УДК 37.034:17.021.2
НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
© 2015 О.С.Ильичева
Самарский торгово-экономический колледж
Статья поступила в редакцию 30.07.2015
В статье ставится проблема формирования нравственных убеждений студентов торгово-экономического колледжа; выявляется, что нравственные убеждения в зависимости от научных интересов ученых исследуются как компонент мировоззрения, сознания или индивидуальной нравственности человека. Ключевые слова: нравственные убеждения, структура, мировоззрение, сознание, индивидуальная нравственность.
°В свете тех изменений, которые происходят в общественной жизни, все насущнее становится потребность в формировании нравственных убеждений студента торгово-экономического колледжа, которые преобразуются в адекватные их содержанию мотивы и намерения по извлечению пользы для себя и для другого человека, по утверждению равенства и справедливости в человеческих отношениях и отношениях между субъектами торгово-экономической деятельности, ориентированными на благо для всех, а не только для себя.
Анализ научной литературы показывает, что наукой накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для выявления того, являются ли нравственные убеждения структурным компонентом мировоззрения, сознания или индивидуальной нравственности человека. На первый взгляд, нет необходимости вновь раскрывать то, что уже обосновано в философской, психологической и педагогической литературе. Несмотря на это, мы считаем необходимым обратиться к этой проблеме, поскольку в многообразных исследованиях, посвященных проблемам формирования мировоззрения, нравственного сознания, ученые осмысливают структуру только мировоззрения, нравственного сознания, индивидуальной нравственности. Заметим, что исследований, посвященных проблеме формирования индивидуальной нравственности в рамках объекта и предмета педагогической науки, нами не обнаружено. В педагогических исследованиях проблема индивидуальной нравственности только ставится. Мы имеем в виду исследование О.К.Поздняковой, посвященное проблеме фор-
о
Ильичева Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе. E-mail: oksanail@yandex.ru
мирования нравственного сознания будущего учителяЧ
Обратимся к исследованиям, в которых раскрывается содержание понятия «мировоззрение» и структура мировоззрения.
В философском словаре под мировоззрением понимается система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей2.
В Большом психологическом словаре под мировоззрением личности понимается комплекс обобщенных представлений (взглядов) личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе3.
Как видим, разночтения в понимании философами и психологами мировоззрения в части, относящейся к его структуре, значительны. Однако есть общее во взглядах философов и психологов. Таким общим являются отношения человека. «Отношение к другому и к людям, - пишет С.Л.Рубинштейн, - составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям»4.
Достаточно всесторонний научный анализ различных концепций и теорий, в которых рас-
1 Позднякова, О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя / О.К.Позднякова. - М.: МПСИ, 2006. - 168 с. - С. 25 - 26.
2 Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с. — С. 333.
3 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. — М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с. — С. 356.
4 Цит. по: Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С.Бра-тусь. — М.: Флинта, 2000. — 88 с. — С. 57.
крывается и обосновывается структура мировоззрения, выполнен Г.Е.Залесским в книге «Психология мировоззрения и убеждений личности»5.
Так, Г.Е.Залесский в результате теоретического осмысления различных точек зрения относительно содержания понятия «мировоззрение» выявил, что одни ученые раскрывают структуру мировоззрения с помощью понятий «знания» и «взгляды» (А.Г.Спиркин и В.Ф.Черноволенко). Другие - с помощью понятий «знания», «взгляды», «идеалы», «убеждения» (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, В.Я.Ляудис и др.)6.
Дальнейший анализ научной литературы показывает, что при имеющихся различиях в понимании учеными мировоззрения, они в целом едины во мнении, что структурными компонентами мировоззрения являются взгляды, убеждения и идеалы. Так, Э.И.Моносзон пишет, что «мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде <...> Формирование взглядов, убеждений и идеалов составляет основное содержание процесса формирования мировоззрения учащихся7. Практически аналогичную точку зрения относительно структуры мировоззрения мы находим у П.П.Лямцева, который, наряду с идеалами и убеждениями, в качестве структурных компонентов мировоззрения выделяет принципы8.
В психологической литературе мировоззрение осмысливается как структурный компонент личности. «Мировоззрение, - пишет Н.А.Мен-чинская, - связано с различными сторонами или "подструктурами" личности - со знаниями, и умениями их применять к решению различных задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни (т.е. с интеллектуальной стороной личности), с направленностью личности - ее отношениями, мотивами, оценками, идеалами»9.
Сравнение взглядов Н.А.Менчинской со взглядами авторов Большого психологического словаря выявляет различия, суть которых заклю-
5 Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е.Залесский. — М.: МГУ, 1994. — 144 с.
6 Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения...— С. 15 - 17.
7 Моносзон, Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников / Э.И.Монсзон. — М.: Педагогика, 1978. — 200 с. — С. 114.
8 Лямцев, П.П. Формирование человека как личности. Социально-философский аспект / П.П.Лямцев. — Л.: ЛГУ, 1984. — 120 с. — С. 106.
9 Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и
психического развития ребенка / Н.А.Менчинская. —
М.: Институт практической психологии; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с. — С. 305.
чается в том, что, если Н.А.Менчинская полагает, что мировоззрение связано с различными сторонами или «подструктурами» личности, то авторы словаря считают, что мировоззрение личности есть комплекс обобщенных представлений (взглядов) личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. Более того, авторы словаря, полагая, что в содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования своих отношений к миру10, вольно или не вольно сводят мировоззрение к знаниям или к представлениям. Сказав «или», мы имеем в виду, что представления, «которые можно назвать нравственными знаниями, еще не связаны необходимым образом с внутренними механизмами поведения человека»11.
Осмысление представленных выше точек зрения ученых относительно понимания ими структуры мировоззрения показывает, что целом они единодушны в том, что убеждения являются структурным компонентом мировоззрения. Следует отметить, что ученые осмысливают структуру мировоззрения в терминах «взгляды», «убеждения», «идеалы», а не в терминах «нравственные взгляды», «нравственные убеждения», «нравственные идеалы». Это не упущение ученых, поскольку в их исследованиях речь идет, как правило, о научном мировоззрении.
Обратимся к исследованиям, в которых раскрывается структура нравственного (морального) сознания. При этом мы употребляем такие термины, которые используют ученые. Речь идет о том, что они ведут речь то о моральном сознании, то о нравственном сознании, содержание которых, все-таки различно.
Анализ научной литературы показывает, что, с точки зрения одних ученых, нравственные убеждения не являются структурным компонентом нравственного (морального) сознания, с точки зрения других - являются.
Так А.И.Титаренко и О.Г.Дробницкий, хотя и разрабатывают структуру морального (нравственного) сознания по различным основаниям, не выделяют нравственные убеждения в качестве структурного компонента морального (нравственного) сознания.
Так, основанием для выделения А.И.Ти-таренко структуры морального сознания явились социальные связи, свойственные конкретной
10 Большой психологический словарь. — С. 356.
11 Лапина, Т.С. Проблема индивидуальной нравственности / Т.С.Лапина // Мораль и этическая теория. — М.: Наука, 1974. — С. 106 - 143. — С. 119.
общественно-экономической формации. Такие связи, возникающие вследствие социально-экономических изменений, сопровождаются качественными изменениями моральной структуры. Ученый адекватно четырем крупным типам социальных связей выделил соответствующие им структуры нравственного сознания: «Первый тип - это естественно-родовые, кровно-племенные отношения, присущие первобытнообщинной формации. Второй тип - это отношения личной зависимости, непосредственного господства и подчинения (рабовладельческая и феодальная формация). Третий тип - отношения
« и •«
"вещной" зависимости, господствующие над формально "автономными" индивидами и составляющие механизм капиталистической эксплуатации. Четвертый тип - свободная общественная взаимосвязь ассоциированных индивидов, сообща владеющих средствами производства и планомерно направляющих процесс социального и личного совершенствования»12.
В связях, свойственных конкретной общественно-экономической формации, четко проявляется моральный аспект, который и предопределяет структурность морального сознания людей конкретной эпохи, различие исторического содержания которой вызывает и различные формы построения компонентов морального сознания. «Есть, - пишет А.И.Титаренко, -структуры общественно-экономической формации. Есть присущая им структурность социальных связей. И есть структуры морального сознания, представляющие собой оценочно-императивное выражение этой общей структурности»13.
А.И.Титаренко, исходя из того, что «структура нравственного сознания - это ценностно-императивный "срез" общего склада мышления, типичного для эпохи»14, выделяет на примере феодальной и буржуазной структур нравственного сознания, рассматриваемых не на их сходстве, а на их различии, общие показатели: ценностная ориентация; общий трафарет моральной оценки; исходная моральная позиция; контрольно-психологические механизмы самосознания; своеобразная конфигурация взаимосвязи и состав об-
разующих ее элементов со стрежневым нормативным принципом15.
Данные показатели и послужили отправным моментом для выделения ученым таких структур нравственного сознания индивида, как: нормы; ценностные ориентации; моральная мотивация, оценка и самооценка; совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля16.
Основанием для выделения О.Г.Дробницким структуры нравственного сознания индивида стал такой признак морали, как моральное требование, моментами которого являются должен-ствовательное, ценностное отношение и «свобода воли» деятельного субъекта, которые и образуют структуру нравственного сознания: «Структура морального сознания и образуется конкретными формами соотношений этих трех абстрактных моментов в нравственном требова-нии»17.
Осмысливая формы выражения морального требования (простейшим видом морального требования являются единичные, частные предписания и оценки, выступающие в виде норм поведения, совокупность которых образует простейший моральный кодекс поведения; моральное качество, как вид морального требования; моральные принципы, которые, как предельно широко сформулированные нормативные выражения, фиксируют «сущность», «назначение» человека, раскрывают ему общий смысл и общую цель его действий, и в то же время являются ориентирами для выработки конкретных решений «на каждый день»; личностные категории морального сознания, в которых веления и оценки обращены не равно к любому человеку, а именно к определенному лицу, являющиеся [личностные категории морального сознания] одной из разновидностей морального требования), О.Г.Дробницкий в качестве структурных компонентов нравственного сознания выделяет нормы, принципы, идеалы, нравственные качества, личностные категории морального сознания, которые (компоненты) выражают соответствующие модификации нравственного требо-вания18.
12 Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт философско-этического исследования) / А.И.Титаренко. — М.: Мысль, 1974. — 278 с. — С. 154.
13 Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания... — С. 143.
14 Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания. — С. 145.
15 Титаренко, А.И. Специфика и структура морали / А.И.Титаренко // Мораль и этическая теория. — М.: Наука, 1974. — С. 7 - 49. — С. 42.
16 Титаренко, А.И. Структура нравственного сознания / А.И.Титаренко // Марксистская этика. — М.: Политиздат, 1980. — С. 112 - 133. — С. 112 - 133.
17 Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий. — М.: Наука, 1977. — 334 с. — С. 45.
18 Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности . — С. 45 - 63.
Иной точки зрения придерживается Л.М.Архангельский, выделяющий в качестве структурных компонентов индивидуального морального сознания нравственные чувства, являющиеся формой сознания, в которой знания и убеждения находят свое истинное бытие; знания, являющиеся формой связи индивидуального морального сознания с внешним миром; нравственные убеждения, являющиеся формой субъективного принятия требований должного19.
Осмысление идей Л.М.Архангельского о структуре индивидуального морального сознания показывает, что ученый рассматривает его структуру в неразрывной связи с мировоззрением. Так, не выделяя моральные взгляды в качестве структурного компонента индивидуального морального сознания, ученый подчеркивает, что они, являясь составной частью мировоззрения, испытывают на себе разностороннее влияние и осуществляют связь мировоззрения с поведением20.
Т.С.Лапина полагает, что взгляды и убеждения, являются структурными компонентами индивидуальной нравственности. В индивидуальной нравственности, как подчеркивает Т.С.Лапина, следует различать сторону, относящуюся к сознанию, и поведенческую сторону. Каждая из этих сторон обладает относительной самостоятельностью. Сознание направляет, контролирует поведение человека, а поведение объективирует сознание и в свою очередь влияет на его содер-жание21.
Анализ идей Т.С.Лапиной о структуре индивидуальной нравственности, являющейся одной из арен, позволяющей личности сохранять и выражать свою относительную суверенность в сети общественных отношений, выступающей посредником между внешней детерминацией поведения как его важнейшего источника, с одной стороны, и его социальным смыслом, если иметь в виду уже объективированное поведение, его общезначимый результат, - с другой, показывает, что ученый в качестве структурных компонентов индивидуальной нравственности выделяет, во-первых, представления и понятия человека о нормах, о добродетелях и пороках, о добре, о зле, о справедливости, которые есть не что иное, как моральные знания. Во-вторых, нравственные взгляды, являющиеся, в том числе, и
19 Архангельский, Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике / Л.М.Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. — 318 с. — С. 124 - 138.
20 Архангельский, Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. — С. 133.
21 Лапина, Т.С. Проблема индивидуальной нравствен-
ности ... — С. 124.
элементом индивидуального нравственного сознания. В-третьих, нравственные убеждения, которые синтезируя рациональное и эмоциональное, по преимуществу являются элементом структуры индивидуального сознания. В-четвертых, нравственные качества, которые также связаны с определенным содержанием индивидуального сознания и реализуются в поведении человека. В-пятых, чувства, которые сопровождают все формы нравственной деятельности человека: рефлексию, поведение на всех этапах (устремления, мотивы, намерения и т.д.)22.
Осмысление идей Т.С.Лапиной о структуре индивидуальной нравственности показывает, что ученый, выделяя такие ее структурные компоненты, как нравственные взгляды, убеждения и чувства, подчеркивает, что они (компоненты) по преимуществу являются структурными компонентами нравственного сознания. Подчеркивание ученым того, что нравственные взгляды, убеждения и чувства по преимуществу являются структурными компонентами нравственного сознания, оправдано, поскольку Т.С.Лапина в индивидуальной нравственности различает сторону, относящуюся к сознанию, и поведенческую сторону. Другими словами, нравственные взгляды, убеждения и чувства являются структурными компонентами нравственного сознания, являющегося одной из сторон индивидуальной нравственности человека, субъекта торгово-экономической деятельности.
Сравнение идей Т.С.Лапиной с идеями Л.М.Архангельского о структуре индивидуального морального сознания показывает, что их идеи относительно структуры индивидуального морального сознания совпадают.
Итак, в результате анализа научной литературы установлено, что в зависимости от предмета исследования - мировоззрение, индивидуальное моральное сознание, индивидуальная нравственность - в качестве структурного компонента и мировоззрения, и индивидуального морального сознания, и индивидуальной нравственности ученые выделяют нравственные убеждения. При этом нравственные убеждения как структурный компонент индивидуальной нравственности отражают сторону сознания, а не сторону поведения, которые, естественно, связаны между собой, а само поведение сопровождается сознанием. Нравственное сознание существует только в контексте поведения.
Мы полагаем, что проблема формирования нравственных убеждений студентов торгово-
22 Лапина, Т.С. Проблема индивидуальной нравственности ... — С. 119 - 127.
экономического колледжа должна решаться в контексте научных представлений о мировоззрении. А потому раскрытие содержания понятия «нравственные убеждения студента торгово-экономического колледжа» требует, чтобы оно (раскрытие) было осуществлено в рамках структуры именно мировоззрения, а не индивидуального морального сознания.
Мировоззрение придает сознанию и мышлению человека концептуальный характер, позволяет осуществлять реальный моральный выбор поступков и ценностей как в ситуации деятель-
ности в целом, так и в ситуации торгово-экономической деятельности в частности; выбор пользо-ориентированного или благо-ориентированного ее аспектов. Мировоззрение позволяет субъекту торгово-экономической деятельности вырабатывать свое понимание смысла такой деятельности, свое отношение к рыночным отношениям, адекватно оценивать противоречия рыночной экономики, действия и поступки других субъектов такой деятельности, определять, вырабатывать жизненную философию.
MORAL BELIEFS AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL REFLECTION
© 2015 O.S.Ilyichova°
Samara College of Commerce and Economics
The article raises the problem of developing moral beliefs of students of the commerce and economics college; it reveals that moral beliefs depending on scientific interests of scientists are investigated as a component of ideology, consciousness, or individual morality.
Keywords: moral beliefs, structure, ideology, consciousness, individual morality.
Oksana Sergeevna Ilyichyova, Principal Deputy on Academic Affairs and Production Activities. E-mail: oksanail@yandex. ru
о