Финансовая система
Удк 336.01
о финансовой системе и ее составе
О. А. ПОЛЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье отмечается, что в современной экономической науке до настоящего времени не сложилось единого представления о понятии «финансовая система» и о ее составных частях. Проанализированы различные подходы экономистов к использованию термина «финансовая система», а также взгляды ученых на ее состав; дана характеристика сфер финансовой системы - государственных и муниципальных финансов, финансов организаций и домохозяйств.
Ключевые слова: финансовая система, сфера, звено, домашнее хозяйство, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы.
Введение
Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования ученых-экономистов, касающихся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках терминов «финансы», «финансовая система», «финансовые ресурсы». Даже в рамках одной научной школы встречаются разногласия.
Разное толкование этих базовых понятий объясняется многообразными задачами использования терминов (общетеоретический или прикладной подход), всевозможными научными философскими и экономическими школами, конкретным историческим периодом, другими факторами. Так, в нашей стране на протяжении прошлого века финансовые отношения осуществлялись в
ограниченном государством объеме — отсутствовал финансовый рынок, была запрещена предпринимательская деятельность граждан и т. п.
В условиях развития рыночных отношений, глобализации экономики и требований по унификации многих аспектов финансовой деятельности остро стоит вопрос о правильности использования тех или иных финансовых терминов, о единых подходах к их использованию.
Необходимо отметить еще и тот факт, что в условиях развития международных экономических и финансовых отношений, растущего потока информации в научный оборот вводятся понятия, недостаточно правильно переведенные с иностранных языков. Такие понятия закрепляются и в нормативных правовых документах, и в практике хозяйствования, а также используются в публикациях.
В последнее время на страницах периодической печати стали чаще появляться публикации, посвященные исследованию природы финансовых отношений [1, 2, 5, 6, 17].
теоретические подходы к определению финансовой системы
Необходимо отметить, что существует несколько подходов к определению понятия «финансовая система» в экономической литературе. Под этим термином традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой
финансовых отношений в обществе. Кроме того, это название в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативных правовых актах иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране [9, с. 1021—1023; 15, с. 36], совокупности денежных рынков и их институтов.
Таким образом, можно выделить следующие подходы к определению финансовой системы:
• совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (авторы называют такой подход функциональным, или содержательным);
• совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);
• совокупность финансовых учреждений [9, 15]. Функциональный подход чаще используется в
отечественной литературе, в большинстве современных учебников по финансам. В зарубежной же литературе преобладает институциональный подход, и финансовая система определяется как совокупность финансовых рынков и их инструментов.
В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка1.
Употребляя термин «финансовая система» в разных значениях, необходимо различать соответствующие области его применения. Для понимания закономерностей функционирования финансов, усвоения их роли и значения в обществе важно рассмотреть финансовую систему как совокупность финансовых отношений.
Финансовая система как совокупность финансовых отношений в обществе
В любом обществе существует множество финансовых отношений, ежедневно совершается огромное количество денежных операций.
Однако почему ученые, говоря о совокупности всех финансовых отношений, используют понятие «система»? Какое множество отдельных элементов можно назвать системой, а какое нет? Обратимся к общему толкованию. «Система (от др.-греч. ЕтЗоттцш — «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды
1 Например, в 1998 г. был принят Указ Президента РФ от 25.08.1998 № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации», в 2008 г. — «антикризисный» Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и т. п.
и взаимодействующее с ней как целое»2.. «Система (от греч. эуз1ёта — целое, составленное из частей, соединение) — это определенный порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего-либо»3.
Изучение закономерностей функционирования финансовых отношений позволяет сделать вывод о том, что они существуют не обособленно, а в тесном взаимодействии и образуют именно систему. Финансовая система — целостное множество, которое первично по отношению к отдельным частям. Появление у системы новой функции или качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, не присуще ни одному из них, взятому изолированно.
Множество финансовых отношений при условии их эффективного функционирования усиливает эффективность функционирования всей системы (синергичность). В процессе функционирования системы как единого целого появляются свойства, которые не присущи отдельному элементу (эмерд-жентность). Позитивные и негативные изменения в финансовой системе обладают свойством умножения, а не сложения (мультипликативность). Это лишь некоторые свойства систем, которые присущи финансовым отношениям, что позволяет употреблять именно этот термин — «финансовая система».
В процессе выделения составных частей финансовых отношений, имеющих схожие черты, необходимо найти верный классификационный признак деления на структурные группы и подгруппы. Таким критерием деления всего многообразия финансовых отношений является роль субъектов в общественном воспроизводстве, которая будет определять способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов. Именно в соответствии с выполняемой ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах и соответствующих финансовых фондах.
Какие же субъекты функционируют в экономике? Традиционно выделяют три основных субъекта:
—домашние хозяйства;
— организации;
— государство.
2 Такое определение системы дает Свободная энциклопедия «Викепедия». URL: http://ru.wikipedia.org.
3 Большой толковый словарь. URL: http://www.gramota.ru.
При определении основных субъектов экономики применяются разные термины. Многообразие объясняется разными причинами: спецификой национального законодательства, историческими факторами, различным государственным устройством и др. Например, организации могут называться «фирмами», «предприятиями», «корпорациями».
В учебном пособии «Экономическая теория» выделаются такие основные субъекты экономики: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) [19, с. 32].
Необходимо отметить, что в российском законодательстве термин «предприятие» как синоним юридического лица использовался до 1995 г., т. е. до вступления в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Сейчас юридические лица в нашей стране называются «организациями», а термин «предприятие» используется при определении лишь одной организационно-правовой формы коммерческой организации — государственного (муниципального) унитарного предприятия или трактуется как имущественный комплекс.
Однако использование различных терминов не меняет общего представления об основных субъектах. Автор придерживается терминологии, определяемой современными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Итак, рассмотрим основные субъекты, которые ежедневно совершают финансовые операции, в процессе которых формируются финансовые ресурсы.
Домохозяйства — это отдельные люди и целые семьи. Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике — для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы — труд, землю, капитал. На полученные в результате этого финансовые ресурсы покупаются товары и услуги для личного потребления. Часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений. Они являются важным инвестиционным ресурсом.
Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица4. Они включаются в воспроизводственный процесс, изготовляя товары, выполняя работы или предоставляя услуги. Это позволяет
4 Статья 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Статья 18 Гражданского кодекса РФ гласит: «Граждане могут... заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью.».
домохозяйствам получить дополнительный предпринимательский доход.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке5.
Организации являются непосредственными участниками общественного воспроизводства, они производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства необходимой суммой денежных средств.
Для организаций характерны такие финансовые отношения, которые обеспечивают непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: распределение выручки от реализации продукции, работ и услуг; начисление амортизационных отчислений ; восполнение недостатка оборотных средств; осуществление капитальных вложений и др.
Государство — общее понятие. В широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества. Государство строится по территориальному принципу. Этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры и выполняет свои функции через органы власти.
Для финансирования этих функций государству необходимы финансовые ресурсы. Для финансовых отношений, которые обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами, будут характерны свои специфичные формы и методы организации финансов.
Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим признаком все финансовые отношения подразделяются на большие группы, которые традиционно называются сферами финансовой системы — финансы домохозяйств, финансы организаций и государственные и муниципальные финансы. Энциклопедия Британ-ника выделяет аналогичные сферы финансов (не
5 В статье 2 Гражданского кодекса РФ приводится общее определение предпринимательской деятельности для юридических и физических лиц.
применяя понятия «финансовая система»): «public finance», «business finance» and «owned finance» [20].
Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование этой сферы, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.
Домохозяйства являются общепризнанными субъектами в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в российских учебниках этот термин появился не сразу. Это объясняется тем, в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий граждане были лишены права на предпринимательскую деятельность. Средства к существованию граждан исчерпывались лишь заработной платой и премиями, размер которых был четко определен государством. Доходы населения не включались в финансовые ресурсы, хотя экономисты не обходили стороной изучение роли финансов в формировании доходов населения [7, с. 201].
Постепенно ученые начали уделять внимание этой части финансовой системы. Появляются термины «финансы населения» [3], «личные финансы» [18], «финансы граждан» [8, с. 21—22], «финансы домашних хозяйств».
Если абстрагироваться от редакционных различий, то к общим утверждениям относится то, что финансы домохозяйств — это особая область финансовых отношений, связанных с формированием и использованием личных доходов, полученных от трудовой, хозяйственной (и иных видов) деятельности.
Аргументируя свою позицию о необходимости выделения финансов домохозяйств в качестве самостоятельной части финансовой системы страны, авторы этой точки зрения подчеркивают важную роль домохозяйств в производстве и потреблении валового внутреннего продукта. В настоящее время в большинстве учебников финансы домохозяйств выделяются как отдельная сфера (или звено) финансовой системы [11, с. 104; 12, с. 23].
Необходимо отметить важность изучения этой части финансовой системы, которая имеет не только общетеоретическое значение для финансовой науки, но и продиктована практикой. К сожалению, необходимо констатировать, что
отсутствие серьезных исследований финансов до-мохозяйств в отечественной науке на протяжении десятилетий привело к тому, что граждане России, являющиеся активными участниками финансовых операций, зачастую не обладают знаниями в области организации своих финансовых отношений. Только грамотный в этом смысле гражданин может осуществить эффективное управление своими финансовыми ресурсами, использовать все возможности налогового планирования, выбрать варианты управления собственными пенсионными накоплениями, понимать проводимую государством политику софинансирования пенсионных накоплений и т. п.
Финансы организаций. В этой сфере происходит формирование первичных денежных ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают формирование, постоянное восполнение и увеличение производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.
Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри этой сферы осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств и на специфику финансового механизма.
В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли (коммерческие организации). Получение и максимизация прибыли — важнейший побудительный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. В любой финансовой системе присутствует звено финансов коммерческих организаций, которое включает финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, обеспечивает связи коммерческих организаций с другими организациями, с собственниками, работниками (по стимулированию их труда), с государством (по уплате организациями налогов и страховых взносов) и т. п.
Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы подчинены основной цели — получению прибыли и ее максимизации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления денежными потоками, и на особенности финансового планирования и контроля.
Валовой внутренний продукт создается в первую очередь коммерческими организациями, и с помощью коммерческих организаций происходит его первичное распределение, следовательно, финансы коммерческих организаций являются исходным элементом для всей финансовой системы.
Однако помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Учреждения, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследуют в качестве основной своей цели получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности. Это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.
Это звено финансовой системы называется «финансы некоммерческих организаций». В нем присутствуют финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, которые преобладают у коммерческих организаций, но и в виде получения значительных сумм от государства (из бюджетов и внебюджетных фондов) в различных формах.
Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание социально значимых видов деятельности: здравоохранения, образования, культуры, искусства. Вряд ли кто-то пожертвует часть финансовых ресурсов для максимизации прибыли субъекта. Вся эта специфика накладывает отпечаток на состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на финансовое планирование и контроль.
В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного са-моуправления6 требуются финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций.
6 В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признано местное самоуправление (ст. 12, 130—133).
Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера государственных и муниципальных финансов, посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления.
Государственные и муниципальные финансы необходимы для финансирования конституционных прав граждан, поддержки важнейших отраслей экономики и др.
Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства осуществляется с использованием другим форм и методов. У государства иные доходы, расходы, финансовые фонды. И, прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. Бюджет всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия определяются государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами.
Кроме того, помимо бюджетов в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие учреждения образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами. Создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий и др.
Особенность формирования внебюджетных фондов состоит в том, что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. В отличие от внебюджетных фондов средства бюджетов всех уровней обезличиваются, и нет целевого соответствия между видом налога или сбора и расходами бюджета. Иногда и в составе бюджетов часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов.
Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.
Если обобщить изложенное, то финансовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, и она будет иметь вид, который представлен на рисунке.
Финансы домохозяйств
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Финансы организаций
Государственные и муниципальные финансы
Финансы Финансы Бюджеты Внебюд-
коммер- неком- жетные
ческих мерчес- фонды
органи- ких орга-
зации низации
Сферы и звенья финансовой системы
разногласия ученых по поводу определения сфер и звеньев финансовой системы
Несмотря на относительное единообразие подходов к выделению отдельных сфер и звеньев финансовой системы, среди ученых также имеются разногласия как по вопросам названия тех или иных сфер и звеньев финансовой системы, так и по аспектам включения дополнительных элементов в состав финансовой системы.
Так, в учебнике «Финансы» под ред. В. В. Ковалева [12, с. 23] называются сферы финансовой системы:
• централизованные финансы (государственные финансы и муниципальные финансы);
• децентрализованные финансы (финансы до-мохозяйств и финансы организаций).
Такого же подхода придерживаются авторы учебника под ред. Г. Б. Поляка [13, с. 34], выделяя:
• централизованные финансы (федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды и территориальные финансы);
• децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций и финансы домо-хозяйств).
Термины «централизация», «централизованные финансы», «централизованный фонд» употреблялись в период административно-командной системы управления экономикой. Тогда такой подход был вполне оправдан. В то время в нашей стране существовал единый государственный бюджет СССР как единый фонд, утверждаемый в форме закона. Под централизацией понимался процесс изъятия финансовых ресурсов у предприятий, учреждений и организаций в бюджет.
После образования Российской Федерации и признания самостоятельности местного самоуправления одним из важных принципов построения
бюджетной системы является самостоятельность бюджетов каждого уровня (федерального, региональных и местных). В этих условиях не совсем правомерно говорить о централизации применительно к процессам перераспределения финансовых ресурсов, а сферу государственных и муниципальных финансов называть централизованными финансами.
Подробный анализ современных подходов к выделению отдельных элементов и их названию различными авторами был сделан Е. А. Ермаковой в статье «Государственные финансы в финансовой системе России» [4, с. 32-40].
Финансовая система и финансовый рынок
Некоторые экономисты [11, с. 93; 16, с. 37; 14, с. 45] выделяют в составе финансовой системы в качестве отдельного звена фондовый (финансовый) рынок. Справедливо отмечая, что финансовый рынок - это специфическая область экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов, эти исследователи, обосновывая необходимость включения этой специфической сферы рыночных отношений в состав финансовой системы, указывают на огромное значение операций, совершаемых на финансовом рынке. Финансовый рынок характеризуется ими как инструмент мобилизации, распределения и перераспределения ресурсов, выполняющий не менее важную роль в перераспределении стоимости, чем бюджетная система, являющаяся основным инструментом государственного перераспределения ресурсов.
Соглашаясь с тем, что финансовый рынок действительно играет важную роль в условиях рыночной экономики, необходимо отметить, что даже очень значимая роль любого экономического инструмента не может служить основанием для его обособления в составе системы, построенной на иных, чем этот инструмент, критериях классификации.
Так, в составе финансовой системы не выделяются налоги в качестве составного элемента, хотя никто не отрицает исключительной важности налогов для ее функционирования. Все граждане и организации являются плательщиками налогов,
а налоговые доходы являются основными видами доходов бюджетов всех уровней.
Если все авторы современных публикаций согласны с тем, что совокупность финансовых отношений в обществе должна классифицироваться в соответствии с ролью субъектов этих отношений в общественном производстве и на этой основе выделяют сферы финансовой системы, то в этой структуре финансовой системы представляется не совсем обоснованным рассматривать финансовый рынок в качестве отдельного звена.
Сделки на финансовом рынке совершают те же самые субъекты (организации, граждане, государство), которые своими отношениями, в том числе на финансовом рынке, уже вошли в состав финансовой системы страны. Вот почему, на взгляд автора, выделение финансового рынка в самостоятельное структурное подразделение финансовой системы страны является искусственным и приведет к дублированию тех отношений, которые уже включены в состав ее сфер.
Финансы финансовых посредников
Во многих современных учебниках среди финансов организаций (финансов хозяйствующих субъектов, частнохозяйственных финансов, децентрализованных финансов) помимо традиционных финансов коммерческих и некоммерческих организаций авторы отдельно выделяют средства финансовых посредников [15, с. 30; 10, с. 40; 12, с. 23] в отдельное звено финансовой системы, аргументируя это особой ролью этих субъектов в финансовой системе.
Функционирование финансовых рынков в настоящее время невозможно без финансовых посредников (или финансовых институтов): кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг и др. Учитывая, что их деятельность связана с покупкой и продажей особого товара — финансовых ресурсов, отмечается особое место финансов этих субъектов и в финансовой системе.
Не отрицая важности и значимости этих организаций для экономики и финансовой системы, а также специфики их функционирования, которая влияет на организацию их финансов (например, для этих организаций предусмотрены создание специальных резервных фондов, особый порядок государственного регулирования и финансового контроля и т. п.), следует отметить, что средства финансовых посредников уже были включены в
состав финансовой системы в виде финансов коммерческих или некоммерческих организаций.
Например, кредитные организации являются прежде всего, коммерческими организациями и выполняют помимо специфических операций в качестве финансового посредника (расчетно-кассовых, депозитных, ссудных, учетных) операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного капитала, финансовых ресурсов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизационных отчислений и др.). Страховые учреждения также могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих7 организаций. Поэтому, несмотря на особую роль финансовых посредников и значимость их деятельности для финансовой системы, вряд ли стоит повторно включать их финансовые отношения в качестве отдельного звена финансовой системы.
Государственный и муниципальный кредит
Некоторые авторы в составе сферы государственных и муниципальных финансов (или централизованных финансов) выделяют в качестве самостоятельного звена государственный и муниципальный кредит [15, с. 30; 11, с. 106—108; 10, с. 40; 12, с. 23] к которому относят финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов.
Такое выделение в составе финансовой системы под названием «государственный и муниципальный кредит» представляется не вполне обоснованным. В подобной трактовке операции субъектов власти осуществляются в форме заимствований (государственных или муниципальных), под которыми понимаются отношения по поводу привлечения органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств на возвратной и платной основе.
Значение государственных и муниципальных заимствований состоит в обеспечении сбалансированности бюджетов, они являются источниками финансирования бюджетного дефицита, покрытия кассовых разрывов, обеспечения рефинансирования долга и др. Средства, полученные в виде таких заимствований, уже учтены в финансовой системе как средства бюджетов. Поэтому вряд ли
7 Общества взаимного страхования функционируют как некоммерческие организации.
целесообразно нарушать логику и структуру сферы государственных и муниципальных финансов выделением звена, дублирующего часть бюджетов разного уровня.
В современной экономической литературе имеются и другие достаточно спорные утверждения о составе и структуре финансовой системы. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения понятия «финансовая система» и ее составных частей.
Список литературы
1. Барулин С. В., Ковалева Т. М. Сущность финансов: новые реалии // Финансы и кредит. 2004. № 5.
2. Барулин С. В., Барулина Е. В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. 2007. № 7.
3. ДадашевА З, ЧерникД. Г. Финансовая система России. М.: ИНФРА-М, 1997.
4. Ермакова Е. А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. 2007. № 3.
5. Лушин С. И. О функциях финансов. Исторический аспект // Финансы. 2005. № 7.
6. Родионова В. М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. № 6.
7. Сенчагов В. К. Финансовые ресурсы народного хозяйства (проблемы формирования и использования). М.: Финансы и статистика, 1982.
8. Фетисов В. Д. Финансы граждан. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2000.
9. Финансово-кредитный энциклопедический словарь: под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.
10. Финансы: учебник / под ред. С. В. Барулина. М.: КноРус, 2010.
11. Финансы: учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. М.: Экономист, 2007.
12. Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2010.
13. Финансы: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
14. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: Проспект, 2004.
15. Финансы: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт, 2006.
16. Финансы: учебник / под ред. А. М. Бабича, Л. Н. Павловой. М.: ИНФРА-М, 2002.
17. Черкасов В. Е. Финансы: теоретический аспект// Финансы. 2010. № 6.
18. Чернов А. Ю. Личные финансы. М.: Перспектива, 1995.
19. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. М.: КноРус. 2010.
20. Энциклопедия Британника. URL: http://www. britannica.com.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]
42
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ