ББК 65.051
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ИХ РОЛИ В НЕФОРМАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ РЕГИОНА
Н.В. Черемисина, Г.Н. Дробышев
Поволжская академия государственной службы имени Столыпина, г. Саратов Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: количественное отражение деятельности в теневом и неформальном секторах экономики; латентные явления; статистический досчет на сокрытие и недоучет; теневая экономика.
Аннотация: «Неформальные» экономические отношения получили широкое распространение во многих областях жизни современного российского общества. Однако в розничной торговле «теневые» процессы в последние годы приобрели значительные масштабы. И хотя понятна неуловимость этого явления, вопросы, каков же размер ненаблюдаемой экономики в торговле и каковы ее взаимосвязи с «наблюдаемой» экономикой, постоянно остаются в поле зрений экономистов, прежде всего статистиков, владеющих методологией оценки массовых явлений. Настоящая статья - еще одна попытка статистического измерения неформальной деятельности торговли на примере Т амбовской области.
Для России, как, впрочем, и для других стран мира, в настоящее время весьма актуальной является проблема отражения деятельности в теневом и неформальном секторах экономики. Это связано с тем, что в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных механизмов хозяйствования, осуществлявшихся вначале в условиях глубочайшего кризиса, масштабы теневой и неформальной деятельности, их роль в воспроизводственных процессах резко возросли. Развитию неформального сектора экономики, частичному или полному уходу многих хозяйствующих субъектов в «тень» способствовал ряд факторов, среди которых несовершенство системы налогообложения; институциональные и структурные изменения в экономике; быстрый рост субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица; криминализация страны.
По различным оценкам масштабы теневой экономики России определены в размере 25...45 % валового внутреннего продукта.
Результаты обследований скрытых и неформальных отношений в торговле показывают, что латентные явления этой отрасли, т.е. скрытые и неформальные отношения, имеют гораздо более широкие масштабы, чем в других отраслях экономики. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за 2003 год на досчет на скрытую и неформальную деятельность в торговле приходилось почти 60 % общего объема оборота розничной торговли, в том числе сокрытие сформировало 12 % оборота, неформальная деятельность - 48 % [1]. В Тамбовской же области данные показатели составляют, соответственно, 80 %, 10 % и 70 % [2].
Одной из причин распространенности указанных процессов является специфика отрасли. Торговля состоит, в основном, из субъектов малого предпринимательства и именно торговля, по-прежнему, является наиболее привлекательной сферой деятельности для индивидуальных предпринимателей. Другим фактором распространенности латентных явлений в отрасли является то, что торговля, в частности розничная, получает практически всю выручку в виде наличных денег.
На сегодняшний день особое место в «неформальном» секторе торговли региона принадлежит индивидуальному предпринимательству. За последние пять -шесть лет это явление достигло значительных масштабов. Так, согласно данным налоговых органов Тамбовской области, на 1.01.2004 г. число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составило более 23 тыс. человек, из них в торговле - около 18 тыс. человек (80 % от числа зарегистрированных). На их долю (по оценке специалистов облкомстата) приходится более
65 % оборота розничной торговли (рис. 1).
В настоящее время расчеты по измерению деятельности индивидуальных предпринимателей основаны на применении результатов выборочных обследований. Как правило, они проводятся путем опроса респондентов, непосредственно занятых розничной продажей товаров населению: как имеющих стационарную торговую сеть (магазины, киоски, палатки и т. д.), так и реализующие товары населению непосредственно на продовольственных, смешанных и вещевых рынках. Обследования строятся на выборочной основе и в последние годы стали регулярными.
Регулярное наблюдение за индивидуальными предпринимателями в розничной торговле было организовано с 2000 г., когда в связи с законодательным объявлением ряда налоговых льгот для этой категории хозяйствующих субъектов, их численность стала интенсивно увеличиваться.
Удельный вес индивидуальных предпринимателей в формировании оборота розничной торговли Тамбовской области за последние годы продолжал увеличиваться и в августе 2004 года составил 69,5 % против 66,5 % в августе 2003 года (табл. 1).
Рис. 1 Формирование оборота розничной торговли Тамбовской области в августе 2004 года (в процентах к итогу):
8,3 % - крупные и средние организации розничной торговли; 12,4 % - крупные и средние неторговые организации; 6,1 % - малые предприятия розничной торговли; 3,7 % - малые предприятия других отраслей экономики; 29,0 % - индивидуальные предприниматели вне рынка; 40,5 % - продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках
Динамика оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в Тамбовской области в 2002 - 2003 гг. (млн рублей)
2GG2 год 2GG3 год Август 2GG4 года
Оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей: всего 13G45,5 1б177,G 1792,5
В % к общему объему оборота розничной торговли б5,2 б7,9 б9,5
В % к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах) 1G7,8 112,5 119,2
Очередным обследованием, проведенным органами государственной статистики в августе 2004 года, было охвачено 1200 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу потребительских товаров в 30 городах и районах области, как через стационарную сеть, так и на рынках.
Большинство из числа обследованных предпринимателей - 815 человек (67,9 %) осуществляло свою деятельность в городской местности. Каждый четвертый индивидуальный предприниматель (27,8 %) - в сельской местности. Более половины обследованных предпринимателей осуществляют торговую деятельность в стационарной сети. Они формируют более четверти оборота розничной торговли области. Реализуют товары только на рынках - 505 человек или 42,1 %, 21 человек или 1,8 % предпринимателей осуществляют свою деятельность, как на территории рынков, так и за их пределами. Один и тот же предприниматель может обладать одновременно несколькими торговыми точками или местами на рынке (табл. 2).
Половина предпринимателей располагала магазинами и павильонами, 9,5 % -палатками, киосками, 41,5 % - торговыми местами на рынках.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что в индивидуальнопредпринимательском секторе растет число магазинов (табл. 3). Магазины отличаются современным дизайном, новейшим оборудованием, качественным обслуживанием покупателей. В собственности и на правах аренды у обследованных индивидуальных предпринимателей на момент обследования находилось 944 магазина и павильона с торговой площадью 42,9 тыс. кв. метра (на 1 сентября 2003 г. -656 магазинов с площадью 33,2 тыс. кв. метра), 171 палатка, киоск (78 в предыдущем году), 33 автолавки, автомагазина ( 31). Кроме этого, обследованные предприниматели в других предприятиях торговли арендуют 2,5 тыс. кв. метров торговой площади (0,9 тыс. кв. метра). Торговая площадь магазинов и павильонов увеличилась на 22,3 тыс. кв. метра (на 29,2 %).
При этом магазины и павильоны, расположенные на рынках, по площади уступают торговым точкам, находящимся за их пределами. Если на один магазин (павильон), работающий на рынке, приходится в среднем 22,5 кв. метра торговой площади (2003 г. - 24,5 кв. метра), то предприниматели, осуществляющие торговлю вне рынков, имеют в среднем на магазин (павильон) по 46,2 кв. метра площади (в 2003 г. - 53,2 кв. метра). Удельный вес арендованных торговых площадей в общей площади магазинов (павильонов) составляет 31,7 % (для лиц, работающих на рынках - 52,7 %, работающих за их пределами - 31,5 %). В работе обследованных предпринимателей задействована 171 палатка (киоск), которые в большинстве случаев принадлежат самим предпринимателей.
Распределение обследованных индивидуальных предпринимателей Тамбовской области по наличию торговой сети на 1 сентября 2004 года
По всем обследованным предпринимателям Из них на 1 сентября 2GG4 года
на 1 .G9 2GG4 г. на 1.09 2003 г. на 1.09 2002 г. Не осуществляющим торговую деятельность на рынках Осуществляющим торговлю только на рынках
человек в % к итогу человек человек человек в % к итогу человек в % к итогу
Число обследованных предпринимателей 12GG 1GG,G 1200 1200 б74 1GG,G 5G5 1GG,G
из них: располагавших магазинами, павильонами 6G4 5G,3 391 285 573 85,G 12 2,4
палатками, киосками 115 9,б 59 80 б9 1G,2 43 8,5
торговыми местами на рынках 498 41,5 800 884 481 95,2
автолавками, автомагазина- ми 2б 2,2 29 17 5 G,7 17,3 3,4
секциями (отделами) в других организациях торговли 12б 1G,5 49 82 1G3 15,3 19 3,8
Таблица 3
Наличие торговой сети индивидуальных предпринимателей Тамбовской области на 1 сентября 2004 года
Всего
на 1 сентября 2004 года на 1 сентября 2003 года на 1 апреля 2002 года
Магазины (павильоны), единиц
Всего 944 656 470
в том числе:
на рынках 15 35 51
вне рынков 896 550 359
Торговая площадь магазинов
(павильонов), тыс. кв. метра 42,9 33,2 20,6
в том числе:
на рынках 0,3 0,9 0,8
вне рынков 41,4 29,3 16,7
Средняя торговая площадь одного
магазина (павильона), кв. метра 45,5 50,6 43,9
на рынках 22,5 24,5 15,3
вне рынков 46,2 53,2 46,4
Число палаток, киосков, единиц 110 78 103
Число торговых мест на рынках, еди-
ниц 908 1550 1590
Доля арендованных палаток и киосков составляет почти четверть от их общего числа, а число арендованных автолавок, автомагазинов - 33 %.
По сравнению с ранее проводимыми обследованиями, среди обследованных предпринимателей, в августе 2004 г. возросла доля предпринимателей, располагавших объектами стационарной торговой сети, и снизилась - торговыми местами на рынках.
Увеличилось число магазинов (павильонов) и торговой площади у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сельской местности. Если в августе 2003 г. обследованные предприниматели имели 216 магазинов (павильонов) с торговой площадью 9,2 тыс. кв. метра, то в сентябре 2004 г. - 358 магазинов (павильонов) и 14,3 тыс. кв. метра торговой площади, что составляет соответственно 37,9 % и 33,4 % от общего числа магазинов и их торговой площади, имеющихся у всех обследованных индивидуальных предпринимателей (рис. 2).
Средняя торговая площадь магазина, принадлежащего предпринимателю в городской местности, составила 48,7 кв. метра, в сельской - 40,0 кв. метра (в августе 2003 г. было соответственно 56,0 кв. метра и 42,8 кв. метра).
66 % индивидуалов, реализующих товары через магазины (павильоны), являлись их собственниками, 34 % - пользовались ими на правах аренды, по предпринимателям, реализующим товары через палатки (киоски) эти показатели составили соответственно 77 и 23 %. По сравнению с обследованиями, проведенными облкомстатом в 2002 - 2003 гг., среди обследованных в 2004 г. возросла доля предпринимателей, располагавших объектами стационарной торговой сети (50 % против 33 %), и снизилась - располагавших торговыми местами на рынках (51 % против 72 %).
За август 2004 года оборот розничной торговли обследованных предпринимателей составил 207,8 млн. рублей (в августе 2003 года - 117,4 млн. рублей), или
8,1 % в общем объеме оборота розничной торговли за август 2004 г., в том числе на рынках - 36,6 млн рублей, или 3,5 % в объеме продаж товаров на рынках за август 2004 года.
В обороте розничной торговли обследованных индивидуальных предпринимателей 48 % приходится на продукты питания, 13 % - на алкогольные напитки и пиво, 23 % - на непродовольственные товары текущего спроса, 15 % - на непродовольственные товары длительного пользования.
магазины палатки торговые места на
рынках
Рис. 2 Структура наличия торговой сети у обследованных предпринимателей в городской и сельской местности на 1 сентября 2004 года (в процентах к итогу):
О - городская и сельская местность; ЦЦ - городская местность; В - сельская местность
В расчете на одного индивидуального предпринимателя в августе 2004 г. оборот составил 173,0 тыс. рублей (или в среднем 7,4 тыс. в день), в том числе: на одного предпринимателя, торгующего на рынке - 70,0 тыс. рублей (рис. 3), торгующего вне рынка - 250,0 тыс. рублей (для сравнения - по отчитывающимся крупным и средним торговым организациям - 542,0 тыс. рублей).
По сравнению с ранее проведенными обследованиями, дифференциация обследованных предпринимателей по показателям размера торговой деятельности заметно возросла. Т ак, в 2002 - 2003 гг. на предпринимателей с месячным оборотом более 200 тыс. рублей приходилось 30 - 35 % объема продаж и 37 - 40 % торговых площадей, а численность работников составляла 20 - 24 % об общей численности наемного персонала обследованных предпринимателей, в 2004 г. эти показатели соответственно равны 58, 51 и 42 %.
Обеспеченность товарными запасами по обследованным предпринимателям составила на 1 сентября 2004 года 17 дней торговли (по предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность вне рынков - также 17 дней, реализующим товары только на рынках - 18 дней).
Издержки обращения - один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. У обследованных индивидуалов они составили 10,3 млн. рублей (по сравнению с аналогичным обследованием 2003 года они увеличились на 35,4 % в фактических ценах) или 5,0 % к обороту розничной торговли предпринимателей, участвующих в обследовании (для сравнения: по крупным и средним предприятиям розничной торговли в январе-сентябре 2004 года к январю-сентябрю 2003 года этот показатель составил -
23.2 %). В 2004 г. по сравнению с 2003 г. снизилась на 5 % доля арендной платы в издержках обращения и составила 34 % (табл. 4). Доля транспортных расходов возросла с 60 % в 2003 г. до 64 % в 2004 г. У предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность вне рынков, арендная плата составила 33 % от общей суммы издержек обращения, транспортные расходы - 64 %. В августе 2004 г. они ежедневно вносили плату за использование одного торгового места в размере 31 рубль.
По полученным от предпринимателей сведениям 73 % из них привлекали наемных работников (60 % - в августе 2003 г.). В целом они обеспечили работой
4.2 тыс. человек (в предыдущем году - 3,1 тыс. человек). Оформление наемных работников, в основном, осуществлялось на договорной основе. По трудовым договорам (контрактам) и по договорам гражданско-правового характера работали 83,5 % наемных работников работали и только 6,1 % - по устной договоренности.
Рис. 3 Оборот розничной торговли индивидуального предпринимателя в зависимости от места осуществления торговой деятельности (по данным выборочного обследования):
- вне рынка; —□— - только на рынках; —А— - на рынках и за их пределами
Издержки обращения обследованных индивидуальных предпринимателей Тамбовской области за август 2004 года (в %)
По предпринимателям, реализующим товары
Всего, в % к издержкам обращения на рынках не осуществляющим торговую деятельность на рынках
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Издержки обра-
щения (без учета оплаты труда и отчислений) из них: 100 100 100 51,3 50,0 25,0 42,9 46,1 72,6
арендная плата 31,1 39,2 33,9 45,0 44,7 38,2 40,6 32,8 32,7
транспортные расходы 51,8 60,3 63,8 54,3 53,9 61,3 39,0 67,0 64,3
Средняя численность работников в расчете на одного обследованного индивидуального предпринимателя составила 5 человек (4 человека - в августе 2003 г.), в том числе по предпринимателям, торгующим вне рынка - 7 человек, реализующим товары только на рынках - 2 человека.
Результаты обследования показали, что данные о продаже товаров в стационарной торговой сети в расчете на одного продавца, полученные по результатам обследования в августе 2004 г. близки к данным, полученным в результате экспертной оценки данного сектора. Расхождение составило лишь 3,7 %.
Другим важным субъектом малого бизнеса является торговля на рынках. Выборочное обследование продаж на рынках, доля которых в обороте оценивается в настоящее время на уровне 43 %, проводится в текущем режиме с квартальной периодичностью. В обследовании участвовали хозяйствующие субъекты, легально осуществляющие сдачу внаем для розничной торговли специально приспособленные для этого площади, а также нелегальные стихийно возникающие временные рынки (в основном в сельской местности).
В целях исключения календарного фактора их обследование ежеквартально проводится в течение двух дней - буднего и выходного. Важнейшая задача обследования - получение сведений об объеме и динамике торгового оборота для дальнейших ежемесячных досчетов в оперативном режиме.
В сентябре 2004 года Т амбовский областной комитет госстатистики провел выборочное пилотное обследование объемов продажи товаров на рынках. Обследование проводилось в целях повышения качества статистической информации о данном секторе розничной торговли, который в настоящее время формирует более 40 % оборота розничной торговли области.
Цель данного обследования предусматривала сравнить результаты пилотного обследования, проведенного в сентябре 2004 г., с результатами текущего квартального обследования рынков, проведенного в августе 2004 г. Из числа обследуемых было выбрано по одному рынку следующих типов: смешанный, продовольственный и вещевой. Был установлен рекомендуемый 10 % объем выборки от
числа торговых мест на рынках, в результате на отобранных рынках было обследовано 555 продавцов в будний и столько же в выходной день: 285 продавцов было обследовано на смешанном рынке, 250 - на вещевом и 20 продавцов - на продовольственном.
Результаты обследования показали, что данные о продаже в расчете на одного продавца рынка, полученные по результатам пилотного обследования в сентябре 2004 г. близки к данным, полученным в результате текущего обследования, проведенного в августе. Отклонение результатов пилотного обследования от текущего по вещевому рынку составило - 5,2 %, по смешанному - 4,4 % и по продовольственному - 2,4 %.
Итоги обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле свидетельствуют об их существенной роли в насыщении потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами и удовлетворении спроса населения, заметном влиянии на рынок труда (создание дополнительных рабочих мест). Эти факты подтверждаются подведенными в декабре прошлого года итогами областного конкурса на звание лучшего предприятия розничной торговли 2004 года. Первые три призовых места в г. Тамбове заняли магазины, принадлежащие индивидуальным частным предпринимателям. Аналогичная ситуация наблюдается и в других городах и районах области.
Однако, как показывают проводимые органами статистики выборочные обследования, предприниматели, отвечая на вопросы анкет обследования, не торопятся идентифицировать себя с «теневиками». Страх, что эти приводимые ими данные каким-то образом дойдут до проверяющих органов, выше веры в гарантии конфиденциальности. При этом в поведении респондентов возможны два варианта. Первый - отказ отвечать на вопросы, касающиеся теневой экономической деятельности. Второй - «корректировка» ответов, которые, как кажется респондентам, выявляют их участие в теневой экономике. То есть одни уклоняются от ответов, другие - подправляют их. И трудно сказать, какой вариант более распространен. Конечно, многие отвечают на все вопросы анкеты абсолютно правдиво, но проблема в том, что исследователь никогда не знает, насколько велика доля таких респондентов. Поэтому, полученные в результате таких обследований количественные показатели требуют дополнительной оценки экспертов, в том числе с привлечением информации, полученной из других источников, косвенно подтверждающей достоверность определенных значений.
Учитывая заинтересованность органов государственной власти в получении информации о реальных масштабах распространения в области нерегистрируемой экономики в целом и в сфере торговли в частности, органам государственной статистики совместно с налоговыми, финансовыми и другими заинтересованными органами необходимо разработать программу исследования скрытой и неформальной деятельности в экономике Тамбовской области.
Список литературы
1 Кузьмичева, Л.Б. «Статистическая оценка объема скрытой и неформальной деятельности в торговле России» / Л.Б. Кузьмичева // «Вопросы статистики» № 10. 2004 г. С. 13.
2 «Товарные рынки и торговля Тамбовской области» - статистический бюллетень Тамбовского областного комитета государственной статистики. Тамбов, 2005.
3 Материалы обследования деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, проведенного Т амбовским областным комитетом государственной статистики в августе 2004 года.
About the Performance of Sole Traders and their Role for Informal Trade of the Region
N.V. Cheremisina, G.N. Drobyshev
Povolzhskaya Academy of Civil Service after Stolypin, Saratov
Key words and phrases: quantitative reflection of performance in side and informal sectors of economy; latent phenomena; strategic calculation of concealment and under-accounting; side economy.
Abstract: Informal economic relations are widely spread in different areas of modern Russian society. However, side economic processes are becoming of wider scale in retailing. Although these processes are intangible, the problems of size of side economy and its connection with “observed” economy are always in the focus of economists’ attention, especially statisticians, using the methodology of mass phenomena evaluation. The given article presents another attempt of statistic measurement of informal trade on the example of T ambov region.
Uber Tatigkeit der individuellen Unternehmer und ihrer Rolle im infor-mellen Regionenhandel
Zusammenfassung: „Informelle“ Wirtschaftsbeziehungen sind auf den Lebens-gebieten der modernen russischen Gesellschaft sehr verbreitet. Im Einzelhandel haben die „Schattenprozesse“ in den letzten Jahren bedeutende Maflstabe erhalten. Die Be-triebswirte und Statistiker betrachten standig die Fragen, die mit der Grofle der Beo-bachtungswirtschaft im Handel und ihrer Zusammenhang mit der „Unbeobachtung-swirtschaft“ verbunden sind. Dieser Artikel ist noch einen Versuch der statistischen Messung der informellen Handelstatigkeit am Beispiel des Gebiets Tambow.
Sur l’activite des entrepreneurs individuels et leur role dans le commerce non-formel de la region
Resume: Les relations economiques «non-formelles» se sont largement rependues dans beaucoup de domaines de la vie de la societe contemporaine russe. Toutefois les procesus negatifs ont une grande empleur ces derniers temps dans le commerce de detail. Et si ce phenomene est difficile a saisir, les questions liees aux dimensions de l’economie qui n’est pas visible et de ses liens avec l’economie «visible» restent dans le champ de vision des economistes, avant tout ceux qui s’occupent des statistiques et qui savent la methode de l’evaluation des phenomenes des masses. Le present article c’est encore une tentative des mesures statistiques de l’activite non-formelle du commerce a l’exemple de la region de Tambov.