Научная статья на тему 'О деятельности международной организации «Имка» в России в первой четверти XX века'

О деятельности международной организации «Имка» в России в первой четверти XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деятельности международной организации «Имка» в России в первой четверти XX века»

О деятельности международной организации «ИМКА» в России в первой четверти XX века

О.С. Токарева,

аспирант кафедры книжного бизнеса

История международной организации «ИМКА» (Young Men Christian Association) начинается с 1844 г., когда англичанин Джордж Вильямс (1821-1905) вместе с небольшой группой молодых людей -представителей различных христианских конфессий организовал общество под названием «Христианский союз молодых людей». Очень скоро это общество, изначально занимавшееся изучением Библии и вопросами нравственного воспитания молодежи, расширило свои задачи, разработав программы умственного и физического развития людей.

Через несколько лет в Англии было образовано уже более 20 отделений ИМКА. В 1851 г. аналогичные отделения открылись в Монреале (Канада), затем в Бостоне (США) и Париже. Там же 20 августа 1855 г. состоялась и Первая Всемирная конференция ИМКА, определившая цели и задачи ее деятельности: «Христианский Союз Молодых Людей стремится объединить всех молодых людей, которые, почитая Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, согласно Священному Писанию желают быть Его учениками в своей вере и в своей жизни и объединиться в своих стремлениях к распространению Царства Его между молодыми людьми»1. На той же конференции отмечалось, что «любые существующие различия в религиозных и иных убеждениях членов Союза, какими бы важными они не были, не должны влиять на сердечные отношения между его членами»2. Так началось распространение идей

1 ИМКА-Пилигрим — Что такое ИМКА?: [сайт]. — Режим доступа: http:// www.ymcapilgrim.ru/pilgrim/viewpage.php?page_id=53, свободный. — Загп. с экрана.

2 Геккер Ю.Ф. Христианский союз молодых людей. — [Б/м:] Жизнь и книга, 1927. Вып. 5. С. 27.

ИМКА по всему миру. Во всех странах ее работа всегда осуществлялась в тесной связи с деятельностью христианской церкви; ИМКА боролась против всего, что отвлекало молодых людей от веры, поэтому обсуждение политических вопросов здесь считалось неуместным, находившимся вне круга интересов и целей организации.

В России начало деятельности ИМКА связано с именем барона П.Н. Николаи (1860-1919) - потомка финляндских рыцарей, протестанта по вероисповеданию, в 1903 г. организовавшего в Петербурге первый студенческий кружок евангелического направления, и Д. Мот-та (1865-1955) - проповедника, представителя Методистской Епископальной Церкви США и генерального секретаря ИМКА, позднее за свою общественную благотворительную и просветительскую деятельность удостоенного Нобелевской премии мира3. Тогда же в Санкт-Петербурге под попечительством членов императорской семьи было основано отделение ИМКА, получившее название «Маяк». Среди его активных членов и меценатов были крупнейшие представители дворянства (князь Ф.Ф. Юсупов, княгиня Е.М. Долгорукова, графиня А.Л. Толстая), творческой интеллигенции (С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, П.Д. Сикорский, И.А. Бунин, А.П. Павлова) и др.4

Уже весной 1901 г. для членов общества был образован литературный кружок, который вели известные педагоги и литераторы. Два раза в неделю с лекциями по Русской и всеобщей истории, праву, литературе и естественным наукам выступали выдающиеся ученые и общественные деятели, в том числе академики А.Ф. Кони, И.В. Тарханов, профессор фон Глазенап. Большой популярностью у молодежи пользовались вечерние курсы по русскому, французскому, немецкому и английскому языкам, основам бухгалтерии, коммерческой математике и др. С 1914 г. начали работу курсы по оказанию первой медицинской помощи. Был организован хор церковного и светского пения, русский оркестр, музыкальные и гимнастические классы. Тогда же при содействии столичного православного духовенства были начаты духовные беседы на евангельские темы. Придавая значение формированию у слушателей религиозного миросозерцания, Совет «Маяка» привлекал к чтению лекций известных духовных лиц, в том числе ректора Санкт-Петербургской семинарии о. Архимандрита Сергия, заслуженного профессора, протоиерея о. Д.Н. Беликова, протоиерея о. К.И.Ветвицкого и др. ИМКА принимала в свои ряды верующих всех конфессий: наряду с православными, составлявшими подавляющее число слушателей (82%),

3 Августин (Никитин), архим. Методизм и православие. СПб. : Светоч, 2001. С. 150.

4 ИМКА-Пилигрим — Что такое ИМКА?: [сайт]. — Режим доступа: http:// www.ymcapilgrim.ru/pilgrim/viewpage.php?page_id=53, свободный. — Загп. с экрана.

активное участие в деятельности организации принимали лютеране (8%) и католики (10%)5.

После обнародования в России 17 октября 1905 г. «Манифеста о веротерпимости» атмосфера для деятельности ИМКА в стране стала более благоприятной, и Д. Мотт, посетивший ее в это время, неоднократно выступал перед слушателями на тему: «Может ли образованный человек в наше время верить в Божество Иисуса Христа?», также лекции были прочитаны Д. Моттом в Гельсингфорсе, Санкт-Петербурге, Москве и Юрьеве6.

Помимо Петербурга, в период с 1906 по 1910 г. отделения ИМКА появились в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре7. Известно, что Православная Церковь тогда с опаской смотрела на эту миссионерскую активность «инославных», однако сама она в то время практически не вела никакой религиозной работы со студенческой молодежью8.

В ходе Первой мировой войны обозначилось и другое направление деятельности ИМКА - организация Комитета помощи военнопленным (War Prisoners Aid) при Всемирном комитете (World's Committee) ИМКА9.

В марте 1917 г. в составе миссии, которую возглавлял военный министр США Э. Рут, в Россию вновь приехал Д. Мотт, названный президентом США «лучшим гражданином Америки, объединившим способнейших людей из христиан»10. В качестве помощника д-ра Мотта сопровождал П.Б. Андерсон (1894-1985) - секретарь русского отделения ИМКА. В целях «укрепления дружественных отношений между Россией и США и оказания помощи русским союзникам» Д. Мотт провел встречи с представителями православной русской церкви, старообрядцами и лидерами других вероисповеданий11.

Еще одним ярким делом ИМКА в России стала организация образовательной поездки по Волге «с целью оздоровления нравственной атмосферы русской жизни, содействия культурно-просветительскому и экономическому благобыту русских людей», которая получила благословение Святейшего патриарха всея Руси Тихона. В ходе поездки

5 Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Париж, 1974. С. 256.

6 Августин (Никитин), архим. Методизм и православие. СПб. : Светоч, 2001. С. 151.

7 Гуськов М.Д. <^МСА» в России: история и настоящее // Религия и право. М., 1999. № 3. С. 26.

8 Христианский поборник, 1916. № 86. С. 7.

9 Иванова Е.В. Деятельность издательства «YMCA-Press» в Берлине // Русский Берлин: 1920-1945: Международная научная конференция. М. : Русский путь, 2006. С. 136.

10 Иванова Е.В. Указ. соч. С. 136.

11 Иоффе А.Е. Миссия Рута в России в 1917 г. // Вопросы истории, 1958. № 9. С. 87.

населению были прочитаны лекции по агрокультуре и другим областям знания, совершались краткие богослужения12.

Бурная деятельность американских представителей ИМКА в России была прервана Октябрьской революцией. С установлением власти Советов они были вынуждены покинуть страну. В соответствии с постановлением ВЧК от 25 октября 1918 г. «...Христианский союз молодых людей признается безусловно вредной для данного момента организацией. Союз закрыть, имущество конфисковать. Лица, служившие курьерами и разъезжающие по разным городам России и преимущественно чехословацкому фронту, выслать за границу или содержать в концентрационном лагере»13.

Однако история ИМКА в России на этом не прекратилась: в 1918 г. членами ИМКА во Владивостоке был организован Международный солдатский клуб, который ежемесячно посещали более 60 000 солдат разных национальностей. ИМКА оказывала и гуманитарную помощь русским военнопленным, которые возвращались в Россию из Германии, Австрии и нуждались в медицинском уходе, пище и одежде. Для них также были созданы классы по различным образовательным предметам, иностранным языкам, музыкальные и драматические кружки, библиотеки, состоящие из библий, сочинений русских классиков и школьных учебников14 - все это стало последним, что удалось сделать представителям ИМКА в России. Советское правительство не разрешило им возобновить здесь свою деятельность.

Библиографический список

1. Августин (Никитин), архим. Методизм и православие. -СПб. : Светоч, 2001. - 222 с.

2. Иванова Е.ВВ. Деятельность издательства «YMCA-Press» в Берлине // Русский Берлин: 1920-1945: Международная научная конференция. - М. : Русский путь, 2006. - С. 135-154.

3. Геккер Ю.Ф. Христианский союз молодых людей. - [Б/м:] Жизнь и книга, 1927. - Вып. 5. - 37 с.

4. Гуськов М.Д. <^МСА» в России: история и настоящее / М.Д. Гуськов // Религия и право. - М., 1999. - № 3. - С. 26-28.

5. Зеньковский В.В. Памяти д-ра Джона Мотта / В.В. Зень-ковский // Вестник РСХД. - Париж; Нью-Йорк, 1955. - № 36. - С. 32.

12 ИМКА-Пилигрим - Что такое ИМКА?: [сайт]. — Режим доступа: http:// www.ymcapilgrim.ru/pilgrim/viewpage.php?page_id=53, свободный. — Загп. с экрана.

13 Иванова Е.В. Указ.соч. С. 137.

14 ИМКА-Пипигрим — Что такое ИМКА?: [сайт]. — Режим доступа: http:// www.ymcapilgrim.ru/pilgrim/viewpage.php?page_id=53, свободный. — Загп. с экрана.

6. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. -Париж, 1974. - 392 с.

7. Xристианский поборник. - М., 1916. - № 86. - С. 7.

8. ИМКА-Пилигрим - Что такое ИМКА?: [сайт]. - Режим доступа: http://www.ymcapilgrim.ru/pilgrim/viewpage.php?page_id=53, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.