3. Костицын В. А. Физика в школе. // Физика в школе. 2006. № 3.
4. Алехина Т. Н., Силина Л. И. О практической направленности обучения физике // Физика в школе. 2004. № 3.
5. Перышкин А. В. Физика 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. Изд. 4-е, испр. М.: Дрофа, 2001.
6. Громов С. В., Родина Н. А. Физика. 7 класс. Изд. 4-е. М.: Просвещение, 2002.
7. Гуревич А. Е. Физика 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2013.
8. Изергин Э. Т. Физика. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Русское слово, 2010.
9. Касьянов В. А. Физика 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. Изд. 6-е изд. М.: Дрофа, 2004.
10. Мякишев Г. Я. Физика 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. Изд. 16-е. М.: Просвещение, 2007.
11. Анциферов Л. И. Физика 11 класс. Электродинамика и квантовая физика. М.: Мнемозина, 2004.
12. Мансуров А. Н. 11 класс: учебник для школ с гуманитарным профилем. М.: Просвещение, 2006.
13. Пинский А. А. Физика 11 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2011.
14. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990.
УДК 372.853 ББК 74.204
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»
ABOUT ADDITIONAL TRAINING IN PHYSICS FOR PUPILS OF SCHOOLS WITH ADVANCED STUDY OF FOREIGN LANGUAGES IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION "SCHOOL - UNIVERSITY"
Д. Е. Капуткин, З. П. Барышева, Ю. А. Андреенко
В статье рассматриваются вопросы сотрудничества школы и вуза в рамках дополнительной подготовки по физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков.
Ключевые слова: сотрудничество, дополнительная подготовка, гуманитарный профиль, технические вузы.
D. E. Kaputkin, Z. P. Barysheva, Yu. A. Andreenko
This article covers the questions of partnership between school and university from the point of view of additional training in physics for pupils of schools with advanced study of foreign languages.
Keywords: partnership, additional training, humanitarian profile, technical universities.
Мы живем в эпоху технического прогресса, для поддержания которого важнейшую роль играют инженерные кадры. Инженеров готовят технические вузы. Но начало формирования инженерных способностей не совпадает по времени с началом обучения в техническом вузе. Элементы инженерных способностей закладываются уже на этапе школьного образования в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
Основным предметом, связывающим различные естественнонаучные и технические области знания, является физика. Требования, предъявляемые к уровню знаний учащихся по физике, определяются профилем учеб-
ного заведения. В школах или классах гуманитарного профиля не ставится задача достижения уровня подготовки учащихся по физике, обеспечивающего возможность продолжения образования в техническом вузе, и количество часов, отводимых в этих школах на изучение физики, в последние годы постепенно уменьшается.
Однако в юном возрасте выбор будущего направления профессиональной деятельности не всегда определяется однозначно. Так, поступление в школу с углубленным изучением иностранных языков не обязательно связано с выбором в будущем профессии гуманитария. Многие учащиеся рассматривают иностранный язык не как
основу своей профессии, а как средство общения. Выпускники школ с углубленным изучением иностранных языков, которые хотели бы продолжить обучение в технических вузах, испытывают трудности при изучении физики и нуждаются в дополнительной подготовке по физике.
В 2006/2007 учебном году учащимся 9-х классов Центра образования № 1948 «Лингвист М» была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
1. Хотите ли Вы после окончания школы получить высшее профессиональное образование (поступить в вуз)? В случае утвердительного ответа укажите, какое образование Вы хотели бы получить (гуманитарное, естественнонаучное, техническое и пр.).
2. Какие школьные дисциплины Вам больше нравятся?
Подавляющее большинство учащихся (почти 100%)
указали, что после окончания школы хотят поступать в высшее учебное заведение. Приоритеты учащихся по направлениям профессионального образования (гуманитарное, скорее гуманитарное, техническое и скорее техническое, естественнонаучное) представлены в таблице 1.
Отметим, что анкетирование по этим вопросам, проведенное в 2007/2008 и 2008/2009 учебных годах в гуманитарных классах ГОУ СОШ №906 и ГОУ СОШ № 574 подтвердило полученное в ЦО № 1948 «Лингвист М» и представленное в таблице распределение приоритетов с незначительными отклонениями.
Среди любимых предметов назвали иностранные языки (китайский, английский языки) примерно 60% учащихся. Остальные учащиеся указали другие гуманитарные предметы, а также естественнонаучные дисциплины.
Группа учащихся ЦО № 1948 «Лингвист М», в которой проводилось анкетирование, окончила школу в 2009 г. (47 человек). Из них 46 человек поступили в различные вузы. Из них только двое поступили в технический вуз (РГУ нефти и газа им. Губкина), что составляет 4% от выпуска. Если сравнить процент выпускников, поступивших в техниче-
Распределение приоритетов учащихся по направлениям профессионального образования (на этапе обучения в девятом классе)
№ Профиль образования Количество учащихся, %
1 Гуманитарный 45
2 Скорее гуманитарный 20
3 Технический и скорее технический 20
4 Естественнонаучный (включая медицинский) 15
Таблица 2
Процент выпускников, поступивших в гуманитарные вузы по профилю школы и в технические вузы
Год выпуска 2010 2011 2012
Количество выпускников, поступивших в гуманитарные вузы по профилю школы, % 35 42 38
Количество выпускников, поступивших в технические вузы, % 8 16 26
ские вузы, с процентом учащихся, выбравших приоритетным техническое образование в той же группе на этапе обучения в девятом классе, то очевидны значительные потери контингента на завершающем этапе.
Для выяснения причин констатируемого факта изучались и анализировались материалы конференций, результаты профориентационной работы, проводимой учителями школ (ГОУ СОШ № 906, ГОУ СОШ № 574 и др.) и преподавателями вузов (НИТУ «МИСиС», МИРЭА и др.).
На основании проведенного анализа был сделан вывод, что школа должна стать тем социальным институтом, который способен оказать образовательную и психологическую поддержку в самоопределении учащихся. Причем для решения этой проблемы партнерами школы должны стать вузы.
В статье [1] была представлена схема форм сотрудничества НИТУ «МИСиС» и школы и реализуемых в системе непрерывного образования видов деятельности учащихся, таких как подготовка к ЕГЭ, выполнение лабораторных работ, реферативная и проектная деятельность. На базе вуза в русле подготовки к ЕГЭ проводился входной контроль знаний учащихся, а также тестирования для самообучения и самоконтроля. На основе опыта работы подготовительного факультета НИТУ «МИСиС» с учетом специфики учебного процесса в гуманитарной школе были разработаны вопросы и задачи по механике с переводом на английский язык [2], контрольно-тренировочные работы и домашние задания, рассчитанные на длительный период выполнения. Учащиеся посещали дни науки в вузе, участвовали в школьно-вузовских конференциях и конкурсах проектных работ.
Наилучшие проекты принимали участие в различных конкурсах. Ряд участников удостоились дипломов высокого уровня. В 2012 г. ученик 11 Б класса Сафронов Илья за проект «Вакуумная установка для дегазации и пропитки бетона» был удостоен диплома II степени в конкурсе проектов «Шаг в будущее», проводимой в МГТУ им. Н. Э. Баумана. В 2013 г. ученик 10-го класса Заворотный Аким за проект «Опытная проверка влияния на скорость погружения в водовороте тел различной массы и формы» в Региональном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ, подготовленных на базе кафедры физики НИТУ «МИСиС», был удостоен диплома I степени.
Итоги сотрудничества ЦО № 1948 «Лингвист М» и НИТУ «МИСиС» свидетельствуют о постоянном росте числа выпускников этого центра, поступающих в технические вузы, в период проведения эксперимента (табл. 2).
Результаты сбора данных в 2012-2013 учебном году об успешности обучения в технических вузах выпускников ЦО № 1948 «Лингвист М» показали, что все выпускники 2010, 2011, 2012 годов выпуска продолжают учебу в технических вузах (процент отсева равен нулю).
Таблица 1
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Партнерство школы и вуза в развитии / З. П. Ба-рышева, Д. Е. Капуткин, О. И. Лебедева, Ю. А. Андреенко, Е. В. Конарева, И. Ф. Уварова // Наука и школа. 2013. № 2. С. 8-9.
2. Вопросы и задачи по механике с переводом на английский язык: Учебное пособие для дополнительной подготовки учащихся к обучению в техническом вузе / Ю. А. Андреенко, З. П. Ба-рышева, Д. Е. Капуткин, Е. В. Конарева. М.: ЛИБРИ ПЛЮС, 2013. 38 с.
УДК 53 ББК 22.632.9
КОСМОМИКРОФИЗИКА
В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ СУПЕРВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
COSMOMICROPHYSICS IN THE CONTEXT OF SUPERINTERACTION CONCEPT
В. Н. Князев
В статье рассматриваются эпистемологические аспекты космомикрофизики в свете концепции супервзаимодействия. Концепция супервзаимодействия исследуется как основа единства всей фундаментальной физики.
Ключевые слова: космомикрофизика, Вселенная, концепция супервзаимодействия, единство физики.
V. N. Knyazev
The article highlights epistemological senses of cosmo-microphysics in the terms of superinteraction concept. The concept of superinteraction is researched as the basis of the unity of the whole fundamental physics.
Keywords: cosmomicrophysics, the Universe, concept of superinteraction, unity of physics.
В процессе подготовки будущих учителей физики важную роль играет учебный курс «Философия физики», в котором анализируются эпистемологические смыслы современных фундаментальных проблем физики. Одной из последних является все более выраженная тенденция соединения физики микромира и космологических моделей. В самом деле, принципиальной особенностью современного развития физики является процесс внутренней интеграции ее базовых теорий. Выдающийся космолог Стивен Хокинг пишет: «За последнее столетие мир изменился гораздо сильнее, чем за все предыдущие века. Причиной тому послужили не новые политические или экономические доктрины, а достижения технологии, которые стали возможны благодаря прогрессу фундаментальных наук» [1, с. 34]. Одной из этих фундаментальных наук была космология, а другой — физика элементарных частиц, которая развивалась благодаря появлению квантовой механики. Последняя, в отличие от космологии, изучает не звезды и галактики, а переносит фокус своего внимания на элементарные частицы. В этой связи очень важным результатом подтверждения справедливости теории элементарных частиц явилось недавнее экспериментальное обнаружение существования бозона Хиггса, отмеченное присуждением Нобелевской премии за 2013 г. и послужившее дополнительным аргументом, свидетельствующим о связи между космоло-
гией и микрофизикой. Космомикрофизика - это отрасль физического знания, в рамках которой происходит соединение космологии и микрофизики в процессе изучения ранних этапов развития Вселенной. Она соединяет в себе две тенденции ранее (в первой половине XX в.) трудно совместимые. Ныне космомикрофизика изучает связь между космологией и микрофизикой, выявляя единый фундамент микро-, макро- и мегамиров. Возникает вопрос: как это возможно?
Истоки такой возможности связаны с появлением в 1957 г. так называемой многомировой интерпретации квантовой механики, которая была предложена Х. Эве-реттом, но в первые десять лет, по сути, не была востребована. В ее основе лежит предположение, что все микроскопические и макроскопические объекты (включая даже людей с их сознанием) подчиняются законам квантовой механики и описываются волновой функцией. При этом волновая функция выступает как реальный объект, который эволюционирует во времени в соответствии с уравнением Шредингера. Все физические процессы (в том числе процесс измерения) описываются этим уравнением. Отказавшись от постулата редукции волнового пакета (принятого в рамках копенгагенской интерпретации квантовой механики), Эверетт разработал свою концепцию, во многом ориентируясь на «космологические» причины. В самом деле, копенгагенская интерпретация