Научная статья на тему 'О ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ'

О ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-PORTFOLIO / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL DIAGNOSTICS / EDUCATIONAL MANAGEMENT / EXPERT ASSESSMENT METHOD / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Татьяна Владимировна

Статья направлена на разрешение проблемы недостаточной разработанности организационно-управленческих аспектов внедрения электронного портфолио в вузе. С позиций образовательного менеджмента уточнены понятия «веб-портфолио и «организационно-методическое обеспечение внедрения». Раскрыты сущность принципов системности, перехода от функционирования к развитию, преемственности и интеграции деятельности, участия и ответственности, контролируемости процесса внедрения. Дано описание диагностического инструментария, позволяющего выявить и оценить необходимость и достаточность организационно-методического обеспечения внедрения электронного портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DIAGNOSTICS OF ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL SUPPORT OF INTRODUCTION OF ELECTRONIC PORTFOLIO IN THE UNIVERSITY

The article is aimed at solving the problem of insufficiently developed organizational and managerial aspects of the introduction of e-portfolio in the university. From the perspective of educational management, the concepts of «web portfolio» and «organizational and methodological support for implementation have been clarified». The essence of the principles of consistency, the transition from functioning to development, continuity and integration of activities, participation and responsibility, the controllability of the implementation process is disclosed. A description is given of diagnostic tools to identify and evaluate the need and sufficiency of organizational and methodological support for the implementation of e-portfolio.

Текст научной работы на тему «О ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ»

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла -в глаз кошке целит.

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости.

Задание: Прочитайте вслух текст и вопросы к тексту. В тексте найдите ответы на вопросы, прочитай их вслух и подчеркни цветным карандашом. Ответ на каждый вопрос подчеркни своим цветом. Учтите, что на некоторые вопросы в тексте нет ответов. Зачеркни такие вопросы.

1) Где жил Пудик?

2) Как звали маму-воробьиху?

3) С какой целью Пудик выглядывал из гнезда?

4) Что делал Пудик перед тем, как выпасть из гнезда?

5) Что почувствовал Пудик, когда увидел кошку?

6) Как воробьиха спасла своего птенца?

Обсуждение.

IV. Повторное чтение текста с интонацией (по ролям).

Выводы. Формирование навыка чтения - процесс сложный, складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической. При формировании беглости чтения у младших школьников параллельно развиваются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Как известно, скорость понимания заложенной информации в тексте отвечает более быстрому темпу чтения. Таким образом, чем выше беглость, тем лучше понимание прочитанного, правильность чтения. В настоящее время предлагается достаточно методов и приёмов обучения беглому осознанному чтению, поэтому учителям рекомендуется тщательно подходить к выбору программ и продумывать целенаправленную работу с текстом.

Литература:

1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет. -Казань: ООО «Эксперт», 2017. - 192 с.

2. Грахова С.И., Пономарева Т.А. Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - 4.III. - С. 60-63.

3. Грахова С.И., Галимова А.М. Традиционные и инновационные подходы обучения пересказу школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 3. - С. 72-75

4. Зайцева В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа №8 - М.: Молодая гвардия, 1990. -С. 52-62.

5. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. -М.: Ось, 2001. - 89 с.

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя. -Москва: Аркти, 1997. - 154 с.

7. Салманова А.Н., Грахова С.И. Формирование беглости чтения у детей младшего школьного возраста // Вестник науки: Актуальные вопросы в науке и практике. В 4 ч. - Ч.4. - Уфа: Изд. Дендра, 2018. -С. 30-35.

8. Салманова А.Н., Грахова С.И. Упражнения для формирования беглости чтения у младших школьников // Инновации в науке и практике / Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции (18 февраля 2019 г., г. Барнаул). В 2 ч. - Ч.2. - Уфа: Изд. Дендра, 2019. -С. 215-219.

9. Салманова А.Н., Грахова С.И. Development of rapid reading skills in primary-school children // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - № 2 (59). - Ч.5. - М., 2019. - С. 45-47.

10. Сухомлинский В.А., Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Панченко Татьяна Владимировна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)

О ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ

Аннотация. Статья направлена на разрешение проблемы недостаточной разработанности организационно-управленческих аспектов внедрения электронного портфолио в вузе. С позиций образовательного менеджмента уточнены понятия «веб-портфолио и «организационно-методическое обеспечение внедрения». Раскрыты сущность принципов системности, перехода от функционирования к развитию, преемственности и интеграции деятельности, участия и ответственности, контролируемости процесса внедрения. Дано описание диагностического инструментария, позволяющего выявить и оценить необходимость и достаточность организационно-методического обеспечения внедрения электронного портфолио.

Ключевые слова: электронное портфолио, организационно-методическое обеспечение, организационно-управленческая диагностика, образовательный менеджмент, метод экспертных оценок, высшее образование.

Annotation. The article is aimed at solving the problem of insufficiently developed organizational and managerial aspects of the introduction of e-portfolio in the university. From the perspective of educational management, the concepts of «web portfolio» and «organizational and methodological support for implementation have been clarified». The essence of the principles of consistency, the transition from functioning to development, continuity and integration of activities, participation and responsibility, the controllability of the implementation process is disclosed. A description is given of diagnostic tools to identify and evaluate the need and sufficiency of organizational and methodological support for the implementation of e-portfolio.

Keywords: e-portfolio, organizational and methodological support, organizational and managerial diagnostics, educational management, expert assessment method, higher education.

Введение. Актуальность и перспективность применения электронного портфолио закреплены в документах, регламентирующих деятельность системы высшего образования в нашей стране ([2], [4], [5] и др.). Однако анализ ситуации, нормативных документов и современных исследований (Алисултанова Э.Д., Апакина Л.В., Безукладников К.Э., Бекузарова Н.В., Государев И.Б., Григорьева И.В., Дунаева Л.А., Ермолович Е.В., Иванова Л.А., Коршунова В.В., Крузе Б.А., Переверзев В.Ю., Сафонова О.П., Синельников С.А., Смолянинова О.Г. и др.) позволяет выявить проблему недостаточной разработанности управленческих аспектов его внедрения в вузе. В данном исследовании электронное портфолио (далее - веб-портфолио) представлено как элемент информационной образовательной среды вуза, являющийся одним из объектов управления инновационной подсистемы образовательной организации. С позиций образовательного менеджмента, организационно-методическое обеспечение внедрения мы определяем как совокупность компонентов веб-портфолио как объекта управления, взаимосвязанных функций управления, распределенных по уровням управления образовательной организации, служащих для того, чтобы внедрение было продуктивным и эффективным, и гарантирующих выполнение требований ФГОС высшего образования в части требований к электронной информационно-образовательной среде вуза.

Рассматривания веб-портфолио как нововведение, под внедрением понимаем форму организации решения какой-либо проблемы образовательной деятельности посредством введения в педагогическую систему новшеств (нововведений), реализующую идеи проектного подхода (Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. [3]). Такую проблему для нашего исследования составляла недостаточная разработанность диагностического инструментария, позволяющего выявить и оценить необходимость и достаточность организационно-методического обеспечения внедрения веб-портфолио.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с логикой реализации управленческой диагностики (Григан А.М. [1]) и проектным подходом к внедрению новшеств, нами был разработан диагностический инструментарий, который включал диагностическую карту организационно-методического обеспечения внедрения веб-портфолио в вузе и опросный лист «Экспертная оценка продуктивности внедрения и эффективности управления внедрением веб-портфолио».

В ходе исследования решены задачи: соотнесения организационно-методического обеспечения внедрения веб-портфолио в вузе с компонентами веб-портфолио как объекта управления (нормативным, аналитико-проектировочным, ресурсным, образовательным, учебно-профессиональным и контрольно-оценочным компонентами); распределения полномочий и ответственности за наличие диагностируемых условий по уровням управления внедрением веб-портфолио как объекта управления (административному, структурного подразделения, образовательный/ реализации образовательного процесса и субъектному уровням); установления целевых аудиторий, запросы которых удовлетворяет выполнение соответствующих показателей, и уточнения предвосхищаемых результатов выполнения показателей.

При разработке диагностического инструментария были использованы методы: организационно-управленческой диагностики, экспертных оценок и педагогического проектирования. При проведении исследования был соблюден ряд принципов. Принцип системности предполагал органичное включение веб-портфолио как новшества в существующую образовательную систему вуза и обеспечивал согласованность планируемых управленческих действий, необходимых для продуктивного внедрения веб-портфолио. Механизмом реализации этого принципа выступил учет анализа ситуации внедрения, а также подход к внедрению веб-портфолио как объекту управления, в соответствии с его выявленными компонентами (нормативным, аналитико-проектировочным, ресурсным, образовательным, учебно-профессиональным и контрольно-оценочным). Принцип перехода от функционирования к развитию предполагал эффективное использование ресурсов образовательной организации. Механизмом реализации этого принципа выступило выделение двух групп организационно-методических условий внедрения: обеспечивающих условий, необходимых для запуска и функционирования веб-портфолио, и стимулирующих условий, необходимых для дальнейшего развития и внедрения веб-портфолио. Каждое условие и соответствующие ему показатели и индикаторы направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории, охватывающей всех участников образовательного процесса как коллективных субъектов (образовательной организации, студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей и др.). Предвосхищаемыми результатами соблюдения совокупности организационно-методических условий являются: соблюдение законности, требований стандарта и аккредитационных требований, управляемость, согласованность действий, объективность и открытость оценивания, востребованность, удовлетворение запросов работодателей, повышение мотивационного фона студентов, сокращение временных и энергетических затрат, доступность и др. Принцип преемственности и интеграции деятельности предполагал координированное взаимодействие, в соответствии с выявленными уровнями внедрения (административным, уровнем структурного подразделения, образовательным (предметным) уровнем, субъектным уровнем) и привлечение работодателей. Механизмом реализации этого принципа выступило распределение и исключение дублирования функциональных обязанностей и делегирование полномочий. Принцип участия и ответственности предполагал необходимость участия в постановке целей, планировании, организации, руководстве и контроле хода внедрения организационно-методического обеспечения всех участников образовательного процесса, и распределение ответственности в соответствии с уровнями внедрения веб-портфолио. Принцип контролируемости подразумевал определение измеряемых показателей и индикаторов, с помощью которых будет устанавливаться соответствие организационно-методического обеспечение внедрения веб-портфолио требованию продуктивности, специальную систему мониторинга и регулирования хода внедрения. Механизмом реализации этого принципа выступило проведение внутреннего мониторинга внедрения веб-портфолио в вузе.

При разработке опросного листа «Экспертная оценка продуктивности внедрения и эффективности управления внедрением веб-портфолио» (таблица 1) оцениваемые по 11-балльной шкале 16 утверждений были соотнесены с компонентами веб-портфолио как объекта управления. Для удобства обработки данных были введены условные обозначения после номера утверждения: Н - нормативный компонент, АП -аналитико-проектировочный компонент, Р - ресурсный компонент, О/ УП - образовательный/ учебно-

профессиональный компоненты, КО - контрольно-оценочный компонент. Шкала оценивания - 11-балльная: 0 - показатель не наблюдается, 1- минимум, а 10 - максимум.

Таблица 1

Опросный лист «Экспертная оценка продуктивности внедрения и эффективности управления

внедрением веб-портфолио»

Показатели Оценки по шкале

1 (Н). Сотрудники ознакомлены с функциональными обязанностями, указанными в «Положении о портфолио» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2 (Н). Проведена ревизия/ пересмотр документации, сопровождающей внедрение веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3 (АП). Реализуется координация деятельности по внедрению веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4 (АП). Соблюден баланс между полезностью веб-портфолио и затратами структурного подразделения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5 (Р). Наличие у сотрудников необходимого количества времени для реализации определенных «Положением о портфолио» функций по внедрению веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6 (Р). Организована специальная подготовка/ повышение квалификации кадров, которые должны выполнять функции по внедрению веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7 (Р). Психологическая готовность к внедрению веб-портфолио в вузе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8 (Р). Материально-техническая обеспеченность внедрения веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9 (Р). Управление внедрением веб-портфолио способствует рациональному сокращению временных, психологических и энергетических затрат сотрудников 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 (Р). Имеется стимулирование сотрудников, для повышения продуктивности внедрения веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 (Р, О/ УП). Методическая/ дидактическая обеспеченность внедрения веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12 (КО). Рекламирование, пропаганда веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13 (КО). Потенциальная продуктивность внедрения веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14 (КО). Наличие анализа деятельности/отчетности о внедрении веб-портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15 (КО). Причины, которые, по мнению эксперта, снижают продуктивность внедрения веб-портфолио (свободный ответ)

16 (КО). Условия, которые, по мнению эксперта, могут способствовать повышению продуктивности внедрения веб-портфолио (свободный ответ)

При разработке диагностической карты организационно-методического обеспечения внедрения веб-портфолио в вузе (таблица 2), условия внедрения разделены на две группы и введена двоичная нумерация, первая цифра которой указывает на соответствующую группу: 1 - обеспечивающие условия и 2 -стимулирующие условия. Каждому условию соответствуют конкретные показатели, которые характеризуют качественную степень его выполнения. Эти показатели уточнены индикаторами, которые имеют количественное (балловое) выражение. Наличие индикатора оценивается одним баллом, при этом баллы по каждому индикатору/ показателю и условию суммируются.

Диагностическая карта организационно-методического обеспечения внедрения веб-портфолио в

вузе

Показатели | Индикаторы показателей, их балловое выражение

1. Организационно-методические обеспечивающие условия внедрения веб-портфолио

1.1. Условие регламентации деятельности по созданию веб-портфолио

1.1.1 Наличие локального нормативного документа, регламентирующего внедрение веб-портфолио в вузе 0 Документ отсутствует

1 Наличие документа, регламентирующего деятельность по внедрению веб-портфолио и устанавливающего функциональные обязанности сторон

1 Все внутренние локальные акты ОО переработаны в соответствии с требованием веб-портфолио

1 Веб-портфолио включено в программы ГИА

1 Веб-портфолио как инструмент оценивания закреплено в Уставе ОО

1.1.2 Наличие сопутствующих документов 0 Документы отсутствуют

1 Оформлены заявления студентов, согласие на обработку ПДН

1.3 Регламентация структуры веб-портфолио в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования 0 Регламентация отсутствует

1 Структура регламентирована

1 Структура регламентирована и соотнесена с требованиями ФГОС высшего образования (видами деятельности, компетенциями)

1 Структура веб-портфолио разработана при участии работодателей

1.1.4 Наличие четких критериев оценивания веб-портфолио 0 Критерии отсутствуют

1 Критерии сформулированы

1 Критерии сформулированы и соотнесены с рейтинговой системой

1 Критерии разработаны при участии работодателей

1.1.5 Наличие веб-портфолио в электронной информационной образовательной среде вуза 0 Отсутствуют

1 Частично имеются в наличии

1 Количество веб-портфолио соответствует количеству обучающихся

1.2. Условие наличия программно-технической базы

1.2.1 Наличие интернет-платформы для размещения веб-портфолио (интеграция в электронную информационную образовательную среду вуза) 0 Единая интернет-платформа отсутствует

1 Интернет-платформа размещена на стороннем сайте

1 Собственная Интернет-платформа (на сайте вуза)

1.2.2 Удобство администрирования базы данных веб-портфолио 0 Отсутствие возможностей администрирования

1 Ограниченные возможности администрирования базы данных

1 Оптимальные возможности администрирования базы данных

1.2.3 Осуществление технической поддержки 0 Отсутствует

1 Имеется

1.2.4 Предоставление обучающимся и ППС оборудованных мест для работы с веб-портфолио 0 Отсутствует

1 Имеется, но ограничено во временном и количественном отношении

1 Соответствует реальным потребностям/ запросам ППС и студентов

1.3. Условие введения фильтров подлинности данных и документов, размещаемых в веб-портфолио

1.3.1 Проверка подлинности инициативных данных 0 Отсутствует

1 Проводится эпизодически, по запросу

1 Достоверность данных проверяется с привлечением органов студенческого самоуправления

1 Достоверность проверяется специально созданной службой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3.2 Проверка подлинности неинициативных данных 0 Отсутствует

1 Проводится

2. Организационно-методические стимулирующие условия внедрения веб-портфолио

2.1. Условие наличия взаимодействия в информационной образовательной среде вуза средствами веб- портфолио

2.1.1 Организация взаимодействия в информационной образовательной среде вуза средствами веб- 0 Отсутствует

1 Организовано внутреннее взаимодействие с применением веб-портфолио

портфолио 1 Организовано взаимодействие с внешней средой с применением веб-портфолио

1 Организовано взаимодействие с работодателями, базами практик с применением веб-портфолио

2.1.2 Стимулирование взаимодействия в ИОС вуза средствами веб-портфолио 0 Стимулирование взаимодействия отсутствует

1 Эпизодическое стимулирование взаимодействия

1 Плановое стимулирование взаимодействия, реализуемое на уровне структурных подразделений

1 Организован дистанционный доступ работодателей к элементу информационной образовательной среды вуза, содержащей банк веб-портфолио обучающихся (будущих выпускников)

2.2. Условие введения индексно-рейтинговой системы (ИРС) оценивания веб-портфолио

2.2.1 Наличие механизмов соотнесения количественных и ранговых шкал (БРС) и качественных шкал оценивания по видам деятельности 0 ИРС оценивания веб-портфолио отсутствует

1 ИРС оценивания веб-портфолио введена в вузе

1 База веб-портфолио, представленная в ИРС, отвечает требованию валидности

1 База веб-портфолио, представленная в ИРС, является объектно-ориентированной

1 База веб-портфолио, представленная в ИРС, является унифицированной для определенного коэффициента деятельности

1 Веб-портфолио студентов полностью интегрированы в ИРС вуза

2.3. Условие методического сопровождения и дидактического обеспечения внедрения веб-портфолио

2.3.1 Введение учебной дисциплины «Технология создания портфолио» 0 Отсутствует

1 Включена в РУП, имеется РПД

1 Учебные часы соответствуют реальным потребностям студентов, ведущего дисциплину преподавателя

1 Наличие учебных часов на проведение зачета, защиты веб-портфолио

1 Наличие регламентированного индивидуальным планом работы преподавателя времени на дистанционное взаимодействие со студентами

2.3.2 Наличие учебно-методического пособия/ методических рекомендаций для студентов 0 Отсутствует

1 Имеется

2.3.3 Подготовка кадров для внедрения веб-портфолио 0 Отсутствует

1 Самообразование

1 Проведены практикумы, консультации

1 Проведены курсы повышения квалификации

2.3.4 Стимулирование систематической работы обучающихся с веб-портфолио 0 Отсутствует, ограничивается зачетом

1 Эпизодическое стимулирование

1 Разработана система мероприятий и направлений деятельности, стимулирующих применение веб-портфолио

1 Система мероприятий и направлений деятельности разработана при участии баз прохождения практик

1 Система мероприятий и направлений деятельности разработана при участии работодателей

2.4. Условие востребованности веб-портфолио при трудоустройстве выпускников

2.4.1 Веб-портфолио выпускника востребовано при трудоустройстве в образовательную организацию 0 Не востребовано

1 Востребовано при трудоустройстве выпускников

Максимальная сумма баллов по совокупности организационно-методических условий внедрения веб-портфолио в вузе - 48, при этом максимум баллов по двум группам условий (обеспечивающие/ стимулирующие) одинаков: по 24 балла. Для оценивания уровней наличия условий по их совокупности и по двум выделенным группам (обеспечивающие и стимулирующие условия), разработана шкала оценивания. В процентном отношении данная шкала предполагает: 0-33% (неудовлетворительный уровень), 34-66% (минимальный уровень) и 67-100% (достаточный уровень).

Шкала оценивания наличия организационно-методических условий внедрения веб-портфолио в

вузе (в баллах)

Наименование уровня Совокупность организационно-методических условий внедрения веб-портфолио в вузе (максимум - 48) Отдельные группы условий (обеспечивающих/ стимулирующих) (максимум - 24)

Неудовлетворительный 0-16 0-8

Минимальный 17-32 9-16

Достаточный 33-48 17-24

Ранжирование баллов по совокупности организационно-методических условий внедрения веб-портфолио в вузе выглядит следующим образом: 13 баллов - условие регламентация деятельности по созданию веб-портфолио (1.1). 12 баллов - условие методического сопровождения и дидактического обеспечения внедрения веб-портфолио (2.3). 7 баллов - условие наличия программно-технической базы (1.2). 6 баллов - условие наличия взаимодействия в информационной образовательной среде вуза средствами веб-портфолио (2.1). 5 баллов - условие введения индексно-рейтинговой системы (ИРС) оценивания веб-портфолио (2.2). 4 балла - условие введения фильтров достоверности данных и документов, размещаемых в веб-портфолио (1.3). 1 балл - условие востребованности веб-портфолио при трудоустройстве выпускников (2.4).

Выводы. Сопоставительный анализ нормативных документов и научной литературы не позволил обнаружить работ, посвященных управленческим аспектам электронного портфолио, с позиций менеджмента и управления в системе высшего образования. Реализовать оценивание организационно-методического обеспечения внедрения представляется возможным с помощью разработанного организационно-диагностического инструментария. Проведенное исследование дало возможность выявить иерархию распределенных полномочий и ответственности за наличие организационно-методического обеспечения по уровням управления внедрения веб-портфолио: наличие обеспечивающих условий требует принятия управленческих решений, главным образом, на административном уровне, затем - на уровне структурного подразделения, и в малой степени - на образовательном уровне/ уровне реализации образовательного процесса; при соблюдении стимулирующих условий полномочия и ответственность распределены практически равномерно между уровнем структурного подразделения, образовательным и административным уровнями; предполагаемого значимого влияния субъектного уровня на внедрение веб-портфолио в вузе не выявлено.

Литература:

1. Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика / А.М. Григан. - Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009. - 282 с.

2. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/eios_conception.pdf, свободный. - (Дата обращения: 04.02.2020).

3. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 360 с.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/, свободный. - (Дата обращения: 04.02.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70644220/#ixzz4vYgJIwcc, свободный. -(Дата обращения: 04.02.2020).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174, свободный. - (Дата обращения: 04.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.