УДК 372.878
Л.Н. Пепеляева
О дидактических принципах интерактивного обучения в дополнительном музыкальном образовании
В статье рассматривается проблема анализа дидактических принципов интерактивного обучения. Исследуется практическое применение интерактивных методов в условиях дополнительного музыкального образования. Подробно рассматриваются как теоретические, так и практические аспекты данного вопроса.
Ключевые слова: взаимодействие, обучение, дополнительное образование, музыкальное образование, социальная и культурная деятельность.
L.N. Pepelyaeva
About didactic principles of interactive training in additional music education
The problem of analysis of didactical principles of interactive learning. We investigate the practical application of interactive methods in further of musical education. The report focuses on both the theoretical and practical aspects of this issue.
Keywords: interaction, learning, further education, music education, social and cultural activities.
Мы живем в стремительно развивающемся обществе. Необходимо постоянное движение вперед. Работать по-старому уже невозможно. О том, что учитель живет до тех пор, пока он сам учится, известно давно. Российское общество на современном этапе его развития предъявляет особые требования к системе образования. В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс. Главная задача применения инновационных технологий - улучшение качества образования, создание комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, который должен организовать такую деятельность учащихся. С применением новых технологий меняется и методика преподавания. Современная педагогика использует целую систему различных форм и методов, которые должны способствовать оптимизации процесса обучения.
Довольно часто происходит подмена понятий, связанных с разными формами обучения, что приводит к путанице как в понятийном аппарате, так и в принципах использования методов. Недостаточная разработанность данной проблематики в научных работах по анализу применения дидактических методов в интерактивном обучении в условиях дополнительного музыкального обучения определяет ее актуальность.
Задачами данной статьи являются:
- определение сущностной стороны интерактивного обучения, позволяющее отграничить этот вид обучения от других;
- изучение корригирования дидактических принципов в условиях интерактивного взаимодействия;
- выявление дидактических методов, использование которых целесообразно при интерактивном взаимодействии в условиях дополнительного музыкального образования.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которое предполагает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Преподаватель должен быть инициатором «соорганизации взаимодействия участников» [1, С. 46]. Обучающийся должен «сам управлять своим учением, сам выбирать траекторию учения, темп учения, сам инициировать оказание ему внешней помощи» [2, С.32].
Спектр современных методов и технологий обучения чрезвычайно широк. В педагогике существуют многочисленные, взаимно переплетающиеся классификации методов обучения. Традиционно они подразделяются на пассивные, активные и интерактивные.
1. Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся
взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
2. Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
3. Интерактивные методы («inter» - взаимный, «act» - действовать)
- означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Отметим плюсы и минусы различных методов обучения, приведенных в таблице:
Критерий сравнения Пассивные методы Интерактивные методы
1. Объем информации За короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации Небольшой объем информации требует значительного времени
2. Глубина изучения Как правило, ориентированы на уровень знания и понимания Ориентированы на все уровни познания
3. Процент усвоения (согласно «Пирамиде обучения») Как правило, невысокий Как правило, высокий
4. Контроль над процессом обучения Преподаватель хорошо контролирует объем и глубину преподавания, время и ход обучения. Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом
Результаты работы обучающихся предсказуемы обучения Результаты работы обучающихся менее предсказуемы
5. Роль личности педагога Личные качества педагога часто остаются в тени, он выступает как «источник» знания Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер, организатор обучения
6. Роль обучающихся Пассивная; обучающиеся не принимают важных решений по поводу процесса обучения и в его ходе Активная; обучающиеся принимают важные решения по поводу процесса обучения и в его ходе
7. Источник мотивации обучения Часто внешний (оценки, педагог, родители, общество) Как правило, внутренний (интерес самого обучающегося)
В настоящее время в педагогике существует множество программ, но среди них необходимо выделить обучение по комплексным и полихудо-жественным программам, а также интерактивному обучению.
Сравним основные отличительные черты обучения по этим программам. При комплексном подходе в программу вводится целая серия предметов эстетического цикла, в которой одно искусство лишь иллюстрируется примерами другого, а «в центре учебного процесса находится учитель» [3, С.13]. Такой подход был характерен для типовых программ Министерства просвещения СССР, действовавших до 1986 г., в которых отсутствовало:
- сплетение слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста;
- паритетное равенство участников процесса воспитания и обучения: обучающийся, обучаемый и учебный процесс;
- связь искусства с открытиями в области физики, химии, математики, астрономии, космоса и другими науками.
Более высокой ступенью художественного воспитания детей является разработка и внедрение полихудожественных программ. В этих интегрированных программах, начиная с 1989 г., прослеживаются внутренние связи слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста.
Реализация полихудожественных программ опиралась на систему основополагающих принципов:
- изучение опыта бытования искусства со времен древнейших цивилизаций, где функции многих искусств отличались от современных;
- изучение искусства в контексте с географическими, климатографическими, этническими, социальными (религиозными) культурогенными факторами; применение интегрированного полихудожественного подхода, связь искусства с науками.
При всех достоинствах поликультурных программ они имеют серьезный недостаток, вытекающий из использования тезиса: «учитель - главное».
Интерактивные программы опираются на равноправное положение всех участников педагогического процесса. Интерактивные методы соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают «сообучение», причем и обучающийся, и педагог являются равными субъектами учебного процесса.
Сам термин «интерактивный» связан с понятием «интеракция» как феномена социальной практики и является объектом философии, психологии, педагогики и др. наук. В философских исследованиях последних лет названный аспект представлен в трудах Р.А. Зобова, Н.А. Кебиной,
B.Н. Келасьева, А.И. Субетто [4] и др. В многочисленной группе социологов, работавших по данной проблеме, необходимо назвать Л.Г. Брылеву, Л. А. Цыренову [5] и др.
Педагогический аспект инновационных форм обучения отражен в трудах Н.В. Борисовой, М.Ю. Бухаркиной, Б.С. Гершунского, Л.В. Горюновой, И.Б. Дермановой, Е.М. Дуничева, Е.А. Никитиной, О.В. Питерской, Е.С. Полат, Н. Соосаар [6] и др.
Методологические аспекты интерактивного обучения получили развитие в трудах В. А. Сухомлинского, а также в «педагогике - сотрудничества», представленной в работах В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили,
C. Н. Лысенковой и других исследователей.
Методика интерактивного музыкального обучения опирается на систему принципов, разработанных в музыкальной педагогике Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой; на работы по психологии искусства Л. С. Выготского, А. Н. Сохора, М. С. Кагана; на творческое наследие К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, на концепцию преподавания искусств Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. В. Горюновой и других.
Повышение качества общего и музыкального образования требует применения современных педагогических технологий, под которыми мы понимаем «целенаправленное последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных целей педагогические технологии в современном понимании - это, скорее, детально, (технологически) разработанные методы и организационные формы обучения» [7, С.112]. При таком подходе предполагаются прямое взаимодействие учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только учебным, но и с совокупным опытом, сформированным всей предшествующей практикой данного обучающегося или группы лиц. В процесс интерактивного взаимодействия включаются не только сознание человека, но и его чувства, воля, действие, то есть «целостный человек».
При таком обучении присутствуют три составляющие, которые в совокупности формируют сферу творчества, духовного раскрытия личности:
- равенство трех участников процесса воспитания и обучения: обучающийся, обучаемый и учебных процесс;
- органическое единство слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста в единое целое;
- единство всех форм деятельности и областей знаний.
Используемая нами в педагогической практике методика интерактивного обучения опирается на фундаментальные принципы общей педагогики, как систему основополагающих теоретических обобщений, призванных наиболее плодотворно и целесообразно организовать содержание и формы обучения, воспитания и развития ребенка [8, С.21].
Принцип целостности соответствует способности детей целостно воспринимать событие. Принцип разложения на элементы в детском возрасте практически не работает. Однако он проявляется в процессе одновременного ознакомления с разными видами искусств и обеспечивает единство эмоционального и рационального, сознательного и подсознательного.
Принцип образности реализуется в способностях ребенка воспринимать мир в конкретных чувственных образах.
Принцип интонационности присущ, в первую очередь, музыкальным произведениям, но не только им. Интонационность присутствует во всех видах искусства: в живописи, танце, театральном действии и др. Мы рассматриваем интонационность как сущность искусства вообще.
Принцип ассоциативности позволяет нацелить учебный процесс на актуализацию восприятия, фантазию, понимание художественных образов как отражения окружающего ребенка мира. Именно этот метод позволяет увязать в единую систему все виды искусств, используемых в педагогике интерактивного обучения в условиях дополнительного образования.
Принцип сходства и различия, предложенный Д. Б. Кабалевским, является «сквозным» в процессе эстетического воспитания детей, в процессе формирования жизненных восприятий и восприятий произведений искусства. Названные принципы отражают целостность и универсальности законов развития и имеют интегративный характер. Действие в педагогике интерактивного обучения перечисленных принципов отражает связь этой дисциплины с общей педагогикой. Связь педагогики интерактивного обучения с общей дидактикой реализуется посредством серии следующих принципов: преемственность, доступность и сознательность.
Интерактивное обучение базируется на общедидактические методы, но многоаспектность интерактивного взаимодействия образует специфику их использования.
Дидактические принципы представляют собой основополагающие концепции, на основе которых реализуются цели, задачи, содержание и
методы организации учебного процесса. Однако мы согласны с мнением создателей музыкальной педагогики о невозможности прямого переноса этих принципов в музыкальную и интерактивную деятельность. Принцип преемственности должен отражаться не в количественном факторе, а в усложнении способа мышления, в совершенствовании восприятия от чувств к образу, авторскому замыслу и художественному стилю эпохи.
Принцип доступности обычно рассматривается с позиций исполнительской деятельности, где в качестве критерия доступности выступают исторически сложившиеся представления о сложности того или иного произведения. Однако это очень ограниченное понятие принципа «доступность». Для нашего исследования важна категория доступность восприятия. Основные концепции восприятия музыкальных произведений (применительно к духовной музыке) раскрыты Д. В. Щириным [9] и используются нами в педагогическом процессе.
Принцип сознательности в педагогике интерактивного обучения должен включать в себя два момента: образно-художественное и эмоционально-чувственное познание при включении в диалогическое продуктивное общение трех участников педагогического взаимодействия: обучающийся, обучаемый, педагогический процесс.
Ряд исследователей музыкально-педагогического процесса акцентируют несколько иные принципы, которые нами продуктивно используются при интерактивном взаимодействии в условиях дополнительного музыкального образования. Перечислим и проанализируем главные из них.
В работах Л.В. Горюновой предлагаются дидактические, нацеленные на развитие мобильности обучающихся, принципы [10, С.15].
Это принцип целостности, который проявляется:
- в соотношении части и целого;
- в соотношении сознательного и подсознательного;
- в отношении эмоционального и рационального.
Перечисленные аспекты можно отнести и к общефилософскими и
общедидактическим принципам, так как они непосредственно взаимосвязаны с основными философскими законами, без использования которых непродуктивен любой вид педагогической деятельности.
Принцип образности опирается на конкретно-чувственное, образное освоение действительности. Он присущ практически каждому обучающемуся и позволяет перейти от образного видения мира, которое свойственно ребенку на начальных стадиях музыкального образования, к обобщению - качеству развитой личности. Мобильность обучения обеспечивается, прежде всего, через оценку педагогического процесса как «общественно и личностно значимой ценности» [10, С.15]
Коллективом авторов, работающим над созданием учебной программы по музыке под руководством Л.В. Школяр [11, С.4-5], предлагаются несколько иные принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства; проникновение в природу искусства и рассмотрение его закономерностей;
- моделирование художественно-творческого процесса;
- движение от эстетических и нравственных ценностей к средствам выражения;
- формирование исследовательской деятельности, т.е. искусства думать.
Нельзя не согласиться с правильностью данного подхода к образовательному процессу, но это скорее музыкально-эстетические, а не общедидактические принципы.
Полностью соответствует нашей концепции интерактивного взаимодействия методический комплекс по художественному образованию, разработанный Г. А. Прасловой и Е.В Пономаревой, в котором сформулированы дидактические принципы, учитывающие особенности детского возраста: увлеченность, эмоциональная отзывчивость, восприятие средств музыкальной выразительности, сравнение способов звукоизвлечения; понимание тождества и контраста [12, С.182].
Различия между принципами, положенными в основание рассмотренных программ, состоят в том, что одни из них имеет объектом классификации стадии учебного процесса (Л. В. Горюнова, Л. В. Школяр), другие - методы освоения музыкальных произведений (Г.А. Праслова и Е. В Пономарева). Предлагаемые нами принципы опираются на единство всех составляющих процесса интерактивного обучения. Конкретные формы интерактивного взаимодействия мы рассматриваем как детально (технологически) разработанные методы и организационные формы обучения. Именно в таком контексте представлена следующая часть исследования.
Высокий педагогический результат дает использование так называемого «метода проектов» или «творческого проекта». Этот вид учебной деятельности соответствует требованиям современного образования -добывать знания самому. Этот метод обучения позволяет приобрести навыки творческой деятельности от замысла до исполнения. Одним из его продуктов является разработка и создание презентации на определенную тему. Педагогический эффект этого метода определяется тем, что тематика [13] выбирается совместно педагогом дополнительного образования и общеобразовательной школы. Учащиеся, опираясь на помощь педагога, намечают план работы, подбирают материал, создают презентацию, представляют и защищают ее на уроке. Цель метода «творческий проект» - раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки. Реализация поставленной цели возможна через решение ряда задач:
- обучающие: показать изображение предмета мастерами разных видов искусства, формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений;
- развивающие: совершенствовать эмоциональную память, внимание, творческую фантазию, образное и ассоциативное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- воспитательные: прививать любовь ко всем видам мирового и национального искусства.
Над всем этим главенствует интонация как источник знаний о композиторе, авторе произведения, его времени и эмоциональном состоянии.
При построении проектов используются фрагменты разных музыкальных произведений, репродукции картин, а также произведения литературы и поэзии. Ребятам предлагается обосновать свой ответ и при помощи сравнительной характеристики найти сходства и различия разных жанров искусства.
В результате таких проектов учащимися не только приобретаются новые знания, но и формируется интерес к занятиям, целостное представление об искусстве, расширяется их кругозор, развиваются коммуникативные умения, формы мышления, связанные с обработкой информации и умениями публичных выступлений.
В последние годы, в связи с все возрастающим 1Т образованием детей, значительный интерес приобретают ролевые игры и имитации. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную ситуацию. Например, ученик в роли учителя. Этот прием - своеобразная ролевая игра. Учащийся может подготовить рассказ о новом материале и выступить в роли организатора интерактивного метода, заменив педагога. Это один из самых эффективных средств обучения. Ролевые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, умению решать проблемы, способности ясно выражать свое мнение и воспитанию сочувствия к другим людям.
Под имитацией в данном контексте следует понимать использование приема подражания. Это могут быть небольшие фрагменты или целые музыкальные произведения, фрагменты литературных произведений, где есть ситуации, связанные с музыкой, картины художников с изображением музыкантов, фотографии и картины природы и т.д. Имитация может быть воспроизведена голосом, может осуществляться и с помощью танцевальных движений, двигательных упражнений. При имитации могут использоваться компьютерные средства, синтезатор, шумовые инструменты и т.д. Этот метод напоминает музицирование, автором которого является немецкий педагог Карл Орф. Например, озвучивание картины природы требует следующей поэтапной организации деятельности учащихся:
1 этап - дети делятся на небольшие группы, каждой из которых дается задание изобразить тот или иной звук: иллюстрирующий пение птиц -первой группе, второй - журчание ручейка, третьей группе - шелест дождя, четвертой - гром и т. д.
2 этап - каждая группа сочиняет свой ритм и пробует его исполнить.
3 этап - выбор инструментов. Каждая группа обсуждает и приходит к единому решению об использовании конкретных инструментов.
4 этап - выбор дирижера, последовательность выступления каждой из групп, выбор динамических оттенков, мини-репетиции.
5 этап - показ мини-спектакля шумового или инструментального оркестра.
Этот метод способствует развитию у детей воображения, фантазии и позволяет каждому ребенку, независимо от его умений и способностей, включиться в этот процесс творчества [14].
Особенности интерактивного обучения в условиях дополнительного образования вносит корректировки как в сущностную, так и в терминологическую составляющие общедидактических методов. При интерактивном обучении следует говорить о наглядно-слуховом, двигательнослуховом, музыкально-игровом, музыкально-изобразительном методе обучения.
Наглядно-слуховой метод реализуется в процессе контакта обучающегося с музыкальным произведением. По содержанию этот метод опирается на сформулированный Б. Асафьевым «метод наблюдения за музыкой», который формирует способность осмысленно воспринимать музыкальное произведение, наблюдая и усваивая изменения его интонации.
Двигательно-слуховой метод нацелен на развитие музыкальнопластической деятельности. Музыка и пластика имеют общую интонационную основу. Как в музыке, так же как и в искусстве движения, носителем смысла является интонация. Но если в музыке это - музыкальная интонация, то в искусстве движения - ритмопластическая. В силу этого характеристика музыкально-пластической деятельности опирается на характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций.
Музыкально-игровой метод представляет собой синтез музыки, пластики и театрального действия. Этот метод находит свое воплощение не только в различных жанрах хореографического искусства, но и в драматических постановках. Мы уже приводили высказывание Б. Асафьева, относящееся к данному вопросу: «... Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой» [15, С.212]. Музыкально-изобразительный метод обучения связан с наличием внемузыкальных впечатлений. Этот аспект восприятия анализировался такими исследователями как С. Н. Беляева-Экземплярская, Е.Н. Устинова, А.Г. Костюк, Г. А. Орлов, К. Волентайн, К. С. Майерс, Г.Н. Кечхуашвили, Г. Курт. и др.
В заключение можно отметить следующее. Интерактивные методы обучения прошли длительный путь становления, и они всегда актуализировались в условиях, связанных с активизацией духа нации. Именно такой процесс наблюдается в настоящее время. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство, «сцепление» педагогического взаимодействия, опирающегося на дидактические принципы, и внутреннего состояния саморазвивающегося ученика, которое «отвечает» новым методам организации педагогического процесса. Основополагающим принципом организации интерактивного взаимодействия в системе дополнительного музыкального обучения является паритетное равенст всех составляющих учебного процесса, которое позволяет соединить традиционность и инновационность в педагогическом процессе и направить его на личностный рост и творческое саморазвитие обучающихся в условиях сегодняшнего дня.
Примечания
1.Панфилова А.П. Игровое моделирование и деятельность педагога / под общ. ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 368 с.
2.Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: моногр. М.: Логос, 2004. 248 с.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 368 с.
4. Субетто А.И. Основы системологии образования: моногр.: в 2 ч. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 249с.; Субетто А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке: материалы XVII всерос. науч.-методич. конф. «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки спец., 2007. 295 с.
5. Цыренова Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования // Специальная педагогика: настоящее и будущее: материалы регион. науч.-практической конференции (10 марта 2007 г.) / науч. ред. Н.Н. Быстрова. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. 168 с.
6. Дерманова И.Б. Дифференциальная психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. 107 с.; Никитина Е.А. Философия науки: осн. проблемы: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (Техн. ун-т), 2009. 131 с.; Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 364; Борисова Н.В. Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обучению в образовательном пространстве малого города: автореф... дис. канд. пед. наук. Сургут, 2010. 26 с.; Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания: настольная книга преподавателя. СПб.: Златоуст, 2004. 185с.; Ин-
новационные процессы в современном педагогическом образовании: моногр. / Е.П. Белан, Т.В. Вардуни, Л.В. Горюнова, Е.В. Бондаревская, В.И. Мареев; Южн. федер. ун-т, Пед. ин-т. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 314 с.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 368 с.
8. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. СПб.: Детство-Пресс,
2005. 384 с.
9. Щирин Д.В. Педагогика восприятия духовной музыки: моногр. / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: Астерион, 2007. С. 199-219.
10. Горюнова Л.В. Теория мобильности специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д,
2006. 38 с.
11. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство: метод. пособие. М.: Вентана-Граф, 2007. 176 с.
12. Праслова Г.А., Пономарева Е.В. Дошкольное музыкальное образование: учеб.-метод. комплекс по дисциплинам профильной подготовки (направление «художественное образование»). СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 248 с.
13. Например: «Выдающиеся личности эпохи классицизма и барокко», «Моя семья в годы Великой Отечественной войне», «Матрешка в русском народном творчестве», «Какого цвета зима», «Краски и звуки осени» и др.
14. Объединение общепедагогических и музыкальных задач воспитания реализуется в мероприятиях, проводимых учащимися классов дополнительного музыкального образования и общеобразовательной школы в рамках акции «Вахты Памяти», посвященной Великой Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Дети готовятся к таким встречам: работают над мультимедийными презентациями и видеороликами, ставят литературно - музыкальные композиции, разучивают стихи и инсценируют песни. «Великая отечественная война», «Ветеранам», «Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами», «Блокада Ленинграда», «Дети на защите Ленинграда», «Спасибо за Победу!» и др.; видеоролики «Пионеры-герои», «Лица войны», «Саласпилс» и др.; и инсценируют песни военных лет: музыка В. Мурадели, слова А. Соболева «Бу-хенвальдский набат», музыка С. Каца, слова А. Софронова «Шумел сурово брянский лес», музыка К. Листова, слова А. Суркова «В землянке», музыка А. Новикова, слова Я. Шведова «Смуглянка», музыка Д. Тухманова. слова В. Харитонова «День победы» и др., а также читают стихи собственного сочинения и известных поэтов. Например: С. Гудзенко «Перед атакой», И. Исаковский «Русской женщине», А. Ахматова «Победа», Б. Пастернак «Победитель», К. Симонов «Жди меня, и я вернусь» и др. Именно так, пробудив интерес к событиям и память в своем сердце, можно сохранить ее, сберечь и передать следующему поколению.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Кн. 1-2. Л.: Музыка, 1971. 376 с.