ния, материалы: к 100-летию со дня рождения / С. Л. Рубинштейн. - М.: Наука,1989. -440 с.
4. Вебер, М. Основные социологические понятия: избр. Произведения / М. Вебер. -М.: Прогресс, 1990.
5. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2002. -568 с.
6. Дружилов, С.А. Профессионализм и профессиональное самосознание человека / С.А. Дружилов / Формирование профессио-
нальной культуры специалистов XXI в. в техническом университете. Труды между-нар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГТУ, 2002. - 770 с.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища /
Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1989.
8. Постников, П.Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству.) http://www.igpk.ru/rc/tutor/obshestvennie/met о&ка.2^с.
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ УДК 02.51.45
ОБЩЕСТВА И МИЛОСЕРДИЕ
Ю.И. Ардашова,
к. пед. н., ст. преподаватель каф. «Социальная политика», ЧитГУ
Научные интересы: формирование нравственно-ценностных ориентаций студентов -будущих специалистов по социальной работе посредством творческо-эстетической деятельности в высшей школе.
В статье рассмотрены вопросы нравственности и милосердия. Только силами всего общества можно решать социальные проблемы. Каждому человеку необходимо глубоко осознать социальную действительность и стараться сделать все, чтобы помочь нуждающимся людям. Возрождение духовнонравственного потенциала нации на современном этапе российской истории - важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса, преодоления кризиса в России. В связи с этим, исключительно актуально научное осмысление истоков и путей возрождения традиций духовности общества и милосердия, способствующих консолидации социальных групп и слоев ■
SPIRITUAL-MORAL VALUES OF SOCIETY AND MERCY
This article is about the questions of morality and mercy. Only force of the whole society can solve social problems. Each person has to become aware of social reality. We must to do everything to help all, who need it. The revival of the spiritual-moral potential of the nation at the present stage of the russian history - is the most important premises of the political, economic and social progress and the overcoming the crisis in Russia. In this connection, the scientific comprehension of roots and ways of the rebirth of traditions of moral, spiritual society
and mercy is very actual, because they promote to the consolidation of the social groups ■
* * *
Современная эпоха страшна немилосердием. Мы полностью соглашаемся с тем, что наступило время антигуманизма. Зло умножается вокруг нас: насилие, ложь, теракты, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и корысть. Наше общество все более погружается во тьму жестокости, равнодушия, ненависти, эгоизма, зависти. Можно сказать, что совершенно забыто то, как творить дела милосердия. Ведь рядом с нами огромное количество страдающих людей. Бездомные замерзают на улицах. Дети-сироты с младенчества не знают любви и ласки, живут по жестокому закону «каждый сам за себя». В больницах пациенты умирают не только от отсутствия ухода, а часто потому, что к ним некому подойти. Многие семьи выбиваются из сил, буквально едва выживая в крайне тяжелых условиях рыночной экономики. Только силами всего общества можно решать социальные проблемы. Каждый человек должен глубоко осознать социальную действительность и стараться сделать все зависящее от него, чтобы помочь нуждающимся людям. СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II в своих обращениях к клиру приходским советам храмов г. Москва и настоятельницам ставропигальных монастырей на Епархиальных собраниях 2000-2004 гг., призывая к делам милосердия, напомнил забытую пословицу: «Не бойся сильной грозы, а бойся убогого слезы».
Сегодня России нужна прочная духовная основа сплочения, единения людей ради процветания Отечества. Возрождение нравственного потенциала нации на современном этапе российской истории - важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса, преодоления самого
тяжелого кризиса, переживаемого Россией. В связи с этим, исключительно актуально научное осмысление истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев.
Общественность все больше начинает осознавать, что экономика сама по себе лишь средство, а не цель развития, что она выстроена в единую систему общественных отношений духовной жизни и именно об этой системе должна быть проявлена забота, уделено внимание.
Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы -реально действующие моральные отношения между людьми. Они вырастают на основе складывающейся в обществе производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные моральные санкции на людей, нарушающих своим поведением принятые в обществе нравственные нормы.
Нравственный прогресс выражается, прежде всего, в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом.
Именно нравы обуславливают связь морали со всеми другими сторонами жизни социума, общества - экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования
характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как благотворительность, духовное развитие общества, милосердие.
Реальная жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию для того, чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демократия - это, прежде всего, уважительная форма отношений людей, процесс создания благоприятного морально-психологического климата в стране с целью строительства и процветания общества..
К сожалению, духовность теряет важную роль в мотивации регуляции деятельности, поведения, очевидно тяготение к утилитарно-прагматическим ориентирам, безыдейности поступков. Увеличивается разрыв между общественными и индивидуальными ценностями, что отражается и воспроизводится в двойственности, «мозаичности» внутреннего мира личности, расхождении между чувствами и поступками, замыслами и делами, желаемым и действенным, официальным поведением и неофициальной жизнью.... Все это обуславливает личностные синдромы неудовлетворенности, социальной усталости, агрессивности.
С особой тревогой общество воспринимает разгул насилия, жестокости и преступности. Этот показатель при
массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом экономики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому люди стремились бы, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки (1; С. 72-76).
В современных условиях возрастает значение таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.
Ценности составляют ядро духовного мира человека, объединяют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решающую роль в формировании личности, проявлении ее социальной активности.
Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня пристального внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает милосердие.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение милосердию - «это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердию - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие».
Понятия «милосердие» и «благотворительность» очень близки по своему содержанию. Отличие понятия «благотворительность» от понятия
«милосердие» в том, что акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие -это больше готовность к оказанию по-
мощи, чем сама помощь, больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка
этих страданий. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной честности, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п. С другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире области, где проявляется благотворительность, - милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и в отношениях между врагами (1; С. 76).
В древности в различных культурных традициях милосердие осмысливалось как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока.
В христианстве милосердие приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. Милосердие - инициативное чувство и активное действие. В милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека: в милосердии человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако милосердие - не только средство в процессе самосовершенствования, но и со-
держание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В милосердии человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого.
Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого (2; С. 142).
Обобщая все вышеизложенное, мы приходим к выводу, что нарастает тенденция к дегуманизации общественных отношений. Ее интенсивность, «технизация» и «функционализация» не компенсируются и не корректируются соответствующими темпами гуманизации. Необходим практический анализ и осмысление российским обществом милосердия как основы и перспективы его развития. При выборе приоритетов государственной политики, формулировке ясных и достойных целей важно, прежде всего, ориентироваться на возрождение великой державы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с. - (Высшее образование).
2. Педагогический энциклопедический
словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-бад; Редкол.: М.М. Безруких, П24 В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.: ил.
3. Как организовать служение милосердия на приходе. Выпуск I. М., 2005. - 135 с.