УДК 37
О ФОРМАХ СВЯЗИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ
© 2014 З.А.Асадова
Институт проблем образования Азербайджанской республики
Статья поступила в редакцию 05.03.2014
В статье подчеркивается, что современная организация учебного процесса в дошкольном учреждении способствует развитию ребенка и подготовке его к школе. Обращается внимание на использование различных форм связи детского сада со школой, а также, с целью совершенствования и совместной работы воспитателей и классоводов разработаны мероприятия.
Ключевые слова: содержание обучения, преемственность, формы, семинар, методическое объединение, компонент.
Современная организация учебного процесса зависит от подготовки ученика к школе с физической, интеллектуальной и психологической точки зрения. Наблюдения показывают, что в таких школах успехи учащихся бывают большими1.
В руководимом мною детском саде мы попытались определить связь между экспериментальным детским садом и I классом школы. Стало ясно, что связь детского сада и школы является очень слабой, поверхностной и бессистемной, о преемственности работы не может быть и речи. Была разработана система работы, создающая нормальные условия для преемственности. Были определены пути работы по созданию связи между коллективом детского сада и школьным коллективом. С целью обеспечения деловой, целенаправленной, с точки зрения исследования, связи воспитателей детского сада со школьным коллективом, мы сочли необходимым просветить воспитателей в нижеуказанных направлениях: 1) улучшение подготовки к
Земфира Адил кызы Асадова, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук. E-mail: aztpi@mail. ru
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - Баку: 1975. - С.33., 6 - 3, 58; Шонабаев 3. Школы сегодняшнего и будущего // «Азербайджан мектеби». -1983. - №15. - С. 31 - 34; Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Метод. пособ. для воспитателей дошк. образо-ват. учреждений. — М.: 2004. - С. 160 - 162; Санина Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт // Начальная школа. Плюс-минус. - 2001. - № 9. - С. 42 -48; Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // В кн.: Принцип развития в психологии. - М.: 1978. - С. 243 -268; Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] URL:
http://www.dissercat.com/content/rabota-nad-silovoi -storonoi-slova-v-protsesse-razvitiya-rechi-starshikh-doshkolnikov-v-detsk#ixzz34WVAHWv6 (Дата обращения 05.03.2014).
школе пятилетних детей в дошкольной подготовительной группе; 2) укрепление связей воспитателей со школой; 3) углубление психологической подготовки детей к школьной жизни; 4) ожидание единства влияния воспитателей и родителей; 5) организация семейной помощи в адаптации к новой среде, в которую попадают выпускники детских садов после поступления в первый класс.
Нас больше всего интересовали взгляды воспитателей и педагогов на формы и содержание преемственности между дошкольными учреждениями и школами. В этой связи с 30 воспитателями и 20 преподавателями был проведен письменный опрос по следующей анкете:
1. Что вы можете сказать относительно подготовки кадров в связи с поставленной проблемой?
2. Что должно быть выполнено в содержании обучения детей для обеспечения преемственности?
3. Какие работы должны быть выполнены в детском саду с целью обеспечения преемственности?
4. Какие работы должны быть выполнены в школе с целью обеспечения преемственности?
5. Какие работы должны быть выполнены во время походов и экскурсий с целью обеспечения преемственности?
6. Как должно использоваться свободное время детей с целью обеспечения преемственности?
7. Каким образом нужно пользоваться помощью родителей с целью обеспечения преемственности?
Результаты анкетного опроса были следующими: 1-ый вопрос привлек внимание всех. 28 человек сообщили, что подготовка кадров в высших и средних специальных заведениях еще не соответствует потребностям современности. В особенности, не изучены важные вопросы, связанные с дошкольными кадрами. 17 человек выразили свое недовольство тем, что на сегоднящний день недостаточно семинаров и рекомендаций для дошкольных кадров. 12 человек отметили, что не существует педагогической - психологической литературы о преемственности. 6 человек указали, что, что руководи-
тели учреждений не создают условия и не оказывают помощь для полноценной деятельности дошкольных кадров. 16 человек отметили, что необходимо подготовить учебные пособия занятий, наглядные пособия, дидактический материал и игрушки для занятий.
На вопрос «Какие работы должны быть выполнены в детском саду с целью обеспечения преемственност» были получены следующие ответы: а) желательно, чтобы учитель IV класса периодически проводил занятия в подготовительной группе детского сада (7 воспитателей, 16 педагогов); б) необходима система в работе развития речи детей (26 воспитателей; 20 педагогов); в) особое внимание должно быть уделено развитию таких способностей, как умение слушать, отвечать на вопросы, уметь связано выражать свои мысли (30 воспитателей; 20 педагогов); г) нужно обучать детей самостоятельно заниматься в течение 20 -25 минут (10 воспитателей; 18 педагогов); д) нужно обучать выразительно читать стихи, пересказывать содержание услышанного текста (30 воспитателей; 20 педагогов); е) общение должно формировать культуру речи (30 воспитателей; 20 педагогов) ж) необходимо научить детей вычитать и прибавлять в пределах 10 (18 воспитателей; 8 педагогов); з) нужно научить детей рисовать простые геометрические фигуры (20 воспитателей; 16 педагогов); и) необходимо научить детей умению ориентироваться во времени и пространстве (12 воспитателей; 16 педагогов); к) необходимо научить детей вести наблюдения и повествовать об увиденном (30 воспитателей; 20 педагогов); л) необходимо научить детей умению различать цвета и раскрашивать простые рисунки (47 воспитателей; 12 педагогов); м) необходимо научить детей умению рисовать простые предметы.
На вопрос «Какие работы должны быть выполнены в школе с целью обеспечения преемственности?» Были получены следующие ответы: а) преподаватели IV классов должны время от времени посещать детские сады и вести собственные наблюдения (10 воспитателей; 18 педагогов); б) дети подготовительной группы детсада должны быть знакомы со школой (20 - 25 минут); в) воспитатели должны посешать уроки, учителей 1 класса и полученные рекомендации внедрять в свою деятельность (28 воспитателей, 20 педагогов); г) дети из детского сада должны принимать участие в массовых мероприятиях школы (26 воспитателей, 18 педагогов).
На вопрос «Какие работы должны быть выполнены во время уроков и учебных занятий с целью обеспечения преемственности?» Были получены следующие ответы: а) все дети долж-
ны быть привлечены к деятельности (30 воспитателей, 20 педагогов); б) необходимо организовать независимую и развивающую деятельность детей (20 воспитателей, 20 педагогов); в) необходимо вести воспитательную работу среди детей (50 воспитателей, 20 педагогов).
На вопрос «Какие работы должны быть выполнены во время походов и экскурсий с целью обеспечения преемственности?» были получены следующие ответы: а) необходимо организовать наблюдение за окружающим миром (50 воспитателей, 20 педагогов); б) необходимо систематически обогащать словарный запас детей (24 воспитателя, 19 педагогов); в) необходимо организовывать дидактические игры и развлечения детей (28 воспитателей, 1169 педагогов); г) нужно собирать материал для коллекций и гербариев (10 воспитателей, 18 педагогов).
На вопрос «Как должно использоваться свободное время детей с целью обеспечения преемственности?» участники опроса ответили следующим образом: а) нужно организовывать подвижные игры (26 воспитателей, 7 педагогов); б) нужно обеспечить возможность смотреть телевизор (28 воспитателей, 8 педагогов); в) нужно организовывать настольные игры (6 воспитателей, 11 педагогов); г) нужно организовать труд по самообслуживанию (14 воспитателей, 11 педагогов).
На вопрос «Каким образом нужно пользоваться помощью родителей с целью обеспечения преемственности?» были получены следующие ответы: а) родители должны быть знакомы с условиями работы для детей как детском саду, так и школе (30 воспитателей, 20 педагогов); б) родители должны вести борьбу с проблемами речи детей (26 воспитателей, 18 педагогов); в) родители должны воспитывать у детей первичные навыки чтения (10 воспитателей, 8 педагогов); г) родители должны оказывать помощь своим детям в привыкании к школьным условиям (12 воспитателей, 20 педагогов).
Как видно, состояние освещения в учебных заведениях вопросов преемственности между дошкольными учреждениями и школами, оставляет желать лучшего. Поэтому некоторая часть воспитателей и педагогов не осознает сущности данного процесса и допускают ошибки. Все параметры преемственности должны быть внимательно изучены, просвещение педагогов, и особенно, родителей, должно постоянно находиться в центре внимания.
Был организован семинар для воспитателей детских садов. На семинаре сначала были выслушаны мнения воспитателей относительно поставленного вопроса, большинство из них
поддерживали связь со школой, и наблюдали за тем, как учатся их воспитанники. После того, как были прослушаны доклады относительно практики воспитателей, им были даны рекомендации в следующих направлениях: 1) ознакомиться со зданием или территорией школы;
2) ознакомиться с преподавательским коллективом, и деятельностью преподавателей;
3) ознакомиться с успехами и деятельностью школы; 4) ознакомиться с особенностями, отличающими школу от иных школ; 5) познакомиться с преподавателем первого класса, который будет вести уроки у воспитанника, а также, ознакомиться с достижениями этого преподавателя; 6) ознакомиться с оснащением класса; 7) ознакомиться с тем, в чем в основном испытывает затруднения ее воспитанник.
Аналогичный семинар был организован для преподавателей школ. В процессе интервью с преподавателями стало известно, что некоторые из них не имеют ясного представления о детских садах. Лишь некоторые из них посещали детский сад, и не вели наблюдений над уровнем развития детей, которые придут в дальнейшем в их класс. Им было разъяснено, что тема конкретной операции, например, тема педагогического совета, семинара, круглого стола, практикума должны отражаться в плане дошкольного учреждения, а тактические шаги - в совместном плане учебных ступеней.
На совместных заседаниях методических объединений должны вестись консервативные беседы о творческом развитии преподавателей, воспитателей и детей. Воспитатели и преподаватели должны обладать представлением о возможностях детей. Преподавателям также были даны аналогичные рекомендации: 1) ознакомиться со зданием и территорией дошкольного учреждения, 2) ознакомиться с коллективом дошкольного учреждения; 3) ознакомиться с оснащением группы; 4) организовывать создание определенных фигур и игрушек для детей дошкольного возраста; 5) организовывать игры детей; 6) знакомиться с детьми, которые будут приняты в будущем в первый класс, то есть, с будущими учениками.
Все это дает возможность изучить содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах, и в особенности, в первом классе, а также, перспективные пути развития учеников. Преподаватели также в свою очередь, приобретают представления о том, как необходимо ссылаться на знания и умения детей, приобретенные ими в детском саду, а также, с содержанием учебно-воспитательной работы в детском саду, задумываются о том, как они должны организовывать свою работу.
Таким образом, согласно предложениям воспитателей и преподавателей, среди педагогических коллективов были определены нижеуказанные формы связи: 1. Выявление недостатков с точки зрения преемственности между программами групп дошкольной подготовки детского сада и программами первого класса. 2. Совместный анализ программ групп дошкольной подготовки детского сада и первого класса, определение возможностей преемственности между ними. 3. Ознакомление преподавателей с уровнем знаний и умений, приобретенных детьми в конце старшей возрастной группы и в группе дошкольной подготовки. 4. Участие преподавателей на педагогических советах, посвященных результатам работы в группе дошкольной подготовки в детском саду. 5. Наблюдение воспитателями за тем, как ведут себя их воспитанники с первом классе, в новом коллективе, как они усваивают новую программу и с какими трудностями сталкиваются. 6. Участие воспитателей на педагогическом совете, при обсуждении успехов учеников первых классов. 7. Организация конференции в связи с подготовкой старших детей к школьному обучению. 8. Совместное обсуждение новшеств в педагогической и психологической литературе в связи с поставленной проблемой. 9. Ознакомление с передовой практикой в связи с группой дошкольной подготовки детского сада и 1-ым классом школы.
Для совместной деятельности между детским садом и школой были предусмотрены нижеуказанные мероприятия: 1) участие в открытых уроках; 2) рекомендации педагогов, психологов, логопедов и дефектологов воспитателям дошкольных учреждений; 3) анализ психологической подготовки ребенка к школе со стороны психологов дошкольного учреждения и школы; 4) участие воспитателей дошкольного учреждения на психолого-педагогических консилиумах, организуемых на базе школы; 5) совместное участие в семинарах-практикумах на базе дошкольных учреждений, а также, на педагогических советах в школах; 6) совместное участие творчески работающих воспитателей и преподавателей в методических объединениях на базе дошкольного учреждения.
Работа с детьми была организована следующим образом: 1) организация экскурсий детей старшего дошкольного возраста в школу; 2) организация выставок, состоящих из ручных работ детей; 3) изготовление учениками первых классов игрушек и дидактических материалов для детей дошкольного возраста; 4) помощь учеников начальных классов детям дошкольного возраста в прививании умений по рисованию; 5) совместная самостоятельная деятель-
ность детей дошкольного возраста с учениками; 6) участие в творческих постановках выпускников детского сада; 7) совместные спортивные состязания детей дошкольного возраста с учениками; 8) совместные эколого-валеологические работы; 9) наблюдение за участием выпускников детских садов в самодеятельных кружках, музыкальных школах, театральных студиях и телевизионных передачах; 10) участие воспитателей дошкольного учреждения на мероприятиях 15 сентября, посвященных Дню знаний; 11) проведение совместно с детьми оздоровительных мероприятий.
В результате двухлетней подобной работы было достигнуто взаимопонимание между детским садом и педагогами 1-х классов. За период проведения эксперимента была обеспечена тесная связь между детьми групп дошкольной подготовки и учениками 1-х классов. Это дало возможность для усиления представления детей дошкольного возраста о школе и учебной и общественной жизни школьников. Усилился их интерес к учебе и школьной жизни.
В период экспериментальных исследований были организованы экскурсии детей дошкольного возраста в школу (школьный музей, спортивная площадка). Проводились совместные занятия, состязания детей дошкольного возраста и учеников школы, встречи с бывшими выпускниками детского сада (ученики, люди труда, ветераны войны), совместные мероприятия по поводу праздников.
Покровительство школы над детским садом (совместное проведение мероприятий, посещение детьми дошкольного возраста гимназий и колледжей педагогического уклона, а студентов - в детские сады, проведение совместных интеллектуальных игр и так далее) является одной из важнейших форм для обеспечения преемственности в данном деле. Проведенный в 1-ом классе опрос, показал, что 43% детей интересуются интеллектуальными мотивами, а 57% -играми.
С целью обеспечения преемственности между дошкольным и школьным учреждением возможно использование и иных форм. В таких условиях воспитатель использует свои формы работы, а преподаватель своей. Занятия строятся таким образом, что дети сами выбирают то, кто чем хочет заниматься. Воспитатель и преподаватель, естественно, оказывают на них опосредованное влияние. В течение года дети на занятиях могут играть с песком, глиной и водой. Иногда некоторая их часть идет в экологический кабинет. После этого полугруппы меняют свои места. Для детей создаются такие условия, что они не имеют препятствий для других
детей. Дети в любое время могут поменять свою группу и занятие. Это развивает их интерес.
Для преподавателей первых классов школ, в которых учатся выпускники экспериментальных групп, был организован семинар на тему «Адаптация учеников 1-х классов к школьным условиям». На семинаре приняли участие преподаватели первых классов, работающие с учениками, поступившими из экспериментальных групп и другие:
Для преподавателей 1-х классов школ, в которых обучаются выпускники экспериментальных групп, был организован семинар под названием «Адаптация учеников первых классов к школьным условиям». На семинаре приняли участие преподаватели первых классов, работающие с детьми, являющимися выпускниками экспериментальных детских садов, преподаватели иных 1-х классов, школьные психологи, логопеды, социальные педагоги, руководители школ, методисты методических центров, воспитатели групп дошкольной подготовки.
Полезным может быть также организация курса «школа для детей дошкольного возраста». Согласно эпизодическим фрагментам деятельности передовых детских садов и школ с шестилетними детьми, курс может быть организован следующим образом.
Курсы подготавливаются и проводятся преподавателями 1-х классов и специалистами. Цель данных курсов заключается в создании условий для общего развития детей дошкольного возраста и их подготовке к школе, формировании у них положительного отношения к учебе, развитии сознательной деятельности, обеспечении музыкально-ритмического и художественно-эстетического развития детей. Основные задачи курсов: 1) формирование интеллектуальных способностей детей, 2) воспитание коммуникативных качеств личности; 3) создание у детей интереса к песням и танцам; 4) формирование художественно-творческой активности детей; 5) обучение детей к работе с готовыми компьютерными программами. Практическая деятельность в игре является основным стимулом. В результате игры у детей развиваются подвижность, ловкость, формируется мышление, происходит общение с новой учебной ситуацией. Курс "школа для детей дошкольного возраста" объединяет занятия по следующим программам: "Развлекательная грамматика" ("родной язык"); "суждение" (математическая подготовка); "развитие творческих способностей"; "представление"; "компьютерные игры"; "ритмика"; "английский язык для детей".
Экспериментальные поиски выдвинули необходимость предоставления детским садам и
школам следующего плана мероприятий относительно форм связи, преемственных связей: 1) проведение совместных педагогических советов педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений; 2) проведение совместного круглого стола педагогов дошкольных учреждений и начальных классов и родителей в связи с важнейшими вопросами преемственности; 3) проведение выставок, праздников и спортивных состязаний стола педагогов дошкольных учреждений и начальных классов;
4) проведение занятий по психологическому общению для воспитателей и преподавателей;
5) организация совместной деятельности медицинских работников дошкольных учреждений и школ; 6) проведение выпускного дня в учреждениях дошкольного образования; 7) проведение диагностики с целью определения подготовки к школе выпускников учреждений дошкольного образования; 8) комплектация 1-х классов только из выпускников учреждений дошкольного образования; 9) знакомство родителей с первыми преподавателями своих детей; 10) с целью определения состояния семьи и ее
влияния на развитие ребенка организовывать проведение анкетных и тестовых опросов среди родителей; 11) изучение деятельности родителей на этапе адаптации детей к школе; 12) проведение тренингов и практикумов относительно организации игр родителей со своими детьми.
Компонентами показателей интеллектуальной подготовки к школьному обучению являются: Образный компонент. Данный компонент охватывает многочисленные характеристики признаков предметов, зрительную память на основе образности, способность усваивать, обобщать представления о предмете, развитие умственных способностей, эвристическое мышление. Вербальный компонент. Это способность рассчитывать различные
особенности предметов, выделять главные из них, слуховая память на основе речи, мышления. В процессе занятия воспитатель может путем развития интеллектуальной подготовки ребенка к школьному обучению достичь полноценного мыслительного процесса.
ON THE FORMS OF COMMUNICATION BETWEEN KINDERGARTEN AND SCHOOL
© 2014 Z.A.Asadova Institute of Educational Problems of Azerbaijan Republic
The article emphasizes that the current organization of educational process in pre-school promotes child development and his preparation for school. It draws attention to the use of different forms of communication between school and kindergarten, also, some measures to improve co-work of educators are developed. Keywords: learning content, continuity, shapes, workshop, teaching union, component.
Zemfira Adil Asadov, Candidate for a degree of candidate of pedagogical sciences. E-mail:[email protected]