УДК 329 (17)(430) ББК 66.69.(4Гем)
НСДАП И НЕМЕЦКАЯ «НАРОДНАЯ ОБЩНОСТЬ» В 1933-1945 ГГ.
Армии Нольцен, редактор журнала
"Beiträge zur Geschichte des Nationalsozialismus"
(«Исследования по истории национал-социализма»)
(Германия, Варбург)
armin.nolzen@rub.de
Перевод с немецкого B.A. Рогозина
Аннотация. В статье рассматривается институциональное развитие Национал-социалистской рабочей партии (НСДАП) после 1933 г. и функции, которые она выполняла для нацистского режима. Автор анализирует процесс становления новых аппаратных инстанций и институций, превращение ведомства заместителя фюрера в головную организацию по управлению партией. В основе деятельности партии, её подразделений и смежных союзов была цель создания «народной общности». Главное в её практике состояло в учреждении ведомственной структуры, в «руководстве персоналом», в использовании силы и в проведении актов насилия и мобилизационных мероприятий.
Ключевые слова: присоединенные союзы, бомбардировки, насилие, подразделения, Гитлерюгенд, «руководство персоналом», НСДАП, НСФ, «заместитель фюрера», «народная общность».
THE NSDAP AND THE GERMAN "PEOPLE'S COMMUNITY" (1933-1945)
Armin Nolzen,
Editor of the journal Beiträge zur Geschichte des Nationalsozialismus (Contributions to the History of National Socialism)
Abstract. The article deals with the National Socialist German Workers' Party (NSDAP) and its functions after Adolf Hitler's seizure of power on January 30th, 1933. It examines the NSDAP's differentiation as a party, its divisions and affiliations and the establishment of the office of the deputy Führer (Dienststelle des Stellvertreters des Fuhrers) Rudolf Hess as the main institutional body ofdecision-making processes. As a network oforganizations with millions of members, the NSDAP strove to establish a "people's community" (Volksgemeinschaft). Its main operational codes were institutionalization, "people management" (Menschenfuhrung), violence, and mobilization.
Key words: affiliations, air war, violence, divisions, Hitler Youth, NSDAP, National Socialist People's Welfare (Nationalsozialistische Volkswohlfahrt - NSV), deputy Fuhrer, "people management".
1. Введение
История Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) после назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером 30 января 1933 г. в последние годы оказалась в центре исторических исследований многих стран, несмотря на то, что ее структура и функции в гитлеровской Германии были Ел
194
достаточно хорошо изучены [1]. Это касается как имперского руководства НСДАП, которое располагалось в «Коричневом доме» в Мюнхене и включало в себя множество отделов, так и партийных инстанций среднего и нижнего уровня, то есть руководства округов (гау), районов (крайс) и местных групп (ортсгруппен), паутиной которых был охвачен
весь германский рейх. Наряду с этим, в состав НСДАП входили полувоенные организации, а также специализированные объединения, созданные еще в годы Веймарской республики для проведения предвыборной пропаганды среди конкретных социальных групп - врачей, чиновников, студентов, крестьян, домохозяек или ремесленников. В моих дальнейших размышлениях будет представлен проблемно-ориентированный обобщающий анализ новейших исследований истории НСДАП после 1933 г. Ставится вопрос о тех функциях, которые она выполняла для национал-социалистического режима.
Проблему, однако, представляет собой определение понятия „НСДАП". До недавнего времени в исследованиях шла речь о «партии» в целом, причем не делалось различий относительно того, к какой именно организации относится каждый конкретный случай. Я же объединяю под понятием „НСДАП" все организации, которые идентифицировались с ней с правовых позиций «третьего рейха». Основным критерием причисления той или иной организации к НСДАП является, таким образом, конституционное право национал-социалистического государства. Если я говорю о «партии», «партийном аппарате» или «партийной организации», то под этим всегда подразумевается «политическая организация» (П.О.), то есть имперское руководство, а также органы управления на уровне округов, районов и местных групп. Этот аппарат образовывал фактическую сердцевину НСДАП, поскольку в его компетенцию входили, помимо прочего, внутрипартийное руководство и управление партийными кадрами.
2. «Партийная революция снизу» (март 1933 г. - август 1935 г.)
Как известно, после назначения Гитлера рейхсканцлером 30 января 1933 г., НСДАП еще долго не располагала всей полнотой политической власти. В новое «правительство национальной концентрации» вошли только три члена этой партии. Представители НСДАП входили в состав лишь нескольких земельных правительств. В органах власти на уровне земель, районов, коммун и общин национал-социалисты также находились в явном меньшинстве. Внутреннее управление германского рейха было сосредоточено в руках чиновников, поддерживавших Социал-демократическую и Немецкую национальную партии или склонявшихся к партии Центра. Данное обстоятельство, естественно, плохо соотносилось со стремлением НСДАП к радикальному политическому переустройству. По этой причине партия пыталась расширять свои властные позиции посредством уличного террора, а также путем постоянного вмешательства в сферы административного
управления, армии и экономики. Мартин Бросцат назвал этот процесс, начавшийся после выборов в рейхстаг 5 марта 1933 г., «партийной революцией снизу» [2]. Под последней он понимал три процесса: во-первых, террор, развязанный активистами партии, штурмовыми отрядами (CA) и охранными отрядами (CC) против оппозиции [3]; во-вторых, узурпацию национал-социалистами государственных учреждений; а также, в-третьих, «унификацию» самодеятельных объединений, организаций и ассоциаций, которые были или полностью инкорпорированы в НСДАП, или приведены в соответствие с ее идеями через включение в их уставы «принципов фюрерства» и «арийских параграфов» [4]. Важная функция НСДАП заключалась, таким образом, в удалении евреев из «унифицированных» объединений, организаций и ассоциаций и обеспечении невозможности какого-либо сосуществования в них немцев и евреев.
В ходе „партийной революции снизу" радикально изменилась и организационная структура НСДАП. 21 апреля 1933 г. Гитлер назначил своего личного секретаря Рудольфа Гесса заместителем фюрера и заявил, что тот уполномочен решать от его имени «все вопросы руководства партией» [5]. Заместитель фюрера исполнял отныне в НСДАП те же полномочия, которые были у Гитлера, и возвышался над всеми остальными партийными инстанциями. Единственное исключение составлял имперский казначей Франц Ксавер Шварц, которому Гитлер выдал генеральную доверенность на представительство НСДАП по всем финансовым вопросам [6]. С весны 1933 г. НСДАП опиралась на две фигуры: на заместителя фюрера, в компетенцию которого входило так называемое политическое руководство организацией, и на имперского казначея, занимавшегося хозяйственным управлением. Их прерогативы простирались и на другие органы управления имперского уровня, в которых действовали в основном три вида функционеров: ответственные за П.О. руководители ведомств, вожаки военизированных организаций, а также руководители отраслевых союзов. На день прихода к власти партия насчитывала почти 850 тыс. членов, и имперский казначей объявил о временной приостановке приема до 1 мая 1933 г., поскольку его ведомство было завалено двумя миллионами новых заявлений о приеме. Однако в отличие от партии военизированные организации и отраслевые союзы продолжали принимать новых членов. Вскоре они выросли в огромные структуры, насчитывавшие порой миллионы участников, которые уже не могли автоматически пребывать в партии. Требовалась определенная систематизация их отношения к П.О. Эта систематизация была про-
ведена весной 1935 г., когда НСДАП была разделена на партию, ее подразделения и присоединенные союзы, которые все имели различный правовой статус [7].
Однако выделение из НСДАП новых самостоятельных организаций все еще продолжалось, поскольку каждое подразделение и каждый присоединенный союз выстраивали отныне собственную бюрократию для интеграции в свои структуры новых членов. В ходе такого развития внутри подразделений и присоединенных союзов выделились несколько почти не связанных между собой вертикальных опор. Из военизированного комплекса в качестве новых самостоятельных подразделений выросли СС и Гитлерюгенд. Организации СС удалось подчинить себе государственный полицейский аппарат, а затем превратить его в новый «исполнительный орган фюрера» [8]. Организация Гитлерюгенд стремилась охватить всех молодых людей в возрасте от 10 до 18 лет [9]. Гитлерюгенд состояла из мужской, а также женской ветви - «Союза немецких деву-
шек». Двумя крупнейшими и важнейшими присоединенными организациями были возникший в результате «унификации» Свободных профсоюзов «Германский трудовой фронт» (ДАФ) [10] и Национал-социалистическая народная благотворительность (НСФ), выступавшая в качестве собственно партийной благотворительной организации [11]. Управленческие вертикали присоединенных организаций были связаны с партией исключительно через личные унии на соответствующих уровнях управления. Их не могли контролировать и ими не могли управлять «носители власти» из числа руководителей окружных, районных или местных партийных групп*. То же самое было характерно для взаимоотношений партии и ее подразделений, организационные структуры которых, за исключением Национал-социалистической женской организации [12], территориально не совпадали. В НСДАП не было инсти-туционализации командных полномочий «носителей власти» над подразделениями, входившими в сферы их властных полномочий.
Структура и главы ведомств имперского руководства НСДАП (состояние на лето 1936 г.) [13]
Имперский казначей (рейхсшатцмейстер) Франц Ксавер Шварц Заместитель фюрера Рудольф Гесс
Канцелярия фюрера Филипп Боулер Главное управление государственных служащих Герман Нееф
Управление имперской пропаганды Йозеф Геббельс Главное управление воспитателей Фриц Вэхтлер
Имперский шеф прессы Отто Дитрих Расово-политическое управление Вальтер Гросс
Имперский руководитель по делам прессы Макс Аманн Главное управление народного здравоохранения Леонард Конти
Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер Имперское студенческое руководство Густав Адольф Шеель
Высшее руководство СА Виктор Лютце Имперское руководство доцентов Вальтер Шульце
Руководство Национал-социалистического механизированного корпуса Адольф Хунляйн Имперское управление спорта Ганс фон Чаммер унд Остен
Имперское руководство молодежи Бальдур фон Ширах Имперское организационное управление Роберт Лей
Высший партийный суд Вальтер Бух Главное управление по организации Фриц Менерт
Уполномоченный по контролю Альфред Розенберг Главное управление по обучению Фридрих Шмидт
Внешнеполитическое управление Альфред Розенберг Главное управление по персоналу Отто Маренбах
* Соотв. гауляйтеров, крайсляйтеров и ортсгруппенляйтеров. - Прим. перев.
196 -I
Внешнеполитическое управление Альфред Розенберг Главное управление по персоналу Отто Маренбах
Имперское правовое управление Ганс Франк Имперское женское управление Гертруда Шольц-Клинк
Имперское управление по аграрной политике Рихард Вальтер Дарре Главное управление по народному благосостоянию Эрих Хильгенфельд
Главное управление по коммунальной политике Карл Филер Главное управление по жертвам войны Ганс Оберлиндобер
Гитлер, хотя и передал номинально свои функции в НСДАП Гессу, еще продолжал выполнять некоторые важные задачи, прежде всего в области внутрипартийной кадровой политики. Он самолично назначал всех имперских руководителей, всех политических руководителей в органах имперского руководства, всех гауляйтеров, их заместителей, начальников окружных ведомств, а также крайсляй-теров. Также Гитлер мог отправлять партийных функционеров, «согласно решению фюрера», в отставку или отдавать их под партийный суд. Однако во внутрипартийной кадровой политике он делегировал эти широкие властные полномочия заместителю фюрера. При этом он все же выступал в качестве последней перестраховочной инстанции, без согласия которой в корпусе партийных начальников не могли производиться назначения ни на одну руководящую должность. Последнее относилось как к самой партии, так и к управленческим структурам подразделений и присоединенных союзов, во главе которых стояли самостоятельные органы имперского руководства или главные управления НСДАП. Разница заключалась в том, что в партии Гитлер назначал также и руководящий персонал на уровне округов и районов, а в подразделениях и присоединенных союзах только высшие руководящие кадры, такие как управляющие в центральных органах. Полномочия Гитлера в области кадровой политики распространялись таким образом только на две тысячи лиц, то есть на небольшую часть руководящего корпуса НСДАП, насчитывавшего в начале 1935 г. более полумиллиона человек [14]. Однако при этом речь шла в конечном счете о лицах, облеченных решающими полномочиями. Для остальных функционеров, как и рядовых членов НСДАП, Гитлер являл собой центр эмоционального единения, и этой цели служили также ежегодные съезды партии в Нюрнберге. Вся сценография этих съездов была направлена на то, чтобы политические вожди, включая руководителей подразделений и присоединенных союзов, могли как можно ярче воспринять традиционную «речь фюрера» [15]. В рамках съездов проходили «День немцев за границей», «День СА», «День Гитлерюгенда», «День политических руководите-
лей», а также различные заседания и мероприятия, на которых Гитлер выступал перед сливками руководящего корпуса НСДАП. Аналогичные акции регулярно проводились перед Второй мировой войной в округах и районах [16]. Там эти мероприятия служили обеспечению спайки регионального руководства партии, ее подразделений и присоединенных союзов, а также демонстрации ее «сплоченности» вовне. Общеимперские, окружные и районные партийные съезды выполняли, таким образом, двоякую функцию: внутреннего единения НСДАП, а также демонстрации ее сплоченности и дисциплины перед тем населением, которое еще не было охвачено партийными структурами.
3. Организованная «народная общность» (сентябрь 1935 г. - август 1939 г.)
Во время «партийной революции снизу» к лету 1935 г. НСДАП кардинально изменила немецкое общество, поскольку большинство существовавших союзов, организаций и объединений были «унифицированы», а их члены были интегрированы в собственные структуры партии. Этот процесс продолжался в течение всего национал-социалистического периода, так что в конце войны в партии насчитывалось уже девять миллионов членов. С лета 1935 г. НСДАП также все больше и больше переходила к социальному контролю над немецким обществом.
Социальный контроль со стороны НСДАП имел два аспекта. С одной стороны, не охваченные партией слои населения подводились к единой линии с помощью различных мер запугивания и принуждения, причем осуществлялось доверительное сотрудничество между партийными органами, тайной государственной полицией и внутренней администрацией. С другой стороны, НСДАП стремилась больше регламентировать каждодневную жизнь собственных членов и интегрировать их в соответствующие структуры. В социальной практике НСДАП внешний социальный контроль был всегда неразрывно связан с внутренним. В партии данные процессы происходили внутри местных групп, ячеек и блоков, которые подобно католическим и евангелическим церковным общинам хорошо вписывались в местную среду и
имелись в каждом городском районе и в каждой деревне. Правления местных партийных групп были в первую очередь внутрипартийными органами, ответственными за все вопросы членства. В местных группах взимались партийные взносы, велись картотека и реестр членов, проходили «учебу» функционеры низшего звена, продавались центральные партийные газеты, печатные материалы и атрибутика. Руководители местных партгрупп пытались проводить целенаправленную внутрипартийную политику и сообщали наверх об особо проявивших себя руководителях ячеек и блоков (целленляйтерах и блокляйтерах), чтобы предоставить им возможность внутрипартийной карьеры. Деятельность руководителя местной партгруппы (ортсгруппеляйтера) в большой мере включала в себя служебные «сборы», аттестации сотрудников и различные совещания с подчиненными партийными функционерами [17].
Второй крупной сферой, в которой действовали местные группы, был социальный контроль над населением, не охваченным партией. Сюда входили различные меры по «обслуживанию» населения, вроде консультирования по спорным вопросам арендной платы или помощи при заполнении бланков заявлений, но также и прямые угрозы применения полицейских санкций и сами эти санкции. Руководитель местной группы записывал в свою «хозяйственную картотеку» сведения о «товарищах» из группы, которые ему поставляли целленляйтеры и блокляйтеры. Эти сведения включали в себя, помимо личных данных, ссылки на конфессиональную и политическую деятельность, членство в партии, ее подразделениях и присоединенных союзах, мировоззренческие предпочтения и «свидетельство о чистоте происхождения» [18]. Блокляйтер всегда мог сообщить своему вышестоящему целленляйтеру о недостаточной готовности отдельных «товарищей по партии» к пожертвованиям при проведении благотворительных акций, о сделанных ими в кафе критических замечаниях или об отсутствии с их стороны увлеченности национал-социалистическим государством. В серьезных случаях целленляйтер подключал ортсгруппенляйтера, который мог либо заявить в полицейские органы, либо сделать нарушителю внушение и потребовать исправления его поведения. И если кто-либо делал, например, заявку на пособие по обустройству, пособие на детей или пособие по уходу, или если чиновник шел на повышение, или требовалось разрешение предпринимателю, то соответствующее государственное ведомство запрашивало через районное руководство у местной группы НСДАП по месту жительства заявителя информацию относительно политического поведения последнего. В таких случаях ортсгруп-
пенляйтеры составляли «политическую характеристику» на основе информации, полученной ими от своих блокляйтеров, и направляли эту характеристику крайсляйтеру, который передавал ее далее запрашивающему органу. При раздаче «ссуд вступающим в брак» цель «политической характеристики» состояла прежде всего в исключении каких-либо «расово-политических» сомнений. Кроме того, ор-тсгруппенляйтеры занимались разбивкой населения на группы в соответствии с критериями «расовой» чистоты. По мере сил они участвовали также и в еврейских погромах.
Подразделения и присоединенные союзы НСДАП проявили себя так же как важные инстанции социального контроля. Некоторые из этих организаций создавали прямо-таки собственную среду обитания и пытались регулярно собирать вместе своих членов, «обрабатывать» их идеологически или влиять на их образ жизни, предлагая на первый взгляд неполитические мероприятия социальной «опеки». Так, Национал-социалистическая женская организация, в которой состояли главным образом городские жительницы, организовывала огромное количество курсов по домоводству и материнству и, конечно же, ожидала от участниц ответной поддержки «национал-социалистической идеи», в том числе и полного согласия с идеей гендерных различий, которую постулировало нацистское государство.
В присоединенных союзах, наоборот, было важнее платить взносы и состоять в картотеке, нежели активно участвовать в мероприятиях. Немногочисленные активисты встречались раз в месяц, обсуждали внутриорганизационные вопросы и подготавливали партийные праздники. Как своего рода головная организация, Немецкий трудовой фронт стремился инкорпорировать всех «трудящихся немцев». На предприятиях ДАФ стремился поставить под свой контроль профессиональное обучение работников, их медицинское обеспечение и организацию досуга, предлагая при этом своим членам социальные льготы. Кроме этого, органы ДАФ собирали информацию о поведении рабочих, служащих и чиновников коммунальных органов.
Такое же сочетание мер поощрения и принуждения, благотворительности и репрессий было характерно и для деятельности Национал-социалистической народной благотворительности. В зимние месяцы НСФ работала под эгидой «Зимней помощи», в акциях которой участвовали многие тысячи добровольных помощников, а собранные средства направлялись на поддержку «нуждающихся семей». Сбор пожертвований иногда принимал весьма репрессивные формы. Членство в Национал-социалистической народной благотворительности было почти обязательным
198
условием для занятия должности в сфере социального обеспечения. Таким образом, начиная с 1935-1936 гг., возможность профессиональной деятельности была фактически обусловлена принадлежностью к соответствующему присоединенному союзу. В этом заключалась существенная причина постоянного роста количества членов партии, ее подразделений и присоединенных союзов.
На 1 сентября 1939 г. подразделениями с наибольшей численностью участников были Гитлерю-генд, охватывавший девять миллионов девушек и юношей, и Национал-социалистическая женская организация, членами которой были 1,4 миллиона женщин. Немецкий трудовой фронт со своими 22 миллионами членов, а также Национал-социалистическая народная благотворительность, в которую входили почти 15 миллионов человек, являлись двумя наиболее крупными из всех присоединенных союзов. Если к этому добавить остальные национал-социалистические организации и подопечные союзы и вычесть широко распространенное перекрестное членство, то к началу войны НСДАП охватывала каждого второго «гражданина империи», определяемого, согласно «Нюрнбергским законам» от сентяб-
ря 1935 г. В течение всего нескольких лет общество, имевшее еще в Веймарской республике плюралистический характер, превратилось в организованную НСДАП «народную общность» [19].
4. Попытки внутрипартийной реорганизации (сентябрь 1939 г. - апрель/май 1941 г.)
Во время «партийной революции снизу» служба заместителя фюрера, которой руководил Мартин Борман, стала центральным ведомством НСДАП. Его внутрипартийная власть базировалась на участии в законодательстве и назначении чиновников верхнего и среднего звена. Это был единственный партийный орган, который участвовал в исполнении той и другой задачи. Гесс должен был принимать участие в разработке всех законов и распоряжений рейха. Начиная с 1935-1936 гг., вряд ли оставался еще какой-либо закон, не получивший одобрения Гесса и его службы. К этому добавлялись и широкие полномочия во внутрипартийной кадровой политике. С 1937-1938 гг. штаб Гесса отвечал также за мобилизацию членов НСДАП (кроме СС) и координировал заявления профессиональных функционеров на бронь для освобожденных от военной службы.
Партия (П.О.) 5.310.000
Подразделения
Штурмовые отряды (СА) 1.329.448
Охранные отряды (СС) 235.526
Национал-социалистический механизированный корпус (НСКК) 350.000
Гитлерюгенд (ГЮ) и Союз немецких девушек (БДМ) 8.700.000
Национал-социалистическая женская организация (НСФ) 1.400.000
Национал-социалистический союз немецких студентов (НСДСБ) 27.700
Национал-социалистический союз немецких доцентов (НСДБ) 15.000
Присоединенные союзы
Немецкий трудовой фронт (ДАФ) 22.127.793
Национал-социалистический союз врачей (НСДАБ) 30.000
Национал-социалистический союз юристов (НСРБ) 104.171
Национал-социалистический союз учителей (НСЛБ) 300.000
Национал-социалистическая народная благотворительность (НСФ) 14.187.834
Численность партии, ее подразделений и присоединенных или опекаемых союзов
(состояние на 1 сентября 1939 г.) [20]
Национал-социалистическое обеспечение жертв войны (НСКОФ) 1.600.000
Имперский союз немецких служащих (РДБ) 1.700.000
Национал-социалистический союз немецких техников (НСБДТ) 140.000
Опекаемые союзы
Труд немецких женщин (ДФВ) 4.000.000
Национал-социалистический имперский союз физических упражнений (НСРЛ) 3.613.000
Национал-социалистический летный союз (НСФК) 230.000
Национал-социалистический ветеранский союз (НСАхБ) 75.000
Национал-социалистический имперский колониальный союз (РКолБ) 1.200.000
Национал-социалистический союз имперских воинов (РКрБ) 2.307.250
Национал-социалистический имперский союз отставных кадровых военнослужащих (РТрБ) 130.000
Задачи, которые ложились на партию, ее подразделения и присоединенные союзы в случае войны, были в основных чертах изложены не позднее 1937-1938 гг. Так в §7 второго «Закона о защите рейха» от 4 сентября 1938 г. было определено, что компетенции заместителя фюрера подлежит «политическое формирование воли народа» [21], которое он должен обеспечивать с помощью партии, ее подразделений и присоединенных союзов. Тем самым четко предполагалось, что НСДАП обязана контролировать те группы населения, которые не сражались в рядах вермахта. В подобном распределении обязанностей проявлялся страх национал-социалистического режима перед возможным новым девятым ноября 1918 г. Принимая за чистую монету распространявшуюся правыми националистами легенду о «кинжальном ударе в спину», согласно которой внутренний враг в конце Первой мировой войны ударил по «фронту» с «тыла» и привел тем самым страну к поражению, Гитлер и большинство германских генералов сохраняли убежденность в том, что такое больше не должно повториться.
Приоритетной целью штаба Гесса в первые сентябрьские дни 1939 г. стало обеспечение дальнейшей деятельности НСДАП. Для этого требовалось в первую очередь следить за тем, чтобы в условиях войны в распоряжении партии, ее подразделений и присоединенных союзов продолжал оставаться необходимый персонал. С этой целью заместитель фюрера издал распоряжение, в котором подчеркивалась важность «объединения всех сил партии в условиях вой-
ны». Высшим принципом партийной работы должно было стать обеспечение возможности гауляйтерам, крайсляйтерам и ортсгруппенляйтерам к сотрудничеству всех членов партии, ее подразделений (за исключением СС) и присоединенных союзов. Привлечение персонала к деятельности НСДАП во время войны должны были обеспечивать «лица, облеченные властью» [22]. На 1 января 1940 г. на военной службе находились 34% освобожденных политических руководителей и почти 20% тех, кто работал на общественных началах. Из совокупно более чем 1,2 миллиона политических руководителей более 240 тысяч служили в вермахте. В подразделениях и присоединенных союзах положение, очевидно, было аналогичным. Особенно драматичный характер принял исход кадров из руководства Гитлерюгенда, поскольку в первые недели войны были призваны на военную службу до 40% руководителей из всех организационных звеньев. До нападения на Советский Союз 22 июня 1941 г. численность кадровых ресурсов партии, ее подразделений и присоединенных союзов сократилась почти до половины от предвоенного уровня. Служба заместителя фюрера следила за тем, чтобы необходимые для дальнейшей партийной работы освобожденные политические руководители получали бронь. Кроме того, усиливалось давление на «неактивных членов партии» с тем, чтобы те занимали партийные должности. В конечном итоге дело дошло до того, что пришлось направлять на партийные должности в качестве комиссаров также и женщин из Национал-социалистической народной благотворительности и Со-
200 -I
юза немецких девушек, хотя эта практика диаметрально расходилась с национал-социалистической концепцией гендерного распределения ролей. Таким образом, обострявшаяся проблема нехватки партийных кадров вела к принятию в том числе и необычных мер.
После того, как Гитлер в ходе «дела Фрича-Бломберга» принял на себя 4 февраля 1938 г. верховное командование вермахтом, а национал-социалистический режим перешел некоторое время спустя к политике военной экспансии, фюрер стал еще более отдаляться от повседневной партийной работы. В качестве главного творца внутрипартийной политики НСДАП он продолжал выступать только в деле партийного строительства в оккупированных областях. Национал-социалистическая оккупационная политика, начало которой положил аншлюс Австрии 12-13 марта 1938 г., отличалась в числе прочего и тем, что структуры партии, ее подразделений и присоединенных союзов экспортировались почти во все захваченные страны. В связи с этим потребовалось принятие некоторых принципиальных решений по процедуре приема в партию, территориальному делению и кадровому распределению на новообразованной «государственной территории», формированию отношений между партией и государством в захваченных областях, а также относительно роли НСДАП в процессе «правовой унификации». В тесном сотрудничестве с заместителем фюрера и имперским казначеем, постоянно представлявшими соответствующие предложения, Гитлер издал ряд распоряжений, которые были направлены на решение возникавших вопросов.
Значение НСДАП на оккупированных территориях зависело от структуры населения на местах: в Австрии и Судетах, где имелось большинство «имперских немцев», политические позиции партии были крепкими. В Нидерландах, Дании, Норвегии и Франции доминировали государственные оккупационные органы. В занятых областях, в которых «имперские немцы» составляли меньшинство, существовала конкуренция между партией и СС, поскольку обе организации обращались к одним и тем же целевым группам проживавших там «фольксдойче» и «германцев». В конце концов СС одержала победу, поскольку ей удалось подчинить себе основанную в 1935-1936 гг. «Центральную службу по делам фольксдойче» (ФоМи). Эта служба отвечала за более чем 100 тысяч «переселенцев», которые, будучи загнанными в лагеря в Германском рейхе, ждали окончательного поселения. До 1942 г. она переселила более 500 тысяч человек [23].
5. «Руководство персоналом» на «внутреннем фронте» (май 1941 г. - июнь 1943 г.)
10 мая 1941 г. НСДАП была потрясена сенсационной новостью о том, что Гесс по собственной инициативе улетел в Англию, чтобы без ведома Гитлера предложить британскому правительству сепаратный мир. Гитлер отреагировал сразу: в двух публичных выступлениях он объявил Гесса душевнобольным и преобразовал службу заместителя фюрера в партийную канцелярию. Эта служба, которую возглавил Борман, располагала теми же полномочиями и теми же сотрудниками, что и бывший штаб Гесса. Актом, учреждающим партийную канцелярию, стало распоряжение Гитлера от 12 мая 1941 г., в котором говорилось: „Бывшая служба заместителя фюрера с настоящего времени имеет наименование партийной канцелярии. Она подчиняется лично мне. Ее руководителем, как и до настоящего времени, является партайгеноссе рейхсляйтер Мартин Борман" [24]. Таким образом, партийная канцелярия стала руководящей имперской инстанцией, «непосредственно приближенной» к фюреру. Ее практика осуществления власти принципиально отличалась от практики штаба Гесса. Благодаря прямому подчинению Бормана Гитлеру, Борман был снова внедрен в партийную работу и занимался делами НСДАП в гораздо большей степени, чем ранее. Борман не принимал более самостоятельных решений, представляя Гитлера, как это делал Гесс. Вместо этого он постоянно находился в ставке фюрера и заручался по всем решениям одобрением от самого Гитлера.
В промежуток времени между 10 мая 1941 г. и летом 1943 г. деятельность НСДАП протекала в первую очередь под знаком „руководства персоналом". Это расплывчатое понятие охватывало различные аспекты, которые по мере необходимости устанавливались партией. К ним относились как полицейский контроль над населением, так и меры социального вспомоществования [25]. В общем и целом после начала военной компании против Советского Союза НСДАП должна была все чаще решать военные задачи и в то же время, ввиду призыва в армию и трудовой мобилизации, обходиться меньшим количеством персонала. До середины 1943 г. она уделяла особое внимание трем сферам «руководства персоналом»: полицейским репрессиям, «заботе о вермахте» и экстренной помощи после воздушных налетов. Разветвленный партийный аппарат все больше нацеливался на поиск потенциальных «врагов государства» с тем, чтобы накладывать на них собственное наказание или передавать их полиции и судебным органам. Наряду с этим, НСДАП занималась надзором за „иностранной" рабочей силой и преследованием беглых подневольных рабочих.
Кроме того, верховное командование вермахта все больше подключало НСДАП к решению военных задач. Исходным пунктом было проистекавшее из «ноябрьского синдрома» представление о необходимости тесной связи между тылом и фронтом. Такую связь должна была обеспечить «забота о войсках» со стороны НСДАП, начиная с 1939-1940 гг. Она включала в себя показ фильмов и театральных постановок для фронтовых подразделений, сбор зимних вещей и книг, отправка «писем с родины», а также «опека» над откомандированными с фронта и ранеными солдатами.
Однако наибольшие трудности в ходе осуществления «руководства персоналом» были связаны с бомбовой войной, которая достигла невиданной ранее интенсивности после начала ковровых бомбардировок территории рейха британской авиацией в феврале 1942 г. НСДАП все больше брала на себя задачи, связанные с оказанием экстренной помощи жертвам бомбардировок [26]. Начало этому было положено английскими бомбардировками Любека и Ростока в марте и апреле 1942 г., которые причинили огромный ущерб и поставили местные органы перед серьезными проблемами. Ввиду этих событий Национал-социалистическая народная благотворительность открыла в Шлезвиг-Гольштейне и в Мек-лебурге продовольственные склады, наладила снабжение жертв бомбардировок и постаралась предоставить им временный кров.
После воздушного налета в Ростоке уполномоченный гауляйтер сформировал оперативные группы НСДАП для поддержки как местных подразделений службы безопасности и помощи, так и пожарных и полиции охраны общественного порядка. Эти оперативные группы, включавшие в себя все имеющиеся в местных отделениях силы партии и ее подразделений, извлекали из завалов засыпанных людей, их мебель и утварь, а также тушили пожары. Далее во всех округах, подвергавшихся бомбардировкам, образовывались так называемые окружные оперативные штабы, в рамках которых кооперировались задействованные в гражданской обороне органы государственной власти, полиции и партии. Аналогичная ситуация складывалась в большинстве крупных городов, причем Имперское министерство авиации заботилось о том, чтобы партия и Национал-социалистическая народная благотворительность играли основную роль при оказании помощи после воздушных налетов. Упор в их деятельности делался на эвакуацию населения из подвергавшихся бомбардировкам городов в сельскую местность, что влекло огромные логистические издержки. К началу 1945 г. Национал-социалистическая народная благотворительность осуществила в границах рей-
ха эвакуацию почти девяти миллионов человек. Это в немалой степени способствовало стабилизации положения «на внутреннем фронте» [27].
6. Пропаганда и насилие (июнь 1943 г. - май 1945 г.)
После отстранения от власти 25 июля 1943 г. Бенито Муссолини и краха итальянского фашизма начался последний этап истории НСДАП в «третьем рейхе». Среди правящей верхушки режима вновь распространялись страхи перед «ударом кинжалом в спину», и перед НСДАП встала задача привить населению иммунитет от этой угрозы и тем самым укрепить «внутренний фронт». С этой целью она использовала те же формы пропаганды и террора, которые успешно применяла еще до 1933 г. Чтобы вдохновить ее активистов на борьбу до «победного конца», Борман и партийная канцелярия развернули в НСДАП беспрецедентную по размаху кампанию по поддержанию стойкости. Внушить оптимизм должны были, в частности, напоминания о той борьбе, которую партия вела в свое время за власть, и о победе, которую она в конечном итоге одержала. Борман распорядился проводить в партии, ее подразделениях и присоединенных союзах массовые сборы, дискуссионные вечера и пропагандистские марши. При этом он постоянно взывал к внутрипартийной решимости «стоять до конца». Также и в обращении со своими «противниками» НСДАП все более прибегала к репрессиям. Последнее было обусловлено, в частности, возможной высадкой союзников на побережье Северного моря.
Некоторые гауляйтеры выдвигали радикальные предложения о способах борьбы с вражескими парашютистами в случае вторжения и с попытками восстания иностранных рабочих. Борман сделал представление шефу поставок армейского вооружения об оснащении членов партии в прибрежных районах пистолетами и автоматами. Местные партийные активисты устраивали самосуд над пилотами бомбардировщиков, сбитыми над территорией рейха.
После успешной высадки союзников 6 июня 1944 г. во Франции Гитлер приказал расширить систему укреплений перед западной границей рейха. Гауляйтеры западных приграничных округов были обязаны мобилизовать на строительство укреплений население находящихся под угрозой территорий. В начале сентября 1944 г. начались работы по укреплению «западного вала», к которым партийные органы привлекли большой контингент шахтеров, работников оборонной промышленности, клерков, подневольных рабочих и военнопленных. Аналогичная программа была запущена и на «восточном валу». К концу декабря 1944 г. НСДАП привлекла к строи-
202
тельству укреплений на всех фронтах более полутора миллиона работников, что сопровождалось массированной пропагандистской кампанией, взывавшей к опыту антинаполеоновских освободительных войн начала XIX века.
Наиболее масштабная задача, вставшая перед НСДАП в последние месяцы войны, заключалась, однако, в создании «немецкого народного ополчения» (Фольксштурм), чем и занимались партийная канцелярия вместе с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером в качестве командующего резервной армией. 25 сентября 1944 г. Гитлер распорядился, чтобы партия ставила на учет и привлекала в «Фоль-ксштурм» всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, которые были способны носить оружие и до того времени не находились на военной службе [28].
Для того, чтобы нагляднее представить масштабы задействованных людских ресурсов, следует заметить, что на 30 сентября 1944 г. в военной экономике «третьего рейха» было занято в общей сложности 13 535 300 немецких мужчин. У партии был отныне доступ к контингенту, который был численно большим, чем вермахт со своими 11,2 миллионами военнослужащих. Задачей НСДАП являлось организовать в военном плане и вести за собой на «внутреннем фронте» более чем 13,5 миллионов мужчин, привить им фанатизм и направить их на «оборонительную» борьбу.
С ноября 1944 г. партийная канцелярия и рейхс-фюрер СС выстроили «Фольксштурм» как подразделение, которое следовало военным принципам. «Фольксштурм» делился на батальоны, роты, взводы и отделения, в которых происходили регламентированные отбор и подготовка соответствующих командиров. Члены «Фольксштурма» обозначались, согласно Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., через ручную повязку «Немецкий Фольксштурм. Вермахт» как комбатанты. Они подчинялись отдельному дисциплинарному праву, имели собственную санитарную службу, получали материальную помощь и обеспечение. «Фольксштурм», задуманный как милиция для обороны страны, использовался большей частью для гарнизонных задач при защите крепостей или тыловых укреплений. Его функция заключалась, прежде всего, в поддержании боеготовности населения. Именно НСДАП обеспечивала проявление стойкости или же, в случае необходимости, к этому принуждала.
Какое действие оказывала на девять миллионов членов партии пропаганда стойкости, которую вел в партии Борман? Ввиду безграничного диапазона индивидуальных моделей поведения какой-либо однозначный ответ здесь исключен. Было бы абсолютным преуменьшением считать призывы Борма-
на «стоять до конца» лишь пустыми фразами, которые оставались не услышанными в нижних партийных звеньях.
До настоящего времени в исторической литературе о последней стадии Второй мировой войны бытует клише, согласно которому НСДАП развалилась к концу 1944 - началу 1945 гг., поскольку ее функционеры бежали от союзников. Несомненно, было немало и таких функционеров, которые не оправдывали ожиданий партийного руководства. Партийная канцелярия вела списки крайсляйтеров и ортсгруп-пенляйтеров, которые, якобы, сбежали задолго до взятия их города союзниками, и брала на заметку прочих функционеров, не выполнявших четко выраженные приказы вышестоящих инстанций. Однако следует отметить, что преобладающее большинство политических руководителей держались на своем посту по крайней мере до тех пор, пока это допускала военная обстановка. В принципе они проводили всю ту деятельность, которую им поручало партийное руководство. Более того, многие функционеры участвовали в совершении «преступлений последней стадии» нацистского режима. Эти насильственные преступления, - которые совершали в первую очередь полицейские органы с участием и военных подразделений, -были направлены против принудительных рабочих, военнопленных, заключенных, а также собственного населения и политических руководителей. Крайсляй-теры и ортсгруппенляйтеры не останавливались перед убийством членов партии, членов ее подразделений и присоединенных союзов, если те в их глазах проявляли слабость. На заключительном этапе войны НСДАП перешла к открытому террору.
7. Резюме
Развитие НСДАП в «третьем рейхе» характеризовалось в первую очередь стремлением привлечь в свои структуры практически все население. Ханна Арендт обозначила этот принцип как «тотальная организация» [29]. Посредством «унификации» НСДАП смогла интегрировать в себя основную часть объединений, организаций и союзов. Это положило начало «тотальной организации» немецкого общества в рамках НСДАП и через НСДАП. В последующем происходил не прекращавшийся рост численности членов партии. При этом «унификацию» следует понимать как процесс, продвигавшийся как сверху, так и снизу. Большая часть немецкого общества после 30 января 1933 г. добровольно пошла на службу к новым властителям. В исследованиях нацизма принято интерпретировать историю НСДАП с 1933 г. до 1935/36 г. как период разрушения единого партийного аппарата, причем партии отказано было в каком-либо влиянии на процесс
принятия решений в верхушке нацистского режима. Однако это не так, поскольку данный период являлся инкубационным для последующего расширения власти НСДАП. В это время в партии выделились органы, которые впоследствии по мере возможности распространялись на все сферы политической системы. Это ей удалось лишь тогда, когда она стала располагать соответствующими кадровыми и институциональными ресурсами. Таким образом, «тотальная организация» германского населения представляла собой важную предпосылку того, что в дальнейшем НСДАП становилась все более значимой и для остальных нацистских главарей.
С 1935/36 г. партия, ее подразделения и присоединенные союзы все больше становились центральной осью системы социального контроля. В этом плане они стояли на одной ступени с гестапо (тайной государственной полицией), прочими полицейскими органами, внутренней администрацией и вермахтом. Социальный контроль со стороны НСДАП имел двоякую направленность. С одной стороны, беспартийные массы привлекались к мероприятиям полицейского характера и тем самым встраивались в господствующую систему. С другой стороны, НСДАП все больше распространяла меры контроля и на свою собственную клиентуру. Дисциплинируя собственных членов, она контролировала и постоянно растущую часть населения. В мероприятиях социального контроля в рамках НСДАП и через НСДАП участвовали несколько миллионов политических руководителей, вожаков и распорядителей, что может служить важным доказательством «самонадзора» немецкого общества. Однако при этом не следует допускать ошибку и односторонне представлять партию, ее подразделения и присоединенные союзы частью нацистского властного аппарата, а население в качестве угнетенного. В нацистском государстве на глазах исчезала дихотомия между властью и обществом, а НСДАП в большой степени представляла собой одновременно и инструмент социальной интеграции. Ее организации предоставляли постоянное место работы мужчинам и женщинам, а неосвобожденным сотрудникам давалась возможность некоторого участия в политике. Перед «нормальными» членами партии, ее подразделений и присоединенных союзов открывались разнообразные шансы социальной карьеры. Оборотной стороной процесса была ползучая социальная смерть всех тех, кто не принадлежал к НСДАП. Последнее касалось прежде всего тех слоев, которые вообще не могли вступить в партию, это в первую очередь евреи, «еврейские полукровки», «цыгане», свидетели Иеговы и масоны. То есть НСДАП была передаточным ремнем как соприча-
стности, предлагавшейся «арийским соотечественникам», так и изоляции, которой в принципе мог был подвергнут каждый.
Параллельно к вычленению крупных вертикальных организаций, с 1933-1934 гг. в НСДАП происходил процесс постепенной централизации, в ходе которого служба заместителя фюрера выкристали-зовывалась, как руководящий партийный орган. Гитлер передавал Гессу все больше полномочий при разработке государственного законодательства и во внутрипартийной кадровой политике, а служба заместителя фюрера знала, как последовательно вести за собой аппарат партии, ее подразделений и присоединенных союзов. В этом отношении ничто не изменилось после полета Гесса в Англию 10 мая 1941 г., когда Борман был назначен руководителем партийной канцелярии и де-факто стал наследником фюрера. Борману удалось еще больше усилить политический вес НСДАП в национал-социалистическом государстве. Хотя, конечно, СС, как отдельный устой нацистской системы господства, никакого ущерба при этом не понесли. Благодаря принятию на себя полицейских функций, СС последовательно отделялись от НСДАП и превратились в самостоятельный властный орган. В партии, после начала Второй мировой войны, штабу Гесса и партийной канцелярии удалось укрепить гауляйтеров, крайс-ляйтеров и ортсгруппенляйтеров в «пределах их полномочий» по отношению к подразделениям партии и присоединенным союзам. Партийная работа в округах, районах и местных группах также была централизована. Одновременно штаб Гесса и партийная канцелярия все больше связывали гауляй-теров своими указаниями и брали на себя вопросы, которые первоначально находились в компетенции других руководителей рейха. Внутри НСДАП произошла двойная централизация в отношениях между центральным уровнем и руководствами округов и районов, а также в отношениях последних с подразделениями и присоединенными союзами.
В результате воздушной войны союзников против германского рейха с 1941-1942 гг. изменялось также распределение полномочий между внутренней администрацией и НСДАП и наблюдалось все более интенсивное сотрудничество между этими властными структурами. Однако равновесие между партией и государством, сложившееся в довоенное время, продолжало сохраняться до конца третьего рейха. Следует оспорить распространенное мнение о взаимоотношениях государства и НСДАП, согласно которому партийный аппарат, начиная с 19411942 гг., постепенно подмял под себя государственную администрацию. Хотя вполне можно указать и на своего рода подспудную утрату полномочий от-
204
дельными административными органами на уровне рейха и земель в силу того, что нацистский режим создавал бесчисленные новые ведомства для проведения той или иной деятельности вне рамок прежних административных мер. Однако эти новые специальные учреждения нельзя безоговорочно причислять к НСДАП, даже если ими и руководили большей частью партийные функционеры. Скорее, новые учреждения были со своей стороны составной частью системы государственного управления. НСДАП не располагала каким-либо институциональным влиянием на эти особые учреждения.
Второй аргумент, способный противостоять утверждению о бессилии внутренней администрации, заключается в сотрудничестве между государством и партией, развившемся за время Второй мировой войны. Исходя из принципа «тотальной организации», во время войны НСДАП имела административный доступ к большей части населения. Это относилось прежде всего к женщинам и к молодежи до 18 лет, состоявшим в Гитлерюгенде, Союзе немецких девушек и Национал-социалистической женской организации. По требованию и с одобрения государственных органов партия заботилась о том, чтобы молодежь и женщины работали, как вспомогательная сила в государственных учреждениях, больницах и в хозяйстве, заменяя призванных в Вермахт работников-мужчин. При устранении последствий воздушной войны против «третьего рейха» коммунальные службы, партия и Национал-социалистическая народная благотворительность действовали сообща. Тем самым повышался и политический вес НСДАП, но последнее происходило не за счет государственной администрации, которая, наоборот, благодаря своей управленческой компетентности оставалась незаменимой.
Как оказалось, во время Второй мировой войны повысилось значение, как внутренней администрации, так и НСДАП, вермахта и хозяйства. Национал-социалистическое государство характеризовалось в этом отношении беспрецедентным расширением своей власти. Но эта власть не была направлена односторонне сверху вниз. Наоборот, национал-социалистический режим для реализации своей политической программы опирался на сотрудничество с населением. Более того, население все больше выражало потребность в регламентации, с которой оно обращалось к государственным органам. Таким образом, в национал-социалистическом государстве имел место тот же кругооборот власти между администрацией и населением, который обычно характерен для современных политических систем [30].
Примечания:
1. Между тем такие исследования, как: Orlow, D. The History of the Nazi Party. - 2 Bde. - Pittsburgh, 19691973; Kater, M.H. The Nazi Party. A Social Profile of Members and Leaders, 1919-1945. - Cambridge, Mass., 1983; Pätzold,. K.; Weißbecker, M. Geschichte der NSDAP 1920 bis 1945, 3. Aufl. - Köln, 2007, а также Wie wurde man Parteigenosse? Die NSDAP und ihre Mitglieder/ Hg. v. W. Benz. - Frankfurt am Main, 2009, являют собой четыре обобщенных изложения истории НСДАП, в которых хорошо представлены структуры и способы функционирования аппаратов партии. О ее региональных органах см.: Hüttenberger, Р. Die Gauleiter. Studie zum Wandel des Machtgefuges in der NSDAP. - Stuttgart, 1969; Grill, J.H.: The Nazi Movement in Baden 1920-1945. Ph. D. Thesis. - Chapel Hill, 1983; Roth, C. Parteikreis und Kreisleiter der NSDAP unter besonderer Berücksichtigung Bayerns. -Munchen, 1997, а также: Kupfer, T.: Generation und Radikalisierung. Die Mitglieder der NSDAP im Kreis Bernburg 1921-1945. - Berlin, 2006. Наилучшие исследования власти НСДАП на местах см.: SchmiechenAckermann, D. Der „Blockwart". Die unteren Parteifunktionäre im nationalsozialistischen Terror- und Überwachungsapparat // Vierteljahrshefte fur Zeitgeschichte. - 2000. - Jg. 48. - S. 575-602; и Meyer, B. „Goldfasane" und „Nazissen". Die NSDAP im ehemals „roten" Stadtteil Hamburg-Eimsbuttel. -Hamburg, 2002, а также: Reibel, C.-W. Das Fundament der Diktatur. Die NSDAP-Ortsgruppen 1932-1945. -Paderborn, 2002.
2. Broszat, M. Der Staat Hitlers. Grundlegung und Entwicklung seiner inneren Verfassung, Munchen, 1992. -S. 108-117; 258-267.
3. Относительно СА см.: Longerich, Р. Die braunen Bataillone. Geschichte der SA. - München, 1989, Reichardt, S. Faschistische Kampfbunde: Gewalt und Gemeinschaft im italienischen Squadrismus und in der deutschen SA. - Köln/Weimar/Wien, 2002. Относительно СС: Koehl, R.L. The Black Corps. The Structure and Power Struggle of the Nazi SS. - Madison, 1983, а также: Hein, B. Elite fur Volk und Fuhrer? .D. ie Allgemeine SS und ihre Mitglieder 1925-1945. - München, 2012.
4. Wagner, C. Die NSDAP auf dem Dorf. Eine So..zialgeschichte der NS-Machtergreifung in Lippe. -Münster, 1998.
5. Reden und Proklamationen 1932-1945. Kommentiert von einem deutschen Zeitgenossen / Hg. v. M. Domains. -2 Bde. - Neustadt an der Aisch, 1962-1963. - Bd. I. -S. 257. О партийной канцелярии см.: Longerich, Р. Hitlers Stellvertreter. Fuhrung der Partei und Kontrolle des Staatsapparates durch den Stab Heß und die ParteiKanzlei Bormann. - Munchen/London/New York/Paris, 1992. ..
6. О ведомстве имперского казначея см.: Lükemann, U. Der Reichsschatzmeister der NSDAP. Ein Beitrag zur inneren Parteistruktur. Phil. Diss. - Berlin, 1963; а также: Reibel, C. W. Die Parteizentrale der NSDAP
7.
9.
in München. Administrative Lenkung und Sicherung der Diktatur" // München und der Nationalsozialismus. Menschen, Orte, Strukturen / Hg. v. S. Hajak und J. Zarusky. - Berlin, 2008. - S. 87-121, hier: S. 106-111.
NoIzen, A. Die Dienststelle des Stellvertreters des Fuhrers/Partei-Kanzlei als Verwaltungsbehörde der NSDAP: Struktur, Organisationskultur und Entscheidungspraxis // Im Schatten der Macht. Kommunikationskulturen in Politik und Verwaltung 1600-1950 / Hg. v. S. Haas und M. Hengerer. - Frankfurt am Main/New York, 2008. - S. 221-251, hier: S. 239-242. WiIdt, M. Generation des Unbedingten. Das Fuhrungskorps des Reichssicherheitshauptamtes. -Hamburg, 2002; а также: Nachrichtendienst, politische Elite und Mordeinheit. Der Sicherheitsdienst des Reichsfuhrers SS / Hg. v. M. Wildt. - Hamburg, 2003. Buddrus, M. Totale Erziehung fur den totalen Krieg. Hitlerjugend und nationalsozialistische Jugendpolitik, 2 Teile. - Munchen, 2003; а также: Die BDM-Generation. Weibliche Jugendliche in Deutschland und Osterreich im Nationalsozialismus / Hg. v. D. Reese. - Berlin, 2007.
10. Общего описания истории Немецкого трудового фронта не существует. Наиболее интересное из имеющихся см.: Ein Koloß auf tonernen Fußen. Das Gutachten des Wirtschaftsprufers Karl Eicke uber die Deutsche Arbeitsfront vom 31. Juli 1936 / Hg. v. R. Hachtmann. - München, 2006. - S. 7-94.
11. Vorländer, H. Die NSV. Darstellung und Dokumentation einer nationalsozialistischen Organisation. - Boppard am Rhein, 1988.
12. Stephenson, J. The Nazi Organisation of Women. -London, 1981; а также: Kramer, N. Volksgenossinnen an der Heimatfront. Mobilisierung, Verhalten, Erinnerung. -Gottingen, 2011.
13. Иллюстрация согласно Mehnert, F. Die Organisation der NSDAP. und ihrer angeschlossenen Verbände // Der Schulungsbrief. Das zentrale Monatsblatt der NSDAP und DAF / Hg. v. Reichsorganisationsleiter der NSDAP in Zusammenarbeit mit der DAF. - Bd. 3. - Berlin, 1936. -S. 329-370.
14. Die Zahlen nach Parteistatistik der NSDAP. Stand: 1. Januar 1935 (ohne Saarland) / Hg. v. Reichsorganisationsleiter der NSDAP. - 4 Bde.. -München, 1935-1939. -Bd. II. - S. 11.
15. Zelnhefer, S. Die Reichsparteitage der NSDAP. Geschichte, Struktur und Bedeutung der größten Propagandafeste im nationalsozialistischen Feierjahr. -Neustadt an der Aisch, 1991; а также: Urban, M. Die Konsensfabrik. Funktion und Wa..hrnehmung der NS-Reichsparteitage, 1933-1941. - Gottingen, 2007.
16. По данному вопросу пример партийного съезда на уровне гау см.: Rohrer, C. Nationalsozialistische Macht in Ostpreußen. - München, 2006. - S. 451-496.
17. Arbogast, C. Herrschaftsinstanzen der wärttembergischen NSDAP. Funktion, Sozialprofil und Lebenswege einer regionalen NS-Elite, 1920-1960. -München, 1998; Ruppert, A.; Riechert, H. Herrschaft und
fi
206
Akzeptanz. Der Nationalsozialismus in Lippe wuhrend der Kriegsjahre. Analyse und Dokumentation. - Opladen, 1998; а также: Lehmann, S. Kreisleiter der NSDAP in Schleswig-Holstein. Lebenslaufe und Herrschaftspraxis einer regionalen Machtelite. - Bielefeld, 2007.
18. Подробнее см.: Unger, A.C. The Totalitarian Party. Party and People in Nazi Germany and Sowjet Russia. -Cambridge, 1974; а также: Thieler, K. Gesinnungskontrolle in Gottingen. Die NSDAPKreisleitung und die Beurteilung der, politischen Zuverlassigkeit' / Ungleichheiten im „Dritten Reich". Semantiken, Praktiken, Erfahrungen / Hg. v. N. Kramer und Armin Nolzen. - Gottingen, 2012. -S. 117-138.
19. Относительно различных уровней значения понятия см.: Süß, D.; Süß, W. „Volksgemeinschaft" und Vernichtungskrieg. Gesellschaft im nationalsozialistischen Deutschland // Das „Dritte Reich". Eine Einführung / Hg. v. Dies. - München, 2008.
- S. 79-100, здесь: S. 79 f. Оно далее используется в смысле «общество», хотя такое использование представляется слишком узким. Кроме того см.: Volksgemeinschaft. Neue Forschungen zur Gesellschaft des Nationalsozialismus / Hg. v. F. Bajohr und M. Wildt.
- Frankfurt am Main, 2009; Zerstrittene „Volksgemeinschaft". Glaube, Konfession und Religion im Nationalsozialismus / Hg. v. M. Gailus und A. Nolzen.
- Gottingen, 2011; „Volksgemeinschaft": Mythos, wirkungsm'achtige soziale Verheißung oder soziale Realitat im „Dritten Reich'.? / Hg. v. D. SchmiechenAckermann. - Paderborn/München/Wien/Zürich, 2012; а также: Visions of Community in Nazi Germany. Social Engineering and Private Lives / Eds. by B. Gotto and M. Steber. - Oxford, 2014.
20. Nolzen, A. Die NSDAP, der Krieg und die deutsche Gesellschaft // Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. - Bd. 9: Die deutsche Kriegsgesellschaft 1939 bis 1945, Teilbd. 1: Politisierung, Vernichtung, Uberleben, Im Auftrag des Militargeschichtlichen Forschungsamtes / Hg. v. J.. Echternkamp. - Munchen, 2004. - S. 99-193, здесь: S. 103.
21. Der Prozeß gegen die Hauptkriegsverbrecher vor dem Internationalen Militargerichtshof Nürnberg (14. November 1945 - 1. Oktober 1946). - 42 ' Bde. -Nürnberg 1947-1949. - Bd. XXIX. - S. 316-327. - (= Dok. 2194-PS), здесь: S. 322 (Zitat).
22. Heß: Anordnung 170/39 (15.9.1939) // Verfügungen/ Anordnungen/Bekanntgaben / Hg. v. der Partei-Kanzlei der NSDAP. - 7 Bde. - München, 1942-1945. - Bd. I (1942). - S. 32 f.
23. Сюда относятся оба важных исследования: Lumans, V.O. Himmler's Auxiliaries. The Volksdeutsche Mittelstelle and German National Minorities of Europe. - Chapel Hill/London, 1993; а также: Leniger, M. Nationalsozialistische „Volkstumsarbeit" und Umsiedlungspolitik 1933-1945. Von der Minderheitenbetreuung zur Siedlerauslese. - Berlin, 2006.
24. Hitler: Verfugung (12.5.1941) // Verfugungen. - Bd. I (1942). - S. 4. Об этом см.: Schmidt, R.F. Rudolf Heß. „Botengang eines Toren"? Der Flug nach Großbritannien vom 10. Mai 1941. - Düsseldorf, 1997.
25. Verwaltung contra Menschenführüng im Staat Hitlers. Studien zum politisch-administrativen System / Hg. v. D. Rebentisch und K. Teppe. - Gottingen, 1986. -S. 7-32, hier: S. 25-31.
26. Подробно об этом см.: Nolzen, A. „Politische Führung und Betreuung der Bevolkerung". Die NSDAP im Bombenkrieg, 1939-1945 // Luft- und Zivilschutz in Deutschland im 20. Jahrhundert / Hg. v. B. Lemke. -Potsdam, 2007. - S. 89-108.
27. См. также: Kramer, N. Mobilisierung für die „Heimatfront". Frauen im zivilen Luftschutz // Volksgenossinnen. Frauen in der NS-Volksgemeinschaft /
Hg. v. S. Steinbacher. - Gottingen.. , 2007. - S. 69-92; Fleischhauer, M. Der NS-Gau Thüringen 1939-1945. Eine Struktur- und Funktionsgeschichte. - Koln/Weimar/ Wien 2010. - S. 103-132, а также: Süß, D. Tod aus der Luft. Kriegsgesellschaft und Luftkrieg in Deutschland und England. - München, 2011. - S. 185-254.
28. См. фундаментальное исследование: Yelton, D.K. Hitler's Volkssturm. The Nazi Militia and the Fall of Germany, 1944-1945. - Lawrence 2002.
29. Arendt, H. Elemente und Ursprünge totaler Herrschaft. Nach der deutschen Erstausgabe von 1955. - München, 1986. - S. 575-608, здесь: S. 576-581, 584 u. 598 f.
30. Lühmann, N. Die Politik der Gesellschaft. - Frankfurt am Main, 2000. - S. 18-139; Lange, S. Niklas Luhmanns Theorie der Politik. Eine Abklarung der Staatsgesellschaft. - Wiesbaden, 2003. - S. 92-109.
-
- 207