Притекстовый этап ориентирован на следующие необходимые умения иностранных учащихся:
1) ориентироваться в смысловой организации текста с опорой на слова-маркеры. Прослушайте текст. На основе данных ключевых слов определите общую смысловую организацию текста;
2) находить существенные или отдельные факты текста и осуществлять их обобщение. Прослушайте текст. Сделайте краткий конспект, который поможет восстановить основное содержание текста; Прослушайте текст. Составьте вопросы к данному тексту;
3) умение, заключающееся в установлении иерархии фактов в тексте.
Прослушайте текст, постарайтесь точно понять его. Изложите основную информацию, которую Вы услышали, в виде кратких тезисов.
Микросистемы упражнений, применяемые на конечной стадии комбинированных речевых актов «аудирование - письмо», направлены на следующие важные аспекты:
1) умение объединять информацию в виде отдельных абзацев в более объёмные блоки. Пользуясь планом прослушанного текста, изложите в письменном виде основную информацию текста;
Библиографический список
2) умение применять основные нормы пунктуации русского языка.
Опираясь на ключевые слова, составьте конспект главы из учебника по
праву. Составьте реферат-резюме предложенной статьи на юридическую тематику;
3) умение членить и разграничивать предложно-именные группы, произносимые как единое целое.
Прослушайте текст. Выпишите сочетания слов с предлогами.
Рассмотрев такие виды комбинированных речевых актов, как «чтение -говорение» и «аудирование - письмо» в рамках данной статьи, можно сделать вывод о том, что для иностранных студентов, которые изучают юридические дисциплины на продвинутом этапе обучения, есть основания считать данные комбинации наиболее актуальными. Первый вид комбинированных речевых актов важен для учащихся-юристов, так как он является основой по обучению дискуссионному общению, а также даёт возможность научиться восприятию информации письменных источников и затем обсуждению прочитанного. Такая вариация, как "аудирование - письмо'', будет полезна для развития важного навыка конспектирования информации, излагаемой лектором.
1. Марков В.Т. Лингводидактическое описание учебного текста и технология обучения речевому общению иностранных студентов гуманитарного профиля в основных видах и актах речи. Москва, 2002.
2. Сосенкова Е.Ю. Оптимальные критерии анализа текстов для иностранных студентов, изучающих юридические дисциплины. Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных статей I Международной научно-практической конференции. Москва, 2014: 87 - 91.
3. Сосенкова Е.Ю. Актуальные критерии анализа текстов для иностранных студентов, изучающих юридические дисциплины. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015; Ч. I, № 12: 167 - 169.
4. Eggert B. Ubungsgesetze im fremdsprachlichen Unterricht. Leipzig, 1911.
5. Рахманов И.В. Модели и их использование при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 1965; № 4: 27 - 32.
6. Климентенко А.Д. Некоторые. вопросы системы упражнений, обучающих умению выражать свои мысли на иностранном языке. .Актуальные вопросы обучения иностранному языку в средней школе. Москва, 1973.
7. Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности. Москва: Высшая школа, 1980.
8. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур. Москва: Просвещение, 2000.
9. Пассов Е.И., Колова Т. И. и др. Беседы об уроке иностранного языка. Ленинград: Просвещение, 1975.
10. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Глосса-Пресс, 2010.
11. Рожкова ГИ. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам: спецкурс для иностранных студентов-филологов. Москва: Издательство МГУ, 1983.
12. Битехтина РА. 26 разговорных уроков. Пособие для иностранцев. Москва, 1972.
13. Вишневский Е.И. Аппарат упражнений в свете различных подходов к обучению иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 1983; № 6: 60 - 61.
14. Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании. Русский язык за рубежом. 1994; № 1: 77 - 85.
References
1. Markov V.T. Lingvodidakticheskoe opisanie uchebnogo teksta i tehnologiya obucheniya rechevomu obscheniyu inostrannyh studentov gumanitarnogo profilya v osnovnyh vidah i aktah rechi. Moskva, 2002.
2. Sosenkova E.Yu. Optimal'nye kriterii analiza tekstov dlya inostrannyh studentov, izuchayuschih yuridicheskie discipliny. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk sbornik nauchnyh statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2014: 87 - 91.
3. Sosenkova E.Yu. Aktual'nye kriterii analiza tekstov dlya inostrannyh studentov, izuchayuschih yuridicheskie discipliny. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; Ch. I, № 12: 167 - 169.
4. Eggert B. Ubungsgesetze im fremdsprachlichen Unterricht. Leipzig, 1911.
5. Rahmanov I.V. Modeli i ih ispol'zovanie pri obuchenii inostrannym yazykam. Inostrannyeyazykiv shkole. 1965; № 4: 27 - 32.
6. Klimentenko A.D. Nekotorye. voprosy sistemy uprazhnenij, obuchayuschih umeniyu vyrazhat' svoi mysli na inostrannom yazyke. .Aktual'nye voprosy obucheniya inostrannomu yazyku v srednej shkole. Moskva, 1973.
7. Lapidus B.A. Obuchenie vtoromu inostrannomu yazyku kak special'nosti. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.
8. Passov E.I. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya. Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur. Moskva: Prosveschenie, 2000.
9. Passov E.I., Kolova T.I. i dr. Besedy ob uroke inostrannogoyazyka. Leningrad: Prosveschenie, 1975.
10. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazyka. Moskva: Glossa-Press, 2010.
11. Rozhkova G.I. K lingvisticheskim osnovam metodiki prepodavaniya russkogo yazyka inostrancam: speckurs dlya inostrannyh studentov-filologov. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1983.
12. Bitehtina R.A. 26 razgovornyh urokov. Posobie dlya inostrancev. Moskva, 1972.
13. Vishnevskij E.I. Apparat uprazhnenij v svete razlichnyh podhodov k obucheniyu inostrannym yazykam. Inostrannye yazyki v shkole. 1983; № 6: 60 - 61.
14. Izarenkov D.I. Apparat uprazhnenij v sistemnom opisanii. Russkij yazyk za rubezhom. 1994; № 1: 77 - 85.
Статья поступила в редакцию 19.04.21
УДК 372.82
Bazarkulov S.O., PhD in Religious Studies, senior lecturer, Department of Religious Studies and General Education, Osh State University (Osh, Kyrgyz Republic),
E-mail: [email protected]
NURMOLDO - ENLIGHTENER AND INNOVATOR. The article analyzes the unique pedagogical activity of the first Kyrgyz educator Nurmoldo Narkul uulu. Nur-moldo was a famous poet and writer, a talented sage, the first enlightener and wise teacher. Nurmoldo studied at the Moldo-Kyrgyz madrasah in the city of Namangan, where he later worked as a mudaris. Later he went to Kashmir to improve his knowledge. He was well versed in Eastern classics and Greek philosophy. Unfortunately, due to political ideology, Nurmoldo was not appreciated in time. Nurmoldo showed the ways of solving the problems of pedagogy and education of the 19th century and confirmed that the root of Kyrgyz pedagogy is fermentation. Nurmoldo was first to introduce his native language, Manas, and Kyrgyz folklore in mosque schools in southern Kyrgyzstan. He used the "Who found this?" in the classroom, organized a travel lesson and contributed to education as an educator and innovator. Nurmoldo, as a "phenomenon" in Kyrgyz education, needs to be studied from different aspects.
Key words: Manas, madrasah, mudaris, innovation, lesson-excursion, poet-writer, school.
C.O. Базаркулов, д-р филос. по религиоведению, доц., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: [email protected]
НУРМОЛДО - ПРОСВЕТИТЕЛЬ-НОВАТОР
В статье анализируется уникальная педагогическая деятельность первого кыргызского просветителя Нурмолдо Наркул уулу. Нурмолдо был известным поэтом и писателем, талантливым и мудрым учителем. К сожалению, из-за политической идеологии Нурмолдо вовремя не оценили. Он показал пути решения проблем педагогики и образования XIX века и подтвердил, что корень кыргызской педагогики - «брожение». Нурмолдо первым представил родной язык, эпос «Манас» и кыргызский фольклор в мечетях-школах на юге Кыргызстана. Он использовал метод «кто это нашел?» на уроках, разработал урок-путешествие и внес свой вклад в образование как просветитель-новатор. Нурмолдо, как «феномен» в кыргызском образовании, необходимо изучать с разных сторон.
Ключевые слова: эпос «Манас», медресе, мударис, новаторство, урок-экскурция, поэт-песенник, школа.
Сегодня в Кыргызстане актуален вопрос преподавания светских предметов в медресе. Некоторые люди полагают, что системе образования медресе не нужно преподавание светских предметов, в официальные власти утверждают, что медресе обязаны преподавать светские предметы, чтобы получить лицензию в соответствии с государственными требованиями. Самом деле в общей истории образования в медресе религиозные предметы, математика, общественные и естественные науки преподавались вместе. Позже светские предметы в медресе были исключены из системы образования. Причину этого следует рассматривать исходя не из теологической точки зрения, а из религиозного мировоззрения и многих исторических аспектов. Многие медресе открыты за 30 лет до приобре-ния республикой независимости. Несмотря на увеличение количества медресе, сегодня качество и востребованность образования остаются актуальными.
Нурмолдо Наркул уулу до советского времени преподавал математику, родной язык и социальные предметы в медресе на юге страны. Он также использовал новые методы обучения. Поэтому его образовательная деятельность в медресе актуальна. Однако подобные действия Нурмолдо Наркул уулу остались незамеченными в истории кыргызского образования.
Знаменитый просветитель, мударис и писатель-поэт Нурмолдо Наркул уулу родился в 1838 году в селе Кош-Терек Ала-Букинского района Кыргызстана, умер в 1920 году в возрасте 82 лет в селе Коштереке. В советское время его произведения особо не исследовались, потому что они были направлены против идеологии. У Нурмольдо было десять рукописей, которые, к сожалению, до нас не дошли. Многие его поэтические и нравственные произведения сохранились только в памяти его учеников. Коллекционер ала-букинского фольклориста Калмурат Рыскультегин проделал большую работу по сбору стихов поэта и писателя. Только в 1995 году, более чем через 80 лет после его смерти, Калмурат Рыскультегин впервые начал распространять работы и взгляды Нурмолдо [1; 2].
Поэт-мыслитель первоначально получил образование в сельской мечети Кош-Терек. В то время муллы обычно отправляли успешных и подающих надежды учеников к более высокопоставленным ученым и мударисам. Мулла в селе и родственники заметили характер Нурмолдо и отправили его в знаменитое медресе Моллы-Кыргыза в город Наманган [3, с. 539]. После успешного завершения учебы он несколько лет проработал мударисом в медресе Мол-лы-Кыргыза [4, с. 197].
Медресе Моллы-Кыргыз в свое время стало крупным научным и культурным центром, где преподавали не только мударисы и ученые из одного региона, но и известные ученые и талантливые люди со всей Центральной Азии [5, с. 10]. Со дня постройки оно дало образование многим выпусникам, которые также работали устаз-улемами в медресе Алимбек Датка в Оше и других медресе Ферганской долины. Нурмолдо имел некоторый методический и педагогический опыт, полученный во время преподавания в медресе Моллы-Кыргыза.
Собственно, самого поэта звали Нур. Имя Нурмолдо было дано ему позже, после того, как он отработал мударисом в медресе Моллы-Кыргыза [3]. Нурмол-до, получивший титул «молдо», предстает интеллектуалом, который избавился от невежества, научился читать и писать и пытался помочь своему народу в свете своих знаний. Он полностью отражает понятие «молдо» в кыргызской литературе.
В формировании мировоззрения поэта-просветителя большая роль принадлежит медресе Моллы-Кыргыз, где он изучал философские основы исламской религии, географию, математику, астрономию и другие дисциплины.
Среди кыргызских поэтов и писателей Нурмолдо был уникальным мудари-сом. Взгляды Нурмолдо складывались под воздействием происходивших в жизни кыргызов общественно-политических, социально-экономических и культурных процессов. Все это нашло отражение в его поэтическом творчестве.
Благодаря всестороннему образованию и медицине Нурмолдо прославился не только в Кыргызстане, но и в Туркестане в целом. Нурмолдо побывал во всех городах Туркестана, до Урумчи, Кашгара и Казани. Он был хорошо знаком с произведениями известных мыслителей и поэтов Востока, таких как Дж. Баласа-гын, Рудаки, Фирдоуси, Низами, Кашкари, Омар Хайям [3, с. 232 - 233].
Он изучал науку в Кашмире в течение пяти лет, побывал в Мекке и Медине. Посещение Казани, Кашмира, Мекки и Медины сильно повлияло на формирование его взглядов. Обладая широким кругозором, живым интересом к образованию, он обучал своих учеников не только религиозным предметам, но и произведениям восточных классиков. Также Нурмолдо глубоко знал греческих философов Платона и Аристотеля. Он обладал способностью полиглота читать литературу и научные трактаты на арабском, персидском, чагатайском и других тюркских языках [5, с. 14].
В своих стихах и выступлениях он обращался к вопросам религии и шариата, а также изображал людей, живущих своей частной жизнью. Поэтому стихи и произведения Нурмолдо об исламе, литературе, морали, жизни и смерти, вере пользовались влиянием и популярностью среди его учеников.
Нурмолдо попытался расширить нравственность и кругозор людей как при помощи своих песен, так и посредством устного слова. «Стыдно не сказать правду, узнав из книги. Книга - всегда друг твоей души, всегда бери ее с собой в сумке», - утверждал он [5, с. 15]. Нурмолдо понимал, что источник просвещения находится в школе, и что будущее народного образования должно быть построено в ней. Поэтому он все свое внимание уделял обучению детей в школе.
Актуальность обращения к творчеству Нурмолдо Наркул уулу заключается в ценности общего культурно-просветительского развития человека. В своих произведениях он призывает к воспитанию нравственности.
Стержнем мировоззрения Нурмолдо является проблема мироздания и человека, источником которой является вера в Бога. Так, в произведениях «Один Аллах», «Жизнь и смерть» Бог представляется большей частью как вдохновляющая сила и некий источник, поддерживающий жизнь человека. Стихи Нурмолдо о жизни и смерти занимают особое место в его творческом наследии. Одна из его величайших работ называется «Жизнь и смерть».
Придерживаясь общечеловеческих ценностей, он создал художественное наследие, которое поможет воспитать людей для благородных целей, добрых дел и счастливой жизни. Произведения поэта наполнены высокими гуманистическими идеями и общечеловеческими ценностями.
Призыв Нурмолда к добру и нравственности не ограничивается Кораном и Сунной. Как мудрый поэт и педагог, он сочетал это с национальным художественным наследием и распространял моральные ценности в соответствии с корнями нации через песни и наставления.
В религиозно-этических взглядах Нурмолдо наряду с человеком, нравственностью, добром и злом отражены такие понятия, как «Аллах», «небеса», «пророк». Всесторонне рассматривая понятие «Аллах» (Бог), он считает его субстанцией мира. Для поэта ислам - это высшая моральная инстанция.
Еще одна особенность Нурмольдо - его суфизм, который имеет глубокие исторические корни. Один из его дедов - Саиф ад-Дин Аксыкенти - был одним из муридов Сайида Мир Джалила в конце 14-го - начале 15-го века. Суфий Сай-ид Мир Джалила в течение XIV столетия преподавал уроки в медресе, а также вел мистические беседы в Ширкенте Ферганской области. Саиф ад-Дин Аксы-кент в своей книге «Маджму ат-Таварих» напишет, что он вместе с Бурханедди-ном Кылычем из Узгена, киргизскими правителями и рядом киргизов поклонялся шейху Сайиду Миру Джалилу [6, с. 366].
В его этической идее, направленной на антропологизацию явлений духовной жизни, занимает концепция человека, аль-камил аль-инсан (гармонично развитый человек) в суфизме. Согласно этическим взглядам Нурмолдо человек с рождения не может быть плохим или хорошим, они формируется на основе социальной среды. Противопоставляя «хорошие» и «плохие» качества, акын придерживается взгляда на то, что добро побеждает зло, «хорошее» одерживает верх над «плохим» [3].
Нурмолдо сравнил проблему добра и зла в человеческой природе с борьбой ангела и дьявола. В судьбе человека всегда есть два противоположных направления - добро и зло. Достижение добра зависит от воспитания, личной воли, мышления и действий человека. Другими словами, человек не рождается нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта дети нуждаются в постоянной помощи педагогов, владеющих этим опытом [3, с. 255].
Это должен был быть нравственный пример, неизменная ценность, высокая сила, которыми руководствуется человек. Это, конечно, вера в Аллаха и основанные на ней моральные нормы. Когда человек принимает религиозные и моральные ценности и получает образование в соответствии с ним, он может достичь счастливой жизни только вдали от злых побуждений. «Если человек не верит в Бога, он будет делать все, что захочет, как лошадь без уздечки. А если человек не молится, он будет ненасытным и жадным», - говорил Нурмолдо [5, с. 62]. Это означает, что человек должен бояться Бога и воздерживаться от всякого зла. В этом случае человек всегда должен контролировать себя. Понимая добро как одну из самых важных категорий морали, хорошее начало в человеке просветитель видит в воспитании. Истоком формирования личности является семья, а основным средством воспитания - знания, считал он. В понимании Нурмолдо знание повышает сознание человека, развивает его кругозор, восприятие и на
этой основе является силой, формирующей нравственность, занимает основное место в росте духовного развития [3].
Основу творчества Нурмолдо составляют назидания, призывающие к воспитанности, совести, знаниям. Хотя он не создал теоретической концепции, назидания акына важны и в настоящее время при формировании гармонично развитой личности.
Нурмолдо подчеркивает, что недостаточно иметь высокие неизменные ценности, должен быть педагог который поможет их усвоить. Поэтому он всегда отдавал предпочтение обучению детей и построил мечети и школы в родном регионе Ала-Бука и Аксы [7, с. 35].
Главное мударистское новшество Нурмолдо - это включение преподавания родного языка и эпоса «Манас» в учебную программу в медресе. Он ценил родной язык и обучение проводил на кыргызском и арабском языках. Средствами воспитания и образования служили куран и хадисы, народные и авторские стихи, дастаны, кошоки (плачевные песни), сказки, канжыра, загадки и скороговорки.
В целом эпос «Манас» и другие народные эпосы, фольклор, произведения турецких и восточных классиков и исламской культуры оказали большое влияние на формирование мировоззрения кыргызских просвещенных поэтов. Нурмолдо был известным манасчи в своем регионе. Он охарактеризовал эпос ««Манас» как сокровище разума» и использовал его в воспитании детей в медресе.
Еще одна важная особенность Нурмолдо как педагога - это то, что он организовывал «уроки путешествий» в конце учебного года, чтобы закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения эпоса «Манас». Такие уроки путешествий можно считать примером демонстрационного занятия. В этой ситуации учащиеся могли увидеть и понаблюдать за сюжетом эпоса, глубоко понять тему и хорошо ее запомнить.
Нурмолдо брал своих учеников в недельную учебную поездку с целью посетить места, связанные с именем Манас. Об этом один из учеников Нурмолдо в Токмолде писал: «Мударис Нурмолдо объявлял: «В конце учебного года у нас будет недельный урок-путешествие по эпосу «Манас», мы посетим места нашего края, описанные в эпосе. Об этом я говорил на предыдущем теоретическом уроке. Теперь я хочу вас спросить, с кем и что случилось, где вы находитесь? Это экзаменационные вопросы». Мы не знали, у кого и что спрашивать, поэтому очень серьезно готовились к уроку «Манас». Если ученик не сможет правильно ответить на вопрос, ему придется учиться, участвуя в уроке-путешествии с детьми младшего возраста в следующем учебном году. Такая ситуация будет сочтена очень неудобной для учеников. Поэтому мы пытались повторить то, что мы слышали раньше, внимательно слушая, что сказал учитель» [3, с. 527 - 538].
Нурмольдо также разработал новые методы обучения для медресе. Чему и как учить? ответ на вопрос тоже был найден и реализован. Он использовал метод обучения «Кто это нашел? (на кыргызском языке ким тапалак?») в уроке. В основе этого метода лежит система загадок.
Нурмолдо использовал метод отыскания ответов на загадки на всех уроках. Загадки Нурмолдо отличаются интересной изобретательностью, неожиданностью, юмором [5, с. 20].
Они были интересны детскому миру, требовали размышлений, поисков и стимулирования в классе. Целью решения загадки для детей было развитие свободного мышления. Этот метод обучения можно охарактеризовать как аналог метода «мозгового штурма» в сегодняшнем образовании. В то же время он направлен на то, чтобы сосредоточить внимание на способностях детей, пробуждая их потенциал в раннем возрасте [5, с. 23].
В конце XIX - начале ХХ в. обучение в медресе Туркестанской области проходило только на основе уроков религии. Нурмолдо был одним из первых учителей в Ала-Букинском и Аксыйском регионах Кыргызстана до советской эпохи, который преподавал исламские науки в медресе, а также светские науки и агрономию [5, с. 17].
Библиографический список
В отличие от других кыргызских писателей и поэтов Нурмолдо Наркул уулу учил и молодежь, и взрослых людей. Примечательно, что он был знаком не только с религией и шариатом, но знал и другие социальные и естественные науки, являлся первым учителем-методистом.
Нурмолдо объединил литературу, современную агрономию и метрологию с литературой на уроке «айнаме» в своей школе, объясняя в песнях, как собрать обильный урожай. «Дети, изучавшие историю, народную литературу, арифметику, традиции и «айнаме» в школе Нурмолдо, смогли получить практическую ориентацию в последующей реальной жизни, приобрести определенные духовные и жизненные навыки и в какой-то мере быть готовыми к повседневной жизни» [5, с. 33].
Философия образования Нурмолдо была основана на сочетании религиозных и нерелигиозных знаний, необходимых для личной и общественной жизни человека. Можно сказать, что принцип обучения - это сочетание теории и практики, основанное на реальной жизни.
Первоначально медресе были мусульманскими средними и высшими учебными заведениями, поэтому согласно учебной программе преподавались религиозные и светские науки. В эпоху общего образования, основанного на религии, религиозные предметы и светские науки преподавались как две стороны одной медали. Доказательство этого можно найти в современной математике, медицине, астрономии и так далее. Достаточно вспомнить мусульманских ученых, которые внесли свой вклад в развитие современной науки. Они получили религиозное образование, что является феноменом, который объясняется, с точки зрения мусульман (не ислама), последующим историческим контекстом. Тому есть несколько причин и аспектов, анализ каждой из которых является предметом отдельного исследования.
В заключение отметим, что Нурмолдо был грамотным и всесторонне развитым человеком в соответствии со своим временем, и то, что он руководил созданием медресе для просвещения населения, является ярким доказательством этого. Что касается тем, которые он раскрывает в своих стихах, то наиболее обсуждаемыми являются вопросы изучения религии, морали, шариата и различных наук.
Одной из главных проблем в произведениях мыслителя является человек, его духовный мир, нравственность, вера, взгляды, место в истории, обществе и связи с природой. Нурмолдо рассматривает науки как основу способности миро-познания человека, особо подчеркивая необходимость знаний.
Нурмолдо отличался философским пониманием морали в изучении наук, говоря: «Наука - неисчерпаемое сокровище. Тот, кто шьет одежду, будет его наука принадлежит тому, кто учится» [3, с. 324]. Поскольку Нурмолдо мог хорошо читать и понимать Коран, он осознавал ценность, которую ислам придает изучению наук. Он посвятил всю свою жизнь преподаванию и делу образования.
Он обучал детей на основах этнопедагогики, и его уроки актуальны тем, что связаны с современными методологическими принципами, научными концепциями.
Нурмолдо считал отсутствие религиозного обучения в медресе серьезным недостатком для социального и культурного развития общества. Таким образом, Нурмолдо был первым мударисом, который преподавал кыргызский язык и литературу, эпос "Манас", математику, астрономию и сельское хозяйство в медресе на юге Кыргызстана. Это новаторство сделало Нурмолдо уникальным мударисом. С другой стороны, он вошел в историю кыргызского образования как педагог-новатор, представив уникальный метод обучения. Педагогические воззрения Нур-молдо сохраняют свою жизнеспособность как с точки зрения философии образования, так и с точки зрения методов обучения и разработанных программ обучения в медресе. Его идеи, исполняя историческую роль в обществе, остаются всегда актуальными в социокультурном развитии человечества. Следовательно, деятельность многогранного мудариса и педагога Нурмолдо следует исследовать со многих сторон.
1. Нурмолдо. Замана (Ырлары, айтыштары, опсундук икаялары) (Тузген: Калмурат Рыскулов). Жалал-Абад, 1995.
2. Нурмолдо. Молдо Кыргыз медресесиндеги ырлар. Ала-Бука райондук басмаканасы, 1997.
3. Нурмолдо. Чыгармалар. Жооптуу редактор А.Ч. Какеев. Бишкек: «Сурет-Басма-Салону» ЖКЧ, 2003.
4. Байгазиев С. Цивилизация жана Ата журт тагдыры. Бишкек: Гулчынар, 2008.
5. Байгазиев С. Нурмолдо - XIX кылымдын тунгуч агартуучусу жана даанышман педагогу. Бишкек: Эркин Тоо, 2005.
6. Tosun N. Orta Asya ve Kirgizistan Tarihinde Yaygin Din Egitimi Faaliyeti Olarak Tasavvuf. Глобализация учурунда Кыргызстанда адептYYЛYк жана теологиялык билим берYY маселелери эларалык симпозиуму. Бишкек, 2008: 361 - 369.
7. Алахан С. Беш молдо (Молдо Нияз, Нурмолдо, Молдо Кылыч, Алдаш Молдо, Молдо Багыш). Бишкек, 2004.
References
1. Nurmoldo. Zamana (Yrlary, ajtyshtary, opsunduk ikayalary) (Tyzgen: Kalmurat Ryskulov). Zhalal-Abad, 1995.
2. Nurmoldo. Moldo Kyrgyz medresesindegiyrlar. Ala-Buka rajonduk basmakanasy, 1997.
3. Nurmoldo. Chygarmalar. Zhooptuu redaktor A.Ch. Kakeev. Bishkek: «Syret-Basma-Salonu» ZhKCh, 2003.
4. Bajgaziev S. Civilizaciya zhana Ata zhurt tagdyry. Bishkek: Gylchynar, 2008.
5. Bajgaziev S. Nurmoldo - XIX kylymdyn tunguch agartuuchusu zhana daanyshman pedagogu. Bishkek: 'Erkin Too, 2005.
6. Tosun N. Orta Asya ve Kirgizistan Tarihinde Yaygin Din Egitimi Faaliyeti Olarak Tasavvuf. Globalizaciya uchurunda Kyrgyzstanda adeptYYYk zhana teologiyalyk bilim berYY maseleleri 'elaralyk simpoziumu. Bishkek, 2008: 361 - 369.
7. Alahan S. Besh moldo (Moldo Niyaz, Nurmoldo, Moldo Kylych, Aldash Moldo, Moldo Bagysh). Bishkek, 2004.
Статья поступила в редакцию 05.05.21