Научная статья на тему 'О формировании информационной компетентности студентов в процессе самостоятельной работы'

О формировании информационной компетентности студентов в процессе самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная компетентность / информационная грамотность / компьютерная грамотность / пользовательская грамотность / информационное поведение / самостоятельная работа. / information competence / information literacy / computer literacy / the user literacy / information behaviour / independent work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Фироза Магомедовна

В статье анализируются различные подходы к проблеме формирования информационной компетентности студентов. Показана актуальность изучения данной педагогической категории. Выделены и подробно рассмотрены структурные компоненты информационной компетентности, а также роль и место самостоятельной работы в процессе ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Students’ Information Competence Formation in the Course of Independent Work

This article analyzes various approaches to the problem of students’ information competence formation. The urgency of studying of the given pedagogical category is shown. Structural components of the information competence as well as the role and place of independent work in the course of its formation are fully considered.

Текст научной работы на тему «О формировании информационной компетентности студентов в процессе самостоятельной работы»

УДК: 378

ББК 74.58

Магомедова Фироза Магомедовна

аспирант г. Усть-Илимск

Magomedova Firoza Magomedovna

Post-graduate Ust-Ilimsk

О формировании информационной компетентности студентов в

процессе самостоятельной работы The Problem of Students' Information Competence Formation in the Course of Independent Work

В статье анализируются различные подходы к проблеме формирования информационной компетентности студентов. Показана актуальность изучения данной педагогической категории. Выделены и подробно рассмотрены структурные компоненты информационной компетентности, а также роль и место самостоятельной работы в процессе ее формирования.

This article analyzes various approaches to the problem of students' information competence formation. The urgency of studying of the given pedagogical category is shown. Structural components of the information competence as well as the role and place of independent work in the course of its formation are fully considered.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная грамотность, компьютерная грамотность, пользовательская грамотность, информационное поведение, самостоятельная работа.

Key words: information competence, information literacy, computer literacy, the user literacy, information behaviour, independent work.

Проблема развития информационной компетентности студентов в последнее время является одной из актуальных в педагогической науке. Это продиктовано двумя причинами. Первая причина вызвана возросшими потребностями современного общества в специалистах, владеющих основами аналитической переработки информации, умеющих ориентироваться в информационных потоках, способных к непрерывному самообучению и

самообразованию. Вторая же причина заключается в недостаточной разработанности данной дефиниции в педагогической теории и практике. Сложившаяся ситуация привела к возникновению противоречия между актуальностью формирования информационной компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе и недостаточной готовностью студентов к рационализации собственной учебной деятельности. В свете сказанного особо следует подчеркнуть, что студенты слабо ориентируются в типах информационно-познавательных задач, затрудняются в алгоритмах их решения, не владеют навыками обработки и структурирования информации, поэтому основной задачей преподавателя является не только процесс передачи дисциплинарных знаний, но и разработка специального курса и системы организации самостоятельных творческих работ, прежде всего, на младших курсах. При этом важно, чтобы обучающиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Таким образом, можно отметить, что высшая школа должна быть нацелена на организацию подготовки специалиста, обладающего информационной компетентностью.

В психолого-педагогических исследованиях содержание понятия «информационная компетентность» трактуется неоднозначно.

В научной литературе в связи с этим встречаются различные толкования содержания термина «информационная компетентность», характерные отличия которых связанны с тем, какие признаки в качестве главных выделяются авторами:

■ совокупность способностей, свойств и качеств личности, необходимых для успешной реализации информационной деятельности студента [2,4,8];

■ целенаправленная работа обучающихся при помощи информационных технологий со всеми видами информации, содержащихся в учебных предметах и образовательных областях, в частности, при дистанционных формах обучения [12, 13];

■ обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий [6];

■ способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий [11];

■ сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии

[7];

■ особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности [8].

Итак, на основании анализа различных научных подходов просматривается сущность детерминанты понятия «информационная компетентность», которая рассматривается нами как результат сложного поэтапного овладения совокупностью знаний, умений и навыков в работе с информацией, активной ее интерпретации и присвоения как продукта самостоятельной деятельности.

Общепринято, рассматривая содержание любой научной педагогической категории, выделять основные ее структурные особенности. С этой точки зрения неотъемлемыми компонентами информационной компетентности, по мнению исследователей (Н.А. Войнова, А.В. Войнов, А.В. Гоферберг и др.), являются компьютерная грамотность, информационная грамотность, пользовательская грамотность и информационное поведение, которые необходимо рассматривать в качестве структурных звеньев в рамках единой целостной системы обучения при поэтапном овладении соответствующими информационными знаниями, умениями и навыками.

Компьютерная грамотность представляет собой техническую сторону работы в процессе формирования информационной компетентности личности и

представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в работе с современной компьютерной техникой [2].

Информационная грамотность подразумевает под собой умение будущего специалиста идентифицировать вид необходимой информации, производить ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности [5].

В связи с этим можно отметить, что понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы студентов с информацией, при этом выбор технологии работы определяется имеющимися техническими средствами.

Пользовательская грамотность в данном случае представляет собой приобретение устойчивых навыков использования информационных систем и пакетов прикладных программ в своей предметной области (текстовые процессоры, электронные таблицы, базы данных системы автоматизированного проектирования, Internet и т.д.), умение грамотно подготовить публикацию и презентацию [3].

В аспекте нашего исследования, важно подчеркнуть, что отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный эффективно использует полученные знания в решении практических задач [2].

Под информационным поведением понимается совокупность усилий, предпринимаемых для получения, переработки и усвоения имеющейся информации, создания нового знания и передачи его профессиональному сообществу [7].

Следуя логике анализа, отметим, что основное структурное содержание информационной компетентности студентов в целом выражается в сочетании таких блоков, как информационно-технологического и информационно-технического. При этом обязательными условиями успешности их взаимосвязанного функционирования являются: наличие положительной профессионально направленной мотивации, овладение конкретными навыками

по использованию технических средств (от телефона до компьютера и компьютерных сетей), способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать, усвоение основ аналитической переработки информации, высокий уровень умения работать с различной информацией; знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Ключевая роль в процессе формирования информационной компетентности студентов отводится самостоятельной работе.

Основываясь на анализе научно-педагогической литературы (В. А. Буряк, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, А.С. Косогова, О.А. Лапина, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Г.Н. Тигунцева и др.), самостоятельная работа трактуется нами как вид познавательной деятельности, в результате которого проявляется активность и независимость личности, инициатива, ответственность, способность действовать без посторонней помощи и руководства, как процесс усвоения определенной суммы знаний и способов деятельности и как сформированный элемент индивидуального опыта. Как вид познавательной деятельности, по мнению О.А. Лапиной [10], самостоятельная работа студентов с одной стороны, способствует эффективному усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения определенному учебному предмету, с другой стороны, самостоятельная работа удовлетворяет потребности в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала, предполагая максимальную активность обучающегося в организации деятельности использовании целенаправленного восприятия, применения знаний в сознательном стремлении овладеть рациональными приемами умственными деятельности и превратить усвоенные знания в убеждения, что очень важно при формировании информационной компетентности.

Отсюда следует, что самостоятельная работа, направленная на формирование информационной компетентности студентов, представляет собой сложный, перманентный, многоэтапный психолого-педагогический процесс. Основным действующим механизмом данного процесса являются индивидуальные качества личности и заинтересованность его в конечных результатах своего труда, а также интеллектуальные способности и особенности интеллектуального развития обучающегося.

При организации самостоятельной работы в процессе формирования информационной компетентности студентов, следует исходить из следующих положений:

- информационная компетентность представляет собой сформированное личностное образование, находящее проявление в интересах, потребностях, готовности и реализующееся в умении организовать свою самостоятельную познавательную деятельность с различными источниками информации на основе как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий;

- формирование информационной компетентности должно проходить в единстве и взаимодействии преподавателя и студента, при осознании себя субъектом собственной самостоятельной деятельности.

Для эффективности успешного формирования информационной компетентности студентов необходимо создание комплекса психолого-педагогических условий, включающих в себя:

- опору на компетентностный и личностно-деятельностный подходы в условиях информационного взаимодействия с акцентом на формирование самостоятельности и развития творческого мышления;

-организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при освоении новых информационных технологий с учетом особого характера индивидуальных заданий;

- формирование устойчивых мотивов учения и познавательных потребностей;

- совершенствование умений и навыков информационно-аналитической деятельности.

В заключение следует подчеркнуть, что изучение проблемы формирования информационной компетентности показывает, что важно не столько дать студентам в возможно краткий срок максимум информации, сколько научить их самостоятельно ориентироваться в потоках информации, выбирая наиболее профессионально значимую, личностно развивающую. Самостоятельная работа в данной ситуации выступает в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью студента, которая должна включать в себя метод учебного или научного познания. Информационная компетентность при этом может быть сформирована поэтапно через непрерывность и преемственность в рамках многоуровневого образовательного процесса, когда усвоение различных учебных дисциплин включает в себя знания и умения, необходимые для формирования компетентности, основываясь как на традиционных, так и на информационно-компьютерных методах обучения. Использование информационных технологий обработки, хранения и передачи данных, в ходе данного процесса позволит будущим специалистам самостоятельно получать профессионально значимую информацию об изучаемых объектах и использовать ее для решения возникающих проблем.

Библиографический список

1. Бочарова, Л.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя [Рукопись]: автореферат канд. пед. наук: 13. 00. 08. / Л.В. Бочарова; Курский государственный университет, 2006. - 23 с.

2. Войнова, Н.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов ВУЗА [Текст] / Н.А. Войнова, А.В. Войнов // Инновации в образовании. -2004. - №4. - С. 111-118.

3. Гоферберг, А.В. Формирование информационной компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. - Ишим, 2006

4. Гудкова, Т.А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе [Рукопись]: автрореферат дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. / Т.А. Гудкова; Забайкальский государственно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, 2007. - 22 с.

5. Делия, В.П. Концепция комплексной информационной системы и инновационных педагогических технологий в образовательном пространстве вуза [Текст] / В .П. Делия // Педагогическая информатика. - 2006. - №3. - С. 39-43.

6. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) [Рукопись]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. / А.В. Завьялов ; Тюменский государственный университет, 2005. - 18с.

7. Зайцева, О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» [Текст] / О.Б. Зайцева // Педагогика. - 2004. - №7. - С. 17-22.

8. Иванова, Е.В. Формирование информационной компетентности - важнейшая задача профессиональной подготовки учителя [Электронный ресурс] / Е.В. Иванова.-http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-3307.html.

9. Ионова, О.Н. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых процессе дополнительного образования [Электронный ресурс] / О.Н. Ионова.- http:// ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6146.html.

10. Лапина, О.А. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание [Текст]: Учеб. пособие / О.А. Лапина, Н.Г. Тигунцева. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2004. - 104 с.

11. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать [Текст] / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С. 95-100.

12. Селевко, Г. Компетенции и их классификация [Текст] / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143.

13. Хуторской, А Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№2. - С. 58-64.

Bibliography

1. Bocharoy^ L.V. Formation of Information-Communicative Competence of a future teacher [Manuscript]: the Author's Abstract candidate of Pedagogics: 13. 00. 08. / L.V.Bocharova; Kursk State University, 2006. - 23p.

2. Vojnovа, N.A. Peculiarities of Higher School Students' Information Competence Formation [Text] / N.A.Vojnova, A.V.Vojnov//Innovations in Education. - 2004. - №4. - P. 111-118.

3. Goferberg, A.V. Formation of Technology and Business Faculty Students' Information Competence [the Electronic Resource]: Candidate of Pedagogics: 13. 00. 08. - Ishim, 2006.

4. Gudkovа, T.A. Formation of Information Competence of a Future Computer Science Teacher in the Course of Higher School Training [Manuscript]: Candidate of Pedagogics: 13. 00. 08. / T.A.Gudkova; Transbaikalian State-Pedagogical University of N.G.Tchernyshevsky, 2007. - 22 p.

5. Delia, V.P. Concept of Complex Information System and Innovative Pedagogical Technologies in Educational Environment of Higher School [Text] / V.P.Delia//Pedagogical Computer Science. - 2006. - №3. - P. 39-43.

6. Zavyalov, A.N. Formation of Students' Information Competence in the Field of Computer Technologies (Based on Example of High Profesional Education) [Manuscript]: the Author's Abstract of Candidate of Pedagogics: 13. 00. 01. / A.V.Zavyalov; Tyumen State University, 2005. - P.18.

7. Zaytsev^ O.B.Information Competence of a Teacher in "Technology" Educational Area ^xt] / O.B.Zaytseva//Pedagogics. - 2004. - №7. - pp. 17-22.

8. Ivanov, E.V. Formation of Information Competence - the major problem of a Teacher's Professional Training [the Electronic Resource] / E.V.Ivanova.-http: // ito.edu.ru/2003/II/3/II--3-3307.html.

9. Ivanova, O.N. Theoretical Aspects of Adults's Information Competence Formation in the Process of Additional Education [the Electronic Resource] / O.N.Ionova.-http: // ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I--1-6146.html.

10. Lapina, O.A. Independent Work of Students: Organization and Maintenance [Text]: Studies. The grant / O.A.Lapina, N.G.Tiguntseva. - Irkutsk: Publishing house GOU VPO "Irkutsk State Pedagogical University ", 2004. - 104 p.

11. Lebedeva, M.B.What is IKT - Competence of Pedagogical University Students and how is it formed [Text] / M.B.Lebedeva, O.N.Shilova // Computer Science and Education. - 2004. -№ 3. - P. 95-100.

12. Selevko, Competences and Their Classification [Text] / Selevko // National Education. -2004. - № 4. - P. 138-143.

13. Khutorskoy, A. Basic Competence as a Component of the Self-Focused Paradigm of Education [Text] / A.Khutorskoy // National Education. - 2003. - № 2. - P. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.