Научная статья на тему 'О готовности психолога к работе с семьями и детьми «Группы риска»'

О готовности психолога к работе с семьями и детьми «Группы риска» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности психолога к работе с семьями и детьми «Группы риска»»

142

Высшее образование в России • № 2, 2009

добранный состав которого позволит достигать максимально высоких профессионально-исполнительских, общеобразовательных, социокультурных результатов.

Проверка теоретико-методической состоятельности и практической результативности данных утверждений проводилась нами в рамках формирующего эксперимента в тех же специальных учебных заведениях первой ступени, где осуществлялись констатирующие эксперименты.

В ходе проведения в течение нескольких лет формирующего эксперимента нами было доказано, что организация класса учебного ансамбля в рамках процесса обучения игре на кларнете в специальных учебных заведениях первой ступени позволяет:

- обогатить музыкально-теоретический и практический исполнительский опыт, максимально расширить жанрово-темати-ческий учебный и художественный концертный репертуар кларнетистов;

- сформировать аналитическое вариативное мышление и умение принимать единое интерпретационно-исполнительское решение;

- выработать коммуникативно-организаторские навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов, дисциплинированность, ответственность;

- раскрыть индивидуальную творческую инициативность музыкантов, личностные качества и способности;

- расширить профессионально-испол-

нительские, образовательные и социокультурные перспективы выпускников;

- реализовать дидактический принцип развивающего обучения в области кларнет-ного исполнительского искусства, усовершенствовать образовательный процесс в специальных учебных заведениях первой ступени в соответствии с современными педагогическими, профессиональными исполнительскими и социокультурными требованиями.

V.M. APRIAMOV. ON THE MATTER OF IMPROVEMENT OF CLARINETISTS PROFESSIONAL TRAINING.

The article shows the necessity of forming the model of modern professional musician based on universal education of clarinetists, intensive forms ofcollective training particularly ensemble playing.

Key words: modern model of professional musician, requirements to clarinetists, ensemble playing.

Литература

1. См.: БлаттФ.Т. Полная школа для кларне-

та: от первоначального до высшего развития техники: Ч. 1. М.: Юргенсон, 1889. 67 с.; Блатт Ф.Т. Полная школа для кларнета: от первоначального до высшего развития техники. Ч. 2-3. М.: Муз. сектор, 1928-1932.

2. См.: Прорвич Б.Ф. Альбом кларнетиста: Для кларнета и фортепиано, ансамбля кларнетов без сопровождения и в сопровождении фортепиано. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1990. 88 с.

И.Г. ЯЦЕНКО, соискатель Российский государственный университет им. И. Канта

В современных условиях существенной реорганизации всей структуры образования, обращения к личности ребенка в смысле развития в нем творческого начала, отказа от традиционных, часто штампованных форм обучения, появления широкой сети разноплановых и многопрофильных

О готовности психолога к работе с семьями и детьми «группы риска»

детскихобъединений и сообществ требуется качественно новая система подготовки психолога, готового и способного к организации взаимодействия с семьями и детьми «группы риска ».

Психологическими характеристиками семей и детей «группы риска» считаются

Научный дебют

143

следующие: наличие отклоняющегося от нормы поведения,психической,познавательной депривации,неудовлетворенность сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей, переживание кризисов, экстремальных ситуаций, шоковых психических травм и психотравмирующих кратковременных ситуаций, ведущих к утрате чувства безопасности, защищенности и к состоянию враждебности и т. п.

Ядром профессиональной готовности студентов к работе в этом социальном контексте является установка на конкретную работу с данной категорией семей и детей, а также определенная совокупность специальных психолого-педагогических знаний и умений.

Процесс формирования профессиональной готовности будущего психолога к этой работе предусматривает обогащение нормативных психолого-педагогических курсов соответствующим материалом, включение в учебный план спецкурсов и спецсеминаров, а также вооружение студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности по взаимодействию с семьями и детьми «группы риска» в процессе педагогической и производственной практики.

Между тем анализ существующих форм и методов подготовки психологов свидетельствует об отсутствии целенаправленной системы формирования готовности к такой деятельности. Выпускники не владеют современной методикой практической деятельности с данной категорией семей, не готовы к использованию гибких технологий, не имеют навыков диагностики, коррекции и прогнозирования, не обладают коммуникативной и в целом психологической культурой.

Образовательное пространство педагогического вуза, конечно, ориентировано на овладение профессиональной деятельностью, а фундамент профессиональной подготовки психолога составляет комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении и развитии в реальном со-

циокультурном пространстве. Однако следует отметить дефицит практической направленности в организации учебного процесса, что отражается на результате профессиональной подготовки выпускников, которые часто оказываются беспомощными перед реальной действительностью и пасуют, встречаясь с любыми отклонениями от нормы.

Готовность к будущей профессиональной деятельности, в данном случае к работе с семьями и детьми «группы риска», однозначно связана с формированием целевой направленности личности студента, т. е. с его психологической готовностью заниматься избранной деятельностью.

Наиболее значимыми психологическими качествами психолога являются: анали-тико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений, чуткость и проницательность, эмоционально-волевая стабильность и терпеливость, устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий, эмпатия и рефлексия, коммуникабельность, интуиция, наблюдательность, общая психофизическая активность. Все эти качества при взаимодействии с семьями и детьми «группы риска» оказывается весьма важными.

Очевидной является группа качеств, которые определяют продвижение психолога к собственным вершинам именно в той деятельности, которая является для него главным делом жизни. Здесь оказывают влияние такие самостоятельные акмеоло-гические инварианты, как потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсаторные возможности и психическая восстанавливаемость, обеспечивающие адаптивность психолога, способность к многоуровневой рефлексии, умение осуществлять профессиональную деятельность в «зоне комфортного психического состояния», достаточ-

144

Высшее образование в России • № 2, 2006

ный уровень мобильной саморегуляции и управления функциональным состоянием.

Будущему психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определённой стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие сильные стороны личности следует опираться в работе в тот или иной период времени, какие качества необходимо развивать, что нужно делать, чтобы избежать перегрузокв работе.

Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. Их совокупность представляет собой основу, т.е. сформированную устойчивую способность психолога выполнять приемы, действия, операции профессиональной деятельности. В числе необходимых навыков работы психолога с семьями и детьми «группы риска » - умения определять проблемы ребенка и его семьи, проводить диагностику семьи и проблем ее функционирования, вырабатывать оптимальную стратегию и тактику общения с семьями и детьми «группы риска », находить нестандартные методы, оригинальные пути решения их психологических проблем, выполнять конкретные психолого-педагогические задачи в учреждениях различного типа, находить способы привлечения конкретных специалистов (педагогов, дефекто-логов и др.) для составления совместной программы работы, проводить грамотную консультационную работу, предвидеть и прогнозировать возможные результаты своей профессиональной деятельности.

Для успешной деятельности практического психолога при взаимодействии с семьями и детьми «группы риска» не менее существенно понимание того, что его собственный психологический ресурс и возможности небезграничны. Его индивидуальные ограничения или противопоказания являются той объективной базой, на которой формируется группа личностных трудностей, барьеров, блокаторов, препятству-

ющих успешной профессиональной деятельности.

В контексте нашего исследования у будущих специалистов целенаправленно формировались теоретические знания и практические умения в тесной связи с изучаемыми специальными дисциплинами и практикой. При этом использовались следующие методы: анализ учебных программ факультета психологии и социальной работы РГУ им. И. Канта, рабочих программ психологов по работе с детьми и семьями «группы риска»; специально разработанные анкеты для студентов, индивидуальные и комплексные беседы со студентами, преподавателями, руководителями практики, проведение совместных кафедр и круглых столов по проблемным вопросам; изучение тем курсовых и дипломных работ, деятельности студентов на семинарских занятиях; отчеты и отзывы по практике, включенное наблюдение, сравнительный анализ данных, полученных в ходе самостоятельного исследования с материалами, представленными в научной литературе.

При разработке методики опытно-экспериментального формирования профессиональной готовности будущего психолога к работе с семьями и детьми «группы риска» мы исходили из принципа единства сознания и деятельности, а также учитывали этапы профессионально-педагогической подготовки и социализации будущего психолога. Нами была использована комплексная методика, которая позволила раскрыть сущность готовности к работе с семьями и детьми, выявить и экспериментально обосновать педагогические условия ее формирования. Были задействованы и подвергнуты эмпирической проверке традиционные (на первом этапе) и нетрадиционные (на последующих этапах) методы, приемы, формы и средства познавательной, самостоятельной, практической, исследовательской и контролирующей деятельности будущего психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.