Салийчук
Василий Филиппович канд. экон. наук, доцент
О ДИНАМИКЕ МНОГОКОЛОННОСТИ ИМПОРТНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ)
Таможенный тариф традиционно признается важнейшим инструментом экономического регулирования страновой структуры и объема внешнеторговых операций, динамики и натурально-вещественного состава оборота внешней торговли. Причем в первую очередь это относится к импорту любого государства, включая и Российскую Федерацию.
Современный таможенный тариф нашей страны уже многократно подвергался критическому анализу в различных научных публикациях. С разной степенью аргументированности и справедливости формулировались следующие претензии к его содержанию:
- ориентация таможенного тарифа только на выполнение фискальной функции (при этом таможенный тариф уже не содержал ни одной фискальной пошлины в ее классическом понимании);
- слабая дифференциация ставок ввозных пошлин в рамках принятого пятипроцентного шага (0%, 5%, 10%, 15% и 20%);
- неэффективно выполняется его защитная функция (недостаточен удельный вес заградительных и фискальных пошлин);
- наличие множества ставок, якобы имеющих избыточный уровень защиты внутреннего рынка;
- тариф имеет излишнее количество специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин в ущерб присутствию ставок адвалорных;
- негативно оцениваются низкие средненоминаль-ные и средневзвешенные ставки импортного тарифа России (особенно с учетом вступления нашей страны в структуру Всемирной торговой организации);
- недостаточно выполняется регулирующая функция импортного тарифа по целому ряду товарных групп и отдельных товарных позиций;
- незначительной представляется прямая эскалация ставок ввозных таможенных пошлин с учетом степени обработки многих импортных товаров и др.
Необходимо отметить, что научный анализ любых новых явлений в сфере таможенно-тарифного регулирования возможен при строгом соблюдении следующих исходных принципов исследования:
- принцип разграничения тарифа как нормативного документа и таможенного тарифа как системно-структурированного инструмента государственного экономического регулирования внешней торговли. В первом случае таможенный тариф России действительно представляет собой нормативный документ, утверждаемый Постановлением Правительства Российской Федерации. По сво-
ей структуре он является одноколонным и содержит систему только базовых ставок импортных пошлин на товары, классифицированные с помощью товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (13). Таможенный тариф как инструмент экономического регулирования импорта России имеет значительно более сложную структуру. Во-первых, он включает не только различные группы (колонки) ставок ввозных таможенных пошлин. Ведь импортный тариф нашей страны является как минимум трехколонным, а значит, разновидностью многоколонных тарифов. Кроме того, он содержит и другие инструменты таможенно-тарифного воздействия на динамику и структуру российского импорта: виды таможенных пошлин, тарифные квоты и тарифные континген-ты, тарифные льготы, тарифные преференции и т.п. (4, 70-107);
- принцип разграничения таможенной пошлины и таможенного тарифа. Тем более, что их идентификация имеет место как в западной, так и отечественной учебной и научной литературе (5; 14, 693);
- принцип разграничения таможенной пошлины и косвенного налога. Между тем они часто отождествляются и российскими учеными, и авторами иностранных учебников (5; 6). Конечно, для этого имеются определенные основания. Автором, например, выделено 10 признаков сходства между ними. Однако имеются и 11 (одиннадцать) признаков различия между налогом и таможенной пошлиной (6);
- принцип разграничения тарифных льгот и тарифных преференций. К сожалению, источник данной идентификации заложен в тексте Федерального закона РФ «О таможенном тарифе». Причем многочисленные поправки к тексту этого Федерального закона не устранили факт данного отождествления. Следует отметить, что трудности их жесткого разграничения имеют объективный характер. Между тарифными льготами и тарифными преференциями имеется значительное количество признаков сходства. Однако еще больше присутствует признаков различия (2; 3). Важно при этом подчеркнуть, что вопрос о соотношении тарифных льгот и тарифных преференций имеет не только познавательное, то есть чисто академическое значение. Речь идет об эффективности применения в реальной практике двух совершенно различных инструментов таможенно-тарифного регулирования конкретных внешнеторговых операций множества российских импортеров. Причем только один из этих инструментов (тарифная преференция) может применятся в процессе таможенного регулирования тысяч импортных операций с государствами Содружества Независимых Государств, с торговыми партнерами из наименее развитых и развивающихся стран.
Известно, что импортный таможенный тариф России является трехколонным, то есть представляет особой определенную разновидность многоколонных тарифов. Он содержит три специальных колонки (группы) ставок ввозных пошлин: базовые, генеральные (максимальные) и преференциальные. Причем законодатель и Правительство России точно определили порядок применения каждой из указанных групп ставок таможенных пошлин. Наиболее сложными для применения являются преференциальные ставки импортного тарифа России (два общих условиях их применения и еще несколько специальных) (2; 3; 4).
Однако такая классическая характеристика современного российского тарифа уже не вполне соответствует реальной деятельности. Скорее сегодня для Российской Федерации это уже только учебная модель. Россия на практике применяет заметно более сложный импор-
тный таможенный тариф, который существенно отличается от прежней трехколонной структуры. Действительность оказалась значительно богаче учебной модели! (7).
Причем все из новых ставок таможенных пошлин, применяемых в последние годы нашей страной, не могут входить ни в одну из ранее указанных колонок. Они не являются по своему содержанию ни базовыми, ни генеральными, ни собственно преференциальными.
В случае введения Правительством России ряда таких ставок прекращается на период их применения действие базовых ставок таможенного тарифа (сезонные, внутриквотные, сверхквотные, временные и др.).
В случае использования ряда других видов ставок их положено применять сверх действующих базовых ставок таможенного тарифа. Речь идет о применении ставок всех разновидностей особых таможенных пошлин (антидемпинговая, компенсационная, специальная).
Итак, новые ставки фактически применялись и применяются, однако не входят ни в одну из трех колонок импортного тарифа Российской Федерации?!
Это возможно только в одном случае. Если эти ставки входят в другие колонки таможенного тарифа. Именно так действует Правительство России, достаточно активно издавая постановления о применении новых видов ставок, которые не относятся к трем традиционным колонкам. Правительство России формирует дополнительные колонки импортного таможенного тарифа. Ставки пошлин, входящие в состав новых колонок, призваны решать специальные задачи таможенно-тарифного регулирования импорта, задачи, которые невозможно эффективно решать с помощью базовых и преференциальных ставок.
При этом отсутствуют основания для применения генеральных ставок ввозных пошлин. Отсюда новые тарифные инструменты существенно отличаются от базовых ставок таможенного тарифа.
Назовем теперь признаки их кардинального различия:
- селективность регулирующего воздействия;
- особые цели;
- ограниченный период использования;
- индивидуальные методы их расчета;
- специальные условия применения;
- дополнительная нормативно-правовая база;
- особые эффекты краткосрочного или долгосрочного характера;
- нестандартные механизмы влияния на величину внутренней цены;
- сочетание с мерами нетарифного воздействия.
Именно их достаточно активное применение за последние 6-8 лет заметно отличает нынешний импортный тариф даже от тарифа, применявшегося не только до 2000 г., но и в начале данного десятилетия.
Какие же тогда конкретные тарифные инструменты дают основания утверждать то, что имеет место постоянное наращивание степени многоколонности российского импортного таможенного тарифа?
К ним можно отнести следующие ставки и виды ввозных таможенных пошлин:
- сезонные (на сахар - сырец, на некоторые виды продукции растениеводства);
- временные ставки ввозных пошлин (период действия - 9 месяцев, применялись более чем на 2000 товарных позиций, в основном по продукции машиностроения);
- внутриквотные ставки ввозных пошлин (на импортное мясо, в рамках введенных Правительством России тарифных квот);
- сверхквотные ставки импортных пошлин (сверхтарифных квот, коэффициент дифференциации доходит до 3-4);
- антидемпинговые пошлины (на основе отдельного расследования);
- специальные таможенные пошлины. Они вводятся на основе особого расследования отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. Причем специальные пошлины могут иметь два варианта применения: в качестве ответной меры или для минимизации экономического ущерба российских производителей при наличии недобросовестной конкуренции зарубежных экспортеров;
- компенсационные таможенные пошлины и их ставки (предварительные или окончательные) (табл. 1).
Безусловно, масштабы применения ставок новых
Таблица 1
Многоколонный импортный таможенный тариф Российской Федерации (2001 - 2008 годы)
код та вэд Наименование товара Единица измерения Базовые ставки таможен ных пошлин (ТО) Генеральные (двойные) ставки ТП Преференциальные ставки ТП Ставки сезонных ТП Временные ставки ТП Внутриквотные ставки ТП Сверхквотные ставки ТП Специальные ТП Компенсационные ТП Антидемпинговые ТП
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1. Действующие колонки тарифа (I-II)1 I II III
2. Дополнительные колонки импортного тарифа (IV-X)2 IV V VI VII VIII IX X
Примечания:
1. О структуре действующего трехколонного импортного таможенного тарифа России также см.: Новиков В.Е. Таможенная пошлина как
инструмент государственного регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2006.; Таможенное регулирование внешнеторговых операций: Учебное пособие / Под. ред. В. Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004; Таможенное дело: Учебное пособие/ Коллектив авторов; Под ред. В.Ф. Салийчука,- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. - С. 70-107; Анализ возможных последствий присоединения России к Всемирной торговой орагнизации. Препринт/А.И. Татаркин, Р. С. Гринберг, А.И. Барковский и др. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2005. - С.28-53; Экономические парадоксы или пародоксальная экономика? / Под ред. A.A. Куклина, А.И. Дегтярева. - М.: Экономика, 2005. - С. 324 - 384; Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации /Под ред. P.C. Гринберга и А.И. Татаркина. - М.: Экономика, 2007. - С.108-172.
2. О постановке автором данной проблемы см.: Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности: Материалы
Всероссиской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.) - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. -С. 93-96.
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 4
41
колонок тарифа несопоставимы с масштабами использования базовых и преференциальных ставок. Однако именно так оно и должно быть. Перечисленные тарифные инструменты не могут иметь массового применения на единой таможенной территории страны. Это инструменты избирательного (селективного) регулирования импорта отдельных иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Их использование требует более тонкого, дифференцированного подхода для защиты внутреннего рынка России, его конкретных секторов и производителей.
Основные выводы: 1. За последние 6-7 лет заметно изменилась структура российского импортного таможенного тарифа. Его традиционная трехколонная структура - это теперь только учебная модель. Фактически после 2000 г. мы имеем дело с тарифом, содержащим уже 10 (десять) колонок. Даже если все особые таможенные пошлины объединить в одну колонку, то и тогда импортный тариф будет иметь восьмиколонную структуру. Эволюционное развитие импортного таможенного тарифа Российской Федерации происходит посредством увеличения его многоколонности, а значит, наращивания состава инструментов таможенно-тарифного регулирования.
2. Формирование дополнительных 7 (семи) колонок подтверждает усиление селективности (избирательности) таможенно-тарифного регулирования импорта, его объема и натурально-вещественного состава. Представляется, что такая тенденция вполне соответствует принципам Всемирной торговой организации в области таможенно-тарифного регулирование импортных операций.
3. Происходит явное усложнение структуры импортного тарифа страны, его обогащение инструментами, которые вообще не использовались или только эпизодически применялись до 2000 г. Именно поэтому требуется специальный научный анализ опыта их применения, оценка эффективности использования в реальной практике таможенно-тарифного регулирования импортных операций в современной России.
4. Правительство Российской Федерации с помощью дифференциации инструментов импортного таможенного тарифа стремится регулировать не только натурально-вещественную структуру валового внутреннего продукта страны, но и вещественный состав ежегодного прироста его физического объема, а значит, регулирует важнейшие параметры экономического роста современной России, динамику его темпов и непосредственного эффекта (1; 8).
Список литературы
1. Салийчук В.Ф. Экономический рост: теоретическое аспекты:
Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 256 с.
2. Таможенное регулирование внешнеторговых операций: Учебное
пособие/Под ред. В.Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004.
3. Внешняя торговля: таможенные аспекты регулирования: Межвузовс-
кий сборник научных трудов /Под ред. В.Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005.
4. Таможенное дело: Учебное пособие/Коллектив авторов; Под ред.
B.Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. -
C.70-107, 125-154, 240-261.
5. Кругман П.Р., Остфельд М. Международная экономика. - 5-е изд. -
СПб.: Питер, 2004. - С.218.
6. Об авторском подходе к разграничению таможенной пошлины и
налога см.: Таможенное дело: Учебное пособие / Под ред.
B.Ф. Салийчука . - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. -
C. 87-90, 240-243; Салийчука В.Ф. О соотношении понятий «таможенная пошлина» и «косвенный налог»//В кн.: Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 октября 2007 г.). - Махачкала: ДГТУ, 2007. - С. 184187.
7. Об авторской постановке проблемы см.: Салийчук В.Ф. Трехколонный
импортный таможенный тариф России: учебная модель или современная реальность // В кн.: Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.) - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2008. - С. 93-96.
8. См. также: Салийчук В.Ф. Экономический рост: эволюция современ-
ных концепций // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». -2008. - Вып. 1. - С. 57-71.
9. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного
регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2006. -244 с.
10. Анализ возможных последствий присоединения России к Всемирной
торговой организации. Препринт/А.И. Татаркин. Р.С. Гринберг, А.И. Барковский и др. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005, - С.28-53.
11. Экономические парадоксы или парадоксальная экономика?/Под ред.
А.А. Куклина, А.Н. Дегтярева. - М.: Экономика, 2005. - С. 324-384.
12. Оценка социально-экономических последствий присоединения
России к Всемирной торговой организации /Под ред. Р.С. Гринберга и А.И. Татаркина. - М.: Экономика, 2007. - С. 108172.
13. Таможенный тариф Российской Федерации.
14. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., исправл, доп. и
перераб. - М.: АСА, 2005. - С. 93.
Семенов
Вячеслав Михайлович д-р экон. наук, проф.
КЛАСТЕРЫ В СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Конкурентоспособность региона может быть обеспечена лишь через политику кластерного развития, что позволяет конкурировать на рынке не отдельному предприятию, а региональному промышленному комплексу, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря технологической кооперации организаций.
Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организации, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга (1).
Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включает в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.
Почему стратегическое развитие экономики регио-