2. В.А Булкин, Е.Н. Ершова, В.Н. Медведев, Б.П. Якимович «Вопросы физического воспитания студентов». Издательство ленинградского университета. Ленинград 1979.
3. Г.С. Каграманов, Физическое воспитание учащихся средних специальных учебных заведений. Душанбе: Сино, 1996.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Гадоев М. А., Намозов Т. Б.
В статье автор анализирует важнейшие функции физической культуры в жизни общества, которые направлены на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоциально - нравственным, эстетическим воспитанием.
Ключевые слова: физическая культура, общество, здоровье, развитие, активность, образ жизни, молодежь.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL TRAINING IN TRAINING OF SPECIALISTS
Gadoev M.A., Namozov T.B.
The most important function of physical training in the life of society which directed to the strengthen the body of the person and his moral. Physical training should be connected with the moral goals and noble aims. As far as the role of physical training consists of harmony development of the body of the human, it has tight connection with moral, labor, emotional and ethnics of the person.
Key words: physical training, society, health, development, activity, life style, youth.
Сведения об авторах: Гадоев Махмадулло Атоевич - старший преподаватель кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.:(+992) 985 342642;
Намозов Тошкул Буриевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 812521.
Information about authors: Gadoev Makhmadullo Atoevich, senior lecturer of the Chair of Physical Training, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 985 342642;
Namozov Toshqul Burievich, Ph.D. in Pedagogy, docent, Chair of Physical Training, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 812521.
НУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭПОХИ САМАНИДОВ КАК ДОСТОЙНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Файзалиев Дж.Х.
Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода
Касаясь истории культурного развития общества на Востоке, трудно переоценить роль ученых и мыслителей Средневековья. Размышления наших предков об отраслях наук, в частности о химии, астрономии, физики, медицине, математике и музыке нашли отражение в их литературных произведениях. В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии - ислама - что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке - в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире - были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово к^ете1а преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийское khemeia.
236
Теоретической основой арабской алхимии стало учение Аристотеля и его идея о взаимопревращаемости элементов. Однако для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказалась не слишком удобной, поскольку описывала, прежде всего, физические свойства вещества.
Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази. Персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (КМ7е8; 865 - 925) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии - всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X - XIII вв.
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому - изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демократа; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух - вверх.
В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные химические аппараты и приборы, и химические операции. В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3) животные. Минеральные вещества он, в свою очередь, делит на шесть групп: 1) «духи» (спирты, летучие вещества), к этой группе он относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; 2) «тела» (т. е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); 3) «камни», всего их тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; 4) купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа); 5) «бораки», которых также шесть видов; 6) «соли». Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог (8: 36).
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение) (8:37).
Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались западноевропейскими алхимиками.
Таджикский учёный-энциклопедист Абу ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Ал-Бируни родился в (973 - 1050) в предместье города Кят, столицы Хорезма. Возглавлял Академию, объединявшую выдающихся среднеазиатских учёных, среди которых были великий врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) и основатель алгебры Мухаммад ибн-Муса ал-Хорезми. В 1017г. был увезён султаном Махмудом Газневи, завоевавшим Хорезм, в Газни, где оставался до конца жизни. Ал-Бируни писал свои сочинения на арабском языке; его перу принадлежат около 150 трактатов (1:17).
Сочинения Ал-Бируни посвящены математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории и хронологии. В «Хронологии древних народов» (1000 г.) Бируни дал детальное описание календарных систем арабов, персов, евреев, греков и др. Его трактат «Ключ к астрономии» не дошёл до наших дней, но сохранилось небольшое «Введение в элементы астрологического искусства», содержащее в популярной форме изложение основ математики и астрономии.
Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, определил длину окружности Земли. Произведя довольно точные астрономические и геодезические измерения, Ал-Бируни установил угол наклона эклиптики к экватору и исторический ход его изменения, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных. Ал-Бируни утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел - планет, подвижность звёзд и их огромные по сравнению с Землёй размеры, высказывал идею о существовании сил тяготения.
В «Книге о нахождении хорд в круге» Бируни разработал ряд оригинальных математических методов и доказательств. В большом трактате по математической и описательной географии «Канон Масуда»(3:62), между прочим, излагается тригонометрический метод определения географических долгот, близкий к современным триангуляционным геодезическим методам.
Ал-Бируни принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнений 3-й степени.
Ал-Бируни написал также обширный труд по топографии Средней Азии. Здесь особенно интересны его исследования изменений течения Амударьи в далёком геологическом прошлом. Исторический трактат Ал-Бируни «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых», материал для которого был собран им во время индийских походов Махмуда, является важным источником по истории Индии раннего средневековья.
В 1038 г. Ал-Бируни написал «Книгу сводок для познания драгоценностей» в котором, чрезвычайно точно определена плотность (удельный вес) многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах и сплавах(8:63).
Исключительная образованность сочеталась у Ал-Бируни с передовыми для его времени взглядами. Ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: возникающие у исследователя сомнения, по его мнению, «устранять... мог бы опыт и повторное испытание». Он иронически относился к астрологии и религиозным суевериям, выступал против вражды между народами.
Наиболее видным представителем врачей Средневековья был Абу Али Ибн-Сина (в Европе известен под именем Авиценны), крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся врачей мировой истории. Он родился в 980 г. в селении Афшана близ города Бухары. В пятилетнем возрасте родители перевезли его в Бухару, где и началось его ученье. От учителей и из книг богатой Бухарской библиотеки Саманидов Ибн-Сина получил все известные к тому времени знания. Однако глубже и основательнее всего Ибн-Сина изучал медицину. В продиктованной им автобиографии он говорил: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах».
Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность Ибн-Сины прервалась. Правившая в Бухаре династия Саманидов была свергнута, и Ибн-Сина вынужден был уйти в Хорезм, где встретился со знаменитым ученым того времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-Хасан-Хаммаром и др.
Пребывание в Хорезме совпало с расцветом творческой научной Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму угрожал свирепый завоеватель султан Махмуд Газневи, Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана. За свои воззрения Ибн-Сина многократно подвергался преследованиям и заключению в тюрьму. Но всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер в Хамадане (Иран), где до сих пор сохранилась его могила.
Характерной чертой духовного облика Ибн-Сины была независимость мысли. Ибн-Сина высмеивал астрологов, отвергал догмы мусульманской религии. Ибн-Сина боролся против учения о предопределении, о судьбе, о роке, отрицавшем свободу человеческой воли, принижавшего роль человеческой личности. Задолго до того, как передовая философская мысль Европы поставила на первое место наблюдения и опыты, Ибн-Сина применял наблюдение и опыт в решении вопросов медицины. В сочинениях Ибн-Сины всюду видна любовь к научному знанию, проверка наблюдением и опытом и вера в человеческий разум. Наблюдения Ибн-Сины над явлениями природы приводили его к важным открытиям и догадкам в области естественных наук,
опережавшим других ученых на столетия. Историки химии и геологии называют имя Ибн-Сины в почетном ряду людей, заложивших начала этих наук.
Мир, по мнению Ибн-Сины, материален и вечен. Он возник не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Движение присуще материи. В мире царит естественная закономерность. Будучи глубоким знатоком произведений древних писателей, Греции, Рима, Индии и Средней Азии, Ибн-Сина понимал, ценил, комментировал и развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Ибн-Сина пошел значительно дальше Аристотеля в объяснении явлений движения. В отличие от Аристотеля он признавал внутреннее движение, совершающееся «непрерывно, не одним только толчком».
Вопросам медицины Ибн-Сина посвятил более 20 своих произведений, многие из которых очень обширны. Мировую славу доставило Ибн-Сине его главное медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки» -энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древнегреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог в начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной науки» явился и новым этапом в истории развития медицины. Труд Ибн-Сины способствовал тому быстрому расцвету медицины, который начался в ХУЬХУП веках. «Канон врачебной науки» в XII веке в Толедо был переведен с арабского языка на латинский, разошелся в многочисленных арабских, еврейских и латинских копиях по всей Европе и, когда появилось книгопечатание, был напечатан в Европе более 30 раз. В арабских странах и Индии «Канон врачебной науки» переиздается в наше время.
В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону врачебной науки» и сочинение Ибн-Сины, таким образом, формировало медицинское мышление - многих поколений. Замечательны первые абзацы «Канона врачебной науки», где Ибн-Сина дал определение медицины и ее задач: «Я утверждаю: медицина - наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».
Особые главы «Канона врачебной науки» Ибн-Сина посвятил воспитанию здорового и больного ребенка. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Ибн-Сина оказал сильное влияние на развитие педиатрии в Европе.
Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» является клиника. Точные описания клинической картины болезней, тонкости диагностики, первые описания ряда клинических явлений, их объяснения, приведено на латинском языке в 1544 г. Многие отделы внутренней медицины и хирургии объяснены автором «Канона врачебной науки». Диагностические методы Ибн-Сины разнообразны: ощупывание, наблюдение; над пульсом, определение влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений.
Ибн-Сина выделил клиническую картину чумы, обратил внимание на заразительность оспы, отличил слоновость от проказы, описал признаки плеврита, язву желудка, отметил признаки диабета (обилие прозрачной мочи, «сладкий привкус, как у меда» осадка мочи после испарения). Ибн-Сина высказал мысль о невидимых возбудителях лихорадочных болезней. Он утверждал, что оспой и чумой можно заразиться, если вдыхать воздух, идущий от больного, признавал возможность передачи болезни через плаценту, через почву и воду и для предотвращения этого рекомендовал кипячение воды. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина описал клинику и лечение туберкулеза легких и других болезней органов дыхания.
Ибн-Сина оставил заметный след в лекарствоведении. Он собрал сведения о лекарствах из трудов древних греческих, индийских и других врачей, значительно дополнил собственными наблюдениями и опытом, включая многие средства народной медицины, индийские и китайские лекарства и многие средства, которые дала зарождавшаяся на Востоке химия.
Многие главы «Канона врачебной науки» посвящены хирургическим операциям. В нем изложено учение о кровопускании, описаны операции камнесечения, трахеотомии, лечение ран и травм. Для обработки ран Ибн-Сина рекомендовал применять вино. Долгое время был широко известен предложенный им способ вправления вывиха плеча. Ибн-Сина применял гибкий катетер, сделанный из кожи животных, при операциях на глазу в качестве материала для шва рекомендовал применять тонкий женский волос, при операции на прямой кишке для той же цели - свиную щетину. Интересны советы Ибн-Сины о том, как рано распознавать злокачественные новообразования, удалять их широким разрезом и прижигать.
Ибн-Сина отверг демонологические представления о причине нервных и психических болезней, описал менингит как особую болезнь, указывал, что при острых лихорадочных заболеваниях может развиться психоз, что самое вредное для больного - это страх, и рекомендовал
музыку в качестве терапевтического средства. Опыт многих врачей, дополненный обширной эрудицией и собственными наблюдениями, позволил Ибн-Сине внести существенно новое в медицину. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к здоровью, так и к болезни, проводить наблюдения в больницах и там проверять.
«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний [7:58]. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
Мыслитель утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив, эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Оздоровительная физкультура, придуманная, им жива по сей день и тысячу лет помогает людям.
В средние века медресе считались высшими религиозными учебными заведениями, где учебный процесс направлялся по определенному руслу, хотя и не имелось конкретной программы обучения.
Учащиеся в основном усваивали шесть действий: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение квадратного и кубического корней. А в преподавании геометрии основное внимание уделялось решению задач на измерение Земли. Давались понятия: что такое прямая линия, плоскость, угол, площадь, объем, окружность и круг, треугольник, четырехугольник. Завершалось обучение счетной науке, книгой ал - Хорезми «Китаб-ул-васоё» (Книга завещаний), которая также служила пособием при разделении наследства [6]. Наука о счете с давних времен привлекла к себе внимание людей. Люди хотели знать, какое расстояние между небом и землей, между планетами и звездами, сколько часов в сутках. Древние люди научились вести счет по пальцам рук. В итоге появился десятичный счет. Впоследствии с помощью нуля научились прибавлять, вычитать, умножать и делить. Так наука о счете нашла свое дальнейшее развитие.
Впервые обозначение нуля ввел в науку Ал-Хорезми. Положительные и отрицательные числа впервые употребил Мухаммад Абдулвафо (940-998) [10:12].
Большое значение для дальнейшего развития математики имели труды Мухаммеда ал-Хорезми (787-750). Его родиной был Хорезм в Средней Азии. Происходил он из зороастрийских жрецов. Благодаря своей учености он занимал видное положение в «Доме мудрости», созданном халифами в Багдаде. Здесь он был ведущим математиком и астрономом. Сочинения ал-Хорезми по арифметике и алгебре обессмертили его имя. Книга ал-Хорезми «Об индийском счете» явилась первой на арабском Востоке, в которой арифметика излагалась на основе позиционной десятичной системы. Индийская арифметика была известна в Западной Европе под названием алгоритм или алгоритм (по латинизированной форме имени ученого). В наше время алгоритмом стали называть точное предписание для решения определенного класса задач. Оно широко используется в математике, в ее приложениях, в повседневной жизни.
Своим сочинением «Краткая книга об исчислении ал-джабра и ал-мукабали» ал-Хорезми положил начало формированию того раздела математики, который получил название «Алгебра» (от соответствующего слова в наименовании книги). Операция ал-джабр (восполнение) означала перенос вычитаемых членов уравнения в другую часть его в виде прибавляемых членов; ал-мукабала (противопоставление)- сокращение равных членов в обеих частях. Эти операции позволяли любое уравнение первой или второй степени привести к одному из шести канонических типов, рассмотренных в книге. Для каждого типа ал-Хорезми дает лишь правило нахождения положительных корней уравнений. Все излагается словесно на примерах с числовыми коэффициентами, без какой либо символики.
Другая книга ал-Хорезми «Китаб-ал-джабр-мукобала»[4] («Книга восполнения и противопоставления») принесла ал-Хорезми мировую славу. Его заслуга по ал-джабр не только в создании термина (алгебра), что открыло новую эпоху в математике. В начале трактата ал-Хорезми раскрывает цель своей работы: «Я составил краткое руководство по алгебре и ал-мукабале, заключающее в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при делении наследства, составлении завещаний, разделе имущества и судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении площади земель, определении геометрии каналов и прочих разновидностях подобных дел»[6:91]. В предисловии ал-Хорезми раскрывает значения ряда
терминов, использованных им в трактате, как: «простое число» (дирхам), «имущество» (мол), «квадратный корень» (джазр). Последняя часть сочинения ал-Хорезми называется «Книга о завещаниях» и посвящена вопросам раздела наследства по замечаниям.
«Хисоб-ал-Хинд (Индийский счет)» или «Китаб-ал-чамъ ват-тарх (Книга вычитания и сложения)». В этом трактате раскрывается индийская система счета. Ал-Хорезми первым познакомил Халифат, а затем и Европу с более удобным и легким десятичным способом счета. Если арабы называли эту систему исчисления индийской, то в Европе цифры этой системы позднее стали называться арабскими по той причине, что стали известны в Европе в переводе с арабского языка. Благодаря «Китаб-ал-хамъ-ват-тафриг» ал-Хорезми десятичная система исчисления проникла в Европу, вытеснив громоздкую и менее удобную для употребления римскую нумерацию.
«Китоб-ат-таърих (Книга истории)». Это сочинение ал-Хорезми было широко известно современникам, но, к сожалению, не дошло до наших дней. О нем пишут ал-Яъкуби, Хам-за-ал-Исфахони, Ибн-ан-Надим, ибн-ал-Китфи и ал-Масъуди. Сочинение аль-Хорезми послужило одним из источников в работе ал-Масъуды, о чем он сообщает в своем сочинении [5:58].
«Китаб-ус-сурат-ул-арз» (Книга картины земли) состоит из трех частей: таблицы городов, таблицы гор; описания расположения морей, островов, источников и рек. Сведения излагаются кратко, сначала даются таблицы широт и городов, находящихся за линией экватора [1:12]. Обитаемая часть Земли разделяется на семь климатов, описывается расположение городов каждого климата с помощью таблиц широт и долгот. Всего обозначено 537 городов и основных местностей.
Знаменитый ученый - энциклопедист Средней Азии Мухаммед ал-Бируни (973-1050), современник великого Ибн Сино, родился в городе Кяте, столице Хорезма (ныне город Бируни в Узбекистане). Здесь, в крупном центре науки того времени, он учился и работал. Афганский султан Махмуд, захвативший Хорезм в 1017 году, заставил его переехать в свою столицу Газнин, где ал-Беруни возглавил работу ученых, собранных Махмудом из покоренных стран. Несколько лет ал-Беруни жил в завоеванной султаном Северной Индии, где глубоко изучил научные труды на санскрите.
Среди многочисленных работ ал-Беруни особое место занимает его огромный энциклопедический труд, посвященный сыну Махмуда Масъуду и известный под названием «Канон Масъуда». Помимо астрономии, хронологии, географии и естественных наук, в нем много внимания уделено тригонометрии, было подытожено ее развитие в сочинениях многочисленных предшественников Беруни. Он, пересекший моря древнегреческой и индийской философии, приобрел огромную славу на средневековом Востоке.
Беруни проявил большое искусство в решении таких важных задач, как вычисление стороны правильного вписанного девятиугольника, хорды дуги 1, отношения окружности к диаметру (число П) и других. Первая задача привела к уравнению, которое записывается теперь в виде х3 + 1 = 3х, Беруни решает его путем последовательных приближений по существу, это уравнение трех секций угла. Вслед за «Каноном» Беруни стали появляться другие сводные изложения тригонометрии. Венцом их явился «Трактат о полном четырехугольнике».
Таджикское профессиональное музыкальное искусство, насчитывая тысячелетнюю историю, воплощает в себе всё богатство национальной музыки, глубокое художественное, эстетическое, философское, социальное содержание. Традиции, сохранившиеся до настоящего времени, не потеряли своей великой гуманистической и воспитательной актуальности.
Говорить о дальнейшем историческом развитии можно только с позиции нравственного, содержательного значения, своеобразных творческих принципов и стиля. При определении принципов, влияющих на формирование творческих идей той или иной культуры, содействующих взаимовлиянию и укреплению связей, показывающих общую систему понимания и творческого моделирования познания мира, необходимо выделить виды и формы культуры. С этой позиции процесс социального и исторического развития мы не можем изучать без абсолютного понимания искусства, её восприятия, закономерностей, критериев того или иного исторического периода.
В таджикской классической музыке творческая, интеллектуальная составляющая, являющаяся частью творческого и социального мировоззрения, развивалась в тесной взаимосвязи с другими творческими областями, обычаями и традициями таджикского народа. Необходимо отметить, что таджикская классическая музыка впитала в себя богатое наследие ритуальной религиозной, военной музыки, всё творческое наследие деятелей культуры долинных и горных городов.
Культура и искусство являются мощным средством движения общества вперёд, важнейшей составляющей воспитания всесторонне развитой личности и интеллектуального прогресса нации.
Изучение музыкальных традиций таджикского народа необходимо не только для постижения источников художественного творчества, особенностей его подъёма, но и для дальнейшего развития таджикского музыкального искусства. Классическая таджикская музыка - кладезь ума и
удивительный мир. Она появилась и развилась, впитала в себя всё лучшее благодаря десяткам народных мастеров искусства.
Литература:
1. Ал-Хорезми Мухаммад. Математические трактаты. пер. Ю.Х. Копелевича и Б. А. Розенфельда.
- Ташкент, 1964. -С.12.
2. Ал-Хорезми Мухаммад. Математические трактаты. пер. Ю.Х. Копелевича и Б.А. Розенфельда.
- Ташкент, 1964. -С.12.
3. Беруни. - Избр. произ., Т.5, ч.1 Канон Масуда (кн 1-5), пер. П.П. Булгакова и Б.А. Розенфельда, Ташкент, Фан, 1973.
4. Гоибов Г. - Мухаммад ибн Мусо ал-Хорезми. Душанбе: Дониш,1984.
5. Голубев Г. Улугбек. - Душанбе: Ирфон, 1968. -С.58.
6. Мухаммад ибн Мусо Хоразми - Рисола дар Чабру мукобала ва Китоб-ул васоё. Душанбе, Ирфон, 1984.
7. Ибни Сино. Китоб-уш-шифо. Осори мунтахаб. III. - Душанбе: Ирфон, 1985.
8. Сиражидинов С.Х., Матвеевская Г.П. - Абурайхан Беруни и его математические труды. М., Просвещения, 1978.
9. Юсупов Ш.Н. - Очерк по истории развития математики на Ближнем Востоке. Баку, 1978.
10. Юшкевич А.П. - Арифметический трактат Мухаммада Бен Муса ал-Хорезми. Труды института истории естествознания и техники. М., 1954.
НУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭПОХИ САМАНИДОВ КАК ДОСТОЙНЫЙ
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Файзалиев Дж.Х.
В статье рассматриваются вопросы вклада таджикских ученых различных областей в период средневековья в развитие мировой науки. Таджикско-персидские мыслители Рази, Беруни, Хоразми, Абу Али ибн Сина и многие другие в свои исторические эпохи внесли огромный вклад в обучение нового поколения науке и философии своей эпохи, при этом оставляя ценнейший вклад в развитии современной науки всего человечества. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что история, культура и наука таджикского народа занимает достойное место в современной мировой цивилизации.
Ключевые слова: наука, цивилизация, химия, алгоритм, алгебра, медицина, каноны здоровья, процветание, история, культура, музыка, астрономия, физика, ученые, университеты, традиция.
SCIENTIFIC AND PEDAGOGIC ACHIEVEMENT OF THE ERA OF SAMANID AS WORTH CONTRIBUTION IN CIVILIZATION DEVELOPMENT
Fayzaliev J.Kh.
The issues regarding the contribution of the Tajik scientists of various areas in the period of the Middle Ages in development of world science is reviewed in the article. The Tajik-Persian thinkers, like Beruni, Horazmi, Abu Ali Ibn Sino and many others during the historical eras made a huge contribution to training of new generation in science and philosophy of the era, thus, leaving the most valuable contribution in development of modern science of all mankind. Proceeding from it, it is possible to tell with confidence that the history, culture and science of the Tajik people take a worthy place in a modern world civilization.
Key words: science, civilization, chemistry, algorithm, algebra, medicine, health canons, prosperity, history, culture, music, astronomy, physics, scientists, universities, tradition.
Сведения об авторе: Файзалиев Джумахон Холович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзода, тел.: (+992) 918 506324; e-mail: f.jumakhon@mail.ru
Information about the author: Faizaliev Jumakhon Kholovich, Ph. D. in Pedagogy science, docent, Chair of Pedagogy and Psychology, Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda, tel.: (+992) 918 506324; e-mail: f.jumakhon@mail.ru