Научная статья на тему 'О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неганов Владимир Владимирович

В данной научной статье речь идет о духовно-нравственных аспектах преподавания философии в высших учебных заведениях. Автором выявлены и проанализированы основные проблемы, наиболее часто встречающиеся в процессе преподавания философии. Автор заострил внимание на ключевых вопросах, касающихся формирования мировоззрения, духовно-нравственных ориентирах и воспитания личности студента. В ходе исследования автор проанализировал духовно-нравственные аспекты с привлечением личного теоретического и практического арсенала и опыта преподавания философии в высших учебных заведениях. В связи с этим теоретическая и практическая значимость научного исследования заключается в выявлении общих тенденций и духовно-нравственных аспектов преподавания философии. В процессе изучения данной проблемы автор использовал общелогические методы теоретического познания и следующие приемы научного исследования: анализ и синтез, сравнительный анализ, обобщение, аналогию и системный подход. Основной акцент в исследовании автор сфокусировал на классических философских трудах, на современных исследованиях философов, а также социально-философских, педагогических изысканиях в области преподавания философии. Важным моментом данного научного исследовании является вопрос о духовно-нравственном значении и смысле преподавания философии в высших учебных заведениях. Обозначенные, предложенные и апробированные автором духовно-нравственные аспекты преподавания философии могут способствовать повышению интереса студентов к изучению философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неганов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF TEACHING PHILOSOPHY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This scientific article deals with the spiritual and moral aspects of teaching philosophy in higher educational institutions. The author identifies and analyzes the main problems most frequently encountered in the process of teaching philosophy. The author drew attention to key issues related to the formation of a worldview, spiritual and moral guidelines and the education of the student's personality. In the course of the research, the author analyzed the spiritual and moral aspects with the involvement of a personal theoretical and practical arsenal and experience of teaching philosophy in higher educational institutions. In this regard, the theoretical and practical significance of scientific research consists in identifying general trends and spiritual and moral aspects of teaching philosophy. In the process of studying this problem, the author used general logical methods of theoretical knowledge and the following methods of scientific research: analysis and synthesis, comparative analysis, generalization, analogy and a systematic approach. The author focused the main emphasis in the research on classical philosophical works, on modern studies of philosophers, as well as socio-philosophical, pedagogical research in the field of teaching philosophy. An important point of this scientific research is the question of the spiritual and moral significance and the meaning of teaching philosophy in higher educational institutions. The spiritual and moral aspects of teaching philosophy identified, proposed and tested by the author can help to increase students' interest in the study of philosophy.

Текст научной работы на тему «О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

NEGANOV Vladimir Vladimirovich ON SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

УДК 378:37.017.92:091,101,101.1,101.9 DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0042

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8897-0367 AuthorlD: 393735

НЕГАНОВ Владимир Владимирович, кандидат философских наук, преподаватель кафедры истории и философии Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной научной статье речь идет о духовно-нравственных аспектах преподавания философии в высших учебных заведениях. Автором выявлены и проанализированы основные проблемы, наиболее часто встречающиеся в процессе преподавания философии. Автор заострил внимание на ключевых вопросах, касающихся формирования мировоззрения, духовно-нравственных ориентирах и воспитания личности студента. В ходе исследования автор проанализировал духовно-нравственные аспекты с привлечением личного теоретического и практического арсенала и опыта преподавания философии в высших учебных заведениях. В связи с этим теоретическая и практическая значимость научного исследования заключается в выявлении общих тенденций и духовно-нравственных аспектов преподавания философии. В процессе изучения данной проблемы автор использовал общелогические методы теоретического познания и следующие приемы научного исследования: анализ и синтез, сравнительный анализ, обобщение, аналогию и системный подход. Основной акцент в исследовании автор сфокусировал на классических философских трудах, на современных исследованиях философов, а также социально-философских, педагогических изысканиях в области преподавания философии. Важным моментом данного научного исследовании является вопрос о духовно-нравственном значении и смысле преподавания философии в высших учебных заведениях. Обозначенные, предложенные и апробированные автором духовно-нравственные аспекты преподавания философии могут способствовать повышению интереса студентов к изучению философии.

Ключевые слова: философия, высшее учебное заведение, духовность, нравственность, студенты, мировоззрение, патриотизм, воспитание, сознание, самосознание, ценность.

ON SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF TEACHING PHILOSOPHY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

© The Author(s) 2021

NEGANOV Vladimir Vladimirovich, candidate of philosophy, lecturer

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: [email protected]) Abstract. This scientific article deals with the spiritual and moral aspects of teaching philosophy in higher educational institutions. The author identifies and analyzes the main problems most frequently encountered in the process of teaching philosophy. The author drew attention to key issues related to the formation of a worldview, spiritual and moral guidelines and the education of the student's personality. In the course of the research, the author analyzed the spiritual and moral aspects with the involvement of a personal theoretical and practical arsenal and experience of teaching philosophy in higher educational institutions. In this regard, the theoretical and practical significance of scientific research consists in identifying general trends and spiritual and moral aspects of teaching philosophy. In the process of studying this problem, the author used general logical methods of theoretical knowledge and the following methods of scientific research: analysis and synthesis, comparative analysis, generalization, analogy and a systematic approach. The author focused the main emphasis in the research on classical philosophical works, on modern studies of philosophers, as well as socio-philosophical, pedagogical research in the field of teaching philosophy. An important point of this scientific research is the question of the spiritual and moral significance and the meaning of teaching philosophy in higher educational institutions. The spiritual and moral aspects of teaching philosophy identified, proposed and tested by the author can help to increase students' interest in the study of philosophy.

Keywords: philosophy, higher educational institution, spirituality, morality, students, worldview, patriotism, education, consciousness, self-awareness, value.

ВВЕДЕНИЕ

В общем виде основной проблемой, рассматриваемой в данной научной статье, является выявление духовно-нравственных аспектов преподавания философии в высших учебных заведениях. В связи с этим нам представляется необходимым указать на связь изучения философии с решением важных научных и практических задач, а также проанализировать основные проблемы, наиболее часто встречающиеся в процессе преподавания философии в высших учебных заведениях.

Анализируя современные исследования и публикации, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, можно полагать, что проблема преподавания философии исследовалась и исследуется на разных уровнях. Чаще всего изучению подвергаются исключительно педагогические характеристики данного процесса [1-5], а также затрагиваются вопросы о целях, задачах и проблемах преподавания философии как самостоятельной дисциплины [6-8]. Однако значительно реже исследованию подвергается высшее назначение философии как научной дисциплины, преподаваемой молодежи. В связи с этим чрезвычайно важным и актуальным мы

считаем в данном научном исследовании необходимым рассмотреть вопрос о духовно-нравственном значении и смыслах преподавания философии в высших учебных заведениях.

Обосновывая актуальность нашего исследования, мы акцентируем особое внимание на ключевых вопросах, касающихся формирования мировоззрения и духовно-нравственных ориентирах личности студента.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данного научного исследования - рассмотреть и проанализировать актуальные духовно-нравственные аспекты преподавания философии в высших учебных заведениях.

В процессе рассмотрения и изучения проблемы преподавания философии применены методы научного исследования, в частности, общелогические методы теоретического познания и приёмы научного исследования: анализ и синтез, сравнительный анализ, обобщение, аналогия и системный подход.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исходя из опыта преподавания философии в высших учебных заведениях разной профессиональной на-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

НЕГАНОВ Владимир Владимирович О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННХ АСПЕКТАХ ...

правленности и специализации, можно с уверенностью отметить, что преобладающее большинство студентов впервые знакомятся с трудами философов только после поступления в высшее учебное заведение. Для значительной части студентов необходимость изучения философии обусловлена наличием данной дисциплины в учебном плане. Некоторые студенты вообще воспринимают занятия философией весьма скептически, не умея разглядеть для себя практической пользы. Мудрость тысячелетий остается во многом неузнанной ими в виду, в лучшем случае, поверхностного прочтения некоторых отрывков текстов философских произведений и «шапочного» знакомства с именами мыслителей разных эпох. Возможная проблема в таком случае, на наш взгляд, состоит в том, что у многих молодых людей нет понимания практического применения философских знаний для решения личных и общественных вопросов. А между тем философия призвана ответить на существенные вопросы, главные из которых:

Кто такой я?

Что представляет собой мир, в котором я живу?

Как жить по-человечески?

На пути взросления и принятия на себя ответственности за свою жизнь перед молодым человеком данные вопросы наполняются смыслом. Первый из этих вопросов раскрывает перед человеком весь спектр проблем собственного бытия сквозь призму самосознания. Второй - призывает студента встать на путь научного поиска знаний об окружающей его объективной реальности. И наконец, третий вопрос обусловлен необходимостью понять и усвоить идеалы и нормы общества и занять свое место в мире людей. Одной из важнейших задач, стоящих перед преподавателем философии при изложении данного курса в высшем учебном заведении, состоит в том, чтобы помочь своим студентам, по крайней мере, поставить перед собой эти вопросы, чтобы каждый из них смог, по словам Иммануила Канта, «иметь мужество пользоваться собственным умом» [9, с. 27].

Философский взгляд на самого себя выводит разум молодого человека из зоны эгоистического комфорта и позволяет обнаружить в себе самом серьезные внутренние противоречия. Например, те, о которых еще Овидий писал: «Вижу лучшее и одобряю, а следую худшему. Но против воли гнетет меня новая сила. Желаю я одного, но другое твердит мне мой разум. Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» [10, с. 142]. Это, указанное классиком, влечение к «дурному» сломало судьбы многих молодых людей. Поэтому, приобретаемый на занятиях по философии навык конструктивного использования критического мышления способен уберечь молодежь от множества соблазнов современного мира, из которых одним из страшнейших является, например, употребление наркотиков [11, р. 91]. Преодоление собственных недостатков, работа над собой - этот тот необходимый труд, без которого невозможно разрешить присутствующий в человеке внутренний конфликт. Не разъединённость, а «совместная направленность интеллекта и воли — основа духовного развития личности» [12, с. 7]. И только так молодому человеку можно сформировать и усилить духовный стержень собственной личности, который является «основой жизни человека» [13, с. 64].

Для понимания студентами сути целого спектра позиций по различным общественно важным позициям можно, например, предлагать в качестве методического приема организацию в рамках практических занятий круглых столов и диспутов, на которых студенты озвучивали бы позицию и аргументы либералов и консерваторов; западников и евразийцев; глобалистов и сторонников национального развития.

Изучение философии в высших учебных заведениях способно помочь молодому человеку взглянуть на себя с новой, иногда неожиданной для него стороны. Порой удивительно бывает слышать ответ студентов на вопрос о главной цели существования человека. Большинство

из них уверенно заявляют, что такой целью является продолжение рода. Ответ, безусловно, похвальный, но он свидетельствует о том, что человек идентифицируется ими, прежде всего, как представитель мира животных, а не как носитель разума, способный к духовно-нравственному совершенствованию. В то время как именно вопрос о «возможности, необходимости и цели нравственного совершенствования человека на протяжении всей истории является одним из основополагающих» [14, с. 56].

В этом контексте становится понятным смысл проблемы самоопределения человека и выбора им ценностных ориентаций, что наиболее ярко выражено словами Платона: «Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость» [15, с. 471-472]. Именно поэтому духовно-нравственное значение философии проявляется в соответствии со своей основной идеей: «философия - это не какая-либо особая наука, не искусство, не религия, ни даже знание, художество или вера, а именно любовь — любовь к чему-то такому, что называется «мудростью»» [16, с. 11]. В связи с этим, представляется оправданным в рамках изучения философии в высшем учебном заведении не бояться и не стесняться задавать студентам вопросы, актуальные для их поколения, которые могут задеть их «за живое», заставить задуматься и пересмотреть поверхностные ответы на эти вопросы. Для осуществления этой цели преподаватель философии «должен отождествиться с группой, с их состоянием и изнутри их выводить на какие-то истины» [17]. Философские знания можно уподобить вакцине, которая содержит в себе болезнетворный вирус, в ослабленном виде, сопровождаемый необходимыми лекарственными веществами для выработки устойчивого иммунитета к самой болезни. Подобно этому исследование философии способно вскрыть суть того или иного индивидуального и социального заблуждения и продемонстрировать студентам всю пагубность увлечения ими нездоровыми учениями и освободить умы молодых людей от порабощения мифами и стереотипами, умело создаваемыми многочисленными профессиональными манипуляторами. Это особенно актуально в наши дни повального увлечения молодежью просмотрами видеороликов и некритическому восприятию информации из уст современных «властителей дум».

Ответственность преподавателя перед студентами проявляется еще и в том, чтобы передать традиции беспримерного подвига служения своему Отечеству. В связи с этим уместно привлекать студентов к научной работе в рамках конференций или участию в работе над монографиями или альманахами, посвященным исторически значимым событиям для России, например, Великой Отечественной войне. Тем более, что такая практика нами успешно осуществляется и имеет безусловно благотворное влияние на студентов [18]. Это помогает осуществлять их духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе консервативных ценностей и традиций бескорыстного служения Родине. Свои первые шаги в своей научной деятельности студенты могут совершать также в рамках работы студенческих научных кружков. Это позволит им увидеть несомненную полезность изучения философии. Творческая компонента философии обусловливает возможность привлечения студентов к креативному мышлению, что в дальнейшем будет способствовать развитию их творческих потенциалов в профессиональной деятельности. Исследовательская проблематика применения философских знаний имеет огромное значение как в контексте понимания смысла конкретной человеческой жизни, так и в общественно-глобальном плане.

Также поучительна научная деятельность таких выдающихся представителей ученого мира своей эпохи как, например, Аристотель [19, с. 14], Френсис Бекон [20, с. 33], Готфрид Лейбниц [21, с. 50], Владимир Ива-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

187

NEGANOV Vladimir Vladimirovich ON SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

нович Вернадский [22, с. 6], Вернер Гейзенберг [23], Курт Гёдель [24] непредставима без их увлечения философией. В работах всех великих ученых, несомненно, прослеживается влияние их мировоззрения, сформированного философией, на все их научные достижения и открытия вне зависимости от области их научных интересов.

ВЫВОДЫ

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении общих тенденций и духовно-нравственных аспектов преподавания философии. Среди них особенно отметим следующие:

- Идентификация студентами самих себя, не только как представителей мира животных, но и как разумных существ, наделенных духовностью.

- Формирование способности студентов противостоять собственным недостаткам и деструктивным наклонностям благодаря «духовному стержню» личности.

- Обучение студентов критическому восприятию действительности, умению решать актуальные в молодежной среде вопросы и противостоять воздействию различного рода манипуляторов.

- Оказание помощи студентам в личностном самоопределении, способности иметь мужество нести ответственность за свои решения.

- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи на основе традиционных и консервативных ценностей.

Изучение философии в высших учебных заведениях позволяет повысить общекультурный уровень студентов, что, в свою очередь, способно оказать благотворное влияние не только на их личностный рост, но и оздоровить социокультурную среду их пребывания.

Подводя итоги данному научному исследованию и указывая на перспективы дальнейших изысканий в данном направлении, мы считаем нужным отметить, что работа преподавателя философии в высшем учебном заведении, построенная в соответствии с вышеуказанными выводами будет наглядно демонстрировать студентам востребованность философии современной наукой и обществом в целом.

Таким образом, основная задача философии, как дисциплины, преподаваемой в высшем учебном заведении, состоит не в том, чтобы максимально наполнить студентов знаниями, а в том, чтобы способствовать формированию компетенций, зрелой гражданской и личностной позиции, основанной на целостном мировоззрении и подкрепляемой устойчивой системой ценностей и духовно-нравственных ориентиров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаранина О.Д. Инновационные технологии преподавания философии в техническом вузе. // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №4. — С. 142. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32663164_75239236. pdf Дата обращения: 01.11.2020.

2. Иванова А.С. Специфика преподавания философии в техническом университете. // Universum: общественные науки. — 2015. - №5 (15). — С. 3. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_23477801_83868997.pdf Дата обращения: 01.11.2020.

3. Пятилетова Л.В., Мыльников М.М. Специфика преподавания философии в современном техническом вузе: педагогические эффекты прагматизма (на примере учебной темы «Мировоззрение: виды, специфика, функции»). //Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №8. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://human.snauka. ru/2014/08/7574 Дата обращения: 01.11.2020.

4. Жуков С.А. Преподавание философии в высших военно-учебных заведениях. // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы военного образования. Сборник научно-педагогических трудов. Под науч. ред. И.И. Соколовой, В.А. Митраховича, А.Р. Моисеева. Санкт-Петербург, 2017. — С. 104-110. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32604844_85680367. pdf Дата обращения: 01.11.2020.

5. Колесников С.А. Духовно-нравственная парадигма формирования профессионально-поведенческой модели курсантов и сотрудников органов внутренних дел. //В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству. материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. Под редакцией Н.С. Нижник. 2018. — С. 1561-1565.

6. Гуторович О.В., Гуторович В.Н. Философия и специфика ее

преподавания в вузе. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). — С. 55-57.

7. Малахова Е.В. Задачи и проблемы преподавания философии в современной системе высшего образования. // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2016. № 4 (88). — С. 18-23. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_26555662_71196267.pdf Дата обращения: 01.11.2020.

8. Шишков Д.Х., Черноусова Т.М. Основные цели преподавания философии и иностранных языков в высшей школе. // В сборнике: Образовательная деятельность вуза в современных условиях. Материалы международной научно-методической конференции. 2018. — С. 181-184. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_35071268_51354958.pdf Дата обращения: 01.11.2020.

9. Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 6. — М.: «Мысль», 1966. — С. 27.

10. Овидий. Метаморфозы. — М.: Издательство Азбука — классика, 2017. — С. 142.

11. Carrol R.T. An integrated Approach to Critical Thinking. - New York: Pearson Education Inc., 2005. — 91 p.

12. Байдакова М.Ю. Проблема воли в христианской антропологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки» № 1. 2008. — С. 7.

13. Неганов В.В. Философия духовно-нравственных оснований государственного служения // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. Т. 4. № 4. - С. 64-66.

14. Неганов В.В. Проблема нравственного совершенствования в философской традиции каппадокийской школы // ВестникМосковского государственного областного ун-та. Серия: «Философские науки» № 2. 2012. — С. 56.

15. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. — М.: Издательство «Мысль», 1990. — С. 471-472.

16. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. — М.: Изд - во «Либроком», 2017. — С. 11.

17. Меликов И.М. Преподавание философии: опыт осмысления. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://filos-club.ru/autor/%20 melikov/%20prepodavanie_filosofii/ Дата обращения: 01.11.2020

18. Великая Отечественная война в нашей памяти. К 75-летию Победы. Альманах. Под общей редакцией Т.А. Молоковой. — М.: Издательство МИСИ—МГСУ, 2020. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/ izdaniya-otkr-dostupa/2020/Velikaya_otechestvennaya_voyna_v_nashey_ pamyati.pdf Дата обращения: 01.11.2020.

19. Рожанский И.Д. Античная наука. — М.: Издательство «Наука», 1980. — С. 14.

20. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. — М.: Издательство Московского университета, 1973. — С. 33.

21. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. — М.: Издательство Московского университета, 1973. — С. 50.

22. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Издательство «Наука», 1980. — С. 6.

23. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. —М.: Издательство «Наука», 1989. — 400 с.

24. Крайзель Г. Биография Курта Гёделя. — Москва, Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. — 144 с.

Статья поступила в редакцию 06.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.