Научная статья на тему 'О горно-геологическом образовании в Томском политехническом университете на рубеже тысячелетий'

О горно-геологическом образовании в Томском политехническом университете на рубеже тысячелетий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
593
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНСТИТУТ ГЕОЛОГИИ И НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чубик Петр Савельевич

Рассматривается история развития горно-геологического образования в Томском политехническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Mining-and-geological education at Tomsk Polytechnic University on the boundary of millennia

The history of development of mining-and-geological education at Tomsk Polytechnic University is examined.

Текст научной работы на тему «О горно-геологическом образовании в Томском политехническом университете на рубеже тысячелетий»

Страницы истории ТПУ

УДК 53:37.012

О ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

П.С. Чубик

Томский политехнический университет Е-mail: [email protected]

Рассматривается история развития горно-геологического образования в Томском политехническом университете. Ключевые слова:

Горно-геологическое образование, Томский политехнический университет, Институт геологии и нефтегазового дела, комплексная программа развития.

Судьба подарила мне возможность дважды возглавлять подразделение Томского политехнического университета (ТПУ), которое является преемником горного отделения, основанного в 1901 г. Владимиром Афанасьевичем Обручевым - первым штатным геологом Сибири, впоследствии ставшим академиком АН СССР, Героем социалистического труда, первым в нашей стране лауреатом Ленинской премии (1926 г.) и дважды лауреатом Государственной премии. После В.А. Обручева я имел честь быть двадцать первым и двадцать третьим руководителем: в период с 11 мая 1999 г. по 15 апреля 2001 г. - деканом факультета геологоразведки и нефтегазодобычи (ГНФ), а с 16 апреля 2003 г. по 30 июня 2004 г. - директором Института геологии и нефтегазового дела (ИГНД), совмещая эту должность с должностью проректора по учебной работе ТПУ.

А начиналось все это так. На втором году обучения в докторантуре, после написания и сдачи в типографию трехсот страничной монографии, я в первых числах мая 1999 г. был приглашен в кабинет декана ГНФ Б.И. Спиридонова, который объявил мне согласованное с ректором ТПУ Ю.П. Похолко-вым решение о назначении меня исполняющим обязанности декана ГНФ на период отпуска Б.И. Спиридонова. В первые дни после ухода Бориса Ивановича в отпуск мы регулярно общались по телефону. В одном из таких телефонных разговоров он рассказал об его обещании ректорату ТПУ создать на базе кабинета декана ГНФ музей академиков В.А. Обручева - М.А. Усова. Надо сказать, что на моей памяти этот вопрос поднимался неоднократно, но решить его так никто и не отважился.

К великому сожалению, отпуск Бориса Ивановича оказался непродолжительным, 22 мая 1999 г. он умер от неизлечимой болезни. Светлая ему память! А данное им обещание ректорату о создании музея академиков В.А. Обручева - М.А. Усова мною было выполнено в том же году.

Признаюсь, я очень тяжело переживал кончину Бориса Ивановича по многим причинам: он был деканом во времена моего студенчества, преподавал нам направленное бурение скважин, мы долгие годы вместе работали на одной кафедре - кафедре техники разведки месторождений полезных ископаемых, у меня были с ним добрые отношения в мою бытность заведующим кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин (БНГС), наконец, меня просто пугала неизвестность: а что будет дальше?

А дальше было следующее: в связи с производственной необходимостью меня отозвали из докторантуры и назначили не исполняющим обязанности декана, а деканом ГНФ.

Почему выбор ректора пал на меня, не знаю до их пор. Возможно, он обратил на меня внимание как на заведующего кафедрой БНГС, которую я возглавлял с 15 февраля 1995 г. по 31 августа 1997 г. Наиболее ярким событием того периода был выигранный кафедрой грант компании Шлюмберже, средства которого были направлены на ремонт и оснащение кафедральных помещений. В частности, в 8 корпусе, где тогда располагалась кафедра БНГС, появилась первая в ТПУ преподавательская с кабинетом заведующего кафедрой, на западный манер отделенного от преподавателей стеклянной перегородкой.

Назначенным деканом я работал целый год и только 1 июня 2000 г. Ученым Советом факультета на альтернативной основе, соперничая с Л.П. Рих-вановым, деканом ГНФ был избран.

Что собой представлял факультет геологоразведки и нефтегазодобычи на рубеже тысячелетий (к концу 2000 г.)?

ГНФ состоял из 10 кафедр:

• гидрогеологии и инженерной геологии (зав. кафедрой Шварцев Степан Львович, доктор геолого-минералогических наук, профессор);

• геологии и разведки месторождений полезных ископаемых (зав. кафедрой Коробейников Александр Феопенович, доктор геолого-минералогических наук, профессор);

• полезных ископаемых и геохимии редких элементов (зав. кафедрой Рихванов Леонид Петрович, доктор геолого-минералогических наук, доцент);

• геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (зав. кафедрой Ерофеев Леонид Яковлевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор);

• техники разведки месторождений полезных ископаемых (зав. кафедрой Кривошеев Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор);

• геологии и разработки нефтяных и газовых месторождений (зав. кафедрой Гончаров Иван Васильевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор);

• бурения нефтяных и газовых скважин (зав. кафедрой Евсеев Виктор Дмитриевич, доктор технических наук, доцент);

• общей и исторической геологии (зав. кафедрой Васильев Борис Дмитриевич, кандидат геолого-минералогических наук, доцент);

• горного дела и геодезии (зав. кафедрой Лукьянов Виктор Григорьевич, доктор технических наук, профессор);

• минералогии и петрографии (зав. кафедрой Кучеренко Игорь Васильевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор).

Территориально факультет располагался в 1, 6 и 15 учебных корпусах. Кроме этого две кафедры находились в 10 корпусе и одна - в главном. Студенты ГНФ проживали в двух общежитиях (Пирогова, 18 и Усова, 13а).

На факультете работали 110 преподавателей (штатных - 94, остальные совместители), среди которых было 19 докторов и 67 кандидатов наук. Докторами наук, кроме названных в числе заведующих кафедрами, были также С.С. Сулакшин, А.Г. Баки-ров, Г.В. Шубин, Н.М. Рассказов, О.В. Серебренникова, В.Н. Сальников, М.В. Коровкин, Е.Т. Протасевич, М.Б. Букаты, П.С. Чубик. Диссертацию на соискание ученой степени доктора

технических наук я защитил 5 апреля 2000 г. без отрыва от основной работы деканом.

Общее число сотрудников ГНФ, включая совместителей, составляло 258 человек.

Факультет вел подготовку бакалавров по направлениям «Геология и разведка полезных ископаемых», «Нефтегазовое дело», «Природообустрой-ство» и инженеров по следующим 9 специальностям, подведомственным 4 различным Учебно-методическим объединениям (УМО):

• «Геология, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»;

• «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» со специализацией «Нефтегазопромысловая гидрогеология»;

• «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» со специализациями «Рудная геофизика» и «Структурная геофизика»;

• «Геология нефти и газа» со специализациями «Нефтегазопромысловая геология» и «Нефтегазовая геоэкология»;

• «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»;

• «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» со специализациями «Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений» и «Разработка и эксплуатация газовых и газоконденсатных месторождений»;

• «Бурение нефтяных и газовых скважин» со специализацией «Капитальный ремонт скважин»;

• «Геоэкология»;

• «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» со специализацией «Менеджмент в водном хозяйстве».

По всем перечисленным выше специальностям факультет имел и заочное отделение.

Кроме этого на факультете по ряду программ велась подготовка магистров («Формирование ресурсов и состава подземных вод»; «Охрана и рациональное использование геологической среды»; «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых»; «Методы разведочной геофизики»; «Применение геофизических методов при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых» и др.).

На дневном отделении обучалось 1220 студентов, на заочном - 985.

Через аспирантуру и докторантуру осуществлялась подготовка кандидатов и докторов наук по 11 научным специальностям. В аспирантуре обучалось 69 человек, в том числе в очной - 45, в докторантуре - 7 человек.

Объем хоздоговорных НИР в 2000 г. составил 11,554 млн р.

К главным результатам моей двухлетней работы деканом ГНФ, пожалуй, можно отнести организацию:

• создания мемориального кабинета-музея академиков В.А. Обручева - М.А. Усова;

• ремонта помещений, реставрации мебели и расширения площадей минералогического музея;

• создания именных аудиторий наших выпускников - академиков К.И. Сатпаева, М.А. Усова, В.А. Кузнецова;

• начала реконструкции полигона в Хакасии, который решением Ученого Совета ГНФ был преобразован в Центр учебных геологических практик с присвоением ему имени Г.А. Иванки-на (в честь этого события и 40-летия полигона 3 августа 1999 г. на его территории был установлен камень с памятной плитой);

• появления целого ряда современных компьютерных классов, в том числе с таким лицензионным программным продуктом как Finder 8.5, GeoFrame 3.8, Eclipse и др.;

• создания студенческого клуба «Новая цивилизация», который был открыт 28 декабря 2000 г. в общежитии на ул. Усова, 13а;

• ремонта 15 корпуса, в котором разместились кафедры «Геологии и разработки нефтяных месторождений» и «Бурения нефтяных и газовых скважин» как основа будущего нефтегазового факультета, а также «Учебно-методический центр языковой подготовки».

Факультет шел навстречу своему 100-летию, которое планировалось отметить с 10 по 15 сентября 2001 г., и шел, развиваясь. Но было и немало проблем, мешающих не только дальнейшему развитию факультета, но и его нормальному функционированию.

Во-первых, острейшей проблемой являлось отсутствие достаточных площадей, из-за чего подразделения факультета располагались в различных, нередко малоприспособленных для осуществления учебного процесса, помещениях семи учебных корпусов. Назревала настоятельная необходимость строительства для ГНФ дополнительного учебно-лабораторного корпуса.

Во-вторых, ГНФ был самым крупным научно-образовательным подразделением ТПУ и по этой причине достаточно сложно управляемым, в связи с чем представлялось целесообразным преобразовать факультет в Институт в составе ТПУ. Структурирование факультета по определенным направлениям подготовки специалистов и появление вместо одного единственного декана директора Института и нескольких деканов позволяло надеяться на улучшение образовательной, научно-исследовательской, международной и хозяйственной деятельность и активизацию привлечения в результате этой деятельности внебюджетных средств на поступательное развитие Института и ТПУ в целом.

В-третьих, произошла окончательная смена собственников и не только в нефтегазодобывающей отрасли, но и в отрасли, занимающейся воспроизводством минерально-сырьевой базы стра-

ны. Достаточно сказать, что в результате приватизации нефтегазодобывающих предприятий на тот момент в России 89 % добычи нефти находилось в частных руках. Новые хозяева вышеназванных отраслей, стремясь извлечь максимальную прибыль, не только хорошо стимулировали эффективную работу своих сотрудников, в том числе и выпускников ГНФ, но и были вынуждены максимально использовать новейшие технологии разведки и добычи полезных ископаемых и, прежде всего, нефти. Это компьютерное моделирование месторождений, моделирование системы их разработки, управление разработкой и т.п. Причем эти технологии, как правило, имели западную прописку. Из всего этого следовала необходимость повышения до уровня мировых стандартов качества подготовки геологов и нефтяников, особенно в той части, которая касалась овладения новейшими наукоемкими технологиями.

Выполнение заданий программы развития факультета в рамках Комплексной программы развития университета 1996-2000 гг. позволило решить целый ряд задач образовательной, научной, международной, организационно-хозяйственной деятельности и достичь определенных успехов, потому что по многим направлениям деятельности ГНФ является в ТПУ явным лидером.

Вместе с тем в рамках программы 1996-2000 гг. целого ряда индикаторов в сферах деятельности, существенно определяющих эффективность работы факультета, достичь не удалось.

Учитывая необходимость существенного повышения качества образовательных услуг и подготовки специалистов, в конце 2000 г. была разработана комплексная программа развития факультета на период 2001-2005 гг., которая включала в себя следующие основные подпрограммы: 1. Преобразование факультета геологоразведки и нефтегазодобычи в Институт геологии и нефтегазового дела в составе ТПУ, сопровождающееся:

• открытием новых специальностей «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и «Геофизические методы исследования скважин»;

• открытием кафедр транспорта и хранения нефти и газа, геофизических методов исследования скважин, экономики минеральных ресурсов и горного права;

• делением кафедры «Гидрогеология и инженерная геология» на кафедры «Гидрогеология и инженерная геология» и «Водные ресурсы и гидрогеоэкология»;

• делением кафедры «Геология и разработка нефтяных месторождений» на кафедры «Геология нефти и газа» и «Разработка нефтяных и газовых месторождений»;

• открытием Центров начального профессионального образования, послевузовского образования и др.

2. Строительство учебного корпуса для Института геологии и нефтегазового дела.

3. Создание на базе ТПУ и ОАО «ТомскНИПИ-нефть» Центра обучения наукоемким технологиям разведки и добычи нефти по адаптированным для России образовательным программам и технологиям университета Heriot-Watt (г. Эдинбург, Великобритания) с чтением большей части дисциплин силами преподавателей ТПУ, с материально-техническим оснащением Центра на этапе его становления НК «ЮКОС» и с последующим экспортом образовательных услуг другим нефтегазодобывающим компаниям России.

4. Подготовка и проведение мероприятий, посвященных 100-летию горно-геологического образования в Сибири (столетию факультета).

5. Создание, материально-техническое и информационное оснащение лабораторного Центра коллективного пользования, а также переоснащение учебно-лабораторной базы кафедр.

6. Реконструкция Центра учебных геологических практик (ЦУГП) в Хакасии.

7. Разработка руководства по менеджменту качества образовательных услуг и подготовки специалистов в рамках ISO 9000:2000.

8. Расширение подготовки кадров высшей квалификации для омоложения профессорско-преподавательского состава путем организации активной работы 3 диссертационных советов.

9. Развитие и укрепление всестороннего сотрудничества с Комитетами природных ресурсов Сибирского Федерального округа и подведомственными им геологическими организациями, нефтегазовыми и сервисными компаниями, отраслевыми и академическими институтами, УМО и родственными кафедрами; установление более тесных связей с выпускниками ГНФ (ГРФ, НГПФ).

10. Развитие сферы международной деятельности в области высшего профессионального образования и научных исследований (создание Центра изучения иностранных языков, переход с 2001/2002 учебного года на языковой эксперимент, разработка учебно-методических комплексов на английском языке по дисциплинам международной образовательной программы «Applied Geology», подготовка преподавателей для чтения лекций на английском языке, подготовка иностранных студентов и др.).

Что из всего этого удалось сделать? К сожалению, не все, но на удивление очень многое.

Решением Ученого Совета ТПУ от 28 февраля 2001 г. факультет геологоразведки и нефтегазодобычи был преобразован в Институт геологии и нефтегазового дела. О структуре ИГНД будет сказано чуть ниже.

Подготовка по специальности «Геофизические методы исследования скважин» началась с 1 сен-

тября 2002 г., а по специальности «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» - с 1 сентября 2003 г.

Кафедра транспорта и хранения нефти и газа была создана в апреле 2003 г., а кафедра экономики природных (а не только минеральных!) ресурсов -в сентябре 2007 г., при этом подготовка по специальности «Экономика и управление на предприятии (нефтяной и газовой промышленности)» началась с 1 сентября 2005 г.

Кафедра «Гидрогеологии и инженерной геологии» на 2 года была разделена на 2 кафедры: «Гидрогеология и инженерная геология» и «Водные ресурсы и гидрогеоэкология».

В 2003 г. в составе ИГНД был открыт Центр дополнительного образования.

Камень в основание нового учебно-лабораторного корпуса ИГНД был заложен летом 2003 г., а первая очередь его площадью 7,7 тыс. м2 была сдана в эксплуатацию уже в 2006 г. Сегодня корпус № 20 по пр. Ленина, 2 (строение 5) является украшением этой части г. Томска.

График организационных работ по созданию в ТПУ филиала университета Иег^^аИ, впоследствии получившего название Центра профессиональной переподготовки специалистов нефтегазового дела, ректор ТПУ Ю.П. Похолков утвердил 7 марта 2001 г. Первый пункт перечня основных мероприятий этого графика звучал так «Создание Центра подготовки магистров по нефтяному инжинирингу как структурного подразделения Института геологии и нефтегазового дела ТПУ. Окончательные сроки выполнения 31.03.2001 г. Ответственные - П.С. Чубик, И.В. Гончаров». В сжатые сроки требовалось осуществить набор преподавателей, провести их стажировку в университете Ие-гю1^аИ, выполнить ремонт и оснащение помещений для Центра в корпусе № 19. Первая группа преподавателей была направлена на стажировку в университет Иегю1^аИ 10 апреля 2001 г. 16 августа 2001 г. Центр профессиональной переподготовки специалистов нефтегазового дела стал отдельным структурным подразделением ТПУ. Преподаватели, прошедшие к этому времени 10-недельную стажировку в университете Иегю1^аИ, были зачислены в штат Центра. В конце того же месяца на конкурсной основе была сформирована группа слушателей из 44 человек. 12 сентября 2001 г., в период празднования 100-летия горно-геологического образования в Сибири, состоялось торжественное открытие Центра, а 1 октября 2001 г. в Центре начались занятия по образовательной программе «Нефтяной инжиниринг».

1 февраля 2003 г. было принято решение о подготовке специалистов по двум новым образовательным программам «Геология нефти и газа» и «Технологии нефти и газа». В 2006 г. ИГНД совместно с Центром профессиональной переподготовки специалистов нефтегазового дела была начата

подготовка магистров по программе «Геолого-геофизические проблемы освоения месторождений нефти и газа». Выпускники университета, успешно освоившие эту программу, станут обладателями трех дипломов: диплома магистра университета Heriot-Watt, диплома магистра ТПУ и диплома ТПУ о профессиональной переподготовке по программе «Геология нефти и газа».

Уверен, что об этом уникальном Центре в настоящем сборнике будет отдельная статья. Он этого заслуживает.

Как декан я принимал самое активное участие и в подготовке мероприятий, посвященных 100-летию горно-геологического образования в Сибири, а вот в их проведении ведущей роли не играл, так как в это время уже был проректором ТПУ по учебной работе. Уверен, что многие из читающих данную статью были участниками этого грандиозного события и в своих архивах имеют специально изданные по этому случаю книги, сборники, журналы и т. п.

В рамках реконструкции Центра учебных геологических практик в Хакасии были начаты работы по ремонту спальных вагонов, жилых домиков, мест общего пользования и т. п. Эта работа продолжается и по сей день.

В 2003 г. сотрудниками ИГНД было разработано руководство по менеджменту качества образовательных услуг и подготовки специалистов в рамках ISO 9000: 2000 и успешно пройден международный аудит системы менеджмента качества, что подтверждено сертификатом National Quality Assurance.

В начале 2001 г. в ИГНД одновременно заработали 3 диссертационных совета: 2 докторских по

5 научным специальностям и 1 кандидатский по 3 научным специальностям. К сожалению, это несомненное достижение утрачено, так как сегодня работает только один из этих советов.

В плане развития сферы международной деятельности в области высшего профессионального образования и научных исследований в декабре 2000 г. был создан Учебно-методический центр языковой подготовки, нефтегазовые специальности с 2001/2002 учебного года включились в языковой эксперимент, был разработан учебно-методический комплекс на английском языке по дисциплинам международной образовательной программы «Applied Geology» и др. Сегодня в составе ИГНД уже отдельная кафедра иностранных языков в области геологии и нефтегазового дела.

К сказанному было бы нелишним добавить, что за этот период был выполнен огромный объем ремонтных работ в помещениях ИГНД в главном, 1,

6 и 10 корпусах, в общежитиях на ул. Пирогова, 18 и ул. Усова, 13а. В подарок от ИГНД наш любимый город Томск к своему 400-летию получил фонари и кованое ограждение на крыльце 1 корпуса.

Но вернемся к глобальной цели Комплексной программы развития ГНФ на период 2001-2005 гг.

Этой целью было преобразование факультета в Институт геологии и нефтегазового дела; становление, развитие и наращивания потенциала Института, укрепление его материально-технической базы; совершенствование содержания и технологий обучения, обеспечивающих повышение готовности выпускников к профессиональной деятельности в современных рыночных условиях; превращение Института в ведущее научно-образовательное подразделение университета.

На основании решения Ученого Совета ТПУ от 28 февраля 2001 г. Институт геологии и нефтегазового дела приказом ректора Ю.П. Похолкова от 16 апреля 2001 г. был создан в составе 3 факультетов (геологоразведочного, нефтегазового, факультета геоэкологической и общегеологической подготовки), заочного отделения и 11 кафедр, 8 из которых являлись выпускающими.

В тот же день приказом ректора университета я был назначен проректором по учебной работе и в этом качестве проработал по 20 апреля 2005 г. до своего назначения на должность заместителя Губернатора Томской области.

ИГНД просуществовал в изначально заданной организационной структуре ровно 2 года. Что он представлял собой к 16 апреля 2003 г.?

В ИГНД работало 110 преподавателей, среди которых было 20 докторов и 73 кандидата наук. Институт вел подготовку бакалавров по 3 направлениям, дипломированных специалистов по 10 специальностям, а также магистров по целому ряду программ. В институте обучалось 2400 студентов, половина из них - по очной форме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через аспирантуру и докторантуру осуществлялась подготовка кандидатов и докторов наук по 11 научным специальностям. В очной аспирантуре обучалось 52 человека, в докторантуре - 6. Объем хоздоговорных НИР в 2002 г. составил 7,9 млн руб.

Уже из приведенных данных, если их сравнивать с данными по ГНФ на конец 2000 г., следует, что путем преобразования факультета в Институт существенно удалось улучшить образовательную, научно-исследовательскую деятельность, а нарастить ресурсную базу, к сожалению, не удалось. Причин тому было несколько:

1) отсутствие интеллектуального ядра в виде единого Ученого Совета (отсюда ослабленные требования к подбору кадров преподавателей, отсутствие возможностей для совместного решения проблем и т.п.);

2) чрезмерная многоступенчатость управленческой структуры (отсюда отсутствие возможностей для оперативного принятия управленческих решений; рост чиновничьего аппарата, мотивирующего всех остальных не на постоянное совершенствование, непрерывный поиск, новаторство, а на борьбу за номинальные показатели образовательной и научной деятельности, с тем, чтобы было чем отчитаться за свою работу);

3) слабый менеджмент (об этом свидетельствовали низкие темпы роста, сохранение тенденции снижения качества образования, отсутствие открытого и доброжелательного взаимодействия; отсутствие системы отбора инвестиционных проектов при составлении адресной программы развития Института и др.);

4) отсутствие на кафедрах конкурентной среды и др.

На основании тщательно проведенного анализа возникло решение о реорганизации ИГНД. Это решение было плодом много итерационного и очень непростого процесса обсуждения данного вопроса с деканами факультетов и заведующими кафедрами ИГНД. Спасибо им большое за поддержку!

В итоге 11 мая 2003 г. состоялось заседание Ученого Совета ТПУ, на котором был рассмотрен вопрос «О реорганизации структуры Института геологии и нефтегазового дела» и принято следующее решение:

1. Упразднить в структуре ИГНД факультеты: геологоразведочный, нефтегазовый, факультет геоэкологической и общегеологической подготовки.

2. Создать Ученый Совет ИГНД с полномочиями Ученого Совета факультета.

3. Путем укрупнения (объединения) сократить общее число кафедр ИГНД с 11 до 7, в частности объединить:

• кафедру гидрогеологии и инженерной геологии с кафедрой водных ресурсов и гидрогеоэкологии (объединенная кафедра получила название кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии);

• кафедру техники разведки месторождений полезных ископаемых объединить с кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин (объединенная кафедра получила название кафедры бурения скважин);

• кафедру геологии и разведки месторождений полезных ископаемых объединить с кафедрой общей и исторической геологии и кафедрой минералогии и петрографии (объединенная кафедра получила название кафедры геологии, минералогии и разведки полезных ископаемых).

4. На базе кафедры горного дела и геодезии (ГДГ) создать кафедру транспорта и хранения нефти и газа.

В результате такой реорганизации: • все кафедры переходили в разряд выпускающих и у каждой из них появлялась определенная

связь (через образовательную или научно-исследовательскую деятельность) с нефтегазовой отраслью и, таким образом, появлялись новые возможности для развития;

• объединялись ресурсы объединяемых кафедр, прежде всего, интеллектуальные, и на трех из семи кафедр создавалась внутренняя конкурентная среда;

• на кафедре ГДГ менялся не только лидер, но и образовательная платформа - эта кафедра должна была заняться новым для ТПУ делом: подготовкой специалистов по транспорту и хранению нефти и газа.

1 июля 2004 г. бразды управления ИГНД я передал А.К. Мазурову - нашему выпускнику, доктору геолого-минералогических наук, который до этого возглавлял Государственный комитет по запасам Республики Казахстан. Первый раз я сделал ему приглашение перебраться в г. Томск еще на IV Всероссийском съезде геологов, который состоялся в октябре 2000 г. в г. Санкт-Петербурге. Но откликнулся он только на мое второе приглашение...

С той поры прошло уже более 4 лет. Сегодня можно с уверенностью сказать, что решение о преобразовании в 2001 г. ГНФ в ИГНД и последовавшее два года спустя решение о реорганизации ИГНД были точно выверенными. И тому много свидетельств:

• уже несколько лет подряд ИГНД является бессменным лидером ТПУ в рейтинге инженерно-технических факультетов (институтов);

• на 10 кафедрах ИГНД сегодня работает 183 преподавателя, в том числе 1 академик РАН, 35 докторов и 89 кандидатов наук;

• объем ежегодно привлекаемых внебюджетных средств перевалил далеко за 100 миллионов рублей;

• на базе кафедры транспорта и хранения нефти и газа создан Центр подготовки специалистов трубопроводного транспорта как один из 7 университетских инновационных научно-образовательных центров опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня.

В настоящее время А.К. Мазуров - первый проректор ТПУ; ИГНД возглавляет Е.Г. Язиков, но это уже другая история и она будет написана к другому юбилею ИГНД, которому я желаю «Так держать!».

Поступила 10.09.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.