ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 3 2023
С. Ф. Веремеев
О Барсовском обществе, церковном и каноническом праве.
Отзыв на статью Ю. В. Оспенникова «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)»
УДК [061.22(470.23-25)+27-74:348]:659.131.84 DOI 10.47132/1814-5574_2023_3_177 EDN HWRNQA
Аннотация: В статье характеризуется научная деятельность Барсовского общества с момента его возникновения. Выделяются главные причины его высокой результативности. Отмечается, что церковное право как наука находится в стадии становления. Рассматриваются основные проблемы изучения церковного права: отсутствие общепринятой научной терминологии, установленного корпуса источников церковного права и его принципов, функционирование церковных судов, преподавание церковного / канонического права в светских и духовных учебных заведениях и др. Ставится вопрос о том, в какой мере Русская Православная Церковь готова в настоящее время к восприятию идей и результатов деятельности Барсовского общества. Отмечается существование проблемы кодификации канонического права. Автор статьи считает, что полезным будет критическое изучение опыта других Православных Церквей, а также Римско-Католической Церкви по кодификации восточного канонического права.
Ключевые слова: Барсовское общество, Русская Православная Церковь, церковное право, каноническое право, источники права, принципы права, церковный суд, преподавание канонического права, кодификация канонического права.
Об авторе: Сергей Федорович Веремеев
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и специальных исторических дисциплин Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. E-mail: svf.1769@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8328-6088
Для цитирования: Веремеев С. Ф. О Барсовском обществе, церковном и каноническом праве. Отзыв на статью Ю. В. Оспенникова «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)» // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 177-182.
Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 31.05.2023.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 3 2023
Sergey F. Veremeev On the Barsov Society, Church and Canon Law.
Response to the Article by Y.V. Ospennikov "Relevant Problems of Studying Church Law (Intermediate Results of the Work of the Barsov Society)"
UDK [061.22(470.23-25)+27-74:348]:659.131.84 DOI 10.47132/1814-5574_2023_3_177 EDN HWRNQA
Abstract: The article characterizes the scientific activity of the Barsov Society from the moment of its inception. The main reasons for its high performance are highlighted. It is noted that church law as a science is in its infancy. The main problems of studying church law are considered: lack of generally accepted scientific terminology, established body of sources of church law and its principles, functioning of ecclesiastical courts, teaching church/canon law in secular and religious educational institutions, etc. The question is raised about the extent to which the Russian Orthodox Church is currently ready to accept the ideas and results of the activities of the Barsov Society. The existence of the problem of codification of the canonical law of the Russian Orthodox Church is noted. The author of the article believes that it would be useful to critically study the experience of other Orthodox churches, as well as the Roman Catholic Church, in codifying Eastern canon law.
Keywords: Barsov Society, Russian Orthodox Church, church law, canon law, sources of law, principles of law, church court, canon law teaching, canon law codification.
About the author: Sergey Fedorovich Veremeev
Ph. D. in History, Head of the Department of Philosophy and Specialized Historical Disciplinesat
the Francysk Skaryna Homel State University.
E-mail: svf.1769@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8328-6088
For citation: Veremeev S. F. On the Barsov Society, Church and Canon Law. Response to the Article by Y.V. Ospennikov "Relevant Problems of Studying Church Law (Intermediate Results of the Work of the Barsov Society)". Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 3, pp. 177-182.
The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 31.05.2023.
Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви (Барсовское общество) де-факто существует уже около пяти лет, поэтому вполне логичной и даже необходимой представляется критическая рефлексия результатов его деятельности за прошедший период. Выполнение этой миссии взял на себя действительный член Общества и активный участник всех его мероприятий д. ю. н. Ю. В. Оспенников.
В статье Юрия Владимировича можно выделить две смысловые составляющие: характеристику особенностей научной деятельности Барсовского общества и всесторонний анализ актуальных проблем изучения церковного права. В своем отзыве и рассуждениях я буду придерживаться такой же структуры.
Итак, вначале о Барсовском обществе. На мой взгляд, оно является одним из наиболее жизнеспособных научных коллективов в России и Беларуси, занимающихся изучением церковной тематики. Залогом тому служит энтузиазм и профессионализм членов Общества в сочетании с избранным форматом его работы: a) организация конференций и круглых столов по отдельным темам, связанным с церковным правом, участие в которых принимают специалисты в соответствующих областях, что дает возможность глубокого предметного обсуждения тех или иных проблем; b) широкий состав участников научных мероприятий и постоянное привлечение новых специалистов; с) междисциплинарный подход в исследованиях. Работе Бар-совского общества присуща также культура дискуссии, нередко весьма острой, в ходе которой проявляется полярность взглядов исследователей, но это необходимо только приветствовать, ибо, как известно, в споре рождается истина. Важным фактором результативности считаю также подведение итогов обсуждения конкретной научной проблемы, поиск возможных вариантов ее решения, что, как правило, бывает в конце каждого мероприятия Общества. Ю. В. Оспенников выделил и подробно рассмотрел также ряд других особенностей «научного стиля» работы Общества, и с его мнением вполне можно согласиться. Следует отметить, что большая часть тех, кто серьезно занимается изучением церковного права в современной России, входит в состав Бар-совского общества или же участвует в проводимых им мероприятиях.
Весьма отрадно, что статья уважаемого исследователя написана не в формате простого перечисления научных достижений (у Барсовского общества они очевидны), что столь присуще многим публикациям по историографической тематике на постсоветском пространстве, а напротив, отличается глубиной и обстоятельностью разбора проблем и исследовательских сюжетов, относящихся к сфере церковного права. По сути, его статья (в основной ее части) посвящена рассмотрению состояния изученности церковного права в России.
Соответствующая отрасль науки, несмотря на имеющиеся достижения, все еще находится в стадии становления. Все мы, в той или иной степени причастные к деятельности Общества, являемся свидетелями этого процесса становления. Показательно, что в рамках Барсовского общества ранее даже ставился вопрос о том, может ли вообще существовать церковное право как наука [Беседа с Ю. В. Оспенниковым и П. И. Гайден-ко]. Этот вопрос отнюдь не праздный, он отражает реалии в данной сфере.
Анализируя актуальные проблемы изучения церковного права, Ю. В. Оспенни-ков вначале обращается к проблеме научной терминологии, что вполне логично. Безусловно, в научных исследованиях четкость и однозначность используемых понятий имеет ключевое значение. В сфере церковного права подобной картины пока что не наблюдается.
Юрий Владимирович обращает внимание на существование проблемы определения дефиниций «церковное право» и «каноническое право» и неясность соотношения между ними. Весьма показательно, что для разграничения сути вышеназванных дефиниций наиболее удачной ему представляется метафора упрощенной модели планеты Земля (была предложена в свое время Д. В. Волужковым), где ядро — это каноническое право, а вся планета — право церковное. Пожалуй, такое образное толкование не вызывает принципиальных возражений, а выработка строгих научных определений, по которым
будет достигнут консенсус в исследовательской среде, — дело будущего. В этом направлении уже есть определенные подвижки. Похоже, научное сообщество постепенно отходит от отождествления церковного права с правом каноническим, что было свойственно еще российской дореволюционной канонистике [Павлов, 1902, 25].
Юрий Владимирович совершенно справедливо акцентирует внимание на том, что неизменность церковного и даже канонического права — это не более чем кажимость, иллюзия. Замечу, что данный тезис убедительно доказывается исследованиями последних лет, в том числе и автора этих строк. Ю. В. Оспенников подвергает вполне обоснованной критике метафизическое понимание канонического и церковного права как неизменных на протяжении истории, прямо называя такой подход антинаучным. Как следует из статьи, альтернативой метафизического может выступать историко-материалистический подход к изучению правовых норм, учитывающий конкретно-исторические условия их формирования и дальнейшего функционирования.
Мысль Ю. В. Оспенникова о необходимости большего внимания исследователей к материальным основаниям представляется весьма важной, причем не только при изучении церковного права, но и шире — в историко-конфессиональных исследованиях в целом. Действие материального фактора в истории Церкви зачастую незаслуженно игнорируется современными учеными.
Также нерешенным в церковной среде остается вопрос о том, что считать источником церковного права и какие именно тексты относятся к их числу. Иными словами, в Русской Православной Церкви в настоящее время нет общепризнанного корпуса источников церковного права. Появится ли он когда-нибудь? Вероятно, составление и утверждение такого свода церковных и канонических норм относится к прерогативам Архиерейского или Поместного Соборов. Остается также неясным вопрос о соотношении существующих источников церковного права между собой, их субординации. Например, что будет иметь большую юридическую силу в случае возникновения юридической коллизии: какой-либо средневековый византийский канон либо же «Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви?!
В настоящее время отсутствует четкая систематизация принципов церковного права. Современные реалии таковы, что в светском государстве, коим является Российская Федерация, одновременно существует своя судебная система с такими ее принципами, такими как законность, публичность, гласность, презумпция невиновности и т.д., и церковная система правосудия, в которой либо вовсе не используются данные принципы, либо же действуют принципы, противоположные им, система, где судья и обвинитель персонифицируются в личности правящего архиерея.
Большая часть членов Общества ранее высказывалась за включение принципов светского судопроизводства в церковные суды. Это предложение вполне уместно и даже гуманно. Вместе с тем следует учитывать и последствия инкорпорации данных принципов. В ходе организованного Барсовским обществом круглого стола «Принципы права и церковный суд: проблемные поля», который состоялся 23 июня 2022 г. [Принципы права и церковный суд: проблемные поля], я уже обращал внимание на те факторы риска, которые будут неизменно сопряжены с включением принципов светского права в церковное судопроизводство. Готова ли пойти на такие риски сама Церковь? Думается, что на данном этапе для этого еще не сложились необходимые условия.
Значительное внимание Барсовским обществом было уделено теме церковного суда, развитие которого рассматривалось как в историческом прошлом, так и в современных реалиях. Исследования по данной теме, а также ее обсуждение показали, что церковный суд включает большое число рудиментов прошлых эпох, которые плохо коррелируют с действующим светским правом. Так, сложно согласиться с тезисом, что «заседание суда по форме является своего рода исповедью: начинается и оканчивается молитвой, перед крестом и Евангелием» [Тарнакин, 2019, 164].
Еще одна проблема, которую поднял в своей статье Ю. В. Оспенников, — это преподавание церковного права в высших учебных заведениях. Можно согласиться
с точкой зрения, высказанной одним из авторов Барсовского общества, о востребованности изучения церковного права на юридических факультетах светских вузов на современном этапе. Это особенно актуально для Российской Федерации, где роль Русской Православной Церкви в различных сферах жизни общества за последние годы возросла. Будущим юристам, вне зависимости от того, будут ли они по роду своей деятельности соприкасаться с церковными структурами либо же нет, стоит получить определенную сумму знаний о том, что представляет собой церковное право, каковы его особенности в сравнении с правом светским и каково соотношение между ними, каким образом церковное право регулирует деятельность церковных институций и духовенства в современной Русской Православной Церкви. Курс церковного права может быть включен в комплект обязательных для изучения дисциплин либо же иметь факультативный характер, причем второй вариант на современном этапе представляется более предпочтительным. Вместе с тем следует сделать одну существенную оговорку: появление данной дисциплины на юридических факультетах светских вузов принесет пользу лишь в том случае, если ее изучение будет фундироваться на качественной учебной и учебно-методической литературе, а не на безнадежно устаревших изданиях прошлого, а то и позапрошлого века (разумеется, при этом вовсе не следует исключать влияния профессиональной компетенции университетских преподавателей и их личности также).
Однако, как представляется, приоритетное значение имеет дальнейшее совершенствование преподавания церковного права в духовных учебных заведениях. Это касается как квалификации и уровня знаний преподавателей церковного права, так и надлежащего обеспечения данного предмета учебной литературой. Думается, что духовным семинариям и академиям Русской Православной Церкви необходимо новое учебное пособие / пособия по церковному праву, написанное на основе новейших научных достижений. Нерешенность многих вопросов в сфере церковного права, их дискуссионный характер, отсутствие консенсуса при этом даже среди специалистов не должно смущать составителей такого пособия. Честная оценка реалий внесет ясность и создаст необходимые условия для дальнейшего изучения. Это учебное пособие также могло бы быть использовано и в светских вузах при преподавании курса церковного права.
Весьма интересна мысль Ю. В. Оспенникова о неизбежной актуализации «женского вопроса» в церковной жизни, в том числе и в рамках церковного и канонического права.
Вполне очевидной и даже насущной для Русской Православной Церкви представляется проблема кодификации церковного права. Эта проблема уже давно назрела, о ней порой говорят в кулуарах церковных учреждений и чаще — в интернет-пространстве. Канонов к настоящему времени накоплено великое множество, некоторые из них противоречат один одному, и при этом остается непонятным, какие из них применяются на практике, а какие нет. Неясно также, какие церковные каноны имеют верховенство относительно других. В реальности применение канонических норм определяется, как известно, правящим архиереем. Кодификация позволила бы упорядочить данную сферу церковной жизни, внести в нее больше прозрачности.
Здесь было бы полезно критическое изучение соответствующего опыта других современных Поместных Православных Церквей, а также опыта Римско-Католической Церкви по кодификации как западного канонического права, так и права восточного. Еще в 1930-1934гг. Ватиканом было издано 13 томов источников восточного права [Глинка, 1938, 79], а в 1990 г. был принят Кодекс канонов Восточных Церквей (вступил в силу в 1991 г.), включающий 1546 канонических норм [Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium]. Востребованным может быть и опыт Папского Восточного института (Pontificio Istituto Orientale) в области изучения православных канонов, тем паче что в мероприятиях Барсовского общества принимают участие ученые — представители вышеназванного учебного и научного учреждения.
Как видим, в области изучения церковного права в настоящее время существует множество нерешенных проблем и открытых вопросов. С другой стороны, есть и очевидные достижения на этом пути: за весьма недолгий период существования Барсовского общества уже сделано многое, в частности, накоплен большой объем исторических фактов, поставлены новые научные проблемы и предложены варианты их разрешения, намечены направления дальнейших научных исследований. Следует приветствовать тот момент, что некоторые выступления участников состоявшихся ранее конференций и круглых столов выложены в сети Интернет, что потенциально способствует распространению научных знаний о церковном праве и их популяризации. Среди прочего перспективными в дальнейшем представляются сравнительные исследования в области церковного права: обращение к опыту других Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, а возможно, и некоторых протестантских деноминаций. Можно провести такую параллель: российские ученые, занимающиеся церковной историей Древней Руси, знакомы и с зарубежными историографиями темы, учитывают научные труды своих зарубежных коллег.
Насколько готова сама Церковь к восприятию идей, которые были высказаны и сформулированы в рамках деятельности Барсовского общества, например о включении принципов светского права в деятельность церковных судов и т.д.? Думается, что во многом еще не готова, однако Общество формирует некую сумму знаний по церковному праву, которая постоянно пополняется новыми фактами, идеями и научными открытиями, и к этой сумме знаний священноначалие всегда может обратиться в будущем в случае необходимости.
В завершение хочется также отметить еще одно обстоятельство. После прочтения статьи Юрия Владимировича Оспенникова остается стойкое впечатление, что написана она не просто талантливым ученым, но и неравнодушным человеком, который искренне желает добра для Церкви. Остается надеяться, что его желания сбудутся...
Источники и литература
1. Беседа с Ю. В. Оспенниковым и П. И. Гайденко — Беседа с Ю. В. Оспенниковым и П. И. Гайденко. Барсовские чтения 14 декабря 2022 года. // Издательство СПбДА. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4_Ui4UoUloc (дата обращения: 03.04.2023).
2. Глинка (1938) — Глинка Л. Кодифiкацiя схщьного церковного права // Богословiя. 1938. Т. XVI. Кн. 2-3. С. 71-84.
3. Кодекс канонического права = Codex juris canonici / Пер. с лат. А. Н. Коваль. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 620 с.
4. Павлов (1902) — Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А.С. Павлова [чит. в 1900-1902 г.]. Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1902. 539 с.
5. Принципы права и церковный суд: проблемные поля — Круглый стол «Принципы права и церковный суд: проблемные поля» URL: https://spbda.ru/news/kruglyj-stol-printsipy-prava-i-tserkovnyj-sud-problemnye-polya (дата обращения: 20.03.2023).
6. Тарнакин (2019) — Тарнакин Н.А. Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 159-166.
7. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium — Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.d9033861-6436dcc0-cc6fc948-74722d776562/https/www.vatican.va/content/john-paul-ii/la/apost_constitutions/documents/hf_ jp-ii_apc_19901018_index-codex-can-eccl-orient.html (дата обращения: 03.04.2023).