УДК 006.91:94(47,13)
И. А. Мартюшев
о деятельности коми отделения мер и весов по упорядочению измерительного хозяйства коми асср в довоенное время
Статья посвящена деятельности местного органа по метрологии, обслуживающего территорию Коми АССР в довоенное время. Рассмотрены формы работы по осуществлению государственного метрологического надзора.
Ключевые слова: измерительное хозяйство, метрологический надзор, метрология, поверка и клеймение средств измерений, стандартизация.
On the Activities of the Komi Branch of Measurements and Weights aimed at Streamlining of Measuring Base in Komi ASSR during the Pre-War Time. IVAN A. MARTYUSHEV (Institute of Language, Literature and History of the Komi Scientific Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar).
The article deals with the activities of the local authority on metrology, located and functioning in Komi ASSR. The emphasis is made on studying of the activities directed at the state metrological supervision.
Key words: measuring base, metrological supervision, metrology, checking and a marking-off of measuring devices, standardization.
Стандартизация и метрология являются действенными инструментами нормативно-технического обеспечения развития промышленности и научно-технического прогресса. Руководство Советского государства, осознавая это, уже в первые годы становления СССР заботилось о разработке и практическом внедрении научно обоснованных форм и методов рационализации параметров выпускаемой продукции и применяемых технологических процессов производства, об установлении при помощи стандартов обоснованных требований к качеству выпускаемой продукции и реализуемых услуг.
Общесоюзный орган по стандартизации и метрологии имел разветвленную сеть территориальных органов и служб, которые осуществляли методологическую и практическую работу по стандартизации и метрологии на территориях соответствующих союзных республик, а также в автономных республиках, краях, областях и крупных промышленных центрах [1, с. 4].
16 июля 1935 г. в Коми области, в г. Сыктывкар, было официально открыто Коми Отделение мер и весов Архангельского управления мер и весов Центрального управления мер и весов Всесоюзного Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны СССР. В 1936 г. все учреждения Центрального управления мер и весов на всей терри-
тории СССР были подчинены Народному комиссариату внутренних дел СССР, а Отделение в Коми области было преобразовано в самостоятельное Коми Отделение мер и весов при СНК Коми АССР, подчиненное Главному управлению мер и весов при НКВД СССР. В 1938 г. СНК ликвидировал Главное управление мер и весов и создал Комитет по делам мер и измерительных приборов при СНК СССР. В 1939 г. все местные органы были реорганизованы в Управления Уполномоченных этого Комитета, и Коми Отделение мер и весов стало называться Управлением Уполномоченного Комитета по делам мер и измерительных приборов при СНК Коми АССР.
Нормативно-правовую базу деятельности местных метрологических органов составляли совместное Постановление Центрального исполнительного комитета СССР № 104 и СНК СССР № 2104 от 09 сентября 1934 г. «О мерах и весах» [2] и Положение об органах стандартизации от 17 июня 1933 г. [3].
В соответствии с Положением об органах стандартизации Всесоюзный комитет стандартизации имел своих уполномоченных при экономических советах союзных республик, за исключением РСФСР, а также имел уполномоченных в автономных республиках, краях, областях и крупных промышленных центрах. Основной задачей местных
МАРТЮШЕВ Иван Анатольевич, аспирант (Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкар). E-mail: [email protected] © Мартюшев И.А., 2012
48
гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке • № 1 • 2012
органов был непосредственный контроль за работой по стандартизации и за состоянием контрольно-измерительного хозяйства [3]. В соответствии с Постановлением «О мерах и весах» весы, гири, литры, метры и другие измерительные приборы по списку, устанавливаемому СНК СССР, подлежали обязательному клеймению, монопольно осуществляемому Центральным управлением мер и весов и его местными органами [2].
Основным направлением деятельности Коми Отделения мер и весов (КОМиВ) была метрология и, в частности, осуществление государственного метрологического надзора. Формами такого надзора были:
1) государственная поверка и клеймение средств измерений,
2) проверки состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в организациях и на предприятиях, соблюдения метрологических правил (ревизионная работа),
3) регистрация предприятий и организаций, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений.
Основную часть работ по всем этим направлениям осуществляли специально подготовленные государственные поверители.
Основным видом деятельности в первые годы функционирования КОМиВ была государственная поверка и клеймение мер и измерительных приборов. Государственная поверка была необходима для обеспечения единства измерений на территории всей страны. Кроме того, КОМиВ также осуществляло ревизионную работу. Назначением ее было выявление количества, состава и качества измерительных приборов в отдельных организациях, входящих в систему того или иного ведомства и в целом по территории республики. Выявлялось общее количество приборов, количество законных и незаконных приборов. Объем работы по регистрации предприятий и организаций, изготовляющих или ремонтирующих измерительные приборы, был незначителен.
Трудно переоценить значимость деятельности по метрологическому надзору для хозяйства республики. От качества данного вида деятельности зависела в первую очередь точность всех производимых измерений в промышленности и торговле региона. Это было важно как для огромных предприятий и целых отраслей народного хозяйства (в частности позволяло производить наиболее точные расчеты, более рационально использовать имеющиеся ресурсы и планировать деятельность), так и для каждого гражданина, являющегося конечным потребителем товаров и услуг. Деятельность по метрологическому
надзору была объявлена в качестве наиболее действенной меры против обмеривания и обвешивания. Кроме того, применение в работе неисправных, неверных или не имеющих поверительных клейм измерительных приборов и оборудования было вне закона и влекло за собой ответственность в соответствии с законодательством (в основном в виде штрафов и других экономических санкций).
В связи с тем, что Коми АССР была республикой сельскохозяйственной, промышленных предприятий, например машиностроительных, металлургических заводов, производящих новые измерительные приборы, не было. Но в то же время огромные природные богатства Печорского края в связи со строительством стратегически важной железной дороги Котлас-Воркута быстро превращали Коми край в крупный индустриальный район, в топливную базу всего советского Севера и города Ленинграда в частности. В районах Ухты и Воркуты работали сотни нефтяных вышек, нефтеперерабатывающие и ремонтно-механические заводы и электростанции. Предприятия Ухты не только обеспечивали бензином и керосином нужды Коми АССР, но и вывозили их за пределы республики. Из Воркуты вывозилось огромное количество каменного угля. Немаловажное место Коми АССР занимала в лесозаготовках и в пушном хозяйстве.
К 1941 г. Коми АССР состояла из 16 районов с райцентрами, 4 рабочих поселков и одного города - Сыктывкара. На территории Коми края имелось более 50 промышленных предприятий, 8 совхозов, 16 МТС, до 700 колхозов, более 1000 торговых точек, 300 пунктов органов здравоохранения, 175 пунктов органов связи, 15 заготовительных организаций (Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» - НАРК. Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 20. Л. 86)*. |Все эти организации имели для своей работы измерительные приборы и средства измерения, которые и составляли базу деятельности КОМиВ. Ежегодно проверке подвергались до 6-8 районов республики, от самых северных до южных.
Предприятия и организации, имевшие в своем хозяйстве более 90% измерительных приборов и оборудования, находились в ведении Центрального союза потребительских обществ, Народных комиссариатов торговли, пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, водного транспорта, здравоохранения.
Вся работа по поверочной и ревизионной деятельности планировалась и проводилась по
* Далее в скобках приводятся ссылки на документы из данного архива.
графикам. Однако в работе КОМиВ были значительные трудности, что не позволяло выдерживать графики обслуживания районов и организаций и выполнять план.
Одним из наиболее значимых препятствий в работе КОМиВ были трудности с транспортом и бездорожье. Территория Коми АССР составляла 395 тыс. км2, а расстояние от одной точки до другой в ряде случаев доходило до 400 км. Своего автотранспорта у Коми Отделения долгое время не было, поэтому приходилось пользоваться всеми возможными видами транспорта, начиная с оленьих упряжек и заканчивая самолетом. Были случаи, когда при отсутствии транспортных средств государственные поверители ходили от одного пункта до другого пешком. При работе в колхозах на внутриколхозных территориях контрольные приборы перевозили на лошадях, а когда все лошади находились на лесозаготовках - то и на коровах. Ситуация особенно обострялась весной и осенью, в период бездорожья. Все это вело к вынужденным простоям в работе (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 45. Л. 308). Проблемы с передвижением по районам республики влияли и на качество ревизионной работы. При проведении ревизионной работы выявлялся один из важнейших показателей, характеризующих качество измерительного хозяйства отдельных организаций, районов и Коми АССР в целом, - общее количество и доля незаконных измерительных приборов. При выявлении в той или иной организации незаконных приборов в обязательном порядке составлялся акт ревизии и давалось предписание, обязывающее привести измерительное хозяйство в законное состояние. В целях проверки того, как выполняются предписания, через определенные интервалы времени планировалось проведение в данных организациях повторных ревизий. Однако повторный выезд в районы удавалось осуществить очень редко, что делало проведение повторных ревизий по каждой из обревизованных точек почти невозможным.
Для решения проблемы с транспортом Правительство Коми АССР в одном из своих постановлений обязало председателей райисполкомов оказывать содействие по передвижению государственных поверителей с контрольными приборами к пунктам государственной поверки. Но в большинстве случаев данное предписание не выполнялось и райисполкомы отказывали в предоставлении транспорта.
В качестве примера можно привести объяснительную записку одного из государственных поверителей КОМиВ, В.Н. Богданова. Для организации работы в Прилузском районе планировалось открыть два временных отделения в разных насе-
ленных пунктах. По окончании работы одного из временных отделений для перевозки оборудования весом 500 кг в другой населенный пункт государственный поверитель обратился с просьбой о предоставлении транспорта в Прилузский райисполком, но получил отказ с предложением передвигаться на попутных лошадях. Однако попутные лошади все были с грузами. В итоге пришлось отложить переезд государственного поверителя с контрольными измерительными приборами на несколько дней. Райсполком даже не помог в переброске груза на расстояние 500 м до ближайшего склада мастерской районного комбината для временного хранения там приборов. Государственному поверителю с помощниками пришлось самим на руках переносить измерительные приборы (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 09. Л. 15). Документов с подобными примерами, характеризующими деятельность государственных поверителей в районах, сохранилось немало.
Основной формой работы государственных поверителей в районах была организация временных отделений. По прибытии государственного поверителя в район райисполком вызывал руководителей всех организаций района на совещание, где выносил решение о том, в каких населенных пунктах района и в какие сроки будут производиться поверка и клеймение приборов, а также устанавливал график предоставления приборов на государственную поверку. Все это оформлялось соответствующим постановлением, обязывающим все учреждения и предприятия, а также граждан, которые применяют измерительные приборы для целей торговли и производства, к представлению их на поверку и клеймение в установленные сроки. Средняя продолжительность работы временного отделения составляла 30 календарных дней, а в ряде случаев 90 дней и более. Учреждения и предприятия были обязаны бесплатно предоставлять государственным поверителям помещение, рабочую силу и вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверочных действий.
Работа государственного поверителя начиналась с получения сведений от организаций о наличии у них измерительных приборов. График предоставления приборов чаще всего не выдерживался. Владельцы приборов несвоевременно привозили их, ссылаясь на всевозможные причины (отсутствие автотранспорта и др.), тем самым увеличивая срок пребывания государственных поверителей в районах. Положение осложнялось еще и тем, что в Отделении не было точного учета (а по отдельным районам и вообще никаких данных) наличия в обращении измерительных приборов, а также и количества точек по разным отраслям народного хозяйства.
По окончании работы государственные поверители в форме докладных информировали райисполкомы, а также начальников районных отделений внутренних дел и руководителей организаций о проведенной работе. По возвращении из поездки по районам государственные поверители составляли отчеты, на основании которых начальник КОМиВ информировал республиканских руководителей о результатах работы. При выявлении в организации незаконных (не имевших клейм, с просроченными клеймами), а также загрязненных и неисправных приборов они немедленно опломбировывались, изымались из обращения и направлялись в ремонтные мастерские.
Еще одной проблемой, препятствовавшей продуктивной работе КОМиВ, была нехватка квалифицированных, специально подготовленных кадров, особенно во время Великой Отечественной войны.
Можно отметить также трудности, связанные с занимаемым КОМиВ помещением - малым по площади и неподходящим для реализации его функций; недостаточное количество мастерских, занимающихся ремонтом измерительных приборов и средств измерений, и, опять же, недостаточную их укомплектованность кадрами; нехватку финансовых средств; недостаточную помощь местных властей.
Однако общесоюзный орган по делам мер и измерительных приборов не считал, что указанные недостатки должны влиять на реализацию плана и требовал от Коми Отделения выполнения всех запланированных показателей, особенно в предвоенное время (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 30. Л. 13). Об объеме работы КОМиВ и о степени выполнения плановых показателей можно судить по данным таблицы.
Многие из вышеназванных проблем удалось решить после открытия новых постоянно действую-
щих отделений, поверочных пунктов и мастерских по ремонту измерительных приборов.
В соответствии с директивами Главного управления мер и весов при НКВД СССР новые постоянные отделения должны были открываться в пунктах, которые имеют значительное количество проверяемых точек (торговые, промышленные предприятия и т.д.) и к которым экономически тяготеет ряд районов. Учитывались также и другие моменты: нахождение в данных пунктах административно-политических центров, обеспечение постоянной загрузки на территории, обслуживаемой данным отделением, как правило, не менее двух государственных поверителей. Однако для отдаленных северных районов (к которым, в частности, и относилась часть территории Коми АССР), как исключение, могли быть запланированы отделения и в составе одного государственного поверителя (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 01. Л. 42). В соответствии с этим в 1939 г. в селе Усть-Уса - районном центре Печорского района - планировалось открыть постоянное межрайонное отделение. Хотя предполагалось, что данное отделение будет обслуживать всего три района (Усть-Усинский, Ижемский, Усть-Цилемский), его необходимость обусловливалась особой территориальной разбросанностью населенных пунктов в этих районах (от 25 до 350 км от райцентра), а также отдаленностью самих этих районов от центра Коми республики при отсутствии железнодорожной линии и автодвижения (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 07. Л. 1). Население в этих районах (без приезжих и заключенных) составляло около 45 000 чел. с числом населенных пунктов до 300. Кроме того, в этих районах большое весовое хозяйство имели пункты Ухтижемлага, которые почти не обслуживались (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 10. Л. 13). В Усть-Усе
Количественные показатели работы Коми Отделения мер и весов за 1938-1941 гг.
1938 1939 1940 1941
Количество охваченных районов 6 8 7 6
Количество открытых временных отделений 8 11 9 12
Периодическая поверка приборов, шт. 10 761 (102) 14 390 (97) 31 690 (150) 22 791 (70)
Поверка приборов после ремонта, шт. 9 673 (67) 18 042 (88) 8 742 (90) 11 150 (79)
Поверка приборов в порядке ревизии, шт. 24 227 (83) 31 954 (94) 35 875 (80) 30 912 (102)
Сумма сборов за выполненные работы, руб. 12 497 (74) 18 352 (69) 25 246 (128) 35 325 (89)
Объем работы, человеко-дни 438 (82) 567(84) 567 (117) 603 (93)
Примечание. В скобках указана степень выполнения установленных плановых показателей в процентах.
Источники: НАРК. Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 04. Л. 08, 13, 31; Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 06. Л. 2; Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 10. Л. 14, 15, 26, 57; Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 17. Л. 62; Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 51. Л. 20; Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 19. Л. 31; Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 20.
Л. 80, 89.
данное отделение организовано не было в силу решения о нецелесообразности его открытия, но СНК Коми АССР своим постановлением от 29 апреля 1939 г. обязал Народный комиссариат местной промышленности Коми АССР организовать в селе Усть-Цильма весоремонтную мастерскую для обслуживания районов указанного округа как самой мастерской, так и путем выездных бригад, а Уполномоченного Комитета по делам мер и измерительных приборов при СНК Коми АССР - организовать вместе с этим постоянное межрайонное отделение на базе данной мастерской. В ноябре 1940 г. указанная мастерская была создана (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 16. Л. 69). Позже, в августе 1941 г., постоянный поверочный пункт был открыт при Княж-погостском депо в пос. Железнодорожном Железнодорожного района. Данное поверочное отделение обслуживало в основном Севжелдорлаг НКВД (Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 16. Л. 102). В послевоенное время также были организованы постоянные отделения в городах Ухта и Воркута.
Таким образом, стандартизация и метрология были важными направлениями в управлении народным хозяйством, в результате чего в стране сложилась единая государственная система стандартизации и обеспечения единства измерений, в основу которой была положена высокоразвитая эталонная база и государственная метрологическая служба, охватывающая все уровни народного хозяйства. Коми отделение мер и весов, образованное в 1935 г., являлось территориальным органом Центрального управления мер и весов НКВД СССР, осуществляющим метрологический надзор за измерительным хозяйством организаций и предприятий, находящихся на территории Коми АССР.
Ежегодно государственной поверке и клеймению подвергалось несколько десятков тысяч мер и измерительных приборов.
Однако в первые годы работы проблемы и трудности как субъективного, так и объективного характера не могли не отразиться на результатах деятельности КОМиВ. Невыполнение из года в год ряда запланированных показателей негативно сказывалось на измерительном хозяйстве республики. Видимо, Коми Отделению мер и весов следовало более интенсивно использовать и другие формы работы, помимо открытия временных отделений, которые в столь специфичных климатических и территориальных условиях Коми АССР были не всегда эффективны. Необходимы были и предъявление соответствующих жестких требований к республиканским организациям и наркоматам, направленных на приведение в законное состояние измерительных приборов в их системах, и систематическое проведение организационно-технических мероприятий, и более тесная взаимосвязь с органами милиции и ремонтными мастерскими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белобрагин В.Я. Территориальные органы Госстандарта СССР. М.: Изд-во стандартов, 1988. 112 с.
2. О мерах и весах: Постановление ЦИК СССР № 104, СНК СССР № 2104 от 09.09.1934 // Изв. ЦИК СССР и ВЦИ. 1934. № 213.
3. Положение об органах стандартизации: Постановление СНК СССР от 17.06.1933 № 1230 // СЗ СССР. 1933. № 39. Ст. 235.