форме диалога как исследователя с самим собой, так и с эпохой, с текстом и с самим автором текста.
Указанные характеристики способны субъективно придать познавательному процессу смысловую направленность в освоении исторического прошлого и являются достаточно эффективными с точки зрения систематизации исторического материала. Поэтому, когда речь заходит об интегральной характеристике феномена «понимание», указанные черты будут определять концептуально-смысловой каркас. Этот каркас позволит дать объективный анализ феномену «понимание» и включить его в реальный контекст общения познающего субъекта с тем или иным историческим или философским источником, являющимся своеобразным объектом для распредмечивания в направлении получения новых знаний об исторических фактах и событиях, имевших место в прошлом.
Само понимание исторического или философского текста является творческим процессом, имеющим гносеологическую и онтологическую природу. Вновь обретенные смыслы создают новые условия бытия. Творчество при понимании текста заключается не только в его как можно более адекватном осмыслении, но и в осознании исследователем себя как активного преобразующего начала, реализующего в процессе познания себя как личность и свои собственные возможности и способности.
Следовательно, мы приходим к выводу, что знак через внешнее воздействие задает реакцию на него индивида, а индивид, через личное восприятие, определяет свою реакцию на данный знак. Это не попытка при помощи конвенционалистских уловок уйти от типичности. Это взаимное влияние, например, А. О. Карпов характеризует как способность к взаимоинтерпретации, когда и знак, войдя в индивидуальное сознание, сам интерпретирует собственную коллективную интер-претанту [2, 38].
Таким образом, «понимание» является не только социальным феноменом, но и в большой степени индивидуально субъективизированным. В современной литературе не подвергается сомнению, что одни и те же тексты в разных культурно-исторических условиях понимаются по-разному. Дискурс рассматривается как совокупность социальных практик, в рамках которых конструируются и воспроизводятся значения и смыслы. Поэтому его принято рассматривать как атрибут любой социальной деятельности и любой социальной институализации, позволяющий прийти к более глубокому пониманию как исторического процесса в целом, так и его отдельных событий в частности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Визигин, В. П. Научный текст и его интерпретация // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М., 1982.
2. Карпов, А. О. Интегрированное знание // Человек. - М., 2003.
3. Кузнецов, В. Г. Герменевтика и гуманитарные познания / В. Г. Кузнецов. - М., 1991.
4. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000.
5. Швырев, В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. - 1992. - № 6.
6. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко. - М., 2007.
7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М., 1991.
УДК 168.01 ББК 60.524
Л. Н. Лабунская
О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ (к 130-летию со дня рождения И. И. Шмальгаузена)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отечественной теории эволюции, ее механизмов и эвристической роли в создании современной теории социального наследования.
Ключевые слова: биологическая наследственность, генотип, эволюция, необходимость, свобода, социальное наследование.
L. N. Labunskaia
ABOUT BIOLOGICAL FUNDUMENTALS OF SOCIAL INHERITANCE (to I. I. Schmalhausen's 130th anniversary)
Abstract. The article is devoted to assessment of evolution theory and its mechanisms and heuris-tical role at the formation of modern theory according to the views of russian authors.
Key words: biological heritage, genotype, evolution, necessity, freedom, social inheritance.
Классическое научное знание характеризуется как процесс исследования причинно-следственных связей и на этой основе расширения и углубления предметного содержания любой области научного поиска. Фундаментальные разработки в современной биологии, основанные на трудах отечественных ученых, являются той теоретической базой, которая обеспечивает логику и рост научного знания в его междисциплинарных связях. Этот процесс задает новые свойства полученным результатам, поскольку интегрирует естественнонаучное и гуманитарное знание. В этой связи обращение к классическим научным теориям в области биологии является не только методологически обоснованным, но и эвристически плодотворным.
К числу таких работ следует отнести труды отечественного биолога академика И. И. Шмаль-гаузена, 130-летний юбилей которого отмечается научной общественностью в апреле 2014 г. Его вклад в развитие современного биологического знания неоценим. Эволюционные факторы: естественный отбор, индивидуальная адаптация, изоляция, адаптациоморфоз и его формы - далеко не полный перечень инноваций, автором которых является И. И. Шмальгаузен. В этой связи рассмотрение взаимосвязей биологического и социального наследования с позиций классической теории эволюции представляется необходимым, поскольку объясняет феномен коэволюции, как современную интерпретацию процесса развития жизни, ее сложности и многообразия. В рамках этой теории сформирована научная основа в исследовании социальных процессов и явлений.
В живой природе основной причиной ее изменений и последующего развития выступает изменчивость. Изменчивость организмов большей частью вызывается изменениями условий существования, а характер изменений определяется природой самого организма. Изменения условий жизни могут быть очень резкими и сильными и, наоборот, незначительными и постепенными, они могут воздействовать на воспроизводительную систему, очень существенную для жизненных отправлений часть организма, или, наоборот, не играющую значительной роли в этих отправлениях. При этом следует отметить, что и в природе, и в человеческом мире случаются разнообразные сочетания факторов, приводящие к различным по силе и глубине, изменениям. В общественной жизни изменения происходят в связи с постоянным обновлением субъектов деятельности, совокупности производительных сил человечества, связанных с ростом и прогрессом потребностей, обусловленных формирующимися и реализуемыми целями, интересами, как материальной, так и духовной сферы, В целом и живая природа, и человеческое общество, как ее часть, развивающаяся по собственным социальным законам, воспроизводятся на предшествующей основе как когерентные структуры. Всякое развитие было бы невозможно, если бы не существовало своеобразного расшатывания, изменения сложившихся, стабильных, относительно устойчивых во времени и пространстве структур биологической и социальной формы существования и развития материи. Общим основанием указанных изменений и последующего развития выступают в органической природе - мутации, а в обществе - новации.
Мутации являются материальной основой и первичным источником наследственной изменчивости в живых организмах. Мутации возникают естественно или вызываются искусственно, деятельностью человека, в результате нарушений и перестроек биогенетического кода - основы биологической наследственности. Мутирование захватывает все признаки организма - внутренние и внешние, включая самые существенные. Мутационный процесс - «поставщик» нового элементарного материала в популяции. Популяция - совокупность некоторого числа индивидов, принадлежащих к различным биотипам, определенное единство во времени и пространстве, способное изменяться в течение поколений. Возникновение мутаций поддерживает высокую степень генетической разнородности. Мутация, следовательно, это наследственное изменение, не вызванное рекомбинацией генов. В строгом смысле мутация подразумевает химическое изменение гена или структурное изменение хромосомы. Хромосомные мутации сопровождаются изменениями видимой структуры одной хромосомы и их полного набора в клетке. Изменения структуры одной хромосомы (хромосомные аберрации) связаны с нарушениями линейного порядка генов, в т.ч. деления внутри самого гена, и заключаются в изменении порядка оснований в структуре ДНК. Изменение генетического материала осуществляется не самопроизвольно, а под влиянием среды на все стадии гаметогенеза и на сами гаметы, что вызывает нарушение в передаче наследственной информации и обуславливает появление мутаций.
Мутации исходный материал, обеспечивающий эволюцию и устойчивость биологической организации в условиях изменяющейся среды. Разрешение противоречия - необходимой устойчивости и одновременно мобильности генетического материала достигается самой организацией наследственного кода и реализуется в популяции в ходе регуляции посредством циклического механизма с обратной связью.
Возникновение мутаций, их роль в динамике живых систем - необходимый закономерный процесс, проявляющийся в единстве случайности и необходимости. Мутации затрагивают различные компоненты генотипа, как целостной системы. Механизм изменения передачи наследствен-
ной информации раскрывает диалектику живых систем в единстве и противоречии прерывного и непрерывного, единичного и общего, в том смысле, что единичные мутации (наследственные изменения) - прерывны, а изменчивость - всеобща. Накопление мелких мутаций приводит к дезинтеграции и нарушениям в нормальном процессе развития живого организма.
Мутационные процессы, характеризующие биологическую наследственность, имеют отличительной чертой спонтанность, стихийность в своем проявлении и последующей жизни организмов. Человеческий организм, как живая целостная система, так же подвержен действию мутаций. Бесспорно, что они сыграли свою роль в процессе антропогенеза. Не стоит гипертрофировать роль и значение мутаций в жизни человеческого организма, в т.ч. становлении homo sapiens, как биологического вида. Данные медицинской генетики свидетельствуют о том, что негативное воздействие мутаций на генотип современных людей следует не только учитывать, но и прогнозировать, при малейшей возможности сводя их результаты к минимуму. Ухудшение экологии человека приводить к серьезным заболеваниям в т.ч. вызванных сдвигом в их генетическом аппарате, что в конечном счете может привести к генетической катастрофе человека. Изучение таких состояний, познание их закономерностей требуют определенного опыта, критического анализа факторов, активной целенаправленной борьбы за здоровый генетический фонд современного человека. Эта задача методологически и гносеологически решается в рамках изучения и исследования биологического и социального наследования, преемственности в изучении актуальных проблем человеческой генетики. В рамках этих разработок продолжает развиваться в мире евгеника и неоевгенические направления, принимающие вид клонирования. Однако это вечное стремление к совершенству человеческого рода имеет не столько собственно биологические естественнонаучное обоснование, сколько несет в себе сугубо этический, нравственный потенциал, где определяются основные человеческие цели и средства их достижения, этой важной, серьезной и очень деликатной проблемы. Такие известные биологи и гуманисты, как Н. К. Кольцов, Г. Меллер, Дж. Хаксли и другие из самых лучших человеческих побуждений, преследуя благую цель улучшения человеческой природы путем селекции людей с выдающимися интеллектуальными способностями, обосновывали смысл и общественное назначение евгеники. В таком ее понимании современной биологией (генетикой в частности), евгеника, по крайней мере, в отечественной ее форме, не принята.
Биологическое наследование, будучи по существу природным, стихийным, однонаправленным в физическом времени и пространстве процессом, в принципе познаваемо и может быть управляемо человеческим разумом. В этом различии проявления диалектического соотношения наследственности и социального наследования. В биологическом наследовании индивид (человеческий организм) выступает все-таки в большей мере его объектом, тогда как в социальном наследовании индивид (личность) - всегда его субъект.
В живой природе эволюционно выработана и работает четко налаженная система передачи, хранения и использования наследственной информации, которая в целом включает в себя ген, аминокислоты, матричную ДНК и транспортную РНК. Особыми свойствами самовоспроизведения, копирования обладают нуклеиновые кислоты. Эти химические структуры обеспечивают способность живых организмов передавать потомкам информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Данная информация содержится в образуемых из нуклеиновых кислот генах, локализованных во внутриклеточных структурах. Генетический материал определяет целенаправленное, упорядоченное развитие организма. Поэтому у слона никогда не родится муха, а из мухи не случится слон. Обращает на себя внимание целенаправленность и упорядоченность онтогенеза организма в его филогенезе. Именно эти характеристики составляют фундаментальную основу наследственности, рассматривая наследование как социальное явление, следует имплицировать эти предикаты. «Генетические данные сами по себе являются просто синтаксисом. Поразительная полезность закодированной генетической информации связана с тем, что аминокислоты «понимают» ее. Информация распределенная вдоль цепи ДНК, биологически релевантна. Говоря языком информатики, генетические данные - это данные семантические» [1, 81].
В геноме яйцеклетки в биогенетическом коде зафиксирован не фенотип как таковой, а лишь система правил по которым он создается и происходит самосоздание дочерней особи на уровне частей клетки, тканей и органов самой клетки. Один из первых исследователей в этой области микробиологии и генетики Н. К. Кольцов пришел к выводу, что наследственные молекулы хромосом, синтезируются матричным путем, причем матрицей, на которой строится ген будущего поколения, является ген настоящего поколения [1, 91].
Основа наследственности - от клетки до организма заключается в способности клеточных хромосом к самопроизводству и ауторепродукции. Не теряет актуальности замечание И. И. Шмальгаузена о том, что «...молекула ДНК является химической основой специфичности развития каждого организма. Однако сама по себе она не определяет ни самовоспроизведения, ни развития организма и тем более не может рассматриваться как основа жизни. Жизнь и все жизненное процессы гораздо сложнее. Современные организмы являются результатом длительного исторического развития (эволюции) и без этого не могут быть поняты» [2, 209].
Развитие науки свидетельствует, что совокупность генов, наследственных задатков и свойств организма, которые характеризуют взаимодействие генотипа со средой, окружающей организм, фенотипом, состоят в таком единстве, которое обеспечивает функционирование, самоподдержание и самовоспроизведение любых биологических систем. Фенотип не может быть воспроизведен без генотипа, но о и генотип не может возникнуть без фенотипа: фенотип строит себя по программе, содержащейся в генотипе, но в то же время, копирует программу для своих потомков. Иначе говоря, биологическая наследственность осуществляется матричном путем, способом ауто-репродукции (при отсутствии мутаций).
Единица генетической наследственности - ген, являющийся материально-вещественным образованием строит генотип: сумму всех генов организма, т.е. его наследственную конституцию. Биогенетический код, являясь наследственной информацией организма, реализуется через собственный генотип. Нет никакого свойства наследственности отдельного от вещества, а вещество зародышевой клетки не сплошная недифференцированная масса, а расчлененное целое, сложная система относительно обособленных, структурно-функциональных элементов, играющих неодинаковую роль в процессе обмена веществ и принимающих различное участие в процессах наследственного воспроизведения и индивидуального развития [2, 151].
Наследственность заключается в сообщении организму определенного плана целого, которому подчинено развитие отдельных органов, под контролем и во взаимодействии с факторами естественного отбора при определенной корректировке и влиянии внешней среды.
Представляется, что биологическое наследование не имеет цели, т.е. оно лишено целепола-гающей основы. Жизнь ради жизни - это основное кредо Природы. Человек, как живое существо, «не выпадает» из этой схемы. Но, будучи наделенным особым свойством сознания, волей, интуицией, фантазией, памятью, он может противопоставить себя, свое «Я» - природе. Данный человеку шанс жить естественно должен быть реализовать, природа не оставляет выбора. Противопоставление себя Природе чревато. Главное состоит в том, что в человеке всегда сливаются воедино: цель Природы - экспансия жизни и ее проявлений и цели, которых стремится достичь личность в процессе своей жизнедеятельности, реализуя себя.
Наследственность - это одно из базовых и специфических для живой природы явлений, в котором обнаруживается взаимообусловленное единство структуры и функций, сложные и разветвленные отношения внутри дифференцированного целого на разных уровнях его организации и разных связях с внешней средой. Для генетической наследственности (при отсутствии мутаций) характерна однозначная линейная неизменность программ воспроизводства организмов, реализация биологической программы только в единственном варианте. Живые системные объекты, обладающие свойством наследования, должны (нет выбора!) воспроизводить на предыдущей основе собственную сущность матричным путем, но их субстанциональный регулятор, как хранитель эталонов информации, будет для каждого системного объекта свой. В конечном счете, именно это будет отличать наследование биологическое от появляющегося на определенном этапе эволюции, социальном наследовании. В биологическом наследовании передатчик информации субстанциональный носитель - ген - обусловливает однозначность появления определенного организма (при отсутствии мутаций). Эта жесткая линейная однонаправленная необходимость объясняет отсутствие свободы на биологическом уровне наследования. В этом смысле небезынтересны данные о том, что в эмбриональном состоянии на человека воздействуют не только доставшиеся ему по наследству, заложенные в хромосомах основы его биологической программы, но и тот опыт, с которым новорожденный приходит в мир. Этот опыт принадлежит не только далекому прошлому человеческого рода, но и настоящему, причем этот опыт намного значительнее, чем мы привыкли об этом думать. Так, процесс внутриутробного развития функций головного мозга обладает исключительно важной особенностью, не имеющей себе равной по значению во все последующие периоды. Дело в том, что формирование нервных элементов и связей происходит, с одной стороны, под влиянием наследственной генетической программы, а с другой, под непременным и постоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды по рецепторным каналам (органам чувств), формируя архаичный, первичный опыт человеческого эмбриона.
Развитие науки показало, что совокупность генов, наследственных задатков и свойств организма, которые характеризуют взаимодействие генотипа в единстве с фенотипом, обеспечивают функционирование любых биологических систем. Наряду с указанными чертами биологического наследования, следует отметить взаимосвязь наследственной изменчивости с естественным отбором, в основе которой лежат мутации, а также своеобразная специфическая для этого вида наследственности направленность, определяемая, как эволюционное развитие живой природы. Исходя из отличительных признаков, характеризующих биологическое наследование - отсутствием свободы выбора на уровне действия генетических программ организмов, - «нарастание свободы», ее экспансия, закладывают фундаментальную характеристику человека, как природного существа и одновременно знаменуют собой богатство и сложность живой природы.
Современная концепция биологии, раскрывающая суть эволюционного процесса через наследственную изменчивость, в рамках естественного отбора, отражает по существу органичное единство и целостность живой природы, взаимосвязь и взаимообусловленность многообразия её форм, порождающих феномен социального наследования.
Социальное наследование базируется на внебиологическом надындивидуальном способе хранения и передачи социальной информации, совокупного социально-исторического, социокультурного опыта - от одного поколения людей к другому, обладателей наследия - наследникам. Воспринимая предшествующий опыт, поколение исторических деятелей изменяет содержание социального наследия, добавляя к нему собственные достижения и своеобразно интерпретируя доставшееся наследство, тем самым, как бы модифицирует прошлое, ставшее настоящим. Смысл происходящих изменений в социальном наследии на основе целеосознанного выбора, следует понимать с ключевых позиций новаторской деятельности человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шмальгаузен, И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса / И. И. Шмальгаузен. - М.: Либро-ком, 2012. - 272 с.
2. Шмальгаузен, И. И. Вопросы дарвинизма / И. И. Шмальгаузен. - М.: Наука, 1990. - 158 с.
3. Шмальгаузен, О. И. Иван Иванович Шмальгаузен / О. И. Шмальгаузен. - М.: Наука, 1988. - 256 с.
УДК 101.1: 316 ББК 60.022.2
О. А. Музыка
БИФУРКАЦИЯ И КОНФЛИКТ: МНОГООБРАЗИЕ ВЗГЛЯДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема раскрытия сущности и специфики таких понятий как «бифуркация» и «конфликт». Представлено многообразие взглядов на природу данных терминов, показаны их междисциплинарные связи. Наиболее эффективным представляется синергетический подход, который в силу своей междисциплинарности позволяет выявить взаимосвязь понятий «бифуркация» и «конфликт».
Ключевые слова: бифуркация, конфликт, синергетический подход, многообразие взглядов, бифуркационные процессы.
O. A. Muzyka
BIFURCATION AND CONFLICT: VARIETY OF OPINIONS AND MODERN APPROACHES
Abstract. The problem of the disclosure and the specifics of such concepts as "bifurcation" and "a conflict." Represented a variety of views on the nature of these terms, showing their interdisciplinary connections. Seems the most effective synergistic approach, which because of its interdisciplinary relationship reveals the concepts of "bifurcation" and "conflict".
Key words: bifurcation conflict synergetic approach, diversity of views, bifurcation processes.
«Отличительными свойствами мира, подчиняющегося нелинейным закономерностям стали признаваться: необратимость эволюционных процессов; бифуркационный характер эволюции; динамизм структуры сомоорганизующихся систем; новое понимание будущего и др. Произошел переход от жесткого лапласовского детерминизма к бифуркационному вероятностному принципу причинноследственных связей. Мир стал хаотическим. Изменчивость, неопределенность и неустойчивость стали характерными чертами нашего мира, осмысление которых является важным для постижения нелинейного мира и для включения данных понятий в категориальный аппарат социальной философии»[6, 194].
Погружаясь в пространство постнеклассической науки, и развивая ее методологические основания, - инструмент познания меняющегося мира, исследователи сталкиваются с необходимостью согласования различных подходов, языка коммуникации, уточнения и расширения категориального аппарата с целью моделирования социальных процессов на основании нелинейных подходов к социальной динамике, с целью переосмысления и решения сложившихся противоречий сложного исторически развивающегося и способного к самоорганизации современного общества переходного периода. Актуальность раскрытия сущности понятий «бифуркация» и «конфликт» в постнеклассическом дискурсе, прежде всего, связаны с переменами, произошедшими в рамках