Волков Ю. Г., Барбашин М. Ю, Барков Ф. А.,
Верещагина А. В., Посухова О. Ю, Сериков А. В., Черноус В. В.
О ЧЁМ МЕЧТАЮТ РОССИЯНЕ И ЖИТЕЛИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В настоящей статье анализируются данные, полученные в ходе поискового социологического опроса «О чём мечтают жители Ростовской области». Несмотря на то, что исследование было построено на инструментарии и методологии, разработанной учёными Института социологии РАН для крупномасштабного проекта «О чём мечтают россияне», наш региональный проект можно назвать поисковым, поскольку теоретическая модель исследования, ключевые вопросы не разрабатывались нами с самого основания, а были имплицитно заимствованы у московских коллег. Как известно, в такой ситуации есть и ряд преимуществ, и ряд недостатков.
Именно поэтому цели нашего проекта не были столь амбициозны, как у представителей научно-исследовательской команды ИС РАН, но заключались, скорее, в поиске отличительных, характерных для нашего региона тенденций и, одновременно, дополнении тех данных, которые были получены в 2010—2011 гг. при реализации ряда значимых социологических проектов: «XX лет реформ глазами жителей Ростовской области», «Казачество как этносоциальный феномен современной России», «Армянские диаспоры Юга России: социологический портрет и проблемы идентичности», «Формирование региональной идентичности донского сообщества: ценности, нормы, традиции», «Молодая семья в Ростовской области», «Патриотическое воспитание молодёжи в Ростовской области» и др. [см.: 1—6].
В совокупности с другими региональными исследованиями, имеющими узко-предметный и полипредметный характер, проект, посвящённый изучению мечтаний жителей донского региона призван внести свой вклад в построение содержательной и теоретической модели комплексного амбициозного проекта «Социологический портрет Ростовской области». Работа в данном направлении нашим коллективом ведётся сознательно
и целенаправленно уже несколько лет и находит определённое понимание в заинтересованных государственных структурах.
В рамках проекта «О чем мёчтают жители Ростовской области» было опрошено 820 человек. Репрезентативность проводимых исследовательских процедур обеспечивается за счёт разработки и реализации многоступенчатой стратифицированной выборки (тип поселения, территория поселения, пол респондента, возрастная подгруппа, уровень образования, социально-профессиональный статус, социально-экономический статус), апробированной в предыдущих исследованиях ЮРФИС РАН. Территориальная выборка включала в себя следующие кластеры:
♦ столица региона (г. Ростов-на-Дону), доля в выборочной совокупности = 0,242566723;
♦ крупные города (Волгодонск, Новочеркасск, Таганрог, Шахты), доля в выборочной совокупности = 0,200661306;
♦ малые города и прочие населённые пункты городского типа (Азов, Батайск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Ново-шахтинск), доля в выборочной совокупности = 0,232865571;
♦ сельские территории (Белокалитвинский, Шолоховский, Кашарский, Тацинский, Красносулинский, Матвеево-Курганский, Сальский, Ремонтненский, Зимовниковский, Цимлянский районы), доля в выборочной совокупности = 0,323906401.
В данном материале представлен результат сравнительного анализа общероссийских и региональных данных.
Мечты о себе и мечты об обществе
Большинство жителей Ростовской области уверены, что мечта нужна человеку, — 87% опрошенных по региону полагают, что без мечты жить не интересно, надо мечтать, даже если воплотить мечту маловероятно. За этим усреднённым показателем скрывается небольшая, но имеющая место разница в отношении к мечте и мечтаниям со стороны женщин и мужчин. Среди женщин несколько более распространено романтическое отношение к жизни, поскольку только 12% не настроены на то, чтобы иметь мечту, полагают, что в мечтаниях нет практического смысла, а среди мужчин данной позиции придерживается почти 18% опрошенных.
16-25 лет
■ 26-35 лет
■ 36-45 лет 46-55 лет
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли смысл человеку мечтать о чём-либо, если его мечты не так часто сбываются?», %
«Циклическая закономерность» наблюдается в случае с корреляциями по возрастным группам (рис. 1). Здесь наиболее романтически настроенными оказываются две полярные возрастные группы из ряда: (а) 16—25 лет — (б) 26—35 лет — (в) 36— 45 лет — (г) 46—55 лет. Среди первой категории насчитывается всего 7% тех, кто считает, что в мечтаниях нет практического смысла, среди последней — около 5%. Во второй категории, представители которой сталкиваются с реалиями жизни уже в гораздо большей степени, чем молодёжь, скептиков насчитывается уже около 15%. Наиболее скептически настроенными оказываются представители кризисной категории — 36—45 лет, среди которых чуть менее 20% опрошенных считает, что в мечтаниях практического смысла нет.
В Ростовской области имеется несколько отличная от общероссийской тенденция. Напомним, что авторы аналитического отчёта по результатам общероссийского опроса пришли к выводу, что склонность к мечтаниям среди россиян по мере смены поколений утрачивает характер нормы. Наша позиция заключается в том, что по отношению к данным по Ростовской области столь однозначно судить нельзя: мечты по-прежнему востребованы молодёжью, однако с её взрослением им (мечтам) приходится проходить более серьёзную проверку социальными рисками, неопределённостью, конкуренцией и несправедливостью, чем в прежние годы.
При том что средний показатель романтического отношения к мечте составляет 87%, это не означает, что такое же количество респондентов постоянно мечтают. Это скорее их
общая позиция. Более точным представляется показатель, связанный не с оценкой роли мечтаний в жизни, а с мечтательной активностью — около 76% опрошенных мечтают на протяжении всей своей сознательной жизни; 11% мечтали преимущественно в годы своей молодости; 6% — в годы детства и юношества, ещё 4% указали, что утратили свою мечтательность; 3% полагают, что вообще не относятся к людям, которым свойственно мечтать.
При анализе распределений в группах, выделенных по признаку материальной обеспеченности, обнаруживается тенденция, согласно которой наиболее романтически настроенной оказывается среднедоходная группа (79% опрошенных указали, что мечтали на протяжении всей сознательной жизни, мечтают и сегодня). Наименее романтично настроена низкодоходная группа респондентов — лишь 61% опрошенных в данной группе сохранили мечтательность. Для данной группы также характерны высокие показатели позиций «мечтал(а) в основном в годы детства и юношества» (11%) и «мечтал(а) в основном в годы своей молодости» (20%). По распределениям ответов на данный вопрос в аналитическом отчёте ИС РАН строилась общая оценка склонности россиян к мечтаниям. Показатели Ростовской области несколько отличаются от общероссийских, однако в пределах погрешности. Так, если в целом по России 5% опрошенных заявили, что для них мечтания не характерны, то в Ростовской области этот показатель составил около 3%. Если по России в целом ещё 8% указали на то, что раньше мечтали, а сейчас живут без мечты, то в регионе таковых обнаружилось чуть более 4%. Общий же показатель «склонности к мечтаниям» в регионе оказывается на 20 пунктов выше, чем по стране: если в Ростовской области 76% опрошенных указали на то, что мечтали в разные годы своей жизни, мечтают и сейчас, то по России в целом данную позицию отметили 56% респондентов.
В случае возрастных категорий также наиболее романтически настроенными оказываются представители молодёжи (16—25 лет) и старшего поколения (46—55 лет) — среди первой возрастной группы 82% опрошенных указали, что сохраняют свою мечтательность; среди второй группы — 83%. В возрастной группе 26—35 лет лишь 70% опрошенных указали, что
мечтали всегда и мечтают сегодня, в возрастной группе 36—45 лет — 62%. Таким образом, мы имеем подтверждение выявленной ранее тенденции, согласно которой наиболее скептически настроенными оказываются средневозрастные группы.
Помимо описанных выше двух вопросов относительно общих установок, готовности и потребности мечтать, в анкете был предусмотрен прямой вопрос о том, есть ли у респондентов какая-нибудь личная мечта, главная цель в жизни. В целом почти 89% опрошенных ответили на данный вопрос утвердительно. Однако среди женщин данный показатель составляет 96%, а среди мужчин на 10% меньше. В различных возрастных группах по данному вопросу серьёзной дифференцирующей динамики не обнаруживается, однако она присутствует в группах с различным уровнем материальной обеспеченности. Данная тенденция была выявлена и в общероссийском опросе, согласно результатам которого бедность и нужда снижают вероятность того, что человек будет мечтать: среди россиян, которые живут без мечты, три четверти — это малообеспеченные респонденты, а каждый второй из них занят физическим трудом.
Однако готовность и способность мечтать ещё ничего не говорит о том, что же является собственно предметом мечтаний дончан. В распределениях ответов на данный вопрос имеются достаточно интересные расхождения с общероссийскими данными. Тройка наиболее популярных объектов для мечтаний по России выглядит следующим образом:
♦ жить в достатке (40%);
♦ иметь хорошее здоровье (33%);
♦ жить в более справедливом и разумно устроенном обществе (33%).
В отличие от общероссийского опроса, данные по Ростовской области фиксируют не три, а четыре лидирующие позиции, и их конфигурация выглядит следующим образом:
♦ иметь хорошее здоровье (43%);
♦ жить в более справедливом и разумно устроенном обществе (37%);
♦ жить интересно, реализовать себя (35%);
♦ иметь хорошую семью (31%).
Как видим, позиция первая — это желание обладать хорошим здоровьем (43%). Причём среди женщин данное желание
Быть полезным обществу, внести «свою лепту» в развитие России
Получить хорошее образование
Жить в более справедливом и разумно устроенном обществе
Иметь свою отдельную квартиру, дом
Открыть собственное дело
Жить в достатке, иметь возможность тратить деньги, «не считая копейки»
Иметь хорошее здоровье Жить интересно, реализовать себя Иметь хорошую семью Устроиться на хорошую работу
Встретить настоящую любовь ИИ 6
Стать очень красивым, 0 1 привлекательным человеком I 1
Стать уважаемым и известным 11
человеком ^
Другое И2
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Если .у Вас есть мечта, главная цель жизни, то в чём она состоит?», % (допускалось до трёх ответов)
несколько более распространено, чем среди мужчин (51% против 38%). По отношению к данной мечте обнаруживается также достаточно чёткая тенденция среди групп с различным доходом. Если среди тех, кто считает себя хорошо материально обеспеченным, лишь 31% опрошенных считают приоритетной данную позицию, в среднедоходной группе — уже 46%, то среди недостаточно материально обеспеченных — 53%. При увеличении возраста наблюдается ожидаемая линейная зависимость в отношении позиции «хотелось бы иметь хорошее здоровье».
Второе и третье места среди наиболее востребованных желаний делят две принципиально по-разному ориентирующих позиции. Так, около 37% опрошенных хотели бы жить в
I
■
■
Щ 40
■33-
□ Ростовская область ■ Россия
43
36
31
более справедливо и разумно устроенном обществе. То есть мы видим приоритет социально ориентированной позиции, или точнее — предметно связанной с социумом. С другой стороны, 36% респондентов указали на то, что хотели бы жить интересно, реализуя себя. То есть речь идёт об индивидуальной потребности. Обратим внимание на два момента: во-первых, обе эти позиции являются достаточно абстрактными, гипотетическими; во-вторых, они в определённой степени связаны друг с другом, поскольку полная реализация индивидуальных способностей возможна только в гармонично устроенном обществе.
Наконец, на четвёртом месте находится желание иметь хорошую семью (31%). По данной позиции раскрывается очень интересная тенденция при анализе распределений по группам с различными доходами. Если в высокодоходной группе 52% опрошенных указали на актуальность данного желания, то в среднедоходной — всего 28%, а в низкодоходной — лишь 16%. Иными словами, мы имеем зависимость, заключающуюся в том, что для людей с высокими доходами семья является проблемной сферой и, соответственно, предметом разного рода мечтаний; и, наоборот, чем сложнее у респондентов обстоят дела с материальным обеспечением, тем менее актуальна для них данная проблема.
Анализируя желания второй группы, можно также обратить внимание на то, что среди них имеется определённое расщепление на лично значимые достижения (иметь отдельную квартиру — 18%), социально значимые (быть полезными обществу — 18%) и обоюдно важные как для индивида, так и для общества (иметь хороших детей — 19%). Здесь, безусловно, наблюдается перекличка с тем набором, который авторы общероссийского доклада назвали триадой «построить дом, посадить дерево, вырастить сына».
Как для россиян в целом, так и для жителей Ростовской области аутсайдерами рейтинга мечтаний оказываются ограниченно-инструментальные варианты (получить хорошее образование), ограниченно-романтические (встретить настоящую любовь) и нарциссические — стать знаменитым, красивым, что, на наш взгляд, свидетельствует о наличии в массовом сознании значительной доли «социального здравого
разума», ориентирующего на обоюдно социально и индивидуально значимые цели. Следует обратить внимание как раз на данное обстоятельство — в массовом сознании жителей Ростовской области индивидуально значимые достижения идут рука об руку с социально значимыми, а идеалы, на общесоциальном и абстрактном уровне призванные организовывать жизнь, воздействовать косвенно («социально справедливое, разумно устроенное общество»), занимают достаточно высокие позиции. Данное обстоятельство можно интерпретировать по-разному, но вполне возможно, что оно свидетельствует о формирующемся социальном заказе, о той тенденции, которая была отмечена в настоящем году, а именно — о переходе от общества индивидуального действия к обществу коллективного действия. Или, по крайней мере, пока — к обществу коллективной мечты.
Российская мечта в контексте исторического самосознания россиян и западной идентичности
Региональное сознание жителей Ростовской области подчёркнуто традиционно. Оно обращено в прошлое, поэтому модальные образцы идеального исторического лидера, в наибольшей степени соответствующего ожиданиям народа, демонстративно включают в себя государственных лидеров дохрущёвской эпохи. Более трети респондентов (34%) в качестве символа «народной мечты» выделяют Петра I. Другие исторические фигуры пользуются существенно меньшим уровнем общественной поддержки: И. В. Сталин (15%), Екатерина II (13%) и пр.
Однако даже в выборе модальных исторических образцов отчётливо видна неудовлетворённость жителей Ростовской области настоящим, которая проявляется несколькими способами. Во-первых, все современные политические фигуры с точки зрения их соответствия «массовым народным чаяниям» набрали от 2% до 4%.
Во-вторых, довольно высок уровень «протестных голосований» — фактически каждый пятый опрошенный выбирает кандидата «против всех» (20%). То есть, с точки зрения зна-
Владимир Красное Солнышко (крещение Руси) Иван Грозный Степан Разин Петр I
Екатерина II
Святые подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др.)
Русские анархисты (П. Кроя
В. И. Ленин
ин, Махно и др.)
И. В. Сталин
Н. С. Хрущев
Л. И. Брежнев
охи (А. Сахаров, К.Буковский, Даниэль и Синявский и др.)
М. С. Горбачев Б. Н. Ельцин
(Союз русского народа, общество «Память» и др.)
Политики современной эпохи Никто из деятелей прошлого и
□ Ростовская область ■ Росси
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Кто из деятелей прошлого и настоящего, с Вашей точки зрения, более всего способствовал (или способствует) осуществлению массовых народных чаяний (ожиданий), был или является символом мечты Вашего народа?», % (допускалось до трёх ответов)
чительной части респондентов никто из деятелей прошлого и настоящего за последнее тысячелетие не способствовал осуществлению массовых народных чаяний и не являлся символом народной мечты. Психологические причины такого негативизма состоят в том, что существующие и существовавшие в России политические и государственные лидеры (особенно активно разрекламированные СМИ) никак не соответствуют ценностным ожиданиям российского общества в достижении социальной справедливости, равенства прав и «заботливого» государства.
Глубоко укоренённый социальный пессимизм по отношению к политическим и государственным фигурам частично смещается некоторым общественным признанием «святых подвижников» — 17%. Примерно такая же доля респондентов
13
34
33
13
12
17
4
20
26
(14%) называют их символом народной мечты в общероссийском опросе ИС РАН. Однако невозможность персонализировать на символическом уровне народную мечту и прийти к консенсусу в социуме по поводу исторических образцов для подражания существенно подрывает социетальное единство общества.
Невозможность персонификации идеального деятеля прошлого сопровождается похожими социально-психологическими сложностями у респондентов при характеристике ими периодов в истории России с точки зрения исторического идеала. Относительное большинство респондентов (35%) не могут взять за идеал ни прошлое, ни настоящее, что свидетельствует о глубокой исторически-смысловой растерянности общественного сознания. Каждый пятый опрошенный выбирает современную Россию (21%), примерно столько же (23%) — дореволюционный период в истории страны.
Интересно отметить, что по данным всероссийского социологического исследования, проведённого ИС РАН, 32% опрошенных в качестве воплощения «золотой мечты» выделяют современный период жизни России, т. е. т. н. «путинскую эпоху». Дореволюционный период существования российского государства в виде царской России выбирает существенно меньше россиян — 11%. Эти социологические данные чётко свидетельствуют, что уровень удовлетворённости качеством современной жизни, который напрямую влияет на уровень удовлетворённости современной эпохой, в Ростовской области значительно хуже, чем в целом по стране. В то же время более высокая степень традиционности ростовского социума проявляется в большей привлекательности Российской империи в качестве национального идеала.
Столь сильная временная поляризация общественного сознания свидетельствует не только о наличии у людей социально-психологического комплекса восприятия XX в. как «потерянного», но и об отсутствии психологических стереотипов идеализации советского периода. Фактически только 12% в качестве идеала отмечают последние десятилетия советской власти, причём доперестроечный период. Несмотря на положительные оценки И. В. Сталина (15%), сталинский период коллективизации и быстрого индустриального раз-
Дореволюционная, царская Россия, Российская империя
Первые десятилетия советской власти, индустриализация, строительство бесклассового Последние десятилетия советской власти (эпоха развитого социализма)
Период перестройки
Период демократических реформ 1990-х гг.
Современный период жизни России, «путинская» эпоха
Ни один из них
□ 2 2
112
114
□ 23
21
32
■ 35
32
5
4
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Какой период в истории России в наибольшей степени соответствует Вашим идеалам, представлениям о том, какой должна быть Россия?», %
вития модальным историческим образцом для людей вовсе не является (7%). Ещё меньше довольных перестроечным периодом и демократическими реформами 1990-х гг. Доля людей, для которых эти исторические эпохи соответствуют идеальным представлениям о том, какой должна быть Россия, близка к статистической погрешности. Таким образом, характеризуя ту или иную историческую эпоху, респонденты скорее действуют «от противного», оценивая больший или меньший реальный или воображаемый ущерб от проживания в конкретном временном периоде.
На аксиологическом уровне ключевыми социальными ценностями для жителей Ростовской области выступают подчёркнуто внеисторические мечты о социальной справедливости, равных правах для всех, сильном государстве, которое заботится о своих гражданах (53%). Эта идея объединяет все социальные слои. При этом достижение социальной справедливости не является социалистической мечтой, поскольку, как мы помним, советский период весьма у немногих респондентов ассоциируется с «золотым веком». Если по поводу основной ценности в обществе существует консенсус, то ценности «более низкого порядка», призванные послужить «инструментом» достижения социальной справедливости,
Права человека, демократия, свобода самовыражения личности
Сильная жесткая власть, способная обеспечить порядок
Возвращение к национальным традициям, моральным ценностям, проверенным временем
Сближение с Западом, с современными развитыми странами, вхождение в «общеевропейский дом» Свободный рынок, частная собственность, минимум вмешательства государства в экономику
Социальная справедливость, равные права для всех, сильное государство, заботящееся о своих гражданах
Россия, в первую очередь, для русских, создание русского национального государства
Возвращение России статуса великой державы
Решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством (экологическая и др.)
Обеспечение стабильности и развития в обществе без революций и потрясений
Новое революционное переустройство России
28 28
38
14
113 113
|1 "3
53
145
31
27
31
27
9
8
7
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Какой из перечисленных ниже лозунгов в наибольшей степени выражает Вашу личную мечту о будущем России?», % (допускалось до трёх ответов)
раскалывают региональный социум на несколько примерно равных в пропорциональном отношении кливаджей. Чуть меньше 40% респондентов выделяют возвращение к «национальным традициям, моральным ценностям, проверенным временем». Одинаковое число опрошенных отмечают «возвращение России статуса великой державы» и «обеспечение
стабильности и развития в обществе без революций и потрясений» (по 31%). Примерно столько же сторонников прав человека, ценностей демократии и свободы самовыражения личности (28%).
Расколотый характер общественного сознания означает, что ни один из основных лозунгов, используемых в современном российском политическом пространстве (за исключением достижения социальной справедливости) не может послужить аксиологической основой объединения российского общества, поскольку число противников любого политического движения (неважно, отстаивает ли оно демократические ценности, политическую стабильность, великодержавные амбиции и пр.) будет всегда больше числа его сторонников.
О каком государственном устройстве мечтают россияне
Региональное общественное сознание расколото и по отношению к выбору идеальной формы общественно-политического строя. Ни один из предложенных респондентам вариантов (капитализм, капитализм с социалистическими принципами, социализм с элементами рыночной экономики, социализм) не набрал даже 50% ответов. Только каждый девятый (11%) отметил плановую экономику как общественно-политический строй, в наибольшей степени подходящий для России. В целом, относительное большинство респондентов удовлетворил бы или «капитализм с элементами планирования» (33%) или «социализм с элементами рынка» (24%). Это свидетельствует не столько об идеологической всеядности общественного мнения или об отсутствии рефлексированного восприятия различных идеологических платформ, сколько о желании людей уйти наконец-то от крайностей и «развитого социализма», и «дикого рынка».
Но даже конвергированные общественно-политические предпочтения жителей Ростовской области, представляющие собой «микс» из либеральных ценностей, социалистических ожиданий государственных гарантий и традиционных стремлений к сохранению стабильности и порядка, постепенно всё-таки «смещаются влево»: 53% опрошенных хотели бы жить
Капитализм, свободная рыночная конкуренция, частная собственность
Капитализм, рыночная экономика с элементами планирования, социалистических принципов
Социализм, плановая экономика с элементами рыночных отношений
Социализм, плановая экономика, государственная собственность
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы полагаете, какой общественно-политический строй в наибольшей степени подходит для России?», % (суммы цифр по стране и области менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся с ответом)
именно в обществе социального равенства, а не индивидуальной свободы.
Интересно отметить, что если на уровне декларируемых ценностей коллективизм и социальная справедливость выступают в общественном сознании довольно отчётливо, то на деятельностном уровне индивиды не готовы соглашаться с реальными социально-политическими действиями, которые логически вытекают из признаваемой ими системы ценностей. В этом смысле ценностная сфера несколько отделена от общественной жизни людей. Поэтому либерально настроенная часть интеллигенции может совершать поступки коллективистского характера, например, требовать национализации отдельных предприятий, а многие убеждённые коллективисты будут отстаивать свободу СМИ и независимый суд в случае незаконного вмешательства со стороны государственных органов.
Хотя власть и государство являются важными ценностно-нормативными «якорями» общественного сознания вообще, на конкретное правительство положительное общественное отношение уже не распространяется, поэтому в случае на-
рушения им интересов граждан общественное недовольство неизбежно. Власть в современном общественном сознании в значительной степени десакрализована. Это уже не «священная корова», неподверженная критике, а скорее объект постоянного и пристального внимания со стороны граждан, а также мишень для их жёстких требований. Респонденты признают право различных социальных групп требовать у правительства то, что им нужно (44%). Также опрошенные жители Ростовской области признают (пусть и в меньшей степени) право своих сограждан на забастовку, демонстрации, митинги и пр. в любой ситуации. Это политическое право не ставится общественным сознанием под сомнение даже тогда, когда, по мнению государственных органов, существует «угроза общественному порядку».
Таким образом, несмотря на широко распространённые традиционализм общественного мнения и правовой нигилизм, значительная часть жителей Ростовской области убеждена в значимости нетипичных для российской политической культуры традиций, включая свободу, оппозицию и возможность отстаивать свои убеждения. В аксиологической сфере у жителей Ростовской области достаточно органично сочетаются как традиционалистские представления об индивидуальной свободе и интересах, присущих ещё периоду казачьей вольницы, так и современные либеральные ценности политического и идейного плюрализма.
Российская демократия в мечтах и в действительности
Российская демократия в общественном сознании — это изначально «демократия нереализованной мечты». Это также демократия «несбывшихся надежд» особенно в том, что касается обеспечения социальных и экономических прав граждан (76%).
От демократии общественное мнение ожидало не столько свободы слова и СМИ, не столько свободы митингов и собраний, сколько повышения качества и уровня жизни. Синкретизм общественного сознания, не разделяющего на концептуальном и ценностном уровнях «правовое государство», «рыночную экономику», «демократию» и пр., не мог
Надежда на установление строя, который бы обеспечивал реализацию политических прав и свобод граждан
Надежда на обеспечение социальных и экономических прав граждан
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, привлекает россиян в демократии?», %
Полностью / скорее оправдались
Полностью / скорее не оправдались
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы полагаете, оправдались ли надежды, мечты россиян на установление в стране демократического строя?», %
не привести к серьёзной разочарованности в демократии и демократическом строе.
Как свидетельствуют результаты общероссийского опроса, «сами представления о демократии, особенно в конце 1980-х гг., базировались на мечте о справедливо организованном обществе, которое виделось как российский аналог "государства всеобщего благоденствия", органически сочетающий, с одной стороны, активную роль государства в экономике, сильную систему социальной защиты, а с другой — невмешательство государства в частную жизнь граждан, политические и гражданские свободы. Совершенно ясно, что дистанция между этим идеалом и той реальностью, в которой жили люди в те годы, была огромной» [см.: 7, с. 54].
В проведённом в Ростовской области социологическом опросе для трети респондентов (30%) надежды и мечты россиян на установление в стране демократического строя полностью не оправдались, для 50% — не оправдались частично.
Как показывает общероссийское социологическое исследование ИС РАН, в российском социуме свыше 20% убеждены
□ Ростовская область ■ Россия в целом
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Если надежды, мечты россиян о демократии не оправдались, то, как Вам кажется, почему?», % (не указаны затруднившиеся с ответом)
в прямой взаимосвязи экономических и политических прав. Они понимают, что именно уровень развития демократии в стране, в конечном счете, предопределяет возможность свободно работать и зарабатывать. Это меньшинство активно использует Интернет, много свободного времени проводит в социальных сетях и пр.
И хотя в Ростовской области «партия Интернета» в численном отношении существенно меньше, чем традиционалистское большинство, региональное общественное сознание не соглашается с часто высказываемым в либеральных политических и экспертных кругах тезисом о неготовности России к демократии. Для подавляющего большинства респондентов (72%) причины неоправдавшихся надежд состоят в алчности и коррупционности государственной элиты, которая предпочла демократии «собственность и власть».
Важной демократической ценностью, укоренившейся в общественном сознании за последние двадцать лет, является политический плюрализм. Поэтому, по мнению 75% респондентов, каждая политическая партия должна в принципе иметь шанс возглавить правительство. Социальную ценность политической оппозиции можно считать консенсусной, поскольку подавляющее большинство (76%) опрошенных соглашаются с тем, что «настоящая демократия невозможна без политической оппозиции». Ещё более (в процентном отношении) распространена убеждённость людей в ценности свободы слова.
Большая часть требований общественного сознания в Ростовской области к демократии в России в целом относится к необходимости для современного государства быть правовым, т. е. соблюдать права и свободы всех граждан. Респондентам абсолютно необходимо «равенство всех граждан перед законом» (78%). Это можно считать консенсусным желанием ростовского социума, а также важным свидетельством фактически неправового характера правоприменительной практики и наличия избирательного судопроизводства.
Для половины респондентов необходима независимость суда (49%), каждый третий отмечает «важность свободных выборов власти» (33%) и необходимость «избрания президента непосредственно народом» (36%). Каждый четвёртый указывает на значимость «оппозиции, контролирующей президента и правительство» (26%). Треть респондентов (33%) подчёркивает важность требования социальной справедливости — «небольшой разницы в уровне доходов людей»; и фактически среди наиболее популярных вариантов ответа это — единственное неполитическое требование того, чего людям не хватает для воплощения в российской действительности их представлений о демократии.
Таким образом, несоответствие российской демократической действительности существующим в сознании людей демократическим идеалам не является экономическим по природе. Нельзя сказать, что снижение социально-экономических разрывов в подушевых доходах среди представителей различных социальных страт принципиально изменит восприятие российской демократической действительности как неправовой и недемократической. Точно так же сложно сказать, что реформа государственного управления вне контекста общей демократизации изменит недемократическое самовосприятие российского общества.
И хотя общественное сознание в целом положительно относится (53%) к «укреплению роли государства во всех сферах жизни, национализации крупнейших предприятий и стратегически важных отраслей», дальнейший рост государственного регулирования и/или экономического благосостояния населения не будет способствовать демократизации общественной жизни, поскольку очевидно, что среди всех
Равенство всех граждан перед :
Свобода печати Независимость суда Свободные выборы : Возможность свободно высказывать свои полита»
Избрание президента непосредственно народом
Наличие частной собственности Наличие оппозиции, контролирующей президента и правительство Участие граждан в референдумах по важнейшим для страны вопросам Свобода выезда за рубеж Свободный выбор профессии Небольшая разница в уровне доходов людей Свобода передвижения по стране Право выбирать между несколькими партиями Участие рабочих в управлении предприятиями Право на забастовку Самостоятельность регионов страны Свободное членство в какой-либо политической партии
□ Ростовская область ■ Россия в ц
23
27
49
37
33
27
4и
Рис. 13. Распределение ответов на вопрос: «Что из приведённого списка абсолютно необходимо для того, чтобы Вы могли сказать: "Да, это и есть то общество, в котором воплотились мои мечты о демократии"?», % (допускалось до пяти ответов)
социальных групп формируется осознанный общественный запрос к власти — больше свободы и демократии.
В регионе постепенно увеличивается недовольство происходящими в стране политическими процессами. Серьёзный социально-психологический разрыв между сконструированными в общественном сознании за последние двадцать лет демократическими идеалами и в основном неправовой и недемократической действительностью депривирует и мар-гинализирует людей. В их восприятии мечты смешиваются с целями, а желания переплетаются с жизненными задачами. Разочарование в прошлом, отсутствие модальных образцов в настоящем и слабые перспективы на будущее заставляют общественное сознание гедонизироваться.
Артикулируемые респондентами мечты и желания («интересная работа», «много денег», «финансовое благополучие», «хорошее здоровье», «свой дом» и т. п.) в массе своей подчёркнуто
конкретны. Это скорее жизненные задачи и цели, принципиальная трудность или даже невозможность реализовать которые сдвигает их на уровень мечтаний. Как известно, «цели — это мечты со сроком реализации», поэтому социологический факт перевода нашими согражданами жизненных целей в разряд мечтаний свидетельствует о социально-психологической неуверенности людей в возможности их осуществить в любом временном интервале.
О какой работе мечтают россияне
Мечты о работе учёные ИС РАН предлагают разделить на две группы: идеальные (как хотелось бы) и земные, реальные (как может быть). Мечты идеальные — это грандиозные цели, достичь которые человек может только в своих представлениях, отрываясь от российской действительности. Мечты земные — это конкретные, ориентированные на результат желания, имеющие под собой твёрдую почву, детерминированную реальной жизненной ситуацией [см.: 7, с. 68]. Эти две группы мечтаний не исключают друг друга, наоборот, необходимо говорить о взаимной дополняемости: без реального нельзя существовать, а без представлений об идеальном — мечтать, а соответственно развиваться и «двигаться» дальше.
Результаты проведённого социологического исследования позволяют утверждать, что идеальные мечты о работе жителей
I ■
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 14. Распределение ответов на вопрос: «Отношение россиян и жителей Ростовской области к критериям предпочтения труда», %
Обеспечивающей во
профессионального роста
С хорошими условиями труда
Разнообразной, творческой, предполагающей инициативу
Полезной обществу
Оставляющей много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы)
Обеспечивающей возможность сделать быструю карьеру
Престижной Не утомительной Вообще не хочу работать ни на какой работе
□ Ростовская область ■ Россия
Рис. 15. Распределение ответов на вопрос: «Требования, предъявляемые россиянами и жителями Ростовской области к идеальной работе», % (допускалось до трёх ответов)
л
82
53
54
29
27
39
19
Ростовской области так же, как и у россиян в целом, достаточно однозначны и выражаются в ориентации на обретение интересной работы, которая даст возможность самореализации и повышения материального благосостояния (рис. 14).
Из представленных выше данных видно, что большая часть опрошенных как по России в целом, так и в Ростовской области готовы потратить значительную часть жизни только на интересную работу. При этом если разрыв между высказываниями по общероссийской выборке незначителен — 16%, то по Ростовской области составляет более 50%, что позволяет говорить о доминировании идеальных компонентов в субъективных представлениях жителей Ростовской области.
Что касается земных желаний, то российская действительность и жизненные обстоятельства россиян и жителей Ростовской области вносят свои коррективы. Социально-экономические условия заставляют возвращаться с «небес на землю» (рис. 15).
Как видно из рисунка 15, и жители Ростовской области, и россияне в целом едины во мнении, что идеальная работа должна быть хорошо оплачиваемой — 71% и 82% соответственно. Это связано с тем, что именно работа и трудовая деятельность — это одно из немногих средств обеспечения достойного существования и удовлетворения насущных потребностей. Желание, чтобы работа была интересной, характерно для 63% жителей Ростовской области и 54% по России в целом. А вот третья и четвертая позиции в рейтинге требований демонстрируют нам некоторые отличия. Так, для россиян в целом работа с хорошими условиями труда важнее работы, обеспечивающей возможности профессионального роста (39% и 18%), в то время как для жителей Ростовской области эти две позиции практически одинаково значимы (27% и 29%). Данное распределение ответов можно объяснить структурными особенностями современного отечественного рынка труда, в котором наблюдаются ограниченные возможности в трудоустройстве и поиске достойного рабочего места в ряде регионов России.
Анализ полученных данных позволяет говорить о наличии существенных различий в предпочтениях профессиональных сфер между жителями области и России в целом. Так, среди жителей области 32% мечтают работать в торговле, бытовом обслуживании, ЖКХ; 24% — в армии, правоохранительных органах, силовых структурах; 23% — в области информационных технологий и связи. В то время как среди россиян в целом 26% хотели бы работать в сферах промышленности, энергетики, строительства и транспорта; 25% — в образовании, здравоохранении, науке и культуре; и по 15% в финансовой сфере и системе государственного и муниципального управления. Такое различие в предпочтениях объясняется не только региональными особенностями рынка труда, но и историческими особенностями формирования региона (Юг, в том числе и Ростовская область, развивался как торговый центр и форпост российской государственности).
Личная и семейная жизнь в мечтах россиян
Семья выступает безусловной ценностью для большинства россиян. Об этом свидетельствуют результаты много-
численных исследований [см.: 8—9]. Столь же значимое место в системе ценностей современных россиян отводится дружбе, любви, детям, здоровью. Можно согласиться с мнением исследователей о том, что счастливая семья — весьма доступное и реализуемое, по мнению россиян, желание, поэтому они рассматривают его, скорее, как текущую задачу, а не заветную мечту [см.: 7, с. 108]. Об этом свидетельствуют ответы наших респондентов (рис. 16), согласно которым 44% уже создали счастливую семью, 48% уверены в том, что смогут этого добиться, и только 8% сомневаются в возможности реализовать эту мечту. При этом нет ни одного человека, который бы не мечтал об этом.
Настораживает также тот факт, что у 6% опрошенных нами жителей Ростовской области вообще не было в планах такой задачи, как воспитать хороших детей. При этом 33% отметили, что уже достигли этого, а 58% уверены, что смогут добиться успеха в этом направлении, при 2% сомневающихся в своих силах в области воспитания хороших детей. В исследовании всероссийского масштаба процент тех, кто вообще не мечтает о воспитании хороших детей, в 3 раза меньше (воспитание
Хотелось бы, но вряд ли смогут эт добиться
R
□ Все опрошенные □ Мужчины ■ Женщины
Рис. 16. Достижения в сфере создания счастливой семьи, %
хороших детей отсутствует в планах только у 2% россиян, более трети (36%) — их уже имеют, более половины (56%) — думают, что смогут их воспитать, и 6% — хотели бы этого, но отрицательно оценивают свои шансы [см.: 7, с. 109]).
В целом же, наличие детей выступает социальной нормой россиян, в том числе проживающих на территории Ростовской области. Коррелируют с общероссийскими данными и результаты относительно планируемого количества детей в семье, которые с уверенностью позволяют сделать вывод о том, что в сознании и семейной практике россиян утвердилась модель малодетной семьи, преимущественно в её двудетном варианте: 59% респондентов хотели бы иметь двоих детей, 12% — одного и 22% — троих. Однако при отсутствии материальных проблем процент тех, кто хотел бы иметь троих детей, увеличивается — до 36%, соответственно, на двоих детях остановились бы уже 44%, на одном — 7% жителей Ростовской области.
Таким образом, значимого прироста, способного перекрыть демографический провал постсоветского периода, изменение материального благосостояния в лучшую сторону не принесёт.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на трансформацию родительства и в целом семейных ценностей россиян, представления о том, каким должен быть идеальный муж, отражают традиционные гендерные установки россиян, среди которых именно умение обеспечить материальный достаток ценится превыше всего (39%), после чего следуют такие качества, как верность в любви (37%) и любовь к детям (37%); для 25% значимыми качествами выступают физическая сила и здоровье. При этом имеются гендерные различия в представлениях об идеальном муже: мужчины на первое место поставили верность в любви (51%), в то время как женщины отвели этому качеству третье место (38%).
В представлениях респондентов об идеальном муже и идеальном мужчине разница состоит в акцентировании внимания на физическом состоянии идеального мужчины (48%), а также на его интеллектуальном развитии (35%), причём значимых гендерных расхождений при сравнении ответов на вопрос об идеальном мужчине выявлено не было. Самым
явным различием в сравнении идеальных качеств женщины и жены стал показатель привлекательности, который был оценён выше всех остальных качеств в варианте идеальной женщины (60%), причём обеими сторонами (69% мужчин и 70% женщин), и занял лишь 4-ую позицию в варианте идеальной жены (26% жителей области; среди мужчин — на 3-й позиции), в то время как первые три строчки заняли такие качества, как любовь к детям (51%), хозяйственность, практичность (33%) и верность в любви (31%). Самым значительным гендерным расхождением по данному вопросу стало отношение к качеству «любовь к детям», его выбрали как самое важное для жены 72% женщин против 44% мужчин, для которых, надо отметить, далеко не последнюю роль в формате идеальной жены играет состояние здоровья женщины (вспоминается пословица: «Больная жена никому не нужна!»).
Осуществимы ли мечты россиян?
Мечты жителей Ростовской области, как и россиян в целом, можно разделить на: 1) ориентированные на собственную личность, её достижения и микросоциальную среду, а также 2) макросоциальные мечты, связанные с будущим России и общества. Если в отношении первой группы преобладают оптимистические настроения, то в ближайшей перспективе развития российского общества осуществимость мечты представляется достаточно пессимистичной. Аналогичные результаты показало ранее проведённое исследование, по-свящённое итогам 20-ти лет реформ в Ростовской области в общественном мнении её жителей [см.: 1].
В отличие от среднего россиянина (16%), жителей Ростовской области, абсолютно уверенных в реальности выполнения своей мечты, в два раза больше — 32%, а среди женщин оптимизм ещё выше — 36%. В сумме доля уверенных и скорее уверенных в исполнении мечты в области также выше, чем в среднем по России — 61% (у женщин 71%) против 45%. Вероятно, это определяется не социально-экономической и политической ситуацией — в Ростовской области она достаточно противоречива, а большей жизнерадостностью и менталитетом южан. В то же время, если всего 6% россиян считают свои
мечты абсолютно не осуществимыми, то в Ростовской области их доля вдвое больше — 11% (при этом женщин всего 5%). На взгляды этой части ростовчан влияет близость конфликтного Северного Кавказа и невысокая экономическая эффективность развития региона.
К реализации своих мечтаний большинство жителей Ростовской области подходят достаточно рационально. 60% имеют план достижения мечты и реализуют его шаг за шагом, среди женщин доля ещё выше — 69%. Столь же рациональной является надежда на помощь родных и друзей в её осуществлении — 17% (особенно это характерно для женщин — 21%). В то же время 31% (42% женщин) надеются на помощь Бога, 21% — на чудо и удачу, а 9% — готовы прибегнуть к различного рода магическим практикам (экстрасенсы, гадалки, талисманы и т. д.). Различные формы иррациональности общественного сознания имеют незначительные отличия среди демографических и профессиональных групп.
Представляет интерес оценка респондентами современной ситуации с выполнением их мечты и желаний в разных сферах жизни. У большинства жителей Ростовской области есть самоощущение, что они добились своих желаний на микроуровне: 66% имеют надёжных друзей, 58% удалось получить хорошее образование, чуть меньше половины — 46% — респондентов считают, что честно идут по своему жизненному пути, 44% удалось создать счастливую семью, а 41% — получить интересную работу (при этом любимым делом удаётся заниматься существенно меньше — 34%).
Среди тех, кто не достиг к настоящему времени своих естественных и относительно простых желаний, преобладают оптимисты, которые полагают, что со временем это станет им доступным. Больше всего надеются сделать карьеру (57%), получить престижную (54%), интересную (50%) работу, стать богатым (45%), побывать в разных странах мира (53%). Решение данных задач позволяет надеяться создать в будущем счастливую семью (48%) и воспитать хороших детей (58%). Иными словами, чуть более половины мечтают жить не хуже других — 51%, т. е. соответствовать российским, точнее, региональным стандартам среднего класса (пока такое самоощущение у 32% жителей Ростовской области).
Существует стереотип, что россияне склонны во всех своих проблемах и неудачах винить посторонних, внутренних и внешних противников: «кавказцы», евреи, американцы и т. д. Ответы жителей Ростовской области разрушают данный журналистский предрассудок. Неудачи в реализации жизненных планов жители области связывают с собой: 45% считают, что недостаточно старались для достижения цели (ещё 11% отмечают, что не особенно к ней стремились, а 7% говорят о невезении). Чуть более пятой части респондентов указывают на невозможность реализовать себя в сегодняшней России, что корреспондируется с долей протестной части общества. И всего лишь 8% склонны в своих неудачах винить окружающих.
Подводя итоги ответов ростовчан на вопрос: «Осуществимы ли мечты жителей Ростовской области», напомним о некоторых архетипах, которые объединяют и в то же время отличают их от россиян. Как и у всех россиян, в области доминирует со значительным отрывом мечта о неизбежности вознаграждения добродетели и трудолюбия (Золушка). На втором месте (30%) — мечта о достижении вершин мастерства и красоты (каменный цветок). В продолжение её — мечта о материальном благополучии (молочные реки и кисельные берега). На следующем месте (17%) — мечта о справедливых и грозных защитниках, наказывающих злодеев (былины о русских богатырях), что отражает специфику казачьего края. Лишь на пятом месте (15%) в рейтинге — мечта о случайном везении (сказка «По щучьему велению»), в ориентации на которую нередко обвиняют русских поверхностные публицисты.
В том же русле лежат три желания, гипотетически высказанные «золотой рыбке». Если отбросить часть неизбежных в данном случае «прикольных» ответов, то абсолютно доминируют пожелания себе, семье, близким здоровья, благополучия, счастья и т. п. во всех трёх желаниях. Им значительно уступают по частоте упоминаний желания, которые имеют макросоциальный характер (для всего человечества, России). Таким образом, постепенно усиливается индивидуализм и ослабевает солидарность как региональная, так и общегосударственная.
Заключение
Поиск русской мечты, русской идеи во многом носит лукавый характер, и поэтому все попытки предложить её заканчиваются неудачно. По выражению Ф. М. Достоевского, национальная идея — это не то, что люди думают о ней, а что Бог думает о них. Практически все крупнейшие отечественные мыслители отмечали мечту русского народа о справедливом обществе. При этом необходимо учитывать, что на подсознательном уровне в основе русской традиционной политической культуры и социальных коммуникаций в идеале лежит Любовь как центральное понятие Православия (Бог есть любовь). Поэтому мечту о справедливом обществе и государстве необходимо понимать как мечту о таком государстве, где можно жить в согласии со своей совестью. Об этом свидетельствует фольклор народов России. К такому же выводу приводит и анализ ответов опрошенных жителей Ростовской области. Но такая мечта плохо вписывается в ценностную систему общества потребления, неприемлема для властной и бизнес элиты времен дикого капитализма, значительной части российской интеллигенции, точнее образованщины, как справедливо назвал её А. И. Солженицын.
В условиях современной России мечта о справедливом обществе практически является мечтой о возмездии элите, отчуждённой от народа. Отсюда позитивная историческая память народа в отличие от противоречивой научной историографии об Иване Грозном, Петре Великом и Сталине, которые рассматриваются как своего рода Бич Божий, жестокие правители, безжалостные ко всем, включая своё окружение, т. е. в определённом смысле справедливые. В то же время, по мнению пятой части респондентов, ни один из деятелей прошлого и настоящего не является символом мечты россиян. Данное суждение подтверждается ответами на вопрос о динамике индикаторов, характеризующих современное состояние российского общества.
Ответы ростовчан свидетельствуют об усилении индивидуализма, о кризисном состоянии регионального и российского общества, особенно его моральной сферы, которая нуждается в реабилитации. Дополнительным индикатором является
информационная война последних месяцев против Русской Православной Церкви, активизировавшей свою социальную позицию после избрания Патриарха Кирилла, что вызвало неприятие радикальной либеральной и левацкой общественности. Скандальная провокация Pussy Riot и последующие события обнажили этот конфликт внутри российского общества.
Поэтому, оставаясь в большинстве своём оптимистами, жители Ростовской области скептически относятся к превращению России в экономически высокоразвитое государство и в ещё меньшей степени — в современное демократическое государство.
ЛИТЕРАТУРА
1. XX лет реформ в России глазами жителей Ростовской об-
ласти / Отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Антей, 2012.
2. Волков Ю. Г., Черноус В. В., Сериков А В., Барков Ф. А., Гвинтов-
кин А. Н, Барбашин М. Ю. Ростовская область: двадцать лет реформ глазами жителей // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.
3. Молодая семья в Ростовской области (по результатам социо-
логического исследования): коллективная монография. Отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д, М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.
4. Казачество как этносоциальный феномен современной
России (на примере Донского казачества) / отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: ЮРФИС РАН, 2011.
5. Армяне Юга России: опыт социологического исследования.
Ростов н/Д, М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.
6. Патриотическое воспитание молодёжи в Ростовской области.
Отчёт социологического исследования, подготовленного по заказу Комитета по делам молодёжи Администрации Ростовской области / отв. ред. проф. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д, 2010.
7. О чём мечтают россияне (размышления социологов). Ана-
литический доклад. М., 2012.
8. Горшков М. К Россия: двадцать лет спустя (некоторые аспек-
ты социологического анализа реформирования общества) // Власть. 2011. № 12.
9. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт
социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011.
10. Верещагина А. В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
11. Верещагина А В. Кризис традиционной семьи и альтерна-
тивы развития семейных отношений в России: институциональный анализ // Гуманитарный ежегодник. Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2011.
12. Голод С. И. Социально-демографический анализ состояния
и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1.
13. Гурко Т. А. Трансформация института родительства в пост-
советской России: Автореф. дисс. д-ра социолог. наук. М., 2008.