80
экономика региона
УДК 338.467
о деятельности муниципальных образований по улучшению окружающей среды
от уровня муниципального управления факторами загрязнения окружающей среды зависит создание стабильной благоприятной городской среды для жизнедеятельности человека. в статье рассматриваются основные источники загрязнения городской территории и на основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются пути улучшения окружающей среды муниципальных образований.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие; окружающая среда; твердые бытовые отходы; экологическая ситуация.
The efforts of municipalities aimed at the elimination of pollution factors contribute to the creation of favorable environmental conditions for human life. The paper examines the main sources of pollution in urban areas and suggests ways to protect the environment of municipal territories on the base of foreign and domestic experience.
Keywords: social and economic development; environment; municipal solid waste; environmental conditions.
ПавленковМихаил Николаевич
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Социально-экономические дисциплины» Дзержинского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]
Город как объект управления
Город как объект управления представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из элементов, объединенных разнообразными внутренними и внешними связями. Причем для обеспечения развития города большое значение имеет его материально-вещественная структура, позволяющая прогнозировать и рассчитывать многочисленные внутригородские пропорции, а именно численность населения, количество рабочих мест, потребности в жилье и материальных ресурсах и т.д., на основании которых формируется социальная и экономическая политика города. Следует отметить, что с ка-
Воронин Павел Михайлович
канд. экон. наук, докторант кафедры «Социально-экономические дисциплины» Дзержинского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected]
ждым годом доля городского населения на Земле увеличивается.
Так, в России городское население составляло в 1913 г. 17,6%, и оно почти не увеличилось до 1926 г. (17,9%). Но уже в 1939 г. в городах СССР проживало 33% населения, в 1959 г. —48%, в 1970 г. — 56%, в 1991 г. — 66% (в РСФСР — 74%) [1].
В последнее время процесс урбанизации ускорился: к 1970 г. большая часть населения индустриальных стран обитала в городах. При этом более миллиона жителей насчитывалось приблизительно в 100 городах мира (в России — в 13 городах). На долю крупнейших городов приходится значительная часть населения. В Москве
М. Н. Павленков, П. М. Воронин о деятельности муниципальных образований
81
проживает 6% населения России, а вместе с областью — 12%, в Токио и Сеуле — 23% соответственно населения Японии и Южной Кореи. Еще большая концентрация населения в столицах латиноамериканских стран: в Мехико — 28%, в Буэнос-Айресе — 32%, в Монтевидео — 42%.
В настоящее время в городах проживает три четвертых населения России, 90% населения Европы и 50% населения мира. По прогнозам ООН, к 2025 г. горожане составят более 61% населения мира.
источники загрязнения окружающей среды
Известно множество источников, загрязняющих городские территории, среди которых:
• предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, разрушающих почвенный слой, загрязняющих окружающую среду, нарушающих режим подземных вод, уничтожающих малые реки;
• предприятия энергетики, являющиеся источниками загрязнения воздушного бассейна;
• промышленные предприятия, загрязняющие воздух, водоемы и почву различными производственными отходами;
• транспорт, загрязняющий воздушный бассейн и функционирующий в непосредственной близости от жилой зоны [2].
Состояние окружающей среды является приоритетным параметром, определяющим здоровье, качество и продолжительность жизни населения. Целям защиты окружающей среды служит Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».
степени неблагополучия экологической ситуации в городе
Для оценки ситуаций, сложившихся в конкретном городе, анализируются структура экономики, численность населения, застройка города, ресур-соемкость предприятий, объемы поступающих в окружающую среду отходов, размеры территорий, требующих рекультивации, уровень концентрации антропогенных воздействий, причины загрязнения. Выделяют пять степеней неблагополучия экологической ситуации в городе:
1) относительно удовлетворительная — положение соответствует установленным нормативам;
2) напряженная — снижение продуктивности природных ресурсов и изменение режима самовосстановления природных систем;
3) предкризисная — значительное ухудшение состояния среды обитания человека;
4) кризисная — резкое ухудшение здоровья населения, проявляющееся в нарушениях основных функций организма человека, резкое возрастание общей и детской заболеваемости;
5) катастрофическая — серьезная опасность для жизни людей и воспроизводства будущих поколений.
направления работы по улучшению окружающей среды
Существующие механизмы охраны окружающей среды достаточно сложны, и требуются финансовые, научные, технические и организационные инструменты для обеспечения их работы [3].
В связи с этим органы местного самоуправления могут осуществлять следующую деятельность по улучшению окружающей среды:
• использовать прогрессивные ресурсосберегающие технологии в городском хозяйстве;
• стимулировать разработку и реализацию природоохранных программ на муниципальных предприятиях;
• перепрофилировать производства, опасно загрязняющие окружающую среду;
• развивать мощности по захоронению, утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов;
• расширять санитарно-защитные зоны вокруг вредных производств.
В рыночной экономике значительное развитие получило частное предпринимательство, поэтому поощрение этой деятельности должно осуществляться при одновременном усилении ответственности за охрану окружающей среды. В этих условиях возможны два подхода: первый — запрещение экономической деятельности, наносящей вред окружающей среде; второй — регулирование этой деятельности в целях снижения нежелательных эффектов.
Большинство стран придерживается второго подхода.
совершенствование правового механизма обеспечения расчета и порядка взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Существующий порядок механизма обеспечения расчета и порядка взимания платежей за нега-
№ 6/2014
82
М. Н. Павленков, П. М. Воронин о деятельности муниципальных образований
тивное воздействие на окружающую среду предусматривает взимание платы:
• за выбросы в атмосферный воздух загрязненных веществ;
• за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
• за размещение отходов производства и потребления;
• за другие виды вредного воздействия.
Установлены базовые нормативы платы за
выбросы загрязняющих веществ:
• в пределах допустимых нормативов;
• в пределах установленных лимитов или временно согласованных нормативов.
Посредством платежей за загрязнение окружающей среды осуществляется реализация следующего принципа — «загрязнитель платит». Кроме этого, данные платежи играют стимулирующую роль, нацеливая предприятия и организации на реконструкцию и модернизацию производств.
опыт зарубежных стран по борьбе с загрязнением окружающей среды
Наиболее богатый опыт по борьбе с загрязнением окружающей среды накоплен в странах Евросоюза. Толчком к введению платежей за загрязнение окружающей среды в странах ЕС стало принятие в 1994 г. специальной Директивы по упаковочным отходам.
Основными задачами налоговых реформ в сфере защиты окружающей среды в странах ЕС являются:
• стимулирование инвестиций в энергоемкие сектора экономики, транспорт, сельское хозяйство;
• усиление налогового бремени в секторах экономики, которые наносят наибольший ущерб окружающей среде (транспорт, сельское хозяйство, энергетика);
• увеличение налогов на землю и сборов за бытовые отходы;
• поощрение рециклинга;
• направление инвестиций в развитие общественного транспорта и т.д.
В большинстве промышленно развитых стран разрабатываются «стратегии устойчивого развития», в которых природоохранным вопросам отводится значительная роль, а проблемам утилизации отходов, в том числе и твердых бытовых
отходов, — центральное место. В большинстве таких программ, в том числе и на муниципальном уровне, выделяются следующие приоритетные задачи:
• снижение уровня образования отходов;
• снижение уровня опасных веществ в отходах;
• утилизация, переработка и вторичное использование отходов [4].
Решение задач по комплексному благоустройству городских территорий включает уборку улиц, дорог, проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов.
Повышение уровня и качества управления сбором, вывозом и утилизацией отходов возможно лишь на базе широкого использования как мирового и отечественного опыта, так и имеющегося научного потенциала в этой области.
Быводы
Муниципальные органы власти должны обеспечивать эффективное управление всем многоотраслевым комплексом городского хозяйства, в том числе в области охраны окружающей среды.
Существующие механизмы охраны окружающей среды довольно сложны, поэтому муниципальные органы власти в целях снижения уровня загрязнения окружающей среды должны усилить регулирующие функции, а также совершенствовать правовые механизмы управления этой сферой.
Для создания благоприятной городской среды необходимо использовать как отечественные, так и зарубежные научно-технические достижения.
Литература
1. Инфраструктура муниципальных образований / под ред. П.В. Кухтина. М.: КноРус, 2008. 208 с.
2. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 717 с.
3. Экономика природопользования / под ред. К.В. Папенова. М.: ТЕИС, ТК Велби, 2012. 928 с.
4. Повестка дня на XXI век. Принята конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро,1992. 3-14 июня.