Мирошниченко И.Л.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко.
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Аннотация
В статье рассматривается возможность нравственно-
патриотического воспитания учащихся на уроках математике посредством национально-регионального компонента и исторических фактов.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, воспитание, уроки
математики.
Keywords: patriotism, morality, parenting, lessons in mathematics.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - на сегодняшний день является одной из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В последнее время стало больше внимания уделяться данной проблеме со стороны государства и общественных объединений, о чем свидетельствуют нормативные документы, связанные с воспитанием патриотизма: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная 29 мая 2015 года.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. В этой связи этнокультурный компонент образования имеет сегодня широкое общественное, межкультурное и образовательное значение. Он соединяет гражданское, образовательное, культурное, социальное и личностное начала, обеспечивает связь социализации и социокультурной интеграции. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Краеведение всегда рассматривалось как значимое средство духовнонравственного воспитания учащихся. Изучение своей малой родины позволяет по-новому осмыслить окружающую действительность,
воспитывает нравственные качества, формирует духовность и чувство патриотизма. Идеи духовного возрождения общества постоянно обсуждались в научных и педагогических кругах, начиная еще с Платона и Аристотеля, Жана Жака Руссо и И. Ф. Гербарта. Однако, наиболее полное звучание они приобрели именно сейчас, в эпоху господства технократической мысли. Каждая этническая группа, развиваясь в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет
своеобразный быт, миропонимание и мышление. Дети должны чувствовать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур, живших и живущих в России.
Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма,
социализация ребенка - это не отдельный предмет. На любом уроке учитель должен воспитывать эти ценности. История и литература - те базовые предметы, которые формируют гражданскую позицию человека, но и математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предметами в том, что она с помощью задач на каждом уроке может касаться самых разнообразных явлений природы, исторических событий. Умелое
использование краеведческого материала на уроках способствует формированию у учащихся социальной ответственности в межкультурной толерантности, воспитанию в духе взаимоуважения и взаимопомощи, приобщению к национальной культуре. Все это должно проходить через весь учебно-воспитательный процесс. Задачи, содержащие краеведческий и исторический материал, положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер и являются одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Решая такие задачи, учащиеся получают разностороннее
представление о родном крае: о его географическом положении, климате, растительном и животном мире, народонаселении, истории и культуры, экономики и т.д. Залог успеха состоит в планомерном, продуманном использовании элементов краеведения на уроках математики. Задачи следует конструировать таким образом, чтобы сведения, которые учитель задумал сообщить сливались с излагаемым фактическим материалом, заставляя детей удивляться, думать и познавать новое. В такой работе важно руководствоваться требованиями самой математики - достоверность информации, конкретность постановки задачи. Формулировки заданий в учебнике часто сводятся к выполнению шаблонных операций, овладение которыми многими учителями и принимается за цель обучения математике. «Самое глубокое обучение математике перестает быть педагогическим, как скоро оно образует обособленную группу идей и знаний, мало влияя на личную ценность человека и скоро исчезает из памяти» - указывал еще И.Гербарт [3]. Как считает Г.В.Дорофеев, обучение математике в школе должно быть ориентировано не столько на собственное математическое образование, в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики. Поэтому в соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развтитие личности [2].
Приемы и формы краеведческой работы при обучении математике возможны самые разнообразные. Это может быть и урок - путешествие по историческим местам, а может быть решение задачи, содержание которой знакомит с некоторыми фактами. Это могут быть и внеклассные мероприятия: викторины, вечер, экскурсии, творческие домашние задания. Можно цикл уроков посвятить какой-либо определенной тематики, например, Великой Отечественной войне. В Удмуртии нет семьи, которой не коснулся бы пожар Великой Отечественной войны. Республика отправила на фронт 400 тысяч своих жителей, воспитала 101 героя Советского Союза, 20 полных кавалеров ордена Славы. Более 145 тысяч наших земляков отдали свои жизни за свободу и независимость Родины. Имя Тани Барамзиной -уроженки города Г лазова, знал каждый пионер и комсомолец прошлого века, а сейчас большинство учащихся не знают ничего о подвиге героя, имя которого носит улица, на которой он живет. Знакомство со знаменитыми земляками посредством задач воспитывает гордость за свою Родину, пробуждает чувства сопричастности к ее прошлому и настоящему. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха.
Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Содержание задачного материала может основываться на следующих фактах: данные национального состава населения; численность населения; численность промысловых животных в республике; распределение земельных угодий; площадь хвойных и лиственных лесов; производство основных видов продукции сельского хозяйств и др. Причем, данные численности и состава населения Удмуртии в настоящее время можно сравнить с данными, полученными во второй ревизии 1746 года, так как данные первой ревизии по нашему краю плохо сохранились. Можно на задачном материале проследить динамику изменения национального состава населения Удмуртской Республики,
использовать факты из социальной сферы, знакомить учащихся с народной метрологией: сажень, аршин, верста, пуд, штоф. У удмуртов существовали особые знаки для изображения денежных единиц-коньдон (коньы дун - цена белки). На уроках геометрии можно использовать материал, посвященный удмуртским узорам [1,41].
Включение элементов истории и краеведения в обучение математике с одной стороны углубляет понимание ими фактического материала, развивает математическое мышление, с другой стороны, активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, позволяет сделать обучение математике содержательным и интересным. Опытный педагог преподносит математику как увлекательную, изящную и интересную науку, воздействуя на повышение интереса к предмету, на формирование творческих способностей, и конечно, на развитие духовных ценностей. Реализовать на должном уровне задачи, поставленные перед учителем в этом направлении возможно с использованием компьютерных технологий, которые приобретают особую значимость в современном образовании [8,115]. Для выяснения научной основы формы организации учебной информации проанализированы различные теории отбора содержания учебного материала[4,3;5,7;9,97]. Проведенный анализ показал перспективность квалиметрического подхода к отбору содержания. При этом эффективность такого подхода, помимо качества учебной информации, в существенной степени будет определяться личностно-ориентированной направленностью образовательного
процесса[6,182;7,161;10,58].
Важно, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала дисциплины, а учитель проводил целенаправленную работу по формированию и развитию патриотических чувств.
1.Волкова М.В., Крежевских. Л.Т. О некоторых способах усиления
воспитательного потенциала геометрических текстовых задач: матер. межд.
науч.-практ. конф.: в 2 частях Соликамский госуд. пед. институт (филиал). ФГБОУ ВПО «Пермский гос. нац. исслед. универ.» Составитель Т.В.Рихтер, 2014. - С.41-45.
2. Дорофеев Г.В. Математика для каждого. - М.:Аякс,1999.
3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. -М.:Педагогика,1982. -704с.
4. Мирошниченко А.А. Экспериментальная педагогика: идеология
инструментальных измерений: материалы рег.научно-практич. Сем. «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений» / Глазов, 2010. - 227 с.
5. Мирошниченко А.А. Информационно-семантическое структурирование
учебного материала: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ижевск, 1995. - 22 с.
6. Мирошниченко А.А., Куртеева О.В. Квалиметрия воспитательного проекта // Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова. - 2014. -№2(62) - С.182-184.
7. Мирошниченко А.А., Иванова Н.П. Семантическое структурирование социально-педагогических ситуаций // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. -2010. -№1 - С.161-166.
8. Мирошниченко И. Л. К вопросу использования образовательно-
информационной среды в реализации национально-регионального компонента при обучении математике / Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: Материалы IV Всерос. науч. -практ. конф. ФГБОУ ВПО «Глазовский гос. пед. инст. им.В.Г. Короленко» Глазов, ГГПИ, 2012. - С. 115-117.
9. Мирошниченко И.Л. Концептуальные положения к отбору и структурированию учебной информации по приоритетам учащихся //Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. -№2. С.97-100.
10. Мирошниченко И. Л. Приоритетно-логическое структурирование учебной информации для общеобразовательной школы: дис. кан. пед. наук. - Глазов, 2005. С. 96-97.