ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2017. No. 4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ECONOMIC SCIENCE
УДК 336
DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-89-94
О ФАКТОРАХ, ПОВЛИЯВШИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ «ХАВАЛА»
© 2017 г. А.И. Добаев а
а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
ABOUT THE FACTORS THAT INFLUENCED THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HAWALA SYSTEM
На основании изученных произведений зарубежных и российских исследователей освещаются факторы, повлиявшие на формирование и развитие системы «хавала», в том числе вовлеченность стран Ближнего и Среднего Востока, на территории которых действует преобладающее число «хаваладаров» (операторов системы «хавала»), в торговые отношения в рамках существовавшего Великого Шелкового пути. Отдельно рассматривается исламский фактор, включающий морально-нравственные ценности источников мусульманства: Корана, Сунны, иджмы, мазхабов, кийасов, урфов, фикхов и примеров делового поведения Пророка, предопределивших постулаты понимания бытия в исламской экономике и примат таких категорий, как благотворительность, добропорядочность, честность. Изложенное оказало существенное воздействие на становление исламской экономической доктрины, которая определяет векторы текущего развития системы «хавала». Понимание важности исламского цивилизационного кода позволяет целостно воспринимать систему «хавала».
Ключевые слова: формирование и развитие системы «хавала», исламская экономика, закят, риба, гарар, мейсир, мушарака, системы переводов денег или ценностей, система «хавала».
In this article, the author, on the basis of the works offoreign and Russian researchers studied, highlights the factors that influenced the formation and development of the "hawala" system, including the involvement of the countries of the Near and Middle East, in which the prevailing number of "hawaladars" (operators of the "hawala" system), into trade relations within the existing Great Silk Road. The Islamic factor, which includes moral and moral values of Muslim sources: the Koran, Sunnah, ijma, madhhab, qiyas, urf, fiqh and examples of the business conduct of the Prophet, predetermined the postulates of understanding life in the Islamic economy and the primacy of such categories as charity, integrity, honesty. This has had a significant impact on the establishment of Islamic economic doctrine, which determines the vectors of the current development of the "hawala" system. Understanding the importance of Islamic civilizational code makes it possible to take a holistic view of the "hawala" system.
Keywords: formation and development of the hawala system, Islamic economy, zakah, riba, gharar, maisir, musharaka, money or value transfer systems, hawala system.
A.I. Dobaev а
а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
а
Добаев Андрей Игоревич -кандидат экономических наук, эксперт, Центр региональных исследований, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: andrros@gmail.com
Andrew I. Dobaev -
Candidate of Economics, Expert,
Centre for Regional Studies,
Institute of Sociology and Regional Studies,
Southern Federal University,
Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don,
344006, Russia.
E-mail: andrros@gmail.com
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2017. No. 4
«Хавала» является одной из систем, входящих в широкую категорию систем переводов денег или ценностей. Сформировалась под воздействием географического, торгово -экономического, этнического и исламского факторов.
Первые три фактора взаимосвязаны с вовлечением стран Ближнего и Среднего Востока, на территориях которых оперирует в настоящее время
существенная доля «хаваладаров» (операторы системы «хавала»), в торгово-экономические и культурные отношения в рамках великого шелкового пути, сформировавшегося в доисламский период и просуществовавшего более 15 веков (120 г. до н.э. - 1450 н.э.), выступавшего проводником распространения религий, технологий и инноваций среди стран Азии, Африки и Европы (рисунок).
Схема Великого Шёлкового пути / Scheme of the Great Silk Road
М. Шрамм и М. Таубе первыми предприняли попытку исследовать исторические начала и этимологию «хавалы». Ученые проанализировали целый ряд исламских классических источников и установили, что первое упоминание «хавалы» встретилось в 1327 г. в письменном тексте мусульманского ученого Абу Бакра б. Масуд аль Казани [1, с. 407]. Однако выводы, сделанные М. Шраммом и М. Таубе, оказались преждевременными. В частности, анализ хадисов в оригинале свидетельствует, что в начале VII века Абу Харайра получил инструкцию своего компаньона Пророка Мухаммада следующего содержания: «Промедление богатыми (в оплате долга) несправедливо, когда один из вас предъявляет (право требования долга) богатому человеку, то он должен принять его (перевод) к погашению» [2, р. 360-363].
В последующем, после смерти Пророка, исламские правоведы обозначили практику передачи долга как «аль-хавала». Весьма вероятно,
что эта система существовала еще до ее отражения в источниках мусульманства. Судя по современным источникам, сам Пророк был знаком с ней [3, р. 89].
Представляется целесообразным рассмотреть детальнее исламский фактор, оказавший воздействие на систему «хавала». Сабхи Лабиб подчеркивает, что в обществах, где зарождается ислам, происходит подъем деловой активности, увеличивается обмен товарами и услугами, возрастает влияние религии на развитие кредитно-денежных отношений [4, р. 80]. Как свидетельствует практика, ислам сделал возможным эффективное социоэкономическое взаимодействие и взаимоинтеграцию купцов прежде всего по той причине, что привнес беспрецедентный потенциал выравнивания ранее существовавших культурных и лингвистических барьеров [5, р. 232]. Так, когда жители одного из ключевых городов торгового кластера принимали ислам, в интересах других было поступить аналогичным образом,
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIIREGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
для того чтобы укрепить личные деловые связи и обеспечить общий мусульманский правовой фундамент, регулирующий торговые отношения.
Обращение в ислам таким образом способствовало формированию культурно-экономических связей между торговыми центрами и купцами портовых городов Индии, Среднего Востока и Средиземноморья, что расширяло зону торговли арабских, еврейских, армянских и индусских купцов. Кроме того, постоянно возрастающее число паломников со всего мира к святым местам Саудовской Аравии создавало условия для обмена информацией между купцами и изучения предложения товаров на местных рынках [6].
С экономической же точки зрения ислам сформировал институциональные рамки деловых отношений, что способствовало распространению доверия среди географически отдаленных друг от друга торговцев без создания и использования системы и инструментария принудительного исполнения [7, p. 40-52].
Ислам диктует примат нравственных ценностей над экономическими. В частности, Коран, Сунна, иджма (араб. - ¿1*?!, англ. М(та - согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права), мазхабы (араб. - англ. - Madhhab - школа шариат-
ского права в исламе), кийас (араб. - оМ, англ. -Qiyas - суждение по аналогии, один из источников мусульманского права), урф (араб. -англ. - №Т - местный обычай, не противоречащий исламу), фикх (араб. - , англ. - Fiqh - мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле), примеры делового поведения Пророка, труды известных богословов, правоведов, философов образуют свод морально-нравственных законов, регулирующих поведение правоверных мусульман во всех сферах общественной жизни.
Экономики в государствах, где официальной религией является ислам, впитали в себя моральные и нравственные ценности из вышеуказанных источников мусульманства, что прежде всего касается осмысления важных нравственно-экономических категорий. Это [8, p. 82]:
- благотворительность (например, «вакф» (имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели) / араб. - ^Ъ, англ. -Waqf, Wakf);
- объективность и добропорядочность (например, «халал» (дозволенные поступки по шариату) / араб. - J^, англ. - Halal);
- строгие запреты (например, «харам» (в шариате - запретные действия) / араб. - flj^, англ. -Haram));
- порядочность и честность (например, «зулм» (жестокость, неправомерная эксплуатация) / араб. - англ. - Zulm).
Следствием являются существующие основополагающие принципы и аксиомы исламской экономики [9]:
- единобожие (таухид, араб. - англ.
- Tawhid) выступает доминирующей и всеохватывающей этической составляющей, указывающей, что все люди, являясь детьми Аллаха, равны;
- социальная справедливость и социальная направленность (адала, араб. - англ. - Ada-lah; ихсан араб. - j^, англ. - Ihsan) в межличностных взаимоотношениях;
- гармоничный рост, непрерывное самосовершенствование (тазкийа, араб. - англ. -Tazkiyah);
- создание предпосылок социуму (индивиду, обществу) в достижении своего превосходства (рубубийа, англ. - Rububiyah);
- свобода действий, но направленная на служение общественным интересам (фард, араб.
- ^j^, англ. - Fard);
- люди - наместники (уполномоченные) Аллаха на Земле (халифах, араб. - ЦД^ , англ. - Hal-ifah / Khalifah) и должны исполнять и придерживаться этих принципов.
Всеобщая исламская декларация прав человека целостно и развернуто выражает существующую концепцию исламского экономического порядка [10]:
1. В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, данные Аллахом всему человечеству.
2. Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом.
3. Всякий человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств в общественных интересах законна.
4. Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом и выделяемую в соответствии с законом.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
5. Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины. Запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться.
6. Для обеспечения развития сбалансированной экономики и для защиты общества от экплуатации исламский закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы.
7. Разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины и не нарушают исламские законы и ценности.
Современная исламская экономическая доктрина базируется прежде всего на Коране и Сунне, примерах делового поведения Пророка Мухаммада. По мнению ряда ученых, исламская экономика является одной из мусульманских наук, а исламская экономическая доктрина выступает составным элементом глобальной исламской концепции жизни правоверных мусульман. С учетом того, что доминирующий вклад к настоящему времени в исламскую экономическую доктрину внесли видные мусульманские богословы, правоведы и философы, объяснимо, что она вобрала в себя ценностные ориентиры, заложенные в Священном Коране, которые «определяют допустимые границы экономических мотиваций и инвестиционных решений и обосновывают морально аргументированную хозяйственную стратегию человека (предпринимателя) с целью обеспечения справедливого равновесия между материальными и духовными потребностями, а также между индивидуальными и общественными обязанностями человека» [11].
Необходимо констатировать, что система «хавала», которая зародилась ранее и развивалась одновременно со сформировавшейся в современном понимании исламской экономикой, вобрала в себя многочисленные культурно-религиозные особенности и закономерности, характерные для исламской экономики и финансов, а возможно, в какой-то мере повлияла на сегодняшние очертания последних [12, с. 97]. В этой связи представляется целесообразным осветить ключевые категории исламской экономики, которые в определенной мере оказывали воздействие на формирование и эволюцию системы «хавала» и продолжают влиять на систему. К ним следует отнести [13, с. 157]:
1. Закят (араб. - англ. - Zakat - налог в пользу нуждающихся мусульман).
2. Риба (араб. - bj, англ. - Riba - увеличение долга против его первоначального размера).
3. Гарар (араб. - 4AÜI ^¿Д« ^ jl^üll ^л, англ. - Gharar - неадекватный риск).
4. Мейсир (араб. - англ. - Maysir (Maisir) - доход, образовавшийся в результате случайного стечения обстоятельств).
5. Мушарака (араб. - англ. -Musharaka - партнерство, сотворение, соучастие).
Таким образом, позиции исследователей системы «хавала» представляются неглубокими и фрагментарными в тех случаях, когда ее отдельные черты и преимущества перед другими системами переводов денег и ценностей, такие как невысокая стоимость услуг; переводы без комиссии (для бедняков); невзимание комиссии за совершение валютно-обменных операций; продажа касс хаваладарами друг другу без комиссии; быстрота переводов; эффективность переводов (постоянный доступ хаваладаров к иностранной валюте, более выгодный обменный курс и т.п.); существенная доля торговых схем уравнивания взаимных обязательств между хаваладарами; преимущественное уравнивание взаимных обязательств между хаваладарами адекватными по стоимости ликвидными активами; сохранность денежных средств в связи с неинвестированием их хава-ладарами в рискованные виды бизнеса; симметричное распределение возникающих рисков (денежного депозита, хранения, окончательности, ликвидности, риска, потери основной суммы) между хаваладарами, трактуются в качестве исключительно эндогенных механических составляющих.
Фактически же система «хавала» значительно глубже. Так, являясь воплощением морально-нравственных ценностей источников мусульманства и центральных категорий исламской экономики, система и ее многочисленные элементы (включая наиболее важные в этом аспекте: платежный инструментарий хаваладаров, используемые ими схемы уравнивания взаимных обязательств) соответствуют исламским ценностным ориентирам, в связи с чем дробление системы на разрозненные элементы и их обособленное рассмотрение с позиций экономической эффективности без учета экзогенного исламского фактора уводит от всестороннего целостного подхода к изучению системы.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Литература
1. Schramm M., Taube M. Evolution and Institutional Foundation of the Ha-wala Financial System // International Review of Financial Analysis. 2003. № 4, vol. 12.
2. Sahih Bukhari (AD 810 - 870) Vol. 3, book 41 (Loans, payment of loans, freezing of property, bankruptcy), №. 585. Ibn Rushd (AD 1126 - 1198) The Distinguished Jurist's Primer: A Translation of Bidayat Al-Mujtahid wa Niha-yat al-Muqtasid (Great Books of Islamic Civilization).
3. Thompson E. Trust is the Coin of the Realm: Lessons from the Money Men in Afghanistan. Oxford University Press, 2011.
4. Subhi Y. Labib. Capitalism in Medieval Islam // The Journal of Economic History. 1969. № 1, vol. 29.
5. Alfred E. Lieber. Eastern Business Practices and Medieval European Com-merce // The Economic History Review. 1968. № 2, vol. 21.
6. Robert A. Guisepi. The History of ancient Sumeria (Sumer) including its cit-ies, kings and religions. URL: http://history-world.org/sumeria. htm (дата обращения: 20.10.2017).
7. Rodney Wilson. Banking and Finance in the Arab Middle East. MacMilan, 1983.
8. Добаев А.И., Игнатова Т.В. Исламская экономика и эволюция системы «хавала» // Россия и мусульманский мир. 2017. № 8 (302).
9. The Islamic Finance and Ethics Society. URL: http://www.the-ifes.org/2012/11/03/ the-is-lamic-moral-econome-de-mehmet-asutay/ (дата обращения: 11.09.2017).
10. Всемирная исламская политико-правовая мысль. URL: http://www.worldislamlaw.ru/ archives/122 (дата обращения: 03.10.2017).
11. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Исламская экономическая доктрина как среда формирования и развития исламской модели бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 29. URL: http://www.fin-izdat.ru/ journal/interbuh/detail.php?ID=52161 (дата обращения: 24.09.2017).
12. Добаев А. И. Системы перевода денег или ценностей: место и роль системы «хавала» // Государственное и муниципальное управление: Уч. зап. СКАГС. 2015. № 1.
13. Добаев А.И., Игнатова Т.В. Исламская экономика и эволюция системы «хавала» // Ис-
2017. No. 4
лам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2016. Т. 12, № 4.
References
1. Schramm M., Taube M. Evolution and Institutional Foundation of the Hawala Financial System. International Review of Financial Analysis. 2003, No. 4, vol. 12.
2. Sahih Bukhari (AD 810 - 870) Vol. 3, book 41 (Loans, payment of loans, freezing of property, bankruptcy), No. 585. Ibn Rushd (AD 1126 - 1198). The Distinguished Jurist's Primer: A Translation of Bidayat Al-Mujtahid wa Nihayat al-Muqtasid (Great Books of Islamic Civilization).
3. Thompson E. Trust is the Coin of the Realm : Lessons from the Money Men in Afghanistan. Oxford University Press, 2011.
4. Subhi Y. Labib. Capitalism in Medieval Islam. The Journal of Economic History. 1969, No. 1, vol. 29.
5. Alfred E. Lieber. Eastern Business Practices and Medieval European Commerce. The Economic History Review. 1968, No. 2, vol. 21.
6. Robert A. Guisepi. The History of ancient Su-meria (Sumer) including its cities, kings and religions. Available at: http://history-world.org/sume-ria.htm (accessed 20.10.2017).
7. Rodney Wilson. Banking and Finance in the Arab Middle East. MacMilan, 1983.
8. Dobaev A.I., Ignatova T.V. Islamskaya ekonomika i evolyutsiya sistemy «Khavala» [Islamic Economy and Evolution of Hawala System]. Rossiya i musul'manskii mir. 2017, No. 8 (302).
9. The Islamic Finance and Ethics Society. Available at: www.the-ifes.org/2012/11/03/ the-is-lamic-moral-econome-de-mehmet-asutay/ (accessed 11.09.2017).
10. Vsemirnaya islamskaya politiko-pravovaya mysl' [World Islamic political and legal thought]. Available at: http://www.worldislamlaw.ru/ar-chives/122 (accessed 03.10.2017).
11. Evdokimov V.V., Gritsishen D.A. Islamskaya ekonomicheskaya doktrina kak sreda formi-rovaniya i razvitiya islamskoi modeli bukhgalter-skogo ucheta [Islamic Economic Doctrine as a Factor of Development of Islamic Accounting Model]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. 2012, No. 29. Available at: http://www.fin-izdat.ru/journal/inter-buh/detail.php?ID=52161 (accessed 24.09.2017).
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4
12. Dobaev A.I. Sistemy perevoda deneg ili tsennostei: mesto i rol' sistemy «khavala» [Money and Value Transfer Systems; Place and the Role of Hawala]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe uprav-lenie: Uch. zap. SKAGS. 2015, No. 1.
13. Dobaev A.I., Ignatova T.V. Islamskaya ekonomika i evolyutsiya sistemy «Khavala» [Islamic Economy and Evolution of Hawala System]. Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyi i mezhdu-narodno-politicheskii aspekty. 2016, vol. 12, No. 4.
Поступила в редакцию / Received 27 октября 2017 г. / October 27, 2017