ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 177 DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10020
О. Б. Иванов
Доктор экономических наук, профессор, председатель редакционного совета, главный редактор журнала «ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика», г. Москва E-mail: [email protected]
Oleg B. Ivanov
Dr. Sc. (Economics), Professor; Chair of the editorial board, Editor-in-chief of the ETAP journal, Moscow, Russia
С. В. Иванова
Член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института стратегии развития образования РАО, г. Москва
Svetlana V. Ivanova
Corresponding member of the Russian Academy of education, Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Scientific leader of the Institute for strategy of education development of the Russian Academy of education, Moscow, Russia
Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху
Научно-технический прогресс, цифровизация, искусственный интеллект, являющиеся основными приметами времени, раскрывают перед человечеством колоссальные возможности. Вместе с тем они порождают масштабные риски, несут серьезные негативные проявления, которые нельзя не учитывать. Угрозы и вызовы несет исчезновение гуманистических идеалов, размытость этических позиций, слабое внимание к воспитанию нравственных качеств во всем мире. В современных условиях проблема гуманизации охватывает геополитическую плоскость, внутристрановой уровень, общественную сферу и личностное пространство. Гармонизация отношений, преодоление разобщенности, формирование действенной системы сотрудничества на основе общечеловеческих ценностей сегодня приобретают ключевое значение для сохранения нашей цивилизации.
Ключевые слова: гуманизм, нравственность, гуманизация, кризис, воспитание, образование, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация.
Введение
Выдающиеся, фактически революционные достижения современной информационной эпохи, появление в нашей жизни искусственного интеллекта, цифровизация всех сфер человеческой деятельности открывают колоссальные перспективы и качественно меняют социально-экономические
Как цитировать статью: Иванов О. Б., Иванова С. В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.
условия развития современного мира.
Вместе с тем, как это ни парадоксально, с технологическим и экономическим развитием человечества не наступает гармония, консенсус, взаимопонимание, как между альянсами и блоками государств, странами, наднациональными корпорациями, так и между различными группами и слоями населения внутри стран. Напротив, противоречия обостряются. Межстрановая политическая и экономическая конкуренция приобретает все более агрессивный характер, возникают торговые войны, вводятся санкции и эмбарго; вспыхивают региональные конфликты с военным противостоянием и прямой агрессией. Противоречия углубляются и отражаются и в реальном, и в виртуальном пространствах. Для достижения своих целей противоборствующие силы используют новейшие технологические разработки: создаются атакующие киберподразделения, осуществляются массированные кибератаки, формируются системы тотальной слежки, а также дезинформации собственного населения и международного сообщества. Мир все глубже вползает в состояние гибридных войн. При этом стороны не выбирают средства, забывая о гуманистических, нравственных ценностях, этических основах, которые — в отличие от преумножения богатства и доминирования над другими — по большому счету являются охранной грамотой человеческой цивилизации.
Не отстают от правительств и спецслужб террористические формирования, криминальные группировки и киберпреступники-одиночки, также плотно обосновавшиеся в цифровом пространстве.
Наука, цифровые технологии развиваются очень высокими темпами, при этом внимание к вопросам нравственности снижается, гуманистические идеи, этические проблемы не учитываются в обществе потребления и погони за обогащением и властью. При том что в условиях глобальных рисков, которые присущи современному миру, нет другого пути, нежели объединение всего мирового человеческого сообщества на основе единых гуманистических ценностей во имя спасения нашей цивилизации.
Постановка целей и задач исследования
Основной целью предлагаемого исследования является определение тенденций влияния цифровизации и искусственного интеллекта на гуманитарную составляющую современного мира; изучение направлений адекватного реагирования общества на вызовы, угрозы и риски, порождаемые научно-технологическим развитием. В статье рассма-
триваются актуальные запросы общества на гуманизацию в цифровую эпоху межгосударственных и внутристрановых взаимоотношений, общественной жизни.
Методы исследования
Исследование осуществлялось на основе интеграции теории и практики, использовании базовых общенаучных методов: комплексном монографическом, абстрактно-логическом, факторном и экспертном анализе фактологической, нормативной базы и объективных процессов. В работе применялись следующие методы: проектный, выявления причинно-следственных связей и прогнозных оценок.
Современный мир и человек.
Цифровой прорыв и нравственный провал
Сегодня одной из основных характеристик нашего времени является вступление в информационную эпоху, которая совершает технологический переворот в среде обитания человека. В работу и быт неотъемлемой частью входят Интернет, мобильные технологии, квантовые компьютеры, виртуализация, Big Data, роботы, искусственный интеллект. Глобальные изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности человечества. Современные цифровые технологии предоставляют колоссальные возможности движения вперед в науке и образовании, совершенствовании производства, развитии экономики, улучшении качества жизни людей [14].
Однако любая революция несет разрушения, прогресс обостряет противоречия. Столкновения между старым и новым происходят, потому что общество консервативно, инертно и часто не готово к таким высоким темпам изменений, и особенно это касается гуманитарной, духовно-нравственной сферы. Технологические прорывы по обыкновению прагматичны, ориентированы на результат, на экономический эффект и, разумеется, лишены духовной составляющей. Вопросы гуманистических ценностей, формирования нравственных качеств личности и этических отношений рассматриваются, если поставлены наряду с технологическими, геополитическими и бизнес-целями как отдельные (сегодня — глобальные) цели. К сожалению, по большей части этого не происходит.
Вся история человечества — это войны, конфликты, борьба за новые земли, источники сырья и рынки сбыта, а в последние столетия — за экономическое и политическое влияние в мире, за мировое господство.
Современную эпоху (несмотря на то, что развитию цивилизации, казалось бы, должно сопутствовать объединение стран и народов, поиск консенсуса и расцвет гуманистических ценностей) отличает крайняя степень противостояния отдельных государств, военных блоков и экономических альянсов. Международные экономические отношения достигли сегодня высшей точки кипения, прежде всего, из-за геополитического гегемонизма и попыток США сохранить однополярный мир, из-за недобросовестной конкуренции, политического и экономического давления, протекционизма, незаконных санкций и торговых войн. Но эта, и без того критическая ситуация, дополняется еще одной сферой непримиримого соперничества — борьбой за технологическое доминирование, за передовые позиции в четвертой промышленной революции, шестом технологическом укладе, первенстве в области искусственного интеллекта и на глобальном цифровом пространстве. Именно здесь сегодня находится фронт борьбы за господство над миром. «И ставки здесь исключительно высоки: кто не выйдет в число технических, технологических, научных лидеров — останется на обочине современного мира, на геополитической периферии» [6]. И здесь мы видим, как начинает работать принцип «цель оправдывает средства», когда для достижения цели любой ценой нравственные принципы отодвигаются на задний план.
В настоящее время наблюдается состояние, когда официальные органы государств, их внешнеполитические ведомства и особенно спецслужбы поступаются нравственными нормами и балансируют на грани законности, а часто просто переходят «красную линию», превращаясь из защитников интересов общества в дезинформаторов и провокаторов.
Таким образом, современной реальностью является перенос основного поля битвы на международной арене в информационное пространство. Цифровые технологии и кибератаки стали главным оружием, а киберпод-разделения — основным родом войск. Утрата нравственно-этического «компаса», указывающего человечеству путь к правде и духовности, чревата гуманитарной катастрофой.
Также мы видим, что в современном мире гуманистический раскол, антагонизм, разобщение происходят не только на уровне государств и международных альянсов, но также и внутри стран (между государством и населением, работниками и работодателями, социальными слоями и стратами общества, различными группами влияния).
Парадоксально, что в эпоху великих научных достижений, техноло-
гических возможностей «силы тьмы» постоянно напоминают о себе и на уровне отдельных субъектов, и на уровне отдельных групп, превращая цифровые достижения цивилизации в угрозы и вызовы для нее же.
Новейшие достижения в информационно-коммуникационных технологиях вызывают множество искушений, которые при отсутствии твердой нравственной платформы позволяют легко перейти границу дозволенного этическими нормами и даже законом.
Обыденной практикой в политике и бизнесе стал сбор компромата на конкурентов, оппонентов и даже на партнеров. При отсутствии фактов материалы фабрикуются, монтируются, фальсифицируются и осуществляются их вбросы в средства массовой информации и интернет-ресурсы, ведь современные цифровые технологии позволяют срежиссировать и смонтировать любые сюжеты, подделать голоса и даже изменить до портретного сходства образы в фиктивных материалах [8].
Массовым явлением стали взломы паролей компьютеров, несанкционированное вторжение в базы данных и электронную почту с целью их криминального использования. Пугающих масштабов при фактической безнаказанности достигли кибератаки с целью получения персональных данных, иной информации для дальнейших хищений с банковских карт и счетов, а также зарабатывания на шантаже. При этом банки, компании, государственные и правоохранительные органы здесь не всегда эффективны.
В связи с этим показателен пример, приведенный в книге Кевина Митника «Искусство быть невидимым. Как сохранить приватность в эпоху Big Data»: «Интернет накрыла волна вирусов-вымогателей... Программа шифрует все содержимое вашего жесткого диска, блокируя пользователю доступ ко всем файлам, пока он не заплатит хакеру. Так, даже офис шерифа округа Диксон в Теннесси в 2014 году заплатил выкуп вымогателям, чтобы те разблокировали отчеты о вскрытии, свидетельские показания, фотографии с мест преступления и другие документы количеством 72 000 единиц» [9]. При этом отмечается, что ФБР в подобных случаях рекомендует просто заплатить.
Всего, по оценкам экспертов ФБР в сфере кибербезопасности, потери от киберпреступлений в мире только в 2019 году составили два триллиона долларов США [15]. Эксперты Кембриджского университета оценивают ущерб от кибератак в 7% мирового ВВП [1]. И тенденция здесь далеко не в пользу декриминализации цифрового пространства.
Понятно, что обозначенные выше проблемы находятся не в технической плоскости, а в нравственной сфере.
Рассуждая о моральном неприятии преступности во все времена и в цифровую эпоху, нельзя не обратить внимание на некий парадокс. Мы уже неоднократно писали о том, что в сознании обывателя, да и в профессиональном сообществе произошла определенная деформация. Бытовые кражи или уличный грабеж однозначно осуждаются, однако «к киберпреступлениям, которые по сути являются таким же бессовестным воровством (даже более изощренным), отношение более мягкое. В определенных „узких кругах" это стало своего рода спортивным состязанием, компьютерной игрой, а хвалиться созданием вирусных программ, достижениями во взломах и успешными хакерскими атаками стало проявлением „крутости". Даже в современных фильмах (например, „Кухня. Последняя битва" и „}{отт@бь)ч") хакеры представлены как положительные образы. Такие произведения „киноискусства" размывают представление о том, „что такое хорошо и что такое плохо"» [6]. И это еще один гуманитарно-нравственный вызов обществу, системе образования.
Повторимся, что если не стать весьма настойчивыми в разрешении гуманистических проблем, в утверждении этических основ общества, в формировании нравственных качеств личности в условиях бурного технологического развития, то человечество может оказаться заложником или даже жертвой такой недальновидности.
Казалось бы, цивилизация, развиваясь, должна идти по пути прогресса, в том числе не только технического, но и ценностно-гуманистического, однако мы видим, что научно-техническое развитие не является гарантией нравственной гармонизации, а мы все, напротив, стали свидетелями обострения как внешних, так и внутренних противоречий. И пока вместо поиска «дороги к Храму» мы видим нравственный тупик.
Где еще таится опасность? Потеря личности, цифровое рабство
Рассуждая об отличительных особенностях нашего времени — эпохи постмодерна и цифровизации,— мы с удивлением замечаем, что главной проблемной сферой современного человеческого общества является сам человек, находящийся в новой окружающей среде. Трансформацию личности следует отнести к одной из основных характеристик современной действительности.
И здесь полезно обратиться к модной ныне теории поколений, созданной американскими учеными Н. Хоувом и У Штраусом. Она, на наш взгляд, бесспорно, имеет право на существование, так как окружающая среда, созданная конкретной эпохой, не может не оказывать воздействия на каждого индивида и на все слои общества, формируя массовое сознание. Однако, если можно в принципе согласиться с классификацией предыдущих поколений («беби-бумеры» — родившиеся до 1963 года, поколение «X» — с 1963 по 1983 год, «Y» — с 1983 по 2004-й), и то достаточно условно (так как авторы проводили исследования на американском континенте), то современное общество — явление более сложное и противоречивое, которое нельзя без оговорок уложить в «прокрустово ложе» указанной теории. Она возникла в конце прошлого века и не могла учесть стремительного, революционного темпа технологических изменений и связанных с этим изменений личности и общественного мышления. Причем это касается не только молодого поколения, но и всех остальных, живущих в наше цифровое время. И все же нельзя не извлечь из теории рациональное зерно — сам подход к анализу и синтезу присущих поколениям общих черт.
Информационно-коммуникационным технологиям «все возрасты покорны». В цифровой среде обитают представители всех возрастных групп — от малых детей, которые осваивают гаджеты до того, как научились писать рукой, до глубоких пенсионеров. Владение компьютером и наличие мобильного Интернета являются в наши дни не только обязательным условием для большинства профессий, но и необходимым атрибутом обыденной жизни в большинстве стран мира. Но все же следует отметить, что юное поколение (родившиеся уже в этом столетии), именуемое поколением «Z», «сетевым» или «digital native» («цифровые аборигены»), безусловно, имеет свои принципиальные психофизиологические отличия. И это не столько виртуозное владение современными информационно-коммуникационными технологиями, сколько другое восприятие мира, иной тип мышления. Сетевое поколение — это продукт постмодерна, яркое его проявление.
Охарактеризовать «digital native» непросто, но это необходимо сделать для понимания присущих поколению отличительных черт и особенностей, прежде всего обусловленных виртуально-цифровым образом жизни и подверженности в связи с этим определенным моральным деформациям. Это важно еще и потому, что именно данному поколению
предстоит определять будущее цивилизации.
Ранее, в своих работах, мы (на основе мнения экспертов, собственных оценок и исследований) приводили основные характеристики «7», которые нам представляются достаточно полными и обоснованными. Поколение это «срослось с высокими технологиями, Интернетом и погружено в виртуальный мир. Его представители (в своей массе) имеют поверхностные знания, индивидуалисты, эгоисты, склонные к завышенной самооценке, „нарциссизму", свободолюбивы, не имеют четкой жизненной позиции, ориентированы на мнение авторитетов-кураторов из Интернет-сетей и зависимы от публичных сетевых оценок (отсюда большое значение придается селфи, лайкам и прочим атрибутам, повышающим популярность). Главным в жизни являются эмоции, ощущение нового („движуха", „тусовки" как самоцель — повод вторичен). Главная ценность — свобода, в том числе от семьи, детей, от высокооплачиваемой работы, предполагающей жесткий, ненормированный график и высокую степень ответственности. Модно не обременять себя атрибутами стабильной жизни (жилье — в аренду, машина — каршеринг и тому подобное). Мышление, скорее, образное, чем логическое, но не целостное, а клиповое» [6]. Именно этим обусловлено упрощение коммуникаций, где живое общение заменяется цифровым, где разговорам по телефону предпочитают СМС-сообщения, электронную почту, смайлики, эмодзи, визуальные клише или картинки, пересылаемые фотографии. Порой удивляет (до смешного), когда где-нибудь в кафе сидит парочка за одним столом и общается через гаджеты.
Действительно, в наше время, определяя основные приметы современной цивилизации, принято говорить о ней как о технологической, главным трендом которой является цифровизация. Рассматривая человеческую составляющую нового времени, мы все чаще склоняемся к формату применения понятий «человеческий капитал», «человеческие ресурсы», «высококачественный, высокоэффективный или инновационный контингент», «^йа1-аудитория», «цифровой лидер».
При этом, говоря о профессионализме, компетентности, креативности, инновационности, амбициозности и аналогичных качествах «человеческого капитала», мы нередко упускаем гуманистическую основу человеческого общества.
Цифровая трансформация общества в условиях, когда высокоэффективные системы, технологический прорыв, научно-техническое
лидерство, достижения в роботизации и создании искусственного интеллекта становятся самоцелью, а человек — ресурсом, капиталом или инструментом, личность тоже трансформируется, а точнее сказать, деформируется, создавая реальный риск (как бы это громко ни звучало) гуманитарного кризиса цивилизации.
Формирование технологического мышления, его формализация и алгоритмизация ведут к эдакому сближению человека и робота по способам решения задач и характеру, нацеленности на рационализм и утилитарный подход. На это же работает оценка деятельности в зависимости исключительно от эффективности и конечного результата. При этом превалирование прагматического подхода и достижение результата любой ценой часто становится причиной разрушения традиционных гуманистических ценностей.
Интернет — величайшее достижение человечества, сопоставимое с изобретением колеса, но у этой «золотой медали» тоже есть обратная сторона. Кроме его криминального применения (о чем мы уже говорили), есть интеллектуальные и знаниевые проблемы его широкого использования. Фундаментальное исследование Тома Николса «Смерть экспертизы. Как интернет убивает научное знание» [12] дает подробный анализ проблемы, которая четко сформулирована в названии книги. Не будем пересказывать ее содержание (полагаем, что все, кто занимается вопросами образования, гуманизации и цифровизации, должны прочесть книгу с карандашом в руках). Приведем лишь несколько самых важных, на наш взгляд, мыслей и выводов:
- «Интернет это богатейшее хранилище знаний, но и в то же время — средство распространения повальной дезинформации» [12, с. 29];
- «.сейчас мы наблюдаем процесс обесценивания экспертного знания в любой области, спровоцированное Google, Wikipedia и блогами, стирание любых границ между профессионалами и дилетантами, студентами и преподавателями, знающими и просто любопытствующими» [12, с. 19-20];
- «Объем Интернет и неспособность отделить значимую информацию от хаотического шума означают, что качественная информация всегда будет погребена под дрянными фактами и странными рассуждениями. Но что еще хуже, нет возможности угнаться за всем этим. В 1994 году существовало менее трех тысяч веб-сайтов. К 2014 году это количество перевалило за один миллиард» [12, с. 171];
- «Помимо формирования потоков ложной информации, Интернет ослабляет способность, как профессионалов, так и ученых, выполнять базовые исследования — умение, которое помогает каждому управляться в этом безумном океане ложной информации» [12, с. 173];
- «Интернет фактически меняет способ чтения и даже мышления — и только к худшему. Мы ожидаем мгновенной информации. Мы хотим, чтобы она была разложена по полочкам, наилучшим образом представлена наглядно... и мы желаем, чтобы там говорилось то, что нам нравится» [12, с. 176].
Это лишь некоторые тезисы, характеризующие негативную сторону, повторимся, величайшего создания человеческого разума — Интернета. Но каждый из названных имеет свои продолжения и последствия. Например, последнее замечание отражает такое явление, как «манипу-ляционный эффект поисковой системы».
В манипуляции сознанием, как отмечал С. Кара-Мурза, «особое место занимает создание фантастических образов для того, чтобы увлечь массы людей, на время превращенных в толпу и потерявших чувство ответственности. В этом состоянии они обретают особый тип мышления — аутистический», цель которого — «создать приятные представления и вытеснить неприятные, преградить доступ всякой информации, связанной с неудовольствием. Тот, кто находится во власти аутисти-ческого мышления, избегает действия и не желает слышать трезвых рассуждений» [7].
И здесь мышление (если оно еще таковым остается) можно направить в любое русло: на ловлю покемонов, на управляемые протесты и даже в «клуб самоубийц» или вовлечение в террористические организации.
Особым побочным продуктом цифрового общества стало аномальное погружение в виртуальную реальность, в которую субъект уходит настолько глубоко, что «выпадает» из реального мира, теряет свой внутренний мир как личность, как индивид, оставаясь в мире информации или игры, познавая реальность через смоделированный и измененный мир, подвергнувшийся информационному воздействию и психологическим корректировкам [3].
В этом случае геймификация (Комментарий 1), возникшая, во-первых, как метод и средство обучения, а во-вторых, как индустрия развлечения, также приобрела свою теневую сторону. В болезненную зависимость
от интернет-среды, от компьютерных игр попадает все больше людей (прежде всего, детей и молодежи, но также и иных возрастных групп). Это уже стало эпидемией, от которой пока не найдено лекарства.
Новые вызовы образованию
Общеизвестно, что сфера образования — фактор, обеспечивающий развитие экономики, социальное благополучие, успешность личности. Однако в наше время окружающая действительность меняется настолько быстро и кардинально, что очень сложно успевать адекватно реагировать на трансформации современного мира. И здесь мы вынуждены с горечью констатировать, что, может быть, за исключением немногих научно-образовательных центров мирового уровня, традиционные образовательные системы отстают от темпа и ритма времени, от новых запросов к образованию.
За многовековую историю человечества мы привыкли, что авторитет учителя (в разных его ипостасях) всегда был непререкаем. Но эпоха постмодерна и цифровой экспансии практически перечеркнула эту данность.
В отличие от малограмотной аудитории прошлого, приходящей получать знания, современный контингент учащихся уже владеет компьютером, Интернетом, может в онлайн-режиме проверить сведения, получаемые от учителя на уроке. К тому же нередки случаи, когда ученик, готовящийся, например, к поступлению в технический вуз, посещающий подготовительные курсы и занимающийся с репетитором, знает математику лучше, чем его учитель математики. Как, впрочем, это касается любого другого предмета.
Поэтому в наше непростое время учитель, преподаватель должен иметь глубокие знания, компетенции по своему предмету, владеть современными методиками преподавания, быть моральным авторитетом, и, конечно же, владеть информационно-коммуникационными технологиями. Дети, молодежь сегодня глубоко погружены в виртуальное общение. И это тоже большая проблема для учителя. Мы уже делали акцент на этом в своих работах, подчеркивая, что «сегодня учитель выпадает из ареала общения своих учеников, которые живут активной интернет-жизнью. В современных условиях педагогу важно не только оставаться формальным авторитетом, но и найти соответствующие подходы, вписаться в круг, завоевать доверие, чтобы стать полноправным членом и неформальным лидером сетевого сообщества своих учеников. При этом необходимо
создавать морально-этический каркас коллектива, показывая пример нравственного поведения» [5; 6]. Современный учитель должен быть цифровым капитаном, способным вести за собой к вершинам знаний и умений, а не вожаком стаи охотников на покемонов.
Одной из основных проблем современного образования, пожалуй, является опасность утраты гуманитарного базиса; приоритет над воспитанием узко специального обучения конкретному функционалу, а не их сочетание. В итоге становится реальной опасностью формирование не гармонично развитой, компетентной и одновременно нравственной личности, а, по меткому выражению Козьмы Пруткова, «специалиста, подобного флюсу, с односторонней полнотой».
Но современный, прагматичный подход в профессиональном образовании, особенно в 1Т-сфере, ориентируется как раз на приобретение и развитие личных компетенций. Сегодня даже в глобальных корпорациях прослеживается тренд на подбор кадров по индивидуальным характеристикам в замкнутой области знаний и умений, где классическое высшее образование уже не является обязательным.
Гуманистическая образовательная модель подменяется чисто технократической. Реальной опасностью (прежде всего для воспитания будущих поколений) становится наметившаяся тенденция к снижению востребованности гуманитарных знаний при решении задачи подготовки узких специалистов под заказ бизнеса. Даже на уровне общего школьного образования программы часто ориентируются на углубленное изучение профильных дисциплин естественнонаучного, цифрового и технологического блоков в ущерб гуманитарным знаниям. Уже наблюдается порочная, на наш взгляд, тенденция к сокращению количества академических часов (учебной нагрузки), отведенных на дисциплины гуманитарного профиля, причем как в школе, так и в профессиональных образовательных организациях. И, как следствие, у массы учащихся и выпускников можно наблюдать серьезные пробелы в знаниях по истории, литературе, обществознанию, снижение элементарной речевой грамотности (как устной, так и письменной), не говоря уже об отсутствии необходимых представлений об этике и эстетике. В жертву прагматичному обучению часто приносится нравственное воспитание.
Гуманитарным пробелам в образовании сопутствуют и способствуют, на наш взгляд, новые технологии «чтения» художественной, популярной и деловой литературы — создание цифровых книжных сервисов
с кратким изложением сюжетов и основных идей книг. «Сегодня на отечественном рынке „саммари" порядка шести сервисов с подобными услугами, включая представительства зарубежных компаний — например, крупнейшей библиотеки книг в кратком изложении getAbstract» [2]. Ведущими проектами российского сервиса в этой сфере являются Smart Reading и «Брифли». У последнего тексты на сайте почти полностью взяты из базы «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении». По оценкам экспертов в данной сфере, «в среднем человек может прочитать книгу на 400 страниц за шестнадцать часов. Стандартная формула для изложения — двадцать минут на книгу» [2]. Исключительно сложно, на наш взгляд, даже правильно понять сюжет произведения, если из него убрать, например, чувства Наташи Ростовой после первого в ее жизни бала; размышления, переживания душевные муки и метания героев Достоевского, описания природы Пришвина. Парадокс такого современного подхода к чтению литературы в том, что, расширяя кругозор за счет количества «прочитанных» книг, рациональный человек мало что получает, он обедняет свой духовный и эстетический мир. Та же проблема, на наш взгляд, таится и в современных трактовках и авангардном видении классики на театральной сцене.
Новым и очень перспективным для системы образования является обучение онлайн, дающее колоссальные возможности, связанные с получением консультаций и доступа к масштабным базам данных по всем направлениям знаний, учебным и вспомогательным материалам, возможностью общения с массовой аудиторией учеников, студентов, преподавателей. Но онлайн-обучение несет и серьезные риски, прежде всего, связанные с усвоением знаний не в живом общении и диалоге с учителем (преподавателем), а в разговоре с «экраном». Другой, не менее важной проблемой, является проверка качества полученных знаний. Пока, совершенно, на наш взгляд, справедливо, дистанционное образование вызывает и среди специалистов, и на бытовом уровне определенное недоверие.
В связи с этим следует отметить, что определенным предвидением запроса на цифровое дистанционное обучение стала работа по формированию и реализации национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13]. Цифровизация, подготовка
и переподготовка кадров, повышение их квалификации пронизывают все национальные проекты практически в революционных масштабах. Достаточно отметить, что национальный проект «Цифровая экономика» предусматривает к концу 2024 года обеспечить по всей стране 100% социально значимых объектов и 97% домохозяйств широкополосным Интернетом; обучить 10 млн граждан по онлайн-программам развития цифровой грамотности; обеспечить сферу информационных технологий квалифицированными кадрами; довести прием на специальности ИХТ-профиля до 120 тыс. человек [10], что позволит решить проблему нехватки в стране специалистов цифрового профиля. Реализация нац-проекта «Наука» обеспечит присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития [4; 13]. Национальный проект «Образование» также ставит амбициозные цели по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождению России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. По Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» планируется создание по всей стране сети центров цифрового образования детей, обеспечение 100% образовательных организаций Интернетом, а также внедрение в них механизмов оценки качества промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения [11]. При этом исключительно важно, что наряду с развитием образования нацпроектом «Образование» поставлена цель «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [11].
Заключение
Те изменения, которые привносят в нашу жизнь цифровизация, искусственный интеллект, четвертая промышленная революция, необратимы. Нам следует примириться с этим, независимо от того, готовы ли мы сегодня к столь динамичным изменениям, способны ли к восприятию не только преимуществ, но и негативных сторон технологического развития.
В текущем 2020 году в мире возникли совершенно новые реалии, которые перевернули привычное течение всей жизни на нашей планете. Хотя человечество и шло в направлении активного внедрения
цифровизации во все сферы жизнедеятельности, но ступать старалось аккуратно, с оглядкой, оценивая риски, но при этом все равно попадало в непредвиденные ситуации. COVID-19 существенно ускорил указанный процесс. Самоизоляция и обусловленные ей удаленная работа, совещания в режиме видеоконференции (до самого высокого уровня — вплоть до заседаний правительства или саммита G-20), онлайн-обучение, электронные пропуска и прочие приметы сегодняшнего дня беспрецедентно подталкивают к ускорению тотальной цифровизации. И даже после победы над пандемией мир уже не станет таким, каким был раньше, и победное шествие цифровых технологий не замедлится. Коронавирус ускорил перемену жизненного уклада в обществе, расширив аудиторию пользователей Интернета за счет вовлечения новых слоев населения, даже ранее далеких от цифровых технологий, а также увеличив количество времени работы с компьютером традиционными пользователями.
Но техника и технологии лишь раздвигают горизонты возможностей человека, становятся активными его помощниками в решении проблем, но не могут дать системы ценностей. Искусственный интеллект, роботы никогда не научатся эмпатии. Поэтому преодолеть процессы дегуманизации, нравственного кризиса, бездуховности, которые присущи эпохе постмодерна, нашему прагматическому технократическому времени, обществу потребления,— это прерогатива человека и только человека, сохраняющего и развивающего общегуманистические, общечеловеческие этические ценности.
Это может звучать парадоксально, но в современном мире глобальная беда — пандемия коронавируса — может выполнить некую гуманитарную функцию. Как человек в минуту смертельной опасности вспоминает о Боге, оценивает свой жизненный путь и молится о прощении грехов, так и человечество в наши дни должно вспомнить о нравственном очищении, имеет шанс преодолеть идеологические, геополитические и экономические разногласия.
Комментарии
1. Геймификация («game» — англ. «игра» и «facio» — лат. «делаю») — термин появился в начале нынешнего столетия. Его автор Ник Пеллинг (Nick Pelling) — английский программист и дизайнер видеоигр.
Литература
1. Глобальный прогноз рисков на 2020 год. Как повлияют катастрофические явления на мировой ВВП? // Фориншурер [Электронный ресурс]. URL: https:// forinsurer.com/news/19/12/27/37568 (дата обращения: 07.04.2020).
2. Замарин М. Цифровой нон-фикшен // Эксперт. 2019. № 50. С. 58-59.
3. Иванова С. В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Пространство и время. 2013. № 3. С. 72-75.
4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Национальные проекты — основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 4. С. 107-121.
5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики. М.: Русское слово — учебник, 2020. 160 с.
6. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7-30.
7. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2007. 864 с.
8. Ларина Е. С., ОвчинскийВ. С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. М.: Книжный мир, 2018. 416 с.
9. МитникК. Искусство быть невидимым. Как сохранить приватность в эпоху Big Data. М.: Эксмо, 2019. 464 с.
10. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ info/35568 (дата обращения: 07.04.2020).
11. Национальный проект «Образование» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events (дата обращения: 07.04.2020).
12. Николс Т. Смерть экспертизы: как интернет убивает научные знания. М.: Эксмо, 2019. 368 с.
13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (дата обращения: 15.04.2020).
14. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2019. 209 с.
15. Internet Crime Report 2018 // Federal Bureau of Investigation. Internet Crime Complaint Center [Электронный ресурс]. URL: https://pdf.ic3.gov/2018_IC3Report. pdf (дата обращения: 02.04.2020).
THE MORAL AND HUMANISTIC CRISIS IN THE INFORMATION AGE
Scientific and technological progress, digitalization, artificial intelligence, which are the main features of the times, reveal tremendous opportunities for humanity. At the same time, they give rise to large-scale risks and carry serious negative impacts that cannot be ignored. Threats and challenges are caused by the disappearance of humanistic ideals, the blurring of ethical positions, and the lack of attention to the upbringing of moral qualities throughout the world. In modern conditions, the problem of humanization
covers the geopolitical level, the domestic level, the public sphere, and personal space. Harmonization of relations, overcoming disunity, forming an effective system of cooperation based on universal values today become key to the preservation of our civilization.
Keywords: humanism, morality, humanization, crisis, upbringing, education, Internet, information and communication technologies, digitalizati
References
• Global'nyj prognoz riskov na 2020 god. Kak povliyayut katastroficheskie yavleniya na mirovoj VVP? // Forinshurer [Elektronnyj resurs]. URL: https://forinsurer.com/ news/19/12/27/37568 (data obrashcheniya: 07.04.2020). [In Rus].
• Internet Crime Report 2018 // Federal Bureau of Investigation. Internet Crime Complaint Center [Elektronnyj resurs]. URL: https://pdf.ic3.gov/2018_IC3Report.pdf (data obrash-cheniya: 02.04.2020).
• Ivanova S. V. K voprosu o vliyanii infokommunikacionnyh tekhnologij na obrazovatel'noe prostranstvo // Prostranstvo i vremya. 2013. № 3. S. 72-75. [In Rus].
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Nacional'nye proekty — osnovnoj faktor formirovaniya i raz-vitiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2019. № 4. S. 107-121. [In Rus].
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noj poli-tiki. M.: Russkoe slovo — uchebnik, 2020. 160 s. [In Rus].
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Perspektivy razvitiya obrazovaniya v usloviyah chetvertoj pro-myshlennoj revolyucii // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2019. № 6. S. 7-30. [In Rus].
• Kara-Murza S. G. Manipulyaciya soznaniem. M.: Eksmo, 2007. 864 s. [In Rus].
• Larina E. S., Ovchinskij V. S. Iskusstvennyj intellekt. Bol'shie dannye. Prestupnost'. M.: Knizhnyj mir, 2018. 416 s. [In Rus].
• Mitnik K. Iskusstvo byt' nevidimym. Kak sohranit' privatnost' v epohu Big Data. M.: Eksmo, 2019. 464 s. [In Rus].
• Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» // Pravitel'stvo Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events (data obrashcheniya: 07.04.2020). [In Rus].
• Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» // Pravitel'stvo Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/info/35568 (data obrashcheniya: 07.04.2020). [In Rus].
• Nikols T. Smert' ekspertizy: kak internet ubivaet nauchnye znaniya. M.: Eksmo, 2019. 368 s. [In Rus].
• O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (data obrashcheni-ya: 15.04.2020). [In Rus].
• Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. M.: Eksmo, 2019. 209 s. [In Rus].
• Zamarin M. Cifrovoj non-fikshen // Ekspert. 2019. № 50. S. 58-59. [In Rus].