Научная статья на тему 'Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н. Е. Румянцева и его современников'

Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н. Е. Румянцева и его современников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1130
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОВОЙ ВОПРОС / НРАВСТВЕННОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГИГИЕНА ЦЕЛОМУДРИЯ / SEX EDUCATION / SEXUAL QUESTION / PARENTING / CARE OF CHASTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицай Людмила Александровна

Изучаются проблемы полового воспитания детей в семье в трудах известного педагога конца XIX начала XX в. Н.Е. Румянцева. Раскрывается социокультурный и этический контекст возникновения проблемы полового воспитания детей в русской педагогике. Определяются ключевые приоритеты концепции полового воспитания в трудах ученых, соотносящиеся с сутью этико-гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral aspects of sex education of children in family in the pedagogical heritage of N.E. Rumyantsev and his contemporaries

This article studies the problem of sex education of children in the family in the writings of a famous teacher of the end of the 19th early 20th centuries N.E. Rumyantsev and his contemporaries V.N. Zhuk, E.N. Vodovozova, K.V. Sidorovich, G. Zorengfrey, E. Lozinsky, B.N. Lieberman, O.B. Feltsman, P.P. Blonsky. The main works of the scholars on the subject are analyzed. The social-cultural and ethical context of the problem of sex education of children in the Russian pedagogy is considered. The relevance of sex education in Russian pedagogy of the threshold of the 19th 20th centuries is compared with the state of the problem in the modern period. The researchers identify key priorities of the concept of sex education, which correspond to the essence of the ethical and humanistic approach in family education pedagogy of the specified historical period. Russian educators consider the formation of moral culture of children in the family as a key priority of sex education. Such education involves teaching children chaste attitude to their bodily and emotional expression, based on the hierarchy of moral values. In the works of Russian scientists the most harmonic family education is determined by means of proper parenting. Such education enables children to overcome "premature awakening of the sexual instinct'', to form the best human qualities: will, diligence, integrity, sense of honor, chivalrous respect for women, etc. At the same time teachers advise parents to occupy some free time of their child with a moral duty: help the needy neighbors, patients, relatives, aesthetic observation of the natural world, needlework, housework, etc. And in this case, the atmosphere at home, deep pure love and mutual understanding between father and mother, the moral example of the warm relations that parents show their children are very important. The author concludes that the legacy of Russian pedagogical thought is highly in demand in today's practice of family and school education. It particularly concerns the problem of sex education of the younger generation. The author emphasizes the fact that the Russian psychological and pedagogical thought, having examined a large number of foreign scientific works of that time on issues of sexual development of the person, the place of sexuality in the mental and social behavior of people (works of Z. Freud and others), rejected the Freudian view that Eros and Thanatos control the processes of human behavior. Russian teachers were so far from the thought of having to tell the children about the sex lives of adults.

Текст научной работы на тему «Нравственные аспекты проблемы полового воспитания детей в семье в педагогическом наследии Н. Е. Румянцева и его современников»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 156-159

УДК 37.034

Л.А. Грицай

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н.Е. РУМЯНЦЕВА И ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ

Изучаются проблемы полового воспитания детей в семье в трудах известного педагога конца XIX - начала XX в. Н.Е. Румянцева. Раскрывается социокультурный и этический контекст возникновения проблемы полового воспитания детей в русской педагогике. Определяются ключевые приоритеты концепции полового воспитания в трудах ученых, соотносящиеся с сутью этико-гуманистического подхода в педагогике семейного воспитания указанного исторического периода.

Ключевые слова: половое воспитание; половой вопрос; нравственность; родительское воспитание; гигиена целомудрия.

В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Ни для кого не секрет, что в современной России семья переживает острый кризис, проявляющийся в сфере супружеских и детско-родительских отношений. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на фоне постепенного снижения численности населения в России сокращается количество людей, стремящихся вступить в брак. Так, число супружеских пар по сравнению с 2002 г. уменьшилось на 1 млн и составляет 33 млн человек, 13% из них состоят в неофициальном браке. При этом количество разводов возросло [1].

В связи с этими обстоятельствами приобретает актуальность проблема подготовки молодежи к семейной жизни путем формирования супружеской и родительской культуры подрастающего поколения, безусловным составляющим которой является половое воспитание.

Как известно, вопросы необходимости полового воспитания в нашей стране стали активно обсуждаться в начале 90-х гг. XX в. Связан был столь значительный интерес к данной теме, прежде всего, с двумя обстоятельствами: со сменой государственной коммунистической идеологии на западную (демократическую), а также с ростом числа венерических заболеваний, нежелательных беременностей и абортов среди молодых людей, часто даже не достигших совершеннолетия.

Однако программы по половому просвещению, пропагандируемые в те годы в СМИ и активно вводившиеся в образовательную практику учебных заведений (автору данной статьи довелось «изучать» подобный курс в школе), носили, как правило, чрезмерно либеральный характер, представляя собой «слепое копирование» западных образцов нелучшего сорта. Поэтому у педагогов и родителей, обращавшихся в органы власти с целью прекращения данных занятий в школе, вызывало большую озабоченность то обстоятельство, что курсы по половому просвещению практически игнорировали вопросы нравственности: целомудренного добрачного поведения юноши и девушки, стремления всю жизнь хранить верность своему супругу (супруге), напротив, все считалось доступным и позволенным: половое желание и его удовлетворение, смена сексуальных партнеров и т.д. Следовательно, данные курсы скорее способствовали разрушению, чем созиданию семьи, так как пропаганда «безопасного

секса» освобождала подростков и от ответственности, и от страха перед возможной беременностью, что косвенным образом приводило к возрастанию ранних половых связей.

Таким образом, эксперимент по половому воспитанию в российской школе в 90-е гг. XX столетия потерпел фактическое фиаско. Постепенно большинство учебных заведений в нашей стране отказалось от проведения подобных занятий, что, однако, не решило проблем неготовности молодежи к семейной жизни.

Безусловно, подобные негативные общественные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим актуальность приобретает проблема изучения вопросов полового воспитания в отечественной педагогической традиции, представленной именами многих исследователей.

Следует отметить, что особый интерес к теме полового воспитания наблюдался в российской педагогике на рубеже ХІХ—ХХ вв. Среди причин данного явления современные ученые называют следующие: «разрушение религиозно-патриархальных устоев семьи, приведших к идеологическому и нравственному кризису семьи; ослабление нравственного влияния церкви; распространение в молодежной среде нигилистических настроений и связанных с ними “передовых” взглядов на мораль, семью и взаимоотношения полов; тяжелые условия жизни населения, его урбанизация; невнимание школы к вопросам полового воспитания учащихся и т.д.» [2. С. 6— 11]. Более того, как отмечает С.Ю. Девятых, на рубеже ХІХ—ХХ вв. были проведены эмпирические исследования полового поведения, результаты которых свидетельствовали об изменении добрачного поведения молодежи в сторону половой невоздержанности, показали небывалый рост числа заболеваний, связанных с половой распущенностью, криминальных абортов и отказов от новорожденных [3. С. 48].

Неудивительно, что ответом на эти общественные явления стало появление не только большого числа переводной литературы, посвященной вопросам половой жизни (З. Фрейд, А. Моль и др.), но и работ отечественных ученых, среди которых немаловажное место занимают труды известного представителя естественнонаучного течения педагогической антропологии Николая Ефимовича Румянцева (? —1919).

Наследие Н.Е. Румянцева по праву занимает важное место в ряду достижений отечественной науки. Его перу принадлежат труды в разных областях педагогического знания: от исследований по эстетическому раз-

витию детей до работ по педагогической психологии. Вместе с такими известными учеными того времени, как А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, И.А. Сикорский, Румянцев был создателем педологии — нового научного направления, в центре внимания которого стояла личность ребенка в ее индивидуальном развитии, своеобразии и неповторимости. При этом особое место среди исследований Румянцева занимают работы по половому воспитанию детей в семье и школе (статья «Проблема полового воспитания с психологической точки зрения» («Вестник воспитания» за 1912 г., № 8); доклад «О половом воспитании», произнесенный на Первом Всероссийском съезде по семейному воспитанию, 1914 г. и др.).

В частности, в знаменитом докладе «О половом воспитании» ученый убедительно доказывает, что подобного рода воспитание напрямую связано с нравственным развитием личности ребенка. Румянцев отмечает, что «вопрос о половом воспитании принадлежит к числу наиболее жгучих и трудных проблем нравственного воспитания». Более того, добавляет ученый, «результаты неправильной постановки воспитания в этой области не только портят и коверкают личную и семейную жизнь многих отдельных людей, но и являются громадным социальным бедствием», так как вырождение нации — «родное дитя половых излишеств, сифилиса, проституции» [4. С. 292].

При этом педагог не отрицает огромного значения полового чувства во всех душевных переживаниях людей. Однако вслед за Рибо он выделяет три периода эволюции полового инстинкта: инстинктивный, эмоциональный и интеллектуализированный. Задачей воспитания, по мнению Румянцева, является создание благоприятных условий для правильной эволюции этого инстинкта, который должен облагородиться, достигнув третьего уровня [4. С. 293].

Поэтому он считает, что правильное половое воспитание - дело непростое, требующее от родителей и воспитателей знания половой природы ребенка и ее возрастного развития.

Румянцев советует родителям начинать половое воспитание детей в семье с раннего возраста, поскольку этот период наиболее благоприятен для воспитательных воздействий с педагогической точки зрения. При этом ученый считает, что задачей родителей на этом этапе является как можно более долгое пребывание ребенка (до 13-15 лет) на латентной стадии полового развития, которая характеризуется инфантильной сексуальностью, реализующейся в развитии социальных чувств (чувства отвращения, стыда, этических и эстетических представлений).

По суждению Румянцева, родителям необходимо предохранить детей от преждевременного полового созревания, т.е. стремиться к тому, чтобы ребенок до 13-15 лет оставался ребенком: увлекался фантастическими сказками и приключениями, был весел и радостен, спокоен и уверен в себе.

Поэтому ученый рекомендует родителям помнить о причинах преждевременного полового развития детей, разрушающих спокойную безмятежность детства. Эти причины он разделяет на внешние (развращение, происходящее через ранее осведомление детей об опреде-

ленных отношениях между мужчиной и женщиной со стороны прислуги, старших товарищей, чтение порнографической литературы, разглядывания неприличных картин, поведение развратных взрослых и т.п.) и внутренние (всякого рода нервные потрясения, отсутствие гигиены половых органов, телесные наказания и т.д.).

При этом Румянцев замечает, что даже при стремлении родителей оградить ребенка от этих причин матери и отцы не должны терять бдительности, так как ранее сексуальное возбуждение может зависеть от физических и психических особенностей развития ребенка, поэтому процесс полового воспитания всегда требует индивидуального подхода.

Как отмечает педагог, особое значение половое воспитание приобретает в переходном возрасте, когда мальчики и девочки превращаются в юношей и девушек. Как известно, этот период возрастного развития характеризуется потерей детской беззаботности, место которой занимает беспокойное волнение, ведущее к неуравновешенности и резким изменениям настроения, ослаблению духовных интересов и способности владеть собой, значительному понижению авторитета взрослых. «Задача воспитания в это время, когда половой инстинкт уже пробуждается, - пишет Румянцев, -заключается в предохранении от преждевременного, разрушающего здоровье его удовлетворения и от так сильно распространенного среди детей переходного возраста полового извращения» [4. С. 295].

Безусловно, замечает ученый, успех полового воспитания в этом возрасте зависит от того, насколько родителям удалось привить ребенку основы нравственности, а также научить его сдержанности и самообладанию. Однако даже если этого не было сделано в ранние годы, родители и воспитатели не должны отчаиваться. Напротив, они должны использовать разнообразные методы сохранения нравственной чистоты ребенка, среди которых Румянцев особо выделяет опору на положительный пример товарищей, общественное мнение классного коллектива, а также стремление развивать увлечения ребенка (занятия фотографией, спортом, собирание различных коллекций и т.д.), которые могут отвлечь его от эротического возбуждения.

Во второй период переходного возраста (16-18 лет) происходит окончательное формирование характера и личности молодого человека. Румянцев называет этот период «наиболее благодарным с педагогической точки зрения», так как влияние пользующегося авторитетом ребенка родителя и воспитателя никогда не бывает так сильно и глубоко, как в этом возрасте. Поэтому, отмечает педагог, именно в это время усваивается рыцарское отношение к женщине, прививаются привычки находить удовольствие не в чувственных, унижающих человеческое достоинство наслаждениях, а в искусстве, науке, общественной деятельности, самоусовершенствовании [4. С. 295-296].

Таким образом, заключает Румянцев, «половое развитие идет рука об руку со всем духовным развитием; задача полового воспитания совпадает с правильно понятым воспитанием и заключается в выработке типа сознательного, критически мыслящего, идеально настроенного и способного к самообладанию человека» [4. С. 296]. Исходя из этого, педагог замечает, что по-

ловое воспитание не может сводиться к одному половому просвещению или физической гигиене, так как это непростая психологическая проблема, требующая тщательной заботы и самого внимательного отношения к душевным переживаниям ребенка, понимания его личности и особенностей индивидуального развития.

Заметим также, что в своей работе Румянцев приводит много цитат из сочинений З. Фрейда в области детской сексологии, однако ученый не принимает свойственную фрейдизму биологоэротическую ориентацию, отодвигающую вопросы нравственности на второй план. Напротив, как мы видим, ученый рассматривает этический компонент в качестве движущей силы процесса полового воспитания, в отличие от Фрейда полагая, что не либидо управляет человеческой психикой, а сам человек может и должен уметь управлять своим половым инстинктом.

Интересно, что Н.Е. Румянцев был не одинок в своем понимании сущности полового воспитания как процесса нравственного совершенствования личности. С его точкой зрения были солидарны многие его современники.

Например, эта тема достаточно подробно рассматривается в пособии В.Н. Жука «Мать и дитя. Общедоступная гигиена матери и ребенка», до революции выдержавшем 11 изданий. В данной работе автор убедительно доказывает, что здоровье детей напрямую зависит от таких факторов, как состояние здоровья родителей, их образ жизни до брака и после его заключения, а также состояние матери во время беременности. Причем большое значение, по мнению Жука, имеет половое поведение отца и матери до брака. Распутная жизнь будущего отца до женитьбы (что в те годы было достаточно распространенным явлением в привилегированной среде) приводит, по суждению ученого, не только к венерическим заболеваниям его будущей жены, к рождению слабых, «выродочных» детей, но и к нравственному разрушению всей семьи. Поэтому педагог настоятельно рекомендует молодым людям всячески воздерживаться от добрачной половой жизни, а их родителям удерживать своих детей (особенно дочерей), готовящихся вступить в брак, от союза с уже развратившимся человеком [5. С. 17-60].

Интерес представляет книга другого педагога того времени К.В. Сидоровича «Дети и половой вопрос» (1909), в котором автор предлагает родителям разработанный им курс занятий по воспитанию в детях целомудрия и половой сдержанности. Примечательно, что ученый советует родителям раскрывать «тайну» человеческого пола перед детьми постепенно и ненавязчиво, прибегая к аналогиям растительного и животного мира. Причем первые темы его курса связываются с величием мира природы и важности любви к Родине («Мир Божий» и др.) [6].

Процесс воспитания нравственных отношений между юношами и девушками подробно изучается в статье Г. Зоренгфрей «О половом просвещении» (1905). В частности, автор этой статьи рекомендует родителям объяснять детям недопустимость пренебрежения этическими нормами в вопросах половых отношений между людьми [7]. Этот же этический компонент подчеркивается в труде Е. Лозинского «Новые проблемы вос-

питания» (1912). В данной работе ученый уделяет особое внимание «гигиене целомудрия», призванной стать ведущим принципом правильного полового воспитания. Суть подобного понятия заключается в необходимости сочетания физического, гигиенического и нравственного воспитания, при котором от ребенка не скрывают вопросов сексуального характера, однако сообщают о них в соответствии с его возрастом, постепенно и бережно, сопровождая обязательными моральными советами [8].

Подобной позиции придерживается и Е.Н. Водовозова. В частности, она отмечает, что к теме полового воспитания в современном ей обществе наблюдается повышенный интерес: родителей призывают объяснять своим детям значение половой сферы в жизни людей. Однако, как замечает Елизавета Николаевна, все эти объяснения могут остаться для ребенка лишь «пустым звуком и ничуть не заставят его бросить онанизм» [9. С. 70]. Более того, полагает Водовозова, дети «гибнут» не от того, что им в детстве не объясняли половых вопросов, а от ненормальных условий общественной жизни, когда разврат становится обычным делом, и от неправильного семейного воспитания, предуготовляющего почву для преждевременного полового возбуждения и распущенности, когда сами родители являют своим детям дурной пример полового цинизма, а подчас и супружеской неверности.

Поэтому исследовательница полагает, что задача родителей, стремящихся к истинному воспитанию своих детей, заключается не в их половом просвещении, а в укреплении их тел и душевных способностей. Поэтому Водовозова призывает родителей выступить против преждевременного пробуждения полового инстинкта в своих детях. А делается это через воспитание воли детей, развитие добропорядочных привычек и чувства долга. Также педагог советует занимать свободное время ребенка какой-нибудь нравственной обязанностью: помощью нуждающимся ближним, больным, родственникам, эстетическим наблюдением за миром природы, рукоделием, домашним трудом и т.д. [9. С. 71-72].

Эту же мысль продолжает в своем труде «Что необходимо знать родителям учащихся по вопросу о половом воспитании» (1912) другой ученый начала XX в. Б.Н. Либерман. В частности, он отмечает, что родители должны стремиться воспитывать в своих детях физическую и духовную половую гигиену. При этом ученый замечает, что под такой гигиеной он понимает не столько физическую гигиену и половое просвещение, сколько умственное и нравственное развитие личности ребенка, помогающее ему самому преодолевать соблазны и искушения и не поддаваться дурному влиянию окружающих развращенных людей [10].

Еще одним исследованием того периода, обращенным к этой же теме, является книга О.Б. Фельцмана «Нервные дети. Очерк психологии детского возраста для воспитателей» (1916). В этой работе автор с медицинской точки зрения исследует особенности развития детской сексуальности. Однако он же замечает, что половое воспитание детей не может ограничиваться только мерами медицинского и гигиенического характера, а должно основываться на этических принципах

любви к добру, справедливости, сдержанности в поведении и потребностях. Поэтому Фельцман заключает, что половое воспитание есть в первую очередь воспитание духа, успешность которого во многом зависит от положительного примера родителей и окружающих людей [11].

Также данной проблеме уделяется внимание в книге «Введение в дошкольное воспитание» (1915) известного российского педагога и психолога П.П. Блонского. В частности, Блонский замечает, что в отечественной науке сложились два подхода относительно того, как должен протекать процесс полового воспитания детей дошкольного и школьного возрастов. Первый из них -медицинский - заключается в том, чтобы стремиться сообщать детям биологические, физиологические и гигиенические особенности правильного сексуального поведения, второй - педагогический - пытается рассматривать человеческую сексуальность в идеальном ключе. Успешность реализации двух этих подходов, по мнению Блонского, зависит от того, насколько родители и воспитатели стремятся укрепить в детях нравственное начало [12].

На основании вышеизложенного мы можем заключить, что русским педагогам рубежа XIX—XX вв. было свойственно этико-гуманистическое понимание проблемы полового воспитания детей в семье. При таком подходе на первый план выносились не вопросы полового просвещения, а вопросы нравственного воспитания, предполагающего привитие детям цело-

мудренного отношения к своим телесным и душевным движениям, опирающегося на иерархию нравственных ценностей.

Таким образом, мы можем свидетельствовать о том, что отечественная педагогика еще в конце XXI — начале XX в. выработала свое целостное решение полового вопроса, которое, к сожалению, не было востребовано спустя столетие в программах по половому просвещению, вводившихся в учебную практику постсоветских школ. Более того, на наш взгляд, именно отсутствие этого наиважнейшего этического компонента и повлекло за собой неприятие подобных программ как со стороны родителей, так и со стороны широкой общественности.

При этом мы не должны забывать о том, что вопросы полового воспитания не теряют своей актуальности и в настоящие время. И кризис семейных ценностей, ставший печальным явлением современной действительности, только усугубляет остроту этих вопросов.

Поэтому сегодня, когда пропаганда вседозволенности и гедонизма как смыслов человеческого бытия достигает своего предела, нашему обществу просто необходима опора на духовно-нравственную систему ценностных ориентаций, при следовании которой человек добровольно был бы готов смирять себя ради блага своей семьи и окружающих людей.

И именно такую систему духовно-нравственных ценностей и предлагают нам русские педагоги рубежа XIX-XX вв.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийская перепись населения 2010 года. ШЬ: www.perepis2010.ru

2. Мижева С.Р. Проблемы полового воспитания в отечественной школе и педагогике конца XIX - начала XX в. : автореф. ... дис. канд. пед.

наук. Пятигорск, 2011. 20 с.

3. Девятых С.Ю. Психосексуальная социализация молодежи и ее сопровождение в образовательной среде : учеб. пособие. Смоленск : Изд-во

СмолГУ, 2011. 112 с.

4. Румянцев Н.Е. О половом воспитании // Семейное воспитание : хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. М., 2001. С. 292-297.

5. Жук В.Н. Мать и дитя. Гигиена в общедоступном изложении. СПб., 1881. 488 с. ил.

6. Сидорович К.В. Дети и половой вопрос. СПб., 1909. 227 с.

7. ЗоргенфрейГ. О половом просвещении // Русская школа. 1905. № 1. С. 10-11, 151-160.

8. Лозинский Е. Новые проблемы воспитания : в 2 ч. СПб. : Казначеев и Симонов, 1912. Т. 1. 287 с.

9. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста // Семейное воспита-

ние : хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. М., 2001. 408 с.

10. ЛиберманБ.Н. Что необходимо знать родителям учащихся по вопросу о половом воспитании // Русская школа. 1912. № 3. С. 66.

11. Фельцман О.Б. Нервные дети: Очерки психопатологии дет. возраста для воспитателей. М. : Практические знания, Б.г. 92 с.

12. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М., 1915. 140 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 4 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.