Р.С. Пелипенко
О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ КЛЕВЕТЫ И ОСКОРБЛЕНИЯ*
8 декабря 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 420-ФЗ), который, по замыслу законодателя, направлен на дальнейшую либерализацию отечественного уголовного законодательства. Изменения были внесены более чем в 50 статей УК РФ. В частности, утратили силу ст. 129 «Клевета» и ст. 130 «Оскорбление» УК РФ. Одновременно КоАП РФ был дополнен ст. 5.60 «Клевета» и 5.61 «Оскорбление».
Статья 129 УК РФ состояла из трех частей: ч. 1 предусматривала уголовную ответственность за активные действия, состоящие в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и репутацию другого человека; ч. 2 - за совершение указанных действий публично или в средствах массовой информации; ч. 3 - за совершение указанных действий, соединенных с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления2. Статья 130 УК РФ, в свою очередь, состояла из двух частей: по ч. 1 наступала уголовная ответственность за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме; по ч. 2 - за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информа-
3
ции .
* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук С.В. Полубинской.
1 URL: http://www.rg.ru/2011/12/08/p-raboty-site-dok.html (дата обращения: 03.03.2012).
2 См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Раро-га. М., 2007. С. 95-96.
3 См.: там же. С. 97-98.
Труды Института государства и права 163
Российской академии наук № 4/2012
Если сравнить диспозиции утративших силу ст. 129 и 130 УК РФ со ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, то можно заметить, что диспозиции статей уголовного закона полностью, без каких-либо изменений, были перенесены в статьи КоАП РФ. При этом состав административного правонарушения «клевета» был расширен за счет добавления ч. 4 «непринятие мер к недопущению клеветы в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации», а в составе административно наказуемого «оскорбления» появилась ч. 3 «непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации»4.
Такое «либеральное» решение законодателя представляется весьма спорным по целому ряду причин.
Главное, что вызывает сомнения, - это обоснованность введения в КоАП РФ новых составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61. Установление административной ответственности за такие деяния, как клевета и оскорбление, не согласуется с основными постулатами теории административного права и находится в противоречии с сутью этой правовой отрасли.
В доктрине административного права административно-правовое отношение понимается как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой5. Выделяются и особенности административно-правовых отношений.
Во-первых, в литературе отмечается, что административно-правовые отношения, в отличие от всех других, являются вла-стеотношениями - отношениями, построенными на началах
4 URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_6.html#p1168 (дата обращения: 03.03.2012).
5 См.: Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. СПб., 2007. С. 27.
«власть - подчинение»6. Действительно, сущность государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, определяет необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть; в силу этого определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля) всегда налицо.
Во-вторых, понимание объекта административных правоотношений связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими сопод-чиненность воли всех участников регулируемых управленческих отношений. Соответственно объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.
Далее, административно-правовые отношения складываются в определенной сфере. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются в области государственного управления, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы. Государственное управление - поле практической деятельности исполнительных органов власти и должностных лиц, действующих от имени этих органов. Государственное управление является той областью деятельности государства, в которой действуют субъекты особого рода. Обобщенно их называют или органами государственного управления, или органами исполнительной власти7. Эта сфера не ограничивается только взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются
6 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. 2-е изд. М., 2005. С. 114.
7 См.: БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 111.
с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов.
В этой связи для установления административно-правовых отношений необходимы особые условия, которые возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Также такие правоотношения могут возникать непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а только управленческих, без которых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти. В рамках административно-правовых отношений происходит практическая реализация принадлежащих исполнительным органам юридически властных полномочий.
Таким образом, административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Они имеют прямую связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены на организацию процесса правоисполнения. Административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах: направлены на «самоорганизацию», т.е. организацию собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемую в рамках административно-правовых отношений между разными звеньями системы исполнительных органов, и на «организацию», выходящую за рамки ее первого варианта и реализуемую в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов и людей, соприкасающихся со сферой государственного управления.
Наконец, административно-правовые отношения могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию8. Именно этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Гражданин может быть не согласен с правомерностью совершенных в отношении него действий либо при-
8 См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С. 114. 166
нятых решений исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, хотя и не влияет на возникновение правоотношения, вызывает определенные юридические последствия -к примеру, гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.
Кроме того, административным правом установлен особый порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае несоблюдения ими требований административно-правовых норм: ответственность одной стороны наступает непосредственно перед государством в лице его соответству-
9
ющего органа или должностного лица .
Если с учетом изложенного перейти непосредственно к рассмотрению составов таких административных правонарушений, как клевета и оскорбление (ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ), то можно заметить, что эти деяния вряд ли можно вписать в административно-правовое регулирование.
В УК РФ ст. 129 «Клевета» и ст. 130 «Оскорбление» располагались в гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности». Как указывается в уголовно-правовой литературе, данная глава «объединяет нормы, охраняющие средствами уголовного закона личную свободу, честь и достоинство человека. Поскольку эти ценности являются составными элементами понятия «личность», родовым объектом преступлений, предусмотренных этой главой, следует признать личность как социально-биологическое существо, обладающее комплексом личных и социальных прав (право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, свободу, честь, достоинство, политические, трудовые, семейные и иные права и свободы). Видовой объект преступлений, предусмотренных главой 17 УК РФ, является составным: его образуют общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации человеком его неотъемлемых прав на личную свободу, честь и достоинство»10.
9 См.: СмоленскийМ.Б. Административное право: Учебник. Ростов н/Д, 2005. С. 123-126.
10 Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007. С. 81-82.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.60 и 5.61, помещены в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Особенной части Ко-АП РФ. При этом даже поверхностный анализ административных правонарушений, составляющих данную главу (кроме ст. 5.60, 5.61 и ст. 5.62 «Дискриминация», которая также «перекочевала» в КоАП РФ из УК РФ), позволяет сделать вывод, что они тем или иным образом касаются порядка или правил, установленных исполнительными органами государственной власти и регулирующих различные сферы жизни общества, нарушение которых может приводить к ущемлению прав граждан11.
Таким образом, общественные отношения, на которые посягают административные правонарушения, перечисленные в гл. 5 КоАП РФ, относятся к сфере государственного управления, т.е. области практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц. Правонарушения же, составы которых содержатся в ст. 5.60 «Клевета» и 5.61 «Оскорбление» КоАП РФ, нарушают только право гражданина на честь, достоинство и добрую репутацию. При этом необходимо помнить, что понятие о чести и достоинстве в значительной степени является субъективным, т.е. прежде всего сам потерпевший решает, нарушено ли кем-либо его названное право или нет и подавать или не подавать об этом нарушении заявление в соответствующие органы.
В отличие от других статей, входящих в гл. 5 КоАП РФ, в диспозициях ст. 5.60 и 5.61 ничего не сказано о нарушении каких-либо правил и порядка, что не удивительно, поскольку они полностью позаимствованы из УК РФ (за исключением отсутствовавших в уголовном законе правонарушений, ныне предусмотренных ч. 4 ст. 5.60 и ч. 3 ст. 5.61). Однако ст. 129 и 130 УК РФ охраняли исключительно права человека на честь, достоин-
11 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М., 2011. С. 78-163.
ство и репутацию, которые, как следует из Конституции РФ12 и Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 150), относятся к личным естественным и неотъемлемым правам человека13, а не являются предоставленными каким-либо органом исполнительной власти и даже государством в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что общественные отношения, которые охраняются ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, не относятся к сфере административной деликтологии, и дополнение КоАП РФ ответственностью за клевету и оскорбление является весьма спорным.
Еще одним обстоятельством, ставящим под сомнение превращение клеветы и оскорбления из уголовно наказуемых деяний в административные правонарушения, является порядок расследования таких правонарушений. Практика показывает, что широкое внедрение в общественную жизнь информационных технологий, в частности распространение Интернета, привело к тому, что некоторые противоправные деяния, в том числе и распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан, «перекочевали» во «всемирную паутину». Так, в 2011 г. 80% всех рассмотренных подразделениями дознания ГУ МВД России по г. Москве заявлений и обращений граждан о распространении в отношении их сведений, порочащих их честь и достоинство или их унижающих, что подпадало под признаки преступлений, предусмотренных ст. 129 или 130 УК РФ, касались совершения указанных деяний именно в Интернете. При этом необходимо отметить, что при расследовании уголовных дел по указанным преступлениям сотрудникам правоохранительных органов приходилось осуществлять комплекс оперативно-технических, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, предусмотренных УПК РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». После же внесения ФЗ № 420-ФЗ изменений в УК РФ и КоАП РФ дела об административных правонарушени-
12 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. М., 2002. С. 260.
13 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд. М., 2009. С. 105-113, 124-127, 135-140.
ях, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. При этом в КоАП РФ не предусмотрен такой широкий набор средств и методов получения доказательств, как в УПК РФ. Поэтому представляется весьма проблематичным обоснованное практическое применение указанных норм КоАП РФ.
Таким образом, по нашему мнению, изменения, касающиеся клеветы и оскорбления, внесенные в УК РФ и КоАП РФ ФЗ № 420-ФЗ, являются недостаточно продуманными и логичными с точки зрения системности российского права. Более логичным был бы полный отказ от какой-либо иной, кроме гражданско-правовой, ответственности за указанные деяния (ст. 152 ГК РФ). Однако, исходя из необходимости охраны средствами уголовного права чести и достоинства человека наряду с другими правами личности, декриминализация могла бы коснуться только основных составов клеветы и оскорбления (ч. 1 ст. 129, ч. 1 ст. 130 УК РФ) с сохранением уголовной ответственности за квалифицированные виды этих преступлений.
Кроме того, надо заметить, что как в средствах массовой информации, так и в уголовно-правовой литературе происходит постоянное сопоставление отечественных законов с западноевропейскими, как с наиболее полно, по мнению многих, защищающими права и свободы человека и гражданина. Российская правовая система по своей сущности наиболее близка к романо-германской правовой семье или к так называемой континентальной системе права14. Особенностью последней является наличие систематизации и кодификации законодательства15. Анализ уголовных законодательств, относящихся к той же правовой семье европейских стран с точки зрения присутствия в них статей, предусматривающих ответственность за клевету и оскорбление, показывает, что в большинстве уголовных законов такие нормы есть.
14 См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 46.
15 См.: Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. С. 27.
К примеру, в Уголовном кодексе ФРГ имеется пять статей, предусматривающих ответственность за оскорбление и различные виды клеветы: § 103 «Оскорбление органов и представителей иностранных государств»; § 185 «Оскорбление»; § 186 «Клевета»; § 187 «Преднамеренная клевета», § 188 «Клевета и преднамеренная клевета в отношении политического деятеля»16. Уголовный кодекс Дании предусматривает две статьи - §267 и § 26817, а Уголовный кодекс Франции - ст. 433-5 «Неуважение»18. В Уголовном кодексе Голландии имеется раздел XVI «Диффамация», в котором размещено несколько статей (261, 262, 265-271), предусматривающих ответственность за клевету19. Российский же законодатель, декриминализировав клевету и оскорбление, фактически исключил честь и достоинство личности из объектов уголовно-правовой охраны.
16 См.: Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996.
17 См.: Уголовный кодекс Дании. СПб., 2001.
18 Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крылова; пер. с фр. и предисл. Н.В. Крыловой СПб., 2002. С. 397.
19 См.: Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. Б.В. Волженкин; пер. с англ. И.В. Мироновой. 2-е изд. СПб., 2001. С. 367-373.