Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 1. С. 4-8.
УДК 378.4 В.В. Дубицкий
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
О ГАРАНТИЯХ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Strategic target of Omsk F.M. Dostoevsky state university is to become a center of innovative education, communication and information, production of knowledge and scientific potential development of the region. The existence in the university of the system of quality management developed on the principles of total quality management (tqm) is considered at the present time as guarantee that provided educational, scientific and research services will meet the consumer requirements and accordingly allow to hold and strengthen university strategic position.
На всех этапах развития обществ образование составляло основу прогресса человечества. От того, смогут ли страны и правительства обеспечить образование членов своего общества, помочь им преуспеть в стремительно меняющемся мире, особенно зависит их экономическое и социокультурное процветание и в XXI в.
В настоящее время ведущие экономические державы мира взяли курс на поддержку модернизации систем образования с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях.
Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Очевидно, что такие образовательные организации, как университеты, являются ключевым звеном в системах образования любой страны мира, именно они становятся центрами инновационного образования, коммуникации и информации, продуцирования знания и развития научного потенциала людей.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского не является в этом смысле исключением: он производит услуги, продуктами которых становятся образование и научные исследования. При этом потребители этих услуг - это не только выпускник, но и государство, академические институты, предприятия и организации различного профиля, родители выпускника, его спонсоры и пр. Интересы всех этих юридических и физических лиц обязательно должны учитываться при построении образовательных программ различного уровня.
В связи с этим, курс на создание и функционирование в университете системы менеджмента качества (СМК), построенной на прин-
© В.В.Дубицкий, 2008
ципах Всеобщего менеджмента качества (TQM), рассматривается высшим руководством как гарантия того, что предоставляемые образовательные и научно-исследовательские услуги будут обязательно соответствовать требованиям потребителя и, следовательно, позволят поддержать и укрепить в будущем стратегическую позицию университета в регионе и стране в целом.
Мы понимаем, что система менеджмента качества не может быть внесена в университет кем-то извне. Она может быть только заботливо «выращена» всем коллективом при активном участии каждого преподавателя, сотрудника, руководителя подразделения, ректората. Поэтому на ближайшие десятилетия главная приоритетная задача развития университета - работа по улучшению качества образовательной деятельности.
Для реализации миссии, достижения главной цели и решения задач политики в области качества университет разработал и внедряет систему менеджмента качества, которая является по существу «системой управления организацией по критерию качества» и рассматривается нами как основа любого вида менеджмента, существующего в организации.
Вступление России в общее европейское образовательное пространство (Болонский процесс) потребовало унификации процессов и гарантий качества предоставляемых образовательных услуг. Европейской сетью (Ассоциацией) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования разработаны «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе». Этот документ и явился основой для построения СМК вуза. Стандарты и директивы ENQA требуют в первую очередь, чтобы учебные заведения разработали политику и связанные с ней процедуры гарантии качества и стандартов своих программ и сертификатов. Поэтому для построения СМК нашего университета был выбран процессно-ориентированный подход, означающий, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
В апреле 2006 г. высшим руководством университета было принято стратегическое решение о создании и внедрении СМК университета на основе международных стандартов ИСО 9000.
Разработка СМК Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского началась в мае 2006 г. в соответствии с принятой Программой разработки и внедрения СМК. В рамках ее реализации было выполнено следующее.
1. Проведено обучение высшего руководства и отдельных групп персонала по программе «Менеджмент качества в образовании». В целом повышение квалификации в области менеджмента качества прошли 22 представителя руководства университета (проректоры, руководители структурных подразделений) и 24 представителя профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала. Позже 10 человек из этого состава дополнительно прошли обучение в Образовательном центре Сибирского сертификационного центра Томского политехнического университета по направлению «Внутренний аудит СМК», им была присвоена квалификация «Внутренний аудитор по качеству».
2. Сформирована организационная структура СМК университета, т. е. назначены представитель высшего руководства -уполномоченный по качеству университета, уполномоченные по качеству подразделений, рабочая группа по разработке документации СМК, группа внутренних аудиторов; создан Центр менеджмента качества; организована работа Совета по менеджменту качества. Среди подразделений, включившихся первыми в разработку и внедрение СМК, были факультеты международного бизнеса, иностранных языков, повышения квалификации, экономический, химический, физический, а также Центр довузовской подготовки и профориентации.
3. Разработаны и утверждены решением ученого совета университета в декабре 2006 г. миссия и политика в области качества.
4. Разработана СМК университета: идентифицированы процессы СМК, определена их взаимосвязь и основные атрибуты процессов, создана карта процессов СМК университета.
5. Проведен анализ документации, разработана иерархическая структура документации СМК и определено место каждого документа в иерархии документации СМК; разработаны Руководство по качеству (РК) и документированные процедуры (ДП). Среди ДП можно отметить обязательные (управление документацией, управление записями,
внутренние аудиты, управление несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия) и прочие (анализ СМК, потребительский мониторинг).
Документированная процедура «Анализ СМК» регламентирует порядок проведения анализа СМК университета со стороны руководства с целью оценки ее результативности, достижения установленных целей для принятия эффективных управленческих решений и распространяется на все уровни управления университетом и всеми структурными подразделениями.
Анализ функционирования СМК проводится не реже одного раза в год на уровнях университета и факультета (института, центра). Полученные данные обрабатываются и оформляются в виде отчетов университета и его подразделений, по результатам которых составляются планы корректирующих мероприятий. На основании этих отчетов высшее руководство дает оценку результативности СМК, уточняет, пересматривает, актуализирует политику и цели в области качества (например, задачи программы развития университета) и планирует ресурсы.
Записи об анализе со стороны высшего руководства (отчеты по анализу СМК, протоколы заседаний ученого совета, планы проведения корректирующих и предупреждающих действий) хранятся в университете пять лет и поддерживаются в рабочем состоянии. Форма отчетов по анализу СМК включает обязательные разделы: результаты аудитов, обратная связь с потребителями, функционирование процессов жизненного цикла продукции, результаты предыдущих предупреждающих и корректирующих действий, рекомендации по улучшению деятельности, анализ реализации программ развития за год.
Особенно следует обратить внимание на необходимость разработки ДП «Потребительский мониторинг». Учитывая, что «ориентация на потребителя» является первым принципом всеобщего менеджмента качества, «измерение удовлетворенности» потребителей следует рассматривать как жизненно важное для оценки деятельности организации и определения областей улучшения ее деятельности.
Следует признать, что университет, как и многие российские вузы, долгое время ориентировался только на две категории потребителей: с одной стороны, на надзор-
ный орган (в настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере образования), с другой - абитуриентов и родителей (определение потребностей которых осуществляется зачастую только в рамках приемной кампании). Сегодня невозможно представить деятельность такой организации, как университет, без ориентации на другие категории внутренних (студенты, преподаватели) и внешних (работодатели) потребителей. Касаясь взаимодействия с работодателями, следует отметить, что упущения в этой сфере сегодня неминуемо сводят к нулю результативность всех видов деятельности университета, так как востребованность выпускников является главным интегральным показателем удовлетворенности общества в целом, т. е. показателем качества деятельности вуза.
В связи с этим нам было необходимо идентифицировать все категории потребителей, установить методы получения информации, ее использования. Следствием этого стало создание ДП «Потребительский мониторинг».
В ноябре 2007 г. университет осуществил последний этап Программы разработки и внедрения СМК в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского: была проведена сертификация СМК независимым органом по сертификации (NQA. Global Assurance Limited, Великобритания).
В результате четырехдневной работы в университете аудиторской группой принято решение о выдаче сертификата соответствия СМК университета требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. В отчете аудиторов сказано: «СМК университета разработана, внедрена, функционирует в соответствии с требованиями ИС09001:2000, активно поддерживается сотрудниками, имеет потенциал и возможности для улучшения; есть приверженность идеям качества у высшего руководства вуза».
Не секрет, что в ходе аудита были выявлены несоответствия ряду требований международного стандарта, которые характеризовались аудиторами как «несущественные», т. е. система разработана и внедрена, но имеет место временное нарушение в ее использовании. Однако такое определение не позволяет нам чувствовать себя сегодня комфортно: любое, даже незначительное, несоответствие может в последующем оказать отрицательное влияние на всю СМК и
привести к появлению существенных несоответствий или замечаний.
Положительное решение сертификационного аудита означает, что нашему университету выдан «членский билет в клуб любителей качества». Теперь мы должны постоянно демонстрировать свою приверженность принципам TQM, ежегодно в ходе надзорных аудитов представлять объективные свидетельства постоянного улучшения деятельности с учетом потребности заинтересованных сторон, расширять сферу сертификационного аудита. Для этого необходимы организация планомерных внутренних аудитов, анализ данных на основе мониторинга удовлетворенности потребителей, процессов и продукции, анализ со стороны руководства, разработка и периодическая актуализация политики и целей в области качества, разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних аудитов и анализа СМК со стороны руководства.
По результатам аудита ученым советом университета был утвержден план корректирующих мероприятий по результатам сертификационного аудита СМК на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000. Этот план должен быть полностью выполнен уже к октябрю 2008 г., когда в университете пройдет процедура надзорного и расширенного сертификационного аудита.
Несомненно, сертификация СМК - это только первый шаг на пути к качеству, хотя и весьма удачный. Человек, желая по-настоящему быть здоровым, не стремится просто получить справку о качественном состоянии своего здоровья (а для университета такой «справкой» является сертификат соответствия МС ИСО), а добивается этого гимнастикой, трудом, образом жизни. Университет является живым и деятельным механизмом. И для него главным является не сам сертификат, а создание истинной системы качества, обеспечивающей университету длительное и успешное функционирование на рынке образовательных услуг.
Прохождение сертификационного аудита СМК было в целом успешным еще и благодаря планомерному выполнению календарного плана работ всех подразделений университета по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников. Целью внутреннего аудита являлось установление соответствия условий, содержания и качества подготовки
выпускников университета требованиям государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Работа велась по направлениям и специальностям подготовки, реализуемым в университете, по которым состоялся выпуск бакалавров, специалистов и магистров за период с 2003 по 2007 г. накануне плановой (в феврале 2008 г.) повторной лицензионной экспертизы и экспертизы показателей государственной аккредитации университета.
Сегодня трудно представить эффективную и качественную подготовку университета к лицензированию и аккредитации без информационно-аналитического обеспечения менеджмента университета, который выражается в организации сбора и накопления информации для формирования статистических отчетов, анализа основных сфер деятельности вуза, его координации в области информационного обмена с другими образовательными и научными учреждениями и т. д.
Для решения поставленных задач в университете организована работа по обеспечению ежегодного сбора отчетных данных по подразделениям, на основе которых создается фактографическая информационная база, всесторонне отражающая деятельность факультетов, кафедр и преподавателей в частности и университета в целом. Для обеспечения процесса сбора и обработки информации была разработана и внедрена информационно-аналитическая система
(ИАС) «Лидер», предназначенная для автоматизированного ведения единой информационной базы по деятельности преподавателей, кафедр и факультетов университета, расчета их рейтинга, анализа материально-технического обеспечения, использования результатов аналитических исследований для планирования образовательной и научной деятельности.
ИАС «Лидер» содержит фактическую информацию о направлениях подготовки в университете, результатах приема, контингенте студентов, аспирантов, количестве и качестве профессорско-преподавательского состава, научном потенциале преподавателей, кафедр и факультетов, объеме научных и учебно-методических работ, финансовых ресурсов, уровне информатизации и т. д.
Следствием рейтингового анализа являются совершенствование деятельности и развитие университета через критический,
серьезный и откровенный анализ коллективом результативности собственного труда; стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга университета в целом; получение единых комплексных критериев для оценки эффективности работы факультетов, кафедр и преподавателей.
Наконец, рекомендации, полученные в результате анализа различных сфер деятельности университета в целом, подразделений и отдельных работников, дают возможность высшему руководству принимать управленческие решения, основанные на фактах.
В течение последних пяти лет было много сделано для создания единого информационного пространства университета. Его информационная система сегодня представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой функциональных подсистем.
Так, одна из них, информационноаналитическая система «Абитуриент», включает такие модули, как «Личное дело», «Вступительные испытания», «Зачисление», другая - интегрированная информационноаналитическая система (ИИАС) «Учебный процесс» состоит из модулей: «Контингент студентов», «Сессионный контроль», «Учебные планы», «Планирование учебной нагрузки», «Выпуск». Не менее эффективно функционирует подсистема «Аналитическая и статистическая информация», генерирующая статистическую отчетность, связанную с приемом в университет.
Помимо вышеуказанных подсистем, в университете действует портал приемной комиссии, включающий информацию о нормативных документах и объявлениях, дистанционной подаче заявлений, ходе приемной кампании, конкурсных данных, рейтинг-листах, обратной связи с посетителями; АБИС научной библиотеки; специализированных прикладных программах, обеспечивающих автоматизацию конкретных задач на рабочих местах в подразделениях аппарата управления.
В ходе внутреннего аудита условий, содержания и качества подготовки выпускников были получены параметры состояния конкретных видов деятельности как университета, так и отдельных его подразделений. Однако следует помнить, что внедрение и сертификация СМК - это путь постоянного улучшения всех видов деятельности с демонстрацией объектив-
ных свидетельств и учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Поэтому параметры состояния видов деятельности (данные о функционировании СМК университета и его подразделений) должны обязательно и периодически анализироваться. При этом важно определять области улучшения, разрабатывать корректирующие действия (мероприятия) по выявленным несоответствиям, принимать решения по повышению результативности СМК и ее процессов, улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей, обеспечению потребности в ресурсах. Иными словами, речь идет о разработке измеримых, конкретных целей в области качества - о задачах и планах развития университета и его подразделений.
Комплексная программа развития университета была принята в 2006 г. и рассчитана до 2010 г. С целью ее эффективного выполнения подразделения университета - институты, факультеты, центры - приступили к разработке внутренних программ развития, основанных на анализе деятельности подразделений, представленных в отчетах по внутреннему аудиту, а также определении перечня выявленных несоответствий. Внутренняя логика программ развития сопровождается разработкой политики и задач в области качества, определением заданий (мероприятий), показателей выполнения этих заданий, сроков и ответственных за их осуществление.
Таким образом, внедрение и постоянное улучшение системы менеджмента качества университета, принятие и фактическая реализация программ развития отдельных подразделений и вуза в целом обеспечат скорейшее достижение стратегической цели нашего университета стать центром инновационного образования страны, гарантирующим всем последующим поколениям столь желаемое качественное образование.