Научная статья на тему 'О ФИЛОСОВСКОЙ, КУЛЬТУРАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКАХ НЕКОТОРЫХ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ СУИЦИДОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

О ФИЛОСОВСКОЙ, КУЛЬТУРАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКАХ НЕКОТОРЫХ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ СУИЦИДОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / СУИЦИДОЛОГИЯ / СМЕРТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамрей В. К., Нечипоренко В. В., Лыткин В. М., Зун С. А., Ятманов А. Н.

Введение. Филосовские, культуральные и клинические аспекты суицидолгии привлекали активное внимание специалистов в этой области на всем длительном пути ее становления в качестве самостоятельного научного направления. Цель исследования - провести анализ филосовских, культуральных и клинических трактовок таких ключевых понятий суицидологии как отношение к смерти и о соотношении состояния сознания и суицида. Материалы и методы исследования. Проанализированы публикации по данной теме. Результаты и их обсуждение. Рассматривается отношение к смерти и самоубийству в разных культурах и с учётом многочисленных «мифов о смерти», концепции и теории суицидов. Биопсихосоциальный подход к изучению самоубийства, согласно которому суицидальное поведение обуславливается взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, действующих на человека, в настоящее время становится общепризнанным, однако, назревает необходимость дополнения этой триады духовно - нравственной составляющей с ее обращением к религиозным постулатам. Самосознание является интегральный характеристикой личности, показателем уровня её адаптации и стиля поведенческих ответов в кризисной ситуации. Решение проблемы самоубийства заключается в разработке достоверных методик, позволяющих качественно и количественно определить характер нарушение самосознания, и в получении новых данных о состоянии самосознания у совершивших суицидальные действия. Предполагается, что при суицидальном поведением у психически здоровых людей имеет место кратковременное изменение сознания, у лиц с пограничной патологией - сужение сознания, а у психически больных его дезорганизация. Заключение. Сформулированные в работе некоторые дискуссионные вопросы суицидологии отражают адекватное авторское понимание научной ситуации, в которой намного легче поставить вопросы, нежели дать на них соответствующие ответы. Тем не менее, очевидно, что любая дискуссия при наличии исследовательского интереса может рассматриваться как обнадёживающий этап в решении совместными усилиями той или иной актуальной для общества проблемы, примером которой является современная суицидология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шамрей В. К., Нечипоренко В. В., Лыткин В. М., Зун С. А., Ятманов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PHILOSOPHICAL, CULTURAL AND CLINICAL INTERPRETATIONS OF SOME KEY CONCEPTS OF SUICIDOLOGY (LITERATURE REVIEW)

Introduction. Philosophical, cultural and clinical aspects of suicidology have attracted the active attention of specialists in this field throughout the long path of its formation as an independent scientific direction. The research purpose is to analyze the philosophical, cultural and clinical interpretations of such key concepts of suicidology as attitudes towards death and the relationship between the state of consciousness and suicide. Materials and research methods. The publications on this topic are analyzed. Results and its discussion. The attitude to death and suicide in different cultures and taking into account numerous “myths about death”, the concept and theory of suicide are considered. According to the biopsychosocial approach, suicidal behavior is determined by the interaction of biological, psychological and social factors acting on a person. The biopsychosocial approach to the study of suicide is now becoming generally recognized, however, the need is ripe to supplement this triad of the spiritual and moral component with its appeal to religious postulates. Self - awareness is an integral characteristic of a personality, an indicator of the level of its adaptation and style of behavioral responses in a crisis situation. The solution to the problem of suicide consists in the development of reliable methods that allow to qualitatively and quantitatively determining the nature of the violation of self - awareness, and in obtaining new data on the state of self - awareness in those who committed suicidal acts. It is assumed that with suicidal behavior in mentally healthy people there is a short - term change in consciousness, in people with borderline pathology - a narrowing of consciousness, and in mentally ill people it is disorganized. Conclusion. Some debatable questions of suicidology formulated in this paper reflect the author's adequate understanding of the scientific situation, in which it is much easier to raise questions than to give appropriate answers to them. Nevertheless, it is obvious that any discussion in the presence of research interest can be viewed as an encouraging stage in jointly solving a problem that is urgent for society, an example of which is modern suicidology.

Текст научной работы на тему «О ФИЛОСОВСКОЙ, КУЛЬТУРАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКАХ НЕКОТОРЫХ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ СУИЦИДОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 9-16

УДК: 616.89-008.441.44 DOI: 10.24412/1609-2163-2022-3-9-16 EDN KPHGOV j||||

О ФИЛОСОВСКОЙ, КУЛЬТУРАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКАХ НЕКОТОРЫХ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ СУИЦИДОЛОГИИ (обзор литературы)

В.К. ШАМРЕЙ*, В.В. НЕЧИПОРЕНКО*, В.М. ЛЫТКИН*, С.А. ЗУН*, А.Н. ЯТМАНОВ**

*ФГБОУ Военно-медицинская Академия, ул. Акад. Лебедева, д. 6, г. Санкт-Петербург, 194044, Россия **Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия», Ушаковская наб., д. 17/1, г. Санкт-Петербург, 197045, Россия, e-mail: [email protected]

Аннотация. Введение. Филосовские, культуральные и клинические аспекты суицидолгии привлекали активное внимание специалистов в этой области на всем длительном пути ее становления в качестве самостоятельного научного направления. Цель исследования - провести анализ филосовских, культуральных и клинических трактовок таких ключевых понятий суицидологии как отношение к смерти и о соотношении состояния сознания и суицида. Материалы и методы исследования. Проанализированы публикации по данной теме. Результаты и их обсуждение. Рассматривается отношение к смерти и самоубийству в разных культурах и с учётом многочисленных «мифов о смерти», концепции и теории суицидов. Биопсихосоциальный подход к изучению самоубийства, согласно которому суицидальное поведение обуславливается взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, действующих на человека, в настоящее время становится общепризнанным, однако, назревает необходимость дополнения этой триады духовно-нравственной составляющей с ее обращением к религиозным постулатам. Самосознание является интегральный характеристикой личности, показателем уровня её адаптации и стиля поведенческих ответов в кризисной ситуации. Решение проблемы самоубийства заключается в разработке достоверных методик, позволяющих качественно и количественно определить характер нарушение самосознания, и в получении новых данных о состоянии самосознания у совершивших суицидальные действия. Предполагается, что при суицидальном поведением у психически здоровых людей имеет место кратковременное изменение сознания, у лиц с пограничной патологией - сужение сознания, а у психически больных его дезорганизация. Заключение. Сформулированные в работе некоторые дискуссионные вопросы суицидологии отражают адекватное авторское понимание научной ситуации, в которой намного легче поставить вопросы, нежели дать на них соответствующие ответы. Тем не менее, очевидно, что любая дискуссия при наличии исследовательского интереса может рассматриваться как обнадёживающий этап в решении совместными усилиями той или иной актуальной для общества проблемы, примером которой является современная суицидология.

Ключевые слова: самоубийство, суицидология, смерть, самосознание, суицидальное поведение, биопсихосоциальный подход.

ABOUT PHILOSOPHICAL, CULTURAL AND CLINICAL INTERPRETATIONS OF SOME KEY CONCEPTS OF SUICIDOLOGY (literature review)

V.C. SHAMREY*, V.V. NECHIPORENKO*, V.M. LYTKIN*, S.A. ZUN*, A.N. YATMANOV**

* Military Medical Academy, Acad. Lebedeva Str., 6, St. Petersburg, 194044, Russia **Military educational and scientific center of the Navy "Naval Academy", Ushakovskaya Nab., 17/1, St. Petersburg, 197045, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract. Introduction. Philosophical, cultural and clinical aspects of suicidology have attracted the active attention of specialists in this field throughout the long path of its formation as an independent scientific direction. The research purpose is to analyze the philosophical, cultural and clinical interpretations of such key concepts of suicidology as attitudes towards death and the relationship between the state of consciousness and suicide. Materials and research methods. The publications on this topic are analyzed. Results and its discussion. The attitude to death and suicide in different cultures and taking into account numerous "myths about death", the concept and theory of suicide are considered. According to the biopsychosocial approach, suicidal behavior is determined by the interaction of biological, psychological and social factors acting on a person. The biopsychosocial approach to the study of suicide is now becoming generally recognized, however, the need is ripe to supplement this triad of the spiritual and moral component with its appeal to religious postulates. Self-awareness is an integral characteristic of a personality, an indicator of the level of its adaptation and style of behavioral responses in a crisis situation. The solution to the problem of suicide consists in the development of reliable methods that allow to qualitatively and quantitatively determining the nature of the violation of self-awareness, and in obtaining new data on the state of self-awareness in those who committed suicidal acts. It is assumed that with suicidal behavior in mentally healthy people there is a short-term change in consciousness, in people with borderline pathology - a narrowing of consciousness, and in mentally ill people it is disorganized. Conclusion. Some debatable questions of suicidology formulated in this paper reflect the author's adequate understanding of the scientific situation, in which it is much easier to raise questions than to give appropriate answers to them. Nevertheless, it is obvious that any discussion in the presence of research interest can be viewed as an encouraging stage in jointly solving a problem that is urgent for society, an example of which is modern suicidology.

Keywords: suicide, suicidology, death, self-awareness, suicidal behavior, biopsychosocial approach.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 9-16

Введение. Филосовские, культуральные и клинические аспекты суицидолгии привлекали активное внимание специалистов в этой области на всем длительном пути ее становления в качестве самостоятельного научного направления. Первые два десятилетия нынешнего века в области суицидологии отмечены рядом монографических публикаций по различным направлениям этой комплексной, общечеловеческой проблемы как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. В частности, речь идет о работах Г. Чхартишвили (2000), В.С. Ефремова (2004, 2018), Г.В. Старшенбаума (2005), Б.С. Положего (2006, 2016), М.В. Зотова (2006), В.Ф. Войцеха (2007),

B.В. Нечипоренко, В.К. Шамрея (2007,2019), Ю.В. Попова, А.А. Пичикова (2017). В 2019 году под редакцией Б.С. Положего было издано «Национальное руководство по суицидологии». На русский язык были переведены труды К. Лукаса, Г.М. Сейдена (2000), Эдвина

C. Шнейдмана (2001), К. Меннингера (2001), Дж. Хил-лмана (2004), сборник под ред. Д. Вассерман (2005). В 2018 г. опубликована «Антология суицидологии» с основными статьями зарубежных ученых за период 1912-1993.

Цель исследования - провести анализ филосов-ских, культуральных и клинических трактовок таких ключевых понятий суицидологии как отношение к смерти и о соотношении состояния сознания и суицида.

Материалы и методы исследования. Проведен анализ современной отечественной и зарубежной литературы в системах ELibrary и PubMed по данной теме.

Результаты и их обсуждение. Самоубийство рассматривается как одна из вечных проблем общества, поскольку в качестве явления существует практически столько, сколько человек существует на Земле. Считается, что термин «суицид» впервые был употреблен в книге Томаса Брауна «Religio Medici», изданной в 1642 г., а в русском языке термин «самоубийство» появился в 1704 г. в «Лексиконе треязыч-ном» и, в то же время, термин «суицидология» впервые появился в русской научной литературе в конце XIX века (Розанов П.Г.,1881), а на Западе - только в 1929 (Шнейдман Э.С., 1971) [1]. В ходе исторического развития суицидологии взгляды на сущность добровольного ухода из жизни, как и его моральная оценка, существенно менялись.

Исторически самоубийства вначале изучались с философских и нравственных позиций, а лишь затем, по мере развития психологии, психиатрии и социологии, и с научной точки зрения. Возможно, что именно философски-нравственная позиция с учетом культуральных и религиозных факторов, занимаемая тем или иным исследователем, предопределяет крайне широкий концептуальный спектр современной суицидологиии, ключевым дискуссионным вопросом в котором является отношение к смерти.

Имеет ли человек право на добровольную смерть в той же степени, как и право на жизнь? По сути, речь идет о философии суицида, о философии смерти [27].

Отношение к самоубийству зависит в значительной степени от того, как то или иное общество или культура относились к понятию «смерть». Н.А. Бердяев (1992) писал: «человек должен определить свое отношение не только к жизни, но и к смерти, нельзя жить достойно, не выбрав своего отношения к финалу». Очевидно, что преодоление страха смерти -одна из фундаментальных задач человечества. Будучи непримиримым противником самоубийства, Н.А. Бердяев считал, что его порождает бессмысленное и бесцельное страдание и безнадежность. Человек может пережить много страданий, но ему трудно пережить страдания, которые лишены смысла. Человеку нужно помочь найти смысл жизни, по его мнению « ...можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству» [10].

Как отмечают В.В. Нечипоренко, В. К. Шамрей (2007), изначально классические философско-суици-дологические исследования принадлежат Платону («Федон»), Лукрецию («О природе вещей»), Сенеке («Нравственные письма к Луцилию), Д. Юму («О самоубийстве»), И. Канту («Метафизика нравов»), Шопенгауэру («Мир как воля и представление»), У. Джеймсу («Стоит ли жить?»), А. Камю («Миф о сизифе»). Нельзя обойти вниманием результаты осмысления проблемы самоубийства Аристотелем, Цицероном, Аврелием, Монтенем, Гегелем, Гете, Ницше, Соловьевым, Фроммом, Достоевским. Достойны внимания и литературные опыты У.Шекспира, С.Цвейга, Ф.Кафки, А. Платонова, В. Набокова [9].

Кратко характеризуя отдельные точки зрения философов на проблему самоубийства, необходимо отметить, что еще И. Кант (1724-1804) заявил о том, что самоубийство является «оскорблением человечества». Позиция И. Канта, отчасти, амбивалентна: человек желает умереть и желает улучшить свою жизнь. В свою очередь, А. Шопенгауэр (1788-1860) подчеркивал, что самоубийство - «феномен сильного утверждения воли». Самоубийца хочет жить, он только не удовлетворен условиями, в которых должен жить. Для К. Ясперса (1883-1969) самоубийство связано с ситуацией как неповторимой констелляцией событий, которые определяют уникальность конкретной человеческой судьбы. По мнению этого автора, смерть относится к сфере его свободы [25].

Тема об отношении с этих позиций общества к самоубийству достаточно подробно рассматривается А.Н. Моховиковым (2001) и В.С. Ефремовым (2004). Авторами, в частности, указывается на то, что археологические раскопки гробниц древних царей Шумера и Аккаде (III тыс. лет до новой эры) открыли факты суицидального поведения, когда воины личной охраны царей выпивали смертельный яд, чтобы сопровождать своих повелителей в последний путь. У

древних кельтов (11-1 тыс. лет до н.э) считалось стыдно умирать в постели. Они устраивали пышные банкеты, после которых бросались в море. Первые письменные упоминания о суициде содержались в древнеегипетском труде «Спор разочарованного со своей душой». В так называемых примитивных культурах смерть расценивалась как «плохая» или «хорошая». Самоубийство считалось плохой смертью, а самоубийцы отрицательно влияли на оставшихся в живых родственников [7].

Греко-римская культура относилась к самоубийству неоднозначно, с позиции свободы в принятии решения и контроля собственной жизни. Пифагор представлял суицид следствием протеста против нарушения гармонии и симметрии вселенной. Аристотель считал, что смерть следует приветствовать, а самоубийство - проявление трусости и малодушия. Человек, убивая себя, нарушает закон и поэтому он виноват перед собой и государством. Сократ относился к суициду терпимо, рассуждая о предпочтительности смерти перед жизнью, но, в то же время, считал его недопустимым, т.к. жизнь человека зависит от Богов. Эпикур, в свою очередь, считал суицид возможным и даже желательным. В императорском Риме отношение к смерти было патетические. Стоики ценили неограниченное проявление свободы, которая предусматривала право выбора варианта уходы жизни. Для Цицерона и Сенеки основным критерием являлась этическая ценность жизни (важно было «хорошо умерить», без страсти и эмоций [15].

Древние иудеи относились к самоубийству отрицательно, жизнь ими оценивалась как непреходящая ценность. Допускалось лишь, что в состоянии расстройство умственной деятельности человек может покончить собой. В Ветхом Завете суицид прямо не осуждается, но по еврейским законам суицид - это зло [5].

Для японской культуры самоубийство носило ритуальный характер, было окружено ореолом святости, определялась религиозными традициями и национальными обычаями. Самоубийство для японца было безальтернативным. В древней Индии к самоубийству относились по-разному. Были распространены религиозные самоубийства в виде самосожжения и самоутопления. Имели место альтруистические самоубийство стариков, и, в то же время, существовал ряд текстов и сводов законов, которые осуждали самоубийство и предписывали бороться с ним [18].

В исламе самоубийство было тяжелейшем грехом и запрещалось Кораном. Мусульмане верят, что их жизнь и судьба предначертаны Аллахом, в связи с чем, поощрялись «героические самоубийства» во имя Аллаха. Примечательно, что в настоящее время в мусульманских странах уровень самоубийств очень низкий. Буддизм категорически отвергает самоубийство. В Китае конфуцианство и даосизм считают «жизнь дороже золота», эвтаназия в китайском законодательстве не упоминается [26].

В христианстве чёткое отношение к самоубийству сформировалось не сразу. Эпоха первых христиан почти не была знакома с суицидом, однако в последующем ни церковное осуждение, ни жёсткие запреты не смогли приостановить распространение самоубийств даже среди христианских стран. Не смогло остановить рост самоубийств и смягчения (отмена) наказаний за суицидальный поступок (в России одно время жёстко карался «сознательный суицид» и не наказывался «невменяемый суицид») [17].

Первым представителем церкви, обсудившим суицид, был Блаженный Августин (IV век). Суицид он считал убийством, нарушающим одну из основных заповедей Бога - «Не убий». Католик Ф. Аквинский (1225-1274) категорически осуждал самоубийство, так как оно нарушает законы природы, закон морали, закон божий. Следует отметить, что в эпоху Возрождения отношение к самоубийству было более взвешенным, чем во времена средневековья. М. Монтень (1533-1592) в своих «Опытах» допускал возможность самоубийства в «психологическом отношении» («невыносимые боли и опасения худшей смерти являются вполне оправданы мне побуждениями к самоубийству») и в правовой плоскости («я не подлежу законам против убийц, когда лишают себя жизни». Новое время продолжило традицию толерантного отношение к суициду, что нашло отражение в труде английского философа Д. Юма (1711-1776) «О самоубийстве». Автор полагал, что вопрос самоубийства нисколько не противоречит закону Божьему. Добровольно прекращающий свою жизнь человек не действует, по его мнению, против промысла божьего и не нарушает мировой гармонии [26].

Обсуждаемый дискуссионный момент в современной суицидологии связан, по мнению В.В. Нечипоренко, В.К. Шамрея (2019), с двумя принципиальными положениями:

1. Решение «жить» существенно отличается от решения «покончить с собой». Какова бы ни была жизнь, она все же прекрасна. Однако это утверждение становится истинным лишь при взгляде, обращенном назад. Жизнь может стать невыносимой, и тогда самоубийство субъективно воспринимается как последний «свободный акт». Вместе с тем, самоубийство - это, прежде всего, самообман, возникающий в состоянии отчаяния, при осознании собственной ничтожности в окружающей действительности. Самоубийство является проблемой жизни и смерти, а проблема смерти максимально выражена в самоубийстве.

2. Отношение к смерти является, по мнению французского историка прошлого века Филиппа Арьеса, одним из важнейших параметров коллективного сознания, равно как и одной из существенных характеристик различных религиозных учений. Считается, в частности, что на «коллективное сознание» оказывают влияние следующие факторы: уровень индивидуального самосознания; развитие защитных

механизмов, сдерживающих выброс неконтролируемой агрессии; вера в жизнь после смерти, а также тесную связь «зла» и «греха». При этом существуют различные формы отношения к смерти, как то: безразличие, страх смерти, внутреннее согласие на смерть, желание смерти. Констатация того или иного фило-софски-культурального варианта отношения к смерти естественным образом предполагает и определение врачебной позиции «вмешательства или невмешательства в судьбу суицидента на пике его переживаний» [11].

Следующим дискуссионным моментом современной суицидологии, на наш взгляд, является обсуждение перспективы её дальнейшего развития: существует ли необходимость неограниченного расширения числа концепций и теорий суицидов или целесообразнее сосредоточиться на определённом количестве исследований в русле ведущего направления?

В классической суицидологии анализ самоубийств проводится по следующим направлениям (Нечипоренко В.В., Шамрей В.К., 2007): эпидемиологическое, правовое, психопатологическое, психологическое, антропологическое, теологическое [8].

Соответственно вышеперечисленным направлениям суицидологии существует целый ряд теоретических подходов к проблеме, среди которых, как отмечает Г.В. Старшенбаум (2005) основными являются следующие варианты: репрессивный, биологический, социологический, психологический, социально - психологический, клинико-психологический и интегра-тивный. Социально - психологический подход основан на концепциях Дж. Каплана (1974), Э. Линдеманна (1996). Во всех изложенных вариантах отношения к проблеме суицида отмечается принципиальное положение, согласно которому суицидологический кризис вызывается столкновением личности с непреодолимым препятствием на ее пути к достижению важнейших жизненных целей, что ведет к нарушению адаптации в социальной сфере. Клинико-психологический подход основан на разделение суицидентов на психически больных и здоровых. Этот подход последовательно развивался и в отечественной психиатрии, а также был свойствен немецкоязычным авторам [20].

Интегративный подход возник в нашей стране, когда, начиная с 1970 года, начали проводиться системные исследования суицидов. Изучив опыт зарубежных суицидологов, А.Г. Амбрумовой (1974) была выдвинута своя теория самоубийства, согласно которой суицидальное поведение есть следствие социально - психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта [2]. Принципиальные положения этой концепции, изложенные А.Г. Амбрумовой и В.А. Тихо-ненко (1980) вплоть до настоящего времени не утратили свою актуальность. Основные положения данной концепции сводится к следующему:

1. Совокупность суицидентов представлена тремя основными диагностическими критериями: больными психическими заболеваниями, пограничными нервным психическими расстройствами и практически здоровыми психическом отношении лицами. Количественное соотношений трёх названных категорий составляет 1,5:5:1.

2. У всех суицидентов обнаруживаются объективные и субъективные признаки социальной психологической дезадаптации личности. Следует отметить, что в своей теории суицида А.Г. Амбрумова, недостаточно учитывала влияние биологического фактора [12].

С учетом биологического фактора Б.С. Положий (2010) предложил интегративную модель суицидального поведения, согласно которой суицидальное поведение представляет собой один из видов поведенческой реакции человека в экстремальных условиях -от психической нормы до психической патологии на клиническом уровне, а сам факт совершения суицидальных действий является, по мнению автора, -следствие социально психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта [11]. Концепция автора базируется на двух основных принципах:

1. Суицидальное поведение, как и всякий процесс, имеет свою динамику и этапность развития;

2. Наступлению каждого этапа соответствует воздействию определённых групп факторов - детерминантов суицидального процесса, а именно - групп биологических; личностно-психологических, социальных и медицинских; а также стрессов личной жизни.

В начале нынешнего века В.А. Тихоненко, Г.А. Фастовцов, А.М. Резник (2004) среди сложившихся теоретических взглядов в суицидологии выделили три ведущих направления: социологическое, антропологическое и психопатологическое с соответствующим литературным обоснованием. Анализируя первое направление авторы отмечали, что еще Э. Дюркгейм (1897) считал самоубийство не прямым следствием душевной болезни, а рассматривал его как социальный феномен, развивающийся по социально-психологическим закономерностям, в основе которого лежит социальный конфликт [6].

Анатомо-антропологическая точка зрения своими корнями уходит в теорию Ч. Ломброзо, который причинами самоубийства считал различные аномалии строения и развития организма. В последующем, тем не менее, у исследователей суицидентов в этом направлении все чаще возникала мысль об отсутствии корреляции между самоубийством и какими -либо анатомическими находками при вскрытии. Основой антропологической теорий в настоящее время являются кросс-культуральные исследования. Исследователи пытаются понять причины этнических раз-

личий на уровне суицидальности и здесь многие вопросы остаются без ответа. В частности, ряд учёных, связывают склонность финно-угорских народностей с их индивидуально - психологическими особенностями [8].

В последние годы наметились определенные перспективы в понимании биологических механизмов суицида. В частности, накоплены данные, свидетельствующие о том, что суицид представляет собой генетически обусловленный паттерн поведения, что подтверждается результатами специальных семейных исследований, показавших наличие самостоятельных механизмов наследования суицида. На генетический уровень указывают и результаты «близнецовых» исследований: так, вероятность завершенного суицида у монозиготных близнецов была примерно в 20 раз выше, чем у дизиготных, а у последних в 3,5 раза выше среднего уровня в популяции [31]. Не менее важными представляются и результаты пато-биохимических исследований суицидальной предрасположенности. На сегодня можно считать установленной роль дефицита серотонинергической медиации в формировании аутоагрессии [23]. По мнению ряда авторов, предположительной зоной пато-биохимических сдвигов в серотониновой системе является префронтальная кора головного мозга. Было предложено понятие «суицидальный мозг», под которым подразумевается наличие конкретных участков, ответственных за предрасположенность к суицидальному поведению [22].

Вместе с тем, по мнению ряда авторов, современное понимание нейробиологических основ суи-цидальности не должно замыкаться только на серо-тонинергической системе. Предлагается рассматривать суицидальное поведение с биохимических позиций как 3-компонентную систему:

1) моноаминергическая медиация и гипота-ламо-гипофизарно-кортикоидная система (возможно - ГАМК-система) как путь срочной реализации стрессового напряжения и связанного с ним возбуждения, тревоги, страха и беспокойства;

2) серотонинергическая система как механизм контроля агрессивных импульсов и формирования депрессии;

3) иммунная система и липидный обмен как «системный контекст» способны усиливать патохимиче-ские изменения в мозге.

По мнению В.А. Розанова (2018), при обсуждении биологических факторов и патофизиологических механизмов суицидального поведения нельзя ограничиваться только анализом процессов в ЦНС [13]. Как свидетельствуют многочисленные данные, в патологические цепочки вовлекаются разнообразные периферические процессы - метаболические системы организма (в частности, периферические серо-тинин, триптофан, нейрокинуренины, норе-пинефрин и др.), липидный обмен, иммунитет (в

частности, система цитокинов), нейрогормональные реакции, а также кишечная микрофлора как компонент оси «кишечник-мозг». Наиболее вероятно, что интегрирующим механизмом суицидального поведения является стресс-реакция, охватывающая весь организм и затрагивающая физиологические процессы, а так же сознание, поведение и мышление [24].

Диагностика суицидального поведения и оценка степени суицидального риска может осуществляться, как указывают Е.В. Любов П.Б. Зотов (2018), на основе многостороннего суицидального анализа. Последний включает в себя психиатрический, сомато-невроло-гические и социальные аспекты в русле которых предстоит выявить определенный психопатологический синдром (клиническую картину), возможное сочетание (коморбидность) с расстройством личности, с зависимостью от психоактивных веществ, с телесными или неврологическими болезнями, верифицировать актуальные психосоциальные проблемы (меру дисстресса), определить уровень социальной дезадаптации как возможные «мишени» последующих кризисных биопсихосоциальных вмешательств [4]. Клиническая (врачебная) оценка суицидального риска означает аргументированный, сочетанный анализ взаимосвязанных биопсихосоциальных суи-цидогенных и антисуицидальных (защитных) факторов на индивидуальном и групповом уровнях. Как отмечает Президент Ассоциации профилактики суицидов Роберт Д. Голдни, универсальной теории суицидального поведения на сегодняшний день не существует. В качестве рабочей гипотезы, по его мнению, можно использовать модель «порога» и «пускового курка». К «порогу» относят биологические, генетические и личностные факторы, к пусковому «курку» -психические болезни, злоупотребление алкоголем и наркотиками и др. [29].

В целом на сегодняшний день самоубийство является биопсихосоциальный проблемой, в которой фундаментальным является вопрос «суицидоопасен человек или нет». Биопсихосоциальный подход к изучению самоубийства, согласно которому суицидальное поведение обуславливается взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, действующих на человека, в настоящее время становится общепризнанным. К биологическим факторам М.В. Зотов (2006) относит наличие суицидов среди биологических родственников, аномалии серо-тонинергической системы мозга; к психолого-психиатрическим - наличие психического заболевания, индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению и т.д.; к социально-средовым - переживаемые стрессовые события, негативные социальные характеристики жиз-необитания [14]. По нашему мнению, в настоящее время назревает необходимость дополнения этой триады духовно-нравственной составляющей с ее обращением к религиозным постулатам.

Для современного этапа научной суицидологии характерен междисциплинарный и комплексный подход к оценке кризисных состояний человека, хотя еще существуют многочисленные теории и концепции, в основу которых положены, преимущественно, отдельные факторы, принимающие участие в формировании суицидального поведения. Д. Вассерман (2005) отмечает, что всё больше исследований, в том числе - и экспериментальных, проводится с целью объяснить суицидальное поведение с позиции нейробиопсихологии. Следует принимать во внимание и многочисленные «мифы о смерти», детально описанные А.Н. Моховиковым (2001): склонность к самоубийству, якобы наследуется; суициды происходят только в высших слоях общества; все суициденты страдают психическими расстройствами; суицидальные попытки носят, как правило, импульсивный характер и т.д. [16].

И, наконец, дискуссионныт представляется и вопрос о соотношении состояния сознания и суицида. Как известно, эффективной первичной профилактики суицидов в настоящее время не существует. Человек может высказывать или отрицать суицидальные мысли, но эти сведения недостаточно надежны. Сам суицидальный акт зачастую совершается без видимых причин, при отсутствии явных клинических предпосылок, в состоянии кратковременного изменённого сознания. О том, что при совершении суицидальных актов изменяется сознание, впервые отметили философы (У. Джемс, Н.А. Бердяев) и литераторы (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Американский философ и психолог У. Джемс в конце XIX века назывался самоубийство «религиозной болезнью интеллекта». Точка зрения о самоубийстве вследствие «несчастного сознания» было распространена в России и перекликалась с мнением Ф.М. Достоевского о самоубийстве вследствие «заявления своеволия». В основе обеих точек зрения лежит тоска по Богу и невозможность доказать его существование. Н.А. Бердяев (1992) эти состояния связывал с раздвоенностью (расщепленностью) человеческого сознания, которое приводит человека к рабству от своей свободы (абсолютизация собственной индивидуальной свободы). Человек в процессе жизни переживает душевные кризисы, которые особенно тяжки и опасны у натур эмоциональных, где аффект владеет безраздельно [3]. Известно, что кризисы проходят легче у натур, у которых эмоциональный элемент сильно уравновешен элементом интеллектуальным и волевым. Н.А. Бердяев (1992), П.Г. Розанов (1891) описывали особенности психического состояния самоубийц, которые позже были обозначены Э. Шнейдманом (2001) как «констрикция души» (сужение сознания) [30]. Анализируя вопрос соотношения сознания и суицида И.П. Красненкова (1999) пришла к следующему выводу: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам

активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманные планы насилия, являет собой, по сути, феномен «болезни сознания». Она считала, что для характеристики такого сознания нельзя использовать медицинский термин, но можно эту «болезнь сознания» подвергнуть рациональному философскому анализу. Как указывают В.В. Нечипоренко и В.К. Шамрей (2019) суицидологами дается следующая характеристика состояния сознания и мышления при суициде: «...есть единственный характерный признак для суицидального состояния, признак (аспект психической жизни и поведения), который почти никогда не удается открыть. Это сужение сознания (констрикция), когда внимание концентрируется как бы на одном узком «туннеле». «Суженое сознание» по Э. Шнейдману (2001) - это психологический феномен (в отличие от аффективного сужения сознания, который является феноменом психопатологическим). Суицидальное «сужение сознания» проявляется в суицидальном дихотомическом мышлении («все или ничего», «либо живу, либо нет») и единственном выборе решения [5].

Характеризуя пресуицидальный синдром при непсихотических суицидах К.П. Кискер с соавт. (1999) ключевое значение придают «полноте сознания», проявления которого сводится к следующему:

1) чувства и полнота осознания сужены, происходит пассивный поворот сосредоточенности на себя, развивается чувство одиночества, бессмысленности существования, безысходности;

2) получают дальнейшее развитие выраженные, но бессильные проявление агрессии, а упреки в адрес окружающих соединяется с болезненным самоотречением. В этой фазе намерения суицидента становится особенно очевидным и для окружающих;

3) происходит бегство в мир фантазии суицида. К суицидальным мыслям присоединяется мазохистски - сладострастные переживания последствий суицида для других, т.е. тех переживаний, которые им придется испытать в связи с самоубийством суицидента. Окончание этой фазы характеризуется «затишьем перед бурей»: пациент внешне невозмутим, им в деталях разрабатывается план суицидальных действий.

Общим состоянием психики при суициде является и сужение когнитивной сферы, синонимом чего является «туннельное» сознание, заключающиеся в резком ограничение «выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации». Подготавливая самоубийство, су-ицидент проявляет рациональность, однако его сознание не следует естественному закону, и из-за этого оно в самом акте самоубийства изменено, патологически «инфицировано» [28].

Изменение самосознания наиболее рельефно проявляется у подростков и молодёжи, которые попадают в стрессовой ситуации. Это обусловлено тем, что

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 9-16

у таких лиц еще недостаточно развиты когнитивный компонент самосознания, а преобладает выраженная эмоциональность и грубые нарушения поведения.

Проблема сознания (самосознания) не менее сложна, чем проблема самоубийств в целом. К ней всегда привлекалось внимания философов, физиологов, психологов, психиатров [19]. Самосознание проявляется в двух формах: общественное самосознание, позволяющее рассматривать себя как социальный объект и личностное самосознание, которое включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Обследуя военнослужащих, совершивших ауто- и гете-роагрессивные действия А.А. Яворский (2007) пришёл к выводу, что социальные действия происходят при нарушении самоконтроля и саморегуляции, что свидетельствует об изменение самосознания. Развитию нарушений самосознания у этих лиц способствовали неблагоприятные обстоятельства жизни аномальные формы воспитания, межличностные конфликты (в том числе - неуставные отношения в период службы). Автор выявил у военнослужащих с пограничной психической патологией нарушения различных компонентов и типов самосознания, а именно: ограничение функции когнитивного компонента и напряжение аффективного компонента с преобладанием эмоциональных проявлений, ограничение чувства деятельности с ситуационной зависимостью, размытость осознания собственного единства, незрелостью осознания собственной идентичности, преходящими элементами временной деперсонализации в осознании того, что «Я» отлично от остального мира.

Примечательно, что в процессе психотерапии лиц суицидоопасными кризисными состояниями как патологическим, так и непатологическими показал, что добиться положительного эффекта можно только когнитивный перестройкой суженного сознания суи-цидента, перестройкой системы его отношений с лицами ближайшего окружения, изменением личного смысла этих отношений [21].

По нашему мнению, решение проблемы самоубийства заключается, отчасти, и в получении новых данных о состоянии самосознания у совершивших суицидальные действия. Самосознание является интегральной характеристикой личности, показателем уровня её адаптации и стиля поведенческих ответов в кризисной ситуации. К сожалению, из-за отсутствия достоверных методик, позволяющих качественно и количественно определить характер нарушение самосознания, до сих пор его четкие критерии не разработаны. Мы предполагаем, что при суицидальном поведением у психически здоровых людей имеет место кратковременное изменение сознания, у лиц с пограничной патологией - сужении сознания, а у психически больных его дезорганизация. Что касается самосо-

знания, то у здоровых лиц при суицидальных действиях происходит преходящие ограничения самосознание, при пограничных состояниях - его искажение, а при психозах - патологическое нарушение. Эти предположения, конечно, нуждаются в объективизации.

Заключение. Сформулированные в работе некоторые дискуссионные вопросы суицидологии отражают адекватное авторское понимание научной ситуации, в которой намного легче поставить вопросы, нежели дать на них соответствующие ответы. Тем не менее, очевидно, что любая дискуссия при наличии исследовательского интереса может рассматриваться как обнадёживающий этап в решении совместными усилиями той или иной актуальной для общества проблемы, примером которой является современная суицидология. С учетом известных социально-психологических особенностей нашей реальной жизнедеятельности эта актуальность приобретает, к сожалению, все большую значимость.

Литература / References

1. Антология суицидологии: основные статьи зарубежных ученых. 1912-1993. М.: Когито-Центр, 2018. 463 с. / Antologiya suicidolo-gii: osnovnye stat'i zarubezhnyh uchenyh [Anthology of suicidology: the main articles of foreign scientists]. 1912-1993. Moscow: Kogito-Centr; 2018. Russian.

2. Асадуева Р.А. Теоретическая база изучения особенностей поведения лиц, склонных к суициду. Психологическая, правовая и социальная безопасность личности: проблемы и пути их решения. Махачкала, 2021. С. 29-38 / Asadueva RA. Teoreticheskaya baza izucheniya osobennostej povedeniya lic, sklonnyh k suicide [The theoretical basis for studying the characteristics of the behavior of persons prone to suicide]. Psihologicheskaya, pravovaya i social'naya bezopasnost' lich-nosti: pro-blemy i puti ih resheniya. Mahachkala; 2021. Russian.

3. Гудзь Ю.В., Башинский О.А., Поликарпов А.В. Эпидемиологическая оценка травм и повреждений у пострадавших в чрезвычайных ситуациях и особенности оказания первой помощи спасателями МЧС России. Многопрофильная клиника XXI века. Инновации в медицине - 2017. Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова, 2017. С. 107-108 / Gudz' YuV, Bashinskij OA, Polikarpov AV. Epidemiologicheskaya ocenka travm i pov-rezhdenij u postradavshih v chrezvychajnyh situaciyah i osobennosti okaza-niya pervoj pomoshchi spasatelyami MCHS Rossii [Epidemiological assessment of injuries and injuries in victims in emergency situations and the specifics of first aid by rescuers of the Russian Emergencies Ministry]. Mnogoprofil'naya klinika XXI veka. Innovacii v medicine - 2017. Vserossijskij centr ekstrennoj i radiacionnoj mediciny imeni A.M. Nikifo-rova; 2017. Russian.

4. Давидовский С.В., Игумнов С.А. Современные концепции и особенности проявления самоповреждающего поведения // Суици-дология. 2020. Т. 11, № 3. С. 33-43 / Davidovskij SV, Igumnov SA. Sov-remennye koncepcii i osobennosti proyavleniya samopovrezhdayush-chego povedeniya [Modern concepts and features of the manifestation of self-harming behavior]. Suicidologiya. 2020;11(3):33-43. Russian.

5. Днов К.В., Нечипоренко В.В., Мурзина Т.Ф., Баурова Н.Н., Тарумов Д.А., Тихенко В.В., Пастушенков А.В., Ятманов А.Н., Серегин Д.А., Куликов В.О., Стальцов С.П., Мананцев П.А., Краснов К.Г., Маркин К.В., Тёмный А.В. Профилактика суицидального поведения. Казань, 2018. 104 с. / Dnov KV, Nechiporenko VV, Murzina TF, Baurova NN, Tarumov DA, Tihenko VV, Pastushenkov AV, Yatmanov AN, Seregin DA, Kulikov VO, Stal'cov SP, Manancev PA, Krasnov KG, Markin KV, Tyomnyj AV. Profilaktika suicidal'nogo povedeniya [Prevention of suicidal behavior]. Kazan'; 2018. Russian.

6. Ефремов В.С. Оставшиеся в живых: работа с суицидентом. СПб: ИЦ Гуманитарная академия», 2018. 272 с. / Efremov VS. Ostavshiesya v zhivyh: rabota s suicidentom [Survivors: dealing with a suicide]. SPb: IC Gumanitarnaya akademiya»; 2018. Russian.

7. Кондратович А.В., Мещерякова К.Ю., Ивашев С.П. Феноменология суицида: мероприятия & культура. Психическое здоровье

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 9-16

детей страны - будущее здоровье нации. Сборник материалов Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии, 2016. С. 205-206 / Kondratovich AV, Meshcheryakova KYU, Ivashev SP. Fenomenologiya suicida: meropriyatiya & kul'tura [The Phenomenology of Suicide: Activities & Culture]. Psihicheskoe zdorov'e detej strany - bu-dushchee zdorov'e na-cii. Sbornik materialov Vserossijskoj konferencii po detskoj psihiatrii i narkologii; 2016. Russian.

8. Национальное руководство по суицидологии. Под ред. Б.С. Положего. М.: ООО «Издательство» Медицинское информационное агентство, 2019. 600 с. / Nacional'noe rukovodstvo po suicidologii [National guidelines for suicidology]. Pod red. B.S. Polozhego. Moscow: OOO «Izdatel'stvo» Medicinskoe informacionnoe agentstvo; 2019. Russian.

9. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология. Клиника, диагностика, профилактика. СПб.: Лема, 2019. 415 с. / Nechiporenko VV, SHamrej VK. Suicidologiya. Klinika, diagnostika, profilaktika [Suicidology. Clinic, diagnostics, prevention]. SPb.: Lema; 2019. Russian.

10. Носова Е.С., Спасенников Б.А., Александрова О.Ю. Эпидемиология самоубийств в мире и факторы риска суицидального поведения // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 4. С. 4-17 / Nosova ES, Spasennikov BA, Aleksandrova OYu. Epidemiologiya samo-ubijstv v mire i faktory riska suicidal'nogo povedeniya [Epidemiology of suicide in the world and risk factors for suicidal behavior]. Byullet-en' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestven-nogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2021;4:4-17. Russian.

11. Положий Б.С. Суициды в России и в Европе. М.: МИА, 2016. 211 с. / Polozhij BS. Suicidy v Rossii i v Evrope [Suicides in Russia and Europe]. Moscow: MIA; 2016. Russian.

12. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Суицидальное поведение подростков. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. 366 с. / Popov YuV, Pichikov AA. Suicidal'noe povedenie podrostkov [Suicidal behavior of adolescents]. Sankt-Peterburg: SpecLit; 2017. Russian.

13. Розанов В.А. Периферические биологические факторы и биомаркеры суицида // Суицидология. 2018. Т. 9, №1. С. 3-22 / Roza-nov VA. Perifericheskie biologicheskie faktory i biomarkery suicida [Peripheral biological factors and biomarkers of suicide]. Suicidologiya. 2018;9(1):3-22. Russian.

14. Сиверцев Е.Ю. Аналитическая традиция в науках о сознании и проблема суицида // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Т. 9, № 1-1. С. 98-108 / Sivercev EYu. Analiticheskaya tradiciya v naukah o soznanii i problema suicida [The analytic tradition in the sciences of consciousness and the problem of suicide]. Kontekst i re-fleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. 2020;9(1-1):98-108. Russian.

15. Сиверцев Е.Ю. Древняя Греция: человек, общество, судьба и самоубийство // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 10. С. 113-116 / Civercev EYu. Drevnyaya Greciya: chelovek, obshchestvo, sud'ba i samoubijstvo [Ancient Greece: Man, Society, Destiny and Suicide]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie. 2020;10:113-6. Russian.

16. Усманова М.Б., Солиев Д.М., Каримова Н.З.К. Комплекс биологических характеристик личности пациентов с незавершенными суицидами // Интернаука. 2021. № 10-1 (186). С. 37-41 / Us-manova MB, Soliev DM, Karimova NZK. Kompleks biologicheskih harak-teristik lichnosti pacientov s nezavershennymi suicidami [Complex of biological characteristics of the personality of patients with incomplete suicides]. Internauka. 2021;10-1(186):37-41. Russian.

17. Цушко П.Э. Отношение к суициду в культуре средневековья. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века, 2016. С. 132-134 / Cushko PE. Otnoshenie k suicidu v kul'ture srednevekov'ya. Intel-lektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka [Attitude towards suicide in the culture of the Middle Ages. Intellectual and scientific potential of the XXI century]; 2016. Russian.

18. Agoramoorthy G., Hsu M.J. The Suicide Paradigm: Insights from Ancient Hindu Scriptures // J Relig Health. 2017. Vol. 56, N3. P. 807-816

/ Agoramoorthy G, Hsu MJ. The Suicide Paradigm: Insights from Ancient Hindu Scriptures. J Relig Health. 2017 Jun; 56 (3): 807-816.

19. Arendt F., Markiewitz A., Scherr S. Investigating Suicide-Related Subliminal Messages on Instagram // Crisis. 2021. Vol. 42, N4. P. 263-269 / Arendt F, Markiewitz A, Scherr S. Investigating Suicide-Related Subliminal Messages on Instagram. Crisis. 2021 Jul; 42 (4): 263-9.

20. Bachmann S. Epidemiology of Suicide and the Psychiatric Perspective // Int J Environ Res Public Health. 2018. Vol. 15, N7. P. 1425 / Bachmann S. Epidemiology of Suicide and the Psychiatric Perspective. Int J Environ Res Public Health. 2018;15(7):1425.

21. Colucci E., Lester D. A cross-cultural study of attitudes toward suicide among young people in India, Italy and Australia // Int J Soc Psychiatry. 2020. Vol. 66, N7. P. 700-706 / Colucci E, Lester D. A cross-cultural study of attitudes toward suicide among young people in India, Italy and Australia. Int J Soc Psychiatry. 2020;66(7):700-6.

22. Joshi K., Billick S.B. Biopsychosocial Causes of Suicide and Suicide Prevention Outcome Studies in Juvenile Detention Facilities: A Review // Psychiatr О. 2017. Vol. 88, N1. P. 141-153 / Joshi K, Billick SB. Biopsychosocial Causes of Suicide and Suicide Prevention Outcome Studies in Juvenile Detention Facilities: A Review. Psychiatr О. 2017;88(1):141-53.

23. Koo J., Marangell L.B., Nakamura M., Armstrong A., Jeon C., Bhutani T., Wu J.J. Depression and suicidality in psoriasis: review of the literature including the cytokine theory of depression // J Eur Acad Der-matol Venereol. 2017. Vol. 31, N12. P. 1999-2009 / Koo J, Marangell LB, Nakamura M, Armstrong A, Jeon C, Bhutani T, Wu JJ. Depression and su-icidality in psoriasis: review of the literature including the cytokine theory of depression. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2017;31(12):1999-2009.

24. Mascayano F., Irrazabal M., D Emilia W., Vaner S.J., Sapag J.C., Alvarado R., Yang L.H., Sinah B. Suicide in Latin America: a growing public health issue // Rev Fac Cien Med Univ Nac Cordoba. 2015. Vol. 72, N4. P. 295-303 / Mascayano F, Irrazabal M, D Emilia W, Vaner SJ, Sapag JC, Alvarado R, Yang LH, Sinah B. Suicide in Latin America: a growing public health issue. Rev Fac Cien Med Univ Nac Cordoba. 2015 ;72(4):295-303.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. McLoughlin A.B., Gould M.S., Malone K.M. Global trends in teenage suicide: 2003-2014 // QJM. 2015. Vol. 108, N10. P. 765-780 / McLoughlin AB, Gould MS, Malone KM. Global trends in teenage suicide: 2003-2014. OJM. 2015 Oct; 108 (10): 765-80

26. Moksony F., Hegedus R. Religion and Suicide: How Culture Modifies the Effect of Social Integration // Arch Suicide Res. 2019. Vol. 23, N1. P. 151-162 / Moksony F, Hegedus R. Religion and Suicide: How Culture Modifies the Effect of Social Integration. Arch Suicide Res. 2019;23(1):151-62.

27. Oexle N., Mayer L., Rüsch N. Suicide stigma and suicide prevention // Nervenarzt. 2020. Vol. 91, N9. P. 779-784 / Oexle N, Mayer L, Rüsch N. Suicide stigma and suicide prevention. Nervenarzt. 2020;91(9):779-84.

28. Pak T.Y., Choung Y. Relative deprivation and suicide risk in South Korea // Soc Sci Med. 2020. Vol. 247. P. 112815 / Pak TY, Choung Y. Relative deprivation and suicide risk in South Korea. Soc Sci Med. 2020;247:112815.

29. Ward S., Outram S. Medicine: in need of culture change // Intern Med J. 2016. Vol. 46, N1. P. 112-116 / Ward S, Outram S. Medicine: in need of culture change. Intern Med J. 2016;46(1):112-6.

30. Yip P.S., YousufS., Chan C.H., Yung T., Wu K.C. The roles of culture and gender in the relationship between divorce and suicide risk: a meta-analysis // Soc Sci Med. 2015. Vol. 128. P. 87-94 / Yip PS, Yousuf S, Chan CH, Yung T, Wu KC. The roles of culture and gender in the relationship between divorce and suicide risk: a meta-analysis. Soc Sci Med. 2015;128:87-94.

31. Zalar B., Kores Plesnicar B., Zalar I., Mertik M. Suicide and Suicide Attempt Descriptors by Multimethod Approach // Psychiatr Danub. 2018. Vol. 30, N3. P. 317-322 / Zalar B, Kores Plesnicar B, Zalar I, Mertik M. Suicide and Suicide Attempt Descriptors by Multimethod Approach. Psychiatr Danub. 2018;30(3):317-22.

Библиографическая ссылка:

Шамрей В.К., Нечипоренко В.В., Лыткин В.М., Зун С.А., Ятманов А.Н. О филосовской, культуральной и клинической трактовках некоторых ключевых понятий суицидологии (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2022. №3. С. 9-16. DOI: 10.24412/1609-2163-2022-3-9-16. EDN KPHGOV.

Bibliographic reference:

Shamrey VC, Nechiporenko VV, Lytkin VM, Zun SA, Yatmanov AN. O filosovskoy, kul'tural'noy i klinicheskoy traktovkakh nekotorykh klyuchevykh ponyatiy suitsidologii (obzor literatury) [About philosophical, cultural and clinical interpretations of some key concepts of suicidology (literature review)]. Journal of New Medical Technologies. 2022;3:9-16. DOI: 10.24412/1609-2163-2022-3-9-16. EDN KPHGOV. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.