Кольчурин Андрей Геннадьевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583268)
Чирва Снежана Владимировна
адъюнкт кафедры предварительного расследования
Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583268)_
О едином следственном комитете
Рассматривается история создания единого следственного органа в России. Анализируются положительные и отрицательные стороны объединения следственных органов.
Ключевые слова: следственный комитет, предварительное следствие, реорганизация следствия.
A.G. Kolchurin, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Preliminary Investigation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583268;
S.V. Chirva, Adjunct of a Chair of Preliminary Investigation of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583268
About uniform investigative committee
The history of a unified investigative body in Russia is considered. Analyzes the positive and negative of combining the investigating authorities.
Key words: investigative commitee, preliminary investigation, investigation reorganization.
^ ^"января 2013 г. исполнилось два I ^^года с момента создания След' ^^ственного комитета Российской Федерации [1]. На данный момент на самый молодой следственный аппарат России возлагают большие надежды. Именно на его базе планируется создание единого следственного органа.
Идея создания единого следственного комитета возникла еще в конце ХХ в. В апреле 1990 г. на съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании Союзного Следственного комитета. После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.
После вступления в силу УПК РФ 2001 г. вновь заговорили о создании единого следственного органа - Федеральной службы расследования. С принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» из структуры прокуратуры выделили следственное подразделение, создав Следственный комитет при Прокуратуре РФ.
Наконец, с 15 января 2011 г. Следственный комитет был выведен из структуры прокуратуры и стал самостоятельным государственным органом.
Следующим этапом может стать принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием органов предварительного следствия», инициатором которого выступил Президент РФ В.В. Путин. Осенью 2012 г. указанный законопроект прошел два чтения в Государственной Думе РФ. Однако после проведения анализа объема работы, связанной с реализацией рассматриваемого законопроекта, документ был передан в Совет безопасности для принятия соответствующего решения.
Согласно законопроекту в Следственный комитет планируется передать 38 составов преступлений (дела средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие). В МВД не останется следственных подразделений, будет только орган дознания (для расследования преступлений небольшой и средней тяжести), которому будет передано 288 составов. Расширение подследственности Следственного комитета и, соответственно, увеличение его численности предполагается провести за счет перехода на службу в Следственный комитет следователей из МВД. В связи с увеличением количества составов преступлений штат органа дознания МВД также будет увеличен. Кроме того, дозна-
222
ние останется у органов ФСБ и Госнарко-контроля. Следствие же останется, помимо Следственного комитета, лишь в ФСБ.
Для реализации указанных преобразований необходимо внести соответствующие изменения в УПК РФ, законодательные акты, касающиеся деятельности самого Следственного комитета, следователей и дознавателей МВД, Госнаркоконтроля. Реорганизация следственных подразделений повлечет за собой значительные материальные затраты.
Между тем, полемика по вопросу создания единого Следственного комитета не утихает. Высказанные в 2002 г. А. Александровым контраргументы созданию Федеральной службе расследования [2] (единого Следственного комитета) актуальны и в наши дни:
1. Сохранятся межведомственные интересы.
2. Не прекратятся споры о подследственности.
3. Будет утрачена специализация следователей.
4. Сохранится проблема укрывательства преступлений.
5. Нарушится взаимодействие следственных органов и оперативно-розыскных подразделений.
6. Обострится кадровый вопрос.
7. Не будет ликвидирован обвинительный уклон следователей.
8. Затраты на реализацию данной реформы не оправдаются.
Мы также придерживаемся позиции А. Александрова о нецелесообразности создания единого следственного органа по следующим причинам.
Во-первых, нарушится взаимодействие между следственными подразделениями и органами дознания. В частности, следователи органов внутренних дел, расследуя преступления, тесно взаимодействуют с оперативно-розыскными подразделениями ОВД, и не только. Так, по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, взаимодействие осуществляется с подразделениями по делам несовершеннолетних. Кроме того, по преступлениям различных категорий следователи взаимодействуют с участковыми уполномоченными и сотрудниками других служб. В настоящий момент внутри МВД России взаимодействие регулируется ведомственными приказами [3; 4]. Контролируется это взаимодействие руководителями одного ведомства, что позволяет добиваться наибольшего эффекта. Конечно, взаимодействие различных ведомств можно регулировать путем издания межведомственных приказов. Однако эффективность их реализации предвидеть сложно.
Во-вторых, с передачей для расследования в Следственный комитет в 2011 г. налоговых преступлений, а затем в 2012 г. тяжких и особо
тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, встал вопрос об увеличении штатной численности и специализации следователей. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» штатная численность Следственного комитета РФ (кроме военных следственных органов СК РФ) с января 2012 г. увеличилась с 19156 единиц до 21156 единиц. Кроме того, приказом Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 2 была введена специализация следователей по расследованию отдельных видов преступлений. Но увеличение штатной численности и введение специализации не говорит о качестве расследования уголовных дел, для этого требуются специальные навыки и умения, которыми уже обладают следователи ОВД. Такая же ситуация может сложиться при передаче в подследственность следователей Следственного комитета других категорий уголовных дел. Решение проблемы, связанной со специализацией следователей, путем перехода сотрудников следственных подразделений МВД в структуру Следственного комитета, на наш взгляд, также не состоятельно. Скорее всего, руководители МВД постараются оставить в своих рядах лучших специалистов.
В-третьих, так называемая «монополия» на предварительное следствие. Согласимся с выводом А. Александрова о том, что «монополия на предварительное следствие вредна, как всякая монополия». Сосредоточение функций расследования в одном органе может привести к «коррупционным рискам в обеспечении законности на предварительном следствии» [5]. Тем более такая монополия опасна, поскольку следователи Следственного комитета расследуют уголовные дела, в том числе, и в отношении надзирающих за ними прокуроров.
В-четвертых, на все преобразования предварительного следствия будет потрачена значительная часть государственного бюджета, а будут ли достигнуты положительные результаты еще не известно. «Так нужно ли идти на колоссальные финансовые и материальные затраты, которые приведут в конечном счете к ослаблению борьбы с преступностью?» [6].
При решении вопроса о создании единого следственного комитета стоит вспомнить, что попытки такой реформы уже были. Точнее, это был эксперимент по выделению следствия в самостоятельную структуру, подчиненную республиканским и местным ОВД. Меры по перестройке деятельности следственного аппарата содержались в постановлении ЦК КПСС от 4 июня 1987 г., согласно которому с сентября 1987 г. в условиях эксперимента работали следственные подразделения МВД Белорус-
223
сии, Эстонии, УВД Волгоградского, Свердловского облисполкомов и нескольких РУВД г. Москвы. С 1988 г. эксперимент проводился во всех союзных республиках и дополнительно в семи регионах Российской Федерации. Но, рассмотрев итоги эксперимента, в феврале 1989 г. МВД СССР признало проведение дальнейшего эксперимента нецелесообразным, т.к. результаты оперативно-служебной деятельности не улучшились, а наработанная годами практика взаимодействия следователей и оперативных служб по раскрытию преступлений стала давать сбои.
Проведенный анализ приводит к выводу о том, что реорганизация предварительного
1. О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 403-Ф3.
2. Александров А. Нужно ли создавать федеральную службу расследований // Законность. 2002. № 11.
3. Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280.
4. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания: приказ МВД России от 06 авг. 2007 г. № 697.
5. По материалам газеты «Московский комсомолец». 2012. 28 нояб.
6. Кривенко А. И. Еще раз о едином следственном комитете // Российский следователь. 2007. № 23.
следствия нецелесообразна. На наш взгляд, следует сохранить следственные органы в том виде, в каком они существуют сейчас.
С учетом имеющейся специализации следователей различных ведомств необходимо внести изменения в ст. 151 УПК РФ: в подследственности следователей Госнаркоконтроля оставить все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а функции предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних передать следователям ОВД.
1. About Investigative committee of the Russian Federation: feder. law from Dec. 28, 2010 № 403-FL.
2. Aleksandrov A. Whether it is necessary to create federal service of investigations // Legality. 2002. № 11.
3. About valiation of provision on organization of interaction of subdivisions of law-enforcement bodies of the Russian Federation in disclosure and investigation of crimes: order of the Ministyr of Internal Affairs of Russia from March 26, 2008 № 280.
4. About measures for improvement of activity of law-enforcement bodies for production of preliminary investigation in the form of inquiry: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from Aug. 6, 2007 № 697.
5. On «Moskovsky Komsomolets» newspaper materials. 2012. 28 Nov.
6. Krivenko A.I. Once again about uniform investigative committee // Russian investigator. 2007. № 23.
224