Языкознание
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 574-578
УДК 811.161.1
О ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОМ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
© 2015 г. Г.Г. Хисамова1, С.В. Овчинникова2
galia.khisamova@yandex. ru
башкирский госуниверситет 2Уфимский юридический институт МВД России
Птступрла в редасцрю 14.01.2015
Осуществляется функционально-когнитивный анализ лексико-семантического поля «внешность» в художественном тексте. Когнитивный анализ помогает выявить возможные аспекты взаимодействия когнитивных систем автора и читателя.
Ключевые слква: концепт, художественный текст, персонаж, портрет, тональность.
Среди основных аспектов изучения художественного текста важное место занимает когнитивное направление. Функционально-когнитивный, или концептуальный, анализ художественного текста нашел свое обоснование в работах Е.С. Кубряковой, Н.Д. Арутюновой, Л.Г. Бабенко, С.Е. Никитиной и др. ученых.
В свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира, его концептосферы.
Функционально-когнитивный анализ, используемый при исследовании лексико-семан-тических полей, выражающих концепт, применим и к анализу художественного текста, так как обобщение компонентов семантического пространства, а также существенных для данного текста когнитивно-пропозициональных структур позволяет исследователю текста описать концептуализированные текстовые области и выявить базовые для них концепты [1, с. 30-31].
Впервые последовательно и теоретически значимо для многоаспектного лингвистического анализа текста концептуальный компонент его семантики рассмотрен в монографии И.Р. Гальперина, который выделил следующие основные виды информации текста: а) содержательно-фактуальную, б) содержательно-концептуальную, в) содержательно-подтекстовую [2, с. 28].
Представляя собой информацию эстетико-художественного характера, концептуальная информация семантически выводится из всего текста как структурно-смыслового и коммуникативного целого, поэтому нацеленный на ее выявление специализированный лингвистиче-
ский анализ может быть ограничен частной задачей - обнаружением и интерпретацией базовых концептов (или концепта) того или иного литературного произведения, которые в совокупности образуют художественную концепто-сферу.
Рассматривая художественный текст как усложненную форму коммуникации, когнитивный анализ помогает проследить возможные аспекты взаимодействия когнитивных систем автора и читателя и определить характер этого взаимодействия.
Можно утверждать, что концептуальный, или функционально-когнитивный, анализ художественного текста связан с нахождением в нем ключевых концептов и определением ключевых знаков, выражающих ключевой концепт. Ключевой концепт представляет собой ядро индивидуально-авторской художественной картины мира, воплощенной в отдельном тексте или в совокупности текстов одного автора.
Единицы ЛСП внешности неизбежно присутствуют в структуре художественного текста и являются текстовой реализацией концептов внутреннего мира человека.
Вслед за А.П. Бабушкиным, З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, мы базируемся на разграничении мыслительных структур в рамках базового концепта: концепт-схема (интенциональ-ность), концепт-фрейм (имманентное состояние), концет-сценарий (трансцендентное состояние), концепт-картинка (проявление состояния), которые имеют место и в структуре художественного текста [3; 4].
Лексическое выражение концептов внутреннего мира представлено в функционально-когнитивном словаре В.И. Убийко «Концепто-
сфера внутреннего мира человека в русском языке» [5]. Концепт внутреннего мира человека в художественном тексте строится на когнитивной модели: концепт-схема — намерение, вызывающее состояние; концепт-фрейм - описание внутреннего состояния; концепт-сценарий — выражение состояния вовне, его развитие; концет-картинка - проявление состояния во внешности.
Лексико-семантическое поле внешности в соотношении с концептосферой внутреннего мира человека можно соотнести с концептом-
картинкой.
Значительное место в концептосфере внутреннего мира человека занимают концепты чувственной сферы, которые определенным образом реализуются в тексте. Проблема функции и места эмоций в структуре художественного текста имеет особое значение.
Эмоции персонажа представляют в тексте своеобразное динамическое множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир литературного героя в различных обстоятельствах, в отношениях с другими персонажами.
Данная статья посвящена функционально-когнитивному анализу лексико-семантического поля внешности в соотношении с концептосфе-рой внутреннего мира человека в художественном тексте. Материалом для анализа послужил рассказ В.М. Шукшина «Обида».
Эмоциональная доминанта текста играет особую роль в художественной прозе В. Шукшина: зачастую его герои изображаются в момент наивысшего накала страстей, в состоянии эмоциональной напряженности. Система эмоциональных состояний, представленная в образах и ситуациях, отражает особенности русского менталитета. Для произведений В. Шукшина характерен сплав двух аспектов изображения эмоциональной жизни героев: писатель одновременно актуализирует эмоциональное состояние и показывает его проявление во внешности героев.
При всей полифонии эмоциональных смыслов в тексте ощущается ориентация на актуализацию определенного эмоционального компонента, который становится доминирующим и воспринимается как олицетворение эмоциональной тональности текста в целом. Так, в рассказах В. Шукшина «Обида» и «Горе» значительно преобладает изображение негативных эмотивных смыслов, тональность которых задается заглавием.
Произведем функционально-когнитивный анализ рассказа «Обида».
Название рассказа задает его тему. В рассказе В. Шукшина «Обида» темой является эмоциональное состояние обида. Ключевой концепт
— концепт «обида».
Субъектом, испытывающим состояние обиды (81), является главный герой Сашка Ермолаев. Основными субъектами, вызывающими состояние обиды (Б2), являются тетя-продавщица и покупатель в плаще (Чукалов-отец).
Ключевая фраза рассказа: Сашку Ермолаева обидели. Она выдвигает на первый план наличие эмоционального состояния обида и его субъекта Сашки Ермолаева.
Данные функционально-когнитивного словаря В.И. Убийко могут быть соотнесены с реализацией концепта «обида» в рассказе. Так, причина обиды представлена лексемой несправедливость. Субъекты, вызывающие состояние обиды (82), соотносятся с лексемой обидчик.
Развитие сценария рассказа представляется следующим образом.
Тетя была хмурая — не выспалась, что-ли. И почему-то ей, тете, показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош. Она спросила строго, зло: — Ну, как — ничего?.. — Выражается речевое поведение Б2 — тети-продавщицы, бросающей несправедливое, хотя и ненамеренное обвинение в адрес главного героя.
Перед возникновением самой обиды герой испытывает состояние удивления. Сашка удивленно смотрел на тетю. Таким образом, концепту «обида» в тексте предшествует концепт «удивление», который реализуется картинкой удивленно смотрел, где участвует компонент внешности взгляд.
В качестве продолжения словесного потока со стороны Б2 звучит фраза Чего глядишь?.. Глядит, как Исусик, в которой слово Исусик становится эмоциогенным компонентом.
Слово Исусик выступает в качестве концеп-та-мифемы. В словаре С.И. Ожегова Исусик трактуется как притворно скромный, кроткий и тихий человек' с пометой «разг. неодобр.» — образ Иисуса приобретает, таким образом, негативный оттенок.
Почему-то Сашка особенно оскорбился за этого «Исусика»... обида толкнулась в грудь, как кулаком дали. Слушайте, — сказал Сашка, чувствуя, как у него сводит челюсть от обиды.
— Вы, наверно, сами с похмелья?.. — Реакцией героя является состояние обиды, представленное картинками. Первая картинка — обида толкнулась в грудь - выражение состояния с участием компонента внешности грудь.
Вторая картинка — сводит челюсть от обиды - с участием компонента внешности челюсть.
Реакцией на обиду героя является ответная обида: Теперь обиделась тетя.
Третья картинка - Сашку затрясло - участвует компонент внешности тело (непроизвольные движения).
Дальнейшая схема поведения (Сашки) зависит от выбора двух возможных путей выхода из сложившейся ситуации. Если соотнести их с данными словаря концептосферы В.И. Убийко, то они определяются сочетаниями помнить обиду и забыть обиду. Сашка Ермолаев выбирает первый путь. Схема его поведения определяется мотивом не виноват. Тогда как поведение Б2 (продавщицы) заключает в себе мотив обвинить.
Следующий шаг главного героя — Где у вас директор? — самое сильное, что пришло Сашке на ум. Характеристика его дальнейшего поведения соотносится с сочетанием лезть в бутылку.
По мере развития событий, в которых развивается и крепнет и сама обида, в рассказе реализуется целый ряд картинок «обида»:
Четвертая картинка — Лицо его горело, точно ему ни за что ни про что — при всех! — надавали пощечин (участвует компонент внешности лицо; цветовая характеристика, связанная с идеей «огня»).
Пятая картинка - В глазах у Сашки стояло серьезное чувство (участвует компонент внешности глаза).
Шестая картинка, повторяющаяся, с участием компонента внешности челюсть — У Сашки опять свело челюсть.
Седьмая картинка - У него затряслись губы (участвует компонент внешности губы).
Восьмая картинка, повторяющаяся: Сашку опять затрясло (участвует компонент внешности тело).
Б2-продавщицу сменяет другой персонаж -Б2-покупатель в плаще: Тут выступил один пожилой, в плаще. Поведение данного субъекта, обусловленного мотивом «обвинить», в отличие от продавщицы, представляет собой намеренные действия с целью вызвать состояние обиды у Б1-Сашки. Поэтому поведение человека в плаще - словесный поток, обрушенный на героя, содержит в себе элементы схемы «обида».
Реакция на речь покупателя в плаще: Сашка вышел на улицу... Его опять трясло. Состояние обиды сопровождается девятой картинкой, повторяющейся (его опять трясло), в которой участвует компонент внешности тело.
Следующая реакция Сашки на поведение покупателя в плаще является переходом к более жесткой конфликтной ситуации, которую создает сам герой, продолжая помнить обиду и лезть в бутылку: Схожу! — решил Сашка. — Поговорю с человеком.
Разговор с семьей Чукаловых, отцом и сыном, приводит к тому, что герой испытывает грубое насилие со стороны Чукалова-сына - данное поведение является очередным продолжением схемы «обида», которая вызывает заключительный шаг в сценарии «обида» - «месть». Лексема месть представлена в функционально-когнитивном словаре В. И. Убийко в составе концепта «обида» как реакция на состояние обиды: Сашка как будто выпал из вихря, который приподнял его, крутанул и шлепнул на землю. Все случилось скоро. И так же скоро, ясно заработала голова. Какое-то короткое время постоял он на лестнице... И быстро пошел вниз, побежал. В прихожке у него лежит хороший молоток.
Сюжетная линия рассказа однако, развивается таким образом, что месть не совершается, потому что появляется персонаж, служащий препятствием к данной реакции, роль которого определяется лексемой утешитель, также представленной в составе концепта «обида». Этот персонаж жена Вера: Едва только Сашка выбежал из подъезда, увидел: по двору, из магазина, летит его Вера, жена — простоволосая, насмерть чем-то перепуганная - выражается состояние страха, сопровождаемое картинкой (перепуганная), в которой участвует компонент внешности вид.
Реакция Сашки - ответный страх: У Сашки подкосились ноги: он решил, что что-то случилось с детьми... Сашка даже не смог от испуга крикнуть... — Состояние страха выражается в картинках подкосились ноги и не смог от испуга крикнуть, в которых участвуют компоненты внешности ноги, голос. Таким образом, в рассказе происходит соотношение концептов «обида» и «страх».
Речевое поведение (словесный поток), осуществляемый женой Верой, задает проблему выбора дальнейшего поведения героя, соотносимых с наименованиями забыть обиду или месть: Сашка молчал. Теперь, пожалуй, ничего не выйдет. Он долго стоял, смотрел вниз — ждал: пройдет само собой то, что вскипело в груди, или надо — через все — проломиться с молотком к Игорю?...
Обида, испытываемая Б1-Сашкой, теперь представлена в восприятии его жены, выступающей в функции наблюдателя. Реализуется новый ряд картинок.
Чего ты такой весь? - в десятой картинке участвует компонент внешности вид.
Опять на тебе лица нету - в одиннадцатой картинке участвует компонент внешности лицо (цветовая характеристика).
У Сашки навернулись на глаза слезы... - в двенадцатой картинке участвует компонент внешности глаза, проявляющий функцию секреторных желез (слезы).
Он нахмурился - в тринадцатой картинке участвует компонент внешности лицо (характеристика мимического движения).
Сердито кашлянул - в четырнадцатой картинке участвует компонент внешности голос, издающий звуки кашля.
Достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил - в пятнадцатой картинке (дрожащие пальцы) участвует компонент внешности пальцы (непроизвольные движения).
— Вон руки-то ходуном ходют - в шестнадцатой картинке участвует компонент внешности руки (непроизвольные движения).
Функция персонажа-утешителя достигает желаемого результата: поведение героя завершается решением забыть обиду: Сашка легким движением высвободил руку... И покорно пошел домой.
Заключительная ключевая фраза - Эх-х... Трясуны мы, трясуны. - это последняя фраза рассказа, которая выражает отношение образа автора к своему герою. Он осуждает Сашку Ермолаева, потому что, как показал функционально-когнитивный анализ рассказа, поведение героя, испытывающего состояние обиды, обусловленное мотивом «не виноват», приводит к реакции «месть», которая ему на самом деле не нужна. Осуждающе произнесенное слово трясуны отражает отношение к тем людям, которые трясутся совсем не из-за того, что следует (семьи и детей, например). Страх, который испытал Сашка за своих детей, гораздо важнее той справедливости, которую он хотел восстановить любыми путями.
Таким образом, в рассказе В. Шукшина «Обида» реализуется 16 концептов-картинок, которые можно соотнести с портретом -структурной единицей художественного текста.
Основными приемами в реализации психологического портрета В. Шукшина являются краткость (преобладание «беглых» портретов), динамичность (использование описаний внешности в составе ремарок, в единстве с действием героя, в органичном сочетании с линией повествования) и глубина проявления внутреннего состояния. При характеризации обиды героя,
писатель выделяет описание лексем, называющих такие компоненты внешности, как челюсть, лицо, тело, руки, пальцы, губы. Существенной чертой данных описаний является концептуализация непроизвольности внешних реакций тела: лицо его горело, свело челюсть, затрясло.
Осуществленная нами попытка концептуального, или функционально-когнитивного, анализа художественного текста, связанного с анализом концептов-картинок, привела к следующим выводам.
Функционально-когнитивный анализ художественного текста позволяет, в первую очередь, обнаружить основные направления воздействия автора на читателя. Особенности преломления концепта в художественном тексте являются средством выражения позиции автора по отношению к своим героям, к их поступкам. Эти особенности определяет выражение ментальных единиц, составляющих концепт и имеющих место в структуре художественного текста. Если словарь объединяет их, то в тексте эти структуры реализуются определенным образом, отражая кон-цептосферу писателя.
Анализ разных видов концептов и выражающих их ключевых знаков в художественном тексте соотносится с исследованием портретных характеристик в его разнообразных аспектах.
Концептуальный уровень вскрывает моменты, связанные с целостностью текста. Ключевой концепт «обида» в рассказе «Обида», взимодей-ствует с концептами «удивление» и «страх». Это взаимодействие объединяет структурные элементы текста.
Следовательно, функционально-когнитивный анализ, активно применяемый в изучении лексики, может с успехом реализовать свои возможности при исследовании художественного текста.
Список литературы
1. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта, Наука, 2003. 495 с.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронежского ГУ, 1996. 220 с.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когни- 5. Убийко В.И. Концептосфера внутреннего тивной лингвистике. Воронеж: Изд-во Воронежского мира человека в русском языке. Уфа: РИО БашГУ, ГУ, 2002. 191 с. 1998. 314 с.
THE FUNCTIONAL-COGNITIVE ANALYSIS OF FICTION TEXT
G.G.Khisamova, S.V.Ovchinnikova
The article is devoted to the functional-cognitive analysis of lexico-semantic group «human physical appearance» in fiction texts. The cognitive analysis reveals probable aspects of interaction between cognitive systems of an author and a reader.
Keywords: concept, fiction text, character, description of human appearance, tone of a text.
References
1. Babenko L.G., Vasil'ev I.E., Kazarin Yu.V. Lingvisticheskiy analiz khudozhestvennogo teksta. Teoriya i praktika. M.: Flinta, Nauka, 2003. 495 s.
2. Gal'perin I.R. Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya. M.: Nauka, 1981. 138 s.
3. Babushkin A.P. Tipy kontseptov v leksiko-frazeologicheskoy semantike yazyka. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo GU, 1996. 220 s.
4. Popo va Z.D., Sternin I. A. Ocherki po kognitivnoy lingvistike. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo GU, 2002. 191 s.
5. Ubiyko V.I. Kontseptosfera vnutrennego mira cheloveka v russkom yazyke. Ufa: RIO BashGU, 1998. 314 s.