функциональную систему взаимодействия КВД, штаба и Межведомственной комиссии в работе, направленной на снижение заболеваемости социальными инфекциями.

Для реализации 4-й задачи рекомендовано:

— внедрить систему эффективного взаимодействия дерматовенерологов с врачами общей практики, участковыми педиатрами и терапевтами, а также гинекологами, урологами и иными специалистами, консультации которых предусмотрены стандартами;

— внедрить управляемую систему преемственности в работе специалистов амбулаторно-поликлинических и стационарных подразделений КВД с целью своевременного и адекватного обеспечения специализированной помощью необходимого лицензионного уровня;

— внедрить комплексную программу профилактических мероприятий, в том числе направленных на снижение риска развития тяжелых инвалидизирую-щих форм дерматозов.

Для реализации 5-й задачи рекомендовано внедрить "Программу управления рисками предъявления претензий и исковых заявлений", включающую следующие разделы:

— соответствие действий врача утвержденным нормативно-правовым документам (лицензионным требованиям и условиям, приказам, стандартам и др.);

— документальное подтверждение проводимых медицинских вмешательств, в том числе заполнение информированного согласия (или отказа) пациента;

— документальное подтверждение досудебного урегулирования по претензии при возникновении конфликта клиника — пациент;

— организацию работы и ведение документации, обеспечивающей функционирование системы контроля и управления качеством медицинской помощи, в том числе персонифицированную ответственность медицинских работников;

— введение юриста в состав клинико-экспертной комиссии.

Решение вышеуказанных задач главными специалистами-дерматовенерологами субъектов Федерации УФО и главными врачами КВД направлено на повышение качества и доступности специализированной медицинской помощи по профилю "дерматовенерология", уровня удовлетворенности пациентов контактом с медицинской средой и удовлетворенности медицинских работников своей профессиональной деятельностью.

При ФГБУ " УрНИИДВиИ" Минздрава России создан научно-аналитический центр для ежемесячного мониторинга, научного обоснования комплекса оперативных и стратегических медико-организационных и экономических мероприятий, направленных на своевременную реализацию Указов и поручений Президента РФ в сфере здравоохранения и социальной политике; взаимодействия с Департаментом по вопросам экономической и социальной политики Аппарата полномочного представителя Президента РФ в УФО и органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации.

На совещании (октябрь 2014 г.) "Итоги работы кож-но-венерологических диспансеров Уральского феде-

рального округа за 9 месяцев, задачи на IV квартал 2014 года и 2015 год" дана оценка исполнения резолюции и определены оперативно-стратегические задачи на 2015— 2016 гг. с учетом региональных особенностей организации специализированной помощи на территориях.

Анализ степени выполнения задач, поставленных главным дерматовенерологом УФО в целях реализации Указов и поручений Президента РФ в здравоохранении и социальной сфере, распоряжений и постановлений Правительства РФ выявил удовлетворительную работу главных врачей и главных специалистов-дерматовенерологов в отношении коечного фонда и кадрового состава КВД всех территорий, входящих в УФО.

Вместе с тем материально-техническое оснащение КВД не в полном объеме соответствует "Порядку оказания специализированной медицинской помощи по профилю "дерматовенерология"", утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 924н. Не всеми главными врачами проводится в учреждениях аудит платных услуг на предмет выполнения постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Локальная сеть создана в КВД всех субъектов Федерации, входящих в УФО, но только в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Курганской области введена в работу электронная медицинская карта. В ХМАО, Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), Свердловской области не полностью выполняются показатели "дорожной карты" в части оплаты труда различных категорий медицинских работников: врачей, среднего и младшего медицинского персонала. "Эффективные контракты" внедрены только в Курганской и Челябинской областях, в Тюменской области работа по "эффективным контрактам" начата.

Во всех КВД УФО не в полном объеме внедрена "Программа управления рисками предъявления претензий и исковых заявлений".

В связи с выявленным отсутствием должного контроля на региональном уровне за выполнением поручений Президента РФ в сфере здравоохранения, реализации Федеральных законов от 29.11.2010 № З26-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" и от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказов Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования рекомендовано:

— главным дерматовенерологам субъектов Федерации УФО повысить эффективность ежемесячного мониторинга с предоставлением в ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России данных о выполнении комплексных региональных программ;

— главным врачам Тюменской и Свердловской областей, ЯНАО и ХМАО обеспечить уровень заработной платы всех категорий медицинских сотрудников в соответствии с "дорожными картами" региона; активизировать работу по внедрению "эффективного контракта" в систему оплаты труда;

— главным врачам и главным дерматовенерологам Тюменской, Свердловской, Челябинской областей и ЯНАО внедрить в работу КВД электронные медицинские карты, в ЯНАО и Свердловской области — персонифицированный учет медицинской помощи и лекарственного обеспечения;

— главным врачам и главным дерматовенерологам Тюменской, Свердловской областей, ХМАО и ЯНАО

обеспечить в полном объеме материально-техническое оснащение подразделений КВД в соответствии с "Порядком оказания специализированной медицинской помощи по профилю "дерматовенерология"", утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 924н;

— главным врачам Тюменской, Курганской и Свердловской областей, ХМАО и ЯНАО провести аудит платных медицинских услуг КВД на предмет соответствия постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг";

— главным врачам КВД всех территорий УФО внедрить в полном объеме "Программу управления рисками предъявления претензий и исковых заявлений" в работу учреждений;

— главному дерматовенерологу ХМАО разработать оперативный план мероприятий по снижению заболеваемости сифилисом среди населения округа; провести экспертизу порядка освидетельствования иностранных граждан на ИППП в уполномоченных медицинских учреждениях ХМАО; разработать план профилактических мероприятий по предупреждению распространения сифилиса среди иностранных граждан;

— главному дерматовенерологу Курганской области обеспечить преемственность дерматовенерологических и акушерско-гинекологических учреждений по раннему выявлению сифилиса у беременных и профилактике этой инфекции среди женщин детородного возраста;

— главным дерматовенерологам Тюменской и Челябинской областей активизировать информационно-просветительную работу по профилактике ИППП среди подростков.

Мониторинг мероприятий по повышению обеспеченности врачебными кадрами не допустил снижения уровня заработной платы (целевые показатели "дорожной карты") и обеспечения коэффицента совместительства не выше 1,5.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1727-р, утверждающим план реализации государственной программы "Развития здравоохранения на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов" [12], и Стратегией развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015—2030 гг. главным специалистам по дерматовенерологии субъектов Федерации, главным врачам КВД рекомендовано:

— разработать план межведомственных мероприятий по контролю за исполнением "дорожной карты" на 2015—2016 гг. и обеспечить мониторинг и оперативное представление в ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России данных о целевых показателях;

— разработать комплексную программу по снижению воздействия неблагоприятных средовых, поведенческих и производственных факторов в формировании и обострении хронических дерматозов и представить на обсуждение в ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России;

— разработать и представить в ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России ежеквартальный план проведения рабочих совещаний (в том числе в режиме телеконференций) по подведению итогов реализации "дорожной карты" в субъектах Федерации, входящих в УФО;

— разработать целевые показатели реализации трехуровневой системы оказания специализированной медицинской помощи по профилю "дерматовенерология" в субъектах Федерации, входящих в УФО;

— обеспечить мониторинг:

— индикативных показателей реализации трехуровневой системы оказания специализированной медицинской помощи по профилю "дерматовенерология" в субъектах УФО;

— реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи по профилю "дерматовенерология";

— разработать и внедрить нормативные региональные положения по оказанию медицинской помощи больным с ранними стадиями первичных лимфом кожи в учреждениях дерматовенерологического профиля субъектов УФО (приказы органов управления здравоохранением в субъектах Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования регионов); методические рекомендации по оптимизации диспансерного наблюдения больных хроническими дерматозами детей и взрослых;

— создать информационную аналитическую систему, включающую реестр разработанных инновационных методов диагностики, профилактики и лечения больных дерматовенерологического профиля, в том числе в условиях дневного стационара; оценку возможностей их реализации на территориях УФО с учетом позиций «Порядка оказания специализированной медицинской помощи по профилю "дерматовенерология"», утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 924н.

— обеспечить мониторинг:

— доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилю "дерматовенерология" с ежеквартальным оперативным мониторингом ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России;

— реализации внедрения инновационных методов диагностики, профилактики и лечения больных дерматовенерологического профиля в субъектах УФО с использованием информационной аналитической системы для повышения качества специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара;

— реализации региональных нормативных положений по оказанию медицинской помощи больным с ранними стадиями первичных лимфом кожи в учреждениях дерматовенерологического профиля субъектов Федерации, входящих в УФО;

— ведущим специалистам ФГБУ " УрНИИДВиИ" Минздрава России, заведующим профильными кафедрами в субъектах УФО:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработать рекомендации по мониторингу и профилактике лиц с доказанными факторами риска развития хронических пролиферативных, аллер-го- и генодерматозов;

— адаптировать "единую информационно-справочную систему по актуальным методам лечения..." к профилю "дерматовенерология" с разработкой алгоритмов эффективной и безопасной терапии дерматозов и ИППП;

— ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России обеспечить контроль реализации Указов и поручений Президента РФ в сфере здравоохранения и социальной политики, провести сплошной мониторинг доступ-

ности и эффективности оказания высокотехнологичной помощи больным хроническими дерматозами, контроль значения коэффициента совместительства в КВД УФО в пределах 1,5, о результатах мониторинга оперативно информировать Аппарат полномочного представителя Президента РФ в УФО. Благодаря эффективному взаимодействию ФГБУ "УрНИИДВиИ" Минздрава России с Департаментом по вопросам экономической и социальной политики Аппарата полномочного представителя Президента РФ в УФО и органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Федерации по итогам 2014 г. на всех территориях УФО выполнены показатели "дорожных карт".

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Available at: http://graph.document. kremlin.ru/page.aspx (Дата обращения 24.12.2014 г.)

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Available at: http://www.rg.ru/2012/05/09/ zdorovje-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

3. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015—2030 гг. Available at: http:// base.garant.ru /70309010 (Дата обращения 24.12.2014 г.)

4. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 г. № 924-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "дерматовенерология"» Available at: http:// www.rg.ru/2013/04/11/venerologiya-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» Available at: http://www. rg.ru/2012/04/24/medicina-site-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

6. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Available at: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

7. Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ "О защите прав потребителей" Available at: http://www.rg.ru/2008/12/01/ pravapotr-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г)

8. Постановление Правительства РФ от 4.10.2012 г. № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" Available at: http:// www.rg.ru/2012/10/10/meduslugi-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

9. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" Available at: http://base.garant.ru/12148567/ #ixzz3NGYaTUqW (Дата обращения 26.12.2014 г.)

10. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Available at: http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

11. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2014 г. № 16-3/10/1-1084 «Рекомендации по внесению изменений в региональные "дорожные карты", направленные на повышение эффективности здравоохранения» Available at: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70513428/# ixzz3NGFldeIE (Дата обращения 26.12.2014 г.)

12. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1727-р «О плане реализации государственной программы РФ "Развитие здравоохранения" на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» Available at: http://www.rg.ru/2014/09/08/zdravooxr-site-dok.html (Дата обращения 26.12.2014 г.)

REFERENCES

1. Presidential Decree of 07.05.2012 № 597 "About actions on implementation of the state social policy" [Ukaz Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii ot 07.05.2012 g. № 597 "O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki"]. Available at: http: // graph.document. kremlin.ru/page.aspx (24.12.2014). (in Russian)

2. Presidential Decree of 07.05.2012 № 598 "On public health policy improvement" [Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2012 g. № 598 "O sovershenstvovanii gosudarstvennoy politiki v sfere zdravookhraneniya"]. Available at: http://www. rg.ru/2012/05/09/zdorovje-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

3. Strategy for Health Development of the Russian Federation for the long term 2015—2030 [Strategiya razvitiya zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii na dolgosrochnyy period 2015—2030 gg.]. Available at: http: // base.garant.ru /70309010/ (24.12.2014). (in Russian)

4. Order of Russian Ministry of Healthcare of 15.11.2012 № 924-n «On approval of the health care provision along the "Dermatology"» profile [Prikaz Minzdrava Rossii ot 15.11.2012 g. № 924n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi naseleniyu po profilyu "dermatovenerologiya"»]. Available at: http://www.rg.ru/2012/10/10/meduslugi-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

5. Government Decree of 16.04.2012 № 291 «On licensing of medical activities (except for specified activities carried out by medical organizations and other organizations within the private health care system in the territory of the innovation center "Skolkovo")» [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.04.2012 g. № 291 «O litsen-zirovanii meditsinskoy deyatel'nosti (za isklyucheniem ukazannoy deyatel'nosti, osushchestvlyaemoy meditsinskimi organizatsiyami i drugimi organizatsiyami, vchodyashchimi v chastnuyu sistemu zdravookhraneniya, na territorii innovatsionnogo tsentra "Skolkovo")»]. Available at: http://www.rg.ru/2012/04/24/medicina-site-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

6. Federal Law of21.11.2011 № 323-FZ "On the basis of the healthcare of citizens in the Russian Federation" [Federal'nyy zakon ot 21.11.2011 g. № 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ya

© ВАТОЛИНА М. А., 2015 УДК 614.2:616.894-053.9]:312.2

grazhdan v Rossiyskoy Federatsii"]. Available at: http://www. rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

7. Federal Law of 07.02.1992 № 2300-1-FZ "On Protection of Consumers' Rights" [Federal'nyy zakon ot 07.02.1992 g. № 2300-1-FZ "O zashchite prav potrebiteley"].Available at: http://www. rg.ru/2008/12/01/pravapotr-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

8. Government Decree of04.10.2012 № 1006 "On approval of rules for providing paid medical services by medical organizations" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4.10.2012 g. # 1006 "Ob ut-verzhdenii Pravil predostavleniya meditsinskimi organizatsi-yami platnykh meditsinskikh uslug"]. Available at: http://www. rg.ru/2012/10/10/meduslugi-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

9. The Federal Law of 27.07.2006 № 152-FZ "On Personal Data" [Federal'nyy zakon ot 27.07.2006 g. № 152-FZ "O personal'nykh dannykh"]. Available at: http://base.garant. ru/12148567/#ixzz3NGYaTUqW (26.12.2014). (in Russian)

10. The Federal Law of 29.11.2010 № 326-FZ "On Mandatory Medical Insurance in the Russian Federation" [Federal'nyy zakon ot 29.11.2010 g. № 326-FZ "Ob obyazatel'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii"]. Available at: http://www. rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

11. Letter from the Ministry of Healthcare of March 11, 2014 № 16-3/10/1-1084 «Recommendations for changes in regional "road map" to improve the efficiency of health care» [Pis'mo Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 11 marta 2014 g. № 16-3/10/1-1084 «Rekomendatsii po vneseniyu izmeneniy v regional'nye "dorozhnye karty", napravlennye na povyshenie effektivnosti zdravookhraneniya»]. Available at: http: // www. garant.ru / products/ipo/prime/doc/70513428/#ixzz3NGFldeIE (26.12.2014). (in Russian)

12. Order of the Government of the Russian Federation of09.04.2014 № 1727-r «On the plan of the Russian Federation "Development of health" state program for 2014 and for the planning period of 2015 and 2016» [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 4.09.2014 g. № 1727-r «O plane realizatsii gosudarstvennoy programmy RF "Razvitie zdravoochraneniya" na 2014 g. i na planovyy period 2015 i 2016 gg.»]. Available at: http://www.rg.ru/2014/09/08/ zdravooxr-site-dok.html (26.12.2014). (in Russian)

nocTymna 12.01.15

ВАТОЛИНА М. А.

Проблемы оценки смертности от болезни Альцгеймера в России

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, 117334, Москва

Цель исследования — оценить возрастно-половую структуру смертности от болезни Альцгеймера в Российской Федерации в 2012 г., сравнить показатели смертности от этой болезни на 100 тыс. в РФ и США.

Для оценки показателей смертности на 100 тыс. населения и потерянных лет в результате преждевременной смерти в РФ использованы данные Росстата за 2012 г. о численности населения и числе умерших от болезни Альцгеймера в различных возрастных группах. Потерянные годы жизни рассчитывали на основе методики, использованной в отчете "Глобальное бремя болезней" ("Global Burden of Disease").

Показатели смертности от болезни Альцгеймера в РФ выше среди пожилых лиц, но во всех возрастных группах значительно ниже, чем в США (в возрастной группе 55—64 года меньше в 6раз, старше 75 лет — в 187раз).

Данные официальной статистики указывают на низкие уровень смертности и потери в результате преждевременной смерти от болезни Альцгеймера в РФ, однако нельзя исключить недоучет случаев болезни и смерти от нее. Необходимы организационные меры, направленные на своевременную диагностику, организацию медицинской помощи, учет и правильное кодирование случаев смерти от болезни Альцгеймера.

Ключевые слова: болезнь Альцгеймера; смертность.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (4): 20—24.

Для корреспонденции: Ватолина Мария Александровна, мл. науч. сотр. лаб. демографических аспектов здоровья населения; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.