Научная статья на тему 'О безопасности космических кораблей при вероятной нештатной посадке в зоне вооруженного конфликта'

О безопасности космических кораблей при вероятной нештатной посадке в зоне вооруженного конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКИПАЖ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ / СИСТЕМА ПОИСКА И СПАСЕНИЯ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бецков А. В., Лончаков Ю. В., Сиволап В. А., Осташкевич В. А.

В статье поднимается проблема необходимости повышения эффективности обеспечения безопасности экипажей космических кораблей осуществившим внештатную экстренную посадку в зоне вооруженного конфликта. Обозначаются основные направления решения проблемы оказания экстренной помощи экипажу оказавшемуся в зоне возможного вооружённого конфликта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бецков А. В., Лончаков Ю. В., Сиволап В. А., Осташкевич В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О безопасности космических кораблей при вероятной нештатной посадке в зоне вооруженного конфликта»

конференции Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на тему: «Актуальные проблемы военной безопасности Российской Федерации в начале ХХ1 века» от 2 9 февраля 2012 года.

6. Бецков А.В. Методология и методы формирования структуры аэромобильных комплексов для управления силами и средствами МВД России. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. 92 С. 5,81 п.л. тираж 1000 экз. заказ № 494.

7. Бецков А.В. Управление созданием и развитием аэромобильных комплексов МВД России. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. 91 С. 5,8 п.л. тираж 1000. Заказ № 471.

8. Бецков А.В. Теоретические и организационные основы формирования аэромобильных комплексов МВД России. Академия управления МВД России. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 198 С. 12,44 п.л. тираж 1000 экз. заказ № 993.

9. Бецков А.В. Характеристики технических средств, используемых в моделировании аэромобильных комплексов МВД России. Первое издание. М.: Академия управления, 2010. С 575. 36 п.л. тираж 500 экз. заказ № 2106.

10. Бецков А.В. Формирование и функционирование аэромобильных комплексов МВД России (теоретические, правовые и организационные основы). М.: Академия управления, 2010. С 237. 14,9 п.л. тираж 500 экз. заказ № 2380.

11. Бецков А.В., Бецков В.И. Компоненты технических средств аэромобильных комплексов специального назначения. Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2012. С 342. 21,5 п.л. тираж 500 экз. заказ № 778.

УДК 531.1:004.421

Бецков1 А.В., Лончаков2 Ю.В., Сиволап2 В.А., Осташкевич2 В.А.

1ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России», Москва, Россия

2ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина», Московская область, Звёздный городок, Россия

О БЕЗОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ПРИ ВЕРОЯТНОЙ НЕШТАТНОЙ ПОСАДКЕ В ЗОНЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

В статье поднимается проблема необходимости повышения эффективности обеспечения безопасности экипажей космических кораблей осуществившим внештатную экстренную посадку в зоне вооруженного конфликта. Обозначаются основные направления решения проблемы оказания экстренной помощи экипажу оказавшемуся в зоне возможного вооружённого конфликта

Ключевые слова:

космический корабль, вооруженный конфликт, космическая деятельность, экипаж космического корабля, система поиска и спасения, терроризм

Современный мир переполнен опасностями. Образованный, здравомыслящий, социально активный человек врядли будет оспаривать данное утверждение, потому что опасность преследует человека на всех стадиях его деятельной жизни Тем более, когда речь идет о таком виде профессиональной человеческой деятельности как космонавтика. Исследование безграничных космических просторов вселенной, таящих в себе множество тайн, и постоянное испытание профессионалами новейшей техники, позволяющее осуществлять пилотируемые полеты в космос, а также осуществлять уникальные научно-исследовательские работы по изучению окружающего мира, безусловно, несут множество рисков. Но этими рисками, российские специалисты, в настоящее время, научились управлять.

Особую опасность для экипажей космических кораблей, по мнению авторского коллектива, несут так называемые незаконные вооруженные формирования, организованные вооруженные группы бандподполья, а также многочисленные силы экстремистских и террористических, которые оппози-ционируют деятельности некоторых государств, и тайно поддерживаются правительствами стран, желающих расширить свою сферу влияния на новой территории. Для достижения цели и обеспечения устойчивого превосходства, террористические организации не гнушаться средствами воздействия на противодействующую сторону. Наиболее часто в тактической основе конфликта содержится вооруженное противостояние. При таких вооруженных конфликтах противодействующих группировок страдают не только активные участники боевых столкновений, но и, в большей мере, мирное население, проживающее на территории боестолкновений. Такие территории характеризуются монополией абсолютной силы, т.е., тотальное превосходство вооруженных группировок, их членом над мирным трудовым населением, или, проигравшей противоборствующей стороны, которая уже, в силу ряда причин, не способна оказывать сопротивление. Как правило, доминирующая организованная вооруженная группировка насильно порабощает или уничтожает завоеванную сторону.

Речь пойдет об иных рисках. О тех рисках, которые порождают социальные взаимоотношения. Настоящее время, к сожалению, характеризуется ростом конфликтов. Конфликты пронизывают все

уровни социальных организованных систем: международный уровень (межгосударственные конфликты, между блоками и коалициями, а также между отдельными малыми государствами), активный конфликт внутригосударственный, тем не менее, умышленно подогреваемый извне, конфликт между крупными сообществами, правящими элитами внутри одного государственного образования, междоусобные клановые войны, и т.д. Особая опасность современных конфликтов состоит в том, что для достижения превосходства над противоборствующей стороной применяется различного вида вооружение, специальные средства, информационные технологии, психофизиологические и интеллектуальные технологии, характеризующиеся наукоемкостью и творчеством, все виды транспорта, атомная энергия и пр. При этом ставятся далеко идущие цели, не имеющие ничего общего с общечеловеческой гуманностью, стимулируемые экстремистской и террористической идеологией. По объективным статистическим показателям отмечается рост конфликтной среды, как по частоте событий, так и по территории их проявления.

Конечно же, цивилизованное человечество противостоит агрессивным действиям экстремистским и террористическим организациям, но, тем не менее, на сегодня их масштаб таков, что их конфликтная активность может в любой момент активно повлиять на безопасность объектов инфраструктуры космической отрасли Российской Федерации, и иных государств.

Потенциально, могут сложиться следующие особые условия, прямым образом влияющие на деятельность человека по освоению космоса. Объекты космической инфраструктуры могут оказаться в зоне (на территории) активной фазы социального конфликта - вооруженного конфликта. Более того, в случае возникновения внештатной ситуации, аварии, бедствия или вынужденной непреднамеренной посадки экипажа космического корабля на территории, где происходят локальные, или уже переходящие в обширную фазу, вооруженные столкновения, массовые беспорядки, царит влияние экстремистских и террористических группировок, а представители незаконных вооруженных формирований далеки от возможного общения с Генеральным секретарем ООН, и находятся в конфликте с представителями правительств легитимных государств, не

знают и не соблюдают международные нормативные правовые акты, даже в области космонавтики.

Теоретически, зоны социальных вооруженных конфликтов могут возникнуть, в следствии, активных действий экстремистских и террористических организаций на подрыв государственного строя, на разжигание межнациональной, межрелигиозной, межклассовой, политической розни, в следствии действий диверсионных групп, при разрастании локального вооруженного конфликта. На таких территориях уполномоченные федеральные органы государственной власти проводят специальные операции, контртеррористические операции, объявляется в районе чрезвычайное положение. Обострение оперативной обстановки может осложниться в следствии чрезвычайных ситуаций непреодолимой силы, таких как природные и техногенные катастрофы.

В таких условиях важно чтобы командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации совершивший непреднамеренную посадку в зоне социального вооруженного конфликта наделяется всей полнотой законной власти (!), необходимой для осуществления комплекса (!) мероприятий по обеспечению безопасности своего экипажа и собственно космического объекта. Так как, командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации в пределах своих полномочий несет ответственность за выполнение программы полета, безопасность экипажа и других лиц, участвующих в полете, сохранность космического объекта и находящегося на нем имущества [5]. Для того, что бы командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации наделенный властью, необходимой для осуществления космического полета, руководством экипажем и другими лицами, участвующими в полете, и отвечающий за их безопасность, необходимо провести комплекс мероприятий следующего характера:

создать международную нормативную правовую основу, позволяющую использовать и применять вооружение и специальные средства для защиты экипажей космических кораблей Российской Федерации и их имущества;

обучение экипажей соответствующим навыкам и умениям;

предоставление командиру экипажа соответствующих специальных знаний о поведенческих моделях;

соответствующее материально-техническое

обеспечение;

содержание в готовности, и применение, по необходимости, системы эвакуации экипажей космических кораблей из опасных зон.

Так как, Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над любым экипажем зарегистрированного в ней пилотируемого космического объекта на всех этапах космического полета, а также по возвращении на Землю, вплоть до завершения программы полета, то имеет смысл организовать возможность обеспечения безопасности космических экипажей, пилотируемого космического объекта и объектов инфраструктуры в названных условиях.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ:

1. Разработка дополнений и изменений в международные соглашения. Совершенствование федерального законодательства и ведомственного нормативного правового регулирования.

2. Включение в группировку поисково-спасательных сил и средств дополнительных специальных подразделений, так скажем силовой компонент, для проведения спецоперации в условиях возможного огневого контакта с террористами.

Это могут быть подразделения:

- МО России (вопросы минобороны России: указ президента России от 16.08.2004 г. № 1082, глава П, § 7, п. 7.;

- ФСБ России (О Федеральной службе безопасности: федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 4 0- ФЗ;

- МВД России (О полиции: федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ, ст. 2).

- ФСВНГ России (О войсках национальной гвардии: от 3 июля 2016 г. № 22 6-ФЗ).

3. Отработка у командиров и членов космических кораблей комплекса знаний, умений и навыком необходимых для выживания, в случае попадания, в зону вооруженного конфликта.

4. Дополнительная экипировка и оснащение экипажей необходимыми материально-техническим средствами и вооружением.

5. Отработка активных форм и видов обучения группировкой сил и средств поисково-спасательных сил поиску и спасению экипажей космических кораблей «Союз» (и возможных других моделей), при возникшей нештатной ситуации, и осуществившим посадку в зоне вооруженного конфликта, в т.ч. на территории иностранного государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации.

2. Всеобщая декларация прав человека: резолюция третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. № 217 (III).

3. Резолюция 1721 Ген. Ассамблеи ООН об основных направлениях дальнейшего развития международного космического права. Декабрь 1961 г. В её рамках:

4. Договор о принципах деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела (Договор о Космосе 1967 года);

5. О ратификации Соглашения о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство: указ от 17.09.1968 г. № 3088-VII Президиума Верховного Совета СССР;

6. Конвенция о международной ответственности за вред, причиненный космическим объектам. 1972

г.;

7. Конвенция о регистрации объектов запускаемых в космическое пространство. 1975 г.

8. Соглашение о деятельности государств на луне и др. небесных телах. 1979 г.

9. Об одобрении Кодекса поведения экипажа Международной космической станции: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.10.2000 г. № 1522-р.

10. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 № З-ФКЗ.

11. О ратификации Соглашения о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство: указ от 17.09.1968 г. № 3088-VII Президиума Верховного Совета СССР.

12. Об одобрении Кодекса поведения экипажа Международной космической станции: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.10.2000 г. № 1522-р.

13. О противодействии терроризму: федеральный закон от 6.03.2006 г. № 35-Ф3.

14. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.

15. О федеральной службе безопасности: федеральный закон Российской Федерации от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ.

16. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации: указ Президента России от 16.08.2004 г.

17. О полиции: федеральный закон от 7.02. 2011 г. № З-ФЗ.

18. О космической деятельности: закон Российской Федерации от 20.08.1993 г. № 5663-1.

19. Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развитии ее регионов на период до 2030 года. Утверждено. Президент Российской Федерации.

20. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасения: постановление Правительства России от 23.8.2007 г. № 538.

21. Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасения в Российской Федерации: постановление Правительства России от 15 июля 2008 г. № 530.

22. О порядке оказания медицинской помощи космонавтам в случае возникновения нештатных ситуаций в период запуска и посадки пилотируемых космических кораблей: приказ ФМБА РФ от 28.08.2007, № 239.

23. Об утверждении Наставления по авиационному поиску и спасению в государственной и экспериментальной авиации: приказ Министерства обороны Российской Федерации и Минпромэнерго России от 12 июля 2004 г. № 206/37.

УДК 531.1:004.421 Панкин А.М.

ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.

ОБЩНОСТЬ И ЕДИНООБРАЗИЕ ТЕРМИНОВ НАДЕЖНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Прежде чем рассматривать общие термины необходимо отметить различие в подходах к оценке состояния технических объектов, представленных в направлениях, называемых «надежность в технике» и «техническая диагностика» [1-2].

Первое направление, оперируя с термином «надежность», рассматривает показатели надежности как сложного свойства, включающего безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность объекта. Показатели этих отдельных свойств зависят от конструкторских решений, соблюдения технологии изготовления и комплекса факторов, влияющих на изделия в процессе их эксплуатации. Нужно подчеркнуть, что при оценке показателей надежности речь идет о партии однотипных изделий и эти показатели определяются экспериментальным или расчетно-экспериментальным (расчетным) путем.

После этого всем изделиям из партии приписываются одни и те же значения, соответствующих показателей безотказности, долговечности, сохраняемости и ремонтопригодности, если изделие относится к категории восстанавливаемых объектов. К уже найденным показателям, могут быть добавлены комплексные показатели надежности, включающие коэффициент готовности и коэффициент технического использования.

Еще раз подчеркнем, что речь идет о партии однотипных изделий и реже о каком-то изделии, разработанном и изготовленном в единичном экземпляре.

Второе направление, оперируя с термином «техническое состояние», имеет дело с конкретным изделием из выпущенной в эксплуатацию партии. Это изделие будет в какой-то степени отличаться от остальных изделий значениями своих параметров при изготовлении и влияющими на его состояние факторами при эксплуатации. Таким образом, ресурс этого конкретного изделия будет отличаться от того среднестатистического ресурса, который определен конструктором для всей партии, имеющей одинаковые показатели надежности. Поэтому главным в технической диагностике является не использование кем-то введенных показателей надежности, а оценка технического состояния конкретного объекта, полученная для конкретного момента времени после начала его эксплуатации. В этом видится отличие этих одинаково важных для развития техники направлений.

Какие определения и термины должны быть общими при рассмотрении вопросов технической диагностики и теории надежности?

Предлагается ввести единые определения для следующих терминов: «техническое состояние», «работоспособное состояние», «неработоспособное состояние», «предельное состояние», «отказ», «дефект», «ресурс», «диагностический признак объекта», «диагностическая модель объекта» и ряда других. Для этого необходимо объединение основных терминов и определений по направлениям «надежность в технике» и «техническая диагностика» в рамках единого национального стандарта.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ 20911-89. Техническая диагностика. Термины и определения. М. : Изд-во стандартов, 1990.

2. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения. М. : Изд-во стандартов, 1990.

УДК 681.3

Голубев С.И., Папшев В.А.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия АЛГОРИТМ РАБОТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены вопросы разработки алгоритма работы и программного обеспечения автоматизированного информационного комплекса для ранней диагностики состояния сердечно - сосудистой системы.. Разрабатываемый алгоритм работы, автоматизированного информационного комплекса основан на углубленном анализе апекскардиограммы с выделением восьми фаз сердечного цикла. Ключевые слова:

автоматизированный информационный комплекс, апекскардиограмма, диагностика

В настоящее время существует множество методов и технических устройств, которые ориентированы на решение задач в области диагностики функциональных систем организма человека [1,2,3] в том числе и состояния сердечно - сосудистой системы. Вместе с тем, стоит отметить, что полноценный процесс диагностики на этих устройствах занимает значительное время. Кроме того, обслуживать подобные устройства может только высококвалифицированный специалист, способный расшифровать и прокомментировать результат.

В этой связи эксплуатационные характеристики разрабатываемого комплекса должны отвечать следующим требованиям: мобильность и портативность; оператор системы - персонал среднего медицинского уровня, владеющий компьютером на уровне

пользователя; высокая оперативность: длительность диагностики и формирование результата с подробным описанием по каждой комбинации должны занимать минимальное время; низкая стоимость.

Для разработки алгоритма оценки состояния сердечно - сосудистой системы необходимо формализовать методику оценки состояния. Методика представляет собой углубленный анализ апекскар-диограммы (графическая регистрация низкочастотных колебаний грудной клетки в области верхушечного толчка, формируемых в результате работы сердца) с выделением восьми фаз сердечного цикла. Она позволяет проводить раннюю диагностику сердечно - сосудистой системы. Формализация методики основана на принципе разделения множеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.