Научная статья на тему 'Нравственные основания и ценностные приоритеты современного Интернета'

Нравственные основания и ценностные приоритеты современного Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-пространство / духовный мир интернет-пользователя / духовно-нравственная проблематика Интернета / нравственное сознание / нравственная культура интернет-пользователя / нравственная позиция интернет-сообщества / Internet space / Internet user’s spiritual world / Internet-related spiritual and moral issues / moral consciousness / Internet user’s moral culture / Internet community’s moral position

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аракелян Марина Александровна, Попова Елена Анатольевна, Богданова Ирина Сергеевна

Раскрываются роль и значение интернет-пространства в жизни современного информационного общества. Авторы акцентируют внимание на том, что Интернет — один из важнейших социокультурных феноменов, который активно влияет на духовно-нравственные аспекты жизни современного общества, способствуя развитию новых видов коммуникации, мышления, инициативы и творчества людей. Обосновывается идея о необходимости строго соблюдать в современном Интернете нравственные нормы и принципы для сохранения позитивно ориентированной духовности его создателей и пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Аракелян Марина Александровна, Попова Елена Анатольевна, Богданова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral foundations and value priorities of the modern Internet

The role and significance of the Internet space in the life of modern information society are revealed. The authors emphasize that the Internet is one of the most important sociocultural phenomena actively influencing the spiritual and moral aspects of life in modern society, contributing to the development of new types of communication, thinking, initiative and creativity of people. The idea of the necessity to strictly observe moral norms and principles in the modern Internet to preserve positively oriented spirituality of its creators and users has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Нравственные основания и ценностные приоритеты современного Интернета»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 93—103. Economic and Social Research. 2024. No. 2 (42). P. 93—103. Научная статья

УДК 17:004.77

doi: 10.24151/2409-1073-2024-2-93-103 https://www.elibrary.ru/uhdjbe

Нравственные основания и ценностные приоритеты современного Интернета

М. А. Аракелян1, Е. А. Попова2, И. С. Богданова3

12 3 Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика, г. Химки, Московская область, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Раскрываются роль и значение интернет-пространства в жизни современного информационного общества. Авторы акцентируют внимание на том, что Интернет — один из важнейших социокультурных феноменов, который активно влияет на духовно-нравственные аспекты жизни современного общества, способствуя развитию новых видов коммуникации, мышления, инициативы и творчества людей. Обосновывается идея о необходимости строго соблюдать в современном Интернете нравственные нормы и принципы для сохранения позитивно ориентированной духовности его создателей и пользователей.

Ключевые слова: интернет-пространство, духовный мир интернет-пользователя, духовно-нравственная проблематика Интернета, нравственное сознание, нравственная культура интернет-пользователя, нравственная позиция интернет-сообщества

Для цитирования: Аракелян М. А., Попова Е. А., Богданова И. С. Нравственные основания и ценностные приоритеты современного Интернета // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (24). С. 93—103. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-93-103 EDN: UHDJBE.

Original article

Moral foundations and value priorities of the modern Internet

M. A. Arakelyan1, E. A. Popova2, I. S. Bogdanova3

12 3 The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia, Khimki, Moscow oblast, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

© Аракелян М. А., Попова Е. А., Богданова И. С.

Abstract. The role and significance of the Internet space in the life of modern information society are revealed. The authors emphasize that the Internet is one of the most important socio-cultural phenomena actively influencing the spiritual and moral aspects of life in modern society, contributing to the development of new types of communication, thinking, initiative and creativity of people. The idea of the necessity to strictly observe moral norms and principles in the modern Internet to preserve positively oriented spirituality of its creators and users has been substantiated.

Keywords: Internet space, Internet user's spiritual world, Internet-related spiritual and moral issues, moral consciousness, Internet user's moral culture, Internet community's moral position

For citation: Arakelyan M. A., Popova E. A., Bogdanova I. S. "Moral Foundations and Value Priorities of the Modern Internet". Economic and Social Research 2 (42) (2024): 93—103. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-93-103 EDN: UHDJBE.

Глобальная сеть Интернет принадлежит к числу наиболее впечатляющих достижений научно-технической мысли и становится всё более ведущим фактором, определяющим общий вектор развития современной цивилизации. Сегодня благодаря Интернету происходят глобальные изменения в таких важнейших областях социальной жизни, как экономика, политика, право, образование, наука. По мере повышения роли Интернета в жизни общества и человека его вполне объективно рассматривают как особый социально-культурный феномен, позитивное развитие которого во многом будет определяться состоянием и направленностью духовного мира основных групп пользователей Сети. Важно отметить, что количество активных пользователей Интернета в мире по состоянию на начало 2023 г. составляет 5,16 млрд чел. Речь идет не только об обладателях персональных (стационарных) компьютеров и ноутбуков, но и о владельцах мобильных телефонов, смартфонов и планшетов, имеющих непосредственный доступ в Интернет. При этом общая численность населения планеты Земля на сегодня составляет немногим более 8 млрд чел.

Следует отметить, что «рождение» Интернета (1980-е гг.) коренным образом изменило жизнь всего человечества, самым серьезным образом преобразило содержание и направленность духовного мира большинства

граждан, способствовало дальнейшему развитию их информационной культуры, реализации интеллектуального потенциала. За очень короткое время (немногим более тридцати лет) Интернет обеспечил свободное общение между многочисленными пользователями Сети, создав им необходимые условия для реализации многообразных интересов и потребностей. Одна из заслуг современного Интернета состоит в том, что он способствовал созданию вполне комфортных условий для жизни и профессиональной деятельности человека, позволяющих ему достаточно успешно проявлять инициативу и творческое начало в познавательной, игровой и коммуникативной сферах. Необходимо иметь в виду, что, став универсальной глобальной сетью, Интернет не замыкается на узких целях, которые предполагают, что его будут использовать в интересах лишь науки и военного дела.

В научном сообществе появление и дальнейшее развитие Интернета по праву считают одним из величайших научных достижений человечества. Сам Интернет рассматривают сегодня как полноценное сообщество людей, включающее многочисленных разработчиков и пользователей Сети. Еще сравнительно недавно (в конце 1970-х гг.) будущее человеческой цивилизации связывали непосредственно с развитием ядерной энергетики и освоением космоса. Однако

общее направление социального прогресса во многом определила революция в информационной сфере, повлекшая за собой «.. .радикальные изменения; материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство меняют не только свои внешние очертания, но и внутренние механизмы — содержание деятельности» [7, с. 14]. В этом плане вполне естественно желание большинства граждан планеты Земля найти наиболее эффективные формы и способы адаптации к жизни в новом информационном обществе, позволяющие каждому его члену занять в нем достойное место, состояться в избранной профессии.

Сегодня компьютерная техника персонализировалась и превратилась в важное средство накопления, хранения и передачи информации, а также сетевой коммуникации между людьми. Вполне объективно Интернет дал новый импульс для дальнейшего объединения людей, принадлежащих к различным культурам, имеющих общие убеждения, идеалы, ценностные ориентации и установки, так как предоставил им возможность преодолеть дефицит непосредственного человеческого общения, наладить эффективный диалог между странами и народами, даже если их разделяют между собой огромные расстояния. Особую ценность Интернет приобрел для людей, имеющих инвалидность, различные тяжелые заболевания, а также физические недостатки. Он во многом компенсировал данной категории граждан ограничения, которые могли бы помешать в обычном общении, помог успешно решить некоторые из их насущных жизненных проблем, способствовал формированию позитивных мировоззренческих ценностных ориентаций и установок.

Практически с самого зарождения Интернета и с первых дней развития многочисленные аспекты его деятельности вполне объективно стали предметом серьезного научного анализа. Современные проблемы Интернета исследуют в самых разных

направлениях: с технической, информационной, математической, физической, социальной, психологической, экономической, военной, политической и т. п. точек зрения. В этом ряду особое место занимает общефилософский анализ, в рамках которого основной акцент делается на осмыслении важнейших гуманитарных аспектов Интернета, на выявлении взаимосвязи между его материальным и духовным компонентами. Философию Интернет интересует не столько как техническое изобретение, сколько как важный социокультурный феномен, и позитивно, и негативно влияющий на все стороны жизни современной цивилизации, определяющий содержание и направленность основных мировоззренческих и духовно-нравственных ориентиров ее членов.

Необходимо признать, что Интернет привнес серьезные изменения в мировоззренческие и общекультурные аспекты жизни современного общества, наполнив их новым ценностным смыслом. Он вооружил людей новыми инструментами, пригодными для познания мира, создал необходимые условия для самовыражения человека, предоставив ему новые, ранее не существовавшие коммуникационные возможности. Влияние Интернета на духовный мир пользователей Сети огромно: он способствовал тому, чтобы люди по-новому увидели и поняли самих себя, он помог сформировать открытые взаимоотношения между людьми, решить важные и актуальные проблемы общественной жизни. Существенное повышение уровня компьютерной грамотности пользователей Сети, информационной культуры различных социальных групп (особенно молодежи) способствует более широкому использованию возможностей Интернета в экономике, бизнесе, образовании, спорте, медицине и т. д.

Современный Интернет предоставил многообразным пользователям широкий простор для того, чтобы открыто демонстрировать свои взгляды и мировоззренческие

позиции, по сути став одним из наиболее эффективных средств для межчеловеческой коммуникации, для обмена необходимой информацией, культурными ценностями и смыслами. Важно понимать, что современный Интернет — не просто новая технология, позволяющая общаться вне пространственных границ и временных рамок, но еще и новое информационное пространство, относительно самостоятельная форма искусственного (виртуального) бытия человека. Современные реалии свидетельствуют о том, что если взять пользователей Сети, для их значительной части данный вид бытия начинает играть в жизни и деятельности доминирующую роль. Большинство людей в разных странах мира уже не видят себя иначе, как в качестве активных пользователей сети Интернет, и правомерно считают себя частью уникальной социально-информационной среды, помогающей им с максимальной эффективностью реализовывать жизненные планы, программы и проекты.

Сегодня большинство членов научного сообщества исходят из того, что если мы хотим по-настоящему осмыслить всю совокупность изменений (как позитивных, так и негативных), которые Интернет привнес в нашу жизнь, то должны стремиться к тому, чтобы реально обозначить всевозрастающую ценность духовно-нравственных оснований и приоритетов, так как без этого просто невозможно определить реальное состояние и направленность общественного прогресса. Необходимо признать, что совокупность наиболее актуальных вопросов жизни современного мирового сообщества объективно требует поиска вполне адекватных ответов: какие ценности глобальная сеть поддерживает, какие ценности оказались под угрозой в «сетевом мире», каковы общие перспективы развития и диалога между культурами различных стран и народов?

Одна из реальных целей современного информационного общества (общества знаний) — расширение доступа к информа-

ционным ресурсам. Интернет вооружил человека, находящегося в любой точке земного шара, удаленной от цивилизации, возможностью в любой момент получить из открытых источников необходимую ему информацию, наиболее полную и достоверную. Опора на данную информацию позволяет более качественно планировать и организовывать профессиональную деятельность, общение, учебу и отдых. Так, для многих людей во всем мире уже вполне обыденным стало приобретение товаров и многочисленных услуг с помощью Интернета. Данный процесс идет настолько быстро, что в недалеком прошлом мало кто мог себе это представить.

Нельзя не признать, что современные возможности Интернета практически не ограничены, так как каждый пользователь может виртуально общаться с любым другим в режиме реального времени, пользоваться сокровищами богатейших музеев и библиотек мира, обмениваться идеями с друзьями и коллегами, даже живущими на разных континентах. Безусловно, работа в Интернете дает человеку больше возможностей для будущего профессионального становления и роста, для получения достойной оценки результатов своего труда со стороны многочисленных коллег, товарищей и сослуживцев, а также для признания личных заслуг со стороны общества и государства. Для большинства граждан России такая доступность Сети сегодня уже стала обыденной. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), постоянно увеличивается количество российских пользователей Интернета — на начало 2023 г. их насчитывалось 127,6 млн чел.

При этом следует обратить внимание на два обстоятельства:

1) численность населения России в этот период составляла 146 млн чел.;

2) полноправной участницей глобальной сети Россия стала только в 1993 г.

Сегодня для многих пользователей основными мотивами, побуждающими выйти в Интернет, становится межличностная коммуникация и всё то, что связано с познанием окружающего мира. Конечно, любой пользователь, находясь в Сети, не может видеть всего множества сайтов. Тем не менее Интернет не предстает для него некоим огромным хаосом всевозможной информации. В строгом соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и интересами каждый пользователь проделывает свое «путешествие» по Сети. В то же время пользователи могут посещать только те сайты, которые не ограничены правами доступа к ним. Вот почему для того или иного пользователя весьма важную роль приобретают проверка достоверности информации, установление степени надежности источника информации, а также уровня доверия к нему. К сожалению, в современных условиях по целому ряду объективных и субъективных причин значительное количество пользователей Сети не следуют данным основополагающим правилам. Это во многом свидетельствует о том, что многие просто не готовы к тому (не испытывают особого желания для того), чтобы сознательно и добровольно принять на себя высокие нравственные обязательства и строго им следовать.

Необходимо отметить, что современный Интернет с его уникальными информационным багажом представляет собой богатейшую копилку знаний — достояние всех жителей Земли. Так, еще сравнительно недавно поиск важной научной информации в литературе занимал от нескольких дней до месяцев. Подтверждением этому может служить получение журналов и книг по межбиблиотечному абонементу или по международному обмену. Сегодня на поиск последних научных и культурных мировых достижений и знакомство с ними уходит минимальное время (если эти достижения оцифрованы). Поэтому Интернет вполне объективно

рассматривают как один из важнейших ресурсов, который позволяет весьма существенно экономить человеческое время, высвобождая его на другие виды общественно полезной деятельности.

Благодаря Интернету современный человек действительно получает беспрецедентные возможности доступа к ресурсам библиотек, музеев, театров, кино, научных организаций и учреждений, к непосредственному общению с представителями культуры, науки образования, бизнеса, даже если они живут на разных континентах. Современное телевидение, радио и обычная печать при всех их возможностях не могут восполнить пользователю сети Интернет все «пробелы», мешающие получить достоверную и объективную информацию. Особую актуальность и значимость для каждого пользователя Сети всё больше приобретает следующая проблема: нужно обеспечивать необходимый баланс между личными и общественными интересами. Представляется, что определяющим нравственным императивом должно стать то, чтобы все без исключения пользователи Сети научились грамотно и вполне ответственно ею пользоваться в интересах мира, добра и справедливости.

Следует признать, что в системе современного Интернета главенствующую роль играет вполне конкретный человек (пользователь Сети) с его (ее) идеалами и убеждениями, потребностями и интересами, зачастую ориентированными на приобретение новых знаний, ценностей и смыслов, крайне необходимых в жизни и профессиональной деятельности. Не менее важными ценностными составляющими можно назвать потребности в более совершенной коммуникации, в обретении относительной свободы, в проявлении личной инициативы и творчества. Без человека (как создателя и основного пользователя Сети) с его системой ценностных ориентаций и установок нет и самой системы Интернета вообще. При этом человек как творец и носитель идей,

взглядов, смыслов и ценностей всё время находится на границе реального и виртуального (компьютерного) бытия. Вдобавок подавляющее большинство пользователей Сети открыто заявляют о своем желании реализовать внутренний духовный потенциал, обрести относительную самостоятельность и свободу, значительно повысить уровень общей, профессиональной и личностной культуры.

С середины 1990-х гг. началась системная теоретическая разработка этико-аксио-логических проблем Интернета — в ней участвовали философы, правоведы, психологи, ученые и практики в области информационных технологий, а она в дальнейшем стимулировала острые научные дискуссии. Всё большую актуальность начинают приобретать нравственные аспекты профессионального поведения в глобальной сети, опирающиеся на соблюдение базовых этических норм и принципов. Обращение к духовно-нравственным проблемам Интернета позволяет подойти к рассмотрению его главным образом «изнутри», с точки зрения влияния Сети на содержание и направленность духовного мира основных категорий ее создателей и пользователей, на мотивацию их поведения и поступков. Следует признать, что наиболее актуальные проблемы Интернета, воспринимаемые раньше в качестве технических, математических или когнитивных, имеют в большей степени этическую направленность. Объясняется это тем, что эволюция и дальнейшее развитие Сети привели к переосмыслению важнейших ценностных основ жизни современного информационного общества и человека, несмотря на все культурные, этнические и религиозные различия, существующие между отдельными странами и народами.

Необходимо отметить, что происхождение и дальнейшее развитие Интернета — результат деятельности многочисленных государственных и коммерческих организаций, научных сообществ целого ряда стран.

Данный процесс очень тесно сопряжен с пониманием того, что новые вызовы и угрозы, стоящие сегодня перед человечеством, во многом требуют (и еще потребуют) новых нестандартных подходов к их решению. В решении целого ряда приоритетных и общезначимых социальных проблем глобальная сеть способна оказать неоценимую помощь и поддержку. Хотелось бы особо отметить, что дальнейшую актуализацию приобретают этико-культурные проблемы, которые обусловлены глобальным характером Сети, а также тем, что сфера относительно доступной получаемой информации сегодня расширяется для значительной аудитории. Интернет сегодня дает огромному числу его пользователей великолепную возможность значительно расширить свой общенаучный, общекультурный и профессиональный кругозор, найти новых друзей, партнеров для будущих проектов не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. В позитивном плане он всё больше выступает как уникальное средство для получения истинных знаний и совершения социально значимых общественных действий, которые должны строго соотноситься с требованиями норм права, морали и религии.

В современных научных дискуссиях по проблемам Интернета всё отчетливее звучит тема высокой нравственной ответственности пользователей, а также представителей интернет-индустрии, независимо от их возраста, национальности, пола, избранной профессии, социального статуса, уровня и качества полученного образования и т. д. Особую актуальность приобретает проблема общекультурного и, в первую очередь, духовно-нравственного уровня пользователей Интернета, их внутренней способности самостоятельно и осознанно выбирать позитивную информацию (соответствующую их мировоззренческим предпочтениям) на основе гуманистических ценностных ориента-ций и установок. Нельзя не отметить, что высокий уровень интеллекта, образования

и культуры становится тем важнейшим внутренним ресурсом, который позволяет тому или иному пользователю Сети находить правильные ответы на наиболее сложные вопросы, определяющие направление поиска и помогающие обрести цель и смысл собственной жизни как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу.

Однако нынешний этап развития Интернета как социокультурного феномена и сферы высоких технологий выдвинул и немало проблем, имеющих в первую очередь духовно-нравственную составляющую. Всё более настойчивым оказывается социальный запрос на «очистку» Интернета от всего того, что не соответствует общепринятым нравственным нормам и принципам, которые разделяют большинство граждан планеты Земля. Во многих странах набирает обороты разработка мер практического характера по защите интернет-пространства как социокультурного феномена с помощью серьезных ограничительных барьеров (правовых, экономических, финансовых, религиозных и т. д.). Показателен в этом отношении опыт Китая, который на государственном уровне прилагает огромные усилия для минимизации негативного влияния Интернета на все категории пользователей Сети, особенно молодежи.

Сегодня в Интернете накоплено огромное количество негативной информации, которая весьма деструктивно влияет на ценностные компоненты сознания и мировоззрения, а также на духовно-нравственные качества основных групп пользователей. Особую тревогу данные проблемы вызывают не только у представителей светской власти, но и у служителей основных мировых конфессий. В этом плане заслуживает всяческого одобрения позиция, занятая Русской Православной Церковью. Ее представители вполне справедливо отмечают, что в Интернете есть много опасностей — и многократно облегчено распространение как грехов, так и добродетелей. Особую тревогу

у них вызывает проблема обеспечения духовной безопасности молодежи (в возрасте до 25 лет) как наиболее активной части пользователей современного Интернета. Вполне логичен их вывод: постоянная забота государства о духовности молодого поколения — наиболее верная стратегия, обеспечивающая в недалеком будущем стабильное и устойчивое развитие стран и народов.

Хотелось бы особо отметить, что современный Интернет привнес существенные изменения в духовно-нравственные компоненты общественного и индивидуального сознания. В духовном мире значительной части пользователей Сети неизбежно происходит разрыв между реальной и виртуальной действительностью. Тот или иной пользователь, оставшийся один на один с компьютером, отрывается от реальной действительности и всё больше замыкается в своем индивидуальном смысловом пространстве. Для него особую значимость приобретает виртуальная жизнь в Интернете, где он конструирует себя и свой мир, часто скрывая при этом настоящее имя, возраст, пол, профессию, социальный статус и т. д. Нельзя не согласиться с В. В. Мироновым в том, что анонимность и недостаточная контролируемость Интернета ведет к расширению «псевдокультурного» поля общения, в котором «...господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры требуемого поведения, ее [культуры. — Прим. ред.] общедоступные, то есть наиболее простые компоненты» [5, с. 39].

Одним из негативных аспектов становления и развития современного информационного общества можно назвать чрезмерную зависимость пользователя от нахождения в Сети, которая затягивает его, отвлекает от кропотливой системной аналитической работы, не оставляет ему свободного времени на другие виды общественно полезной деятельности. На наш взгляд, сетевую (виртуальную) коммуникацию следует рассматривать лишь как дополнение к подлинной

коммуникации, реализуемой в «живом» общении и диалоге. Основу подлинной коммуникации неизменно составляют такие ее важнейшие атрибуты, как взаимное уважение друг к другу, поиск разумных уступок и компромиссов. Это обязательное условие, уточняет М. Н. Лященко, так как, если оно не соблюдается, «...люди все чаще испытывают чувство одиночества и ненужности из-за утраты ценностно-смысловых основ своего социального бытия» [4, с. 79] — и сетевая коммуникация становится не чем иным, как своего рода подменой подлинного человеческого общения.

Действительно, появление в нашей жизни всевозможных смартфонов и планшетных компьютеров привело к тому, что Интернет стал доступен повсеместно и круглосуточно. По мнению ученых, постоянное обращение к информации, размещенной в Сети, если оно не сопровождается ее глубоким переосмыслением, формирует клиповое мышление. С конца 1990-х гг. данная проблема стала поистине глобальной. Главная особенность подобного мышления состоит в том, что пользователь удерживает в памяти лишь небольшие фрагменты получаемой информации, так как с помощью Сети любой факт реальной жизни можно проверить относительно легко и быстро. Становится просто не нужно напрягать память излишним пониманием смыслов и запоминанием чего бы то ни было. Широта и гибкость мышления, критическое отношение к себе, к другим людям, к обществу, крайне востребованные и необходимые сегодня каждому человеку, уходят на второй план. Как правило, носители клипового мышления испытывают серьезные трудности, если приходится быстро адаптироваться к новым социальным вызовам и угрозам. На наш взгляд, в будущем такие представители социума смогут претендовать на успешность лишь в относительно несложной профессиональной деятельности.

Действительно, для огромной части пользователей Интернета социальная жизнь

всё больше переходит в сетевое пространство. Современный Интернет всё больше приобретает статус настоящей «паутины», из которой пользователю порой бывает весьма нелегко выпутаться — и тому есть реальные причины, объективные и субъективные. Для примера, сегодня около 35 % российских пользователей проводят в Сети более четырех часов в день. По оценкам специалистов, пребывание человека в Сети более этого срока, если оно напрямую не связано с его профессиональной деятельностью, свидетельствует о патологической зависимости. Человек постепенно становится своеобразным заложником Сети. Определенные социально значимые приоритеты (учеба, работа, общение с друзьями и родственниками, воспитание детей, занятия спортом и пр.) постепенно утрачивают свою общекультурную ценность, предупреждает Л. В. Баева [1, с. 22]. Цифровая зависимость, согласно решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), внесена в международный классификатор болезней, в тот же раздел, что алкоголизм и наркомания.

Сегодня современным пользователям Интернета активно навязывают всевозможные ложные знания, потребительские предпочтения и вкусы. Достаточно активно культивируют индивидуалистические ценностные установки, ориентирующие пользователя на достижение в жизни материального благополучия, успеха, пользы, выгоды, удовольствий, личностного самоутверждения. Как представляется, в этих условиях весьма важной становится личностная ориентация на достижение высокого уровня нравственной культуры. Конечно, вопрос о том, быть нравственным человеком или не быть, каждый решает вполне самостоятельно и осознанно. Нравственность в целом можно рассматривать как необходимую и обязательную основу, служащую базой для всех остальных видов духовности личности — базой, которую нельзя чем-либо заменить или равноценно восполнить. В свое время русский

баснописец И. А. Крылов очень точно определил роль нравственности и права в духовном мире человека: «В ком есть и совесть, и закон, / Тот не украдет, не обманет, / В какой бы нужде ни был он» [3, с. 65]. По сути, нравственность позволяет человеку сохранять в себе человеческое в самых сложных (порой критических) жизненных ситуациях. На наш взгляд, вполне обоснован вывод А. С. Панарина о том, что именно «...духовно-нравственные ценности удерживают человека от скольжения вниз, к существованию без принципов» [6, с. 334].

Возрастание роли духовно-нравственных проблем в общественной жизни и в сети Интернет — вполне объективная и закономерная общесоциальная потребность. К сожалению, сегодня вполне обычными в сети Интернет стали такие явления, как рассылка компьютерных вирусов, взлом систем и баз данных, нарушение прав интеллектуальной собственности (авторских прав), кража товаров, личных данных и финансовых средств граждан, организаций и государства, предоставление для всеобщего доступа непристойных изображений и текстов, детской порнографии, распространение руководств по изготовлению взрывных устройств, пропаганда идей экстремистского характера, кибершпионаж и киберпреступность, использование Сети в качестве мощного канала дезинформации. Так, социальные сети, когда определенные политические силы (например, западные) продвигают через них свои интересы, временами становятся мощным инструментом для организации сначала массовых беспорядков, а в дальнейшем и «цветных» революций (государственных переворотов) в разных странах по всему миру.

Широкая доступность самой разнообразной и максимально открытой негативной информации мотивирует не только отдельных представителей, но и целые группы пользователей разных возрастов совершать противоправные действия в отношении

государства, общественных институтов и собственно самих граждан. По мнению ряда авторов, «большую опасность представляют также преступные действия, связанные с доступом в информационные сети банков и иных организаций кредитно-финансовой сферы в целях совершения махинаций с финансовыми средствами» [2, с. 28]. В этом плане самой уязвимой категорией граждан, в отношении которых выстраивают различные противоправные мошеннические схемы, становятся молодежь и, наоборот, люди пенсионного возраста. Объясняется это тем, что молодежь еще не имеет необходимого жизненного опыта, а пожилые иногда избыточно доверчивы, чем и пользуются разного рода мошенники.

Глобальную сеть всё активнее используют и как действенное средство для явной или скрытой манипуляции общественным сознанием. Во многих так называемых демократических странах мира всё активнее воздействуют подобным образом на духовный мир граждан. Постоянно совершенствуют технологии, приемы и способы внедрения ложных стереотипов и установок в общественное сознание граждан. По мнению современных западных политтехнологов, через Интернет и средства массовой информации (СМИ) можно переформатировать общественное сознание за считанные месяцы, в то время как раньше на это обычно уходили целые десятилетия. Исторический опыт свидетельствует о том, что намного проще управлять обществом и людьми, которым трудно осваивать традиционные ценности и достоверную информацию. Чтобы не стать игрушкой, инструментом, средством манипуляции в чьих-то недобросовестных руках, каждому пользователю необходим основательный запас объективной и достоверной информации, позволяющей отличать ее от насаждаемых мифов, предрассудков, заблуждений и лжи.

Сегодня очень важно не переоценивать значение Интернета как для человеческой

цивилизации, так и для отдельного человека. Не стоит также идеализировать современного пользователя Интернета, не стоит переоценивать и то, насколько его интеллектуальные, образовательные, возрастные возможности и способности помогут противостоять всему негативному и антигуманному в Сети. Современные реалии всё больше актуализируют потребность как можно тщательнее защищать не только социокультурное, но и виртуальное информационное бытие с позиций требований права, высокой нравственности и религиозных ценностей. В интересах духовной безопасности своих стран и народов многие правительства постепенно вводят довольно строгие правовые запреты и ограничения в Сети. Речь, в первую очередь, идет о блокировке сайтов, призывающих к противоправным действиям и экстремизму, к насилию, расизму, к использованию нецензурной лексики. В современных условиях ответственность за обеспечение информационной безопасности берет на себя государство, потому что только оно в полной мере обладает всеми необходимыми для этого материальными и духовными ресурсами.

Кроме того, сегодня особую актуальность приобретают вопросы о том, что ожидает Интернет в ближайшем и отдаленном будущем, что в его развитии опосредовано ценностными установками нравственного сознания и мировоззрения его пользователей, а также вытекающими из того и другого отдельными высоконравственными поступками и собственно поведением. Так, еще сравнительно недавно многие представители сетевого сообщества твердо верили: в самое ближайшее время будут сформированы общие этические нормы и принципы, регулирующие поведение в Интернете, понятные как любителям, так и профессионалам, строго выполняемые теми и другими, ориентирующие коллективное сознание на продвижение высоких гуманистических ценностей и на следование им. К сожалению,

отдельные страны и мировое сообщество в целом пока не пришли к единому пониманию того, как решать столь сложную проблему. Целый комплекс противоречий (политических, экономических, культурных, этнических и др.) между странами, регионами и континентами не позволяет достигнуть необходимого консенсуса в данном вопросе. Всё это наглядно свидетельствует о том, что наши оптимистические ожидания еще не подтверждаются в реальной жизни. Необходимо признать: пока мировое сообщество ментально не готово что-то кардинально менять в глобальной сети. Вместе с тем мы твердо убеждены: перспективы существования и развития современного Интернета во многом будут определяться общекультурным, духовно-нравственным уровнем всех основных его участников (создателей и пользователей).

Список литературы и источников

1. Баева Л. В. Экзистенциальные риски в условиях информационной эпохи // Информационное общество. 2013. № 3. С 18—27. EDN: РМ8ББЬ.

2. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / И. Ю. Алексеева и др.; под общ. ред А. В. Федорова, В. Н. Цыгичко. М.: ПИР-центр, 2001. 328 с.

3. Крылов И. [А.] Крестьянин и Лисица // Басни / И. А. Крылов. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2018. С. 64—65.

4. Лященко М. Н. Одиночество в контексте кризисов современных информационно-техногенных обществ // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 3А. С. 85—96. EDN: ZTWZAN.

5. Миронов В. В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2006. № 4. С. 34—48. EDN: JWZSCN.

6. Панарин А. С. Народ без элиты. М.: Эксмо: Алгоритм, 2006. 352 с.

7. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. Изд. 2-е. М.: Директ-Медиа, 2013. 291 с. https://doi.org/10.23681/210487 EDN: RKCLGX.

References

1. Bayeva L. V. "Existential Risks of the Information Age". Informatsionnoe obshchestvo = Information Society 3 (2013): 18—27. (In Russian). EDN: PMSBBL.

2. Alekseeva I. Yu. et al. Information Challenges to National and International Security. Gen. eds A. V. Fedorov, V. N. Tsygichko. Moscow: PIR-Tsentr, 2001. 328 p. (In Russian).

3. Krylov I. [A.] "The Farmer and the Fox". Kry-lov I. [A.] Basni. St. Petersburg: Azbuka; Azbuka-Attikus, 2018. 64—65. (In Russian).

4. Lyashchenko M. N. "Loneliness in the Context of the Crises of Modern Information and Tech-nogenic Societies". Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke = Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being 6.3A (2017): 85—96. (In Russian). EDN: ZTWZAN.

5. Mironov V. V. "Modern Communication Space as a Factor of the Transformation of Culture and Philosophy". Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya = Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy 4 (2006): 34—48. (In Russian). EDN: JWZSCN.

6. Panarin A. S. People without Elite. Moscow: Eksmo; Algoritm, 2006. 352 p. (In Russian).

7. Rakitov A. I. Philosophy of Computer Revolution. 2nd ed. Moscow: Direkt-Media, 291 p. (In Russian). https://doi.org/10.23681/210487 EDN: RKCLGX.

Попова Елена Анатольевна — кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры философии, истории и культурологии, Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Россия, 141435, Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А).

Богданова Ирина Сергеевна — старший преподаватель кафедры философии, истории и культурологии, Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Россия, 141435, Московская область, г. Химки, мкр. Ново-горск, ул. Соколовская, стр. 1А).

Information about the authors

Marina A. Arakelyan — Cand. Sci. (Hist ), Assoc. Prof., Head of the Department of Philosophy, History and Cultural Studies, The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia (Russia, 141435, Moscow oblast, Khimki, Novogorsk micro-district, Soko-lovskaya st., 1А).

Elena A. Popova — Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof., Professor at the Department of Philosophy, History and Cultural Studies, The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia (Russia, 141435, Moscow oblast, Khimki, Novogorsk micro-district, Sokolovskaya st., 1А).

Irina S. Bogdanova — Senior Lecturer at the Department of Philosophy, History and Cultural Studies, The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia (Russia, 141435, Moscow oblast, Khimki, Novogorsk micro-district, Sokolovskaya st., 1А).

Статья поступила в редакцию после доработки 03.06.2024.

The article was submitted after updating 03.06.2024.

Информация об авторах

Аракелян Марина Александровна — кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой философии, истории и культурологии, Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Россия, 141435, Московская область, г. Химки, мкр. Ново-горск, ул. Соколовская, стр. 1А).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.