2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№95(13)
УДК 347.471.33.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ГУМАНИЗМЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Г.Ф. РУЧКИНА
Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.
Рассматриваются особенности развития информационных процессов в современной России, определяется место человека в этих процессах
Самая примечательная особенность современного общества - ведущая роль информационных технологий в различных областях его жизнедеятельности. В качестве итога современного этапа научно-технического прогресса явилось создание глобальных информационных сетей, внедрение электронных средств обработки и хранения информации, разработка технологий виртуальной реальности и других технологических инноваций. Это значительно изменило жизнь человека и общества в целом, поскольку информационные технологии не принадлежат лишь миру техники, но являются также частью нашей социокультурной реальности.
Сложность происходящих изменений жизненных реалий неизбежно диктует необходимость адекватной оценки социальных и культурных последствий внедрения информационных технологий. Оценки, как правило, диаметрально противоположны - от признания информационных технологий исторической необходимостью, закономерным этапом развития европейской цивилизации до толкования сути происходящих процессов как чрезвычайно опасных, угрожающих современному состоянию социальной и культурной реальности. Эта угроза приобретает характер доминирования и даже культурной агрессии со стороны развитых стран по отношению к менее развитым. Логическим следствием подобной агрессии может стать потеря этносом культурной и национальной идентичности, включая языковую, сопровождающаяся внедрением потребительских вкусов, тех пли иных предпочтений, культурных форм, чуждых данному сообществу.
Реальностью становятся также психологические проблемы, поскольку по мере роста объема информации, столкновений с виртуальным миром возникают сложности с овладением его содержанием. Актуализируется проблема избытка информации и соответственно управления этим процессом, т.е. созданием возможности ограничения социально и экономически опасной информации, преодолением информационного элитаризма, обеспечением защиты авторских прав.
Новые реалии информационного общества нашли свое выражение в постмодернизме, появление которого свидетельствует о серьезных сдвигах в культурной парадигме конца XX в. Это нашло свое выражение в признании фрагментарности, неопределенности и неприятии всех универсальных дискурсов, в конечном счете - отказе от «универсальной человеческой истории» (Бодрийяр Ж.). В постмодернистском мире человека господствуют симулякры, на смену упорядоченному миру приходит другой, в котором отдается предпочтение плюралистичному и фрагментарному. Постмодернистская культура - это мир образов, в котором нет места определенной последовательности, а сам «мир действительности» предстает как мир симулякра (Бодрийяр Ж.). Постмодернизм пытается по-новому представить современный мир как лишенный односторонности, однообразия в пользу признания гетерогенности и плюрализма форм жизни, способов ориентации в ней. Результатом этого является новый образ индивида, для которого поиски смысла жизни, истины, правды неразрывно связаны только с прагматическими целями.
Постмодернистская философия с ее установкой первенства жизни над моралью («деконструкция» - Ж. Деррида) неизбежно приводит к выводу о необходимости
сосуществования различных моральных принципов и норм поведения, и следовательно, морального релятивизма. Происходит деаксиологизация культуры в целом. Постмодернистский образ индивида: децентрированный субъект, обладающий выраженными признаками
невротического сознания (нигилизм, скепсис, эпатаж). Феномен индивида с противоположным знаком - ярко выраженное центрированное сознание, проявляющееся в различных экстремальных ситуациях [3]. Все это суть проявления существования отчужденных форм сознания, возникающего в условиях избыточного давления информационной среды в обществе, амбивалентный характер которого очевиден: с одной стороны, виртуальная реальность, способствующая возникновению раздвоенного сознания, экзистенциальной децентрации, с другой - выдающиеся прорывы в области информационных технологий. Стержень личности -система ценностей, и если личность обладает такой системой, то ею трудно манипулировать. И наоборот, личность, лишенная стержня, в сознании которой отсутствуют устойчивые ценностные представления, становится объектом манипуляции. Это обстоятельство открывает дорогу формированию массового сознания и поведения, в значительной мере снижает потенциальные возможности активно и независимо мыслить, действовать, принимать самостоятельные решения.
В информационном обществе актуализируются процессы отчуждения человеческой сущности. Тема отчуждения имеет давнюю историю и обширную литературу. В философии Гегеля отчуждение рассматривалось как отчужденное сознание, а преодоление отчуждения - не что иное как познавательный процесс, в котором дух возвращается к самому себе. Гегель высказывал догадку об исторических формах отчуждения [2, с.91]. «История духа есть его деяние, ибо он есть лишь то, что он делает, и его деяние... есть вместе с тем его отчуждение...» [2, с.354]. Поскольку исторический процесс, по Гегелю, от человека независим, то и снятие отчуждения рассматривается им как последовательное возвышение самосознания в процессе освоения человеческой культуры и социальной истории. Однако «.предметные основы различных отчужденных форм человеческого самосознания.» [5, с.209-210], согласно
Марксу, у Гегеля остались в рамках догадок.
Как явление вечное, неисчерпаемое, в современный период отчуждение в духовной сфере обнаружило свои новые грани. Оно обусловлено информационными процессами и связанной с этим виртуализацией личности. Классик постмодернизма Ж.Бодрийяр констатирует существование отчуждения как следствие власти над человеком техники, что приводит к «исчезновению личности» [1]. Каков же выход? И есть ли он вообще? В литературе по этому вопросу высказывается ряд оптимистических идей, нуждающихся в дальнейшей разработке. Речь идет о специфике культурных традиций народа, указывающих пути преодоления отчуждения в духовной сфере. Путь лежит в опоре на коллективные ценности, объединяющую идею [6].
Значительную актуальность в условиях информационного общества приобретает проблема свободы. Один из современных, уже сложившихся, стереотипов мышления таков: Интернет открывает необозримые горизонты свободного творчества, свободы во всех ее проявлениях. Одно из этих проявлений - стирание социальных и территориальных границ, снятие всех перегородок между странами и континентами, свободный доступ к информации и возможность практически неограниченного пользования ею. (К примеру, получающее все более широкое распространение дистантное образование). Весьма гуманной, на первый взгляд, предстает в этой связи открывающаяся перспектива для самореализации людей с ограниченными физическими возможностями. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на содержание этой свободы, которая в реальности оказывается мнимой, поскольку действительные возможности массового индивида информационного общества в отношения овладения информацией гораздо ниже возможностей тех социальных групп, которым доступен контроль над сложнейшими средствами обработки информации. Результатом этого является
фактическое прекращение свободного оборота информации в обществе и появление неограниченных каналов влияния на сознание людей. В философской литературе высказывается опасение в связи с возникновением ситуации дезинтеграции объектов познания и опыта. Возможно, наиболее наглядно это происходит в науке, которая, благодаря Интернету, резко усилила свои технические возможности. Однако, параллельно с этим, значительно выросла и другая тенденция: произошел рост псевдонаучной продукции, ценность которой сомнительна ввиду того, что огромный массив информации, находящийся в Интернете, затрудняет его своевременную обработку.
Подлинное назначение свободы не разрушительное, но созидательное. Человеческая личность не есть следствие внешней детерминации, не оставляющей место для реализации деятельной сущности человека, но и не является выражением ничем не ограниченной свободы воли. Свобода, достигнутая на данном этапе общественного развития, может расцениваться как определенная ступень в прогрессе свободы, рамки которой подвижны и определяются как объективными предпосылками, так и волевыми усилиями человека.
Жесткая реальность современности побуждает по-новому взглянуть на традиционные проблемы человека. Одна из них - проблема гуманизма. Меняющийся, динамичный мир ставит вопрос о том, можем ли мы сохранить в нем гуманистические ориентиры, в состоянии ли мы в обозримой перспективе не утратить свою способность противостоять разного рода культурным рискам, источником которых являются новые информационные технологии. Вопрос не праздный, тем более что в философской литературе время от времени появляются материалы, в которых оценки гуманизма как нравственного идеала, неоднозначны [4]. Основной аргумент сомневающихся таков: гуманизм как мироощущение и мировосприятие, как система ценностей и идеалов утратил свою значимость, поскольку долгое время в условиях российской действительности (и не только российской) вуалировал все негативные стороны этой действительности лозунгами о необходимости жить и работать для блага человека. Неоднозначное отношение к гуманизму в определенной мере исторически обусловлено. Оно связано и с крахом той модели социализма, которая реализовывалась в нашей стране, и с преобразованиями в нашем обществе в 90-ых годах прошлого века, и, наконец, с возникновением информационного общества с его трансформациями в культуре. Однако это различие в оценках вовсе не означает, что гуманизм как система ценностей и как нравственный идеал утратил свою актуальность и даже право на существование, поскольку дезориентировал общество, привел к отчуждению от человека созданной им же самим научно-технической реальности, потере жизненных и культурных корней. Вера в идеалы, с этой позиции, выглядит чистой утопией, опасной как всякая утопия, способствующая «укоренению» тоталитаризма (Бердяев).
Гуманистическая традиция отечественной философии представляет нам богатый материал для размышлений. Центральный тезис европейского гуманизма - человек есть высшая ценность, - своими корнями восходящий к эпохам Возрождения и Просвещения, являлся важнейшим и в русской философии. В ней сосредоточено влияние всей русской культуры с характерными ее особенностями: нравственным максимализмом, одухотворенностью,
цельностью, гуманистической направленностью. Особенно органичной для русской философии является тема любви к человеку, со-переживания, со-страдания, со-чувствия ему. В творчестве выдающихся мыслителей России (В.С.Соловьев, H.A.Бердяев, Н.Ф.Федоров, С.Л.Франк и др.) любовь трактуется как важнейшая составляющая человеческого духа. По мнению С.Л.Франка, ненависть, пренебрежение творческим, созидательным началом в человеке приводит к перекосу в его нравственной жизни. Нравственность гибнет, если борьба становится смыслом жизни, а позитивная энергия поддержки, одобрения, сопереживания, любви отступает перед разрушительной энергией ненависти. Незащищенность базисных гуманистических ценностей, смещение акцентов в системе традиционных ценностей, их девальвация отрицательным образом сказываются на нравственном здоровье каждого человека. Современное понимание гуманизма не тождественно антропоцентризму, противопоставлению человека окружающему
миру, природе. Очевидно, что утрата этих идеалов будет означать потерю человеком самого себя, выражением абсолютного отчуждения. По мнению Э.Фромма, эволюция обусловлена адаптируемостью и определенными свойствами человеческой природы, которые невозможно разрушить, и эти свойства заставляют его никогда не прекращать поиск условий, соответствующих его внутренним потребностям [7].
Амбивалентность информационных процессов в российском обществе с особенной силой выявляется в сфере образования. Тенденция к открытости образования, его интеграции в мировое образовательное сообщество (взять хотя бы, для примера, проблему конвертируемости наших вузовских дипломов за рубежом), неизбежно сталкивается с другой, не менее серьезной, а именно, необходимостью гуманизации образования, его направленности на самообразование, воспитание, формирование через социокультурное проблемное поле гуманистически ориентированного специалиста-профессионала. В настоящее время меняется образ профессионала, научного эксперта, который должен быть не только специалистом, предоставляющим объективные данные, но и занимать активную гражданскую позицию.
Профессионализм, несомненно, является важной составляющей жизни общества, экономических, социальных, политических и иных отношений между людьми. Но, по большому счету, этого недостаточно. Основой, фундаментом прогресса является культура в самом широком смысле этого слова, т.е. весь тот багаж духовных ценностей, та среда, которая питает, взращивает личность. Мировоззрение будущего специалиста не может не включать в себя гуманистические ценности, знания этических норм, на формирование которых у студентов нацелено преподавание гуманитарных и социальных дисциплин. Большое значение имеет расширение общего кругозора студентов. Предметы гуманитарного цикла восполняют пробелы в школьном образовании. Гуманитарные знания, не связанные напрямую со спецификой профессии, тем не менее, чрезвычайно важны в современной динамической культуре, где профессиональный успех, повышение социального статуса определяются в значительной мере способностью к инновациям. Эта способность в свою очередь предполагает обращение к пограничным областям знаний, не относящимся непосредственно к профессиональной компетентности. В этой связи абсолютно несостоятельными являются все еще встречающиеся в технической преподавательской среде рассуждения о том, что гуманитарные дисциплины должны изучаться в гуманитарном вузе, а не в техническом. Особое место в процессе гуманизации вузовского образования занимает преподавание философии, выполняющей функции интегратора гуманитарного знания. Наряду с другими гуманитарными дисциплинами философия осуществляет одну из своих важнейших задач - воспитание человека. Но воспитание, формирование убеждений не исчерпывается лишь подачей знаний о мировоззрении, нормах поведения и т.д. Знания и нравственность могут и не совпадать. Эмоциональная, поведенческая сфера человека может конфликтовать с уровнем его знаний. И именно здесь философия в состоянии выполнить возложенную на нее задачу: способствовать развитию разных сторон человеческой личности - познавательной, эмоциональной, смыслообразующей, мотивационной.
Философия закладывает не только теоретическую основу мировоззрения, но и способствует усвоению культурных традиций прошлого, пониманию роли и места нравственных норм в жизни социума и человека, выявляет различия традиционных и современных подходов к морали, участвуя тем самым в социальной презентации личности.
Еще один аспект подготовки технического специалиста - гуманитаризация образования. Социальная компетентность инженера предполагает его ответственность за последствия принимаемых им решений на всех уровнях инженерной деятельности. Ключевым в современной культуре становится понятие «социально-культурной включенности» инженера, его понимание социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности, а не только его профессиональная компетентность. Для этого необходимо преодоление узкотехнических подходов и стереотипов обучения в общенаучных и специальных инженерных дисциплинах. В
процессе социализации специалиста как творческой личности важно овладение гуманитарным знанием для решения нетривиальных профессиональных задач.
Научно-технические достижения, новые технологии всегда влияли на социальную и культурную жизнь общества, но сейчас технологические риски приобретают глобальный характер. Это требует от будущего профессионала нового мышления, ответственного выбора передовых технологий на основе оценки научных достижений техники, с учетом общечеловеческих, экологических, нравственных и гуманистических ценностей. Выбор новых технологий должен опираться, помимо технической, на комплексную профессиональную экспертизу (экономическую, медицинскую, социологическую, философскую и т.д.) и на мнение общественности. Нововведения необходимо оценивать с точки зрения интересов личности, общества.
В условиях отсутствия единой общественной идеологии изучение философии помогает обрести свободу в выборе мировоззрения и самостоятельно построить свою иерархию ценностей. Только в этом случае можно стать ответственной творческой личностью, осознающей свои цели, способной предвидеть последствия их реализации и отвечать за них.
Общество, в котором могут быть реализованы гуманистические ценности, открывает возможность для реализации сущностных сил человека, как творца знаний, его творческого потенциала. Такое общество рассматривает принципы равенства, справедливости, человечности в качестве желаний формы взаимоотношения между людьми.
Гуманистическая ориентация процесса информатизации, ее нацеленность на всестороннее развитие личности - одно из важнейших направлений развития современного человека и обновления общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М., 2000.
2. Гегель. Соч., т. VII, М. — Л. 1934.
3. Дубровский Д.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола». Вопросы философии, 2003 №12.
4. Лекторский В.Л. Идеалы и реальность гуманизма / Вопросы философии. 1994, №6
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
6. Скородумова О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России. - М.: 2003.
7. Фромм Э. Человек для себя. - М.: Коллегиум, 1992.
Ruchkina G.F.
PERSONALITY AND HUMANITY IN INFORMATIVE SOCIETY
The informative process’s particular of contemporary Russia and the personality role in its are described.
Сведения об авторе
Ручкина Галина Филипповна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1959 г.), кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии, социологии и политологии МИРЭА (ТУ), автор более 50 научных работ, область научных интересов - социальная философия.