НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ПРАВОСУДИЯ
УДК 343
З. В. Макарова
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА
Обосновывается положение о том, что нравственно-психологические качества юриста являются его профессиональными качествами, поэтому необходимо постоянное нравственное воспитание и самовоспитание юриста. Раскрывается содержание нравственного идеала юриста, его структура, предлагаются конкретные меры по нравственному воспитанию будущих юристов в вузе.
К л ю ч е в ы е с л о в а: нравственное воспитание и самовоспитание, нравственные психологические качества, судья, прокурор, адвокат, следователь, нравственный идеал, применение законов, ведущие нравственные качества судьи, прокурора, адвоката, следователя.
THE MORAL IDEAL OF THE LEGAL PROFESSION
The article substantiates the position that moral psychological qualities of a lawyer are his professional qualities. Therefore it requires a lawyer's constant ethical education and self-education where the moral ideal of the legal profession plays an important role. The article reveals the content of the moral ideal of a lawyer, its structure and proposes specific measures for the ethical education of future lawyers in high school.
K e y w o r d s: ethical education and self-education, moral psychological qualities, judge, prosecutor, lawyer, investigator, moral ideal, application of laws, leading moral qualities of a judge, prosecutor, lawyer, investigator.
Поступила в редакцию 21 марта 2016 г.
В настоящее время проблема нравственного воспитания выходит на передний план. При всей важности политики и права следует отметить, что они играют положительную роль в жизни общества только тогда, когда выражают и защищают нравственные представления и требования данного общества.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Означает ли это, что частные интересы стали выше общественных? Конечно, нет. Частные и общественные интересы должны находиться в гармонии, должны быть сбалансированными. Человек живет в определенном обществе, поэтому обязан считаться с правилами, нормами, установленными в данном обществе. Баланс частных и общественных интересов выражается в нравственном поведении, нравственных качествах человека. Чтобы это имело место, требуется нравственное воспитание членов общества. Назначение нравственного воспитания заключается в том, чтобы добиться заинтересованности каждого в общественном благе, чтобы нравственная сущность человека полностью проявила себя, чтобы личность стала общественным существом, несущим высокое сознание ответственности не только за свои поступки и действия, но и за всё то, что происходит вокруг нее1. Именно так должен быть нравственно воспитан юрист, к которому общество предъявляет высокие нравственные требования, ибо объ-
1 См.: Сафаров Н. С. Проблема моральной ответственности. Баку, 1984. С. 43-44.
© Макарова З. В., 2016
ектом его деятельности является человек, его поступки. Важно не только иметь хорошие законы, но и применять их должны компетентные и честные люди. «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках»2. Следовательно, чтобы правильно применять законы, необходимо иметь не только профессиональные знания и умения, но и обладать определенными нравственными качествами. Нравственные качества юриста образуют фундамент его нравственной культуры, а также его способность и готовность к профессиональной работе. Вот почему нравственным качествам юриста следует уделять особое внимание. В федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О следственном комитете Российской Федерации», Кодексе чести судьи в Российской Федерации, Кодексе профессиональной этики адвоката установлены нравственные требования к судье, прокурору, адвокату, следователю.
Нравственно-психологические качества юриста - профессиональная основа его деловых качеств. Безнравственный юрист - не юрист. Судье, прокурору, адвокату, следователю необходимо обладать многими нравственными качествами, среди которых имеются также главные, ведущие, обязательные для выполнения конкретной профессиональной деятельности; без таких качеств немыслимо осуществлять определенную работу. Так, для судьи и следователя, по нашему мнению, ведущим нравственно-психологическим качеством является самостоятельность, которая находит свое правовое выражение: для судьи - в конституционном принципе независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральному закону; для следователя - в процессуальной самостоятельности при расследовании (п. 3 ч. 2 ст. 34 УПК РФ). Для прокурора ведущим нравственным качеством, полагаем, является обостренное чувство нетерпимости к злу, всякого рода нарушениям закона, правопорядка, от кого бы они ни исходили. Данное нравственное качество лежит в основе функции прокурора - осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнении законов, действующих на территории Российской Федерации.
Для адвоката ведущими нравственными качествами являются гуманность, благожелательность. Адвокат призван защищать права, свободы и законные интересы граждан, которые обратились к нему за юридической помощью. Недаром слово «адвокат» произошло от латинского «aduocare» - призывать на помощь. Главная заповедь адвоката - «не навреди», для чего требуется хорошо понимать людей, видеть их внутренний мир, уметь проникнуться их чувствами, настроениями.
В воспитании и самовоспитании нравственных качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональных обязанностей, важное значение имеет нравственный идеал профессии. Нравственный идеал профессии юриста - это совокупность воззрений, складывающихся из представлений о нравственных качествах, которые, развиваясь и совершенствуясь, требуют нравственного воспитания и самовоспитания в целях лучшего исполнения своих профессиональных обязанностей. Структура нравственного идеала юриста состоит из двух групп нравственных качеств.
I. Нравственные качества, определяющие нравственный облик судьи, прокурора, адвоката, следователя, дающие общее направление развития личности при
2 Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1967. Т. 4. С. 34.
Нравственные начала правосудия
осуществлении профессиональной деятельности: справедливость, гуманность, честность, смелость, долг, совесть, ответственность, принципиальность, самостоятельность, объективность, выдержка. В этой группе нравственных качеств юриста главными являются справедливость, гуманность, смелость. Справедливый - действующий по правде, совести, беспристрастно, соответственно истине. Гуманность воспитывает неравнодушие к людям, порождает желание разобраться в них, их поступках, условиях, способствовавших совершению преступления, отреагировать на них в соответствии с законом и тем самым выполнить не только профессиональный, но и гражданский долг.
Судье и следователю смелость требуется для того, чтобы вопреки всем «авторитетам» и «давлениям» быть подлинно независимыми, самостоятельными и поступать только так, как того требует закон, их внутреннее убеждение, совесть. Прокурору смелость необходима, чтобы противостоять местным влияниям и добиваться торжества законности и справедливости; адвокату - чтобы отстаивать свою позицию, опровергать официальную версию совершения преступления, если она незаконна и бездоказательна.
II. Нравственные качества, необходимые судье, следователю, прокурору, адвокату в отношениях друг с другом и иными участниками уголовного процесса: чуткость, достоинство, уважение, вежливость. В открытом судебном разбирательстве, особенно в суде присяжных, в условиях широкой гласности, возрастает роль данных качеств: свое представление о юристах присутствующие в зале судебного заседания или следящие за судебным процессом в режиме онлайн начинают составлять именно по вышеуказанным нравственным качествам. С этого начинается и их знакомство с правосудием, от которого они ожидают справедливости. Очень важно не обмануть этих ожиданий с первых же минут знакомства. Судья, прокурор, адвокат не должны привыкать к душевным страданиям людей, их волнению в зале судебного заседания. Каждое дело для непрофессиональных участников процесса - это чаще всего единственное дело в их жизни. Профессиональная деформация юриста начинается с утраты или притупления таких нравственно-психологических качеств, как гуманность и чуткость. Для судьи и прокурора это приводит к тому, что они все более и более склоняются к обвинительному уклону, не желая видеть факты, которые опровергают обвинение или вызывают сомнение в них. Адвокаты, утратив гуманность и чуткость, не замечают, что они причиняют обвиняемому, потерпевшему или иному участнику процесса ничем не оправданные нравственные страдания, унижают их, не стараются вникнуть в их мысли, чувства, поступки. Таким образом, утрата профессионально необходимых нравственных качеств приводит к нарушениям закона, неустановлению истины, невыполнению профессиональных обязанностей, принятию незаконных, необоснованных и несправедливых решений.
Формирование нравственных качеств начинается с детства, в семье. Воспитанием занимаются (должны заниматься) все учебные заведения, в том числе высшие. Юридические вузы обязаны не только давать знания, но и целенаправленно развивать нравственные качества, необходимые для будущей работы. Нравственное воспитание студентов осуществляется, прежде всего и главным образом, поведением преподавателей, их оценками тех или иных явлений, событий и т.п. Важно не только давать хорошие знания, но и следует воспитывать в студентах определенные нравственные качества. Недостаточные знания, опыт можно пополнить. Недостаточные нравственные чувства, нравственную ответственность перед людьми и обществом пополнить вряд ли возможно.
Представляется, что необходимо ввести обязательное тестирование для всех лиц, желающих учиться на юриста. Нравственно-психологическая характеристика юриста разработана. Дело за психологами и теми, кто принимает решения. Тестирование следует также проводить перед зачислением на специализацию, если она имеет место, и перед окончанием вуза. Такое тестирование дает возможность установить, приобрел ли что в нравственном отношении студент за годы обучения или потерял.
В настоящее время значительно упал уровень высшего юридического образования. Полагаем, что причинами тому стали: 1) двухуровневое юридическое образование - бакалавриат и магистратура; 2) в программу обучения включены дисциплины, которые не формируют будущего профессионала-юриста. Зачем нужна юристу теология? Если человека интересует религиозная культура, он может посещать воскресную школу и даже поступить в духовную семинарию. Вместо риторики следует ввести курс «Ораторское искусство в суде», в который входят общие положения риторики. Дисциплины, связанные с бизнесом, экономикой, должны иметь юридическую направленность.
Думается, что надо вернуться к подготовке юристов по специалитету (5 лет) с введением специализации на 3-м курсе. Программа обучения, конкретные спецкурсы обязательно должны быть обсуждены с практическими работниками.
Юрист должен быть образованным, культурным человеком, постоянно совершенствоваться как в знаниях, умении, так и в нравственном отношении, стремясь к нравственному идеалу юриста. Нравственный идеал дает возможность заниматься постоянным самовоспитанием. Совершенствование самого себя делает юриста лучше и как человека, и как профессионала, соответственно работа судьи, прокурора, адвоката, следователя будет более эффективной, а принимаемые ими решения - справедливыми и гуманными, что повысит авторитет правосудия, профессии юриста, а также доверие и уважение ко всей правоохранительной системе.
Южно-Уральский государственный университет Макарова З. В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, ведущий эксперт
South Ural State University Makarova Z. V., Doctor of Legal Sciences, Professor, Honoured Lawyer of the Russian Federation, Leading Expert
E-mail: Lia 5565.72 @ mail.ru Теl.: 8-919-308-59-14