Does Russia need a national idea as the spiritual factor of consolidating people for the development of society?
Khadzharov Magomet Khandulaevich, DSc of Philosophical sciences, Professor
Vyalykh Vladimir Vladimirovich, PhD of Political sciences, Associate Professor
Lomakina Lyubov Ivanovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor
Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Orenburg
During the existence of the Soviet Union the opposition of the West and the East was explained by the distinction of economies types. The Soviet Union was transformed into a non-existence of history and then had ceased to exist. Modern Russia in the role of it’s successor became the capitalist country and now it is a subject of the capitalist world. It would seen that now there is no basis for opposition between two worlds owing to the installed unipolar system. But after that there is no no civilized partnership between the European states led by the USA and Russia with it’s political and economic sovereignty. It is logically that recognition of economic and political self-sufficiency of Russia by the Western world means, at first, recognition of equality of it’s rights as equal subject of the international activity, and secondary, it also can be the assuming of civilized equal dialogue with Russia in the field of the of any question. But in fact it doesn't fall within the scope of interests of the Western world. Thats why the hostility reason to Russia as to the sovereign and self-sufficient subject of the international relations is in desire of economically developed Western world to turn the Russian territory into an object of a robbery of natural resources and extraction of enormous profit. In the context of relationship with the Western world there are the questions that concern the understanding of a Russian condition and a way of it’s development. How could it happen that our country, possessing rich natural resources, high scientific and technical potential, great industrial and production opportunities and large-scale agricultural grounds in the last three decades, has appeared among the third countries with half-ruined economy, incapable itself to support, and therefore, importing food and consumer production from abroad? Do we have to look for for the way in the system of civilized development or we should be limited to loan from the outside of that model which is approved in activity of other countries? Why our country had refused ideals of the development instantly? Taking into account the aforesaid, we prove a thought of need of resuscitation of the national idea as spiritual ancestor in progressive dynamics of society in this paper.
Keywords: Russia; culture; development; national idea; national character; national consciousness; historical memory; consolidation of people; development of society.
Цитировать: Хаджаров М.Х., Вялых В.В., Ломакина Л.И. Нужна ли России национальная идея как духовный фактор консолидации людей на развитие общества? // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 27-34. EDN: BASLTQ. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.4
Хаджаров Магомет Хандулаевич, доктор философских наук, профессор
Вялых Владимир Владимирович, кандидат политических наук, доцент
Ломакина Любовь Ивановна, кандидат философских наук, доцент
Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России, Оренбург
В период существования Советского Союза противостояние Запада и Востока объясняли различием типов экономик двух миров. Советский Союз трансформировался в небытие истории и перестал существовать, а его преемник, современная Россия, по факту стал капиталистической страной и является субъектом капиталистического мира. Казалось бы, отныне нет основания для противостояния между двумя мирами – Западом и Востоком. Однако и после этого между европейскими государствами во главе с США и Россией не сложились цивилизованные партнерские отношения, основанные на признании ее политического и экономического суверенитета. Исходя из логики вещей, следует, что признание Западным миром экономической и политической самодостаточности России означало бы, с одной стороны, признание равенства ее национальных интересов и прав как равноправного субъекта международной деятельности, а с другой – предполагало бы цивилизованный равноправный диалог с ней на международной политической арене. А это уже не вписывалось в доктрину гегемона, ибо тогда рушатся многие десятилетия строившиеся планы по захвату ее богатых природных ресурсов и извлечению колоссальной прибыли. В контексте политико-экономического и социально-культурного взаимоотношения и интеграции с Западным миром возникают вопросы, касающиеся понимания нынешнего состояния России и пути ее дальнейшего развития. Как могло так случиться, что в последние три десятка лет наша страна, обладая богатыми природными ресурсами, высоким научно-техническим потенциалом, большими промышленно-производственными возможностями и масштабными сельскохозяйственными угодьями, оказалась в числе третьих стран, с полуразрушенной экономикой, неспособной себя прокормить, следовательно, импортирующей продовольственную и промышленную продукцию из-за рубежа? Должны ли мы в системе цивилизованного развития искать свой путь прогрессивной динамики или же нам следует ограничиться той ролью и местом под солнцем, которые нам определены западноевропейской цивилизацией? Почему наша страна в одночасье отказалась от идеологии и идеалов своего развития? Исходя из этого ряда вопросов, в статье обосновывается мысль о необходимости реанимирования национальной идеи как духовного ориентира в прогрессивной динамике российского общества.
Ключевые слова: Россия; культура; развитие; национальная идея; национальный характер; национальное самосознание; историческая память; консолидация людей; развитие общества.
УДК 130.2
5.10.1
Хаджаров М.Х., Вялых В.В., Ломакина Л.И.
Нужна ли России национальная идея как духовный фактор консолидации людей на развитие общества?
Современная политическая и экономическая реальность, которая возникла на международной арене, и отношения, сложившиеся между Западным миром и Россией и однозначно определяемые этой реальностью, очередной раз в историческом измерении подтверждают, что страны этого мира никогда не рассматривали и не будут рассматривать российское государство в качестве равноправного партнера, субъекта международного диалога. Ибо признание России субъектом партнерских отношений означало бы для них признание ее политического и экономического суверенитета, следовательно, необходимость ведения с ней на международной арене цивилизованного диалога по всем возникающим вопросам между государствами. Признание равенства прав вступает в противоречие с интересами экономически развитых стран, которые всегда отводили России подчиненную роль и видели ее место в качестве сырьевой базы. Россия нужна для них не в качестве полноправного субъекта диалога, а как источник извлечения колоссальной сверхприбыли.
В контексте сказанного возникает вопрос: в чем суть национальной идеи и почему необходимо ее актуализировать на уровне общественного – политического, экономического, правового, духовного – сознания? Национальная идея конституируется посредством таких понятий, как менталитет народа, интеллектуальный потенциал страны, национальная идеология, духовность, культурные традиции общества, семейные ценности, мировоззренческие ориентации людей, национальная программа прогрессивного развития общества, идеи защиты и сохранения Отечества, которые должны быть переосмыслены с учетом современных реалий, и рассмотрены как специфические факторы, составляющие нематериальные опоры общества, и осознанны как национальные ценности, способствующие историко-культурному развитию российского государства. Они также должны быть поняты, как востребованные современной социальной жизнью для сохранения российской национальной государственности в условиях всевозрастающего неоднозначного влияния процессов глобализации и непрекращающегося давления со стороны государств Западного мира. Будучи взаимно соотнесенными между собой в едином социокультурном процессе общества, они составляют незримую, но реально существующую основу развертывания всех процессов общественного производства.
Культура, соотнесенная с менталитетом (ментальностью), находится с ним в диалектических связях: с одной стороны, менталитет можно рассматривать как источник культурно-творческого процесса, а с другой – сам является производной от культуры, результатом ее исторического развития. Взаимно обуславливая развитие друг друга, они образуют конкретную историческую целостность, отражающую обычаи, верования, мировоззренческие установки, этические и эстетические предпочтения и направленность сознания. Менталитет как исторически формирующийся образ мышления аккумулирует надындивидуальное – природное и социальное – в народном сознании, в котором находит выражение культурно-исторический опыт людей, фиксирующий особенности их мироощущения и миропонимания, практического и духовного развития. Более того, менталитет, имея глубинную социально-культурную основу, задает определенное направление развитию индивидуального и группового сознания в рамках той культуры, в пространстве которой он функционирует. И в таком своем функциональном значении менталитет выступает в роли инварианта социально-духовного бытия людей, то есть в качестве определенной исторической памяти людей о прошлых общественно-политических и культурных событиях и процессах. В познавательно-ценностной деятельности, вызывая функциональную активность социальной памяти, менталитет выполняет функцию социальной памяти и сохраняет исторически сформировавшийся духовный код, несущий в себе информацию о происходивших в прошлом наиболее значимых явлениях общественной жизни.
Социальная память – важнейший элемент организованной жизни народа, влияющий на развитие общества. Она, аккумулируя в сознании людей актуальный социально-исторический опыт и ценностно-смысловое содержание культуры, интегрирует людей в единый социум. Обеспечивает пространственную связь между поколениями с целью сохранения накопленного ценностного коллективного опыта и единства социума. В определенных социальных и политических условиях социальная память активизирует индивидуальное и общественное сознание и направляет его на осмысление программных идей и стратегических целей, определяющих вектор развития общества и будущее страны. Она, инициируя рефлексию над культурно-историческим опытом прошлого и соотнеся его с тенденциями современности, детерминирует фундаментальные общественно-политические, экономические и культурно значимые идеи, консолидирует вокруг них людей и активизирует деятельность различных групп и сообществ, направляет эту деятельность на изменение и улучшение социального бытия.
Ни культура, ни социальная память, ни духовные ценности сами по себе не могут иметь значимость и тем более превратиться в социальную силу, если не актуализировать их с учетом общественных целей и национальных интересов, если не донести их суть до людских масс и не пропагандировать их смысл и значимость в решении актуальных национальных задач и развитии общества. В этом деле идеология [7] выступает важнейшим средством распространения социальных идей в народных массах, их пропаганды и популяризации в общественном сознании и формирования устойчивой гражданской позиции. Все вышерассмотренные аспекты духовной стороны общественной жизни, так или иначе, включаются в национальную идею, социальное предназначение которой состоит в том, чтобы выполнить важную в масштабах страны функцию – консолидировать население на прогрессивное развитие национального государства с сохранением его суверенитета во всех важнейших областях социальной жизни.
В современном российском обществе отсутствует разработанная на государственном уровне и публично озвученная национальная идея. Утрата во всех смыслах значения национальной идеи для общества происходит в период:
- социально-политического, экономического и культурного кризиса этого общества;
- всеобщей ориентации управляющей элиты на образ жизни и стандарты другой страны и полной утраты ею чувства политической и экономической ответственности перед гражданами своей страны;
- доминирования личностных интересов управленцев над национально-общественными интересами;
- кризиса идентичности в силу происходящих деформационных процессов в обществе.
Потребность в национальной идее возрастает по мере осознания роли национальной государственности, необходимости укрепления политического и экономического суверенитета страны. В этом процессе национальная идея играет роль идеологического основания развития государства и прогресса национальной жизни на основе интеграции всех процессов с целью выведения общества на новый уровень своего развития и процветания. Национальная идея находит свое выражение в мировоззренческих позициях, жизненных предпочтениях, коллективистских ориентациях. Ее необходимость в нынешних условиях глобальных изменений обусловлена национальным характером нашего народа. Хотя существует немалое количество людей, для которых национальный характер всего лишь выдумка литераторов, поэтов, психологов и этнологов, но, тем не менее, невозможно абстрагироваться от особенностей культурного восприятия окружающего мира, мифопоэтического восприятия исторических событий и форм реакций на социальные, политические и духовные процессы. Нельзя сказать, что скорость и интенсивность чувственно-эмоциональной реакции на социально-политические и культурные события у французов и русских одинаковые, у американцев и японцев совпадают, у китайцев и европейцев схожие и т.д. Очевидно также, что у испанцев и японцев, у греков и скандинавских народов темперамент неодинаковый. Поэтому следует согласиться, что национальный характер является совокупным выражением особенных черт поведения, образа жизни и мироощущения различных национально-этнических сообществ и народов.
Объективная, социально-философская рефлексия над национальным характером позволяет заключить следующее: каждое малое или большое этническое сообщество, нация, занимающая определенное пространство в конкретной географической точке мира, существует и функционирует как живая органическая целостность, и в силу влияния на неё ряда факторов природного и социально-политического характера, она по необходимости начинает вырабатывать некоторые индивидуальные особенности, которые эволюционно укореняются в ней, превращаясь своего рода в специфический антропологический код, в котором можно выделить в качестве основного – своеобразие психического склада типов мышления.
Характер российского народа [3; 4; 5; 6] таков, что он всегда нуждался во внешнем направляющем начале, в качестве которого мог выступить любой осознанный, социально значимый духовный продукт: призыв, решение, программа, идея, всеобщая мобилизация. Исторически в России так сложилось, что критические для Отечества периоды народ ждал решения, что делать и куда двигаться. Зачастую, такой направляющей силой выступает тот или иной брошенный клич или публично озвученная идея, отражающая суть социальной жизни и обладающая большим социально-культурным значением. Такая идея очень емко выражает политические, экономические, правовые и духовные потребности общества. Она возникает в недрах национальной психологии, на стыке ее эмоционального и рационального составляющих, а в последующем функционирует на уровне национального сознания. Ясно озвученные тезисы национальной идеи выступают как закономерное следствие функционирования зрелого национального самосознания, ибо оно есть единство трех важнейших действий: рефлексии над своим историческим развитием, оценки состояния актуального социального бытия и прогноза относительно перспективы развития национального государства. Развитая национальная идея вызревает в рамках зрелого национального самосознания, выступающего в качестве обобщенной системы культурно-мировоззренческого знания людей, идентифицирующих себя с обществом, Отечеством, Россией, с национальной культурой.
Связь, возникающая между национальной идеей и национальным сознанием, является диалектически обусловленной теми процессами, которые происходят во всех сферах общественной жизни. Содержание национального сознания составляют социально-экономические, политико-правовые, духовно-нравственные, эстетические и религиозные взгляды, отражающие исторические события, достижения и процесс развития нации и народностей, особенности и уровень их духовного становления и отношение к сложившимся ценностям общества, перспективу его дальнейшего движения к улучшению жизни людей.
Некоторые из этих взглядов под влиянием антропно-цивилизационных тенденций и происходящих изменений в мире претерпевают существенную трансформацию и адаптируются к современным реалиям, а другие – как более чувствительные к процессам деформации социальных явлений в период кризиса общества или опасности для его конституирующих структур инициируют активизацию самосознания нации, понимание ею необходимости сплочения для осуществления национальных интересов, сохранения целостности и суверенитета государства.
Критические для общества и государства времена социальные, политические, экономические, моральные, религиозные, философские, эстетические воззрения нации, ее отношение к материальным и духовным ценностям в единстве с представлениями об историческом развитии приводят к формированию национальной идеи, выступающей в виде совокупности программных целей и задач, стоящих перед обществом, с целью недопущения в нем разрушительных процессов и придания ему вектора прогрессивной динамики. Она способствует формированию духовной энергии и импульса народа, которые направляют усилие масс для преодоления трудностей и выведения общества в безопасный для него уровень развития. В современных условиях российская национальная идея будет являться синтезом исторического опыта и результатов рефлексии над актуальным социальным бытием. Она востребована потребностями сохранения национальной государственности, суверенитета важнейших сфер общественного производства и национально-культурной идентичности, необходимостью самосохранения в качестве национальной общности, интересами выживания и мобилизации внутренних и внешних ресурсов масс на решение важнейших социальных задач. Будучи духовным феноменом социума, она является необходимым атрибутом его развития. Основная ее функция – в отражении магистральных национальных интересов общества.
Истинный смысл программных установок, заложенных в национальной идее, должен свестись к тому, чтобы очертить те стратегические цели общества, следованию которым привело бы общество к прогрессивному развитию. Безусловно, что, во-первых, в этих целях имплицитно должна содержаться идея исторической памяти – о печальных событиях и героических подвигах минувших веков, которая бы способствовала становлению устойчивых понятий долга и чести перед собой, отцами, дедами, прадедами, соплеменниками, Родиной. Без опоры на историческую память проблематично говорить об устойчивых жизненных позициях и здоровой нравственности. Без представлений об историческом прошлом, о культурном наследии Отечества, о нравственно-мировоззренческих ориентациях сложно рассуждать о настоящем, ибо оно покоится на фундаменте историческом. Во-вторых, в этих целях в явном виде должна быть заложена идея о духовном возрождении России. Именно истинный патриотизм и духовное величие народов СССР позволили в самую жестокую в истории войну отстоять свободу и независимость Родины и, заодно, освободить европейские страны от нависшего нацизма, фашизма, дав им свободу независимости. В-третьих, должно быть четкое понимание необходимости сохранения базовых ценностей, составляющих основу человеческого существования и общественного бытия, к которым, например, относятся: право на жизнь, право на защиту традиционной семьи, право людей на национальную и этническую идентичность, право на сохранение своих культурных традиций, право страны на политический, экономический и государственный суверенитет, право людей иметь общенациональную идею и идеологию, отражающие интересы населения и стратегические планы развития общества. И, в-четвертых, речь должна идти об идее единения народа и консолидации его воли на экономическое, социальное и культурное развитие общества.
Национальная идея – это не просто абстрактное понятие, далекое от современной российской действительности, но вполне конкретная, востребованная потребностями реальной жизни и глобальными геополитическими процессами концептуальная программа стратегического развития нашего общества. Она должна пониматься как актуализированная самой жизнью необходимость, ее программные положения как цели, которые предполагают конкретные качественные показатели динамики общественной жизни. Наряду с вышеобозначенными, национальная идея должна включать в себя такие целевые ориентации, как:
- увеличение продолжительности жизни людей и уменьшение пенсионного возраста;
- увеличение доходов, улучшение жизни и повышение благосостояния населения;
- построение социально справедливого и духовно креативного общества, использующего в своем развитии достижения науки, техники и культурные идеалы;
- исключение паразитизма в обществе и эксплуатация человека человеком;
- отказ от потребительского капиталистического хозяйствования;
- переход к другому строю хозяйствования и культурного строительства – ноосферному социализму, в основании развития которого лежат наука, экология и этика.
Смысл первостепенной задачи, стоящей перед обществом, сводится к тому, чтобы мы осознали отношение Западного мира к нам. И это отношение к России сформировалось не месяц, не год или пять лет назад, а укоренялось в сознании западного человека веками. Учитывая это, нам нужно выработать собственный алгоритм восходящего вектора, идти по пути масштабного использования достижений современной науки и внедрения инновационной технологии во все отрасли производства, что приведет к мощному подъему экономической сферы и обеспечению экономического и финансового суверенитета, а вслед за ним и политическому суверенитету страны. Развитие финансово-экономической отрасли, как правило, сопровождается социальным развитием и культурным обновлением общества.
Российское общество только тогда сможет существовать как полноценное и самодостаточное, когда оно осознает самоё себя, самоидентифицируется, признает свою историю, культуру и духовность как нетождественные с иными социально-культурными образованиями. И политической, и экономической элитам необходимо понять, что изменения, происходящие в современном мире, измеряются не столетием, а месяцами и даже неделями. Их представления о том, что Россия - источник природных ресурсов для других стран. [1]
Постепенно за последние десятилетия на различных уровнях социальной стратификации российского общества происходит духовное озарение – осознание той непреложной истины, что «народ, продающий свое достоинство за хамон, неизбежно остается и без хамона, и без достоинства» [2]. Страна, молча, ждущая иностранной экономической и технической помощи, вместо того, чтобы самой развивать свои экономико-технологические мощности (благо, что для этого есть все условия), относится к категории суверенной только в кавычках. Западный мир, создавал только видимость заинтересованности видеть Россию благополучной и самостоятельной страной. В действительности же этот мир и в прошлом, и сейчас технологически и экономически развитое российское государство рассматривает как реальную и непреодолимую преграду на пути к созданию однополярного мирового порядка, в котором США играли бы ключевую и контролирующую роль. Для старого капиталистического мира самый лучший и желанный вариант судьбы России – это тот вариант, чтобы Россия всегда оставалась слаборазвитой, импортозависимой и сырьевой базой США и европейских государств. Взаимоотношения последних лет с этими государствами должны послужить хорошим уроком при разработке стратегической программы развития России, и отказаться от иллюзий интеграции со Старым миром. Политическое руководство должно понять, что будущее российского общества всецело зависит от того, насколько мы сможем развить свои экономические мощности, а для этого следует мобилизовать интеллектуально-научные, технические, финансовые и информационные возможности. Поднятие экономики на основе технологического рывка – это актуальная необходимость выживания страны в условиях современности. Только независимая и развитая экономика ведет к экономическому суверенитету, который обеспечивает финансовый суверенитет и детерминирует суверенитет политический, и только в единстве они обеспечивают суверенитет государства в целом.
Поэтому в нынешних условиях отрицание необходимости национальной идеи, способствующей объединению разобщенного трудоспособного населения в интересах общества в целом, является неуместным. Можно предположить, что общество теряет перспективу, когда в нем отсутствует вектор активности субъектов социальной деятельности, направление движения позитивной социально-экономической, политико-правовой и духовной мысли, идеал прогрессивного развития. Отказ от доминирующей национально-политической идеологии и идеи было нам навязано извне в известный и печальный период нашего государства. И как мы понимаем по происшествию более трех десятков лет, это было сделано преднамеренно и коварно, преследуя свои национальные геополитические интересы. И теперь пора нам понять, что «той нации, чей национальный дух сломлен, суждено лежать в руинах» (Муаммар Каддафи), и не допустить этого, а также демонстрировать всему Западному миру, ополчившемуся против нас, что суть исторической миссии России состоит «в том, чтобы век за веком ломать через колено гордость тех, кто возомнили себя богами» [2].
Национальная идея, которая синтезирует накопленный опыт прошлыми веками и настоящей жизнью, выполняет функцию программы создания будущего общества и выступает связующим мостом между прошлым, настоящим и будущим, и тем самым незримо соединяет связь времен и поколений, и этим создает определенную духовную опору для российского народа. Духовно соединяя исторические эпохи и поколения, национальная идея пробуждает народную память, инициирует передовую мысль на извлечение уроков из прошлого, осмысление настоящего и определяет верные ориентиры в построении самодостаточного, суверенного и развитого российского общества.
Литература
1. Безруков А.О. «Возможна большая война»: специалист по США обрисовал начинающийся передел мира [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец. – URL: https://news.rambler.ru/articles/36213214-vozmozhna-bolshaya-voyna/?utm_medium=read_more&utm_content=news&utm_source=copylink&updated (Дата обращения: 14.03.2022).
2. Данилов И. Прогноз Сороса: до банкротства России осталось 24 дня [Электронный ресурс] / И. Данилов. – URL: https://ria.ru/analytics/20171207/1510376240.html (Дата обращения: 21.03.2021).
3. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. – М.: Академический Проект, Деловая книга, 2003. – 553 с.
4. Лебедева Н.М. Русский национальный характер [Электронный ресурс] / Лебедева Н.М. – URL: http://www.characterology.ru/characterology/nation-characterologic/item_4474.html (Дата обращения: 17.01.2022).
5. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: социологический очерк / З.В. Сикевич. – М.: Механик, 1996. – 208 с.
6. Сикорский, Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах России / Б.В. Сикорский // Социально-политический журнал. – 1993. – №9-10. – С. 101-110.
7. Хаджаров М. Х. Многообразие идеологий и проблема развития общества: может ли идеология стать базовой ценностью в России? / М.Х. Хаджаров // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 3. – С. 99-103.