Научная статья на тему 'Нравственность в современной России'

Нравственность в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
671
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственность в современной России»

страха смерти. «Я», утратившее физическую оболочку оказывается внутри гораздо более обширного и богатого образа (пространства): Элементами схемы тела (оболочки «я») выступают движения воздушных потоков, солнечного света, водные и лесные просторы, жизнь во всех ее проявлениях. Остается опушка леса, на краю болота, покрытая яркой зеленью. Яркое солнце, белоснежные облака плывут по синему небу. Слышится пение птиц. Все наполнено движением звуков, красок. Все полно движением жизни» (Петренко, Кучеренко, 2008).

Практика медитации ведет к изменению категоризации «я» в форме уникального, но смертного «его» и снятию «я» (анатман) в единении со всем человечеством, всеми живыми существами, снятию двойственности между миром и «я». Категория «мы» (на самом деле, медитация, поднимающаяся до уровня нирваны, снимает любую категоризацию) предельно широка и наполняет практикующего ощущением интеграции, любви и приятия. Мир, Бог, Другие и «Я» переживаются в единстве. Нет ни разделения, ни противопоставления. В этом плане практика медитации, будь то буддийская Самадхи или Випасана, практика Исихазма или затворничества в православии, динамическая медитация (типа танца Зикр) в суфизме - мощнейшее средство вхождения в измененные состояния сознания для культивирования духовности, (как снятия ограничений, вызванных фиксацией на Эго) и интеграции с Единым.

А. В. Юревич

Нравственность в современной России

Несмотря на экономические успехи, внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные явления, ставшие характерными для нашей страны в предкризисные годы, общее состояние современного российского общества выглядит тревожным (табл. 1).

16

Таблица 1

Некоторые показатели состояния современного российского общества, 2006 г.

Наименование показателя Значение показателя Место России по данному показателю

Смертность от убийств на 100000 жителей 20,2 1-е место в Европе и СНГ

Смертность от самоубийств на 100000 жителей 30,1 2-е место в Европе и СНГ после Литвы

Смертность от случайных отравлений алкоголем на 100000 жителей 23,1 1-е место в Европе и СНГ

Смертность от дорожнотранспортных происшествий на 100000 жителей 17,5 3-е место в Европе и СНГ после Литвы и Латвии

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) 66,6 Последнее место среди стран с развитой и переходной экономикой

Естественный прирост населения на 1000 жителей - 4,8 Одно из последних мест в Европе (перед Болгарией и Украиной)

Число детей, оставшихся без попечительства родителей, на 100000 жителей 89 2-е место в Восточной Европе и СНГ после Литвы

Количество разводов на 1000 жителей 4,5 1 -е место в Европе

Число абортов на 1000 женщин (в возрасте 15-49 лет) 40,6 1 -е место в Восточной Европе и СНГ

Индекс Джини (индекс концентрации доходов) 0,4 1 -е место среди стран с развитой и переходной экономикой

Индекс коррупции (от 0 до 10 баллов, чем выше балл, тем ниже уровень коррумпированности) 2,3 143 позиция в мире(наряду с Гамбией, Индонезией и Того) из 180 возможных

Перечисленные в табл. 1 показатели дополняются другими данными, демонстрирующими, какое общество мы построили под красивыми лозунгами свободы и демократии:

• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

• от жестокости родителей ежегодно страдают 2 млн детей, а 50 тыс. - убегают из дома;

• каждый год 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

• насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;

• 12 % подростков употребляют наркотики;

17

• более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, создаётся в нашей стране;

• около 1,5 млн детей школьного возраста вообще не посещают школу;

• детское и подростковое «социальное дно» составляет не менее 4 млн человек;

• темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

• в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в три раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Количественные данные в свою очередь могут быть дополнены хорошо известными бытовыми примерами, выражающими состояние нашего общества. По-прежнему широко распространена практика криминальных «крыш», рейдерства (эта проблема обозначена и на высшем государственном уровне), «чёрного риэлтерства», финансовых «пирамид», других видов мошенничества и т. п. Существует (в XXI в.!) и такое явление, как работорговля, причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова. Наблюдается массовое мародерство в местах катастроф. Пожилых людей сотнями убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами. Бомжи стали непременным атрибутом вокзалов и других публичных мест. В школах продаются наркотики. Подростки гибнут в кровавых столкновениях между юношескими преступными группировками. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей. Развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание. Публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует матом и блатным жаргоном. И этот скорбный список бытовых свидетельств состояния нашего общества можно продолжать очень долго.

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация нашего общества, которую демонстрируют также его психологические и социологические исследования. Например, по частоте случаев helping behavior, выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Около половины наших сограждан сами признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой. Число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т. е. подлинно законопослушных, составляет 10-15 % и т. п.

18

Основные причины нравственной деградации пореформенной России:

■ общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе, неизбежно сопутствующее радикальным реформам и характерное для «турбулентных», изменяющихся обществ;

■ нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в демократы из партийных и комсомольских работников, трансформировали ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики;

■ специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного российского бизнеса, которыми послужили: а) бывшие советские «цеховики», т. е. подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и продолжившие эту традицию в условиях рыночной экономики, в) партийные и комсомольские работники, с поразительной легкостью сменившие социалистическую мораль на капиталистическую;

■ появление в конце 1980-х - начале 1990-х гг. таких иделогем, как «Можно все, что не запрещено законом», «Надо жить по закону, а не по совести», «Главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу отрицающих всякую мораль;

■ распространившееся в начале реформ псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, охотно ассимилированное некоторыми слоями нашего общества.;

■ криминализация - не только в общепринятом (рост преступности и др.), но и в расширенном смысле слова - криминализация «всей общественной жизни», включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», распространение криминальной лексики, ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения, агрессивность как норма жизни и т. д.;

■ подкрепленная «амнистией прошлого» привлекательность негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали, часто не скрывают своего криминального прошлого, а иногда и настоящего;

■ аномия - разрушение системы моральных норм и их рассогласование друг с другом, характерная для всех постсоциалистических обществ и пришедшая на смену гиперномии -сверхнормированности социалистических режимов;

19

■ упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т. д.;

■ пагубное воздействие на состояние нравов наших СМИ, в особенности телевидения, изобретатель которого - В. Зворыкин, в прошлом году скончавшийся в США, перед смертью сделал симптоматичное признание о том, что если бы он знал, к каким социальным последствиям приведет его изобретение, он бы телевидение не изобретал;

■ господство «экономического детерминизма» в подходах к решению основных проблем нашего общества;

■ уход государства из сферы воспитания, особенно парадоксальный на фоне того обстоятельства, что со времен А. С. Макаренко единство обучения и воспитания считалось одним из краеугольных камней отечественной системы образования.

Нравственное состояние общества представляет собой не только духовную, но и «материальную» проблему, оказывая большое влияние на рождаемость, среднюю продолжительность жизни и т. п. В частности, «катастрофическая депопуляция» современной России, как показывают исследования, во многом объясняется нравственным состоянием нашего общества. В результате игнорирование этой проблемы или намерение решать ее «вслед» за проблемами экономическими могут иметь крайне разрушительные для нашей страны последствия.

Попытаться дать простой ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» применительно к нравственному состоянию нашего общества было бы абсурдным. Тем не менее, можно наметить следующие ключевые направления его улучшения.

■ Пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в современной России крайне искаженный характер.

■ Возрождение институтов морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют.

■ «Экстернализация» нравственных норм путем придания им статуса законов.

■ Декриминализация нашего общества, в том числе и его бытовой культуры.

■ Широкое привлечение ученых - социологов, психологов и др. к разработке законов, представляющих собой не только юридические нормы, но и наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых наукой.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.