Ш/лггтт^ ГС гт^ггтллттггггт
/ 2 (87), 2017-
УДК 669. 1 Поступила 14.04.2017
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОКАТА ОАО «БМЗ»
PERFORMANCE OF THE INTERAGENCY WORKING GROUP ON INTRODUCTION OF AT THE BELARUS' MACHINE-BUILDING ENTERPRISES ROLL PRODUCTS MANUFACTURED AT OJSC BSW
П. А. ВИТЯЗЬ, А. В. ТОЛСТОЙ, Объединенный институт машиностроения НАНБеларуси, г. Минск, Беларусь, ул. Академическая, 12. E-mail: labmetal@rambler.ru,
А. В. ВЕНГУРА, ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК», г. Жлобин, Гомельская область, Беларусь, ул. Промышленная, 37. E-mail: ofwork@bmz.gomel.by
P. A. VITYAZ, A. V. TOLSTOY, Joint Institute of Mechanical Engineering of National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus, 12, Akademicheskaya str. E-mail: labmetal@rambler.ru, A. V. VENGURA, OJSC «BSW- Management Company of Holding «BMC», Zhlobin dty, Gomel region, Belarus, 37, Promyshlennaya str. E-mail: ofWork@bmz.gomel.by
Приведена информация о результатах заседания Межведомственной рабочей группы по вопросу внедрения на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь производства комплектующих с использованием проката ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК», производимого в соответствии с европейскими нормами. Представлены цели, задачи и направления деятельности данной рабочей группы. Изложены мнения участников заседания по рассматриваемому вопросу.
Information on results of a meeting of the Interagency working group on introduction to machine-building enterprises of Republic of Belarus of roll products manufactured at ОJSC «BSW - Management Company of Holding «BMC», which are made in accordance to the European norms is provided. The purposes, tasks and activities of this working group are presented. Opinions ofparticipants of a meeting are stated.
Ключевые слова. Металлургия, сталь, европейские нормы. Keywords. Metallurgy, steel, European norms.
ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК» является крупнейшим поставщиком наукоемкой конкурентоспособной металлопродукции высокого качества, производимой на основе ресурсосберегающих, прогрессивных технологических процессов, отвечающих мировым критериям технической новизны . Металлопродукция завода ежегодно поставляется более чем в 50 стран мира, ее торговая марка широко известна на товарном рынке металлов . Вместе с тем, объем продукции, поставляемой предприятием на внутренний рынок, крайне невелик (не более 30% от общего объема производства) . В то же время выпускаемый предприятиями металлопрокат, соответствующий международным стандартам, вполне может заменить стали, импортируемые белорусскими предприятиями для своих нужд . Однако более широкое использование этих сталей машиностроительными предприятиями Беларуси сдерживается рядом факторов как объективных, так и субъективных . В частности, одним из таких объективных факторов является отсутствие необходимой нормативной базы
С целью активизации продвижения продукции Белорусского металлургического завода на внутреннем рынке и в соответствии с протоколом поручений, данных Первым заместителем Министра промышленности Республики Беларусь Г. Б . Свидерским, была создана Межведомственная рабочая группа по вопросу внедрения на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь производства комплектующих
ГУ.Т/inR
-2 (87), 2017/ lUU
с использованием проката БМЗ, производимого в соответствии с европейскими нормами . Деятельность рабочей группы осуществляется в рамках Научно-производственного центра «ОАО «Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» - Национальная академия наук Беларуси» . О работе научно-производственного центра сообщалось в [1] .
В состав комиссии вошли ведущие специалисты Национальной академии наук Беларуси, Министерства промышленности Республики Беларусь, Белорусского государственного института стандартизации и сертификации .
Первое заседание Межведомственной рабочей группы состоялось в Президиуме НАН Беларуси 29 марта 2017 г. Кроме членов рабочей группы, в заседании участвовали представители крупнейших предприятий республики (ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «Гомсельмаш», ЗАО «Атлант», ОАО «БАТЭ») .
Во вступительном слове председатель Межведомственной рабочей группы академик П А Витязь подчеркнул, что главная задача деятельности рабочей группы состоит в содействии более широкому использованию выпускаемых ОАО «БМЗ» марок сталей, соответствующих европейским нормам, белорусскими предприятиями, так как это может дать положительный эффект как для БМЗ, так и для машиностроительных предприятий РБ Для этого, в первую очередь, необходимо создать соответствующую нормативную базу. Данная работа поручена Физико-техническому институту НАН Беларуси . Необходимо интенсифицировать работу, провести ее совместно с Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации В то же время необходимо иметь в виду, что выпустить стандарт - не самоцель Но там, где производственники требуют, это нужно сделать Ведь конструктор закладывает в документацию материал, опираясь на ГОСТ. Если в справочнике нет такого материала, он его и не будет закладывать . Есть две задачи: первая - марки стали, производимые ОАО «БМЗ», прошедшие испытания и признанные соответствующими требованиям, необходимо закладывать в документацию на производство новых изделий, вторая - испытывать и заменять там, где это экономически выгодно
Член Межведомственной рабочей группы начальник исследовательского центра ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК» А В Венгура в своем выступлении отметил следующее БМЗ после семинара, который состоялся на предприятии в середине декабря 2016 г. (на котором было дано поручение о создании рабочей группы), продолжил работу по нескольким направлениям Первое - создание нормативной базы . В настоящее время в Республике Беларусь гармонизирован стандарт DIN EN 10025 на конструкционные марки сталей Планируется провести гармонизацию еще двух европейских стандартов на стали для закалки и отпуска и стали для цементации DIN EN 10083 и DIN EN 10084 . Эти стандарты охватывают практически всю группу производимых предприятием сталей Сейчас, получив комментарии нескольких предприятий о необходимости разработки нормативной базы, видно, что данная работа нужна и ее следует максимально ускорить Параллельно мы посетили ряд предприятий, чтобы совместно с ними составить локальные программы взаимодействия . В частности, на ОАО «МТЗ» предполагалось создать рабочую группу, в которую должны были войти представители ЦЗЛ, технологи, конструкторы Рабочая группа должна была определить перечень комплектующих, на которых будет опробована и отработана замена на европейские марки стали К сожалению, следует констатировать, что данная работа практически никак не продвинулась
В то же время у завода есть хороший опыт работы с ОАО «Гомсельмаш» . В настоящее время запланировано следующее Мы совместно проведем на ОАО «БМЗ» лабораторные испытания марок сталей, производимых в соответствии с ГОСТ и евронормами (16MnCrS5, 18ХГТ, 42CrMo4, 40Х) . Будут определены физико-механические, металлографические и другие сравнительные характеристики Далее образцы будут переданы на ОАО «Гомсельмаш» для их обработки в соответствии с действующими на предприятии технологическими процессами (цементация, закалка и отпуск и др ) Затем образцы после обработки будут снова испытаны в условиях ОАО «БМЗ» В результате появится база, на основании которой будет принято решение о возможности применения тех или иных марок сталей В частности, ОАО «Гомсельмаш» уже проведена работа по внедрению проката стали марки 16MnCrS5 в соответствии с DIN EN 10084 для производства элементов зубчатых передач взамен стали марки 18ХГТ. Проведены исследования свойств, в результате которых в конструкторскую документацию введена сталь 16CrCrS5 взамен 18ХГТ. Разработан стандарт предприятия «Нормы твердости и методы контроля деталей и заготовок, подвергнутых термической обработке», в который внесены стали 16MnCrS5 и 20MnCrS5 . В 2016 г. ОАО «Гомсельмаш» закуплено 585 т стали 16MnCrS5, с начала 2017 г. - около 300 т.
Совместную с ОАО «БМЗ» работу по проведению испытаний образцов проката планируется завершить к середине текущего года Та схема работы, которая существует с ОАО «Гомсельмаш», должна
Ш/аг^г кггштггге_
I 2 (87), 2017-
быть реализована и с другими предприятиями . Считаем целесообразным, чтобы на каждом из них был определен ответственный специалист, курирующий данный вопрос . Должна быть создана программа совместных действий, испытаний и т д
Член Межведомственной рабочей группы, представитель ФТИ НАН Беларуси Л . Р. Дудецкая проинформировала присутствующих о том, что работа по гармонизации стандартов будет реализована в рамках ГНТП «Машиностроение» . Подан проект задания «Разработать и освоить государственные стандарты Республики Беларусь на конструкционные стали (стали для закалки и отпуска, стали для цементации) для машиностроительных предприятий на основе сортового проката, производимого ОАО «БМЗ -управляющая компания холдинга «БМК» . Заявка на разработку стандартов включена в План государственной стандартизации Республики Беларусь на 2017 г.
Заместитель начальника отдела технического нормирования и стандартизации в машиностроении и ресурсосбережении НП РУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» В . М . Сенкевич проинформировала присутствующих о процедуре разработки и утверждения ГОСТ. Было отмечено, что, поскольку ФТИ НАН Беларуси имеет большой практический опыт в разработке стандартов, то вполне реально завершить эту работу до конца текущего года .
Заместитель председателя Межведомственной рабочей группы С Г Сандомирский обратил внимание присутствующих на то, что, судя по письмам предприятий, есть еще один очень важный аспект этой проблемы . Из этих сталей, как правило, подвергающихся химико-термической обработке, изготавливают ответственные детали, и производственники хотят убедиться, что детали, изготовленные из этих сталей, будут обладать, по крайней мере, не худшими свойствами, если отбросить экономическую сторону вопроса
Данную позицию поддерживает и академик-секретарь Отделения физико-технических наук НАН Беларуси А П Ласковнев, проиллюстрировавший ее следующим примером Надежность любой машины складывается из надежности ее деталей и агрегатов . Если у трактора или иной сельхозмашины прогорела выхлопная труба, то тракторист не будет бить в колокола и говорить, что срывается посевная А вот если вышла из строя ответственная деталь, то это другое дело Существует оценка по отказам Если посмотреть параметры отказов основных деталей импортных тракторов и отечественного производства, то разница есть . Пусть и небольшая, но в пользу западного образца . Конструктор или технолог вряд ли будет вникать, какая там микроструктура у конкретной детали . Эти исследования проведет, например, Физико-технический институт, но, если ресурс ее работы достаточен, если шестерни в этой коробке передач стоят в полтора раза дольше, значит, сталь хороша для этого узла Мы должны смотреть в будущее, и это гарантия того, что деталь выдержит и в новой, более нагруженной коробке .
Заведующий лабораторией материаловедения и триботехники НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Н . Ф . Соловей также считает, что начинать разговор нужно не с гармонизации ГОСТ Любой производственник скажет, что не так важно иметь белорусский ГОСТ, достаточно европейского И если эта сталь устраивает, то она будет применена Есть такая форма, как стандарт предприятия, в котором можно оговорить, что эта сталь используется . Можно добавить к 1084 индекс BY и станет 1084BY, но знает ли конструктор, что поменялось? Производственники должны иметь объективные данные о свойствах стали различных марок . Необходимо получить сравнительные характеристики, пропустить стали через производство И я в корне не согласен, что из 20 марок сталей в будущем нужно остановиться, например, на трех Если ссылаться на компанию John Deer или другие, то у них есть все те же виды сталей . Лишь проанализировав условия эксплуатации, а также те виды сталей, которые используются на предприятиях (МАЗ, БелАЗ), можно сделать вывод о возможности унификации техпроцесса для производства зубчатых колес и использовании такой-то марки стали и перехода на нее . Если говорить об ОАО «Гомсельмаш», то это предприятие сейчас реально использует продукцию БМЗ и будет ее использовать в дальнейшем Нам выгоднее приобретать в Жлобине, чем вести из России, мы экономим на транспортных расходах . Но если в техпроцессе была цементация, то она и останется И если мы получим сопоставимые свойства, то заменим . Кто-то скажет, что 18ХГТ лучше, чем 16MnCrS5, потому, что последняя - это 18ХГ, т. е . в ней нет титана Но ее используют зарубежные производители для аналогичных деталей Однако если эту сталь возьмем только мы (5-10 т), то это слишком мало . Если будут заинтересованы несколько предприятий республики, тогда другое дело
Заместитель главного конструктора по автомобильной технике ОАО «МАЗ» А Г Леоненко отметил, что сегодня предприятие работает с ОАО «БМЗ» довольно тесно по сталям, производимым в соответствии с евронормами . МАЗ определился с деталями: это 20 единиц . Представил краткую технологическую цепочку обработки этой стали, которая необходима для понимая того, для чего она нам нужна, ка-
гу,тггг: /1П7
-2 (87), 201м IUI
кие стали предлагать . На основании этого на первом этапе выбрали две марки стали для их опробования на производстве . Но работать с БМЗ завод будет на тех же условиях, на которых работает все Министерство промышленности - тендерные закупки, экономическая эффективность, целесообразность . Если стали, предлагаемые БМЗ, пройдут все технологические этапы и будут признаны альтернативными по технологии и механическим свойствам сегодняшним ГОСТовским сталям, они войдут в документацию как альтернатива Если они будут признаны более эффективными, то они заменят ГОСТовские стали Если уступят хоть в одном параметре (механические характеристики, технологичность, себестоимость производства), то они вообще не попадут в конструкторскую документацию . В любом из этих случаев финишная черта -тендерные закупки . По словам директора по закупкам, сегодня БМЗ даже по ГОСТовским сталям закрывает не более 20% потребности из-за вопросов цены . Это тоже серьезный вопрос и его, безусловно, необходимо принимать во внимание . Что касается конкретики, то ОАО «МАЗ» установил контакты на уровне непосредственных исполнителей, запросил реальные показатели фактических механических характеристик предлагаемых сталей . Эти фактические показатели, которыми мы на сегодняшний день располагаем, мне, как заместителю главного конструктора, показывают, что, если абстрагироваться от технологии изготовления, это стали альтернативные Если и можно говорить о каком-то повышении механических характеристик, то здесь нет революционного прорыва . Фактические механические характеристики сталей 20MnCrS5 попадают в диапазон характеристик стали 18ХГТ Характеристики стали 42CrMo4 - это опять же из диапазона стали 40Х . Их, очевидно, можно будет при технологичности и применять, и заменять существующие, но если нет прорыва, из-за которого можем сделать деталь в 2 раза меньше или в 2 раза тоньше, или нагрузку поднять, то остальные показатели на этом фоне приобретают более высокое значение
В своем выступлении главный инженер ОАО «Белкард» (г. Гродно) Н . А . Дешук отметил, что в настоящее время основными марками металлопроката производства ОАО «БМЗ», закупаемых ОАО «Белкард», являются сталь 40 и сталь 45 по ГОСТ 1050, сталь 40Х по ГОСТ 4543 . Переход на изготовление деталей карданных валов и других автокомпонентов из сталей С40 (C40R, С40Е), С45 (C45R, С45Е), 37Сг4, 41Cr4 по DIN EN 10083-2 и DIN EN 10083-3 возможен только после проведения соответствующего комплекса опытно-технологических работ Для их выполнения потребуется поставка на ОАО «Бел-кард» опытных партий металлопроката, изготовленного по европейским нормам, по каждой марке стали, предлагаемой в качестве аналогов После проведения заготовительных операций, операций горячей штамповки, механической и термической обработки будет проведена оценка качества изготовления деталей, стойкости кузнечно-штамповой оснастки режущего инструмента, а также определена необходимость корректировки режимов термо- и механобработки, и принято решение о возможности использования предлагаемого металлопроката в серийном производстве Однако эти стали предприятием пока не получены Закупка опытных партий металлопроката может быть произведена при подтверждении со стороны БМЗ отсутствия роста цен по сравнению с металлопрокатом, поставляемым серийно
Кроме того, необходимо отметить, что работы по «переводу в серию» могут быть выполнены предприятием только после разработки и утверждения государственных стандартов Республики Беларусь на конструкционные стали с учетом рассматриваемой замены По мнению главного конструктора предприятия, по механическим свойствам предлагаемые стали подходят, но, для того чтобы их окончательно согласовать с нашими потребителями, необходимо, чтобы во главе вопроса стояли главные конструкторы наших сборочных конвейеров Если мы поставим наши изделия с новой маркой стали, то они соответственно потребуют заключения о надежности данных марок сталей в этой конструкции . В целом мы готовы для проведения этих работ. Чисто организационно считаем, что можно проводить работы по подготовке стандартов и параллельно опытно-технологические работы
Главный конструктор ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» Ю . Л . Гречуха отметила, что мы изготавливаем детали системы рулевого управления - одной из самых ответственных систем в управлении автомобилем, которая непосредственно влияет на безопасность участников дорожного движения Поэтому замена материалов требует согласования с основными потребителями продукции (в соответствии с требованиями ISO 16949) . Выбрали один из наиболее нагруженных узлов автомобиля КамАЗ, детали, которые на сегодняшний день изготавливаются из стали 25ХГТ и изготовили опытные образцы из материала 20MnCrS5 . У этой стали несколько ниже твердость, что для выбранного узла достаточно важно, тем не менее, поставили на испытания и сейчас они проводятся Выбран наиболее нагруженный узел Если результаты будут положительными, то в принципе готовы распространить и на другие изделия, которые эксплуатируются в более щадящих условиях
Ш/^адга/дагта_
I 2 (87), 2017-
Свою позицию по обсуждаемому вопросу высказал также заместитель главного конструктора ОАО «БелАЗ» С . А . Шишко . ОАО «БелАЗ» сегодня закупает у ОАО «БМЗ» стандартные круги для деталей под термическую и химико-термическую обработку Что касается сталей, предлагаемых ОАО «БМЗ» по европейским нормам (DIN EN 10083, DIN EN 10084), наша позиция следующая . Стали C35R, C45R мы пробуем как замену сталей 35 и 45 по ГОСТ 1050 . По этим сталям на этот год по программе импортоза-мещения включена закупка партий по 5 т для отработки технологии Также планируется закупка стали 42CrMo4 в объеме порядка 5 т, но для нее требуется отработка технологии для последующего введения в КД . Что касается стали типа 18ХГТ (и их аналогов 16MnCrS5, 20MnCrS5), то мы категорически отказываемся от них и переходим на стали 20ХН3МА и 40ХМФА, так как стали типа 18ХГТ применяются для мелкомодульных колес (до модуля 6) Мы же с этих модулей только начинаем работать и если трактор или другая сельхозтехника в год нарабатывает примерно 1000 моточасов, то БелАЗ эти моточасы нарабатывает за 1,5 мес .
По результатам выступлений участников заседания было принято следующее решение
1. Физико-техническому институту НАН Беларуси ускорить разработку и утверждение государственных стандартов Республики Беларусь на конструкционные стали в соответствии с заданием ГНТП «Машиностроение» Завершить эту работу до конца текущего года
2 Считать целесообразным назначить на каждом крупном машиностроительном промышленном предприятии республики ответственных, курирующих вопрос внедрения на машиностроительных предприятиях производства комплектующих с использованием проката ОАО «БМЗ», производимого в соответствии с европейскими нормами
3 Разработать программы совместных с ОАО «БМЗ» действий, испытаний и т д
4 ОАО «Белакард», ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель», ОАО «БелАЗ» организовать работу совместно с ОАО «БМЗ» для реализации озвученных в ходе совещания планов
5 . ОАО «Гомсельмаш», ОАО «МАЗ» продолжить работу с ОАО «БМЗ» в рамках существующих программ совместного сотрудничества
Литература
1. Витязь П. А., Дюжев А. А., Шипко А. А., Толстой А. В. Наука страны - в интересах холдинга «Белорусская металлургическая компания» // Литье и металлургия . 2013 . № 3 (72). С . 7-10 .
References
1. Vityaz P. A., Dyuzhev A. A., Shipko A. A., Tolstoy A. V. Nauka strany - v interesah holding «Belorusskaya metallurgicheskaya kompaniya» [Science of the country - in the interests of the holding «Belarusian Metallurgical Company»] . Lit'e i metallurgiya = Foundry production and metallurgy, 2013, no . 3 (72), pp . 7-10 .