НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А.Т. Акматалиев, канд. филос. наук, доцент Э.К. Шарипова, д-р филос. наук, профессор Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-2-77-81
Аннотация. В статье рассматривается активность нравственного сознания в современных условиях проявляется в непрерывном и постоянно возрастающем направленному воздействии на общественное бытие. Современное нравственное сознание нуждается в существенном преобразовании, чтобы выйти из этого тупика. Кризисные процессы в структуре общественного бытия необходимо сознательно направлять в русло реформ общества при одновременном формировании нового по содержанию общественного сознания.
Ключевые слова: демография, общество, сознания, современность, мир, управления.
Роль нравственного сознания в жизни общества в Кыргызстане в силу необходимости поддержания стабильности в стране и поступательного развития постоянного возрастает. Это связано также тем, что, во-первых, оно, будучи органической частью общественного сознания, не только определяется общественным бытием, но и оказывает на него активное обратное воздействие. Во-вторых, становится все более очевидным, что все изменения нравственного сознания, тем более существенные, прямо или косвенно вызываются изменениями в общественном бытии. В-третьих, нравственное сознание, обретая сегодня новые формы, к примеру, медицинское сознание, управленческое сознание, информационное сознание, педагогическое сознание, тесно связано с общественными преобразованиями и дифференциацией общественного труда, что находит отражение в видах деятельностей социальных субъектов, которые и становятся носителями этих форм нравственного сознания. В-четвертых, в настоящее время активно формируются следующие различные формы общественного сознания, которые, претендуя на всеобщность, например, массовое сознание, экологическое сознание, имеют прямое либо косвенное отношение к нравственному сознанию. В-пятых, нравственное сознание определяется как процесс активного отражательно-
преобразовательного процесса социума, формирующего свое общественное бытие. С одной стороны, оно проявляется как рефлексия бытия, реакция на его стремительное изменение, а с другой - оно выступает в качестве инструмента воздействия на бытие. Так, чем более нравственно общество, тем оно стабильно и предсказуемо и тем более стабильно и предсказуемо в положительном смысле его экономическое развитие. В обществе низкий уровень коррупции, воровства, кумовства и т.д.
Проанализируем роль общественного сознания в различные исторические эпохи в аспектах его активности и обратного качественного влияния на общественное бытие.
Во второй половине XX - начале XXI в. вопрос о роли сознания в общественной жизни человека требует осмысления в контексте глобализационных процессов.
В настоящее время нравственное сознание в Кыргызстане все еще продолжается в переходном состоянии, в котором присутствуют, по нашему мнению, признаки кризиса, который усиливается вследствие приверженности к консервативным традиционным ценностям основной массы кыр-гызов при определенном отставании от стремительно развивающегося общественного бытия, что создает дисбаланс, состояние кризиса в обществе, который имеет
черты и нравственного кризиса, когда нравственное сознание должно так или иначе адаптироваться к быстро меняющемуся миру, бытию. Российский исследователь Д.И. Дубровский констатирует: «В условиях информационного общества и ускорения процессов глобализации проблема сознания приобретает судьбоносное значение для земной цивилизации. Традиционные формы организации исследований в этой области устарели, мало продуктивны, не способны обеспечить нужный кумулятивный эффект. Все это нам ясно демонстрирует нынешнее состояние разработки проблемы сознания». Б.А. Грушин в свою очередь отмечает, что «общественное сознание не только зависит от других подсистем общества в целом, в том числе относящихся к общественному бытию, но и активно воздействует на все эти подсистемы, оказывая существенное влияние на их функционирование и развитие». Очевидно, что все сказанное Д.И. Дубовицким и Б.А. Грушиным о сознании вполне справедливо по отношению и нравственному сознанию.
Во второй половине XX века ряд наиболее развитых в экономическом и технологическом отношении государств фактически перешло к новой фазе общественно-экономического развития, определяемого в настоящее время как постиндустриальное или информационное общество. В настоящее время за счет бурного развития средств электронной коммуникаций большая часть человечества в той или иной мере и в той или иной форме перешли к данной фазе развития. Кыргызстан также не оказался в стороне от данного процесса. Новый этап в общественно-экономическом развитии естественным образом приводит к изменению сознания людей, в том числе, естественно, нравственного. Такой стремительный переход имел одним из своих следствий то, что центральной проблемой современной эпохи стала революция в сознании. Так, российские исследователи, А.И. Ракитов и Е.Д. Панов, указывают в данной связи, а также в связи преобразованиями, происходящими на территории всех постсоветских государств, что центральной проблемой
эпохи, проблемой экономического, политического, культурного, государственного строительства является проблема революции в сознании, которая, по их мнению, «уже началась. Ее симптомы улавливаются».
«В XXI веке, - пишет Ю.В. Яковец, -обусловленный сменой сверхдолгосрочных циклов в динамике мировых, локальных и глобальной цивилизаций затяжной и глубокий цивилизационный кризис ставит человечество перед судьбоносным выбором, требует объединения усилий для формирования интегральной гуманистиче-ски-ноосферной мировой цивилизации на основе диалога и партнерства локальных цивилизаций пятого поколения». По прогнозам ученого, «со второй четверти XXI века начнется переход к повышательной фазе нового цивилизационного цикла и прежде всего на пространстве Большой Евразии». Укажем на то, что данный процесс происходит в настоящее время.
Ж.Т. Тощенко, подчеркивая неразрывную связь сознания и бытия общества, указывает на следующие важные аспекты и проблемы, вызванные переход к новой стадии развития:
- ученые и практики нередко упускают из виду, что эти экономические, политические и другие процессы невозможно отделить от желаний и стремлений людей;
- основным индикатором текущего состояния общественной жизни в постсоветских республиках являются все же не сами экономические показатели, а человеческие качества и человеческое благополучие;
- современный кризис является своего рода платой за бездумное следование модели потребительского общества, заимствованной в США. Это плата за «зонтичные исследования», отказ от углубленной работы над теорией общества, которое строится в постсоветских странах;
- в республиках «растет воздействие общественного сознания на процессы, происходящие в стране и в мире», а «активность сознания находит свое выражение в избирательности, в целенаправленности, в специфических его характеристиках как процесса (акты сознания, их со-
держание, познавательные средства, цель и др.)»;
- среди факторов, определяющих содержание и вектор происходящих изменений во всем мире и в республиках, является социальное настроение, которое на уровне общественного сознания готово и способно реализоваться на практике с определенной ценностной установкой;
- в большинстве постсоветских стран оказывают влияние на общественное сознание «фантомы», обладающие «гипертрофированными социальными характеристиками (непомерная жажда власти, неограниченное желание обладать богатством, болезненное стремление к славе)».
Общество в Кыргызстане в своем развитии, проходя этапы стабильного и нестабильного существования, должен исходить из понимания особенностей присущей ему ментальности, но в то же время учитывать и вызовы современности, связанные с глобализацией всех сфер жизни общества. Сегодня ориентирами развития сознания социума могут стать, например, соблюдение безопасности, наложение запретов на безудержный рост потребительской психологии и мировоззрения и др.
Кризисные процессы в структуре общественного бытия необходимо сознательно направлять в русло реформ общества при одновременном формировании нового по содержанию общественного сознания.
На наш взгляд, для преодоления тенденций, породивших кризисное сознание социума, общество в Кыргызстане может воспользоваться институтом гражданского общества. Институт гражданского общества как социальная реальность в многообразии социально-экономических и социально-политических признаков, служит, с одной стороны, мерой социальной устойчивости в соответствии со структурой общественной жизни, которая слагается из социально-экономической, социально-политической, социально-идеологической, социально-психологической устойчивости. Стратегия же устойчивого развития гражданского общества на основе правового государства должна возникнуть в ходе диалектического процесса формирования современной политической культуры, в
содержании и формах которой происходят динамичные изменения. Сегодня общество в Кыргызстане независимо от этнической принадлежности его членов переживает следующие процессы и проблемы формирования гражданского общества:
- преодоление квазилиберальной идеологии реформирования и переход к научно-обоснованной стратегии и политике социально интегрированного устойчивого развития;
- последовательное инициирование процессов конституционного строительства, позволяющего создать широкую социальную базу для совместной эволюции правового государства и гражданского общества;
Ключевым моментом в формировании гражданского общества является преодоление либеральных, капиталистических, частнособственнических и потребительских подходов по отношению к коллективистским, регулируемым, легитимным и общественно одобряемым нормам и потребностям. Мы рассмотрим некоторые принципиальные моменты формирования гражданского общества в Кыргызстане третьей главе нашего исследования.
К внутренним проблемам можно отнести «отставание» духовного начала от материального начала, что неизбежно отрицательным образом сказывается как нравственном состоянии общества, так и его нравственном сознании. Кыргызстан вступил в третье тысячелетие разобщенной, обессиленной, подверженной внутренним конфликтам и разрушительным внешним воздействиям, и уже в течение более двух десятилетий преодолевает это состояние.
После крушения СССР Кыргызстан обрел политический суверенитет, сохранив при этом свои культурно-цивилизацион-ные основы, во многом состоящие из традиционных ценностей и элементов, которые необходимы для поддержания и воспроизводства жизнедеятельности общества. И именно на этих основах наша страна приняла вызовы современности субъективного и объективного характера. Из сказанного следует, что в настоящее время базис общественного сознания практически любого народа, частью которого явля-
ется нравственное сознание, формируется, с одной стороны, культурно-цивилизационной составляющей, а, с другой - глобализационные вызовы, на которые следует смотреть диалектически. Перечислим главные субъективные и объективные факторы, оказывающие в настоящее время наибольшее влияние на формирование нравственного сознания в Кыргызстане.
Субъективные факторы:
- рост национального самосознания как ответная реакция на глобализационные унифицирующие процессы и ценности, в роли которых в настоящее время Западная цивилизация пытается выдать собственные ценности;
- процессы вестернизации и американизации, деформирующие как общественное сознание кыргызского народа, так и нравственное его сознание;
- частичная девальвация традиционных духовных ценностей кыргызского народа в условиях навязывания ценностей и образа жизни общества потребления;
- фактическое отсутствие научно обоснованной стратегии и тактики устойчивого развития Кыргызстана;
- недостаточная развитость институтов права и гражданского общества;
- некомпетентность и пассивность населения в области права и налоговой политики государства на местах;
- отстраненность общества от реальных процессов строительства правового государства.
Объективные факторы:
- переход Кыргызстана на рыночные отношения и перевод экономики на мировые стандарты, повлекшие необходимость преобразования мировоззрения и перестройки сознания населения, в том числе нравственного;
- экстенсивный (количественный) рост экономики в ущерб интенсивному (качественному) росту, что, с одной стороны, не создавая необходимой материальной базы, существенно усложняет переход к новой общественно-экономической формации, а другой - значительно затрудняет изменение сознания, его адаптации к быстро меняющимся внешним условиям;
- коммерциализация медицины, образования, социальной сферы в целом, что не позволяет большинству населения получать высококвалифицированные услуги медиков и качественное образование;
- ряд географических и культурно-исторических факторов, влияющих на реальные процессы воспроизводства общества в Кыргызстане;
- интеграционные процессы, сформировавшие социально-экономическую, политическую и духовную основу регионального и международного сотрудничества;
- кризисные процессы затяжного характера, к которым Кыргызстан в силу причин культурно-исторического характера оказался не вполне готовым;
- недостаточно сформированная, развитая либо не модернизированная социально-экономическая инфраструктура Кыргызстана, что существенно затрудняет поступательное развитие общества, его производительных сил и производственных отношений.
Все вышеперечисленные факторы в той или иной мере и форме оказывают воздействие на состояние и современное развитие нравственного сознания народа Кыргызстана. При этом как объективным показателем его состояния, так и важнейшей, по сути, доминирующей в настоящее время составляющей нравственного сознания является экологическое сознание наряду с факторами, формирующими его. Важность экологического сознания в формировании современного нравственного сознания народа, учитывая крайне негативное воздействие человека на природную среду, так значительна, что не только правомерно, но и необходимо подвергнуть философскому анализу взаимосвязь и взаимовлияние нравственного и экологического сознания.
Среди современных учений, обращавших особое внимание на взаимосвязь между экологическим и нравственным состоянием общества и человечества в целом, выделим учение Н.Н. Моисеева об универсальном эволюционизме, в котором глобальный эволюционный процесс представлен как развитие Суперсистемы или,
другими словами, природы. Развивая учение В.И. Вернадского о ноосфере, пришедшей на смену учению о биосфере, Н.Н. Моисеев ввел понятие «рациональное общество», которое, согласно его определению, является обществом, которое идет к «ноосфере, т.е. к состоянию, которое необходимо человечеству для того, чтобы избежать деградации и сохранить возможность для дальнейшего развития. Это желаемое общество ближайших десятилетий должно обладать следующими свойствами:
- быть способным обеспечить возможность проявления интеллектуальных способностей отдельных личностей;
- быть способным обеспечить высокий уровень социальной защищенности человека;
- быть способным выполнить условия
что развитие производительных сил не должно нарушать «запретной черты». Возникает необходимость целенаправленного вмешательства в производственную деятельность общепланетарного масштаба при одновременном существовании общепланетарного рынка».
По мнению Н.Н. Моисеева, «главная трудность общества на границе тысячелетий - реализация нравственного императива - умение преодолевать противоречия международные, межнациональные, религиозные, умение находить разумные компромиссы, когда каждому выгодно поступиться частью собственных интересов во имя общества в целом». Принципы универсального эволюционизма требуют радикального пересмотра существующих видов общественной деятельности на основе модели устойчивого развития.
экологического императива. Это значит,
Библиографический список
1. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. - М.: «Смысл», 2012. - 463 с.
2. Колесников В.Н. Признаки пробуждения духовности // Психология духовности: Хрестоматия / сост. Н.И. Татаркина. - Липецк: ЛГТУ, 2001. - С. 110-131.
3. Золотарёва Ю. Кризис культуры и его определение в свете теории социокультурных трансформаций // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. -№9. - С. 36-362.
4. Карпинский К.В. Опросник смысл о жизненного кризиса: монография. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 108 с.
5. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. - 336 с.
MORAL CONSCIOUSNESS OF THE KYRGYZ PEOPLE IN THE CONTEXT OF
GLOBALIZATION
A.T. Akmataliev, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor E.K. Sharipova, Doctor of Philosophical Sciences, Professor Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The article examines the activity of moral consciousness in modern conditions manifests itself in a continuous and constantly increasing directed impact on social existence. Modern moral consciousness needs a significant transformation in order to get out of this impasse. Crisis processes in the structure of social existence must be consciously directed towards the reforms of society while simultaneously forming a new content of public consciousness.
Keywords: demography, society, consciousness, modernity, world, management.