ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1/2015
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
В. В. Круглов* В. В. Вараксин**
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
российской федерации
Отмечены современные экологические проблемы, вызывающие необходимость совершенствования эколого-правового регулирования и деятельности органов государственной власти в области охраны окружающей среды. Представлена краткая характеристика Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Выделены задачи этой политики и меры, направленные на их достижение.
Ключевые слова: эколого-правовое регулирование, экологическая политика, экологическое развитие
Current environmental problems requiring improvement of ecological-legal regulation and activities of public authorities related to environmental protection are considered. A brief description of the Basis of state policy on environmental development of the Russian Federation up to 2030 is given. The authors mark out specific tasks of this policy and measures to achieve them.
Key words: ecological-legal regulation, environmental policy, environmental development
Современные изменения в государственно-правовой сфере, направленные на обеспечение инновационного развития промышленного производства, его экологически ориентированного роста, обусловливают необходимость повышения роли государства и права в регулировании природоохранной деятельности. Это связано с рядом таких экономико- и эколого-правовых факторов, как:
1) влияние глобальных экологических проблем: изменение климата, потеря биологического разнообразия, опустынивание и другие негативные для окружающей среды процессы. Следует также отметить возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды;
2) высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую природную среду в Российской Федерации и ее регионах. Так, в 40 субъектах России более 54 % городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Велик и объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без надлежащей очистки;
3) негативные для регионов экологические последствия прошлой производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены земли 27 субъектов Российской Федерации площадью более 100 млн гектаров;
* Круглов Виктор Викторович — заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
** Вараксин Валерий Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Щ&у К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
1/2015
4) рост количества производственных отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение. При этом условия хранения и захоронения указанных отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
Экологическое развитие страны вызывает необходимость модификации и повышения эколого-правовых требований к отдельным стадиям и видам хозяйственной деятельности промышленных предприятий в регионах.
В российском законодательстве выделяются общие и специальные эколого-право-вые требования, а также многочисленные правовые меры организационного, экономического, идеологического характера и меры юридической ответственности, направленные на выполнение этих требований. Эколого-правовые требования и правовые меры тесно взаимосвязаны: они образуют единый правовой механизм охраны окружающей среды, нацеленный на своевременное решение экологических проблем в регионах. Этот тезис подтверждается и положениями Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных 30 апреля 2012 г. Президентом РФ1.
Реализовать государственную политику в области экологического развития Российской Федерации необходимо в опоре на Конституцию Российской Федерации; принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации; документы долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р2.
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития выступает решение социально-экономических задач, гарантирующее экологически ориентированный рост экономики страны и ее регионов; внедрение экологически эффективных инновационных технологий; сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду; укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды; экологическую безопасность, в том числе экологически безопасное обращение с отходами, а также восстановление нарушенных естественных экологических систем. Для достижения этой цели требуется решение ряда задач.
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности, предполагающее:
а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;
б) разработку структурно целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в рассматриваемой области;
в) создание нормативно-правовой базы для внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, выполнение которых может оказать воздействие на окружающую среду;
г) усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.
2. Формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодей-
1 СПС «КонсультантПлюс».
2 СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Щ&у К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
1/2015
ствие и координацию деятельности органов государственной власти. В частности, необходимы:
а) совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;
б) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
в) предоставление гражданам, общественным объединениям, некоммерческим организациям и бизнес-сообществам возможности продуктивно участвовать в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
3. Развитие экономического регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:
а) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;
б) замена взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
в) формирование рынка экологичной продукции, технологий, оборудования и природоохранных услуг;
г) поощрение деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;
д) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;
е) широкое применение государственно-частного партнерства при государственном финансировании мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
ж) поддержка технологической модернизации, нацеленной на уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, а также неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
з) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
и) поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;
к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса в рассматриваемой области.
4. Повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и воспитания, что подразумевает:
а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
б) государственную поддержку распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, внесение вопросов экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы;
в) включение в новые государственные образовательные стандарты вопросов охраны окружающей среды, а также требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; обеспечение направленности воспитания и обучения в образовательных учреждениях на выработку экологически ответственного поведения;
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1/2015
К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
г) государственную поддержку деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
д) развитие системы подготовки и повышения квалификации в изучаемой области руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Выполнение указанных задач потребует серьезных экономических, организационных усилий, целенаправленной работы органов государственной власти на всех уровнях и поддержки гражданского общества и профессионального юридического сообщества.
Библиография
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
IX
О
ц, о
IS
ц, о с
ш
s
I ш
с!
ш m о m
I-
о
а
<
с!
>
О
о