Заметим, что экзистенциальные переживания не зависят от законов нашего повседневного эмпирического существования. Человек, когда любит свое Отечество, в сущности исполняет свой долг, долг как таковой, а вовсе не потому, что так велят эмпирические обстоятельства. Сами люди, зачастую любят вопреки и несмотря ни на что. Сама "чистота" морального долга, с которым связана любовь к Отечеству, заключается в том, что требование его исполнения вовсе не зависит от места и стечения обстоятельств, а также от времени. Очень трудно представить себе "честность", ограниченную во времени и пространстве. Мораль, как нам думается, невозможно сделать зависимой от различных обстоятельств пространства и времени. Но мы должны понимать, что сама любовь имеет духовно-нравственную сущность. Любовь как долг и как чувство есть стимул познания мира, чувство, выступающее в своей универсальной форме, т.е. как ум или разум.
Примечания:
1. Колар Я. О литературной взаимности // Антология чешской и словацкой философии. - М., 1982.
2. Иеин A.A. Многообразный мир любеи // Философия любви. Часть 1/ под общ. ред. Д.П. Горского: сост. A.A. Иеин. - М.: Политиздат, 1990. - 510с.
3. Шеста ков A.A. Контроверзы идентичн остей; Родина и Отечество в Российской посткоммунистической культуре // Проблемы методологии: сбор-ник научных статей, посвященных памяти профессора 8.Н. Борисова. - Самара : Самарский университет, 1998.
4. Мэкрс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К.: Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. -Т, 42.-536 с.
5. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - N»4, -С. 135 136.
6. Лукьянов A.B. Идея мета критики "чистой" любви/Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики. - Уфа : Изде Бант к ti рек. ун-та, 2001, - 226 с.
7. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1/Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Миф-рил, 1993.-687 с.
8. Кузьмина I.A. Любовь как моральный прин- ' цип //Философия любви. Часть 1 / под общ. ред. Д.П. Горского; сост. A.A. Иеин, - М.: Политиздат, 1990. -5Юс.
05
т—I
о
CU
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го 2
MORAL ASPECTS OF ISLAMIC LAW IN THE RELIGIOUS TREA TISES MutaUmovAbdulmuslim Emeevkh, DSc ofSociology, Professor Magomedova Aishat Abkamvna, Postgraduate student, Senior lecturer
North-Caucasian Institute (branch), Russian State University of Justice (Ri.A of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, Republic of Dagestan
The islamic appeal is built on monotheism and unity of islam. According to the Sharia, Islamic states should not oppose the other Islamic countries. The norms of Sharia are also largely associated with tolerance towards people of other religious affiliation and respectful, benevolent attitude towards them, The analysis of development of spiritual and moral institutes of society in modern conditions shows that the younger generation, which in the near future has to decide destiny of the country, is obliged to be credible people for whose fate it is responsible. This responsibility also contains aspects, including the Islamic right as an equal part of a multi-confessional country.
Keywords: Mora!aspects;Islamic right; Sharia; caliphate; Hadith;Kurjan; Sham;Scripture; Prophet; Caliph; a/im; sharia judge.
s
209
НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОГО ПРАВА В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАКТА TAX
В новых ис торических и социально-экономических, политических условиях, когда функционирование гражданского общества е нашей стране становится объективной необходимостью, исследования показывают, что нравственность и справедливость в обществе становятся насущной необходимостью для поддержания и развития традиционных культурных связей поколений единого государс тва с учетом многонационального потенциала страны. Анализ развития духовно-нравственных институтов общества в современных условиях показывает, что подрастающее поколение, которое в недалеком будущем должно решать судьбу страны, обязано заслужить доверие людей, за судьбу ко торых оно ответственно. В этой ответственности и содержатся аспекты, в том числе, и исламского права, как равноправная часть поликонфессиональной страны.
Ключевые слова: нравственные аспекты; исламское право; шариат; халифат; Хадис; Курьаи; Шам; Священное Писание; Пророк; халиф; алим; шариатский судья.
УДК 291.8 ВАК РФ 09.00.14
ФМуталммовА.Э., 2019 0 Магомедова A.A., 2019
s
UJ
S ^
О
e
о о о с
# *
210
МУГАЛИМОВ А бдулмуслим Эмеевич, доктор социологических наук, профессор
МАГОМЩОВА Айшат Абкаровиа, соискатель, ст. преподаватель
кафедра Гуманитарных и социально
экономических дисциплин, Северо-Кавказский институт (филиал), Всероссийский гос.ударе твенный университет юстиции (РПА Минюсте России), Махачкала
Право как общественное явление имеет множество граней. Оно трактуется по-разному, в зависимости от уровня правового сознания и культуры. Существует и религиозное объяснение права, типа "на все воля божья". Мы можем найти ряд определений права, но сущность заключается в том, что право - это осознанная, обоснованная свобода и возможность поведения, которая признается в данном обществе [1 ].
В исламе добродетель понимается не как справедливость вообще, а быть таковым по существу ради Всевышнего, создавшего нас. Ислам придерживался абсолютной справедливости даже тогда, когда почти весь средневековый мир был в его руках, и не оставалось на земле силы, способной противостоять ему. [2]. Не только сами мусульмане, но и благочестивые христиане понимают и восхваляют справедливость и веротерпимость ислама, опирающегося на научные истины, берущего свое начало из глубин веков. Принадлежность к исламу дает мусульманину право на гражданство в любой исламской стране. Исламский призыв построен на единобожии и единстве ислама. Поэтому шариат не выступает против исламских стран. Каждая из них независима и обладает суверенитетом. Нормы шариата во многом связаны с терпением к людям иной религиозной принадлежности и почтительному, доброжелательному отношению к ним, проживающим в странах с мусульманским населением [3]. Например, иудеи и христиане, принявшие покровительство ислама, сохраняют свои религиозные суды, которые решают вопросы семьи и брака, выплаты алиментов, признания отцовства, завещаний, имущества, завещанного на благотворительные цели, опекунства, наследования, а также вопросы межплеменной вражды, не касающейся мусульман и не угрожающей устоям государства.
Пророк Мухаммед всегда защищал людей, принявших покровительство ислама. У них те же права и обязанности, что и у нас, утверждал Посланник (4]. В день Страшного суда я буду врагом тем, кто притесняет их, говорил он |5]. Шариат основывается на принципах абсолютного равенства. Можно сказать, что основа шариата - интересы каждого как в этом, так и в загробном мире.
Возникает вопрос, насколько средневековый нерелигиозный правитель, не переживающий за спасение своей души, мог руководствоваться в войнах богобоязненностью, стремлением быть справедливым ради лучшей загробной жизни? Мог ли он придерживаться религиозного мировоззрения и милосердия, отказаться от всего, что мешает очищению души и достижению идеалов нравственности?
В качестве ответов можно привести множество примеров. Вот хотя бы выдержка из письма халифа Умара своему сподвижнику и полководцу Саду бин Абу Банка су: "Не останавливайтесь со своим войском в деревнях христиан и евреев, принявших наше покровительство и тех, кто заключил с нами мир [6]. А также пусть никто из вас не войдет в дома их, кроме тех, в поведении которых ты уверен. Не причиняйте им никаких страданий, так как они пользуются покровительством и неприкосновенностью. Вы уже убедились в их верности, также как они убедились в нашей терпимости. Даже, если они не станут терпеть вас, вы должны исполнять свои обязанности по отношению к ним". В этом приказе халиф Умар не только требует хорошо обращаться с немусульманами и с теми, кто заключил мир с исламом, но и призывает обращаться с ними мягче, чем того требует договор.
Несмотря на то, что войска стояли только три дня в тех местах, о которых идет речь, Халиф приказал им уйти, чтобы жители не испы-
тывали трудности. Халиф Умар настаивает: "Вы обязаны придерживаться неприкосновенности, заключивших с нами мир, быть верными в покровительстве им так же, как они терпеливы вашему господству".
По мнению исламских ученых, второй халиф Умар был образцом милосердия, завещанного пророком. Когда халиф посылал войска ислама на соседние страны, он не стремился лишить независимости этих стран. Целью походов было, по его собственному признанию, освобождение римских колоний в Азии и Африке с тем, чтобы вернуть коренным народам их религиозные и экономические свободы. При пророке Мухаммеде была ликвидирована власть персидских царей - живых идолов, ставивших себя выше всех на земле [7]. Прошло немного времени, и персы сравнялись арабами. Таким образом, исламское право уравнивает всех независимо от расового и этнического происхождения.
Здесь уместно вспомнить об исламском гостеприимстве как об особенности исламского права. Гостеприимство в исламе возведено в долг каждого мусульманина. В хадисах пророка указывается, что мусульманин, который отказывается оказать гостеприимство брату своему по вере, в течение определенного срока, имея на это возможность, заслуживает законного осуждения. Гостеприимство - это уровень культуры и благочестия. Это ценность и степень общественной оценки, благодаря которой мусульманин сохраняет не только свое лицо, но и уважительное отношение к потомкам в процессе их социализации.
Однако Халиф Умар, боясь, что немусульмане, принявшие покровительство ислама, посчитают гостеприимство признаком слабости мусульман, приказал не злоупотреблять традициями исламской щедрости. Во всем должна соблюдаться мера, говорил он, в том числе и при оказании гостеприимства.
Всевышний подарил человеку блага жизни и сделал главной целью духовное и материальное сохранение, защиту жизни, которую провозгласил ислам и которой поведали посланники Всеведающего [8]. Неудивительно, что подвергать опасности или лишать жизни даже животного, без веского на то основания, есть преступление, за которое Милосердный и Справедливый сполна спросит в Судный день.
Однажды пророк правоверных мусульман в разговоре со своим собеседником, подчеркивая степень ответственности человека за животное, сказал: "Одна женщина вошла в огни ада за то, что она оставила кошку без пищи и
воды за закрытыми дверями". Другой раз пророк рассказывал, что путник, которого мучила жажда, нашел колодец, из которого напился. Уходя, увидел собаку возле колодца, поведение которой напоминало ему самого себя, когда его мучает жажда [9]. Он подумал, что животное также страдает, как и он. Он вернулся и дал возможность собаке испить холодной водицы из колодца. Всевышний поблагодарил его и отпустил его грехи (Хадис от Муслима).
Мы видим, как легко заслужить благодарность Всевышнего, оберегая жизнь животных и помогая им.
Если таково исламское право и отношение ислама к ценности жизни тварей земных, то легко себе представить заботу и награду ислама для тех, кто поддерживает право на жизнь людей, и наказание тому, кто пренебрегает этим правом. ;
Священный Куръан приравнивает убийство одного человека к преступлению против всего человечества, спасение же от гибели -благо: "...кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, то словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человека, тот словно сохранит жизнь всем людям на земле" {Св. Куръан 5 : 32) [101,
Мусульмане и немусульмане равны в правах на неприкосновенность и жизнь. Агрессия, направленная против мирных людей, обозначена в Священном Писании, по своей злостности и чудовищности равна агрессии против мусульман, и тяжко наказывается и в этом, и в загробном мире. Пророк сказал, кто убьет не-мусульманина,живущегов исламском государстве, "тот не может вдыхать ароматы рая". В другом хадисе говорится: "кто убьет того, кто находится под защитой мусульман, того Аллах не допустит в рай".
Неприкосновенность жизни человека священна. Покушение на жизнь человека с целью убийства - преступление. Все это, по исламу, агрессия, наказание за которую - возмездие. Возмездие в исламе узаконено с целью обеспечения абсолютной неприкосновенности людей. В этом смысле следует понимать суру из Куръана: "Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненными" (Св. Куръан, 2 :179) [111
Виды возмездия, которые устанавливает законодатель, связаны с правом на жизнь. Пророк сказал: "Мусульманин защищен от оскорбительного физического воздействия на людей в качестве наказания, в какой бы форме оно не происходило, кроме как по праву. Тот, кто
05
т—I
о cu
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го
a 2
S 211
несправедливо подвергает мусульманина физическому наказанию, он навлечет на себя гнев Всевышнего" [12]. Ислам стремится к миру, спокойствию и стабильности в обществе. Каждый человек имеет право на достойную жизнь, [13].
Один из зажиточных людей того времени одолжил Пророку некоторую сумму денег, в которой тот нуждался. Кредитор пришел к Пророку раньше оговоренного времени и стал в грубой форме требовать с него долг. Об этом рассказывал сам кредитор Умару, будущему халифу и одному из апостолов ислама, в присутствии самого пророка. За подобную дерзость и неуважение к Пророку, возмущенный до глубины души, Умар был готов снести кредитору голову. Посланник Аллаха, почувствовав, как накаляется ситуация, молча, дружелюбно посмотрел на Умара и сказал: "О Умар, ни я, ни он не ожидали от тебя того. Ты будешь показывать мне достойное поведение, а ему -как лучше следовать такому поведению? Ты пойди с ним и дай ему причитающееся и вдобавок дай на 20 мер больше фиников: ты напугал его" (хадисот Ат-Табарани) [14]. Пророк попросил Умара, как бы мы сейчас сказали, возместить моральный ущерб, и он был возмещен сполна, так что неудобно стало кредитору.
Имам Газали приводит еще один пример в своих сочинениях, малознакомый для широкого круга читателей в исламском мире о судье справедливости Шурайхе ибнХарисе [15]. Шу-райх ибн Харис - шариатский судья, о справедливости которого ходили легенды, однажды, идя по дороге, вдруг присел и начал плакать. Его спросили, что случилось, почему он плачет? Он отвечает, что жизнь проходит и очень мало сделано добрых дел.
Другой известный Асхаб-Аббас- двоюродной брат пророка Мухамеда, всю жизнь призывавший народ к объединению вокруг пророка и к исламской вере, называвшийся алимом алимов, был знаком с Шурайхом ибн Харисом, который в течение 70 лет служил верой правдой закону, следуя справедливости. К нему обращались известные люди за справедливым судейским решением. Он ни разу не изменял себе на этом поприще.
Когда Умар-Асхаб стал Халифом (правил 2 года и 5 месяцев), он решил расширить территорию одной из крупнейших мечетей в Мекки. С мечетью граничила земля Умар-Ас-хаба, на которой стоял его дом, у которого Халиф попросил продать землю в пользу мечети. Но Асхаб-Аббас отказался, ссылаясь на
неприкосновенность частной собственности, и на свое право поступать с землей по своему усмотрению. Если Халиф не согласен с ним, он сам предложил Халифу обратиться в суд за справедливым решением, а халиф в свою очередь, доверившись ему, предложил найти справедливого судью, на которого можно положиться в решении подобных вопросов. Асхабом-Аббасом была предложена кандидатура уже известного нам судьи Шурайха ибн Хариса, на что согласился Халиф Умар. Асхаб-Аббас предложил Халифу пригласить к себе известного судью, на что халиф ответил отказом, ссылаясь на то, что неспра ведл иво использовать административный ресурс в личных целях и в свою очередь предложил поехать к судье за решением своего вопроса, что и было сделано. Когда они приехали к судье и изложили цель своего визита, судья начал обращаться к Халифу как к государственному деятелю, на что Халиф ответил, что они находятся в суде, а перед судом все равны, и обращаться к Халифу следует как к обычному участнику судебного процесса.
Суд Халиф проиграл, и решение было принято в пользу Асхаба-Аббаса. Суд решил, что Аббас вправе отказаться в продаже дома кому бы то ни было. После случившегося авторитет Асхаба-Аббаса перед Халифом не пострадал, а наоборот, еще выше поднялся. В течение всего судебного процесса Аббас не получил ни малейшего шанса упрекнуть Халифа в том, что он, используя ресурс власти, оказывает давление на судебное решение. Наоборот, после суда, увидев со стороны Халифа высшую управленческую справедливость, Аббас бесплатно уступил дом вместе с землей для расширения территории мечети ради Аллаха. Так закончилось недоразумение, возникшее между Халифом Умаром и Асхабом-Аббасом в пользу всеобщего дела, за которое волновались два известных в исламском мире человека, и с них берут пример в решении подобных инцидентов. Это показатель того, как право и мораль находят точки соприкосновения. Это зависит от нравственной глубины людей, решающих подобные проблемы.
Право отражает возможное поведение человека в данном сообществе, как было отмечено выше. Даже простой неумышленный осмотр, неосторожно брошенный взгляд внутри помещения чужого дома расценивается как неуважение к его хозяину. Пророк повелевал своему народу не поступать так, и наложил запрет на то, чтобы кто-либо входил в чужой дом без приглашения. Пророк сказал: "Человек, который без разрешения хозяина отодви-
гает занавес или покрывало и подсматривает через полуоткрытую дверь содержимое в чужом доме, нарушает заповедь и совершает грех. Он за это может быть ослеплен, это будет справедливо" (хадис от Ахмеда).
Пророк Аллаха говорит: "Не приближайтесь к дому прямо, в направлении к двери, чтобы не увидеть того, что находится внутри, а приближайтесь со стороны, просите разрешения, и если позволят - входите, а не позволят - уходите" (хадис от Ат-Табарани).
Разве может религия, руководствующаяся такими гуманными принципами, позволить какому-то агрессору или узурпатору захватывать дома, имущества людей, как это было в течение многих веков тирании и деспотизма? Любое угнетение мусульманина - преступление. Право на безопасную жизнь без страха и притеснений должно гарантироваться обществом, Пророк сказал: "Не разрешается мусульманину запугивать другого мусульманина" & другом хадисе сказано: "Не запугивайте никого. Воистину запугивание мусульманина или немусульманина - великий грех". Если запугивание совершается при помощи оружия, то это двойной грех.
Примечания:
Т.Лазарев 6.В. Общая теория права и государства.
-М. 1996, - С, 35-98.
2. Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламо
кой нравственности в сравнении с православной
этикой //Труды СПДС. - Вып. 8. - Саратов, 2014.
С. 39 74.
3. Фролова Е.А, История средневековой арабо-исламской философии:учеб. пособ. -■ Fvl: ИФРАН, 1995; СтепанянцТ. Мусульманские концепции & философии и политике (XiX-XX вв.). - М. : Наука, 1982.
4. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульман с ко-правовая культура. - М. ä ИГиП РАМ, 1997.
5. Сура 2 "аль-Бакара" (Корова) Коран, [Электронный ресурс] URL: http$://umma.ru/sura-2-al-bakara-korova/#2-255 Дата обращения: (25.01.2019)
6. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. - 1897.-С. 35-68.
7. Ефремова Н.В., Ибрагим Т. К. Жизнь пророка Мухаммада. ■ М.: Ладомир. - Т. 1. - 1062 с.
8. Баранов A.B. Концепция Исламского пробуждения аятоллы Али Хаменеи // История и и сгори ческая память: межвуз сб. науч. тр. / под ред. A.B. (ладышева. - Саратов, 2014. -Вып. 9.-С. 190,
9. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М.: Изд воМГТУ, 1992,- 144 с.
10.Сура 5 "аль-Маидз"(Трапеза) Коран, [Электрон ный ресурс) URL: https://umma.ru/st.ira-2-ai-bakara , korova/#2-255 Дата обращения: (25.01.2019)
П.См. то же: Сура 2 "аль-Бакара" (Корова) Коран, [Электронный ресурс] URL: https://umnia.ru/sura-2-al-bakara-kotova/#2-255 Дата обращения: (25.01.2019).
12.Сафи ар-Рахмзн аль-Мубаракфури. Мухаммад (да блзгославит его Аллах и приветствует. - М. : Бадр, 2001.-380 с.
13.Ибн Хишам, Жизнеописание Пророка Мухам мада. - М.: Умма, 2002, -652 с.
14.Хадисы Пророка / пер. с араб, и комм. Иман Валерии Пороховой, гл. ред. Мухаммад Сайд Аль-Рошд. -4-е изд, - М.: РИПОЛ классик, 2010. - С 312.
15. Амирханов Умар-Асхаб, Мысль / Имам Абу Хамид Аль-Газали. - Махачкала, 2000. - 128 с.
05
т—I
о си
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го 2
S
213
THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN IDEA AND RUSSIAN WORLD Neronova Marina Yur'evna, PhD of Philosophical science, Associate Professor Neronov Aieksandr Vladimirovich, PhD ofCult urology. Associate Professor Saint-Petersburg Chemical-Pharmaceutical University, Saint-Petersburg
The article considers the development of the Russian idea as the basis of the ideology of the Russian world and as a form of collective cultural identity for the people living in it. The analysis highlighted the logical forms of historical development of the Russian idea; from the Pro-Byzantine (Moscow - the Third Rome) to the modern, characteristic of Russia of the XXI century. The study used a systematic method and the method of historical analysis. Tendencies in development of the Russian idea characteristic for modern Russia are allocated. The results of the research can be applied in scientific and educational spheres.
Keywords; Russian world; Russian idea; ideology; symphony; collective cultural identity.
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ИДЕИ И РУССКИЙ МИР
В статье рассматривается развитие русской идеи как основы идеологии рус: скою мира и как формы коллективной культурной идентичности для людей его населяющих. В ходе анализа были выделены логические формы исторического развития русской идеи: от провизантийской (Москва - Третий Рим) до современной, характерной для России XX.7 века. При исследовании применя лись системный метод и метод исторического анализа. Выделены тенденции в развитии русской идеи характерные для современной России. Результаты исследования могут быть применены в научной и образовательной сферах.
УДК 130.2 ВАК РФ 09.00.13
& Неронова М.Ю., 2019 0 Неронов A.B., 2019